Предварительные и периодические медицинские осмотры приказ 302

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предварительные и периодические медицинские осмотры приказ 302». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящие Правила и периодичность проведения обязательных медицинских осмотров и оказания государственной услуги «Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров» (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 86 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс), статьи 185 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, пунктом 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года (далее – Закон).

2. Правила определяют порядок и периодичность проведения обязательных предварительных, периодических, предсменных (предрейсовых), послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров, в том числе декретированной группы населения, порядок оказания государственной услуги «Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302Н

3. Обязательные медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические и предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые).

4. Обязательные предварительные, периодические, предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими государственную лицензию установленного образца, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях».

5. Предварительные обязательные медицинские осмотры (далее – предварительные осмотры) проводятся при поступлении на работу или учебу с целью выяснения пригодности к выполнению обязанностей по профессии или учебе, а также предупреждения общих, профессиональных и нераспространения инфекционных и паразитарных заболеваний.

6. При прохождении предварительного осмотра, работник или лицо, поступающее на учебу, самостоятельно предоставляет сведения о наличии у него хронических заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся медицинскими противопоказаниями к труду в условиях тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

7. Медицинские работники при проведении предварительного осмотра, в случае выявления заболеваний, направляют обследуемого на дообследование с проведением лабораторных и инструментальных исследований.

8. Данные предварительного осмотра заносятся в медицинскую карту амбулаторного пациента по форме, утвержденной в соответствии с подпунктом 31) статьи 7 Кодекса, с оформлением заключения о соответствии или несоответствии состояния здоровья работника или лица, поступающего на учебу, к выполняемой работе (учебе) и наличии у него противопоказаний к труду (учебе).

9. Лицам, прошедшим предварительный осмотр и признанным пригодными к работе с вредными производственными факторами, выдается медицинская справка по форме, утвержденной в соответствии с подпунктом 31) статьи 7 Кодекса.

Приказ 302н с изменениями на 2021 год

47. Жалоба на решение, действий (бездействия) услугодателя по вопросам оказания государственных услуг может быть подана на имя руководителя услугодателя и (или) в уполномоченный орган по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

48. Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона подлежит рассмотрению в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

49. Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

Приложение 1 к Правилам
и периодичности проведения
обязательных медицинских
осмотров
и оказания государственной услуги
«Прохождение предварительных
обязательных медицинских осмотров»
Форма

Заключительный акт от «___» ___________ 20 ___ г.

Наименование организации________________________________________
По договору, без договора (нужное подчеркнуть)
Медосмотр проводился с _________ по ___________ комиссией:
Председатель комиссии: __________________________________________
(Ф.И.О (при его наличии)
Члены комиссии (Ф.И.О (при его наличии), должность)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

1. Число работников организации (предприятия), цеха:

всего,

в том числе женщин

2. Число работников организации (предприятия), цеха, работающих с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами, а также на работах*:

всего,

в том числе женщин

3. Число работников, подлежащих медицинскому осмотру (обследованию), работающих в контакте с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами, а также на работах* в данном году:

всего,

в том числе женщин

4. Число работников, прошедших медицинский осмотр (обследования):

всего,

в том числе женщин

5. % охвата периодическими медицинскими осмотрами:

всего,

в том числе женщин

6. Число работников, не завершивших/не прошедших периодический медицинский осмотр (обследования):

всего,

в том числе женщин

Поименный список работников, не завершивших медицинский осмотр (обследование):

Ф.И.О (при его наличии),

Подразделение организации (предприятия)

1

2

7. Число работников, не прошедших медицинский осмотр (обследование):

всего,

в том числе женщин

в том числе по причинам из общего числа:

больничный лист

командировка

очередной отпуск

увольнение

отказ от прохождения

Поименный список работников, не прошедших периодический медицинский осмотр (обследование):

Ф.И.О (при его наличии),

Подразделение организации (предприятия)

причина

1

2

Наименование организации (предприятия)

подлежит осмотру

осмотрено

выявлено с подозрением на профессиональное заболевание

всего

женщин

всего

женщин

всего

женщин

1

2

выявлено с соматическими заболеваниями

в том числе выявлено впервые

нуждаются

направлено на стационарное обследование и лечение

всего

женщин

всего

женщин

во временном переводе

в постоянном переводе

Руководитель субъекта здравоохранения _________________________
Фамилия Имя Отчество (при его наличии) Подпись

Приложение 3 к Правилам
и периодичности проведения
обязательных медицинских
осмотров
и оказания государственной
услуги
«Прохождение предварительных
обязательных медицинских
осмотров»
Форма

(в ред. Приказов Минздрава РФ от 15.05.2013 N 296н, от 05.12.2014 N 801н, Минтруда РФ N 62н, Минздрава РФ N 49н от 06.02.2018, Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н, Минтруда РФ N 187н, Минздрава РФ N 268н от 03.04.2020, от 18.05.2020 N 455н)

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616) и пунктом 5.2.100.55 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2009, N 3, ст. 378), приказываю:

1. Утвердить:

перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению N 1;

перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2;

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению N 3.

2. Ввести в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 1 января 2012 года.

3. Признать утратившими силу с 1 января 2012 года:

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96);

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015);

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 «О внесении изменений в приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677).

4. Установить, что с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

Министр
Т.А.ГОЛИКОВА

(в ред. Приказов Минздрава РФ от 15.05.2013 N 296н, от 05.12.2014 N 801н, Минтруда РФ N 62н, Минздрава РФ N 49н от 06.02.2018, Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

1. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний .

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации.

2. Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее — предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

3. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — периодические осмотры) проводятся в целях:

1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;

2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения, и распространения заболеваний и формирования групп риска по развитию заболеваний, препятствующих выполнению поручаемой работнику работе; (в ред. Приказа Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;

4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

5) предупреждения несчастных случаев на производстве.

4. Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее — медицинские организации).

5. Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.

В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология».

Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.

Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

6. Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя .

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации.

Ответственность за качество проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагается на медицинскую организацию.

Приказ 302н отменили – как проходить медосмотры в 2021 году

7. Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее — направление), выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.

8. Направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов и в нем указывается:

наименование работодателя;

форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;

наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;

вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);

фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);

дата рождения лица, поступающего на работу (работника);

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);

наименование должности (профессии) или вида работы;

вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов.

Направление выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под роспись.

Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений.

9. Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию, в которой проводится предварительный осмотр, следующие документы: (в ред. Приказа Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

направление; (в ред. Приказа Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронного документа или на бумажном носителе; (в ред. Приказа Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность); (в ред. Приказа Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); (в ред. Приказа Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

лицо, поступающее на работу, вправе предоставить выписку из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее — медицинская карта), медицинской организации, к которой данное лицо прикреплено для медицинского обслуживания и (или) из медицинской организации по месту жительства с результатами диспансеризации (при наличии). (в ред. Приказа Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

Учетная форма N 025/у, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36160), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 января 2018 г. N 2н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2018 г., регистрационный N 50614). (в ред. Приказа Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

9.1. При проведении предварительных осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся : (в ред. Приказа Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

15. Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.

16. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ. В случае введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 14, ст. 2028) режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров, указанных в Перечне факторов и Перечне работ (за исключением пунктов 14 — 26 Перечня работ, а также случаев, когда условия труда отнесены к подклассам 3.3 и 3.4 в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2019, N 52, ст. 7769)), по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 18.05.2020 N 455н)

17. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.

18. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, оформленном в соответствии с пунктом 43 настоящего Порядка.

19. Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее — поименные списки) с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:

подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке . В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности; (в ред. Приказа Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

Приказ Министерства труда Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее проведению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный N 31689) с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35927), от 14 ноября 2016 г. N 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45539). (в ред. Приказа Минздрава РФ от 13.12.2019 N 1032н)

выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.

20. В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается:

наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;

наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Действующее трудовое законодательство защищает права работников на безопасность и сохранение их здоровья при выполнении должностных обязанностей. Основным инструментом достижения этой цели становится организация регулярного контроля их состояния, если характер их работы представляет потенциальную угрозу для здоровья. Обязанность по организации такой работы установлена требованием о медосмотрах в приказе 302н от 12.04.2011 г. с приложениями и указаниями для работодателей.

Приказ № 302н предусматривает два основных типа осмотров, выполняемых для минимизации риска негативного воздействия производственных факторов на персонал:

  • предварительные медицинские осмотры при приеме сотрудника на работу, которые «проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний»;
  • периодические медосмотры, которые проводятся для оценки динамики их состояния в условиях воздействия вредоносных факторов производства.

Сейчас приказ Минздрава 302н о медосмотрах применяется в двух случаях: если сотрудник подвергается воздействию вредных и опасных факторов, перечисленных в приложении № 1 к этому приказу, или он работает на одной из должностных позиций, указанных в приложении № 2. Во всех случаях проведение необходимых диагностических процедур осуществляется за счет работодателя.

Порядок проведения предварительных осмотров, установленный в приказе Минздравсоцразвития 302н от 12.04.2011 с изменениями на 2021 год о направлении на медосмотр, описан в разделе II. Для организации такого обследования работодатель составляет направление в медицинскую организацию, в котором указывается характер планируемых работ и список опасных факторов, воздействию которых подвергнется сотрудник. Со своей стороны работник обязан подготовить документы, удостоверяющие его личность, а при желании – выписку из своей карты, которая позволит более полно установить реальное состояние его здоровья и его изменения.

С этими документами он отправляется в медучреждение. Информация о том, какие врачи и анализы потребуются на предварительном медосмотре при приеме на работу, содержится в пункте 9_1 порядка, утвержденного приказом № 302н. Он предусматривает, что в отношении работника проводятся:

  • анкетирование;
  • сбор анамнеза и выявление личных факторов риска изменения здоровья – например, курение, наличие наследственных заболеваний и проч.;
  • ряд анализов крови и мочи;
  • замер артериального и внутриглазного давления;
  • исследование сердечно-сосудистого риска и изменений сосудистой системы;
  • флюорография.

Пункт 9_1 порядка, утвержденного приказом № 302н:

«Все женщины осматриваются врачом — акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования; женщины в возрасте старше 40 лет проходят маммографию обеих молочных желез в двух проекциях. Маммография не проводится, если в течение предшествующих 12 месяцев проводилась маммография или компьютерная томография молочных желез».

По окончании осмотра на соискателя заполняется карта, в которой указываются данные всех выполненных исследований, а также составляется заключение, в котором фиксируется наличие противопоказаний к будущей работе и группа здоровья.

Пункт 14 порядка, утвержденного приказом № 302н:

«Заключение составляется в четырех экземплярах и не позднее 5 рабочих дней выдается: лицу, поступающему на работу, второй — приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился предварительный осмотр, третий — направляется работодателю, четвертый — в медицинскую организацию, к которой лицо, поступающее на работу, прикреплено для медицинского обслуживания».

Сейчас приказ 302н с изменениями от 07.01.2020 является основным нормативным документом, который регулирует порядок проведения обязательных обследований для работников предприятий. Этот приказ состоит из трех основных разделов:

  • список вредных и опасных факторов, при наличии которых на рабочих местах проведение медосмотров становится обязательным (приложение №1);
  • список видов работ, выполнение которых предусматривает обязательное участие работников в обследованиях (приложение № 2);
  • правила выполнения обследований для персонала предприятий.

Скачать приложение 1 и 2 к приказу 302н о медосмотрах с изменениями 2021 года

Этот правовой акт вступил в силу с 1 января 2012 года, то есть почти 10 лет назад. Ясно, что за это время ситуация в экономике и здравоохранении претерпела значительные изменения, что обусловило необходимость пересмотра положений этого документа.

Справедливости ради следует отметить, что вопрос изменения нормативной базы коснулся не только порядка проведения осмотра персонала компаний, но и других сфер деятельности. Дело в том, что сейчас Правительство реализует проект так называемой регуляторной гильотины – масштабной ревизии действующих правовых документов. По результатам значительную их часть упразднят как содержащую избыточные, дублирующиеся или устаревшие требования.

Пока приказ 302н по медосмотрам с изменениями на 2021 год продолжает действовать. Но Министерство здравоохранения РФ в течение нескольких месяцев разрабатывало и в конце января представило доработанный текст нового нормативного акта, который предполагает не только внесение серьезных изменений в порядок проведения медицинских осмотров, но и пересмотр самой структуры документа.

Теперь решение принято окончательно: 29 января 2021 года Минюст зарегистрирован Приказ Минздрава № 29н от 28.01.2021 года. Это значит, что приказ Минздрава 302н по профосмотрам с изменениями на 2021 год отменен с 1 апреля 2021 года. Вместо трех приложений остается всего два: порядок организации медосмотров и объединенный перечень противопоказаний к выполнению конкретных видов работ.

Эксперты указывают, что наиболее важными изменениями, зафиксированными в тексте проекта, можно считать следующие.

