Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требуется ли разрешение на строительство индивидуального жилого дома». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее – разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта[1], а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
По общему правилу разрешение выдаётся по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке[2].
Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:
- объектов космической инфраструктуры;
- гидротехнических сооружений;
- объектов, связанных с использованием недр;
- объектов, связанных с атомной энергией, и т. п.
Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, разрешение выдаётся исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).
Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:
- на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.
При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утверждённых ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.
Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КРТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными ППТиПМ.
С 01.01.2024 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[3], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.
С 04.08.2018 перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, был скорректирован. Так, в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона подлежит изменению, к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.
Важные изменения в сфере индивидуального жилищного строительства
Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.
Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[15].
По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.
При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:
1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства;
3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений);
4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т. ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[16].
Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[17] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
В соответствии с п. 14.1 ст. 1 закона № 126-ФЗ[18] к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.
Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создаётся риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.
На текущий момент в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[19] вышеуказанное Постановление № 1064 утратило силу. Однако новое постановление, не отменяя норму о возможности строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, без получения разрешения на строительство, дополнило соответствующий перечень новыми 11 случаями. Теперь без получения разрешения допустимо строительство (реконструкция) следующих объектов:
1) линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;
2) тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
3) водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;
4) линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;
5) линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населённых пунктов;
6) отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;
7) автомобильных дорог IV и V категорий;
8) объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомоби��ьных дорог;
9) местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
10) пешеходных улиц и площадей городов;
11) парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.
ГрК РФ допускает поэтапное проектирование и осуществление строительства, реконструкции объектов. Соответственно, возможна и выдача разрешения на отдельные этапы (очереди) строительства (п. 12 ст. 51 ГрК РФ). При этом следует отметить, что в конце 2019 года законом № 472-ФЗ[20] в ГрК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается выделение этапов и в отношении линейных объектов (объектов капитального строительства, входящих в их состав). Получаются такие разрешения в общем заявительном порядке.
При этом под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введён в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных объектов на этом участке, а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т. е. независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства (п. 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий[21]).
По общему правилу разрешение выдаётся на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, а на индивидуальное жилищное строительство – на десять лет. Необходимо отметить, что последними серьёзными изменениями в ЗК РФ законодатель установил предельные сроки аренды государственных земель для целей строительства в виде двойного ориентировочного срока на строительство, устанавливаемого Минстроем РФ. Установление этих сроков, по нашему мнению, не определяет фактический срок действия разрешения на строительство (он по-прежнему определяется разделом «Проект организации строительства»).
Разрешение, выданное при отсутствии законных оснований на иной срок, чем предусмотрен проектом, как показывает анализ судебной практики, может быть признано в судебном порядке не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя[22].
В рамках реализации мер поддержки бизнеса в период чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19[23], Правительство РФ приняло решение[24] об автоматическом продлении на 1 год срока действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 06.04.2020 до 01.01.2021.
В случае истечения срока действия разрешения до окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта возможно его продление уполномоченным органом (организацией), выдавшим разрешение, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения[25].
Несоблюдение любого из этих условий является самостоятельным основанием для отказа в продлении разрешения (пп.пп. 7–8 п. 21.15 ст. 51 ГрК РФ).
Необходимо отметить, что ранее установленный законом срок на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения (не позднее чем за шестьдесят дней) зачастую воспринимался уполномоченным органом как пресекательный, несмотря на отсутствие прямого указания на это в законе, и в связи с пропуском застройщиком данного срока уполномоченные органы нередко отказывали в продлении срока действия разрешения. Однако судебная практика по данному вопросу сформировалась таким образом, что суды признают такие отказы не соответствующими закону[26]. В текущей редакции норм, регулирующих порядок внесения изменений в разрешение, данная проблема утратила свою актуальность, так как теперь срок действительно пресекательный, и нет места двоякому толкованию за одним исключением.
Согласно п. 21.5 ст. 51 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком участке в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
Срок действия выданного разрешения при переходе права на земельный участок и/или объекты капитального строительства сохраняется, за исключением установленных законом случаев, когда действие разрешения прекращается на основании решения уполномоченного органа (организации) – п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.
О переходе права собственности на участок, а также об изменении характеристик участка (в случае его объединения, перераспределения, раздела, выдела) новый правообладатель (правообладатель изменённого участка) обязан уведомить орган, выдавший разрешение, для внесения в него соответствующих изменений с приложением соответствующих документов, указанных в пп.пп. 1–4 п. 21.10 ст. 51 ГрК РФ. Если необходимые документы не будут представлены заявителем, уполномоченный орган обязан запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.
Продолжение строительства без приведения разрешения в соответствие с произошедшими изменениями может повлечь за собой сложности с прохождением строительного контроля и надзора, введением построе��ного объекта в эксплуатацию, а также может стать основанием для привлечения застройщика к административной ответственности[27].
Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.
П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.
Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:
- отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[31], истечение срока действия договора аренды[32];
- несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[33], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[34];
- несоответствие ВРИ земельного участка[35];
- несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[36];
- отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[37];
- несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[38] и т. д.
Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:
1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?
Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:
- отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[39] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[40];
- п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[41].
Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.
С 04.08.2018[43] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.
Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.
Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[44], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.
Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.
Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т. д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.
В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).
После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.
Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.
Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.
В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).
В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).
Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).
Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:
- отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
- поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо е��ли такое уведомление ранее не направлялось.
В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Одновременно в законе введено понятие технического заказчика – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.
При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Таким образом, положения ГрК РФ допускают передачу полномочий как застройщика, так и (технического) заказчика другому лицу. В т. ч. возможна передача полномочий только в рамках одного или нескольких этапов строительства.
Следует помнить, что в законодательстве установлено обязательное требование об участии в СРО лица, планирующего осуществление функций технического заказчика.
На практике случаи передачи полномочий нередки, и оформляется такая передача договорами, чаще всего поименованными как договор на осуществление функций заказчика (застройщика) или договор о распределении функций заказчика (застройщика). Вопрос о правовой природе такого договора является дискуссионным как в теории гражданского права, так и в судебной практике. Единое мнение по данному вопросу не сформировано, в основном такие договоры определяют как договор совместной деятельности, подрядный, инвестиционный или агентский, а также как смешанный договор, содержащий в себе элементы перечисленных договоров в различных комбинациях. По нашему мнению, данный договор представляет собой разновидность агентского договора (гл. 52 ГК РФ). Подтверждением данной позиции является, в частности, то, что выполнение техническим заказчиком своих функций возможно только на основании выданной застройщиком доверенности, т. е. технический заказчик осуществляет некоторые представительские функции для застройщика.
Не следует отождествлять технического заказчика с генеральным подрядчиком. По общему правилу функции, осуществляемые заказчиком, не входят в обязанности генерального подрядчика, и, как видно из приведённых положений ст. 1 ГрК РФ, функции заказчика существенно шире. По общему правилу технический заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, а взаимодействует с генеральным подрядчиком от имени застройщика. В связи с этим, если строительство ведёт генеральный подрядчик, ответственность за качество, срок выполнения работ не может быть возложена на технического заказчика[45].
С 1 июля 2017 года отменено требование о выполнении работ, приведённых в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 1 июля 2017 года выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.
При этом ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлечённое застройщиком или (техническим) заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т. е. (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 года указанная неопределённость разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального ��троительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ[46].
Для обоих документов, упомянутых выше по тексту, действующим законодательством предусмотрены и утверждены свои формы.
Так, бланк разрешения на строительство жилого дома и прочих капитальных объектов утвержден Приказом Минстроя России от 19.02.2015 года № 117/пр (Приложение № 1). Данный документ включает в себя следующие сведения:
- «Шапка» документа – тут прописываются сведения об адресате, то есть застройщике. Должно быть указано его полное наименование (если юридическое лицо) или же ФИО (для граждан), а также адрес, почтовый индекс и электронная почта.
- Название документа, его номер и дата составления, наименование ведомства, одобрившего строительство заявленного объекта.
- Характеристики капитальной постройки – в этом разделе указываются следующие данные:
- тип работ (строительство, реконструкция и т.д.),
- название объекта в соответствии с формулировкой, приведенной в проектной документации, а также сведения об экспертизе этих бумаг,
- кадастровый номер земли,
- информация о градостроительном плате участка,
- общая площадь объекта, а также прилегающего земельного участка, количество этажей, в том числе подземных, и прочие сведения.
- В заключительной части документа прописывается срок действия разрешения с указанием основания его установления (это может быть соответствующий раздел проектной документации или ссылка на нормативный акт), а также ставится дата и подпись уполномоченного органа, выдавшего этот документ.
Из положений ст. 51 и 51.1 ГрК РФ следует вывод о том, что для согласования возведения объекта капитального строительства, обращаться следует в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Исключением являются следующие случаи (п. 5-6 ст. 51 ГрК РФ):
- возведение объекта планируется на земле, предназначенной для пользования недрами и предоставленной в этих целях – в таком случае обращаться за разрешением нужно в Министерство природных ресурсов и экологии России,
- планируется строительство или реконструкция объекта, предназначенного для использования атомной энергии – подавать заявление следует в «Росатом»,
- речь идет о строительстве/реконструкции объекта, относящегося к космической инфраструктуре – выдавать разрешение в этом случае уполномочена организация «Роскосмос»,
- иные исключения, предусмотренные законом.
Во всех прочих ситуациях получить разрешение на строительство частного дома и других видов капитальных построек можно в районной администрации соответствующей области/региона. К примеру, в Санкт-Петербурге согласовывать будущее строительство дома на участке или любой другой постройки следует в Службе государственного строительного надзора и экспертизы.
