Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила пользования сотовым телефоном в школе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1.1. Данные правила пользования мобильными телефонами в школе обязательны для изучения соблюдения всеми учащимися образовательного учреждения.
1.2. Настоящие Правила составлены в целях:
- увеличения качества и эффективности получаемых образовательных услуг в школе;
- создания психологически комфортных условий для педагогов в осуществлении обучающего процесса в общеобразовательном учреждении;
- защиты пространства школы от попыток пропаганды культа насилия, жестокости и порнографии;
- свести к минимуму вредное воздействие мобильных телефонов на здоровье учащихся;
- защиты гражданских прав школьников на использование мобильных телефонов;
- обеспечения сохранности личного имущества учеников;
- обеспечения личной безопасности учащихся общеобразовательного учреждения.
Правила пользования мобильными телефонами в школе
2.1. Входя в школу, ученик обязан полностью выключить сигнал вызова абонента своего телефона (т.е. перевести его в режим «без звука»).
2.2. Перед началом уроков и мероприятий (построение, воспитательные часы, праздничные, спортивные и другие мероприятия), ученики обязаны выключить телефон и положить его в портфель, ранец и т.п.
2.3. Сообщить своим родителям, родственникам, руководителям внешкольных учреждений, в которых они занимаются, время перерывов (перемен) между занятиями, мероприятиями, для совершения ими звонков именно во время перерывов (перемен) между уроками и другими занятиями.
2.4. Во время перемен следует соблюдать культуру использования средств мобильной связи:
- громко не говорить;
- не включать громко музыку;
- во время разговора соблюдать правила общения.
2.5. Строго соблюдать настоящую инструкцию «Правила пользования мобильным телефоном» в школе, пояснять данные правила младшим школьникам.
3.1. Вешать телефон на шею, класть его в нагрудные карманы, в карманы брюк и юбок, а также включать телефон в электрическую сеть школы для подзарядки.
3.2. Класть мобильный телефон на парту.
3.3. Устанавливать во время уроков мобильный телефон в нижеперечисленные режимы:
- аудио воспроизведение (прослушивание музыки, речи (режим «плеер»), в том числе через наушники);
- фото и видео воспроизведение (для игр, просмотра изображений, текстов, рисунков, видеозаписей, фотографий);
- режимы «калькулятор», «часы», «дата», «секундомер», «календарь», «блокнот», «записная книжка» и т. п.;
- звукозапись (режим «диктофон»).
3.4. Категорически запрещено разговаривать и отправлять SMS-, MMS- и иные виды сообщений, использовать услуги GPRS, Bluetooth, интернет и другие.
3.5. Ученикам строго запрещено нарушать данные правила пользования мобильными телефонами в школе, демонстрировать другим учащимся функциональные возможности своего мобильного телефона.
3.6. Категорически запрещается при помощи телефона показывать окружающим видео и фото, пропагандирующие насилие, жестокость и порнографию, а также способные нанести вред имиджу школы, в том числе посредством съемки с последующей демонстрацией окружающим сцен насилия и вандализма.
3.7. При помощи телефона причинять вред имиджу общеобразовательного учреждения, а именно: делать съемку в стенах школы отрежиссированные (постановочные) сцены насилия, вандализма, в том числе с целью последующего показа окружающим.
- Положения школы
- Документы по коронавирусу
- Билеты и инструктажи по ОТ
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ
- Нормативные документы ОТ
- Должностные Профстандарт
- Должностные по ЕКС
- Должностные заместителей
- Должностные администрации
- Должностные учителей
- Должностные персонала
- Должностные лаборантов
- Перечень должностных
Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях
(далее — Методические рекомендации)
Целью настоящих Методических рекомендаций является определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса.
Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна1.
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.
Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы2.
В Бельгии3 и Великобритании4 вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.
С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада)5 и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия)6.
Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года — в Уганде7.
Правила пользования телефонами
1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).
5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.
Рособрнадзор и Роспотребнадзор разработали рекомендации по использованию устройств мобильной связи в школах.
Региональным и муниципальным властям в сфере образования следует рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в школах обучающимися, а также педагогами и родителями.
В метапредметные результаты основных образовательных программ школ нужно включить вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде.
При входе в школу целесообразно переводить устройства мобильной связи в режим без звука, в т. ч. с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций.
При наличии возможности и необходимости рекомендуется предусмотреть места хранения устройств мобильной связи во время образовательного процесса.
Следует обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации.
Время перемен рекомендуется использовать для общения, активного отдыха обучающихся, восполнения их физиологической потребности в двигательной активности. Устройства связи на переменах следует использовать при необходимости по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения).
Вне школы на время сна рекомендуется размещать устройства мобильной связи на расстоянии более 2 метров от головы.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
- Государственные закупки
- Государственные услуги
- Методическая работа
- Нормативная база
- Воспитательная работа
- Информация для родителей
- Школьное питание
- Попечительский совет
- Доска почёта
- Бюджет школы
- Аттестация педагогических работников
- Ящик доверия
- Противодействие коррупции
- Aдал Ұрпақ
Роспотребнадзор запретил российским школьникам использовать смартфоны в образовательных целях, то есть, в частности, для просмотра обучающих материалов во время занятий. Как пишет РИА «Новости», об этом запрете говорится в новых санитарных правилах к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей от 28 сентября 2020 г., вступивших в силу 1 января 2021 г. Они будут действовать до 1 января 2027 г.