Уже в ближайшем будущем работники станут проходить медосмотр по новым правилам, содержащимся в приказе №29н. Новый нормативный документ, регулирующий правила медицинских осмотров работников, имеет ограниченный срок действия: его окончание запланировано на 1 апреля 2027 года. Основными изменениями, внесенными в порядок проведения обследований по сравнению с прежним, стали:

  • возможность проведения медосмотра мобильными бригадами медицинских специалистов — после предварительного прохождения обязательных обследований в медучреждении;
  • необходимость указания номера полиса ОМС в направлении на медосмотр;
  • возможность формирования ряда важных документов, включая направление, в электронном виде;
  • возможность проведения части процедур в рамках медосмотра в форме диспансеризации;
  • привязка медицинских противопоказаний к выполнению работ к Международной классификации болезней МКБ-10.

Для работников, которые трудятся во вредных условиях или на опасных позициях, прохождение медосмотра является обязательным – обязанность проводить профосмотр по приказу 302н перенесли и в новый документ. Положения статьи 5.27.1 КоАП РФ в этом отношении не претерпят изменений: они предусматривают серьезные санкции для нарушителей этого требования:

  • для руководящего состава компании, нарушившего приказ № 302н, – штраф 15-25 тысяч рублей впервые, 30-40 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет – повторно;
  • для ИП – штраф 15-25 тысяч рублей впервые, 30-40 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток – повторно;
  • для юрлиц – штраф 110-130 тысяч рублей впервые, 100-200 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток – повторно.

По новым правилам работодатель получает право организовать для своих работников прохождение первого этапа диспансеризации или профилактического медосмотра за счет средств ОМС с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного / периодического осмотра.

При этом стоимость услуг, оказываемых за счет средств ОМС, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение медосмотра работников.

Для этого у работников будут дополнительно собирать сведения о полисе ОМС и передавать их в медицинский центр.

В свою очередь медицинские центры, проводящие медицинский осмотр, наделяются правом получать в рамках электронного документооборота из поликлиник результаты ранее проведенной диспансеризации еще до его явки работника на медицинский осмотр.

Работодатель теперь должен утверждать не только списки уже работающих сотрудников, но и список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам. Это не поименные списки, они должны содержать наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию и наименования вредных производственных факторов и работ.

В направлении на медосмотр теперь потребуется указывать номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Направление разрешено формировать в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Учет выданных направлений также можно организовать в электронном виде.

По новым правилам периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации.

Однако перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов работники проходят в медицинских организациях диагностические исследования.

В-четвертых, скорректирован объем медицинского осмотра

Для всех работников введен обязательный осмотр врача-невролога.

При сборе анамнеза у всех работников дополнительно выявляются жалобы и симптомы, характерные для дорсопатий.

При проведении периодического осмотра работников, контактирующих с:

— химическими веществами, способными вызывать аллергические заболевания, к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог ;

— аэрозолями преимущественно фиброгенного действия к обязательному объему обследования дополнительно проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях;

— веществами, опасными для репродуктивного здоровья человека, к обязательному объему обследования дополнительно привлекается врач-хирург ;

— канцерогенными веществами, биологическими и физическими факторами к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог и проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях.

Например, в случаях затруднения в оценке результатов осмотра лицу, поступающему на работу, в связи с имеющимся у него заболеванием теперь будет выдаваться справка о необходимости дополнительного медицинского обследования.

Работодателю направляется информация о выдаче такой справки, а лицо, поступающее на работу, считается не прошедшим предварительный осмотр.

Экспертиза профессиональной пригодности проводится в таких случаях лицом, поступающим на работу самостоятельно в рамках программы государственной гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Заключения по результатам медосмотров разрешено выдавать в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством передачи по защищенным каналам связи, исключающим возможность несанкционированного доступа к информации третьих лиц, и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Уважаемые читатели, если Вам понравился обзор, не забудьте поставить лайк и подписаться на новые статьи и обзоры, а также поделиться с коллегами!

Нормативной базой по вопросу прохождения медосмотров являются 213 статья Трудового кодекса Российской Федерации, которая утвердила необходимость их прохождения некоторым категориям работников и Приказ 302н, который обобщил условия и порядок их проведения. Данный Приказ представляет собой документ из трех Приложений:

  1. Перечень ВОПФ, при наличии которых следует проходить медосмотры (далее – Приложение №1)
  2. Перечень работ, при выполнении которых проводятся медосмотры (далее – Приложение №2)
  3. Порядок проведения медосмотров (далее – Приложение №3)

В 2019-первой половине 2020 гг. в Приказ 302н трижды вносились существенные изменения:

  • приказом Минздрава России от 13 декабря 2019 года N 1032н
  • совместным приказом Минтруда России и Минздрава России от 3 апреля 2020 года N 187н/268н
  • приказом Минздрава России от 18 мая 2020 года N 455н

В новой редакции Приказа 302н исключены сноска 3 к Приложению №1 и сноска 1 к Приложению №2. Они определяли номенклатуру обязательных процедур и анализов при проведении предварительных и периодических осмотров всем обследуемым. Теперь для этого выделили отдельный пункт 291 в Приложении №3 и значительно расширили номенклатуру обязательных процедур и анализов.

При прохождении медосмотра теперь проводится анкетирование работников в целях сбора анамнеза, выявления отягощенной наследственности, жалоб, симптомов, характерных для определенных заболеваний. Дополнительно определяются факторы риска, повышающие вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний. Помимо прочего производится расчет индекса массы тела на основании измерений роста, массы тела и окружности талии.

Как и прежде проводятся клинический анализ крови, мочи, определяется уровень общего холестерина и глюкозы, а также флюорография или рентгенография легких в двух проекциях (прямая и правая боковая). Все женщины осматриваются врачом – акушером-гинекологом с проведением бактериологического и цитологического исследований, а женщины в возрасте старше 40 лет проходят маммографию в двух проекциях. Ранее данное исследование проводилось с периодичностью 1 раз в 2 года, теперь – при каждом медицинском осмотре.

Также появились и новые виды исследований для работников различных возрастов. Так, например, с 18 лет необходимо измерение артериального давления на периферических артериях, с 18 до 40 лет определяется относительный сердечно-сосудистый риск, а в возрасте старше 40 лет – абсолютный сердечно-сосудистый риск. Начиная с 40 лет также требуется измерение внутриглазного давления. Расширение обязательных процедур, в первую очередь, было направлено на получение более четкой картины о состоянии здоровья работников различных возрастов. Но есть и обратная сторона –дополнительные финансовые затраты для работодателя в связи с расширением поля исследований.

В соответствии с пунктом 61 Приложения №3 Приказа 302н при проведении предварительных или периодических осмотров могут учитываться:

  • Результаты ранее проведенных предварительных или периодических осмотров
  • Результаты диспансеризации
  • Иные медицинские осмотры, подтвержденные медицинскими документами

Самое главное, чтобы результаты были не позднее одного года и у работника отсутствовали симптомы заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний к прохождению медосмотра. Дополнительно, организации, проводящие предварительные или периодические осмотры, могут запросить в медицинской организации по месту жительства или прикрепления работника всю необходимую информацию для уточнения диагноза.