Согласно единым правилам в качестве заявителя при выдаче разрешения (уведомления) на строительство объекта выступает застройщик. Это может быть физическое или юридическое лицо (организация), планирующее возведение, реконструкцию или изменение определенной капитальной постройки.
Таким образом, подавать документы на выдачу разрешения (уведомления) может гражданин, планирующий строительство дома на своем участке, или же уполномоченный представитель организации, желающей начать строительные работы.
Кроме того, в качестве заявителя также может выступать доверенное лицо застройщика. В данном случае у первого на руках должна быть действующая доверенность на совершение подобных действий.
Как оформить разрешительную документацию на строительство
Общий алгоритм действий при согласовании строительства жилого или садового дома подробно описан в ст. 51.1 ГрК РФ. Порядок подачи и получения соответствующего уведомления включает в себя следующие шаги:
- Подготовка уведомления (аналог заявления) согласно единой утвержденной форме.
- Сбор установленного законом перечня документов (подробно все бумаги описаны ниже по тексту).
- Выбор способа направления бумаг в адрес органа государственной власти, уполномоченного выдавать разрешения на строительство. Здесь доступны следующие варианты (п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ):
- личный визит в соответствующее ведомство,
- обращение в МФЦ (многофункциональный центр),
- направление бумаг по почте (письмо следует заказывать с уведомлением о вручении),
- использование портала «Госуслуги».
- После того, как документы будут отправлены, следует дождаться окончания их проверки.
- В течение установленного законом периода времени государственный орган направит заявителю уведомление о соответствии объекта ИЖС (садового дома) всем требованиям и нормам или о несоответствии заявленных параметров.
Следует обозначить несколько наиболее распространенных ситуаций, при которых заявитель может получить отказ в согласовании строительства ИЖС или садового дома.
Сюда можно отнести такие причины:
- отсутствие всех необходимых сведений в представленном уведомлении (полный их перечень приведен в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ),
- отражение в уведомлении информации, не соответствующей действительности,
- отсутствие у представителя застройщика доверенности, дающей право на согласование строительства объекта,
- документы для получения разрешения представлены не в полном объеме,
- обращение заявителя в орган, находящийся не по месту размещения земельного участка, на котором планируется строительство дома,
- уведомление подано в отношении объекта, по которому законом предусмотрено получение разрешения на строительство, а не уведомления.
При возникновении перечисленных выше ситуаций, компетентный орган в течение 3 рабочих дней производит возврат поданного застройщиком уведомления вместе с приложенными к нему документами (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).
В качестве примера можно привести следующие случаи, при которых обязательно получение разрешения на строительство объекта:
- возведение многоквартирного жилого дома,
- постройка гидротехнических сооружений,
- строительство объектов, связанных с добычей полезных ископаемых,
- проведение работ по созданию автомобильных и железных дорог, предназначенных для общего пользования,
- прочие случаи.
Выбор ведомства, в которое следует обращаться для получения такого документа зависит от вида объекта, строительство которого планируется. Здесь возможны следующие варианты:
- органы местной власти, находящиеся на территории расположения земельного участка (в большинстве случаев),
- организация «Росатом» (по объектам в области атомной энергии),
- «Роскосмос» (при строительстве/реконструкции построек в области космической инфраструктуры),
- Минстрой РФ (при возведении объекта на территории двух и более регионов),
- иные уполномоченные органы государственной власти.
В целом, процедура получения разрешения на строительство включает в себя следующие шаги:
- Подготовка заявления согласно утвержденной форме.
- Сбор документов.
- Подача полного пакета бумаг в государственное ведомство, уполномоченное выдавать разрешения на строительство. Сделать это можно через МФЦ.
- Далее нужно дождаться окончания этапа проверки представленных документов. Если все будет в порядке, заявителю выдадут разрешение.
Посмотреть |
- земля стоит дороже, чем садовые участки, где также можно построить жилой дом;
- если на участке еще нет дома — для постройки жилья потребуется уведомление или разрешение от муниципалитета;
- стоит заранее ознакомиться с Генеральным планом развития территории, поскольку по соседству могут быть запланированы кварталы многоэтажек;
- перед покупкой нужно проверить доступность школы, больницы и детсада.
Выданное государством разрешение подтверждает:
- разработанный строительный проект учитывает все требования градостроительных законов;
- дом возводится на земельном участке, категория которого не запрещает его постройку.
Получение разрешения на строительство убережет владельца нового дома от его сноса. Также за возведение постройки без документа «строитель» получит административный штраф. Для физических лиц предельный размер достигает 5 000 рублей (статья 9.5 КоАП).
Чтобы получить разрешение на строительство частного дома, следует обратиться в соответствующий комитет при местной администрации. Оформлением занимается служба государственного строительного надзора и экспертизы (Госстройнадзор), но возможны и иные наименования уполномоченного ведомства.
