Начисления на оплату труда в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начисления на оплату труда в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для уменьшения налога в Налоговом кодексе предусмотрены специальные вычеты:

  • стандартный (применяется при наличии детей определенного возраста);
  • социальный (применяется в случае предоставления документов на лечение или образование);
  • имущественный (применяется при приобретении жилья).

Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.

Страховые агенты ежемесячно начисляют на ФОТ своих сотрудников взносы во внебюджетные фонды. Это обеспечивает застрахованным лицам права на получение пенсий, медобслуживания, пособия по временной нетрудоспособности, декретные.

Компании и предприниматели уплачивают взносы из собственных средств, не за счет средств работников.

С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.

Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда

Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.

Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.

Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.

С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.

Считаем зарплату с начала года правильно

Минимальный размер оплаты труда — важный показатель, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») тоже не остался без изменений.

МРОТ подразделяется на федеральным и региональным:

Федеральный МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ. С 2021 года расчет федерального МРОТ будет производиться по новой методике — с учетом медианной зарплаты. Законодатели решили отказаться от устаревших методик и использовать международные стандарты. По новым правилам МРОТ будет привязан не к прожиточному минимуму, а к медианному доходу — доходу, относительно которого у половины населения нашей страны доходы выше этого показателя, а у другой половины — ниже. В результате применения «медианной» расчетной схемы МРОТ в 2021 году составит 12 792 руб.

Региональный МРОТ может быть принят в субъекте РФ и официально закреплен в региональном соглашении. Право субъектов РФ по установлению на своих территориях регионального МРОТ закреплено в ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ. Региональный МРОТ не может быть ниже федерального и определяется с учетом социально-экономических условий и показателей в регионе.

Применяется региональный МРОТ работодателями, работающими на территории конкретного субъекта, кроме федеральных бюджетников (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Если в субъекте не установлен региональный МРОТ, применяется федеральный показатель. Узнать конкретный размер регионального МРОТ можно в соответствующем региональном соглашении, которое обычно размещается на сайте Правительства субъекта РФ, на сайтах объединений профсоюзов и работодателей, а также публикуется в официальных печатных изданиях.

Работодателей обязали к проведению индексации заработных плат со следующего года. В противном случае речь будет идти о нарушении действующего в России трудового законодательства, предупредили в руководящем аппарате Роструда.

Подчеркнем, что повышение МРОТ на законодательном уровне под индексацией понимать не следует. Индексация должна быть обеспечена в независимости от роста МРОТ.

Зарплаты россиян должны увеличиться на уровень повышения потребительских цен на основании данных Росстата. Необходимость проведения индексации зарплат на величину темпов роста потребительских цен закреплена ст. 134 ТК РФ.

Государственные и муниципальные органы должны при этом руководствоваться трудовым законодательством и подзаконными нормативными актами, коммерческие предприятия – локальными документами (например приказ руководителя, положение об оплате труда или коллективный договор).

Это значит, что организации вне госсектора самостоятельно выбирают суммы повышения доходов работников (теоретически в 2021 году они не могут быть ниже прогнозного показателя инфляции 4%). Сроки повышения тоже будут отличаться, но в качестве рекомендованной даты можно считать 1 февраля 2021 года. С февраля Трудовая инспекция вправе проверять работодателей на предмет проведения индексации и отражения этого факта в документах.

Грамотное оформление всей документации – чрезвычайно важный момент. Работодатели, которые не проиндексируют зарплаты своему персоналу, столкнутся с серьезными штрафными санкциями.

За несоблюдение всех требований трудового законодательства, в том числе и о проведении обязательной индексации заработных плат сотрудников, работодатели и должностные лица организации несут административную ответственность.

  • Если положения об индексации не установлено в коллективном договоре и в локальных нормативно-правовых актах организации, то компании грозит штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ): для должностных лиц — от 1000 до 5000 рублей; для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Если работодатель установил порядок индексации, но при этом заработная плата сотрудников не пересматривалась, во время проверки инспекции он получит предписание полностью произвести доплату работникам не только той суммы, которая должна быть выплачена в результате индексации. Ему придется выплатить и проценты по сумме в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый просроченный день (ст. 236 ТК РФ). Оштрафуют и тех работодателей, которые самостоятельно установили индексацию заработной платы ниже, чем устанавливается отраслевым соглашением при условии, что оно на организацию распространяется.

Поскольку порядок индексации в законодательстве не определен, предлагаем работодателям действовать по следующему алгоритму.

Шаг 1. Проверка локальных актов.