Определенно, данное изменение положительно скажется на сокращении затрат работодателя при прохождении медосмотров, особенно в организациях с большой текучкой кадров или наличием сотрудников, работающих по совместительству.

Новые правила проведения медосмотров с 2021 года

Изменился состав документов, которые должны быть представлены работником в медицинскую организацию при прохождении медосмотра. Теперь к ранее привычному направлению, паспорту (или иной документ, удостоверяющий личность) и психиатрическому освидетельствованию (для некоторых категорий работников) добавился СНИЛС.

Для упрощения процедуры прохождения медосмотра работник, поступающий на работу, может предоставить выписку из медицинской карты по месту жительства или прикрепления с результатами диспансеризации.

Как и прежде медицинские осмотры должны проводиться не реже сроков, указанных в Приложении №1 и 2 к Приказу №302н. Однако теперь в соответствии с изменениями в пункт 16 Приложения №3 Работодатель может отложить прохождение медосмотра на срок не более 6 месяцев в случае, если введен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Данное изменение вступило в силу с 02.06.2020 и было вполне ожидаемым, ввиду распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и введенным на территории Российской Федерации режимом самоизоляции.

Некоторым категориям работников в обязательном порядке следует проходить периодические медицинские осмотры в центрах профпатологии (далее – центры). Напомню, что эти центры занимаются вопросами, связанными с охраной здоровья работников и медико-социального обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с чем 37 пунктом Приложения №3 к Приказу 302н были определены категории работников, которым требуется проходить осмотры в центрах профпатологии, их периодичность и иные требования.

В старой версии Приказа 302н в данном пункте были определены лишь общие требования к работникам и периодичность проведения осмотра. В новой же дополнительно отрегулировали некоторые особенности. Например, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в случае отсутствия центра профпатологии в населенном пункте, в котором выполняются работы, периодический осмотр работников со стажем работы 5 лет и более, может проводиться не в стационарном центре, а в «передвижном» с использованием мобильных медицинских комплексов.

Но перед этим работники должны пройти соответствующие диагностические исследования в медицинских организациях. А уже после при проведении периодического осмотра в «передвижном» центре работник предъявляет выписку из медицинской карты, в которой отражены заключения врачей-специалистов, результаты исследований, а также заключения по результатам предварительного или периодического осмотра за предыдущие годы работы во вредных и (или) опасных условиях труда. При этом в год проведения «мобильного» осмотра периодический осмотр в другой медицинской организации проводить не требуется.

Дополнительно по письменному запросу и в случае согласия работника результаты, проведенного периодического осмотра центром профпатологии, передаются в Фонд социального страхования.

Внесенные изменения могут решить проблемы, связанные с особенностями прохождения медицинских осмотров отдельных категорий работников, а также могут дать возможность сократить некоторые финансовые затраты, связанные с командировками сотрудников в стационарные центры профпатологии.

Однако, есть и другая сторона – где взять «мобильные» центры профпатологии и за чьи средства они будут «организованы» в тех самых районах Крайнего Севера.

На основании пункта 13 Приложения №3 Приказа 302н по результатам прохождения медицинского осмотра организацией, которая его провела, оформляется заключение, в котором указывается:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол
  • наименование работодателя
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы
  • наименование вредного производственного фактора(-ов) и (или) вида работы
  • наличие или отсутствие медицинских противопоказаний с указанием вредных факторов или видов работ (при наличии противопоказаний)
  • группа здоровья работника

Напомню, ранее результатом медицинского осмотра было наличие или отсутствие медицинских противопоказаний. Теперь в случае их наличия дополнительно требуется указать вредные факторы и определить группу здоровья.

В соответствии с пунктом 14 Приложения №3 заключение подготавливается не в двух экземплярах, а в четырех с регламентированным сроком в 5 рабочих дней и выдается:

  • Работнику, прошедшему медосмотр
  • Приобщается к медкарте, оформленной в медицинской организации, где был пройден медосмотр
  • Работодателю
  • В медицинскую организацию по месту прикрепления работника

Что касается результатов прохождения медицинского осмотра в центре профпатологии, то также в течение 30 дней медицинская организация совместно с Роспотребнадзором и представителем работодателя составляет заключительный акт. Состав данного акта остался прежним и перечислен в пункте 43 Приложения №3 Приказа 302н, но изменилось их количество. Теперь акт составляется в пяти экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней от даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии, в Роспотребнадзор, а также в Фонд социального страхования. Один экземпляр заключительного акта хранится в медицинской организации, проводившей периодический осмотр, в течение 50 лет.

Как проводить медосмотры по новым правилам для различных категорий работников

По новому Порядку закрепили возможность оформления и обмена электронными документами (п. 9 Порядка). Например, можно оформить направление на медосмотр в электронном виде. Но для этого и у работодателя и у работника должна быть электронная подпись.

Добавили реквизиты, которые нужно прописывать в направление на медосмотр – пол работника, телефон и электронный адрес медорганизации, номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медстрахования (п. 9 Порядка).

Также полис обязательного (добровольного) страхования должен предоставить работник при медосмотре, в дополнение к документам по действующим правилам (п. 11 Порядка).

Стаж работника по новому Порядку нужно обязательно указывать в поименном списке работников (п. 23 Порядка).

Поменяли название списка контингентов. Теперь для предварительного медосмотра нужно оформить список лиц поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам (п. 9 Порядка), а для периодического – список работников, подлежащих периодическим осмотрам (п. 21 Порядка).

Направлять в Роспотребнадзор список работников на медосмотр нужно теперь не всем работодателям, а только организациям пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (п. 22 Порядка).

Работодателям разрешили в рамках медосмотров организовать первый этап диспансеризации или профилактического медосмотра, чтобы эти результаты учитывались врачебной комиссией при подготовке медзаключения. Эти дополнительные процедуры будут проводить за счет средств ОМС, а не работодателя (п. 12.4 Порядка).

Добавили основание для внеочередного медосмотра. В приказ 302н было одно основание – медицинские рекомендации по итогам медосмотрам. В новом Порядке на внеочередной медосмотр можно направить работника, если есть медрекомендации после нетрудоспособности работника (п. 19 Порядка).

Изменения есть и в Перечне факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры. Например, убрали упоминание, что медосмотр нужно проводить только при превышение предельно допустимого уровня электромагнитного поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). По смыслу этого изменения на медосмотр нужно направлять всех офисных работников, на которых при работе на компьютере действует соответствующий спектр частот ЭМП.

Применительно к периодическим медосмотрам указано, что работники в возрасте до 21 года, занятые на вредных производствах, должны проходить периодические осмотры ежегодно (п. 18 Порядка).