Выдача разрешения на строительство происходит по месту расположения земельного участка, на котором строится объект, а не по месту жительства застройщика.
Индивидуальный застройщик имеет право оформить разрешительную бумагу, лично обратившись к чиновникам или сотрудникам МФЦ. Также он может действовать через представителя, составив на него доверенность, или удаленно – через электронный сервис. Чтобы воспользоваться последним вариантом взаимодействия с государственными органами, необходимо предварительно создать себе электронную подпись и зарегистрироваться на сайте (понадобятся сканы паспорта и иных бумаг).
Разрешение выдается уполномоченными лицами в единственном экземпляре.
Перед тем, как получить разрешение на строительство дома на собственном участке, нужно подготовить комплект документов. На их основе будет приниматься решение чиновников об оформлении требуемого разрешения.
Какие документы нужны, зависит от типа постройки. В большинстве случаев граждане запрашивают бумагу для возведения ИЖС. Тогда перечень документов небольшой:
- заявление с просьбой о выдаче разрешения;
- правоустанавливающее свидетельство (выписка из реестра, договор аренды или купли-продажи);
- градостроительный план застраиваемого участка земли;
- составленная (самостоятельно или специалистами) схема планировочной организации участка.
Разрешение оформляется бесплатно. Но застройщик понесет расходы на подготовительном этапе к данной процедуре. Например, если по настоянию чиновников заказывает оформление планировочной схемы или иных документов, производит топосъемку и т.п.
Если гражданин решит полностью переложить функции по оформлению участка на коммерческую организацию, то ему придется оплатить ее услуги (в среднем сумма составит около 50 000 руб.). Обращаясь в такую компанию, следует проверить, есть ли у нее лицензия на оказание подобных услуг.
Когда индивидуальный дом будет достроен, то его нужно будет оформить в Росреестре как собственность застройщика. За данную госуслугу гражданин заплатит госпошлину в размере 350 рублей.
Как получить разрешение на строительство дома в 2021 году
Выдачей разрешительного документа занимаются:
- В общем порядке — органы местного самоуправления, где находится земельный участок для строительства ИЖС.
- Территориальный орган Министерства по природным ресурсам и экологии РФ – если на земельном участке под ИЖС ведутся работы по использованию недр земли.
- Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору – если земельный участок предполагает использование атомной энергии.
Подать заявление и пакет документов для получения разрешения на строительство частного дома можно в соответствующем органе при личном обращении, через МФЦ или официального представителя.
Перечень документов, необходимых для получения разрешения (ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ):
- Оригинал паспорта заявителя.
- Документ, подтверждающий право собственности на земельный участок.
- Градостроительный план участка.
- Положительное решение на реализацию проекта по возведению объекта ИЖС.
- Нотариальная доверенность (предоставляется, если заявление подается через представителя).
- Проектная документация (наличие и план расположения построек на участке, сведения об инженерных сетях, план сноса объектов капитального строительства, расположенных на участке, и другое).
Важно! В случае, если положительное заключение на проектную документацию выдано негосударственным органом, дополнительно необходимо представить документы, которые подтверждают право юридического лица выполнять экспертную оценку.
Стоит отметить, что действующее российское законодательство предусматривает случаи, когда наличие проектной декларации не является обязательным при получении разрешения на строительство: будущий объект ИЖС должен иметь не больше 3-х этажей и предназначаться для проживания не более одной семьи. Застройщик, с которым был заключен договор об оказании услуг по строительству частного дома, вправе собрать необходимую проектную документацию и предоставить ее в соответствующий государственный орган для получения разрешения на строительство.
Срок проведения проверки документов на соответствие требованиям градостроительного плана составляет 7 рабочих дней с момента предоставления заявления уполномоченному органу.
Важно! Выдача разрешения на строительство частного дома является бесплатной государственной услугой.
В случае получения отказа в выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС, данное решение может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
После того, как разрешение было выдано заявителю, в течение 10 дней он обязан предоставить в орган, выдавший документ, всю проектную документацию о площади объекта, этажности, проведении инженерно-коммуникационных сетей.
Разрешение на строительство частного дома на участке под ИЖС действует в течение 10 лет, с возможностью продления на основании решения органа власти.
При смене собственника земельного участка во время проведения строительных работ по возведению объекта ИЖС, разрешение на строительство сохраняет свое действие. Однако, в случае раздела или слияния двух и более земельных участков, строительные работы могут быть продолжены только после получения новой проектной документации и разрешения на строительство объекта.
Действующее законодательство предусматривает случаи, когда нет необходимости получать разрешение на строительство ИЖС:
- Возведение гаража, если земельный участок является собственностью и не предназначен для ведения предпринимательской деятельности.
