Комитет по правам ребенка был создан в каком году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комитет по правам ребенка был создан в каком году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вступление в силу Конвенции о правах ребенка 2 сентября 1990 г. стало кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.

Первым выражением международной озабоченности положением детей было принятие в 1923 г. Советом созданной незадолго до этого неправительственной организации «Международный союз спасения детей» Декларации о правах ребенка. Эта Декларация, получившая название Женевской, была одобрена в следующем году пятой Ассамблеей Лиги Наций. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила текст Декларации с некоторыми изменениями, а в 1959 г. приняла новую Декларацию, содержащую 10 фундаментальных принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

Декларация 1959 г. послужила основой для подготовки Конвенции о правах ребенка. В 1978 г. правительство Польши представило Комиссии ООН по правам человека первоначальный проект, подготовленный на основе этой Декларации. Тогда выражалась надежда, что его можно будет принять в 1979 г., который был объявлен Международным годом ребенка. Комиссия, однако, пришла к выводу, что текст требует углубленного рассмотрения, и создала специальную рабочую группу, которая проводила по одному заседанию в год в течение 1980-х гг. Рабочая группа достигла консенсуса в отношении окончательного варианта незадолго перед сессией Генеральной Ассамблеи ООН 1989 г., принявшей Конвенцию 20 ноября, в тридцатую годовщину Декларации 1959 г.

История создания Конвенции ООН и правах ребенка

Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации… Конвенция о правах ребенка, статья 2

Конвенция о правах ребенка утверждает, что все дети равны. Этот руководящий принцип пронизывает каждое право, изложенное в Конвенции. Недопущение дискриминации означает, что все дети могут в равной мере осуществлять свои права — право на выживание, развитие, участие и защиту — без исключения и на равной основе.

Тем не менее суровая действительность такова, что дискриминация существует во всех обществах и может воздействовать на все стороны жизни ребенка. Дискриминация проявляется каждый раз, когда ребенок лишается своих прав, отчуждается или отстраняется от участия в жизни общины в связи с тем или иным его личным качеством.

Неравное отношение принимает самые разнообразные формы. Ребенка могут дискриминировать, потому что он инвалид, сирота, живет на улице, инфицирован ВИЧ или болен СПИДом либо имеет другие проблемы здоровья, не был зарегистрирован при рождении, живет в сельской местности или имел дело с системой правосудия для несовершеннолетних. Дискриминация может основываться также на расе, поле, языке, этническом происхождении, религии или, как указывает Конвенция, каких-либо иных обстоятельствах.

Неравное отношение так же многогранно, как и культурные предпочтения, привычки и установки, которые его увековечивают. Хотя дискриминация имеет много форм, последствия для детей одинаково беспощадны: отсутствие заботы, болезни, злоупотребления, эксплуатация и меньшие возможности в жизни.

Конвенция о правах ребенка ясно признает конкретные потребности детей, которые издавна подвергались дискриминации. Конвенция ставит особый акцент на обездоленные и уязвимые группы детей, которые с большей вероятностью могут стать жертвами дискриминационной практики. Кроме того, Комитет по правам ребенка возлагает на правительства задачу принятия активных мер для содействия усилиям по искоренению дискриминации, что включает создание недискриминационных законов, содействие просветительным кампаниям против неравного отношения и сбор информации об отчужденных группах.

О детях, подвергающихся дискриминации, можно зачастую сказать: «С глаз долой — из сердца вон». Они терзаются в оковах сиротских приютов или систем правосудия. Они живут в отдаленных зонах, на улицах и вне сферы социальной защиты. Об этих детях обычно мало что известно, поскольку статистические средние скрывают их от официального взгляда. Однако процедура представления докладов, предусмотренная Конвенцией, предлагает правительствам давать информацию с указанием форм дискриминации, которым подвергаются дети в их странах. Зачастую само получение правильных данных может положить начало процессу изменений.

Особо подвержены дискриминации дети-инвалиды. Конвенция признает это, и в статье 23 утверждается их право на особый уход, образование и подготовку. В статье отмечается также, что эти дети не должны изолироваться от общины из-за отрицательных социальных установок. Дети, ставшие инвалидами в результате болезней или несчастных случаев и проживающие в сельских районах, наиболее серьезно изолированы и наименее вероятно получают помощь. Усилия по борьбе с детской инвалидностью должны концентрироваться на профилактике заболеваний (улучшение здравоохранения и образования), раннем выявлении и реабилитации.

Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
Конвенция о правах ребенка, статья 12

По мнению Комитета по правам ребенка, статья 12 Конвенции содержит один из четырех руководящих принципов Конвенции. Это также одна из наиболее революционных статей Конвенции, выразившая в то время совершенно новую идею. Мнение о том, что дети должны быть в поле зрения, но не следует их слушать, все еще глубоко укоренено во многих обществах. В школе и дома основным принципом для молодых считается послушание и уважение авторитета взрослых. Выдвижение концепции о том, что дети имеют право на выражение мнения и что взрослые должны прислушиваться к нему и принимать его во внимание, сталкивалось с серьезными препятствиями.

Мало кто не согласится с тем, что образование лежит в центре социального развития и экономического роста, и, действительно, содействие образованию зачастую увязывается с достижением этих более широких целей. Однако Конвенция подходит с другой точки зрения, она концентрируется на ребенке. Цель образования в соответствии с пунктом 1(а) статьи 29 — «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». В отношении образования, как и других аспектов жизни ребенка, Конвенция предлагает подход, при котором центральное место занимает ребенок.

Концентрация на ребенке в образовании означает очень многое. Это включает обеспечение безопасной учебной обстановки, свободной от эксплуатации и дискриминации, это означает выработку у ребенка самоуважения, приобретение им базовых знаний и бытовых навыков, с тем чтобы учение было позитивным и полезным, а не слишком жестким и полностью отделенным от потребностей ребенка. Поскольку Конвенция увязывает все права воедино, здесь учитываются также такие факторы, как пол, физические и умственные недостатки, состояние здоровья и питания, а также участие детей в содействии качественному образованию для всех детей.

Вопросам образования посвящены конкретно две статьи Конвенции. Статья 28 признает право ребенка на образование и требует обеспечивать бесплатное и обязательное начальное образование и защиту достоинства ребенка во всех дисциплинарных вопросах. Статья 29 призывает правительства обеспечить, чтобы образование вело к максимально возможному развитию способностей каждого ребенка и содействовало уважению родителей и культурной самобытности.

комитет по правам ребенка

В мире работают около 250 миллионов детей, причем многие миллионы из них в таких условиях, которые серьезно угрожают их жизни, здоровью и мешают им получить элементарное образование. Около одного миллиона детей ежегодно вовлекаются в незаконный сексуальный бизнес. По оценкам, также около одного миллиона детей продаются или становятся жертвой контрабанды в рамках своей страны или за границей. Многие из них вынуждены жить в условиях, близких к рабству. Общим фактором, объединяющим эти ужасные статистческие данные, является экономическая эксплуатация. Все дети, которые скрываются за этими цифрами, являются жертвами самой вопиющей и морально неприемлемой формы злоупотребления.

В течение последнего десятилетия росло осознание международной общественностью понимание масштаба насилия в отношении детей. Дети становятся жертвами насилия дома, в школе, на улицах, в общине и в государственных учреждениях. Конвенция о правах ребенка признает широкий масштаб насилия в отношении детей и четко указывает, что дети имеют право на защиту от всех его форм.

Однако печальный факт заключается в том, что насилие в отношении детей, т. е. преднамеренное нанесение физического или психологического ущерба, более распространено, чем насилие в отношении взрослых. Это происходит потому, что обстановка, в которой дети должны получать наибольшую защиту и заботу, становится также местом, где они наиболее вероятно могут подвергнуться злоупотреблениям или останутся без внимания. Похищения, детоубийства, убийства, традиционная практика, причиняющая увечья, а также сексуальные, психические и физические злоупотребления происходят чаще в рамках семьи, чем вне ее. Более того, некоторые формы злоупотреблений все еще социально приемлемы. Во многих странах родителям по-прежнему разрешается использовать «разумные» формы физического наказания, чтобы дисциплинировать своих детей. Избиение и порка продолжаются отчасти потому, что они юридически и социально допустимы.

Однако, разумеется, насилие в отношении детей происходит и вне дома. Как и насилие в семье, зачастую оно незаметно и выпадает из сферы социального сознания. Дети, которые живут и работают на улице, особенно уязвимы к злоупотреблениям со стороны полицейских и других членов общества. Дети, которые подвергаются сексуальной эксплуатации, постоянно подвержены различным формам насилия, а многих работающих детей самым суровым образом наказывают за любые ошибки или признаки «расслабления» на работе. Дети могут стать жертвами насилия или унизительной дисциплины в таких местах, как детские группы, детские сады, различного рода приюты и сиротские дома, а также в самой системе правосудия.

