Закон о фермерском хозяйстве РФ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о фермерском хозяйстве РФ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Правовые основы для осуществления производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься вышеуказанной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключённого в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Вышеприведённые нормы введены Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность регистрации юридического лица (в том числе в форме крестьянского (фермерского) хозяйства) либо без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В целях государственной регистрации указанных субъектов предпринимательской деятельности ФНС России издан приказ от 31.08.2020 N ЕД-7-14/[email protected] об утверждении форм заявлений, в который специальная форма заявления о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица не включена, поскольку порядок государственной регистрации таких хозяйств действующим законодательством Российской Федерации не установлен.

Вместе с тем при отсутствии механизма ведения учёта крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица и в целях необходимости идентификации указанных фермерских хозяйств совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации прорабатывается вопрос возможности отражения в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений о том, что индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

В.Г. Колесников


ГК РФ предусмотрена регистрация юрлица, в т. ч. в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, либо ИП.

Специальная форма заявления о регистрации хозяйства без образования юрлица не установлена, поскольку соответствующая процедура не предусмотрена законом.

При этом прорабатывается вопрос о возможности отражения в ЕГРИП сведений о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве

Принят Государственной Думой 22 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в абзац первый пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2009, N 44, ст. 5168; 2012, N 53, ст. 7588) изменение, исключив слова «на период до 1 января 2021 года».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статус крестьянских (фермерских) хозяйств не изменится

Бухучет в данной сфере подразумевает составление регистров, обработку отчетности и первичных бумаг, фиксацию различных операций в базе, сдачу документации в налоговую службу и фонды. Рассмотрим подробнее нюансы обработки первички.

Бухучет в сельскохозяйственной сфере дополняется перечнем специфических отчетов. Например, бухгалтер работает с реестрами перевозки зерновой продукции с полей, документацией на просушку и сортировку, занимается фиксацией путевых листов вида Ф412 АПК, заполняет бумаги поступления и размещения урожая в зернохранилищах. Также отчетность дополняется специфическими актами для животноводческой сферы, отчетами использования материалов.

Бухучет в сельскохозяйственной организации строится вокруг материальных ценностей и товарооборота. Бухгалтеры фиксируют в отчетах, сколько материалов поступило, сколько использовали. Большую часть занимают оценка себестоимости товаров, расчет затрат на производство и реализацию. В отчетности также фиксируют убыль с/х продукции, скота или сырья по естественным причинам.

Вся информация отражается в количественных единицах измерения. Свои нюансы есть у бухучета в животноводстве, растениеводстве и перерабатывающей сфере.

  1. Какой статус будет у фермера после госрегистрации?

Компанию, работающую в с/х сфере, можно зарегистрировать как ИП или юрлицо. Статус присваивается сразу после госрегистрации бизнеса.

  1. Можно ли фермерской организации использовать упрощенную систему бухучета?

Да, компания может задействовать минимальный объем регистров при ведении налоговой и бухгалтерской отчетности.

  1. Нужно ли учитывать средства по кассовым операциям?

Фермерское хозяйство обязуется выполнять законодательные нормы. Если имеются кассовые расчеты, то эти операции нужно документировать.

  1. Если по итогам отчетного периода получился убыток, налагается ли штраф при ЕСХН?

Доходность или убыточность предприятия не влияет на обязательства налогоплательщика уплачивать авансовые и основные платежи в ИФНС. Если деньги не поступают, то налагается штраф (пеня).

Все дело в приказе Федеральной налоговой службы от 31 августа прошлого года. Оно утвердило новые требования к подаче документов для регистрации предпринимателей. При этом почему-то была отменена форма заявления о госрегистрации КФХ. Теперь тем, кто рискнет стать фермером в статусе КФХ и подать документы на регистрацию, приходит отказ из налоговой — а нет такой формы. «Это что же получается, — недоумевают мужики на форумах. — Закон «О КФХ» никто не отменял, но налоговая его игнорирует?»