Об изменениях, запрещающих ученикам российских школ пользоваться смартфонами для учебы, упомянула начальник управления санитарного надзора ведомства Ирина Шевкун. Она рассказал о них во время общественных слушаний на тему «Новые санитарные правила, принятые Роспотребнадзором, в сфере воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Ограничения, которые вводит Роспотребнадзор, затрагивают исключительно смартфоны. Другими словами, школьники могут и дальше продолжать учиться, используя ноутбуки и планшетные компьютеры, хотя и к ним ведомство предъявляет внушительный список требований.
По информации РИА «Новости», одним из первых на смартфоны ополчился директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей Владислав Кучма. Он назвал смартфоны «самым неблагоприятным средством для учебы и поиска информации», объяснив это тем, что у них для этого слишком маленькие экраны, и что размер шрифта на них, как и расстояние от глаз учеников до их дисплеев при работе, не соответствует санитарным нормам.
Новый запрет Роспотребнадзора не подразумевает, что ученики больше не имеют права приносить смартфоны с собой в школу. Такая возможность за ними сохранена – например, они могут свободно использовать их на территории учебного заведения для связи с родителями или общения.
Об этом заявила Ирина Брагина, добавив, что в новых санитарных правилах «речь идет о том, что мобильные телефоны не должны использоваться как средство для обучения. «И если на уроке учитель хочет, допустим, показать какие-то видеоматериалы в электронном виде, то он должен использовать компьютер, планшет, моноблок, интерактивную доску», – уточнила она.
Российские чиновники на протяжении нескольких лет пытаются полностью запретить смартфоны в школах. Например, по информации «Известий», в таком ключе еще в августе 2018 г. высказывалась Ольга Васильева, на тот момент министр просвещения России. 15 января 2020 г. она покинула пост в связи с уходом Правительства России в отставку.
В середине сентября 2018 г. уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что детям нужно сдавать свои мобильники прямо при входе в школу. Она добавила тогда, что решение об изъятии у учеников средств связи должна принимать администрация образовательных учреждений.
Зампред Правительства Татьяна Голикова мнение Васильевой и Кузнецовой тогда не поддержала. В конце сентября 2018 г. она заявила, что тотальный запрет на мобильники в школах вводить не нужно – нужно придумать, как сделать так, чтобы школьники не отвлекались на них. «Тема сложная, она не должна звучать как запретительная. Но нужно подумать, как это организовать так, чтобы ребенок в школе учился, а не игрался», – сказала тогда зампред Правительства.
О возможном запрете на использование мобильников в школах в начале июля 2019 г. заявляла и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В качестве главной причины запрета она назвала отсутствие условий хранения гаджетов на территории учебных заведений. «Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять его, а потом этот телефон исчезнет, директора школ не будут брать на себя такую ответственность», – отметила Матвиенко.
Если коренные изменения формата урока невозможны, то следует научиться использовать возможности гаджетов в свою пользу во время занятий в школе. Прежде всего следует провести беседу с учениками. Во время беседы стоит обсудить плюсы и минусы наличия телефонов на уроках. Преподавателю необходимо донести до учащихся, как телефоны отвлекают ребят от усвоения новой темы, чем это грозит (не наказание со стороны учителя, а невозможность усвоить новую тему, неуспеваемость и т.д.). В то же время следует принять и мнение учеников, что телефон на парте — это не обязательно отвлекающий предмет, ведь, например, посредством него родители могут связаться со своим ребёнком в экстренной ситуации.
Неплохой идеей после обсуждения острой темы станет заключение с учениками своеобразного соглашения. Это может быть стенгазета или плакат, размещённый на стене, а могут быть и бланки, похожие на настоящие документы. В таком соглашении должны быть чётко оговорены время и длительность использования гаджета. Возможны перечисления дисциплин, на который от использования телефонов лучше вообще воздержаться — например, на уроках физкультуры во избежание поломки аппарата.
Далее, указав в соглашении всё необходимое, можно подписать «документ» сообща (в случае со стенгазетой) или индивидуально. Периодически к такому документу можно обращаться, а также находить ответы на возникающие по данной теме вопросы. Таким образом, преподаватель не в ультимативной форме приказывает детям отложить телефоны (потому что это не работает), а обсуждает с ними проблему, находит выход из ситуации и вместе с детьми «разрабатывает» настоящий проект, в котором «и волки сыты, и овцы целы».
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков
Интересной идеей может стать регулирование времени использования телефона или вообще присутствия гаджета на парте с помощью цветных стикеров. Такие наклейки или стикеры со смайлами (рожицей) своим цветом или изображением будут сигнализировать о «доступности» телефона во время занятия.