Комитет является несудебным контрольным органом, которому поручено наблюдение за надлежащим осуществлением Конвенции. В силу этого он обладает юрисдикцией, обязательной для всех государств, подписавших Конвенцию (ст. 44).

  • Конвенцию о правах ребенка подписало 193 государства. Каждое из них обязано представить Комитету первоначальный доклад через два года после ее вступления в силу, затем каждые пять лет представляется периодический доклад. В докладах государств содержится отчет о применении Конвенции во внутригосударственном правопорядке и о возможных трудностях в его осуществлении.
  • Рабочая группа Комитета собирается за два или три месяца до начала сессии и начинает изучение докладов для определения проблем, требующих углубленного обсуждения в ходе официальной сессии Комитета. На этом этапе наиболее активными являются НПО, т. к. их часто приглашают для участия в работе этой группы. Кроме того, это единственный этап в изучении докладов, когда им разрешается взять слово.
  • Процедура изучения Комитетом докладов является открытой и включает устный и письменный этап.
  • Комитет может запросить у государств дополнительную информацию. Зачастую им направляется перечень вопросов, на которые они должны дать письменные ответы.
  • Один из часто поднимаемых Комитетом вопросов касается определения понятия ребенка во внутригосударственном праве. Этот пункт является важным для понимания возраста, с которого ребенок начинает нести уголовную ответственность, и доступных ему средств правовой защиты.

несовершеннолетний

Согласно принятому обычаю, каждое государство направляет своего представителя, который отвечает на вопросы Комитета в ходе устного обсуждения доклада, хотя Конвенция не обязывает их к этому. По завершении процедуры государства обычно публикуют свои доклады, отчет о его рассмотрении и заключительные замечания Комитета.

Данная процедура представления отчетности была запущена в январе 1993. Методы работы Комитета для изучения докладов меняются от заседания к заседанию, в частности, в отношении следующего:

— вопрос об участии НПО в изучении докладов;

— срок, предоставляемый государствам для ответа на перечень вопросов;

— форма такого ответа(письменная или устная);

— время, отведенное для изучения каждого доклада.

19 декабря 2011 года Организация Объединенных Наций приняла Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры представления сообщений. Протокол был открыт для подписания государствами 28 февраля 2012 года. На апрель 2013 года Протокол подписали 35 государств, а четыре государства ратифицировали. В соответствии с положениями статьи 19(1) Протокол вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение десятой ратификационной грамоты или десятого документа о присоединении. Когда Протокол вступит в силу, отдельные лица или группы лиц, находящиеся под юрисдикцией государств-участников, смогут представлять сообщения Комитету по правам ребенка (ст.5) при условии, что сообщение не является анонимным и что были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты (за исключением случаев, когда процесс рассмотрения неоправданно затягивается).

Комитет по правам ребенка

Управление верховного комиссара ООН по правам человека

Швейцария, CH-1201, Женева, улица де Паки, 52, Дворец Вильсона

52 rue des Pâquis

CH-1201 Geneva, Switzerland

Тел. (00 41) 22 917 91 59

Комитет по правам ребенка (КПР)

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п.

Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН – на специальных международных встречах.

Так представительная международная встреча на высшем уровне прошла 29–30 сентября 1990 в Нью-Йорке. На ней была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-e годы. Кроме того, был выработан План действий по осуществлению этого документа. Он включил в себя практические мероприятия, направленные на:

– улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путем расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей;

– сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний;

– создание более широких возможностей для получения образования;

– решение продовольственной проблемы; защита детей, о��азавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.

За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.

Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.

В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.

ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.

Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.

Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.

Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».

Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.

Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.

В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».

Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.

Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.

Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституция Российской Федерации.

– Семейный кодекс Российской Федерации.

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

– Федеральный закон об образовании.

– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.

Детское население России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%.

Из положительных моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 он составлял 17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также за период с 1990 по 2000 показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%.

Кроме того, период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 – 21, 4, в 1999 – 21.

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные – «социальные сироты» при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений – 173,4 тыс. человек.

Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные «необучаемыми», в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.

Опыт многих западных стран (Швеции, Дании, Германии, США и др.) наглядно демонстрирует, что специальные службы поддержки семей детей с интеллектуальными нарушениями, темы интеграционного образования, а также система государственного контроля за соблюдением их прав позволяют таким детям (а впоследствии, взрослым) вести активную социальную жизнь: учиться, работать, общаться с другими людьми.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротс��во. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Практический словарь гуманитарного права

Статья 42

Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.

