Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пояснения по делу об административном правонарушении образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Приложение N 3. Объяснение (рекомендуемый образец)
скачать образец в формате DOC, PDF
скачать образец в формате DOC, PDF
скачать образец в формате DOC, PDF
скачать образец в формате DOC, PDF
Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.
В комментируемой статье 26.3 КоАП РФ закрепляются следующие виды доказательств:
1) объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
2) показания потерпевшего;
3) показания свидетелей.
Согласно части 1 комментируемой статьи объяснения вышеперечисленных лиц представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Процессуально положение лица, привлекаемого к административной ответственности, отражено в ст. 25.1 КоАП РФ, потерпевшего — в ст. 25.2 КоАП РФ, свидетелей — в ст. 25.6 КоАП РФ.
В ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. Такое объяснение является источником доказательств по делу.
Отказ от дачи объяснений, так же как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не доказывает его виновность. Сообщаемые данные должны быть полными и конкретными. По поводу каждого факта указывается источник осведомленности.
Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (п. 1 ст. 25.2 КоАП РФ). Одним из прав потерпевшего является право давать объяснение по делу. Такое объяснение является источником доказательств по делу.
В то же время потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным для свидетеля (ст. 25.6 КоАП РФ). В этом случае потерпевший, как и свидетель, обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы. Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по требованию судьи, органа, должностного лица, являются источником доказательств по делу.
В своих показаниях потерпевший вправе затрагивать любые вопросы, если считает, что они имеют значение для дела. Он может, в частности, сообщить данные об отягчающих обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Показания потерпевшего могут касаться характеристики лица, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними.
Согласно ст. 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Показания свидетеля также являются источником доказательств по делу.
Особенностью процессуального статуса свидетеля является законодательно установленная обязанность явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний (п. 2 ст. 25.6 КоАП РФ).
При получении показаний свидетелей следует помнить, что свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (п. 1 ст. 51 Конституции РФ); давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол (п. 3 ст. 25.6 КоАП РФ).
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей являются прямыми доказательствами по делу, имеющими важное значение для объективного рассмотрения дела.
Форма сообщения ими сведений может быть как письменной, так и устной. В то же время часть 2 комментируемой статьи содержит требование обязательной фиксации указанных сведений и раскрывает основные варианты такой фиксации, что требует их отражения:
1) в протоколе об административном правонарушении;
2) протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
3) протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении.
В случае необходимости они записываются и приобщаются к делу.
При оценке доказательств следует исходить из доказательственного равенства объяснений нарушителя и показаний потерпевшего. Поэтому их необходимо сопоставлять друг с другом, с иными доказательствами, собранными по делу для формирования необходимых выводов по существу рассматриваемого дела.
Решение Верховного суда: Постановление N 305-АД15-16726, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено. Суды пришли к выводу о том, что в оспариваемом постановлении в нарушение требований статей 26.1 — 26.3, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отражены обстоятельства правонарушения и не установлена вина лица, привлекаемого к административной ответственности, т.е. постановление о привлечении к ответственности не отвечает требованиям статьи 24.1 Кодекса…
Как правило, нарушения, которые требуют пояснения со стороны работника, довольно серьезны и могут привести к дисциплинарному взысканию, вплоть до увольнения. Чтобы этого избежать и честно разобраться в ситуации, грамотный руководитель просит дать письменные объяснения.
Объяснительная записка может обезопасить сотрудника в спорных ситуациях при разногласиях с работодателем, а также может обрести статус доказательного документа в случае обращения какой-либо из сторон в судебную инстанцию.
Чаще всего объяснительную записку пишут на имя директора предприятия. Но если компания очень крупная, то ее следует писать непосредственному руководству (начальнику цеха, бригадиру, руководителю отдела и т.д.). Обычно должность человека, на чье именно имя нужно писать записку, регулируется «Правилами внутреннего распорядка», которые должны быть в каждой организации.
Для написания объяснительной записки установлены определенные сроки: не более двух рабочих дней с момента инцидента. Именно поэтому работодатель, составляя письменное требование о предоставлении объяснений, должен поставить дату – отчет будет вестись именно с нее. Если в установленное время объяснительная записка не будет написана, работодатель вправе применить к подчиненному любые меры взыскания, адекватные проступку и в рамках закона.
Следует помнить о том, что за одно нарушение может быть применено только одно дисциплинарное наказание и не позднее, чем через месяц после установления факта допущенного нарушения (факт устанавливается также письменно, путем составления и регистрации специального акта).
О внедрении образцов процессуальных документов
Объяснительная записка пишется в свободном виде. В ней обязательно должны быть указаны следующие данные:
сведения о предприятии,
информация о руководителе и провинившемся сотруднике,
дата проступка,
пояснения.