Что важно отметить, периодический медицинский осмотр может быть проведён мобильными бригадами врачей-специалистов, но диагностические обследования работник должен будет пройти в медицинской организации (п. 4 Порядка).

На оплате за оказание услуг по проведению медосмотров по-прежнему можно сэкономить за счёт того, что при проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведённых (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путём электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра (п. 7 Порядка).

Если изучить все требования Порядка №29н, то можно прийти к мысли, что кардинальных изменений в структуре проведения медицинских осмотров по сравнению со старым Порядком №302н нет.

Можно выделить топ-10 нюансов, на которые необходимо обратить свое внимание:

1. Изменился перечень работ и факторов (раздел IVПорядка №29н), согласно которому составляется список профессий, подлежащих медицинскому осмотру:
— исчезла отсылка прохождения медосмотра сотрудникам, работающим за компьютером, если превышен ПДУ электромагнитного поля широкополосного спектра частот. Теперь «офисники» должны проходить обследование только при установленном классе 3.1 и выше специальной оценкой условий труда (Письмо Минтруда России от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581);

  • работники медицинских учреждений должны проходить предварительный (периодический) медосмотр (п.п.27 раздел VI Приложения Порядка №29н);
  • работники образовательных организаций подлежат медицинским осмотрам, так как их работа направлена на воспитание и обучение детей (п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н).
Вопросы Ответы
1. Какой специалист должен вести работу по медосмотрам в организации и выдавать бланки направлений?

Кто должен направлять заключения в медицинские учреждения по месту жительства работника?

Законодательством не определена профессиональная ответственность за выдачу и учет направлений на медицинский осмотр.

На практике же установлено следующее негласное распределение обязанностей: специалист по охране труда (иное ответственное лицо) составляет списки на прохождение медосмотров, кадровый работник — выдает и учитывает направления на медосмотр. Может быть установлено, что всю работу выполняет специалист по охране труда. Медицинская организация самостоятельно должна направить заключение в медицинское учреждение, к которому прикреплен работник.

2. Какой именно список направлять в Роспотребнадзор — поименный или с перечнем профессий?

Каким организациям необходимо отправлять список в Роспотребнадзор?

Изменилась ли форма поименного списка?

Зачем детским садам отправлять список в Роспотребнадзор?

Нужно ли отправлять список школам?

Если нет вредных факторов, составляем списки на предварительный, только с профессией?

В Порядке не расшифровывается понятие «детские учреждения», что делать?

Список в Роспотребнадзор должна направлять медицинская организация (как раньше) или работодатель?

В соответствии с п.22 Порядка №29н Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, теперь должны направлять в Роспотребнадзор организации, принадлежащие к следующим отраслям:
  • пищевая промышленность;
  • общественное питание и торговля;
  • водопроводные сооружения;
  • медицинские организации и детские учреждения;
  • организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Форма списка отличается лишь тем, что теперь не нужно указывать периодичность прохождения медосмотра по тому или иному фактору.

Детские сады и школы относятся к детским учреждениям, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Поэтому необходимо направлять список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в Роспотребнадзор.

Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Если при составлении списков отсутствуют вредные факторы, то списки составляются с указанием видов работ.

Список в Роспотребнадзор направляет работодатель (учреждение) самостоятельно.

3. Есть ли обязанность проводить послерейсовый осмотр водителей? Согласно п.5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
4. Как мы можем согласовать списки с медицинской организацией, если организация проводит услугу проведения медосмотров через процедуру закупки? Данное действие выполняется после заключения договора с медорганизацией-победителем «торгов». Учтите, что на основании п.26 Порядка №29н «медики» должны предоставить Вам календарный план не позднее чем за четырнадцать рабочих дней до согласованной даты проведения медосмотра.
5. Если медицинская организация утверждает, что направления им не нужны, должны ли мы работникам их выдавать?

Обязателен ли журнал регистрации выдачи направлений на медосмотр?

Должны быть направления оформлены на предварительный профосмотр?

Изменение1. Новые задачи проведения предварительного медосмотра

Теперь проведение периодических медосмотров не имеет цели раннего выявления и профилактики заболеваний. Задача у них только одна — определить соответствие состояния соискателя предполагаемым видам работ. В новом приказе Минздрава от 28.01.2021 № 29н больше нет упоминания о Паспорте здоровья, это значит, что его теперь также не требуется передавать во врачебную комиссию.

Изменение 2. Отказ в приеме на работу узаконит справка от медорганизации

Если соискатель не может пройти предварительный медосмотр, так как у него есть заболевание, являющееся противопоказанием к работе, медкомиссия выдает ему справку о необходимости дополнительного медицинского обследования. Информацию о выдаче такой справки медорганизация направляет работодателю. Именно этот документ и будет основанием для мотивированного отказа в приеме на работу.


Совет! Никогда не проводите предварительный медосмотр после заключения трудового договора. Вначале убедитесь, что соискатель не имеет противопоказаний к работе, на которую вы его планируете принять.


Если соискатель успешно прошел предварительный медосмотр, заключение об этом медкомиссия составить в трех экземплярах. Один экземпляр выдают работнику не позднее 5 рабочих дней, второй приобщают к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, которая проводила предварительный осмотр, третий направляют работодателю.

Изменение 3. Запрет на перенос сроков проведения периодического медосмотра

Дату проведения периодического медосмотра теперь нельзя перенести, даже в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Это качается работающих в общепите и пищевом производстве, в медицине, в водопроводном, жилищно-коммунальном хозяйстве, а также в организациях, обучающих и воспитывающих детей. Кроме того, нельзя отложить на 6 месяцев медосмотр всем работникам с вредными условиями труда 3.3 и 3.4.

Изменение 4. Внеочередной медосмотр придется проводить после временной нетрудоспособности работника

Внеочередные медицинские осмотры теперь проводят на основании выданного работодателем направления при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника. Ранее в приказе №302н такого указания по временной нетрудоспособности не было. Такие рекомендации должны быть указаны в медицинском заключении, а затем и в заключительном акте.

Если после болезни работник не принес медицинское заключение о рекомендациях после нетрудоспособности, или их не предоставила медицинская организация, работодатель не обязан их запрашивать. Учтите, если должность работника не указана в списке лиц, для которых медосмотры обязательны, то направлять его на внеочередной медосмотр после болезни не нужно.

Изменение 5. Возможность применения результатов ранее проведенных медосмотров

В договоре с медицинским учреждением на проведение периодического медосмотра можно указать возможность применения результатов ранее проведенных медосмотров, диспансеризации, но не позднее одного года. Это может снизить стоимость периодического медосмотра.

