Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выпишите предложение с составным именным сказуемым трепещет озябшая за ночь осинка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
По цели высказывания | |
---|---|
По интонации (по эмоциональной окраске) | |
По количеству грамматических основ | |
По количеству главных членов предложения | |
По наличию второстепенных членов | |
— |
Контрольно-измерительные материалы русский язык, 8 класс
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Тест с ответами: “Двусоставные предложения”
1. Выпиши подлежащие, укажи, чем они выражены.
А. Смолой пахнут набухшие почки.
Б. По скользкой дорожке в метель и мороз спускаются с горки старушка и пёс.
В. Мы с бабушкой тихонько уходили к себе на чердак.
2. Из каждого предложения выпиши сказуемое и укажи его вид.
А. Буду петь я и в радость, и в горе.
Б. Он постарался побыстрее миновать брод.
В. Ночь была лунная и холодная.
Г. Ей туфли будут впору.
3. Укажи, в каком предложении выделенное слово является прямым дополнением.
Б. Книга для детей стала у нас первоочередной задачей.
4. Найдите предложения с ошибкой в постановке тире.
5. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
А. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы.
Б. На столе лежали нитки-мулине.
В. Мы невольно залюбовались Москвой-рекой.
6.В каком предложении выделенное слово является несогласованным определением?
А. Обветшалые избы виднелись вдали.
Б. Учитель дал мне совет читать побольше.
В. Из ромашек белых вяжутся букеты.
7. Определите вид обстоятельства в предложении.
При желании можно всего добиться.
А. Обстоятельство места.
Б. обстоятельство причины.
В. Обстоятельство цели.
Г. Обстоятельство условия.
Д. Обстоятельство времени.
8. Каким членом предложения является причастие?
У пристани столпилось много отъезжающих.
Б. Согласованным определением.
Г. Несогласованным определением.
Д. Именной частью сказуемого.
9. Какое из данных утверждений является неверным?
Дополнение может быть выражено.
А. Именем существительным.
Д. Неопределённой формой глагола.
10. Подчеркните все члены предложения.
Внизу под стройными берёзами стали видны на траве лёгкие синеватые тени.
11. Укажи, в каком предложении глагол в неопределённой форме является подлежащим.
Б. Я прошу вас говорить по существу.
Г. Он постарался побыстрее миновать брод.
1. Выпиши подлежащие, укажи, чем они выражены.
А. Всю осень погода стояла тёплая.
Б. Самый маленький шёл впереди.
В. Тут вмешались мама с папой и обиженного пса увели на полчаса.
Г. Три человека пробирались по тихому ночному лесу.
2. Из каждого предложения выпиши сказуемое и укажи его вид.
А. Мы продолжали молча идти друг подле друга.
Б. О, я как брат обняться с бурей был бы рад.
В. Медведь был велик, стар и космат.
Г. Вечером море было чёрное.
Д. Вишнёвый сад теперь мой.
3. Укажи, в каком предложении выделенное слово является прямым дополнением.
Б. Человек с вещмешком не стал садиться в автобус.
В. Пруд тянется вдоль деревни.
Г. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу».
4. Найдите предложения с ошибкой в постановке тире.
5. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
А. Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик.
Б. В это утро Байкал-озеро особенно завораживает взгляд.
В. Как прекрасно поёт птица-соловей!
6.В каком предложении выделенное слово является несогласованным определением?
А. На блюдечке лежало яйцо всмятку.
Б. Вот опять с берёзы падают пожелтевшие листья.
7. Определите вид обстоятельства в предложении.
При сильной засухе урожай может погибнуть.
А. Обстоятельство места.
Б. обстоятельство причины.
В. Обстоятельство цели.
Г. Обстоятельство условия.
Д. Обстоятельство времени.
8. Каким членом предложения является причастие?
Нами ты была любима и для милого хранима.
Б. Согласованным определением.
Г. Несогласованным определением.
Д. Именной частью сказуемого.
9. Какое из данных утверждений является неверным?
Дополнение может быть выражено.
А. Именем существительным.
Д. Неопределённой формой глагола.
10. Подчеркните все члены предложения.
Цветным чистым ковром стали расстилаться под деревьями опавшие листья.
11. Укажи, в каком предложении глагол в неопределённой форме является обстоятельством.
Г. При сильной засухе урожай может погибнуть.
1. Укажите неверное утверждение:
а) Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу +
б) Подлежащее может выражаться различными частями речи
в) По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием:
а) Весь день стоит как бы хрустальный.
б) «Спозаранку» – слово с тремя приставками и двумя суффиксами. +
в) В доме напротив зажгли свет.
3. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
а) Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
б) Мир кажется мне книгой бесконечной.
в) Я начал строить новый дом. +
4. Найдите предложение с составным именным сказуемым:
а) Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. +
б) Лесной полумрак заискрился нитями лучей.
в) Ребята будут купаться в реке.
5. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
а) Ласковое слово что весенний день.
б) Жизнь коротка искусство долговечно.
в) Мир без книг мир дикарей. +
6. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением:
а) Часовой стережёт объект.
б) Ветер кружит опавшие листья. +
в) Море посылало на берег влажность.
7. Найдите предложение с косвенным дополнением:
а) Морячок играл старинный вальс.
б) Я окно распахнул.
в) Слепит глаза реки далёкой дрожь. +
8. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме:
а) Николай надеялся успеть к обеду домой. +
б) Он приезжал домой пообедать.
в) Любить природу – значит любить Родину.
9. Найдите предложение с несогласованным определением:
а) По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
б) Люблю дымок спалённой жнивы.
в) Пряди различной длины торчали из-под его берета. +
10. Найдите предложение с обстоятельством цели:
а) Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
б) Вадим часто заезжал сюда послушать музыку. +
в) Ветер постепенно стихает.
11. Укажите неверное утверждение:
а) Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в роде, числе и падеже +
б) Сказуемые бывают простые и составные
в) Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения
12. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
а) Птицы добрались до воды.
б) Мы с сестрой уселись на передние сиденья. +
в) Чуть порошит пушок летучий.
13. Укажите предложение с простыми глагольными сказуемым:
а) Синичка села у моих ног и пропищала что-то. +
б) Мы будем трактористами.
в) Морячок продолжал играть старинный вальс.
14. Укажите предложение с простыми глагольными сказуемым:
а) Мы будем трактористами.
б) Морячок продолжал играть старинный вальс.
в) Трепещет озябшая за ночь осинка. +
15. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
а) Цветы символ любви и воспоминаний. +
б) Бедность не порок.
в) Воля как полёт, соединённый с восторгом.
16. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением:
а) Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает.
б) А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая. +
в) Я спешу туда, в лесное царство.
17. Найдите предложение с прямым дополнением:
а) В лесу сосны спорили с ветром.
б) Деревья застыли в немом оцепенении.
в) Берёзки празднуют весну. +
18. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено глаголом в неопределённой форме:
а) Не стану обижать маленьких.
б) В лес вы идёте послушать, о чем шепчутся деревья. +
в) Надо подавлять в себе желание смеяться над людьми.
19. Найдите предложение с несогласованным определением:
а) По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
б) Люблю дымок спалённой жнивы.
в) Было утро с каплями росы. +
20. Найдите предложение с обстоятельством цели:
а) Слегка накрапывал дождик.
б) Вадим часто заезжал сюда послушать музыку. +
в) Ветер постепенно стихает.
21. Двусоставное предложение – это то, в котором есть:
а) Подлежащее и сказуемое +
б) Все второстепенные члены
в) Или подлежащее, или сказуемое
22. Укажите неверное утверждение:
а) Подлежащее может быть выражено инфинитивом
б) Подлежащее может быть выражено существительным или местоименным существительным в форме винительного падежа +
в) По структуре двусоставные предложения противопоставлены односоставным предложениям
23. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием:
а) Всю избу занесло снегом.
б) Делу время, потехе час.
в) Десять делиться на два. +
24. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
а) Ветер колышет траву.
б) Он хочет поступить в институт. +
в) Скоро наступит долгожданная весна.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Часть 1. К каждому заданию А1—А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
А 1. В каком из приведённых ниже предложений подлежащее выражено цельным (неделимым) словосочетанием.
А 2 Какой частью речи выражена именная часть составного именного сказуемого в приведённом ниже предложении? Но я постепенно привык к красоте, и снова всё вокруг стало обыденным, будто бы так и надо (А. Зимин).
А 3. Укажите предложение, в составе которого имеется составное именное сказуемое.
А 4.В каком предложении грамматическая основа указана неверно?
1) АВ 2) АВ 3) АГ 4)ВГ
Часть 2. Ответы на задания В1 — В5 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. В приведённом ниже предложении найдите подлежащее. Укажите, кокой частью речи оно выражено. В тот миг другие тоже остановились.
В2. В приведённом ниже предложении найдите сказуемое. Напишите это сказуемое
Сонливый да ленивый — два родных брата
В 3 Укажите количество грамматических основ приведенного ниже предложения.
Учиться — не значит подражать в чём-то, а значит осваивать приёмы мастерства (М. Горький).
В4. Укажите вид сказуемого, входящего в состав предложения, приведённого ниже.
Из темноты по-прежнему доносится шорох листвы, шелест осоки, всплески и говор переката, хруст сухих сучьев.
В5 Из приведенного ниже 1 предложения выпишите грамматическую основу.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Часть 1 К каждому заданию А1—А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
А1 В каком из приведённых ниже предложений подлежащее выражено существительным с зависимыми словами?
А2 Какой частью речи выражена именная часть составного именного сказуемого в приведенном предложении? Чем-то дорог был лётчику старый обшарпанный патефон
АЗ Укажите предложение, в котором нет составного именного сказуемого.