— Мы оказались перед колоссальной и абсурдной проблемой, которая прилетела, откуда вообще не ждали, — подтверждает член Общественной палаты РФ, сыровар Олег Сирота. — Деятельность КФХ регулируется отдельным федеральным законом, а налоговая вдруг берет и с ноября не регистрирует их. А зачем тогда нужны Госдума, Совфед, если у налоговой такие полномочия? За четверть века было написано много законов именно под КФХ, а теперь в одностороннем порядке они вдруг стали «мертвыми». Теперь всем предлагают регистрироваться ИП. Но почему? Чтобы лучше понять масштаб абсурда, представьте ситуацию: вы идете получать права на управление легковушкой, а вам говорят, что можно только на грузовик…

Гадая, для чего это было сделано, фермеры пытаются найти ответ на вопрос: кому это было на руку? И находят. Фермер в статусе КФХ имеет еще одно важное преимущество, к которому аграрии и законодатели шли много лет. На конкурсах по приобретению земли победным фактором, как правило, является цена: кто больше предложил, тот и выиграл. И понятно, что соревноваться с агрохолдингами, которые легко повышали ставки, малый сельхозпроизводитель не в состоянии. В итоге было закреплено, что заявки от КФХ рассматриваются в первую очередь, а землю в пользование фермер мог и вовсе получать без конкурса. Теперь же получается, что фермер, зарегистрировавшийся как ИП, на таких аукционах будет торговаться на общих основаниях. С почти предсказуемым итогом.

Глава Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств России (АККОР), депутат Госдумы Владимир Плотников увидел в этом еще один негативный момент. В стране немало крупных личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которые занимаются товарным сельхозпроизводством с превышением пределов площадей и привлечением наемной рабочей силы. Все это запрещено Законом «О ЛПХ». И рано или поздно такие бизнесмены, находящиеся в «тени» и не уплачивающие налогов, все равно попадут в поле зрения ФНС.

— Поэтому мы говорили: не надо их трогать, пусть занимаются, они имеют большое значение, — говорит Владимир Плотников. — Но давайте предложим им добровольно зарегистрироваться в качестве КФХ и они получат доступ к госпомощи и льготным кредитам — пусть развиваются! А им сейчас предлагают стать ИП. Однако люди этого не хотят, они боятся…

Но для чего же все это было сделано?

После вступления закона в силу фермеры смогут торговать произведённой с/х продукцией (овощами, фруктами, ягодами, зерном, мясом, молоком маслом, сыром, яйцами, мёдом и т.д.) официально, не боясь инспекций и ревизоров, «на своём полевом месте»:

  • на установленном отдельном прилавке, в павильоне или киоске
  • в выделенном помещении, расположенном в здании, строении, сооружении, входящих в состав имущества фермерского хозяйства

Обязательный доныне вывоз продукции с места её производства на фермерский рынок сопряжён с объективными сложностями:

  • расходы по транспортировке
  • потенциальная угроза порчи продуктов
  • малый приток покупателей на рынки из-за сложной эпидемиологической ситуации по ковиду
  • трудности взаимодействия с торговыми продуктовыми сетями по реализации продукции – сетевые магазины создают препятствия, не позволяющие фермерским хозяйствам выйти на большие торговые площадки:
    • закупают продукцию у поставщиков по заниженным ценам
    • возвращают нераспроданное обратно
    • вводят маркетинговый сбор – по сути, дорогой «входной билет», опустошающий карманы фермеров
    • навязывают и диктуют свои условия производителям с/х продукции

Всё это приводит к удорожанию стоимости фермерских продуктов, к снижению доходов сельхозпроизводителей.

Вполне возможно, что для немалой части фермеров будущий закон станет реальным подспорьем в развитии хозяйств:

  • сократятся затраты на логистику, хранение, аренду торговых мест:
    • вести продажу того, что вырастил на земле или получил на ферме, можно будет без вывоза продукции в магазины
  • сохранённые средства можно направить, к примеру:
    • на приобретение торгового, холодильного оборудования
    • на найм продавца, если фермер, занятый посадкой овощей, уходом за животными, сбором урожая и закладкой его на хранения, не имеет времени самостоятельно заниматься торговлей в розницу
  • развитие конкуренции с торговыми сетевыми компаниями будет способствовать обоснованному выбору покупателя в пользу экологически чистой продукции.

В наиболее выгодной ситуации с реализацией с/х продуктов окажутся фермерские хозяйства, расположенные вблизи городов, мегаполисов, автомобильных трасс. Транспортный доступ покупателей к ним максимально удобный.