Изменение 6. Дополнительные обследования после периодического медосмотра проводят за счет средств ОМС

В случаях затруднения в оценке результатов осмотра и определении профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием, медорганизация выдает ему справку о необходимости дополнительного медицинского обследования.

Информацию о выдаче такой справки направляют и работодателю, после чего работник считается не прошедшим периодический осмотр с учетом выявленных заболеваний (состояний) и медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

При этом дополнительные обследования не входят в медосмотр. Их проводят за счет государства, а не за счет работодателя.

Офисные работники

Напоминаем, что Приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н распространяется только на работников, указанных в части четвертой статьи 213 ТК РФ:

  • с вредными или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах),
  • сотрудников на работах, связанных с движением транспорта
  • работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли
  • сотрудников водопроводных сооружений
  • медицинский персонал и работников детских учреждений
  • на охранников, работа которых предполагает использование оружия
  • работников, имеющих контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в том числе в сельском хозяйстве, на пищеблоках и т.п)

Поэтому, если работники офиса трудятся в таких организациях, медосмотр проводится для них на основании результатов СОУТ, вне зависимости от того, превышен ПДУ, или нет.


Обратите внимание! Медосмотры для всех пользователей ПЭВМ, в том числе офисных, для вышеперечисленных организаций, будут обязательными вне зависимости от того, какой класс условий труда, и сколько времени за ПК работает сотрудник.

Исключение: Если ПЭВМ работают в спектре, указанном в основаниях для медосмотра по новому Порядку, то медосмотр придется проводить, вне зависимости от ПДУ и времени работы для всех пользователей ПЭВМ, то есть для офисных сотрудников, вне зависимости от сферы деятельности компании. Сведения о спектре частот, воздействующем на работника, необходимо получить из эксплуатационной документации на оргтехнику и результатов производственного контроля за условиями труда.

Учтите, что в ходе специальной оценки условий труда для настольных ПЭВМ такие замеры не проводятся. Если же анализ эксплуатационной документации и результаты производственного контроля докажут, что ПЭВМ не работает в указанном спектре, на медосмотр пользователей офисных компьютеров не направляйте.


Работники рабочих профессий

Периодичность медосмотра зависит от вида выполняемых работ повышенной опасности. Даже в том случае, если у работника допустимые условия труда, медосмотр проводят в обязательном порядке.


Внимание! Появились новшества: теперь весь штат организаций ЖКХ, бытового обслуживания, медицинских учреждений и водопроводных организаций обязаны проходить медосмотр.


Вид работ Пункт приказа № 29н Периодичность
Все работы на высоте п.6.1, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Лифтер скоростных (от 2,0 до 4,0 м/с) и высокоскоростных (свыше 4,0 м/с) при внутреннем сопровождении лифта п.7, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Машинисты всех видов кранов п.8, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Электротехнический персонал п.9, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в 2 года
Работы по валке, сплаву, транспортировке, первичной обработке, охране и восстановлению лесов п.10, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в 2 года
Работы в географических отдаленных районах, где скорая помощь прибывает более 1 часа, в том числе: нефгегазодобыча (п.11.1), гидрометеослужбы (п.11.2), вахтовики (п.11.4) п.11, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в 2 года
Обслуживание и эксплуатация сосудов под давлением на опасных производственных объектах п.12, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в 2 года
Водители п.18, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в 2 года
Охранники с оружием п.22, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Работники общепита, пищевой промышленности, торговли пищевой продукции, имеющие контакт с пищевой продукцией п.23, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Работники водопроводных сетей(весь штат) п.24, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Работники детских воспитательных и обучающих организаций (весь штат) п.25, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Работники сферы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (весь штат) п.26, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год
Работники медицинской сферы (весь штат) п.27, раздел VI. Выполняемые работы 1 раз в год

Работники, занятые по вредных или опасных условиях труда

Для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 — 3.4 класс 4). Последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии нужно проводить один раз в пять лет

Пострадавшие при НС и профзаболеваниях

Периодические медосмотры: что изменилось с 2021 года

С 01.04.2021 вступят в силу:

  • порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (далее – Порядок);
  • перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее – Перечень противопоказаний);
  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (далее – Перечень вредных факторов).

Порядок и Перечень противопоказаний утверждены приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Перечень вредных факторов утвержден совместным приказом Минтруда России № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020. Эти документы придут на смену правилам проведения медосмотра, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Новые Порядок и Перечни имеют ограниченный срок действия – до 1 апреля 2027 года.

Первичные и периодические медосмотры по-прежнему будут производиться за счет работодателя медицинскими организациями, имеющими лицензию.

Что же изменится в медосмотрах?

1. Периодические медосмотры можно будет проводить без отрыва от производства.

Новый Порядок предусматривает проведение периодического медосмотра мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов от медицинской организации. При этом перед проведением такого медосмотра работник должен пройти диагностические исследования в самой медорганизации. Это должно помочь работодателям оптимизировать рабочее время для прохождения работниками периодических медосмотров.

2. Нужно будет учитывать результаты прошлых медицинских исследований.

Изменилась формулировка положения, позволяющего учесть при проведении медосмотров результаты ранее проведенных обследований, таких как:

  • предварительный или периодический осмотр;
  • диспансеризация;
  • иные медицинские осмотры, подтвержденные медицинскими документами, в т. ч. полученные путем электронного обмена между медорганизациями.

Эти обследования должны быть проведены не позднее одного года до проведения обязательных медосмотров. Исключение составляют случаи выявления у осматриваемого работника симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра. На данный момент результаты таких обследований могут учитываться. С 1 апреля 2021 года такие исследования должны учитываться в обязательном порядке.

Заметим, это изменение не дает работодателю права отказаться от проведения медосмотров при наличии результатов медицинских исследований, с проведения которых не прошел год. По нашему мнению, речь в этой норме идет о праве медицинской комиссии не проводить отдельные исследования при проведении первичного или периодического медосмотра, если такие исследования были у работника в течение года.

3. Уточнен порядок проведения предварительного медосмотра.

Направить работника на предварительный медосмотр работодатель по-прежнему должен, выдав ему направление. В новом Порядке дополнен перечень сведений, которые работодатель должен указать в направлении. К ним относятся:

  • электронная почта, контактный телефон работодателя;
  • электронная почта, контактный телефон медорганизации, которая проводит медосмотр;
  • пол работника;
  • номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Сейчас указывать такие сведения в направлении не требуется.

Направление может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Работодатель по-прежнему должен вести учет выданных работникам направлений на предварительный медосмотр. С 01.04.2021 это можно делать и в электронном виде. При этом Порядок не уточняет, какие именно требования должны соблюдаться при ведении учета направлений в электронном виде. Соответственно, определить порядок ведения электронного учета направлений работодатель вправе самостоятельно.