А4 Какие слова являются грамматической основой в приведённом предложении? Из-за поздней весны и холодного лета не успел лес подготовиться к зиме и выглядит совсем по-сентябрьски.
А5. В каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, в составе которых имеется составное глагольное сказуемое?
А. Великан с грохотом бросил на землю связку дров и стал загонять овец и коз.
Б. Странники забились в самый дальний угол пещеры и только теперь смогли разглядеть хозяина.
В. Он был ростом с высокое дерево, смуглый, одет в козьи шкуры.
Г. Одиссей ответил, что они возвращаются из Трои на родину, и просил принять их дружелюбно
1)АБ 2) АВ 3)АБГ 4) ВГ
В1. В приведённом ниже предложении найдите ‘ простое глагольное сказуемое. Капитан стал засыпать, но не замечал этого
ВЗ В приведённом ниже предложении найдите подлежащее. Напишите это подлежащее. Майора сопровождали несколько команд.
В4. Из приведенного предложения выпишите грамматическую основу.
Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало воспоминанием и, наконец, просто усталостью.
В5. В приведённом ниже предложении найдите подлежащее, какой частью речи выражено это подлежащее. Лишнее говорить — только делу вредить.
Тест «Синтаксис. Подлежащее и сказуемое»
1. Способ выражения подлежащего в предложении – инфинитив:
А) Наша задача — дойти до города, во что бы то ни стало.
Б) Косая туча птиц заслонила леса и небо.
В) Ценить труд сотрудников – значит уважать их самих.
Г) Он начал быстро считать в уме.
2. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?
А) Все знали о твердом решении командира.
Б) Плавит осень тихие березы.
В) Счастливые часов не наблюдают.
Г) Трое сели в первый ряд.
3 . В каком предложении подлежащее выделено неправильно?
А) Все разбитое, брошенное было запорошено снегом.
Б) Млечный Путь — наша Галактика.
В) Три друга склонились над другом своим.
Г) Каждый из нас должен бороться за правду.
4. В каком предложении отсутствует подлежащее ?
А) Я часто думаю о будущем.
Б) Наши уходили все дальше и дальше.
В) Мне часто приходится оставаться одному.
Г) Мы с тобой должны что-нибудь придумать.
5. В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием?
А) Около полудня появляется множество круглых высоких облаков.
Б) Жизнь прожить — не поле перейти.
В) «Завтра» придумано для людей нерешительных и детей.
Г) Стоящие рядом люди как-то странно поглядывали на меня.
6. Предложение с простым глагольным сказуемым:
А) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
Б) Речь, стих — та же музыка, то же пение.
В) Карл Петрович, в конце концов согласился вернуться.
Г) Висевшая картина была работой известного художника.
7. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
А) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.
Б) Сама судьба велит тебе спасать меня.
В) Изменники точно в воду канули.
Г) Большая часть кабинетов была заперта.
8. Предложение с составным именным сказуемым:
А) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.
Б) Ночь была тихая и тёплая.
В) Занимается над лесом утренняя заря.
Г) Вскоре он бросил писать стихи.
9. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?
А) Пусть сильнее грянет буря!
Б) Он дал обещание брату.
В) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно?
Г) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.
10. Какова синтаксическая функция инфинитива в предложении?
Утром она должна была подниматься раньше всех.
А) инфинитив входит в состав простого глагольного сказуемого
Б) инфинитив входит в составное глагольное сказуемое
В) инфинитив является дополнением
Г) инфинитив является обстоятельством
1. В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием?
А) Мы с товарищем выехали до заката солнца .
Б) Гуляющие любовались морем и слушали прекрасную музыку.
В) Сытый голодного не разумеет.
Г) Сидел рыбак весёлый на берегу реки.
2. Способ выражения подлежащего – причастие:
А) Иные сильно вздрогнули.
Б) Присутствующие поздравили юбиляра.
В) Дозорные внимательно осматривали окрестность.
Г) Пожаловал к вам кто-то на дом.
3. Способ выражения подлежащего – инфинитив:
А) Быть честным – это ещё полдела.
Б) С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной.
В) Косая туча птиц заслонила леса и небо.
Г) Вся жизнь есть мысль и труд .
4. В каком предложении подлежащее выделено неправильно?
А) Мать с сыном поедут отдыхать.
Б) Что-то неприятное было во всем его облике .
В) Многие из нас поедут в столицу .
Г) Стоял конец сентября.
5. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?
А) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья.
Б) Выставка на празднике отличнейшая.
В) Счастье – это чистая совесть .
Г) Росинки алмазами гореть будут.
6. В каком предложении именная часть сказуемого выражена наречием?
А) Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.
Б) Твое появление было некстати .
В) Осенние зори хмурые, медленные.
Г) Капли меда словно жемчуг.