Например, красная карточка или наклейка с грустным смайликом, размещённая сверху школьной доски, будет сообщать всему классу, что на данном уроке следует убрать смартфон с парты и пользоваться во время занятия им нельзя. Зелёный цвет или радостный смайл станет сигналом достать смартфоны из рюкзаков, так как на этом уроке технологии будут активно использоваться. И, наконец, жёлтый цвет или смайлик с подмигиванием возвестит о том, что смартфоны можно не убирать с парты, но они должны лежать экраном вниз.
Такой цветовой метод хорош тем, что правила пользования телефонами на уроках будут оглашены заранее, дети без лишних слов способны понять, нужен ли им на уроке сегодня гаджет, и, естественно, станут с нетерпением ожидать зелёного разрешающего цвета.
Если у учителя появится желание разнообразить карточную гамму, то можно взять цвет карточки за основу (красный — жёлтый — зелёный), а изображение на карточке менять. Например, на фоне запрещающего красного цвета могут оказаться злобный смайлик, грустный, со слезами, рука в знаке «стоп», перечёркнутый телефон, изображение полицейского и т.д. На зелёном разрешающем цвете можно разместить улыбающийся смайл, телефон, котёнка, единорога, солнышко и т.д. Такое разнообразие даже при запрещении телефона на занятии поднимет настроение учащимся, они обязательно станут обращать внимание на стикер уже в начале урока, будут относиться более лояльно к такой «политике» преподавателя.
Если преподаватель разрешает учащимся оставлять телефоны на партах, вполне логично предположить, что во время урока дети будут ими пользоваться. Ведь смартфон так и манит своими возможностями! Если подход со стикерами, сигнализирующими о доступности гаджета на уроке — не ваш вариант, то следует выбрать иной подход.
Так, во многих образовательных школах Америки успешно практикуется система «Stop, Breathe & Think» («прервись, дыши и думай») — это подборка приложений, помогающих детям снять напряжение во время уроков, требующих высокой концентрации. В установленное время школьники берут в руки телефоны, открывают приложение и выполняют предложенные упражнения, помогающие ненадолго расслабиться.
Другим вариантом таких перерывов может стать просмотр интересного видео на тему урока или даже научных шуток. Учащиеся с удовольствием воспользуются своими гаджетами и сделают перерыв от лекции, но образовательная функция всё равно будет выполнена. Пара минут медитации или просмотра захватывающего ролика помогает сменить фокус, отдохнуть и вернуться к теме урока более сконцентрированными.
Когда преподаватель установил на занятиях порядок присутствия гаджета на партах, настал момент вовлечения смартфона в активную работу на благо обучения.
Преподаватели Denver Public Schools разработали собственную методику использования телефонов с пользой. Различные приложения, сайты, электронные библиотеки — это всё призвано дополнить учебный процесс. Например, на уроке геометрии в экранах мобильных телефонов можно рассмотреть объёмные модели различных сложных фигур (додекаэдр, тессеракт, икосаэдр и т.п.), реальные модели которых, как правило, отсутствуют в учебных классах.
Также ученикам даются и индивидуальные задания, причём это могут быть и простые презентации, и разработка серьёзных сайтов.
Преподаватели обязательно контролируют работу на гаджетах и проверяют успехи учеников.
Кроме абстрактных упражнений или прохождения тестов в специальных приложениях, заданием может стать и реальный проект. Такие задачи часто становятся практической частью для выпускников университета, но и для школьников можно подобрать похожие задания.
Суть проекта, не оторванного от действительности, в том, что требуется провести некоторые вычисления, используя реальные данные. Найти их можно на различных официальных сайтах, в электронных библиотеках и т.д.
Подобный подход успешно практикуется в школе Miramonte Elementary. Учащиеся средней школы получают в качестве задания разработать бизнес-идею и рассчитать её бизнес-план. В расчетах должны использоваться все нужные данные, как в реальном проекте. Таким образом, школьники в полной мере используют свои гаджеты, много общаются, ищут, анализируют, считают — и используют всю свою активность без отрыва от действительности.
Итак, правила пользования телефонами на уроках оглашены, возможности «приобщать» смартфоны к образовательному процессу найдены, но школьники всё равно отвлекаются на гаджеты во время урока. Что же делать, если полный запрет вводить не хочется, но и бороться с детской зависимостью тоже нужно?!
Правила пользования мобильными телефонами
Отличным вариантом станет практика отказа от телефона на один день. Многие компании, где работники должны соблюдать строгий дресс-код, вводят в расписание день недели, когда можно носить одежду на свой выбор. С телефонами можно поступить практически так же — выбрать и закрепить за конкретным днём недели формат «День без смартфона».