Например внесение соответствующего пункта в положения об оплате труда или коллективный договор. Все положения об индексации должны быть закреплены в локальных актах.

Шаг 2. Подготовка приказа об индексации.

Локальные акты содержат правила индексации, но самого их наличия недостаточно. Бухгалтерии необходим организационно-распорядительный документ, который будет основанием для изменения начислений. В таком документе указывают рассчитанный коэффициент и дату повышения. Обычно это приказ руководителя организации о проведении индексации.

Шаг 3. Расчет новых начислений.

Бухгалтерия рассчитывает выплаты, которые подлежат увеличению, с учетом коэффициента индексации. Информацию о том, какие выплаты подлежат пересчету, а какие не подлежат, бухгалтер берет из локальных документов.

Шаг 4. Изменение штатного расписания.

Новые оклады и размеры других выплат необходимо указать в штатном расписании. Можно издать приказ о внесении изменений в штатное расписание или об утверждении штатного расписания в новой редакции.

Шаг 5. Дополнительные соглашения.

Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ (далее — Закон № 372-ФЗ) с 2021 года введена прогрессивная шкала ставок при налогообложении НДФЛ. Для резидентов РФ установлены следующие ставки НДФЛ:

  • 13 процентов – с суммы доходов в пределах 5 млн рублей за налоговый период (год),
  • 15 процентов – с суммы доходов, превышающих 5 млн рублей за налоговый период (год).

Таким образом плательщиками НДФЛ по ставке 15% с 01.01.2021 года признаются физические лица, отвечающие следующим условиям:

  1. Являются налоговыми резидентами РФ.
  2. Официально трудоустроены в России, либо получают иные вознаграждения по ставке 13%.
  3. Подпадают под обложение доходов по ставке 13%.
  4. Доход за календарный год превышает установленный предельный лимит в 5 миллионов рублей.

По задумке законодателя, увеличение ставки НДФЛ с 13 до 15 % в отношении доходов граждан, превышающих 5 млн рублей за год, приведет к дополнительному поступлению налога в размере 60 млрд рублей в год. Зачисляться эти суммы будут в федеральный бюджет и по поручению Президента РФ от 08.07.2020 № Пр-1081 направляться на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями.

Расчет НДФЛ с начала 2021 года осуществляем так: пока сумма выплат в пользу сотрудника с начала года не превысит 5 млн руб., работодатель должен начислять НДФЛ в обычном порядке по ставке 13%. Если же годовой доход работника стал больше 5 млн руб., то НДФЛ нужно считать как сумму 650 тыс. руб. с 5 млн руб. и 15% с суммы превышения.

С вы­плат ра­бот­ни­кам ра­бо­то­да­те­ли долж­ны упла­чи­вать стра­хо­вые взно­сы на ОПС, ОМС, ВНиМ и на трав­ма­тизм. При этом еже­год­но Пра­ви­тель­ство РФ уста­нав­ли­ва­ет раз­мер пре­дель­ной базы для на­чис­ле­ния стра­хо­вых взно­сов. Тариф взно­сов на обя­за­тель­ное пен­си­он­ное стра­хо­ва­ние за­ви­сит от того, пре­вы­сил ли доход ра­бот­ни­ка, ис­чис­ля­е­мый на­рас­та­ю­щим ито­гом с на­ча­ла года, пре­дель­ную базу для на­чис­ле­ния стра­хо­вых взно­сов или нет (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ):

  • с вы­плат, не пре­вы­ша­ю­щих пре­дель­ную базу, тариф со­ста­вит 22%;
  • с вы­плат, пре­вы­сив­ших уста­нов­лен­ный лимит, тариф будет 10%.

По об­ще­му пра­ви­лу тариф взно­сов на ВНиМ (страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства) уста­нов­лен в раз­ме­ре 2,9% (пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ). Так вот, если до­хо­ды ра­бот­ни­ка, рас­счи­тан­ные на­рас­та­ю­щим ито­гом с на­ча­ла года, не пре­вы­сят уста­нов­лен­ный лимит, то взно­сы с этих до­хо­дов ис­чис­ля­ют­ся по дан­ной став­ке. А с до­хо­дов, пре­вы­ша­ю­щих пре­дель­ную базу для на­чис­ле­ния взно­сов на ВНиМ, взно­сы по­про­сту не на­чис­ля­ют­ся.

Правительство РФ постановлением от 26.11.2020 № 1935 утвердило предельные величины базы для расчета пенсионных взносов и взносов на социальное страхование на случай ВНиМ.