7. Предложение с составным глагольным сказуемым:
А) Подходы к заграждениям и окопам заминированы.
Б) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.
В) Дни становятся короче .
Г) Он целый город воздвигнуть готов.
8. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?
А) Один и тот же сон мне повторяться стал .
Б) Все сходило ему с рук.
В) Во время долгого плавания и сны перестают сниться береговые.
Г) Ночь была тихая и тёплая.
9. Предложение с составным именным сказуемым:
А) Они способны мыслить и рассуждать.
Б) Озеро было таинственное .
В) Морской воздух в любое время года чист и приятен.
Г) От волнения она долго не могла начать говорить.
10. Какова синтаксическая функция инфинитива в предложении?
Сюда он зашел навестить своего друга.
А) инфинитив входит в составное глагольное сказуемое
Б) инфинитив входит в составное именное сказуемое
В) инфинитив является дополнением
Г) инфинитив является обстоятельством
1 . Способ выражения подлежащего – инфинитив:
А) Поднявший меч – от меча и погибнет.
Б) Читать книги про животных – интереснейшее занятие.
В) Комендантша с дочерью удалились.
Г) Наш учитель — человек добрый.
2. В каком предложении подлежащее выражено числительным?
А) Семеро одного не ждут.
Б) Пять яблок лежало в вазе.
В) Тридцать кораблей вышло в море.
Г) Первыми подходят к воде овцы.
3. В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием?
А) Ярко светит весеннее солнышко, даря первое тепло людям.
Б) Жизнь прожить — не поле перейти.
В) У князя в сакле собралось уже множество народа.
Г) Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение.
«Приложение. Итоговая аттестация обучающихся по темам 8 класса»
Составное именное сказуемое складывается, как правило, из двух компонентов: глагола-связки и именной части, выраженной любой частью речи, кроме глагола в форме инфинитива.
Вначале определим, что такое составное сказуемое.
Определение
Владимир начал сильно беспокоиться (А.С. Пушкин).
В этих примерах сказуемые состоят из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная) выражает лексическое значение сказуемого, а первое (начал, была) — грамматическое значение наклонения, времени, рода и числа глагола.
Поговорим об именном составном сказуемом.
Составное именное сказуемое складывается из глагола-связки, который обладает только грамматическим значением, и именной части, которая представлена именем существительным, именем прилагательным, именем числительным и др., выражающей его основное лексическое значение, например:
Наиболее употребительным является глагол-связка «быть», представленный в разных формах:
Политика есть искусство возможного.
С горы весь лес был как на ладони .
Весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).
После окончания училища мой брат будет слесарем .
Менее употребительны глаголы-связки:
делаться, казаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, например:
У нас зима. Всё делается светлее , веселее от первого снега (А.С. Пушкин).
Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К. Паустовский).
Проза, когда она достигает совершенства, является , по существу, подлинной поэзией (К. Паустовский).
Яблоко показалось мне очень сочным и вкусным .
Реже в роли связок могут выступать глаголы, имеющие значение движения или состояния:
прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др., например:
Мы вернулись с моря отдохнувшими и загорелыми .
Спортсмены сидели на скамейках довольные своей победой в соревнованиях по биатлону.
Связка может быть нулевой, тогда в предложении между подлежащим и сказуемым (при соблюдении некоторых условий) ставится тире, например:
Ум — это хлеб , который насыщает, шутка — это специя , вызывающая аппетит.
Оптимизм — вот роскошь великих людей (Л.Арагон).
Родная сторона — мать , чужая — мачеха.
Именная часть составного сказуемого выражается, как уже упоминалось выше, всеми частями речи, кроме глагола в форме инфинитива.
Имя существительное в форме именительного или творительного падежа:
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (А.С. Пушкин).
Я человек , и ничто человеческое мне не чуждо (Теренций).
Самая серьёзная потребность есть потребность познания истины (Г. Гегель).
Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья (К.Д. Ушинский).
Пушкин стал знаменем русской литературы (Д. Лихачёв).
Имя прилагательное в форме именительного или творительного падежа, в краткой форме , в форме сравнительной степени:
Эти орехи очень твердые , что не разгрызть зубами.
Вечером море казалось совсем черным .
Все добрые люди невзыскательны (И.Гёте)
Избёнка старушки была второй от дороги.
Потерянный день — тот , на протяжении которого вы ни разу не засмеялись (Ж. Гюйо).
Юра быстро стал своим в веселой компании туристов.
Раз книга не твоя , не пиши на полях.
Синтаксический разбор предложения в тексте
Как не кстати было это воспоминание.
Черные туфли оказались мне впору .
На его голове фуражка была набекрень .
Глагольная форма — причастие:
Этот портрет не лишен недостатков.
Девушка казалась рассерженной моим замечанием.
Старые деревья были в два обхвата .
Говорят, лень — одна из форм неуважения к окружающим.