Конечно, учащиеся вряд ли одобрят такой подход, однако день без телефона гораздо лучше, чем неделя без оного. Проведите со школьниками беседу, донесите до учеников, как много реального времени тратится на виртуальный мир. Помочь с этим могут настройки телефона или специальные приложения, которые отслеживают время, проведённое в той или иной социальной сети или за игрой в приложение. Возможно даже попросить каждого из учеников составить собственный график «погружения в телефон» с указанием часов, проведённых за играми и просмотрами роликов. Дети увидят, сколько настоящего времени занимают их подчас бессмысленные блуждания в просторах сети. После таких расчётов стоит объяснить школьникам, как такая трата времени пагубно сказывается на их жизни и обучении в том числе. После таких объяснений переход ко дню отказа от телефонов в школе будет вполне естественен. Логичность и обоснованность требования, отсутствие полного запрета положительно скажутся на общем настроении учеников и обеспечат выполнение такого «неполного запрета».
Невозможно поверить в то, с какой скоростью и как далеко может распространиться информация в ту же минуту, когда вы нажимаете кнопку «Отправить». Помогите детям осознать, что все, чем они «хотят только поделиться с приятелем», будет вечно существовать в электронном виде и может попасться на глаза кому угодно. Даже текст, написанный «не для всех», может за секунду облететь весь мир.
Научите детей спрашивать себя: «Приятно ли мне будет, если этот текст или фото увидит множество людей? А что, если их увидят учителя или родители? Не пожалею ли я о них, если лет через пять на них наткнется человек, который будет проводить собеседование со мной при приеме на работу?».
Молодым людям полезно задумываться над подобными вещами. Лобные доли мозга, ответственные за понимание и оценочные суждения, продолжают развиваться и после 20 лет. Детям и подросткам стоит научиться понимать, какие позитивные или негативные последствия влечет за собой тот или иной их шаг. Обсудите это с ними, помогите им наработать практические навыки и развить соответствующие умения, а если вы увидите, что они сбились с курса, мягко предложите свою помощь.
Лучший способ приучить детей к разумному использованию гаджетов — установить семейные правила и следовать им в первую очередь самим родителям. Большинство из нас даже не осознают, сколько времени они погружены в свои телефоны и другие устройства. Так, когда один мальчик устал от вечных папиных замечаний о том, что нельзя целый день играть в компьютерные игры, он нанес ответный удар: «А ты себя-то со стороны видел, пап? Да ты фразу не можешь закончить, не взглянув на свой мобильник!».
К счастью, слова сына возымели эффект. Отец с мальчиком вместе разработали план: каждый раз, когда отец посмотрит на экран своего телефона в машине или во время ужина, его сын получает доллар, который может потратить на любую благотворительную цель по своему усмотрению. По мере того, как стопка долларовых счетов росла, папа осознавал масштабы проблемы.
-
Роль мобильного телефона в жизни школьника
-
Школьники и телефоны на уроках
-
Запрет на использование телефонов в школе
-
Польза мобильного телефона для школьника
-
Минусы использования телефона в школе
-
Памятка использования телефона в школе
-
Возможности использования приложения родительского контроля Unisave Kids
Мобильные телефоны – это компактное электронное устройство связи, вошедшее в жизнь современного общества.
На сегодняшний день устройства такого типа есть не только у взрослых, но и у подростков, а порой и даже детей-дошкольников. Вот только насколько это правильно? Допустимо ли использование мобильных телефонов в школе? Как это влияет на процесс обучения и можно ли пользоваться телефоном в школе на законодательном уровне?
Если ваш ребенок имеет телефон, научите его:
1. Хранить при себе – на ремне в специальном кармане или на груди, на шнурке.
2. Не хвалиться, не демонстрировать его функции никому, чтобы не вызвать нездоровый интерес и зависть.
Обучающийся!
1. Помни, что во время занятий в школе запрещается пользоваться громкими звонками (переводи в режим вибрации), слушать громкую музыку.
2. Носи телефон при себе (на шнурке или на ремне).
3. Если телефон забрали и скрылись, немедленно об этом сообщи взрослым: родителям, учителям, тем, кто окажется рядом. Не теряя времени, ты сам или взрослые, должны сообщить об этом администрации школы (если это произошло в школе), в милицию по телефону «102», в фирму, в которой был приобретен телефон и которая обслуживает связь твоего телефона.
Кирилл (имя он попросил написать выдуманное с формулировкой «у меня ребенку еще учиться») состоит в школьном чате. Говорит, там появилось сообщение о сборе денег на ящик для мобильников. Чья это инициатива — поди теперь угадай, все шмыгнули в кусты. (В самой школе воздержались от комментариев.) Но факт остается фактом: происходит какая-то важная возня.
На сайтах многих школ можно найти покрытые пылью внутренние правила пользования мобильниками, этим публикациям уже много лет. Текст может различаться, но идея одна: телефон не должен мешать учебе. Везде есть запрет на использование во время уроков (кроме некоторых частных ситуаций).
При этом отсутствует запрет на использование во время перемен. Типовая формулировка разрешает «вне занятий применять мобильный телефон в здании школы как современное средство коммуникации: осуществлять звонки; посылать SMS-сообщения; обмениваться информацией; делать фото- и видеосъемку; слушать радио и музыку через наушники».
В некоторых версиях внутренних правил есть пункт: «Ни в коем случае не передавать [телефон] в чужие руки».