Они составляют:

  • в отношении взносов на пенсионное страхование – 1 465 000 руб.;
  • в отношении взносов на социальное страхование – 966 000 руб.

Напомним, что в отношении взносов на обязательное медицинское страхование и взносов травматизму предельный размер базы законодательно не предусмотрен.

Эти взносы рассчитываются со всей величины выплат в пользу физлица

Организации и индивидуальные предприниматели, которые включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), вправе платить взносы по пониженным тарифам. Такое право субъектам МСП предоставлено с 1 апреля 2020 года. Период, в течение которого субъекты МСП могут применять пониженные тарифы взносов, не ограничен временным интервалом. Право установлено бессрочно.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются следующие тарифы:

  • на ОПС — 10% (как для сумм не превышающих предельную величину базы для исчисления взносов, так и сверх установленных лимитов);
  • на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%;
  • на ОМС — 5%.

Пониженные тарифы взносов применяются к выплатам в части, превышающей МРОТ. Выплаты в части, равной МРОТ или менее МРОТ, облагаются по общим тарифам.

Применение пониженных тарифов взносов регулируется:

  • с 1 апреля по 31 декабря 2020 года – ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ;
  • с 1 января 2021 года – новыми пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ.

Работодатель может платить взносы по пониженным тарифам с 1-го месяца включения в реестр МСП, но не ранее 1 апреля 2020 года (письма ФНС России от 02.06.2020 № БС-4-11/[email protected], от 29.04.2020 № БС-4-11/[email protected]).

Налоги с зарплаты сотрудника в 2021 году

  • Что включают в фонд оплаты труда: шпаргалка для бухгалтера

    2,1 тыс. 0

    \n\n

    «Зарплатные» налоги, которые работодатель должен рассчитать, удержать и перевести в бюджет, можно разделить на две большие группы. В первую входят те суммы, которые перечисляются за счет работника. Эти платежи удерживаются из зарплаты при ее выплате, и работник получает «на руки» меньше, чем было начислено до налогообложения. А во вторую группу обязательных отчислений входят те суммы, которые перечисляются за счет работодателя. Остановимся на каждом платеже подробнее.

    \n\n

    Речь идет о налоге на доходы физических лиц, который вычитается из вознаграждения сотрудников и не увеличивает налоговую нагрузку на работодателя. С заработной платы работников — граждан РФ, постоянно проживающих в России, нужно удерживать НДФЛ по ставке 13%. В общем случае «на руки» такой сотрудник получит не ту сумму, которая указана в трудовом договоре, а на 13% меньше.

    \n\n

    НДФЛ на выплаты в пользу иностранцев нужно начислять с учетом следующих особенностей.

    \n\n

    Если работник является гражданином Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, то, независимо от того, на каком основании он находится на территории РФ, налог на доходы с его зарплаты удерживается по ставке 13%. Но при этом нужно учесть, что если на дату исчисления налога такой сотрудник еще не пробыл на территории РФ 183 дня (за предыдущие 12 следующих подряд месяцев), то НДФЛ берется с полной суммы выплат. Ни на какие вычеты он претендовать не может. Если же работник из государства, входящего в ЕАЭС, провел в России более 183 дней за предыдущие 12 месяцев, то НДФЛ с его зарплаты нужно удерживать по тем же правилам, которые применяются к выплатам работникам — россиянам.

    \n\n

    Покажем на примерах, как размер зарплаты влияет на налоговую нагрузку в 2021 году.

    \n\n

    Предположим, зарплата руководителя отдела продаж Полева И.Д. — 65 000 руб. в месяц. Данный сотрудник состоит в штате компании, которая не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Полев является гражданином России и постоянно проживает в ней. Рассчитаем сумму страховых взносов, которую работодатель должен ежемесячно перечислять с зарплаты Полева И.Д. в бюджеты фондов за свой счет.

    \n\n

    \n\t \n\t

    \n\t

    \n\t\t \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t

    \n

    Месяц Сумма зарплаты нарастающим итогом, руб. Пенсионные взносы (22%) Взносы «на больничные\» (2,9%) Медицинские взносы (5,1%) Взносы «на травматизм» (0,2%) Всего
    \n\t\t\t

    Январь

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    65 000

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    14 300

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    1 885

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    3 315

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    130

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    19 630

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    Февраль

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    130 000

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    14 300

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    1 885

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    3 315

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    130

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    19 630

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    Март

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    195 000

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    14 300

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    1 885

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    3 315

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    130

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    19 630

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    Апрель

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    260 000

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    14 300

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    1 885

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    3 315

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    130

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    19 630

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    Май

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    325 000

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    14 300

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    1 885

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    3 315

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    130

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    19 630

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    Июнь

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    390 000

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    14 300

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    1 885

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    3 315

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    130

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    19 630

    \n\t\t\t

    \n\n

    Таким образом, с заработной платы сотрудника (65 000 руб.) работодатель каждый месяц должен перечислять государству страховые взносы в размере 19 630 руб.

