Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов[1].
Данные формы расчетов имеют юридическое равенство, т. е. ни одна из них на основании закона не является основной или второстепенной по отношению к другой.
Физические лица могут производить расчеты между собой, оплату за товары, работы и услуги в любой из этих форм[2].
Операции по наличным расчетам образуют у юридических лиц и ИП кассовые операции. Минфин России, Банк России, ФНС России разработали большой объем документации и разъяснений по правилам ведения кассовых операций. Одно из основных — Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (в ред. от 05.10.2020).
Юридические лица и ИП могут осуществлять расчеты и наличными деньгами с учетом нормативных ограничений[3]. Одно из основных из них: если сумма в рамках одного договора превышает 100 000 руб., она (или ее часть сверх указанного ограничения) должна быть перечислена в безналичном порядке[4]. Данный лимит распространяется на сделки между:
• юридическими лицами;
• индивидуальными предпринимателями;
• юридическим лицом и ИП (если договор связан с осуществлением им предпринимательской деятельности).
К сведению
Если одна из сторон договора — физическое лицо, не являющееся ИП, лимит по наличным расчетам не применяется (п. 1 ст. 861 ГК РФ).
Безналичная форма расчетов — основная для юридических лиц и ИП. При проведении безналичных расчетов нужно руководствоваться Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (в ред. от 11.10.2018; далее — Положение № 383-П).
Безналичные расчеты осуществляются банками и иными кредитными организациями путем перевода денежных средств с открытием или без открытия банковских счетов (п. 3 ст. 861 ГК РФ).
Банки осуществляют перевод как наличных, так и безналичных денежных средств по банковским счетам следующим образом[5]:
• списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и зачисляют их на банковские счета получателей средств;
• списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и выдают наличные денежные средства получателям средств — физическим лицам;
• списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и увеличивают остаток электронных денежных средств получателей средств.
Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа[6].
Положение № 383-П во многом универсальный документ по правилам проведения расчетов, так как предусматривает также и правила субординации между участниками расчетов. В частности, согласно п. 1.25 этого Положения банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств решаются в установленном законодательством порядке разрешения споров без участия банков, за исключением случаев возникновения претензий по вине банков.
Наличные расчеты между юридическими лицами, а также ИП — достаточно большой сегмент в общем объеме расчетных операций.
По официальным данным Банка России, за 2020 г. объем наличных денег в обращении вырос на 26,4 %, т. е. более чем на четверть. На 01.01.2021 данный объем составил 13,4 трлн руб., что на 2,8 трлн руб. больше показателя годом раньше.
Основные причины такого роста — сложная экономическая ситуация прошлого года и желание бизнеса сохранить финансовую и юридическую способность к работе всеми способами, не всегда полностью законными.
Чтобы обеспечить государственный контроль за денежным оборотом и минимизировать незаконные операции на территории РФ, еще в 2001 г. был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), в котором:
• отражены правила взаимоотношений физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
• установлен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях;
• определен единый для физических и юридических лиц порог, при превышении которого операции подлежат обязательному контролю.
К сведению
Этот показатель систематически актуализируется в зависимости от уровня инфляции, объема наличного оборота, других экономических факторов.
[…]
Читать далее »