Статья 43

1. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже.

2. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению, а также главным правовым системам.

3. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство-участник может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.

4. Первоначальные выборы в Комитет проводятся не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции, а впоследствии — один раз в два года. По крайней мере за четыре месяца до дня каждых выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обращается к государствам-участникам с письмом, предлагая им представить свои кандидатуры в течение двух месяцев. Затем Генеральный секретарь составляет в алфавитном порядке список всех выдвинутых таким образом лиц с указанием государств-участников, которые выдвинули этих лиц, и представляет этот список государствам-участникам настоящей Конвенции.

5. Выборы проводятся на совещаниях государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, на которых две трети государств-участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников.

6. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Срок полномочий пяти членов, избираемых на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих пяти членов определяются по жребию Председателем совещания.

7. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета или если он или она по какой-либо иной причине не может более исполнять обязанности члена Комитета, государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом.

8. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.

9. Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок.

10. Сессии Комитета, как правило, проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в любом ином подходящем месте, определенном Комитетом. Комитет, как правило, проводит свои сессии ежегодно. Продолжительность сессии Комитета определяется и при необходимости пересматривается на совещании государств — участников настоящей Конвенции при условии одобрения Генеральной Ассамблеей.

11. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с настоящей Конвенцией.

12. Члены Комитета, учрежденного в соответствии с настоящей Конвенций, получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей.

Статья 44

1. Государства-участники обязуются предоставлять Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав:

a) в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника;

b) впоследствии через каждые пять лет.

2. В докладах, представляемых в соответствии с настоящей статьей, указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Конвенции. Доклады также содержат достаточную информацию, с тем чтобы обеспечить Комитету полное понимание действий Конвенции в данной стране.

3. Государству-участнику, представившему Комитету всесторонний первоначальный доклад, нет необходимости повторять в последующих докладах, представляемых в соответствии с пунктом 1b настоящей статьи, ранее изложенную основную информацию.

4. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления настоящей Конвенции.

5. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее через посредство Экономического и Социального Совета.

6. Государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.

Статья 46

Настоящая Конвенция открыта для подписания ее всеми государствами.

Статья 47

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 48

Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 49

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи таким государством на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 50

1. Любое государство-участник может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь затем препровождает предложенную поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение четырех месяцев, начиная с даты такого сообщения, по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.

2. Поправка, принятая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, вступает в силу по утверждении ее Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и принятия ее большинством в две трети государств-участников.

3. Когда поправка вступает в силу, она становится обязательной для тех государств-участников, которые ее приняли, а для других государств-участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки, которые ими приняты.

Статья 51

1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.

2. Оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускается.

3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который затем сообщает об этом всем государствам. Такое уведомление вступает в силу со дня его получения Генеральным секретарем.

Статья 52

Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу по истечении одного года после получения уведомления Генеральным секретарем.

Статья 53

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначается депозитарием настоящей конвенции.

Статья 54

Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230–239.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Как определяется понятие ребенок в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?

Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Правовые документы, защищающие права ребенка:

  • Декларация прав ребенка ( ООН, 1959г.)
  • Конвенция ООН о правах ребенка (подписана РФ в 1989 ратифицирована в 1990г.)
  • Конституция РФ.
  • Семейный кодекс РФ (1996г.)
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Уголовный кодекс РФ.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

  • Право жить и воспитываться в семье (ст. …
  • Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. …
  • Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. …
  • Право ребенка выражать свое мнение. …
  • Право ребенка на имя (ст.

Дети, их благосостояние и их права были в центре внимания ООН, начиная с ее создания в 1945 г. Одним из первых действий ООН было создание Генеральной Ассамблеей 11 декабря 1946 г. Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), который и сегодня остается главным столпом международной помощи детям.

Кроме того, положения Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов по правам человека 1966 г. признают, что права детей должны быть защищены.

Конвенция о правах ребенка

Первым стандартом, создавшим инструмент ООН и посвященным исключительно правам детей, была Декларация прав ребенка 1959 г. Подтверждая, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», Декларация предложила прочную моральную структуру прав ребенка, состоящую из десяти принципов.30лет спустя, 20 ноября 1989 г., была принята Конвенция о правах ребенка.61государство (рекордное число!) подписало Конвенцию в первый же день, когда она была открыта для подписания, 26 января 1990 г.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г.

Следует, однако, отметить, что 69 государств-участников сделали при ратификации Конвенции заявления или оговорки. К началу 2003 г.10государств полностью или частично сняли свои заявления или оговорки.