    «Зарплатные» налоги, которые работодатель должен рассчитать, удержать и перевести в бюджет, можно разделить на две большие группы. В первую входят те суммы, которые перечисляются за счет работника. Эти платежи удерживаются из зарплаты при ее выплате, и работник получает «на руки» меньше, чем было начислено до налогообложения. А во вторую группу обязательных отчислений входят те суммы, которые перечисляются за счет работодателя. Остановимся на каждом платеже подробнее.

    Речь идет о налоге на доходы физических лиц, который вычитается из вознаграждения сотрудников и не увеличивает налоговую нагрузку на работодателя. С заработной платы работников — граждан РФ, постоянно проживающих в России, нужно удерживать НДФЛ по ставке 13%. В общем случае «на руки» такой сотрудник получит не ту сумму, которая указана в трудовом договоре, а на 13% меньше.

    НДФЛ на выплаты в пользу иностранцев нужно начислять с учетом следующих особенностей.

    Если работник является гражданином Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, то, независимо от того, на каком основании он находится на территории РФ, налог на доходы с его зарплаты удерживается по ставке 13%. Но при этом нужно учесть, что если на дату исчисления налога такой сотрудник еще не пробыл на территории РФ 183 дня (за предыдущие 12 следующих подряд месяцев), то НДФЛ берется с полной суммы выплат. Ни на какие вычеты он претендовать не может. Если же работник из государства, входящего в ЕАЭС, провел в России более 183 дней за предыдущие 12 месяцев, то НДФЛ с его зарплаты нужно удерживать по тем же правилам, которые применяются к выплатам работникам — россиянам.

    Работодатели отчисляют в бюджет денежные средства на НДФЛ, пенсионное, социальное и медицинское страхование. За все перечисления компания отчитывается перед государственными органами. Также сдача сведений осуществляется в органы государственной статистики. Документы содержат в себе информацию о размере штата, зарплатного фонда и рабочих условиях, созданных для сотрудников.

    Сдать отчётность по заработной плате вправе руководитель, бухгалтер, сотрудник компании и наёмные физлица, с которыми заключён договор на оказание данных услуг.

    В 2021 году ввели новые правила сдачи зарплатной отчётности. Одни документы отменили, а другие были объединены.

    Отчётность по заработной плате в 2021 году

    Налоговая служба обновила зарплатную отчётность в 2021 году. Цель изменений — сокращение количества бланков для экономии трудозатрат как налогоплательщиков, так и сотрудников ведомства. Данные необходимо переносить в отчёты с новыми строками или объединённые справки. Срок сдачи для документов различный.

    Рассмотрим, какие изменения в отчётности по заработной плате вступили в силу в 2021 году.

    В 2021 году, сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица сдают в двух случаях:

    1. при условии приёма и увольнения работника. Данные предоставляют в срок не позже рабочего дня, следующего за днём издания кадрового приказа; 2. при условии перевода сотрудника на другую постоянную работу или при подаче работника заявления о выборе формы трудовой книжки. Данные предоставляют не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем издания кадрового приказа.

    Если данных кадровых событий не было в прошедшем месяце, то ежемесячную форму сдавать не требуется.

    Страховые взносы в 2021 году: ставки (таблица)

    Новые реквизиты для уплаты страховых взносов 2021

    Расчет страховых взносов для ИП в 2021 году

    База для начисления страховых взносов в 2021 году

    Налоговый мониторинг с 2021 года

    С зарплат и большинства иных выплат работникам (в т.ч. по договорам ГПХ) компании и ИП уплачивают страховые взносы. Правила начисления платежей регулируются гл. 34 НК РФ, а в части взносов на «травматизм» — Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Расчет страховых взносов в 2021 году производится с учетом новых положений, вступивших в силу с 1 января текущего года.