Расширены возможности медицинской организации, проводящей медосмотр. Так, организация может получить в рамках электронного обмена медицинскими документами результаты ранее проведенной диспансеризации и других медицинских осмотров лица, поступающего на работу, до его явки на медицинский осмотр. Действующий порядок не предусматривает такой возможности для медорганизаций.

Заключение о прохождении предварительного медосмотра будет выдаваться не только в бумажном виде, но и в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭП. Бумажное заключение будет составляться в трех экземплярах (а не в четырех, как сейчас). Первый экземпляр будет выдаваться работнику, второй – работодателю, а третий – прикрепляться к медкарте работника, оформленной во время медосмотра. Сделать это необходимо в течение 5 рабочих дней с момента осмотра. Если у медорганизации есть доступ в ЕГИС здравоохранения, заключение в электронном виде следует внести в эту систему не позднее 5 рабочих дней с момента осмотра.

3. Уточнен порядок проведения периодических медосмотров.

Мероприятия по обеспечению сохранности здоровья проводятся на плановой периодической основе и утверждаются локальным актом работодателя. Определенного на законодательном уровне шаблона медицинского распорядительного документа нет, формируют его произвольно. Ежегодный медосмотр по новым правилам проводится на основании распоряжения руководителя, в котором нужно:

  • утвердить дату или график осуществления процедур;
  • определить лицо, ответственное за процесс;
  • дать сведения о медицинском учреждении;
  • разъяснить ответственность за непрохождение периодической медицинской проверки;
  • обязать руководителей подразделений обеспечить явку на периодическое медицинское исследование в соответствии со списками;
  • ознакомить участников процесса под подпись;
  • проинформировать о сотруднике, ответственном за исполнение;
  • приложить перечень работников, которым следует пройти обследование.

Приказ о прохождении медосмотра подписывает руководитель учреждения.

Периодические медосмотры в 2021 позволяют минимизировать риск возникновения профзаболеваний. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ регламентируется частью 3 Приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. N 29н. Периодически проходить обязательные медосмотры должны работники (п.20 Порядка):

  • занятые на опасных и вредных производствах;
  • связанных с движением транспорта;
  • образования и медицины;
  • сферы красоты и гигиены и пищевой промышленности;
  • животноводства и птицеферм;
  • общепита;
  • водоснабжения;
  • выполняющие работы, указанные в Приложении к Порядку.

Внимание!

С 01 апреля 2021 года в России действуют новые правила проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н с 1.04.2021 утратил силу.

Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н утверждает:

  • Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса РФ (приложение № 1) и периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (Приложение к порядку проведения);
  • Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (приложение №2).

Скачать Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н в формате docx с приложениями

Смотрите Перечни работ и опасных производственных факторов, которые требуют обязательных периодических профосмотров. В этом же документе указана периодичность проведения медицинских осмотров работников предприятия.

Сотрудники возрастом до 21 года, работающие на работах с вредными и опасными факторами должны проходить медосмотр ежегодно.

Важно!

Вступил в силу совместный приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н, который содержит Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры. Из документа следует, что обновлены будут только списки вредных факторов и работ, при этом сам порядок проведения медосмотров ведомство менять не планирует.

Действие приказа с 1.04.2021 до 01 апреля 2027 года.

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утратил силу.

Скачать совместный приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н в формате docx

Составьте список работников подлежащих прохождению медосмотра. В списке укажите:

  • профессию работника согласно штатному расписанию;
  • вредные производственные факторы из приложения к Порядку;
  • вредные производственные факторы, установленные в результате СОУТ.

Список контингентов с 1 апреля не составляется.

В Роспотребнадзор не позднее 10 рабочих дней напрявляют списки работников организации, если они перечислены в в приказе Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402:

  • пищевой промышленности;
  • общественного питания и торговли;
  • водопроводных сооружений;
  • медицинских организаций и детских учреждений;
  • других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

На базе списка работников, подлежащих прохождению медосмотра, составляют поименный перечень фамилий конкретных работников, которым необходимо пройти медосмотр в этом году. В списке указываются:

  • ФИО работника;
  • профессия (должность) работника, стаж работы в ней;
  • структурное подразделение;
  • вредные производственные факторы или виды работ.

Офисных сотрудников снова отправляют на медосмотры, но не всех, а только тех, на которых на которых воздействует электромагнитное поле широкополосного спектра частот 5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц.

Специалисты Минтруда разъяснили — если на работников воздействуют вредные и опасные факторы с превышением предельно допустимых концентраций и уровней, на медосмотр нужно направлять только сотрудников, подкласс условий труда которых 3.1 и выше, а также тех, кто выполняет работы, которые есть в разделе 6 Перечня.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 марта 2021 г. N 15-2/ООГ-654

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2021 г. N 28-4/3016355-2108

Это значит, что если офисные сотрудники не выполняют вид работы из перечня, и условия их труда оптимальные и допустимые, направлять их на медосмотр не нужно.

Что изменилось в медосмотрах работников с 2020 года

Вопросов, как провести предварительный и периодический медосмотр по новым правилам сейчас очень много, масса расхождений, недопонимания в трактовании приказа №29н.

На фактические вопросы Минтруд и Минздрав если и дают ответы, то крайне размытые, либо ссылаются друг на друга, либо вообще на Роспотребнадзор, а со вступлением в силу приказа, медосмотры никуда не денутся их нужно будет проводить в кратчайшие сроки.

А у некоторых работодателей медосмотр назначен уже в первые числа апреля, то есть подготовиться нужно заранее и нужно знать заблаговременно актуальную информацию, либо принять какое-то решение, направлять или нет работников.

Но так как очень много споров и различных мнений, разных видений и трактовок приказа №29 н, то сейчас я расскажу вам о своей позиции и понимании нового порядка. Не говорю,что оно основное и на него нужно делать упор при направлении на медосмотр, но вы можете его принять к сведению и далее основываясь на финансовые возможности компании, основываясь на свое видение этого приказа принимать какое-то решение.

Возможно, вы решите, да не будем “заморачиваться” всех на медосмотр, и проще, и предписаний точно не будет. Но к сожалению, так далеко не у всех дело обстоит.

Поэтому сейчас необходимо узнать обо всех нюансах, деталях и, возможно, у вас появится какое-то своё отличное от моего видение. Или же вы со мной согласитесь и поступите именно так, как мне подсказывает моя практика и мой опыт.

Рекомендую ознакомиться и соблюдать сроки, обязательные для выполнения, потому как в случае нарушения возможен штраф. Может и обойдется, и никто не заметит, не узнает, но лучше не рисковать.