- Строительство объектов индивидуального жилищного строительства;
- Если строительство объекта ИЖС предполагается на участке, предназначенной для ведения дачного или садоводческого хозяйства.
- Если речь идет возведении сооружения, не являющегося объектом капитального строительства (киоск, павильон и другие подобные объекты).
- Если речь идет об объектах строительства для вспомогательного использования.
- В случаях, когда речь идет об изменениях объектов строительства или их частях, если это не приведет к существенным изменения проектной документации.
- В иных случаях, предусмотренных законодательством.
Градостроительный кодекс РФ также предусматривает обстоятельства, наступление которых может являться основанием для прекращения действия разрешения на строительство ИЖС:
- Если владелец земельного участка отказался от оформления права собственности на надел.
- В случае расторжения договоров, на основании которых лицо приобрело право на землю.
- В случае, если право собственности на участок прекратило свое действие в результате изъятия земельного надела для нужд государства.
- В случае прекращения права пользования недрами при необходимости проведения в дальнейшем строительных работ.
Решение о прекращении действия разрешения на строительство ИЖС принимается органом, его выдавшим, в течение 30 дней с момента прекращения прав на земельный надел. Основанием для этого могут являться:
- уведомление соответствующего органа о прекращении права пользования недрами;
- уведомление органа власти о прекращении у владельца права пользования земельным участком.
Орган, выдавший разрешение на строительство ИЖС, передает в территориальные органы Росреестра сведения о прекращении права пользования на землю в порядке межведомственного взаимодействия.
Несомненно, стоит отметить тот факт, что получение разрешения на строительство частного дома на участке ИЖС является довольно затратной по времени процедурой. Однако, во избежание в дальнейшем сложностей с оформлением ввода жилья в эксплуатацию, лучше всего позаботиться о наличии разрешительных документов заранее.
- подготовка входящих/исходящих документов, технических актов;
- подача комплекта бумаг в администрацию на рассмотрение;
- через 7 рабочих дней с даты принятия пакета бумаг от владельца земли чиновники выдают утверждение/заключение о возможности строительства;
- получение разрешительного протокола к началу возведения ИЖС (направляется уведомление хозяину земли/составителю проекта);
- геодезические/строительные/монтажные/отделочные работы;
- завершение объекта;
- получение разрешительного акта о начале эксплуатации;
- запуск объекта в эксплуатацию.
Разрешение на постройку ИЖС выдается свободно. Землевладелец вряд ли обладает достаточным количеством дней, специфическими навыками, чтобы собрать все акты по списку.
Юридические фирмы на коммерческой основе выполняют получение разрешения на строительство, цена договорная .
Прайс на разработку грамотного топографического плана, который удовлетворит требования органов, обозначен как 10000 руб. и выше.
Прайс на генеральный проект СПОЗУ (схему планировочной организации аграрных площадей) — около 5000 рублей.
Права на владение ИЖС и их регистрацию оформляет Росреестр и его территориальные филиалы. Госпошлина установлена в 350 рублей.
Получение разрешения на строительство ИЖС — обязательный пункт при получении кредита на строительные работы и иные личные цели.
Если уполномоченным сотрудником выявлена неконгруэнтность садового дома нормативам/параметрам, то вердикт может быть отрицательным, объект возводить запретят.
Пока согласовывается разрешение на возведение частного жилья, можно вести подготовку участка к застройке. Список допустимых действий обозначен в Постановлении Правительства РФ № 1798 от 07.11.2020 г.
Дата сдачи бумаг на экспертизу/получение разрешения на строительство жилого дома/частного дома в СНТ считается возможной, чтобы начать манипуляции с землей.
До получения разрешительного документа можно:
- оградить территорию под застройку;
- сделать разбивочную геодезическую карту участка;
- освободить площадку от неугодных растений, пней и корней
- проложить и обустроить временные тропинки/подъездные дороги/рельсы для подъезда строительных машин;
- обеспечить доступ к инженерным/электрическим сетям;
- установить некапитальные постройки для рабочих;
- продумать способ отведения вод, сделать дренажи.
Работы до получения разрешения на строительство подконтрольны специальным агентам от строительных компаний.
Нельзя начинать подготовительные действия, если проект затронул экологию и нужно положительное решение экспертизы.
О нововведениях в области проведения гос экологической проверки говорится в дополнениях от 01.01.2021 г. к Постановлению Правительства РФ № 179 от 07.11.2020 г.
Вы получили положительное решение эко комиссии. Нужно ЗА 5 рабочих дней ДО старта подготовительных действий дать информацию в эко надзор.
Вы получили отрицательное решение. Нужно за один месяц восстановить нарушенный природный баланс.
Осложнений в оформлении разрешения на частную постройку не будет, если земля точно предназначена под ИЖС.
Получение разрешения на строительство в СНТ возможно, но понадобятся согласительные подписи всех членов СТ.