Вопрос: Выпишите предложения с составными именными сказуемыми. В каких падежных формах у??отреблены именные части? В каких случаях именная часть в составном именном сказуемом допускает варьирование падежных форм? 1. Ранняя весна часто похожа на осень. 2. Я был в восхищении от старого чабана и его жизненной морали. 3. Я был подавлен вопросом. 4. Лицо у Семаги было широкое, скуластое, бритое, глаза большие, серые, прищуренные. 5. Поутру она стояла перед ним такая же решительная и спокойная, как в первую встречу. 6. Теперь я уже не чувствовал себя такой степени одиноким: я ждал гостя.
Выпишите предложения с составными именными сказуемыми. В каких падежных формах у??отреблены именные части? В каких случаях именная часть в составном именном сказуемом допускает варьирование падежных форм? 1. Ранняя весна часто похожа на осень. 2. Я был в восхищении от старого чабана и его жизненной морали. 3. Я был подавлен вопросом. 4. Лицо у Семаги было широкое, скуластое, бритое, глаза большие, серые, прищуренные. 5. Поутру она стояла перед ним такая же решительная и спокойная, как в первую встречу. 6. Теперь я уже не чувствовал себя такой степени одиноким: я ждал гостя.
Имя существительное в форме именительного или творительного падежа:
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (А.С. Пушкин).
Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо (Теренций).
Самая серьёзная потребность есть потребность познания истины (Г. Гегель).
Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья (К.Д. Ушинский).
Пушкин стал знаменем русской литературы (Д. Лихачёв).
Имя прилагательное в форме именительного или творительного падежа, в краткой форме , в форме сравнительной степени:
Эти орехи очень твердые, что не разгрызть зубами.
Море чудесное, синее, нежное.
Его дом был всегда многолюдным.
Вечером море казалось совсем черным.
Нужно ли такое обилие красок?
Лес в любую погоду прекрасен.
Все добрые люди невзыскательны (И.Гёте).
Этот ученик лучший в классе.
А к ночи все становится синей.
Не один ты на Земле.
Я был седьмым в очереди.
Три да пять будет восемь.
Первой пришла домой мать.
Избёнка старушки была второй от дороги.
Тест «Двусоставное предложение» 8 класс
Потерянный день — тот, на протяжении которого вы ни разу не засмеялись (Ж. Гюйо).
Кто эта девушка?
Вы знаете, чей это портрет?
Каков мастер, таково и дело.
Я сижу у себя, пью чай.
Кем он был?
Юра быстро стал своим в веселой компании туристов.
Считайте, что щенок уже ваш.
Раз книга не твоя, не пиши на полях.
Всё должно быть по-твоему?
Как не кстати было это воспоминание.
Кофе по-турецки.
Сегодня жара невмоготу.
Черные туфли оказались мне впору.
На его голове фуражка была набекрень.
Дел было невпроворот.
Всё было впустую.
Глагольная форма — причастие:
Чай стоял нетронутый.
Этот портрет не лишен недостатков.
Девушка казалась рассерженной моим замечанием.
Дно бочки устлано свежей соломой.
Иногда связку путают с простым глагольным сказуемым. Но в этом случае глагол не будет выражать всю полноту сказуемого, поэтому в предложении стоит поискать слово, которое несет смысловую нагрузку – его суть, то есть, лексическое значение. А лексическое значение СИС содержится только в его именной части. Рассмотрим несколько примеров выражения СИС:
- Мой дядя был хорошим плотником (сущ.), одним топором без единого гвоздя он мог построить деревянный дом.
- Иванов был вторым (числ.) в списке получателей премии.
- Боец был тяжело ранен (кр. прил.) в грудь и несколько месяцев провел в госпитале.
- К счастью, друг был (простое глагольное) дома.
Во всех четырех предложениях присутствует глагол «был». В первом, втором и третьем этот глагол является связкой в составе СИС. Проверить это легко: без именных частей «плотником», «вторым», «ранен», выраженных существительным, порядковым числительным и кратким прилагательным, глагол «был» не выражает законченной мысли, не имеет смысла. В четвертом предложении вышеназванный глагол является простым глагольным сказуемым, так как выражает лексическое значение равное значению «находился». Следовательно, чтобы определить СИС, нужно найти глагол-связку и проанализировать это слово по указанной схеме.
Отличить СИС от составного глагольного (далее – СГС) нетрудно. У СГС обе части выражены глаголами. Первая часть глаголом-связкой, которая, как и в СИС, выражает грамматическое значение, а вторая часть, в отличии от второй части СИС, выражается неопределенной формой глагола, то есть, инфинитивом, и содержит лексическое значение сказуемого.
Примеры:
- Из-за непогоды сегодня я не пойду гулять (СГС).
- Без очков дедушка не смог прочитать письмо (СГС).
- После окончания школы Иван поступил в институт – стал студентом (СИС).