Чем убедительнее будет основная часть, тем лучше для работника, в качестве аргументов лучше всего приводить доводы, имеющие какие-либо письменное подтверждение (например при опоздании на работу – справку из мед. учреждения, или чек из автосервиса с датой и временем произведенного ремонта и т.п.). Также положительную роль играет раскаяние в содеянном нарушении (если в нем имеется прямая вина сотрудника) и обещание впредь исправиться и не допускать подобных ошибок.
Объяснительная записка с точки зрения норм и правил делопроизводства имеет вполне стандартную структуру и не должна вызвать больших затруднений при написании
В «шапке» документа правом верхнем углу необходимо вписать сведения об адресате.
Сначала здесь указывается должность сотрудника, на чье имя она составляется (директор, генеральный директор, начальник отдела, руководитель группы и т.д.).
Затем пишется полное название организации, с указанием ее организационно правового статуса (ИП, ООО, ЗОА, ОАО), а также фамилия, имя, отчество адресата.
После этого точно также оформляются данные о работнике (должность, название компании, фамилия, имя, отчество).
Далее указывается населенный пункт, где зарегистрировано предприятия, а также дата написания заявления.
Потом по центру строки нужно написать наименование документа с коротким обозначением его сути (в данном случае «об опоздании на работу»).
Вторая часть является основной. Здесь нужно обязательно привести только факты и причины проступка, при этом следует постараться дать корректное пояснение с четкими формулировками и приведением аргументов. Если есть письменное доказательство невиновности сотрудника, это следует также указать. Много и очень подробно писать не надо – никто не будет читать несколько страниц текста, более того, такое пояснение может вызвать отрицательную реакцию со стороны работодателя.
Заявление необходимо подписать с обязательной расшифровкой подписи и передать его либо секретарю, либо лично в руки непосредственному руководителю.
О том, как давать объяснения по административному делу, каждый решает самостоятельно. Однако, следует понимать, что объяснения имеют важное значение для дела и впоследствии будут учитываться при принятии решений.
Если лицо признает свою вину в совершении правонарушения, тогда необходимо как можно подробно описать обстоятельства совершенного правонарушения. При этом, если объяснения лица будут записываться какими-то должностными лицами, то необходимо затем их внимательно прочитать, чтобы не был искажен смысл сказанного, и только потом подписывать.
Если лицо не признает свою вину, тогда необходимо пояснить, почему лицо не считает себя нарушителем, а именно, либо в его действиях нет состава, он не совершал то, что ему вменяют, либо правонарушение совершено другим лицом.
ВНИМАНИЕ: лицо, считаемое правонарушителем, вправе отказаться давать объяснения.
Конкретно сказать, что говорить, а что нет при даче объяснений по административному делу сложно, поскольку составы бывают разные и обстоятельства дел разные. Однозначно, если лицо не признает вину, не надо говорить то, что может свидетельствовать о его виновности.
Форму объяснений для заполнения лицу могут дать должностные лица. Если же форма для заполнения не предоставлена, тогда объяснения оформляются в свободной форме.
В ОГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу
от Иванова Ивана Ивановича,
проживающего по адресу: г. Екатеринбург, ул. Народной Воли, 5
тел. 8 922 22 2222
ОБЪЯСНЕНИЯ
по административному делу
15.05.2020 я двигался по а/д по ул. 8 Марта в г. Екатеринбурге. На перекрестке улиц 8 Марта-Щорса во время моего движения на зеленый свет светофора справа выехал автобус № 50 с госномером АВ 567 ЕТ на запрещающий сигнал светофора. С моей стороны были предприняты меры к экстренному торможению, однако избежать столкновения с автобусом не удалось.
Моей вины в произошедшем ДТП не имеется, поскольку я двигался, соблюдая ПДД, на зеленый свет светофора, с разрешенной скоростью движения 40 км/ч. Кроме того, в момент выезда автобуса, который двигался на красный свет светофора, с моей стороны были приняты меры для экстренного торможения. Избежать столкновения не удалось, в связи с малым расстоянием до автобуса (примерно 20 метров).
Одним из доказательств моей невиновности является запись с моего видеорегистратора, на которой четко видно, что я двигался по всем правилам и принял меры к избежанию столкновения.
Дата, подпись
Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.
ВС объяснил, когда протокол ГИБДД является недействительным
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Административные правонарушения — это противоправные действия лиц, нарушающих нормы Российского законодательства. Область такого преступления относится к ответственности, указанной в статьях КоАП РФ. Вина в их совершении квалифицируется умыслом или неосторожностью. Умысел доказывается при определении противоправных поступков, если человек осознавал их незаконность, предвидел опасные последствия и желал их наступления. Признаками нарушения по неосторожности являются действия человека, который предвидя негативные последствия своих действий, самонадеянно полагал, что предотвратит их. Ответственность за проступок наступает, когда несовершеннолетний достигает шестнадцатилетнего возраста.