Отдалённым хозяйствам будет сложнее заниматься «продажами с грядки». Выходом для них может стать постепенное формирование/расширение клиентской базы из постоянных заказчиков, проживающих в ближайшем окружении. Серьёзных доходов реализация урожая или животноводческой продукции непосредственно на территории фермы может и не принесёт, но лишними они точно не будут.

Торговые объекты можно будет размещать практически на любых землях сельхозназначения, на которых ведётся фермерская деятельность, но без расширения видов разрешённого использования земельных участков.

Вводится запрет на размещение торговых точек на фермерских участках со следующими видами с/х угодий:

  • пашня
  • мелиорированные земли
  • особо ценные продуктивные с/х угодья

Хоть поставить торговые павильоны прямо на засеянном поле и нельзя:), разместить рядом с пашней простую палатку, где будет идти розничная торговля свежей фермерской продукцией, очень даже можно.

  1. При размещении торгового объекта запрещается производить работы, связанные нарушением почвенного слоя земельного участка:
    • плодородный слой нужно сохранять обязательно
  2. Торговый объект должен быть некапитальным – представлять временные сооружение или конструкцию:
    • не связанные прочно с землёй
    • вне зависимости от наличия/отсутствия технологического присоединения к инженерно-техническим сетям

Особые требования к нестационарным торговым точкам на фермерских участках, как к объектам торговли, проектом закона не предусматриваются. Они такие же, что предъявляются:

  1. к торговым помещениям, действующим в нежилых помещениях жилых домов
  2. к объектам, не являющимися стационарными:
    • модульные павильоны
    • палатки
    • киоски
    • автофургоны
    • передвижные сооружения

С 2021 года в России вступили в силу новые правила по содержанию КРС и свиней

Эксперты, руководители фракций и депутаты Госдумы, руководители агрокомплексов и фермеры, в целом признавшие законопроект как назревшее решение по поддержке российского фермерства, вместе с тем, отмечают его несовершенные штрихи:

  1. сильно повлиять на цену с/х продукции не получится
  2. вряд ли законопроект реально повлияет на снижение стоимости «борщевого набора»
  3. сбить цены на овощи можно, если власти отдадут под сельхозрынки городские площади
  4. на рыночную цену влияют, в первую очередь, крупные агрохолдинги, фактически региональные монополисты, их доля на рынке гораздо выше, чем удельный вес мелких фермеров.
  5. посредники, берущие на себя роль товаропроводящих звеньев, в настоящее время без проблем закупаются на полях и фермах, – для них законопроект тоже мало что меняет
  6. сомнительная экономика организовывать розничную торговлю возле поля – есть проблема посерьезнее: выдавливание федеральными сетями маленьких магазинов и предпринимателей в торговле
  7. потребителю важно иметь возможность приобрести в двух шагах от подъезда килограмм свежей картошки и яблок, полкило лука и моркови, а это значит, что конечному потребителю такой закон ничего не даст
  8. реализация сельхозпродукции на рынке будет выгодна только при большом объёме товарооборота – многие крестьянские и фермерские хозяйства подобным оборотом и мощностями не обладают
  9. торговать с грядки – это издержки на хранение, на торговое, холодильное оборудование, персонал
  10. реализация урожая на территории фермы больших заработков не даст
  11. не важно, есть ли законодательное разрешение на торговлю или нет – для организации розничной продажи в любом случае потребуется специализированное помещение и продавец, а фермер не торгаш, он не имеет времени торговать в розницу
  12. многие другие

Наличие минусов в проекте закона о продаже фермерской продукции непосредственно на с/х земле – это своего рода стимулы:

  • для своевременной доработки законодательной инициативы
  • для снижения остроты выявленных проблем

Первое чтение законопроекта в Государственной Думе намечено в сентябре 2021 года. Есть время для направления предложений своим депутатам. Срок принятия закона ожидается не долгим.

В отличие от ИП, которое может быть открыто только на одно лицо, КФХ позволяет его участникам (связанным между собой родством или свойством) объединиться с целью производства, хранения, переработки какой-либо сельскохозяйственной продукции. Руководителем КФХ — главой — становится человек, на которого регистрируется ИП. Создать КФХ может и один человек.