Заявитель предоставил в администрацию бумаги на получение разрешения на строительство дома. Необходимые документы будут рассмотрены за 30 рабочих дней.
- правильность данных в заявлении клиента;
- комплектность документации по списку;
- на сколько проект, схема планировочных манипуляций с землями совпадают с требованиями градостроительного проекта участка.
Как результат — заказчик получает официальную разрешительную бумагу или мотивированное отклонение просьбы, с которым можно обратиться в судебное учреждение за обжалованием.
После получения разрешительного документа на начало строительных работ застройщик обязан выполнить некоторые действия.
Заявитель/застройщик получил согласование на строительство и за 10 рабочих дней обратной связью с уполномоченным учреждением, выдавшим разрешение, должен сообщить:
- о параметрах предполагаемого ИЖС;
- о технических возможностях/условиях подключения к инженерным/электросетям;
- координатные данные о точном месте расположения будущего дома (точка указывается на СПОЗУ).
Познакомившись в законодательством/нормативным базисом, можно справиться собственными силами. Дефицит времени требует обращения к юристам строительных контор. Помощь в подборе/составлении актов на получение разрешенного строительства имеет смысл поискать среди предприятий, специализирующихся на данной услуге.
Разрешение на строительство частного дома подтверждается решением администрации. направлено на земельный надел в общем, не имеет привязки к определенному гражданину.
Поэтому при перепродаже земли новое разрешение на застройку оформлять не требуется.
Порядок получения разрешения на строительство дома будет зависеть от того, какой именно земельный надел приобретен под застройку, какой комплект бумаг/актов нужен в конкретном случае, чтобы определенно получить разрешительный вердикт на строительство.
Если владелец земли желает выезжать на лето, и будущее сооружение — дачный домик, то список будет проще, а материалы при строительных работах дешевле.
Проект дома для получения разрешения на строительство теплого благоустроенного дома как постоянного жилья — усложненное мероприятие, длительная стройка, сложные и дорогие материалы.
Приобретя участок, посмотрите назначение теперь вашей земли. Если это не историческое наследство, нет нарушений экологического пространства, то делайте получение разрешения. Строительство дома ИЖС с грамотным прорабом, добросовестными работниками займет несколько месяцев и осуществится почти незаметно для землевладельца.
Районы. Местные власти, где располагается земельный объект.
В мегаполисах
- обращение в МФЦ;
- личный поход к уполномоченным чиновникам;
- в онлайн режиме через частный кабинет на порталах гос и муниципальных услуг.
Подавать пакет имеют право
- собственник земельных площадей с паспортом и свидетельством на собственность;
- доверенное лицо с удостоверенной нотариусом личностью/подписью.
- В call-центре Единого комплекса градостроительства Москвы менеджеры дадут дополнительные пояснения.
Разрешение на строительство дома на участке ИЖС
уведомление о начале строительства и уведомление о планируемом строительстве считаем равнозначными.
Прежде чем приступим к заполнению уведомления о планируемом строительстве, рассмотрим всю последовательность действий.
От начала строительства до регистрации права собственности на дом.
Разрешение на строительство заменили на уведомление о начале строительства.
Начинать строительство без разрешения на основании одного уведомления допускается в отношении:
- объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС),
- садового дома.
Объектом ИЖС признается отдельно стоящее здание (далее – дом).
Объект ИЖС не может иметь более 3-х надземных этажей.
Если дом планируется больше 3 надземных этажей,
потому что превышение этажности требует получения разрешения на строительство.
Высота дома не должна превышать 20 м.
Объект ИЖС должен состоять из комнат и вспомогательных помещений, которые предназначены для удовлетворения бытовых и иных нужд людей, связанных с их проживанием.
Объект ИЖС не может быть разделен на самостоятельные объекты недвижимости.
Иными словами, в таком доме нельзя зарегистрировать право собственности на отдельные комнаты и помещения.
Другими словами, объект ИЖС нельзя превратить в многоквартирный дом.
Для справки.
Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в одном значении.
Данное правило действует если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под садовым домом понимается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения людьми бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
Количество этажей садового дома также не может превышать 3-х. Высота садового дома не может превышать 20 м.
Иными словами, по своим техническим параметрам (этажность и высота) садовый дом не должен отличаться от объекта ИЖС, то есть жилого дома.
Чтобы оформление жилого или садового дома в собственность после завершения строительства не стало «колом», необходимо пройти несколько простых этапов.
Все достаточно просто.
Существует 3 уровня органов по выдаче разрешений на строительство:
- федеральный,
- региональный,
- местный.
Если вы арендуете земельный участок, на котором планируете строить дом, то уровень органа зависит от вида собственности.
Проще говоря, если
- арендуете землю федеральной собственности, то подаете уведомление о начале строительства в федеральное министерство,
- взяли в аренду землю субъекта РФ, то – в региональный орган.