Ответственность за нарушения, по сути, сводится к старому анекдоту: учитель может поставить крестик возле фамилии, а может поставить крестик и обвести кружочком. Точнее, с вариациями декларируются такие ступеньки: запись в дневнике, докладная директору, замечание (с объяснительной), изъятие телефона, вызов родителей, выговор, запрет ношения телефона на какой-то срок…
Чтобы понять, что происходит, мы обратились в Министерство образования. Здесь не отрицают, что правила использования мобильников ужесточились. Причем произошло это за полгода до гомельских событий (как минимум на бумаге).
Существует приказ со страшноватым названием, датированный 11 марта 2019 года: «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Одним из пунктов оговорено введение во внутренние правила школ положения «об ограничении использования средств мобильной связи во время учебных занятий и перерывов между ними».
Как относиться ко всем этим ограничениям, мы спросили у юриста Татьяны Ревинской.
— Единого закона, регламентирующего использование мобильных телефонов в школах, нет. Поэтому и однозначного ответа на вопрос о законности запрета на применение мобильных телефонов в школах не существует.
Однако следует отметить, что статья 32 Кодекса об образовании говорит, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения.
Таким образом, если в уставе или правилах внутреннего распорядка предусмотрен запрет (ограничение) на использование мобильных телефонов или иных гаджетов, то школьники должны выполнять такие условия.
Нарушившие установленные в школе правила могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию. Согласно статьям 126—128 Кодекса об образовании, это замечание, выговор или разбирательство с родителями (эта мера хотя и не прописана в Кодексе, но морально устоялась).
Упомянутый 156-й приказ министра образования предписывает учреждениям образования вносить в правила внутреннего распорядка пункт об ограничении использования средств мобильной связи. Как показывает практика, единого подхода к решению данного вопроса нет. Разные учреждения реализуют этот приказ по-разному. Но в любом случае такие требования должны учениками выполняться.
Одна из популярных родительских позиций: телефон — это не только средство связи, но и способ фиксации «беспредела» (с чьей бы стороны он ни исходил). В результате на фоне последних ограничений воспрянула из праха еще одна идея: камеры в классах.
«Наш класс как раз за такое нововведение, — пишет очередной родитель. — Это будет дисциплинировать детей и заодно учителей. Да и в спорной ситуации доказательство. Согласен, не с прямым доступом к записи, но в случае конфликта можно поднять файлы…»
Есть и противоположное мнение. Процитируем учительницу физики Елену Михаленко (которая едва ли не единственная из школьных педагогов открыто высказалась о гомельской истории). Вот что она говорит про камеры: «Наверное, для разрешения конфликтов это выход. Но есть ведь опасность превратить школу в шоу „За стеклом“. Исчезнет нечто очень важное, человеческое. В каждом классе свой микроклимат. В одном надо жестко держаться норм и правил, шаг в сторону — и этот класс ты уже в руках не удержишь. В другом — можно пошутить, отвлечься от темы, увидев, например, что дети возбуждены, — разобраться в ситуации, которая абсолютно не касается твоего урока, поговорить по душам. Рассказать что-то сверх программы. Затронуть спорную проблему. Смогу ли я так работать перед объективом камеры? Не уверена. Превратиться в человека-машину, который всегда действует по инструкции, чтобы не к чему было придраться, не хочется».
Правила пользования сотовыми телефонами в образовательном учреждении
Причин внести запрет на использование мобильных телефонов в школах набирается не так уж и мало. В первую очередь гаджеты действительно становятся конкурентами учителю. Ребенок может сделать выбор как в пользу урока, так и в пользу любимой игры или переписки с друзьями. Во втором случае материал не будет усвоен, что принесет нежелательный результат в виде отрицательных оценок. Если, конечно, школьник не соберется с мыслями дома и не примется за изучение материала.
Ограничение является более мягкой мерой, если сравнивать с запретом. И дети относятся более благосклонно, и учителя воспринимают положительно. Стоит сказать, что педагоги также могут отвечать на звонки и смс на уроках. Школьники такие детали подмечают, чувствуют себя ущемленными и негативно настраиваются против своих же учителей. Если запрет на использование и должен быть, то скорее всего для обеих сторон.
В жизни бывают непредвиденные обстоятельства, когда ребенку необходимо связаться с родителями и наоборот. В этом случае удобно иметь при себе сотовый телефон, в котором уже сформирована телефонная книга. Ребенку остается только выбрать нужный контакт и позвонить.
Ответ на этот вопрос будет положительным. В соответствии со статьей 43 Федерального Закона № 273, учащиеся обязаны выполнять требования устава образовательного учреждения и соблюдать правила внутреннего распорядка. Поэтому школьники не смогут использовать мобильные телефоны в школе, если в уставе прописан запрет. А если проигнорируют требование, то это будет являться нарушением. Проблемы мало кто любит, поэтому в этом случае родители становятся особенно заинтересованы, чтобы их дети не создавали лишнего повода для вызова в школу.