Конвенция — наиболее полное провозглашение прав детей, сделанное когда-либо. Она идет дальше Декларации, связывая государства, принимающие Конвенцию, юридической ответственностью за их действия по отношению к детям.

В июне 2000 г. были открыты для подписания два факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка: «О вовлечении детей в вооруженные конфликты» и «О торговле детьми, детской проституции и детской порнографии». Оба протокола вступили в силу в начале 2002 г.

По данным «Международной амнистии» около 300 тыс. детей из более чем 35 стран мира в настоящее время принуждаются к службе в армии; примерно в 85 государствах дети до 18 лет находятся на военной службе. Факультативный протокол запрещает мобилизацию детей до 18 лет, хотя из-за уступки, сделанной главным образом в пользу Соединенных Штатов, допускается добровольный призыв детей 16 и 17 лет.

В ходе сессии делегация Россия представила четвертый и пятый периодические доклады о выполнении Конвенции о правах ребенка. Российская делегация отчиталась также о выполнении Факультативного протокола, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах.

Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина сообщила членам Комитета, что за последние десять лет произошел огромнейший прорыв в сфере укрепления системы и законодательства защиты детей.

На рассмотрение Комитета в рамках отчета России поступило 11 альтернативных докладов от неправительственных организаций.

Экспертов Комитета интересовали самые различные вопросы. Они просили рассказать о схемах социальной защиты детей в России. Была просьба проинформировать Комитет о механизмах защиты от дискриминации детей, принадлежащих к группам меньшинств: цыган, детей трудящихся-мигрантов, детей лиц без гражданства. Члены комитета просили предоставить информацию о мерах борьбы с ксенофобией.

Члены Комитета выразили обеспокоенность по поводу того, что значительное число детей принудительно разлучаются со своими родителями и просили прояснить, каковы в России основания для лишения родительских прав.

В адрес делегации поступила просьба указать число детей, усыновленных как внутри страны, так и в рамках межгосударственного усыновления со времени принятия в декабре 2012 года закона «Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских детей в США.

Комитет представит заключительные рекомендации по окончании нынешней сессии, которая продлится до 31 января. В ней «под микроскопом» в ООН оказалась также ситуация с правами детей в Германии, Йемене, Республике Конго, Португалии. О выполнении Конвенции отчитался также Святой Престол – Ватикан.

Комитет ООН по правам ребенка состоит из 18 экспертов. Он создан для наблюдения за выполнением требований международной Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблей в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. Ее участниками являются 193 государства, которые периодически отчитываются перед Комитетом о выполнении требований этого международно-правового документа. Конвенцию о правах ребенка на сегодняшний день не ратифицировали только Сомали и США.

В мае 2000 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, и Факультативный протокол по вопросам торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

Одним из первых шагов Генеральной ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Через два года, в 1948 г. Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая Декларация прав человека.

В ее положениях и положениях Международных пактов 1966г, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 г. Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

Однако декларация (лат. Declaratia — провозглашение) не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.

К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 г. Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 г Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеей ООО от 20 ноября 1989г, 26 января 1990г началось подписание Конвенции.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат).

СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР — 13 июня 1990 г).

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.

После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (161 страна-участница на октябрь 2015 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (174 страны-участницы на июль 2018 года).

от 20 ноября 1959 года

Генеральная ассамблея провозгласила настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство.

10 принципов:

Принцип 1. Ребенку должны принадлежать указанные в настоящей декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2. Ребенку законом или другими средствами должны быть обеспечены социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие: с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилье, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом и социальном состоянии, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Когда был создан Комитет по правам ребенка?

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о …

Сколько принципов обеспечивающих права ребёнка на счастливое детство изложены в Декларации прав ребёнка?

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство».

Конвенция о Правах Ребенка является наиболее быстро ратифицированным договором о правах человека в истории. Конвенцию ратифицировали больше, чем любой другой договор в области прав человека за всю историю — 196 стран стали государствами-участниками Конвенции по состоянию на октябрь 2015 года.

Какие права детей предусмотрены Конвенцией о правах ребенка?

Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Закон должен защищать личную и семейную жизнь, дом, общение и репутацию (или доброе имя) детей от любого посягательства. 17. Дети имеют право получать информацию из Интернета, радио, телевидения, газет, книг и других источников.