Есть также принципиальные особенности возглавляемого предпринимателем фермерского хозяйства:

  • предполагается личное участие в нем всех родственников, входящих в объединение (родственники не более чем из трех семей, возраст каждого участника не моложе 16 лет);
  • используется общее имущество членов хозяйства (к примеру, земельные участки);
  • допускается принимать не более 5 участников, не связанных родственными связями с главой КФХ (ограничение не касается найма работников по трудовому договору).

Кроме того, по всем обязательствам ИП отвечает всем своим имуществом, а при КФХ возникает субсидиарная ответственность участников объединения.

Фермер платит взносы за других участников КФХ
ИП / 13:05 22 июля 2021

Первоначально деятельность КФХ регулировалась Законом РСФСР от 22.11.1990 №348-1. По старому Закону, КФХ должны были быть зарегистрированными в качестве юридического лица

Согласно изменениям, внесенным в статью 23 ГК РФ, россияне имеют права заниматься сельскохозяйственной деятельностью без образования юридического лица, а только с регистрацией ИП. То есть «старые» КФХ должны произвести перерегистрацию по новым правилам. Срок действия поправки о перерегистрации действует до конца 2020 года. Получается, что если КФХ не произведет перерегистрацию, то со следующего года оно не сможет вести деятельность.

Стоит отметить, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится Законопроект № 995102-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Данный проект предлагает продлить срок сохранения за КФХ статуса юридического лица до 1 января 2028 года.

На начало 2020 года по всей России насчитывается порядка 176 тысяч КФХ, из которых 13 тысяч фермерских хозяйств имеют статус юридического лица. Продление действия статуса КФХ, зарегистрированных по старым правилам, позволит избежать множества проблем, так как фермерские хозяйства за время деятельности успели взять кредиты и долговые обязательства. Смена организационно-правовой формы КФХ повлечет за собой обязательства по полному погашению ранее оформленных кредитов, что может привести к банкротству многих КФХ.

Кроме этого, перерегистрация статуса «старых» КФХ «обнулит» кредитные истории всех фермерских хозяйств и отменит все возможные льготные условия в кредитовании для постоянных клиентов.

Рассмотрение данного Законопроекта запланировано на октябрь 2020 года. Поэтому есть возможность, что КФХ продлят переходный период перерегистрации еще на 7 лет.

Чтобы понять, что такое КФХ, обратимся к Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:

  • Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства — Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
  • Статья 3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Другими словами, коллективное фермерское хозяйство — это зарегистрированное в установленном порядке объединение граждан, которые:

  1. состоят в родстве (свойстве);
  2. имеют общее имущество (землю, постройки, птицу, скот, оборудование, технику, инвентарь и т.п.);
  3. принимают личное участие в совместной хозяйственной деятельности, предметом которой является сельскохозяйственная продукция.

Учредить КФХ могут:

  1. российские граждане;
  2. иностранцы;
  3. лица, не имеющие гражданства.

Все члены коллективного фермерского хозяйства должны обладать дееспособностью. Закон налагает некоторые ограничения на состав членов КФХ:

  1. супруги могут привлекать к участию в бизнесе только своих родителей, бабушек и дедушек, а также достигших шестнадцатилетнего возраста детей, внуков, сестер, братьев;
  2. состав хозяйства не может содержать представителей более чем трех семей;
  3. в качестве исключения допускается привлекать к участию в деятельности лиц, которые не состоят в родстве (свойстве) с главой КФХ. Таких граждан может быть не более пяти.

Состав не является постоянным. Гражданин, отвечающий требованиям закона, может быть принят в члены коллективного фермерского хозяйства по обоюдному согласию его учредителей. Для выхода из КФХ достаточно подать его главе письменное заявление.

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ

Предметом деятельности является сельскохозяйственная продукция. Хозяйство вправе ее производить, перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать по собственному усмотрению. КФХ может заниматься:

  1. животноводством;
  2. земледелием;
  3. полеводством;
  4. лесоводством и т.п.

Коллективное фермерское хозяйство вправе иметь в пользовании автомобильный транспорт. На нем можно перевозить грузы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности. Закон не запрещает транспортировать: корма; удобрения; семена; сырье; изготовленную продукцию; ГСМ; технику и запасные части; другие грузы, нужные для хозяйства.

Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.

В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:

  1. заявление формы р21002;
  2. соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
  3. квитанция (чек) об оплате госпошлины;
  4. копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
  5. уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).

Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:

  • членов и главу КФХ;
  • порядок управления и полномочия главы;
  • права и обязанности членов;
  • порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
  • правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
  • порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.

Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.

Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:

  1. свидетельство о государственной регистрации;
  2. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  3. выписку из государственного реестра.

Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.

Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.

В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.

С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.

Реализация проектов по финансовой поддержке фермеров возлагается на профильные государственные учреждения. Уровни лимитов, виды помощи и правила участия в программах ежегодно меняются. Следить за актуальной информацией можно на сайтах государственных органов, работающих с бизнесом в области сельского хозяйства.

Наиболее подходящие варианты:

  • купить земельный участок у частного лица;
  • арендовать частную землю;
  • взять в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.

Последний вариант больше всего подходит для недавно открытых КФХ. Арендовать муниципальную землю подчас намного выгоднее, чем частную. И дело даже не в том, что это дорого, просто очень сложно найти в продаже подходящий участок. Органы местного самоуправления вправе выделять коллективным фермерским хозяйствам участки из сельскохозяйственных земель. Такая территория может использоваться только по прямому назначению (под посевы, пастбища и т.п.). Для постройки зданий и сооружений выделяются населенных пунктов земли.

Практика по предоставлению земельных участков для ведения фермерского хозяйства в аренду по регионам разная. Все земельные участки под ведение фермерского хозяйства, независимо от того, к какой категории земель они относятся – к сельскохозяйственным или к фонду перераспределения, предоставляет местная администрация. Чтобы получить земельный участок и организовать на нем фермерское хозяйство, нужно обратиться в местную администрацию с заявлением. После рассмотрения заявления будет предоставлена информация о месте расположения предоставляемой земли. (При этом, в заявлении вы так же можете указать конкретный сформированный участок).

Если он не сформирован то необходимо будет провести межевание, топографическую съемку, составить план и точный замер участка. Поставить зем участок на кадастровый учёт, получить кадастровый паспорт. После чего получить копию кадастрового плана и выписку из кадастрового паспорта. Все документы следует представить в администрацию для вынесения постановления о передаче участка (ст. 77 ЗК РФ).

Вам понадобится:

  1. паспорт;
  2. заявление в администрацию;
  3. кадастровый паспорт;
  4. выписка из кадастрового паспорта и копия кадастрового плана;
  5. постановление администрации;
  6. квитанция об оплате за участок;
  7. квитанция об оплате регистрации;
  8. регистрация собственности или аренды.

КФХ может получить земельный участок в аренду без торгов в случаях, установленных специальным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Земельный участок из числа муниципальных земель может быть предоставлен КФХ во внеконкурсном порядке, если он уже используется КФХ и при соблюдении определенных сроков обращения (п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Во всех остальных случаях КФХ должно участвовать в торгах на общих условиях.

Порядок действий следующий:

  1. Можно пробовать начинать сразу с заявления о выделении земли от имени главы КФХ, миную подготовку и утверждение схемы расположения ЗУ. В заявлении указывают: цель — ведение или расширение фермерской деятельности; предположительный срок аренды; бизнес-план с обоснованными расчетами; адрес и площадь запрашиваемого участка.
  2. К заявлению прилагают документ о государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства.
  3. Далее сельсовет должен выдать заявителю схему участка на кадастровом плане. Но если вам вдруг откажут, не поленитись подготовить схему расположения ЗУ самостоятельно — это быстрее и дешевле, чем бадаться с муниципалитетом.
  4. Заявитель обеспечивает выполнение межевых и кадастровых работ. Исполнительный орган, в течение 14 дней после получения кадастрового паспорта, принимает решение о предоставлении аренды на землю. Документы оформляют в течение 7 дней, с момента принятия решения.