Запрет мобильных телефонов в школе возможен. Однако могут ли учителя просто забрать гаджет у ребенка, который не выпускает его из рук весь урок? Согласно Конституции РФ и статье 209 Гражданского Кодекса, учитель не вправе забирать и удерживать гаджеты и другие личные вещи учащихся. Однако если в уставе прописан запрет на использование телефонов, то положить на учительский стол либо свободную парту или убрать в портфель ребенок будет обязан по первому требованию.
Конечно, когда речь идет о таком серьезном вопросе, хочется понимать, какой будет итог положительного решения на запрет. Результат будет следующим:
- сокращение числа отвлекающих факторов на уроке;
- уменьшение возможностей для списывания;
- отсутствие стресса для ребенка, если телефон оказался потерян;
- отсутствие конфликтов на почве воровства дорогого устройства;
- создание приблизительного равенства между учащимися, когда более обеспеченные не имеют возможности вызывать зависть или обиду у менее состоятельных.
Российским школьникам запретили пользоваться смартфонами
Компактное сложное высокотехнологичное электронное устройство мобильной связи. Включает в себя — приёмопередатчик на 2-4 СВЧ-диапазона, специализированный контроллер управления, интерфейсные устройства, дисплей, аккумулятор.
Сотовый телефон и базовая станция поддерживают постоянный радиоконтакт. При перемещениях сотовый телефон периодически переключается с одной базовой станции на другую, выбирая станцию, от которой исходит более мощный сигнал. Даже когда телефон находится в режиме ожидания вызова, и разговор не ведется — он работает в пульсирующем режиме.
Более 4.5 миллиардов людей на планете используют сотовый телефон
Компьютер сети всегда знает, с какой базовой станцией данный мобильный телефон поддерживает устойчивую радиосвязь. Компьютер связи хранит время переговоров и место нахождения абонента.
Ученые установили, что мобильная связь — источник вредного электромагнитного излучения для здоровья человека. В настоящее время доказано, что электромагнитные волны стимулируют изменения на клеточном уровне, вызывают нарушения генного порядка, способствуют появлению больных клеток и болезнетворных опухолей.
Сотовый телефон вызывает разогрев в области головы и вокруг уха
Электромагнитное излучение радиочастотного диапазона, генерируемое трубкой, поглощаются тканями головы, в частности, тканями мозга, сетчаткой глаза, структурами зрительного, вестибулярного и слухового анализаторов, причем излучение действует как непосредственно на отдельные органы и структуры, так и опосредованно, через проводник, на нервную систему.
Ученые доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечнососудистой, и эндокринной систем. Это доказывает, что вред сотовых телефонов огромен.
Многие абоненты при использовании сотовых телефонов испытывают неприятный разогрев в области головы и вокруг уха. Наибольшему риску подвергаются молодые люди до тридцати лет.
Особенно чувствительны к излучению мобильных телефонов дети. Ученые предупреждают, что дети, пользующиеся мобильными телефонами, подвергаются повышенному риску расстройства памяти и сна. Основная причина расстройств заключается в электромагнитном излучении малой интенсивности, которое способно проникать в менее массивный и более тонкий череп ребенка.
Излучение от сотовых телефонов наносит вред иммунной системе детей
Это излучение влияет на мозговые ритмы, может нанести вред иммунной системе ребенка, которая находится в процессе развития. Эффект вредного электромагнитного излучения подобен помехам на радио, излучение приводит к:
- Нарушению стабильности клеток организма
- Нарушению работы нервной системы
- Появлению головных болей
- Потере памяти
- Расстройству сна
Основными симптомами неблагоприятного воздействия (вреда сотового телефона) на состояние здоровья являются:
- Головные боли
- Сонливость
- Раздражительность
- Нарушения памяти и ухудшение способности к концентрации
- Синдром хронической усталости
- Боль и резь в глазах
- Сухость слизистой оболочки глаза
- Прогрессирующее ухудшение зрения
- Перепады артериального давления и пульса
Все эти признаки характерны для вегето-сосудистой дистонии. Кроме того, под воздействием вредных электромагнитных полей, которые генерирует мобильный телефон, в организме возникает так называемая реакция напряжения иммунной системы. По словам врачей, от этого может снизиться сопротивляемость организма болезням и прочим вредным внешним воздействиям.
По мнению ученых, длительное нахождение рядом с источниками электромагнитного излучения может вызывать астенический синдром, преждевременное старение организма, нарушение обменных процессов, болезни нервной системы, органов чувств и ряд других заболеваний.
Электромагнитные излучения поглощаются тканями головы
Разные люди реагируют на генерируемое сотовыми телефонами излучение по-разному: 15% особо устойчивых его просто не замечают, у 70% включаются компенсаторные механизмы, и негативные последствия проявляются только через какое-то время, а 15% пользователей являются гиперчувствительными к электромагнитному излучению. Даже после однократного разговора по мобильному телефону у них отмечаются повышенная утомляемость и расстройства сна, впоследствии развивается реакция, напоминающая аллергическую, головная боль и перепады артериального давления и пульса (доказано, что после разговора по мобильному телефону артериальное давление повышается на 5-10 мм ртутного столба).