  1. За 2 месяца до даты начала проведения периодических МО вам нужно предоставить поименный список в лечебное заведение (п. 24).
  2. В течение 10 дней медицинское учреждение разрабатывает календарный план проведения периодического медосмотра и передают его вам на согласование (п. 26).
  3. Не менее чем за 14 дней до начала проведения медосмотров календарный план должен быть согласован и утвержден (п.26).
  4. Не позднее чем за 10 дней до даты проведения медосмотров персонал должен быть ознакомлен с календарным планом, лучше это делать приказом по предприятию с указанием периода проведения медосмотра и списка сотрудников, которые подлежат прохождению периодического медосмотра.

Первое, что сейчас нужно сделать работодателю – это составить списки работников и поименные списки по новым образцам. Теперь мы руководствуемся Приказом №29н и необходимо эти документы переработать, а также пересмотреть локальные нормативные акты, приказы, положения системы управления охраной труда, чтобы ссылки на приказы были актуальные и “свежие”.

Далее, согласовываем график проведения медосмотров по новым спискам с медицинской организацией, после этого, обязательно, нужно ознакомить под подпись работников с календарным планом. Это требование обязательно, причём разрабатывает его медицинская организация, а вам направляет на согласование.

Выдаете направление работнику под подпись, потому как обязательно учет выданных направлений, обязательно ведение журнала.

Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.

Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!

Именно поэтому я за то, чтобы лишний раз провести медосмотр, чем найти сто причин, чтобы от него отказаться.

На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.

Желаю безопасной и эффективной работы!

Новые правила проведения медосмотров с 2021г.

В этой статье мы поделимся с вами ответами на вопросы от представителя МедПроф в нескольких удобных форматах.

  1. Блок «вопрос-ответ» в рамках этой публикации
  2. Файл с вопросами и ответами, доступный для скачивания
  3. Возможность задать свой вопрос

Вопрос 1:

Полис ОМС/ДМС теперь необходимо запрашивать у работников и кандидатов как обязательный документ?

Ответ:

Данный документ работник предоставляет в медицинскую организацию. Ответственность за наличие/отсутствие сведений лежит на медицинском центре. Работодатель указывает в направлении сведения по предоставленным ему документам

Вопрос 2:

Необходимо ли проходить повторно медкомиссию по Приказу № 29н МЗ РФ от 28.01.2021 г., если работник в этом году уже прошел медкомиссию по Приказу № 302н МЗ РФ от 12.04.2011 г.?

Ответ:

Нет, такой необходимости нет

Вопрос 3:

Возможно, ли допройти медкомиссию по отдельным пунктам?

Ответ:

Если вопрос о зачете результатов предыдущих осмотров, то Медицинская организация, выдавшая заключение по результатам осмотра, несет ответственность как за качество проведенного осмотра, так и за объективность заключения врачебной комиссии, в т.ч. и за определение наличия или отсутствия противопоказаний к выполнению поручаемой работы работнику или кандидату в должность. Порядок деятельности врачебной комиссии определен Приказом Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. (ред. от 02.12.2013 г.) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2012 г. № 24516). В этом ключе врачебная комиссия оставляет за собой право подтверждать результаты медицинских осмотров, предоставленных из другой организации на основании оценки данных результатов, в т.ч. и путем направления официальных запросов. Ответ на запрос составляет 30 дней

Вопрос 4:

По какому пункту необходимо проводить предварительные и периодические медицинские осмотры сотрудникам торговли непродовольственных товаров (нет продуктов), класс условий труда — допустимые (2)?

Ответ:

Медицинский осмотр проводится по пункту 26 Приказа № 29н МЗ РФ от 28.01.2021 г., по коммунально-бытовому обслуживанию

Вопрос 5:

Приказ № 302н МЗ РФ от 12.04.2011 г., приложение 1 п.1.1.4.4 (Аэрозоли металлов (железо, алюминий) и их сплавов, образовавшиеся в процессе сухой шлифовки, получения металлических порошков) — в Приказе № 29н МЗ РФ от 28.01.2021 г. к данному пункту ничего нет, можно отнести п.3.1.2?

Ответ:

Да, можно отнести. Противоречий в объеме осмотра и противопоказаниях нет

Вопрос 6:

Приказ № 302н МЗ РФ от 12.04.2011 г., приложение 2 п.23 (Работы в гостиницах, общежитиях, пассажирских вагонах (проводники), в должности стюардессы) — в Приказе № 29н МЗ РФ от 28.01.2021 г. пункт исключен, есть п.23 и п.26 какой пункт включать?

Ответ:

Медицинский осмотр проводится по пункту 26 Приказа № 29н МЗ РФ от 28.01.2021 г., по коммунально-бытовому обслуживанию

Вопрос 7:

Как считать стаж во вредных условиях труда? Считать стаж вообще по профессии или только с работы в нашей организации?

Ответ:

При смене рабочего места работник приступает к трудовой деятельности в новых условиях труда. Подсчет стажа производится с даты заключения нового трудового договора

Вопрос 8:

Как работать с Приказом № 29н МЗ РФ от 28.01.2021 г.? По Приказу № 302н МЗ РФ от 12.04.2011 г. Приложения №1 п.1.2.15, п.1.2.21.1, п.1.2.32.1. А в Приказе № 29н МЗ РФ от 28.01.2021 г. какие пункты? Только п.1.2? Из Приказа № 302н МЗ РФ от 12.04.2011 г. пп 1.2.21.1 теперь в Приказе № 29н МЗ РФ от 28.01.2021 г. пп 1.19.1?

Ответ:

Пункт 1.2.15 — в Приказе № 29н МЗ РФ от 28.01.2021 г. 1.15.; пункт 1.2.21.1 — в Приказе № 29н МЗ РФ от 28.01.2021 г. 1.19.1

Вопрос 9:

В связи с введением Приказа № 29н МЗ РФ от 28.01.2021 г. надо ли работодателю заключать отдельный договор и направлять 1 раз в 5 лет в центр профпатологии работников с вредными условиями труда, класс СОУТ 3.1?

Ответ:

Новый приказ утвердил:

  1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (приложение № 1);
  2. Приложение к порядку «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников»;
  3. Приложение № 2 «Перечень медицинских противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

Новые нормы вступят в силу с 1 апреля 2021 года и будут применяться до 1 апреля 2027 года.

Порядок проведения медосмотров сильно не изменился.

В статье 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ выделены следующие виды медицинских осмотров:

  • профилактический — направлен на раннее выявление опасных заболеваний и состояний;
  • предварительный — проводится при приеме на работу;
  • периодический — проводится на предприятиях в установленные нормативными актами периоды с целью выявления и профилактики профессиональных и иных заболеваний;
  • предсменные или предрейсовые — производятся непосредственно перед выходом работника на смену;
  • послесменные или послерейсовые — проводятся по окончании трудового дня.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]