Налоговый и бухучет КФХ в 2021 году

  1. Считаю, что коллективное фермерское хозяйство — это очень удобная форма организации малого бизнеса для людей, которые привыкли работать на земле и жить своим трудом.
  2. После регистрации КФХ можно рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства. Доступны льготные кредиты на покупку техники, инвентаря, сельскохозяйственного сырья и т.п.
  3. Предусмотрен специальный налоговый режим с небольшой ставкой и отсутствием бумажной волокиты.

Что можно строить на участке под КФХ

Как оформить ЛПХ и начать зарабатывать с нуля

    +1 3
  • Аренда земельного участка под бизнес
  • Земли сельскохозяйственного назначения

В классификаторе ОКВЭД для сельского хозяйства выделен почти весь раздел А.

Подраздел 01.1 — однолетние растительные культуры, пример 01.11.16 — выращивание гречки.

Подраздел 01.2 — многолетние растительные культуры, пример 01.27.1 — выращивание чая.

Подраздел 01.3 — выращивание рассады, пример тут один, 01.30, название то же.

Подраздел 01.4 — животноводство, пример 01.41.12 – разведение племенного молочного крупного рогатого скота.

Внутри этих подразделов выбираются виды деятельности (не менее 4 знаков), которыми предполагаете заниматься.

По аналогии с ИП, если подает документы представитель по доверенности, понадобится нотариальная копия паспорта заявителя. Если заявитель подает сам, хватит обычной копии.

Государственная регистрация КФХ составляет 5 рабочих дней, в результате выдадут Лист записи, и свидетельство о постановке на учет в территориальной налоговой. Подаются следующие документы:

  • Р21002;
  • соглашение о создании КФХ (если членов больше одного);
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • копия паспорта заявителя;
  • уведомление о применении специального налогового режима (3 экз, один вернут).

Всё имущество, за исключением прав на землю, формально будет передано членам к(ф)х (как физическим лицам) на праве общей собственности.

С землёй всё сложнее. Право собственности на землю, а также права владения и аренды, исключены с 27.12.1990 года из состава имущества к(ф)х (статья 14 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1).

Земельные участки в тот период «предоставлялись членам для организации к(ф)х», т.е. физическим лицам, которые потом «как бы передавали» их юридическому лицу. «Как бы» – потому, что такая передача не оформлялась вообще никак.

В некоторых регионах органы гос. власти, в том числе и суды, считают, что члены «как бы передали» в собственность свои земельные участки, а в некоторых – в пользование. От этого зависит – какой субъект права указан в свидетельстве о праве собственности на такой земельный участок. Единой практики по стране не сложилось.

Это обстоятельство может оказаться очень важным впоследствии, например, при переоформлении земли. К этому вопросу мы ещё вернёмся.

Гражданским Кодексом России установлен только один способ «изменения статуса» юридического лица – реорганизация (например, в форме преобразования).

5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

К(ф)х-90 не может быть преобразован в крестьянское (фермерское) хозяйство с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку такая форма ведения дел не является юридическим лицом, а преобразование или иная форма реорганизации возможно исключительно с юридическими лицами, но не гражданами (см. выше п.5.ст.58 ГК РФ).

По этой причине, в 2003 году Министерством по налогам и сборам предложена Форма № Р27002 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Приложение № 4 к Приказу МНС России от 03.12.2003 № БГ-3-09/664).

По такому заявлению ФНС регистрирует прекращение к(ф)х-90 и одновременно регистрируется новый статус главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Никаких передаточных актов к заявлению не прикладывается, сообщения, положенные при реорганизации, в вестнике гос.регистрации не публикуется. К(ф)х-90 просто исключается из ЕГРЮЛ, а глава считается вновь зарегистрированным ПБОЮЛ.

В выписках из ЕГРЮЛ/ЕГРПИП не содержится никаких ссылок на реорганизации, т.е. к(ф)х-90 прекращается без универсального правопреемства.

В случае прекращения к(ф)х, арендующего земельный участок из фонда перераспределения земель, такой участок возвращается в фонд перераспределения земель (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Права на землю, находящуюся в собственности к(ф)х переходят к членам к(ф)х, а затем, зарегистрировав переход права собственности на земельный участок на себя, члены могут внести эти права в общее имущество к(ф)х-2003.

В случае же реорганизации (преобразования) и арендуемые, и собственные земельные участки переоформляются на новое юр.лицо в соответствии с передаточным актом (в котором просто должна быть ссылка на соответствующих договор аренды).