Ограничить время и частоту использования сотового телефона — более 2-3 минут за один вызов и более 10-15 минут в день. Можно использовать беспроводную гарнитуру, находясь на расстоянии от телефона, или по возможности громкую связь.
Использование беспроводной гарнитуры обезопасит от ЭМИ излучения
Не спите рядом с сотовым телефоном. Электромагнитное излучение мобильного телефона даже в режиме ожидания негативно воздействует на центральную нервную систему, нарушая нормальное чередование фаз сна.
Старайтесь как можно меньше носить сотовый телефон близко к телу, например в карманах, лучше носить его в сумке.
Находясь дома, класть его на расстоянии не менее 50 см от себя.
Следует учитывать, что в условиях экранирования (автомобиль, железобетонные здания) плотность потока электромагнитного излучения (ЭМИ), воздействующего на человека, многократно усиливается.
Стараться по возможности не использовать телефон в тех местах, где наблюдается плохой приём (лифт, подземные помещения, транспорт и т. д.), так как при плохом приёме мобильный телефон пытается найти антенну-передатчик, и из-за этого его излучение многократно усиливается.
Реже использовать мобильный телефон в закрытых помещениях (машина, дом), так как излучаемые им волны могут отражаться стенами и покрытиями, что в несколько раз усиливает облучение.
Не прикладывайте мобильный телефон к уху в тот момент, когда он находится в процессе поиска оператора сети (это бывает также при самом включении телефона и при очень плохом приёме). В этот момент он излучает сильнее всего.
То же самое относится и к сельской местности, где, вдалеке от антенн, также нередко наблюдается плохой приём мобильной связи.
Беспроводной способ передачи данных от одного мобильника к другому (разработанный под маркой Bluetooth), прибавляет мобильному телефону дополнительную силу излучения.
Выбирая телефон, поинтересуйтесь уровнем его излучения (SAR) и старайтесь выбрать телефон с наименьшим показателем.
Если следовать элементарным правилам безопасности использования, то вред от СВЧ-излучения сотового телефона сведётся к минимуму.
10 ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫМ ТЕЛЕФОНОМ
1. Чем короче разговор, тем безопаснее для здоровья. Учёные советуют ограничить продолжительность одного разговора тремя минутами.
2. Дождитесь соединения, прежде чем подносить телефон к голове. Прием вызова абонента – это момент пика излучения.
3. Старайтесь носить телефон как можно дальше от жизненно важных органов. При увеличении расстояния интенсивность излучения уменьшается. Рекомендуется носить телефон в сумке, портфеле, но не в кармане, так как даже в режиме ожидания он продолжает обмениваться данными с сетью.
4. Пользуйтесь гарнитурами и системами «свободные руки», чтобы держать сотовый телефон подальше от головы и тем самым уменьшить его воздействие.
5. При покупке выбирайте телефон с меньшей мощностью излучения.
6. При разговоре снимите очки с металлической оправой, т. к. она играет роль вторичного излучателя и может привести к увеличению интенсивности излучения на определенные участки головы.
7. Старайтесь не разговаривать в закрытом пространстве (автомобиле, лифте, поезде, гараже и т.п.). Металлический «экран» ухудшает радиосвязь, в ответ на это мобильный аппарат увеличивает свою мощность.
8. Не пользуйтесь мобильным телефоном во время грозы. Вероятность попадания молнии в работающий телефон в несколько раз выше попадания в человека.
9. Не пользуйтесь мобильным телефоном во время пересечения проезжей части и управления транспортным средством. Это опасно. Не разговаривайте по сотовому телефону в машине или в автобусе, так как электромагнитные волны, отражаясь от металлического кузова, усиливаются в несколько раз
10. Во время сна выключайте телефон и убирайте подальше от спального места, так как в это время наш организм не оказывает никакого сопротивления электромагнитным излучениям, и они спокойно проникают в организм спящего, вызывают головные боли и не дают полноценно отдохнуть.
Когда ребенок стал старше и получил мобильный телефон, это замечательный повод напомнить ему о правилах безопасности. Необходимо учитывать следующие тонкости:
— Начните с главного. Объясните, как использовать основные опции телефона: звонки, голосовую почту и блокировку клавиатуры. Здесь же можно поговорить с ребенком о том, что вы не хотите, чтобы он использовал те или иные опции. В кнопках быстрого набора запрограммируйте телефоны вашего дома, ваш рабочий номер, номера родственников и соседей, чтобы их можно было быстро набрать в случае опасности. Научите детей заряжать телефон и следить за тем, чтобы аккумулятор не садился.
— Ограничивайте время использования. Неплохо ограничить количество минут разговора и текстовых сообщений, доступных для ребенка ежемесячно. Обсудите с ним, как работает система оплаты звонков и эсэмэсок. К примеру, на многих тарифах звонки ночью и в выходные бесплатны. Однако ребенок может и не знать, что это означает только после 9 или даже 11 часов вечера. Предупредите, что загрузка игр, заставок и рингтонов из Интернета также тарифицируется и что отправка и получение эсэмэс на многих тарифах оплачивается и посылающим, и принимающим пользователем. Если счет в конце месяца все же превысил ваши предсказания, поговорите об этом с ребенком.