§ 21. Составное именное сказуемое
Внизу под ногами шуршат сухие листья. По дорожке справа и слева от меня прыгают воробьи. Что клюют воробьи? Они клюют корм. Кот Васька сидит около забора. Он смотрит на птиц. Одна птичка подпрыгнула к нему совсем близко. Васька набросился. Птицы разлетелись.
Васька — сущ., одуш., имя собств., м. р., ед. ч., им. п.
Роса была холодная. Ветер был встречный. Он был врачом. Он стал врачом. Сережа мне закадычный приятель.
Здесь составные именные сказуемые – «была холодная», «был встречный», «был врачом», «стал врачом», «приятель».
Глагол связка – “была”, “был”, “был”, “стал”.
Именная часть – “холодная”, “встречный”, “врачом”, “приятель”.
В последнем предложении кажется, что присутствует только именая часть – «приятель», но на самом деле глагол-связка подразумевается, просто он опущен, иными словами имеется нулевой глагол-связка.
Сережа мне есть/был закадычный приятель.
В настоящем времени так не говорят, глагол-связка «есть» опускается. Поэтому связку здесь и называют нулевой.
Давайте рассмотрим подробнее, что такое глагол-связка и каким он может быть.
Мы уже видели несколько примеров глаголов-связок, в основном это глагол “быть” в разных формах. Но есть и много других глаголов-связок.
Виды глаголов-связок
- есть
- был
- была
- было
- были
- буду
- будешь
- будет
- будут
- будете
- будут
- делаться
- казаться
- слыть
- стать
- становиться
- являться
- считаться
- представляться
- казаться
- зваться
- почитаться
- называться
- прийти
- идти
- приехать
- вернуться
- бродить
- сидеть
- лежать
- стоять
- жить
- работать
- родиться
- умереть
Как видите, тут три типа глаголов-связок. Они отличаются по степени самостоятельности и наличию лексического значения.
С первым глаголом “быть” все ясно – он не имеет собственного лексического значения. Весь смысл придает именная часть. Например:
Лирика есть самое высокое проявление искусства.
Он был первым.
Я буду космонавтом.
Во втором столбце глаголы-связки вносят небольшое лексическое значение, но тоже самостоятельными быть не могут. После них требуется продолжение:
Он стал больным.
Он остался больным.
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался подлецом.
Он считался успешным.
Он казался больным.
Он является больным.
Он слыл умным.
Она звалась Татьяной.
Поскольку составное именное сказуемое состоит из двух частей, первая из которых всегда глагол, нам важно, чем выражается именная часть. Как рассмотрено выше, именная часть может быть выражена существительным, прилагательным, причастием, местоимением, числительным или наречием.
В разборе принято указывать, какой частью речи выражена именная часть. Глагол связка же – это всегда глагол, только он может стоять в разной форме.
- Указать тип сказуемого – “составное именное сказуемое”.
- Указать, в каком времени стоит глагол-связка (прошедшее, настоящее, будущее).
- Указать, чем выражена именная часть (существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением, наречием).
Примеры разбора
Последняя дверь была закрыта.
- “была закрыта” – составное именное сказуемое
- “была” – глагол связка, в прошедшем времени
- “закрыта” – именная часть, выражена кратким причастием
Как некстати было это воспоминание.
- “было некстати” – составное именное сказуемое
- “было” – глагол-связка, в прошедшем времени
- “некстати” – именная часть, выражена наречием
Кабинет является для Шуры Заколдованным царством.
- “является царством” – составное именное сказуемое
- “является” – глагол-связка в настоящем времени
- “Заколдованным царством” – именная часть, выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным (“царством”)
Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые.
- “пришли однажды” – составное именное сказуемое
- “пришли” – глагол-связка в прошедшем времени
- “веселые” – именная часть, выражена прилагательным
Вся рыба – ваша.
- “ваша” – составное именное сказуемое
- “есть” – глагол-связка в нулевой форме
- “ваша” – именная часть, выражена притяжательным местоимением
Все явления природы одеты работой нашего разума в слова
- “одеты” – составное именное сказуемое
- “” – глагол-связка в нулевой форме
- “одеты” – именная часть, выражена краткимпричастием
Тест по русскому языку 8 класс двусоставные предложения
Простое и составное сказуемое иногда отличить непросто.
Сравните:
Он пришел усталый.
Это составное глагольное сказуемое. Почему?
- Здесь “пришел” можно заменить “был”, и смысл особо не поменяется: Он был усталый.
- А можно даже сделать нулевой. Он усталый.
А теперь возьмем другое предложение:
Он пришел с работы.
Здесь простое глагольное сказуемое, потому что пришел имеет более важное значение, чем “с работы”, и опустить его нельзя. Попробуйте – не получится.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания старика Пешеходова: «Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3
Как Вы понимаете значение слова ГЕРОИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое героизм?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Упражнение 1.
Выделите подлежащие и сказуемые в данных предложениях.
1. Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. (И.Бродский) 2. Что ж, обратиться нам вспять, вспять повернуть корабли, чтобы опять испытать древнюю скудость земли? (Н.Гумилев) 3. Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. (С.Есенин) 4. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. (С.Есенин) 5. У всех козлов осенью рожки есть. (П.Бажов) 6. И вдруг, как бывает в балагане, когда расписная бумажная завеса прорывается звездообразно, пропуская живое, улыбающееся лицо, появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. (В.Набоков)
Упражнение 2.
Запишите предложения, определите их грамматическую основу:
1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына.
Упражнение 3.
Найдите сказуемые и определите, чем они выражены; сформулируйте правило о сказуемом как главном члене предложения.
1) Этот край очень скромен.
2) Птицы – наши друзья.
3) Первые листики зелёные.
4) Люблю я пышное природы увяданье.
5) Скинуло кафтан зелёный лето.
6) Утро свежо.
Упражнение 4.
Найдите сказуемые и выделите их.
Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал, как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, и бедный мастер вовеки не узнает, идет она вам или нет. Берите, только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу! (Е.Л. Шварц)
Упражнение 5.
Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.
Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)
Упражнение 6.
Найдите простые и составные глагольные сказуемые.
Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)
Упражнение 7.
Найдите составные глагольные сказуемые.
Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье…
Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.
Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.
Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.
(А.А. Тарковский)
Упражнение 8.
Найдите в данных предложениях составные глагольные сказуемые.
1. Я хочу к кому-нибудь ласкаться, как ко мне ласкался кенгуру. (Н.Гумилев) 2. Клич тот услышал с реки рыболов, вздумал старик подшутить. (С.Есенин) 3. Он жить не хотел без улыбки и розы — с улыбкой и розой хотел умереть. (Д.Самойлов) 4. Вот некто не в силах противиться инерции3. (Л.Рубинштейн) 5. Надо бы встать, чтобы опохмелиться, надо бы встать, но подниматься лень. (А. Башлачев)
Упражнение 9.
Найдите составные именные сказуемые.
Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)
Упражнение 10.
Определите, сколько основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых.
1. Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (А.Ахматова)
- Слова-предложения
- Однородные члены предложения
- Односоставные предложения
- Односоставные предложения (Упражнения и тест)
- Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (Упражнения и тест)
- Виды придаточных в сложноподчинённом предложении
- Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки
- Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (Упражнения и тест)
- Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении
- Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными
- Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
- Сложные предложения с разными видами связи
- Сложное предложение с разными видами связи (Упражнения и тест)
- Предложение
- Предложение (упражнения и тест)
- Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение
- Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение (упражнения и тест)
- Члены предложения
- Члены предложения (упражнения и тест)
- Подлежащее
- Подлежащее (упражнения и тест)
- Сказуемое и его основные типы
- Согласование сказуемого с подлежащим
- Согласование сказуемого с подлежащим (упражнения и тест)
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Тире между подлежащим и сказуемым (упражнения и тест)
- Однородные члены предложения (Упражнения и тест)
- Знаки препинания в предложениях с однородными членами (Упражнения и тест)
- Употребление однородных членов предложения
- Употребление однородных членов предложения (Упражнения и тест)
- Синтаксический разбор простого предложения
- Синтаксический разбор простого предложения (Упражнения и тест)
- Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
- Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (Упражнения и тест)
- Бессоюзное сложное предложение
- Бессоюзное сложное предложение (Упражнения и тест)
- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (Упражнения и тест)
- Сложное предложение. Обобщение.
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Ночной(2) туман испаряется с полей, с лугов и тает в небесной лазури. Но в лесу он ещё клубится(3). Вот солнце поднимается выше. Его лучи блистают сквозь лесную глушь, но пока едва касаются растительности в глубине леса. Всё в чаще ещё дышит влагой. Туман небольшими пузырьками садится на иглы елей, на телеграфную проволоку. От тепла капли на проволоке начинают стекать и падать вниз.
И то же самое творится в лиственном лесу. Это не дождь пошёл, а капают с деревьев радостные слёзы растаявшего тумана. Особенно радуется осина, когда упавшая сверху капля приводит в движение её чуткий лист. И так всё ниже, с листка на листик, бежит капля. Вся осина трепещет от капели и сверкает в безветренном воздухе.(4)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) Морфемный и словообразовательный разборы слова
ночной(2)
Состав слова:
ноч — корень,
н — суффикс,
ой — окончание,
ночн — основа слова.
ночь + [н] = ночной (суффиксальный способ словообразования)
(3) Морфологический разбор слова
клубится(3)
1) Клубится (что делает?) — глагол, н.ф. — клубиться.
2) Пост. — несов. вид, возвр., непереход., II спр.; непост. — в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед.ч.
3) В предложении является сказуемым.
(4) Синтаксический разбор предложения
Вся осина трепещет от капели и сверкает в безветренном воздухе.(4)
- Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными сказуемыми.