    Сумма платежей зависит от того, какие страхователь применяет ставки по взносам. Налоговым кодексом утверждены разные тарифы:

    • основные – для большинства компаний;
    • пониженные – для льготных категорий налогоплательщиков;
    • дополнительные – для производств, признанных по результатам спецоценки вредными или опасными.
    • Кого и как проверяют налоговые службы
    • Как оценить налоговый эффект в процессе реструктуризации компании

    Расчет з-п сотрудников в любом случае может базироваться либо на отработанном времени, либо на выполнении фактических нормативов. Поэтому все возможные способы расчета зарплаты за месяц представляют собой те или иные варианты сдельной либо повременной методики.

    При сдельно-премиальном варианте работник получает оплату за фактически изготовленные изделия, а также премию за перевыполнения плана. Премия может быть фиксированной или зависеть от размера превышения планового задания.

    Вариантом предыдущей является сдельно-прогрессивная система. В этом случае премия в явном виде отсутствует, но с ростом объемов увеличивается оплата за каждое изделие.

    Косвенно-сдельная система используется для вспомогательного персонала. В этом случае их зарплата зависит от результатов основных сотрудников.

    Еще одним «сдельным» вариантом оплаты является аккордная система. В данном случае бригада получает фиксированную сумму за выполненный объем работы. Затем общее вознаграждение делится между работниками. Распределение может быть равномерным или с учетом коэффициента расчета з-п.

    Повременно-премиальная система включает в себя оплату за отработанное время и поощрительные выплаты. Премия в данном случае обычно определяется в процентах от оклада на основе показателей всего предприятия за месяц, квартал или год. Но в некоторых случаях возможны индивидуальные доплаты: за участие в проектах или выполнение нестандартных работ, не указанных в должностной инструкции.

    Далее рассмотрим общую последовательность расчета заработной платы с нуля, которая не зависит от метода определения ее суммы.

    Порядок расчета начисления заработной платы в организации всегда начинается с определения базовой суммы.

    Формула расчета зарплаты по окладу выглядит следующим образом:

    Зо = О / Т0 х Тф + П, где

    О — месячный оклад
    Т0 — количество рабочих дней в месяце
    Тф — фактически отработанные дни
    П — премии

    Формула расчета з-п за месяц на основе тарифа будет следующей:

    Зт = СТч х К + П, где

    СТч — тарифная ставка за один час
    К — отработано часов
    П — премия

    Расчет ежемесячной заработной платы при сдельной системе производится по формуле:

    Зс = В х СТс + П, где

    В — объем выпуска
    СТс — сдельная ставка за изготовленную работником единицу продукции

    Каким бы ни был порядок расчета з-п, после начисления из ее суммы нужно произвести удержания. В первую очередь это — НДФЛ.

    Расчет налогов с зарплаты 2021

    НДФЛ = (Зн – В) х 0,13(0,30), где

    Зн — начисленная зарплата с учетом всех надбавок, премий и т.п.
    В — налоговые вычеты, т.е. суммы, на которые уменьшается облагаемая база, в соответствии со ст. 218-219 НК РФ. Например, на первого и второго ребенка сумма вычета составит по 1400 руб. в месяц, а на третьего и последующих — по 3000 руб.

    Другие виды удержаний не являются обязательными, а применяются в индивидуальном порядке. Это могут быть, например, выплаты алиментов. Также возможны и удержания по желанию сотрудника: перечисления по договорам страхования, в пенсионный фонд и т.п.

    В итоге сделать расчет зарплаты, причитающейся к выплате, можно по формуле:

    Зв = Зн — НДФЛ — У, где

    У — общая сумма всех удержаний

    НДФЛ удерживается из дохода сотрудника, т.е. платится за счет его средств. Но работодатель несет и собственные дополнительные затраты, связанные с оплатой труда. Речь идет об обязательных страховых взносах. Они определяются в процентах от начисленной суммы выплат в пользу сотрудника до вычета НДФЛ и иных удержаний.

    Важно!

    В общем случае (без учета льгот) ставки страховых взносов в 2019 году составляют:

    1. В Пенсионный фонд — 22%.
    2. В Фонд медицинского страхования — 5,1%.
    3. В Фонд социального страхования (в части оплаты больничных и выплат, связанных с материнством) — 2,9%.

    Таким образом, базовая фискальная нагрузка на фонд оплаты труда (ФОТ) для работодателя составляет 30%.

    Расчет заработной платы с отчислениями в фонды

    Кроме того, в ФСС необходимо еще платить взносы на страхование от несчастных случаев. Ставка по этому платежу зависит от вида деятельности и может меняться от 0,2% до 8,5%.

    Рассмотрим образцы расчета заработной платы за месяц.