— Защита личной информации. Поскольку мобильный телефон можно использовать почти как компьютер (выходить в Интернет, отправлять сообщения, смотреть видеоклипы), ребенок может поддаться на уловки спамеров, онлайновых совратителей, охотников за информацией и сетевых хулиганов. Поэтому важно научить малыша не отвечать на звонки и сообщения от незнакомых людей. Вместо этого поставьте переадресацию на голосовую почту. Вдобавок следует напомнить ребенку, что, используя Интернет через телефон, он также не должен раскрывать в Сети незнакомым людям свое имя, номера телефонов и другую личную информацию. Научите ребенка блокировать сим-карту так, чтобы никто, кроме него самого, не мог совершать исходящие вызовы. За необходимыми настройками связи можно обратиться в офис вашего оператора.
— Нужно уважать окружающих. Если в телефоне вашего ребенка есть встроенная камера или фотоаппарат, обратите его внимание, что необходимо быть осторожными, посылая фотографии и видеоролики друзьям. Достаточно нажать не на ту кнопку, и сделанный снимок отправится не тому человеку. Объясните малышу, что нельзя фотографировать других без их разрешения и лучше не соглашаться, чтобы кто-то фотографировал на телефон его. Фотография с телефона вполне может оказаться потом вывешенной в Интернете, где ее увидят все.
— Дома использовать только стационарный телефон. Многие родители настаивают, чтобы дети выключали мобильные телефоны, приходя домой из школы или после кружков. Если ребенку необходимо кому-то позвонить, для этого можно использовать обычный домашний телефон. Это не только экономит деньги, но и приучает детей относиться к мобильным телефонам только как к мобильному средству связи.
— Заботиться о своем мобильном телефоне. Чтобы защитить телефон от дождя, потертостей, царапин и грязных рюкзаков, купите для него специальный чехол или пластиковое покрытие. Объясните ребенку, что расхаживать у всех на виду с мобильным телефоном в руке не менее опасно, чем публично размахивать бумажником или драгоценностями. Когда ребенок не использует телефон, следует убирать его в безопасное место. Если телефон был потерян или украден, следует немедленно заявить об этом в офис вашего оператора и местный полицейский участок.
— С пониманием относиться к Уставу школы. Большинство современных школ выдвигают жесткие требования, касающиеся использования мобильных телефонов в школе. Убедитесь, что ребенок знает, где и когда позволяется разговаривать по телефону на территории школы
— Соблюдать нормы этикета при использовании телефона. Научив ребенка, как обращаться с мобильным телефоном дома, объясните ему, что те же правила распространяются и на многие другие места. Например, в кино, театрах, библиотеках, больницах, храмах, на приеме у врача и в множестве других подобных мест следует отключить звук или выключить телефон вообще. Также объясните ребенку, что окружающим может быть неприятно слушать его долгие беседы по телефону. Громкий разговор по мобильному телефону вблизи других людей, например в лифте или поезде, расценивается как дурной тон и неуважение к окружающим.
Согласно Конституции РФ и статье 209 Гражданского кодекса, гражданин имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому отобрать у школьника телефон силой, требовать отнести его домой или держать у себя, например, до родительского собрания, учителя не имеют права.
«Один раз учительница задержала класс после уроков, а сын опаздывал на электричку (а нужные ходят раз в час, а то и реже), я написала классному руководителю, та его «спасла».
И таких ситуаций, когда ребенку может понадобиться помощь родителей, много, делится мама восьмиклассника Юля — она категорически против полного запрета телефона в школах. На уроках — да, но на переменах она привыкла переписываться с сыном, как и многие другие мамы.
«На одном из родительских собраний спросили наше мнение о запрете телефонов, мы в один голос возмутились. Я тут за четкое разграничение: телефоном нельзя пользоваться только во время урока, при этом он находится у ребенка», — говорит Юля.
Так, смартфоны в школах оказываются нужны не только детям, но и многим родителям — для спокойствия. Кандидат психологических наук с большим опытом работы в старшей и средней школе Юлия Пиканина подтверждает, что современным родителям трудно организовать взаимодействие с ребенком без помощи гаджета. Психолог рекомендует родителям показывать пример хорошей самоорганизации, чтобы избавиться от необходимости контролировать ребенка «на ходу», с помощью гаджета. Кроме того, наличие телефона не гарантирует того, что до детей можно дозвониться в любой момент.
О негативном влиянии смартфонов на организм, особенно растущий, говорят не первый год. В каких-то вопросах ученые до сих пор не могут прийти к согласию. Насколько телефон вреднее других устройств, которые нас окружают? Лучше ли использовать гарнитуру во время звонка? Споры продолжаются до сих пор, тем не менее с тем, что регулярное использование гаджета плохо сказывается на здоровье детей, как минимум на зрении и психике, согласно большинство. Это подтверждают исследования.