КПР является одним из десяти договорных органов ООН по правам человека . [4] Комитет был создан Конвенцией 27 февраля 1991 года. [5] Комитет состоит из 18 членов из разных стран и правовых систем, обладающих «высокими моральными качествами» и экспертов в области прав человека . Хотя члены назначаются и избираются государствами — участниками Конвенции, члены Комитета действуют в личном качестве. Они не представляют правительства своих стран или любую другую организацию, к которой они могут принадлежать. Члены избираются на четырехлетний срок и могут быть переизбраны в случае выдвижения.

195 государств, ратифицировавших Конвенцию («государства-участники Конвенции») (в которую входят все государства-члены ООН, кроме Сомали и США , Южный Судан ратифицирован 23 января 2015 г.), должны представлять первоначальные и периодические отчеты о национальных Ситуация с правами детей передана на рассмотрение комиссии. Комитет рассматривает каждый доклад и выражает озабоченность или дает рекомендации государству-участнику. Он также периодически публикует общие комментарии по толкованию конкретных обязательств по Конвенции. Один раз в год Комитет представляет отчет Третьему комитету Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций., который также заслушивает заявление Председателя КПР, а Ассамблея принимает Резолюцию о правах ребенка. [6] [7]

Комитет не может рассматривать индивидуальные жалобы, хотя права ребенка могут быть подняты в других комитетах, компетентных рассматривать индивидуальные жалобы. [8] Однако, по крайней мере, дело Гендуна Чокьи Ньимы , 11-го Панчен-ламы, рассматривалось Комитетом 28 мая 1996 года, а также в другие более поздние сроки. [9]

В ноябре 2014 года Комитет впервые присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, чтобы опубликовать исчерпывающее толкование обязательств государств по предотвращению и искоренению вредной практики, совершаемой в отношении женщин и девочек. [10]

Текущие члены Комитета по правам ребенка перечислены на веб-сайте Офиса Комиссара ООН по правам человека . [11] Информация о бывших членах CRC размещена на той же веб-странице.

Основная статья: Заключительные замечания по второму периодическому докладу Святого Престола

В феврале 2014 года комитет после интервью с двумя высокопоставленными должностными лицами католической церкви опубликовал наблюдения [12], описанные как «резкое обвинение Ватикана в рассмотрении дел о сексуальном насилии над детьми с участием священнослужителей, выпустив отчет, который включал критику церковных учений о гомосексуализме. , гендерное равенство и аборты «. [13] Святейший Престол выпустил критическое заявление и сказал , что не ценит просили изменить свою позицию по вопросам , по ее мнению , неизменна. Архиепископ Сильвано Томази, постоянный наблюдатель Святейшего Престола в ООН, сказал, что он подозревал, что НПО, выступающие за права геев, оказали влияние на комитет и «укрепили идеологическую линию» в ООН. Адвокаты лиц, переживших сексуальное насилие со стороны священников, приветствовали выводы комитета. [14] [15]

Международные документы о правах ребёнка.

  • Международная служба помощи детям
  • Международный центр Missing & Exploited детей (ICMEC), борется с сексуальной эксплуатацией детей, детской порнографии, а также похищения ребенка

На одном из первых собраний Международного Комитета его членам было рекомендовано наладить работу подобных органов по защите прав ребенка внутри страны. Защита прав детей в России также связана с деятельностью такой организации. Ее существование в нашей стране началось с середины девяностых годов двадцатого века. Инициатором стали члены Министерства здравоохранения и социального развития, предполагая его как департамент по защите прав детей.

Профиль работы российского Комитета – защита интересов несовершеннолетних, пресечение случаев их нарушения. Его деятельность ведется в нескольких направлениях:

  1. Контроль за тем, как соблюдаются права детей в школе и в семье.
  2. Контроль за полнотой соблюдения юридических и гражданских прав несовершеннолетних.
  3. Организация просветительской работы среди родителей и педагогов по правовым вопросам, связанным с интересами детей.
  4. Совершенствование законодательной базы в рамках обеспечения максимальной защиты детских прав.

Голубева Т. Ю.

Федеральный судья в отставке, Старший преподаватель Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

УДК 341.231.14

Афанасьев М. А.

к.ю.н., заведующий кафедрой конституционного

и международного права Международного еврейского института экономики, финансов и права

РОЛЬ ООН В ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

Работа посвящена деятельности ООН по защите прав ребенка на международном уровне, в ней изучены история возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка. Формирование системы и международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка, дана характеристика международных органов в сфере защиты прав детей, их функций и полномочий. Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка на международном уровне. Ответственность государства в защите прав детей. Рассмотрена роль ЮНИСЕФ в решении проблем детей на международном уровне. Проблема жестокого обращения с детьми. Ювенальная юстиция — особая система правосудия для несовершеннолетних.