    Пример 1

    Токарь Иванов И. С. работает на сдельной системе оплаты. За каждое изделие он получает 1500 руб. Кроме того, при перевыполнении плана (30 изделий в месяц) он получает премию в 500 руб. за каждую сверхплановую единицу продукции. У Иванова есть двое несовершеннолетних детей.

    Предположим, что за февраль 2019 года он изготовил 35 изделий. Тогда начисленная зарплата Иванова И. С. составит:

    Зс = 1500 х 35 + 500 х (35 — 30) = 55 000 руб.

    Подоходный налог с учетом вычетов будет равен:

    НДФЛ = (55 000 – 1 400 х 2) х 0,13 = 6 786 руб.

    Сумма к выдаче «на руки»:

    Зв = 55000 – 6786 = 48 214 руб.

    Пример 2

    Месячный оклад бухгалтера Смирновой С. М. составляет 40 000 руб. У Смирновой С. М. один несовершеннолетний ребенок. С 01 по 06 февраля 2019 года Смирнова С.М. находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Всего в феврале 2019 года — 20 рабочих дней, в т. ч. с 01 по 06 число — 4 рабочих дня.

    Начисленная сумма за февраль составит:

    Зо = 40 000 / 20 х 16 = 32 000 руб.

    НДФЛ = (32 000 — 1 400) х 0,13 = 3 978 руб.

    Сумма к получению:

    Зв = 32 000 — 3 978 = 28 022 руб.

    Страховые взносы в 2021 году: тарифы и уплата

    База по страховым взносам определяется по каждому застрахованному лицу нарастающим итогом с начала года. В неё необходимо включить все облагаемые выплаты. Пока база не достигла предельного значения, взносы начисляются по стандартным тарифам. Далее применяются пониженные, если они установлены. Все ставки показаны в следующей таблице.

    Таблица 2. Тарифы на страхование физлиц

    Вид взносов

    Тариф в пределах лимита базы, %

    Тариф сверх лимита базы, %

    Тариф для МСП по выплатам сверх МРОТ Тариф для IT-компаний

    Пенсионные

    22

    10

    10 5

    На временную нетрудоспособность и материнство (ВНиМ)

    2,9

    0 1,5

    Медицинские

    5,1

    5 0,1

    На травматизм

    0,2-8,5 (закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ)

    Из таблицы видно, что при достижении предела тариф взносов в ПФР (так до сих пор многие называют пенсионные взносы) уменьшается с 22 до 10%. Взносы же по болезни и материнству сверх лимита базы платить не нужно. Медицинские отчисления следует считать по ставке 5,1%, при любом доходе работника. Тариф взносов на травматизм индивидуален для каждого работодателя и зависит от того, к какому классу риска относится его основная деятельность.

    В первой половине года будем начислять взносы по ставке 2,9%. Но уже за июнь сумма облагаемых доходов Морозова составит 1020 000 рублей. Поскольку сверх предельного размера базы взносы не начисляются, расчёт будет такой: 966 000×2,9% = 28 014 рублей. За июль нужно доплатить разницу между этой суммой и суммой взносов, перечисленных за полгода. Больше в 2021 году отчислений на ВНиМ делать не нужно.

    Таблица 4. Взносы на страхование по временной нетрудоспособности и материнству (в рублях)

    Месяц

    Облагаемый доход с начала года

    База для расчёта по ставке 2,9%

    Доход с начала года сверх предельной величины (взносы не начисляются)

    Взносы по ставке 2,9%

    Январь

    170 000

    170 000

    4 930

    Февраль

    340 000

    340 000

    9 860

    Март

    510 000

    510 000

    14 790

    Апрель

    680 000

    680 000

    19 720

    Май

    850 000

    850 000

    24 650

    Июнь

    1 020 000

    966 000

    54 000

    28 014

    Июль

    1 190 000

    966 000

    224 000

    28 014

    Август

    1 360 000

    966 000

    394 000

    28 014

    Сентябрь

    1 530 000

    966 000

    564 000

    28 014

    Октябрь

    1 700 000

    966 000

    734 000

    28 014

    Ноябрь

    1 870 000

    966 000

    904 000

    28 014

    Декабрь

    2 040 000

    966 000

    1 074 000

    28 014

    Получается, что с дохода Морозова А. А. в размере 1 074 000 рублей взносы начислять не нужно. Экономия составит 1 074 000×2,9% = 31 146 рублей.

    Отчисления на медицину в течение всего года будем рассчитывать по ставке 5,1%, ведь для них предельной базы нет. Для взносов на травматизм возьмем минимальную ставку 0,2%, установленную в том числе для «офисных» компаний и торговых предприятий. Все данные – в следующей таблице.