- в аренде муниципальная земля, то уведомление подается в местную администрацию.
В подавляющем большинстве случаев
В поле 2.1 указываем кадастровый номер земельного участка.
Данное поле заполняется при наличии у земельного участка кадастрового номера.
Если участок не имеет кадастрового номера, то поле оставляем пустым или ставим прочерк.
Втрое поле под номером 2.2.
В строке 2.2 заполняем адрес или описание местоположения земельного участка.
С адресом все должно быть понятно.
Если участок имеет адрес, то указываем его в точном соответствии, как он прописан в правоустанавливающих документах (то есть в свидетельстве о праве собственности или в выписке из ЕГРН, либо в договоре аренды и т.д.).
Иногда земельный участок не имеет почтового адреса, потому что на нем еще нет объекта недвижимости, которому можно присвоить почтовый адрес.
Участок, не имеющий адреса должен иметь описание своего местоположения.
Для описания местоположения участков, как правило, берется какой-то ориентир (чаще всего за ориентир берут соседний объект недвижимости, имеющий адрес).
От ориентира указывают направление и расстояние до участка, местоположение которого нужно определить.
Например: от жилого дома, расположенного по адресу с. Мухоморовка, ул. Лесная, 10, на северо-запад 150 метров.
Описание местоположения участка можно найти в правоустанавливающих документах.
В строке 2.3 необходимо указать сведения о праве застройщика на земельный участок, а также реквизиты правоустанавливающих документов.
Как правило, застройщик, владеет земельным участком на праве собственности или аренды.
Правоустанавливающими документами могут быть:
- свидетельство о праве собственности,
- выписка из ЕГРН,
- договор купли-продажи (дарения, мены),
- свидетельство о праве на наследство,
- судебное решение, вступившее в законную силу,
- постановление или решение органа власти или местного самоуправления,
- договор аренды земельного участка.
Данный список не полный.
В него могут также включаться, например, соглашение о разделе имущества между супругами, решение ООО о передаче учредителю имущества, оставшегося после ликвидации, и т.д.
Иными словами, нужен документ, подтверждающий основание, по которому застройщик получил права на земельный участок.
Таким образом, в строке 2.3 нужно указать вид права (собственность или аренда) и реквизиты правоустанавливающего документы (наименование, дата, номер и др.).
Порядок получения разрешения на строительство частного дома и его стоимость
В строке 2.4 указываем сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок.
Данное поле нужно заполнять в случаях, когда земельный участок находится в долевой или совместной собственности. Либо арендаторами являются 2 или более лиц (это называют множественность лиц на стороне арендатора).
Иными словами, если застройщик не единоличный собственник участка, а владеет землей в долевой или совместной собственности, то в поле 2.4 указывают сведения о других сособственниках.
Такой же подход применяется и к арендаторам.
Если в договоре аренды указаны несколько арендаторов, то в поле 2.4 нужно указать сведения о других соарендаторах.
Минстрой по этому вопросу пока не дал разъяснений.
Поэтому, исходим их того, что в отношении этих лиц нужно указывать те же сведения, что и о застройщике.
То есть, указываем – ФИО, место жительства и паспортные данные.
Например, сособственник Иванова Зульфия Моисеевна, проживающая по адресу: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20, паспорт гражданина РФ серия 03 02 номер 555444, выдан 01 апреля 2018 года ОФМС г. Нижнезадрипанска, код подразделения 772-003, зарегистрированная по месту жительства: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20.
Примечание.
Поскольку Минстрой не давал еще разъяснений по заполнению Уведомления о начале строительства, то остается открытым вопрос: нужно ли указывать в строке 2.4 сведения о банке, который имеет залоговые права на участок (например, когда участок является предметом залога по кредитному договору).
Данный вопрос пока остается открытым.
Уведомления для ИЖС и садовых домов выдают местные исполнительные органы: таковыми являются администрации, их подразделения, например, Комитет по архитектуре и градостроительству, в Москве – Комитет стройнадзора. Это те же органы, что выдавали разрешения по старым правилам.
Обращаться нужно в те органы, которым подведомственная территория участка. Если надел в сельской местности, то место, где брать разрешение для строительства частного дома, это администрация района.
Если ЗУ на землях с особым режимом, то потребуется согласование с органами, ведающими госимуществом в данной сфере, например, если в границах аэродромов, то вопрос надо согласовать с Агентством воздушного транспорта и с подобными структурами.
Обращаться за согласованием строительства должен застройщик, под которым подразумевается только правообладатель (собственник, реже арендатор) участка (физическое или юридическое лицо) или его представитель с должным образом оформленной доверенностью.
Подрядчики, исполнители работ и другие лица не вправе согласовывать строительство с госорганами, поскольку они не имеют никакого отношения к собственности.