Ключевые слова: Устав ООН, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО, Комитет по правам ребенка, защита прав детей.

Устав Организации Объединенных Наций (ООН) обязывает Организацию содействовать «уважению прав человека и основных свобод для всех, без различия рас, пола, языка и религии» и объявляет их уважение основой для достижения целей Организации (п. 3 статьи 1 и статья 55).

Все структуры ООН являются элементами международного механизма и служат одному делу: защите прав человека, в том числе несовершеннолетних детей, и гражданских свобод, демократии, ненасилию, взаимопониманию. Этим целям служат и деятельность Генеральной Ассамблеи, и совета Безопасности, и ЭКОСОС, и ЮНИФЕМ (Фонд ООН для развития в интересах женщин), и ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН), и ВОЗ, и ЮНЕСКО, и МОТ, и иные структуры ООН [5, см. ООН официальный сайт].

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924 году.

Первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка [5, см.

ООН официальный сайт]. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечивала надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования.

Отмечая двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого было проведено множество мероприятий и выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Конвенция о правах ребенка

20.11.1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была одобрена Конвенция ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для СССР 15.09.1990 года [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Это дало блестящие результаты. 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. В первый день Конвенцию подписало 61 государство, что дало основание для ее быстрой ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств [5].

  • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
  • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
  • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
  • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
  • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
  • Наследственное право Махмутова М.М.
  • Международное публичное право Шевчук Д.А.
  • Международное право Глебов И.Н.
  • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
  • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка.

Как называется закон о правах ребенка?

Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, ) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

  • Право жить и воспитываться в семье (ст. …
  • Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. …
  • Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. …
  • Право ребенка выражать свое мнение. …
  • Право ребенка на имя (ст.

Конституция Узбекистана

Конституция Республики Узбекистан
Вид Конституция
Принятие 8 декабря 1992 года
Вступление в силу 8 декабря 1992 года
Действующая редакция 7 апреля 2017 года

В июне 2000 г. были открыты для подписания два факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка: «О вовлечении детей в вооруженные конфликты» и «О торговле детьми, детской проституции и детской порнографии». Оба протокола вступили в силу в начале 2002 г.

В каком году был создан комитет по правам ребенка

Аналогичным образом, государства-участники факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка, касающихся участия детей в вооруженных конфликтах, и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии обязаны представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в факультативных протоколах прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав.

5. Выборы проводятся на совещаниях государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, на которых две трети государств-участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников.

В итоге совместного проекта Минздравсоцразвития и ЮНИСЕФ в России учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка (УППР). Но, к сожалению, до сих пор этот статус не подкреплен никаким федеральным законодательным актом, и его деятельность регулируется законодательством субъектов РФ. Есть факты, что в некоторых регионах, уполномоченные работают на общественных началах, либо эта должность встроена в структуру органов региональной исполнительной власти.

На своей первой сессии в октябре 1991 года Комитет принял руководящие принципы, помогающие государствам-участникам готовить и составлять свои первоначальные доклады. Правительствам рекомендуется готовить свои доклады в соответствии с этими руководящими принципами, в которых подчеркивается, что в докладе должны указываться «факторы и затруднения», влияющие на степень выполнения государством обязательств по Конвенции. Иными словами, такой доклад должен быть ориентирован на представление сведений о существующих проблемах и носить самокритичный характер. Государствам предлагается представлять подробную информацию о «приоритетах. в области осуществления» Конвенции и о «конкретных задачах на будущее».

В последние годы в регионах стали появляться отделы по защите прав детства. Основными задачами таких организаций стало решение следующие вопросов:

  1. Рассмотрение поступивших устных и письменных жалоб.
  2. Правовое просвещение и оказание консультационных услуг населению.
  3. Проведение экспертной оценки вынесенных актов.
  4. Внесение отдельных предложений по улучшению законодательства в рамках функционирования учреждения.

В договорных документах о правах человека содержится определение ребенка как любого человека в возрасте до 18 лет. В 2005 году ЮНИСЕФ оценил общее количество детей в мире в 2,2 миллиарда человек. В Европе дети составляют, вероятно, десятую часть населения – около 200 миллионов.

Ребенок должен знать, что он чудо, что с начала мира не было и до конца мира не будет другого ребенка, такого же, как он.