    Таблица 5. Взносы на медстрахование и травматизм

    Месяц

    Облагаемый доход с начала года

    Медицинские взносы с начала года по ставке 5,1%

    Взносы на травматизм с начала года по ставке 0,2%

    Январь

    170 000

    8670

    340

    Февраль

    340 000

    17340

    680

    Март

    510 000

    26 010

    1020

    Апрель

    680 000

    34 680

    1 360

    Май

    850 000

    43 350

    1 700

    Июнь

    1 020 000

    52 020 2 040

    Июль

    1 190 000

    60 690

    2 380

    Август

    1 360 000

    69 360

    2 720

    Сентябрь

    1 530 000

    78 030

    3 060

    Октябрь

    1 700 000

    86 700

    3 400

    Ноябрь

    1 870 000

    95 370

    3 740

    Декабрь

    2 040 000

    104 040

    4 080

    Все без исключения ИП, выплачивающие доходы физическим лицам, обязаны выступать в роли налогового агента. Это означает следующее:

    • Из заработной платы, премий и иных выплат персоналу необходимо удерживать НДФЛ по ставке 13 % (пункты 1-6 статьи 226 НК РФ).

    • Исключение – выплата аванса. С него НДФЛ не удерживается (пункт 2 статьи 223, пункты 3, 4, 6 статьи 226 НК РФ, письмо Минфина №03-04-05/11355 от 21 февраля 2019 года).

    Налог необходимо удержать из общей суммы начислений в день итоговой выплаты заработной платы и перечислить его в бюджет не позже следующего рабочего дня (пункт 7 статьи 6.1, пункт 6 статьи 226 НК РФ).

    ИП платит НДФЛ за сотрудников в ФНС по месту собственной регистрации (пункты 1 и 3 статьи 83, пункт 7 статьи 226 НК РФ). Исключение ИП на ПСН.

    Предприниматели, купившие патент и ведущие деятельность в разных регионах оплачивают НДФЛ за сотрудников в те инспекции, в которых ИП зарегистрирован как плательщик ПСН (пункт 7 статьи 226 НК РФ).

    Выплачивая доход сотрудникам, индивидуальный предприниматель выступает еще в роли страхового агента. Законодательство обязывает его платить страховые взносы за каждого работника.

    Внимание! Страховые взносы – это расходы, которые ИП должен оплачивать за свой счет, из дохода сотрудника они не удерживаются.

    Оплата страховых взносов обеспечивает персоналу возможность на получение пенсий, бесплатных медицинских услуг, оплату больничных и декретных пособий.

    Рассчитаем страховые взносы на цифрах, если оклад сотрудника равен — 35 000 руб.

    Ежемесячно ИП должен платить за работника:

    • в ПФР — 35 000 * 22 % = 7 700 руб.;

    • в ФСС — 35 000 * 2,9 % = 1 015 руб.;

    • в ФОМС — 35 000 * 5,1 % = 1 785 руб.

    • «на травматизм» — 35 000 * 0,2 % = 70 руб.

    Общая сумма страховых взносов за месяц равна – 10 570 руб. (7 700 руб. + 1 015 руб. + 1 785 руб. + 70 руб.) За год — 126 480 руб. (10 570*12 мес.).

    Крайний срок оплаты взносов в бюджет — 15-го число следующего месяца (пункт 3 статьи 431 НК РФ, пункт 4 статьи 22 Закона №125-ФЗ).

    Изменения коснулись порядка оплаты социальных пособий. В 2021 году все регионы перешли на прямые выплаты, поэтому индивидуальному предпринимателю не придется вынимать деньги из оборота на выплату пособий, а потом подавать документы на их возмещение.

    Больничные за первые три дня временной нетрудоспособности работодатель по-прежнему платит из своих денег (без возмещения), последующие дни оплачиваются Соцстрахом напрямую из средств бюджета.

    6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

    а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

    в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

    10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

    а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

    б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

    в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

    г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

    д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

    е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

    ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

    з) настоящих рекомендаций;

    и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

    11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

    12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

    Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

    13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к ��рудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

    21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

    22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

    23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

    24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

    25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

    Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

    26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

    для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

    для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

    для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

    27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

    Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

    В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.

    28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

    29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

    Расчет заработной платы в 2021 году

    36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.

    Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

    В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

    Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

    Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.

    Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

    При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:

    размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;

    размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;

    уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);

    размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в ��роцентах (в абсолютных величинах);

    размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

    Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.