- Грамматическая основа: осина (подлежащее, выражено именем существительным), трепещет (и) сверкает (однородные сказуемые, выражены глаголами).
- Второстепенные члены предложения: (осина) вся — определение, выражено местоимением; (трепещет) от капели — обстоятельство (возможно: дополнение), выражено именем существительным с предлогом; (сверкает) в воздухе — обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (в воздухе) безветренном — определение, выражено именем прилагательным.
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Ответ
Ещё (3 буквы и 4 звука, буква е в начале слова обозначает два звука [й’] и [э])
Поставьте знак ударения в следующих словах:
ЖалюзИ, копИровать, облегчИть, прибылА.
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
предл. | мест. | сущ. | предл. | сущ. | мест. |
С | несколькими | рублями | в | кармане | мой |
сущ. | глаг. | предл. | сущ. | глаг. |
дед | приехал | в | Москву | учиться. |
Выпишите предложение с составным именным сказуемым
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Ветер крепчал и с волн срывались клочья пены.
- Костя собрал коллекцию игрушечных автомобилей и мотоциклов и подарил её брату.
- Листья под ногами у Пети были не жёлтыми а ярко-рыжими.
- Надень-ка Дашенька тёплую кофту.
Ответ
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Надень-ка, Дашенька, тёплую кофту.
- обоснование выбора предложения
Это предложение с обращением.
Текст 2
(1)Куклы сопровождали наших пращуров на протяжении всей жизни. (2)Уже за пару недель до рождения ребенка женщина скручивала куклу Куватку. (З)Изначально эта кукла не служила игрушкой для маленьких детей, а, как верили наши предки, защищала их от бед и злых духов. (4)К куклам вообще относились очень серьёзно. (5)Они должны были оберегать человека от несчастья: неурожая, болезни или порчи.
(6)0дним из самых древних видов кукол является кукла-панка. (7)Её изготавливали из цельного куска дерева. (8)Панка выполнялась довольно грубо. (9)Она передавала только общие черты мужской или женской фигуры. (10)Лицо у таких кукол не расписывали, так как считали, что тогда в них может вселиться нечисть.(11) Куклу покрывали резными крестами, ромбами и квадратами.(12) У славян это были знаки солнца, земли, воды и травы.(13) Многие историки считают, что панка была оберегом для маленького ребёнка. (14)Она напоминала фигуру древних языческих богов, которым поклонялись северные племена до прихода христианства.
(15)Популярны на Руси были и куклы-лихорадки. (16)Они назывались так в честь лихорадок — злых демонов болезни. (17)Каждый год хозяйка шила двенадцать таких кукол — на каждый месяц и от двенадцати страшных болезней. (18)Изготавливая кукол-лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по имени. (19)Куколок ставили рядом с печкой или связывали шнурком и вешали около печной трубы. (20)Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнёт осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя и вселится в неё вместо кого-то из домочадцев.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1) Около двух веков назад возник в Оренбурге пуховязальный промысел. (2) Путём длительного отбора и селекции была в этих местах выведена особая пуховая порода коз, и назвали её «оренбургской». (3)Со временем животные распространились по соседним районам, а слава об их пухе разлетелась по свету. (4)Вывозили оренбургских коз и за границу, только там через несколько лет пух у них исчезал, и они становились грубошёрстными. (5)Оказывается, для того чтобы под козьей «шубой» образовывался мягкий и густой подшёрсток, нужны жестокие морозы, ветры и снегопады, а именно такая погода держится зимой в предгорных степях Южного Урала.
Реклама
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.
Дуб Пугачёва (1) одна из главных достопримечательностей национального парка «Марий Чодра» в Марий Эл. Высота этого исполинского дерева (2) 26 метров (3) диаметр (4) 160 сантиметров (5) обхватить его могут лишь шесть человек. Возраст дерева (6) по приблизительным оценкам (7) около 500 лет. Знаменитый дуб (8) живое напоминание о событиях нашей истории (9) удивительный природный свидетель.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «жизнь без смысла», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИЛОЖЕНИЕ (к учебнику) — безударную гласную корня можно проверить словом приложит.
2) ПРИКУСИТЬ — написание приставки определяется её значением — неполнота действия.
3) (волк) ЗЛЮЩ — на конце наречия после шипящей Ь не пишется.
4) НЕ КУПЛЕНЫ — НЕ с кратким страдательным причастием пишется раздельно.
5) ТАДЖИКСКИЙ — в качественных прилагательных после К пишется суффикс -СК-.
(1) Около двух веков назад возник в Оренбурге пуховязальный промысел. (2) Путём длительного отбора и селекции была в этих местах выведена особая пуховая порода коз, и назвали её «оренбургской». (3)Со временем животные распространились по соседним районам, а слава об их… <...> …зимой в предгорных степях Южного Урала.
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.