Амнистия на строительство ИЖС. Регистрируем дома без разрешения в 2021 году
Процедура получения уведомления о соответствии и допустимости строительства оформляется бесплатно – пени, пошлин, других платежей нет. Бланки есть в свободном доступе в сети, на портале Госуслуг, а также на сайтах органов власти.
Все согласование, начиная от момента подачи документов, не превысит 7 дней плюс время на почтовое отправление, если выбран этот способ информирования.
Для процедуры заполнения уведомлений не требуются особые знания, но ее можно еще больше упростить, воспользовавшись услугами юридических и специализированных фирм, средние цены которых от 10 000 до 20 000 тыс.
Причины отказа в санкционировании стройки или реконструкции индивидуального частного жилья:
- несоответствие предельным разрешенным характеристикам;
- установленные законом ограничения;
- нарушение ВРИ ЗУ (участок не относится к ИЖС или садовым наделам);
- документы поданы от имени лица без прав на ЗУ;
- Росреестр не располагает данными о границах участка.
Действует правило: если ответ не получен по истечению 7 дней (плюс время на пересылку), то заявка считается согласованной, начинать строительство можно.
Но если обнаружатся обстоятельства, которые бы послужили причиной для отказа, то у госоргана возникнут проблемы, вплоть до вопросов по сносу объекта и компенсации владельцу за счет государства. Так как учреждения часто не успевают за 7 дней осуществить проверку, то отказывают соискателям по надуманным причинам.
В уведомлении об отказе подробно указываются причины, заявитель может снова подать документы в любое время после устранения недостатков.
С ветхими домами ситуация аналогична описанной выше: если строится новый дом, проводится реконструкция, то разрешение потребуется. Если же осуществляется капитальный ремонт, укрепление стен, фундамента без изменений параметров, то санкционирование таких действий не потребуется, но надо учесть, что если будет перепланировка, то она согласовывается по отдельной процедуре.
В Градостроительном кодексе предусмотрены требования и порядок оформления разрешения на строительство различных объектов недвижимости. Процедура получения документального подтверждения строительства частного дома состоит из следующих операций:
- Сбор документов.
- Предоставление их в специализированный орган.
- Ожидание и получение результата (разрешение на стройку).
Если застройщик пропустит данный этап, то в дальнейшем могут возникнуть проблемы с возведением здания и вводом объекта недвижимости в эксплуатацию.
Разрешение подтверждает соответствие разделов проектной документации техническому строительному плану, межеванию территории.
Если документы оформлены в соответствии с правилами Градостроительного кодекса, то застройщик может законно осуществлять строительство или реконструкцию зданий.
Строения личного пользования в виде дачного дома не надо вводить в эксплуатацию по полной форме. Для этого достаточно:
- дать подтверждение права собственности на землю;
- предъявить техническую документацию по строению.
После этого администрация или органы землеустроения высылают на объект специалиста, который лично проводит осмотр и выписывает заключительный акт. На оформление по упрощенной форме уходит до 12 рабочих дней.
После принятия заявления от гражданина на рассмотрение государственным служащим отводится срок от 10 до 30 дней. Полученное разрешение действует в течение 10 лет. По требованию для некоторых объектов этот период может быть увеличен, например, в случае, когда работы не были закончены вовремя.
При отчуждении земельной территории и перевода прав собственности на другое лицо право на застройку и ее срок остается неизменным. За продлением разрешения необходимо обращаться за 60 дней до окончания срока действия документа. Гражданин должен подать заявку в муниципалитет.
Обжаловать отказ можно двумя способами:
- в досудебном порядке;
- в суде.
Досудебный порядок действий по обжалованию состоит из следующих действий:
- составить заявление о незаконных основаниях отказа;
- обратится с ним в органы Роснедра.
Заместитель руководителя Роснедра рассматривает заявление в течение 5 рабочих дней. Если гражданин вновь получает отказ, но уверен в законности стройки, то необходимо обращаться в суд.
Разрешение на строительство выдается бесплатно, за него не платят государственной пошлины. Если гражданин обращается за помощью к профессиональной компании, например, агентство недвижимости, то придется оплачивать ее услуги. Услуги профильной компании обойдутся в среднем от 15 000 до 50 000 рублей.
Разрешение на строительство позволяет узаконить возведение частного дома на собственном участке по ИЖС. Без специализированной документации гражданина ожидает административный штраф.
Статья 51.1. ГК РФ в своей ч.1 предусматривает следующие способы извещения местного органа самоуправления:
- личный визит в орган;
- заказное почтовое отправление;
- посещение МФЦ;
- онлайн-уведомление на портале госуслуг.
Обратите внимание, что срок на рассмотрение заявления вместе с присланными документами составляет 7 дней. Он начинает свой отчет с того момента, как документы будут приняты компетентным органом. То есть если Вы отправляете их заказным письмом – моментом отсчета будет не дата отправки, а день их получения.