Пабло Касальс

Дети – это люди, то есть у них точно такие же права человека, как и у взрослых. Однако дети были признаны как особо нуждающиеся в уходе и помощи, и поэтому у них есть и их «собственный» правозащитный договор – Конвенция о правах ребенка (КПР). КПР была принята Организацией Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу 2 сентября 1990 года. КПР распространяется на всех детей в возрасте до 18 лет в тех странах, которые ее приняли – а почти все страны мира уже это сделали. Эту Конвенцию не ратифицировали только Соединенные Штаты Америки и Сомали.

Работа комитета по защите прав ребенка

КПР является наиболее широко ратифицированным правозащитным документом в мире. Он знаменует собой веху в истории прав детей, потому что это – первый юридически обязывающий международный документ, принятый конкретно для того, чтобы защищать права детей.

КПР не предоставляет детям каких-либо дополнительных прав, по сравнению с другими людьми, но эта Конвенция признает, что могут быть необходимы дополнительные гарантии для обеспечения того, чтобы дети имели доступ к тем правам человека, которыми обладают все люди. Среди международных договоров эту Конвенцию выделяет то, что она содержит полный спектр прав человека: гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
ВДПЧ, статья 25 (2)

КПР обеспечила сдвиг в самом отношении к детям, поскольку КПР рассматривает детей как людей с правами и ответственностью, отражающими их развивающиеся способности. Кроме того, КПР создала конкретные рамки для обеспечения прав детей.

Если каждый ребенок, независимо от своего пола, этнического происхождения, социального положения, языка, возраста, национальности или религии имеет эти права, то дети обязаны также и уважать друг друга на основе гуманности. Притом что дети имеют право на защиту от конфликтов, жестокости, эксплуатации и заброшенности, они имеют также и обязанность не преследовать друг друга или не наносить друг другу ущерба. Если дети имеют право на чистую окружающую среду, то они также и ответственны за то, чтобы заботиться об окружающей их среде.1

Почему детям труднее получить доступ к некоторым правам, чем взрослому?

«Ваши дети – не ваши дети. Это сыновья и дочери жажды жизни, испытываемой самой Жизнью… Вы можете дать кров их телам, но не душам, Поскольку души их обитают в доме будущего, Куда вам не попасть даже в мечтах».

Калиль Гибран

Каждые пять лет страны, подписавшие КПР, должны направлять отчет в Комитет по правам ребенка о том, что они сделали для обеспечения прав, изложенных в Конвенции. Другим организациям также предлагается представлять свои доклады, и НПО часто указывают на возможные нарушения Конвенции, о которых не говорилось в официальном правительственном докладе. Комитет состоит из независимых экспертов и после того, как он рассмотрит все представленные доклады – правительственные, а также от НПО – в Женеве проводится сессия для того, чтобы опросить представителей правительств, а затем принять ряд Заключительных замечаний. Они представляют собой рекомендации, которые страны должны выполнять для того, чтобы исправить или усовершенствовать те сферы, в которых, по мнению Комитета, Конвенция должным образом не соблюдается. Когда в следующий раз правительство представляет свой доклад, эксперты проверяют, были ли выполнены ранее взятые на себя обязательства.

О чем бы вы сообщили Комитету по правам ребенка в отношении прав детей в вашей стране?

К КПР имеется два факультативных протокола, которые оба были приняты в мае 2000 года и за соблюдением которых также следит Комитет по правам ребенка. Первый из них – это Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах; второй – Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В июне 2011 года Совет по правам человека ООН принял проект третьего Факультативного протокола, касающегося процедуры сообщений о нарушениях прав детей. Данный новый протокол позволит Комитету по правам ребенка рассматривать сообщения от детей и их представителей о предполагаемых нарушениях их прав.

Из 2,2 миллиарда детей в мире 600 миллионов живут в условиях крайней нищеты. Это означает, что каждый четвертый ребенок живет менее чем на 1 евро в день.2

Каждый год почти 9 миллионов детей в возрасте до пяти лет умирают от болезней, которые вполне можно вылечить. Хотя 20 лет тому назад это число было намного выше, и оно продолжает снижаться.3

Каждый день от голода погибают 17 000 детей.4

По оценкам ООН, около 250 000 детей – мальчиков и девочек в возрасте 18 лет – связаны с вооруженными группами или вооруженными силами.5

Более 100 миллионов детей начального школьного возраста не посещают школы, при этом среди них больше девочек, чем мальчиков.6


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]