Объяснительная предоставляется лицом, в отношении которого проводится разбирательство, потерпевшим и свидетелем. Много вопросов возникает у обывателя о ее правильном составлении, законном статусе и периоде времени, когда объяснение следует давать. Это не обязательная мера, но нарушитель, в отношении которого проводится разбирательство, в свое оправдание имеет право пояснить свое поведение, возможно, отличающиеся по характеристикам от мнения должностного лица, оформляющего документ о правонарушении. Таким же правом обладает потерпевший и свидетель. Пояснения можно давать как в письменной, так и в устной форме, но рекомендовано их оформить письменно во время составления протокола. Устные — можно давать в суде, так как они будут зафиксированы в протоколе судебного заседания.
На практике документ о правонарушении и пояснения нарушителя, потерпевшего или свидетелей являются основными доказательствами по данному делу. В соответствие с Законом о полиции, сотрудник имеет право вызвать в отдел полиции граждан, имеющих какое-либо отношение к данному делу и получить от них объяснения. Это необходимые действия, осуществляющиеся в рамках разбирательства по совершению нарушения. Все сведения подтверждающей, разъясняющей, уточняющей, оправдывающей или признательной направленности имеют важное значение в осуществлении расследования. Как правило, бланк объяснительной заполняет сотрудник полиции или ГИБДД, указывая следующие данные:
Данные и сведения, используемые в качестве доказательств по делу, могут быть установлены на основании протокола об административном правонарушении (п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении должен содержать следующую информацию (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):
дата и место оформления документа;
наименование должности и имя компетентного лица, оформившего протокол;
реквизиты лица, применительно к действиям которого оформляется протокол об административном правонарушении;
при наличии свидетелей и потерпевших — адреса их места проживания;
дата, время и место, где было совершено правонарушение;
факт установления события правонарушения;
норма права (КоАП РФ или закон субъекта РФ), регламентирующая ответственность за правонарушения;
показания гражданина, в отношении которого открыто дело, или представителя организации, уполномоченного законом;
иные факты и сведения, полезные для полного и всестороннего изучения дела.
Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2017 N 19-АД17-2
Протокол по факту совершения правонарушения оформляется практически всегда. Законом № 195-ФЗ закреплены исключения из этого правила (п. 1 ст. 28.2).
Протокол об административном правонарушении не подлежит оформлению в следующих случаях:
При совершении некоторых разновидностей административных правонарушений, начало изучения материалов по которым инициируется прокурором (ст. 28.4 закона КоАП РФ).
В ситуации избрания административного наказания в форме штрафа или вынесения предупреждения непосредственно на месте совершения правонарушения. При этом постановление по делу оформляется компетентным сотрудником органа, уполномоченным на такие действия законом. Документ передается лицу, в отношении которого вынесено постановление. Факт передачи подтверждается распиской (п. 1 ст. 28.6 КоАП РФ).
При выявлении нарушений норм права в области безопасности движения на дорогах, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, зафиксированных с использованием работающей в автоматическом режиме спецтехники или техсредств, имеющих функцию фото-, кино- или видеосъемки (п. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).
В процессе оформления протокола об административном нарушении фиксируется вся необходимая информация, указанная в п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ. При этом следует учитывать:
что, помимо ФИО физлица, в отношении которого инициируется рассмотрение материалов о правонарушении, нужно зафиксировать его дату рождения, т. к. ответственность по КоАП РФ наступает с 16-летного возраста (п. 1 ст. 2.3 закона № 195-ФЗ);
наличие свидетелей и потерпевших — не обязательное условие составления протокола об административном правонарушении, т. к. они бывают не всегда;
максимально подробное и полное описание любых сведений и обстоятельств должно послужить вынесению компетентным органом объективного и справедливого решения.
Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения правонарушения (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Если нужны дополнительные сведения, то протокол об административном правонарушении может быть оформлен в течение 2 дней (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).
Глава 12 закона № 195-ФЗ содержит нормы административного права, касающиеся правил безопасности дорожного движения. Протокол об административном правонарушении при несоблюдении упомянутых норм не составляется, т. к. постановление о нарушении правил безопасности дорожного движения выносится должностным лицом на месте. Если оно было оформлено в отсутствие лица, нарушившего правила дорожного движения, копия такого документа с приложением фото- и видеоматериалов направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).
Подробно о полномочиях сотрудниках ГИБДД и ответственности за их превышение можно узнать, прочитав нашу статью Полномочия сотрудников ГИБДД – чем грозит превышение?
Таким образом, протокол об административном правонарушении по общему правилу оформляется сразу после выявления факта нарушения. КоАП РФ предусматривает случаи, в которых постановление по делу формируется компетентным сотрудником без составления протокола об административном нарушении.