    Расчет заработной платы с дохода 100 000 тенге

    Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге (заработная плата + ежемесячная премия).

    Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге. ОППВ не уплачиваются.

    Расчет ОПВ
    Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге).
    100 000 * 10% = 10 000 тенге

    Расчет ВОСМС
    Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).
    100 000 * 2% = 2 000 тенге.

    Расчет ИПН
    Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет.
    100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге;
    45 500 * 10% = 4 550 тенге.

    Расчет СО
    Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге).
    100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000;
    90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.

    Расчет СН
    Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет.
    100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге;
    88 000 * 9,5% = 8 360 тенге;
    8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге

    Расчет ООСМС
    Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).
    100 000 * 2% = 2 000 тенге.

    Показатель

    Расчет

    ОПВ

    100 000 * 10%

    10 000 тенге

    ИПН

    (100 000 – 10 000 – 2 000 – 42 500) * 10%

    4 550 тенге

    СО

    (100 000 – 10 000) * 3,5%

    3 150 тенге

    СН

    100 000 – 10 000 – 2 000 = 88 000 * 9,5% = 8 360 – 3 150 (СО)

    5 210 тенге

    ООСМС

    100 000 * 2%

    2 000 тенге

    ВОСМС

    100 000 * 2%

    2 000 тенге

    За счет работодателя

    10 360 тенге

    За счет работника

    16 550 тенге

    Сумма «на руки»

    83 450 тенге

    Рассчитаем заработную плату для низкооплачиваемых работников (доход за месяц не превышает 25 МРП), для которых предусмотрено применение 90% уменьшение облагаемого дохода по ИПН.

    Расчет заработной платы с дохода 50 000 тенге

    Доход работника Ежевикиной А.А. в январе 2021 года составил 50 000 тенге. Это совокупный доход работника за месяц и он менее 25 МРП (72 925 тенге в 2021 году).

    Кто подходит

    ОПС

    ОМС

    ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством*

    ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в отношении выплат для иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в РФ временно)

    Дополнительное пенсионное страхование для работников, занятых в опасных производствах

    Основной тариф

    Все предприятия, являющиеся плательщиками страховых взносов и не подходящие под льготные тарифы уплаты СВ

    22%

    5,1%

    2,9%

    1,8%

    Пониженный тариф

    микробизнес, малый и средний бизнес**

    некоммерческие организации

    IT;

    проектирование электронной и радиоэлектронной продукции;

    участники особых экономических зон***

    10% (как в пределах лимитов выплат, так и свыше предельной базы)

    5%

    0%

    Дополнительный тариф

    мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет, занятые на тяжелых и опасных производствах

    22%

    5,1%

    2,9%

    1,8%

    в зависимости от возраста, трудового стажа, класса условий труда ставка равна 0-9%

    *Исключение — высококвалифицированные иностранные работники

    **Из-за пандемии, члены правительства установили пониженные тарифы для предприятий МСП (малого и среднего предпринимательства). Теперь они обязаны уплачивать взносы в размере 15% с суммы, превышающей величину МРОТ (в этой сумме учитывается пенсионное, медицинское и социальное страхование).

    Например, Петров И.И. получает з/п 30 000 рублей. МРОТ в 2021 году составляет 12 792 рубля. Тогда работодатель платит СВ за данного сотрудника = (12 792 х 30%) + (17 208 х 15%) = 6 418,8 руб.

    *** Рассчитывать страховые выплаты по льготному тарифу имеют право некоммерческие организации в области социального обслуживания граждан; научных исследований; образования; культуры и искусства; благотворительность; IT (компании, работающие в информационных технологиях); проектирование и разработка электронной и радиоэлектронной продукции; резиденты и участники особых экономических зон и территорий опережающего развития.

    1. Б1 = ⅀₽ — Формула для расчета величины налогооблагаемой базы для 1 работника,

    где ⅀₽ — сумма всех выплат работнику за 1 год.

    СВ(мес) = Б*∑СВ(%) / 12 — формула для расчета страхового взноса за 1 работника за 1 месяц,

    где ⅀СВ(%) — доля страховых взносов, измеряемая в %.

    ВНИМАНИЕ! Размер страховых взносов не должен влиять на размер зарплаты сотрудников — только наоборот (то есть страховые начисляются сверх зп).

    Например, оклад Петрова И.И. составляет 30 000 рублей. Сумма СВ = 6 418,8 руб. Предприниматель платит зарплату Петрову И.И. и отдельно страховые взносы.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]