По этой причине, мы настоятельно рекомендуем не пользоваться предложенным ФНС «лёгким» путём, и формой Р27002, поскольку права аренды на земельные участки будут, в таком случае, утрачены. Наиболее простой способ сохранить права аренды на земельные участки для к(ф)х-90 — юридического лица — это пройти общую процедуру реорганизации в форме преобразования.

Новость отредактировал: artyukhov — 20-07-2020
Причина: продлили срок для «приведения статуса» КФХ.

Под КФХ понимается объединение физлиц, связанных родственными связями либо иными общими свойствами. Признаком КФХ выступает владение совместным имуществом, а также ведение хозяйства и работ в сфере производства.

Оформить хозяйство вправе лица с гражданством РФ. Аналогичное право есть и у иностранных граждан. Учредитель ведет совместное хозяйство с другими участниками или самостоятельно.

Правовая база представлена законом, который действует с 2003-его года, «О крестьянском хозяйстве» (№ 74-ФЗ). В представленном акте описаны понятия, порядок создания, особенности совместного владения и ведения хозяйства.

Помимо этого, функционирование частично регулирует Гражданский Кодекс. Этому виду фермерской деятельности посвящена ст. 86.1.

Изменения в земельном праве

Перед, как открыть КФХ в 2021 году, следует понять, кто имеет на это право. Требования:

  • Член хозяйства может быть россиянин или иностранец.
  • Глава КФХ должен быть обязательно прописан в учредительных документах.
  • Члены хозяйства — это родственники, но не больше 3 семей. В самой семье ограничений на численность нет.
  • Со скольки лет можно оформлять крестьянское фермерское хозяйство? Минимальный возраст участников — 16 лет.
  • В качестве дополнительной рабочей силы можно привлекать до 5 посторонних человек.
  • Имущество становится обще-совместным или общедолевым.

Сначала объединившиеся семьи подписывают письменное соглашение, где полностью расписывается регламент будущего КФХ

Предметом деятельности является сельскохозяйственная продукция. Хозяйство вправе ее производить, перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать по собственному усмотрению. КФХ может заниматься:

  1. животноводством;
  2. земледелием;
  3. полеводством;
  4. лесоводством и т.п.

Коллективное фермерское хозяйство вправе иметь в пользовании автомобильный транспорт. На нем можно перевозить грузы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности. Закон не запрещает транспортировать: корма; удобрения; семена; сырье; изготовленную продукцию; ГСМ; технику и запасные части; другие грузы, нужные для хозяйства.

Хозяйство не регистрируют как ЮЛ, что является преимуществом. Но его глава должен обладать статусом ИП.

Главными функциями главы являются:

  • Решение организационных вопросов;
  • Работа с документами;
  • Наем сотрудников;
  • Ведение и передача отчетности;
  • Совершение сделок с другими предприятиями.

Таким образом, КФХ фактически не является ИП. Но такой статус должен иметь учредитель крестьянского хозяйства.

Чтобы выяснить это, следует обратиться к закону. Ответ на актуальный вопрос содержится п. 2 и 3 ст. 1 ФЗ 74, где говорится о том, что КФХ может открыть гражданин единолично. При этом хозяйство ведет свою работу, не регистрируясь в качестве юрлица.

В ФНС регистрируют главу, но только как физлицо – ИП. Порядок регистрации аналогичен.

Видео пример развития КФХ:

Ряд преимуществ выделяет КФХ среди других правовых форм. Поэтому такой способ ведения бизнеса востребован среди предпринимателей.

Главные преимущества:

  • Льготы в налогообложении;
  • Государственная поддержка;
  • Неограниченная площадь земельного участка;
  • Возможность спонсирования за счет фондов;
  • Выгодные условия для получения кредитов;
  • Отсутствие регулярных проверок (при условии соблюдения норм закона).

КФХ чаще всего открывают граждане, постоянно проживающие в сельской местности и имеющие знания и опыт в сельскохозяйственных работах.

ВС обобщил практику предоставления земли КФХ и сельскохозяйственным организациям

Прежде чем разобраться, как открыть КФХ в 2021 году, поразмышляем, чем же привлекателен этот вид бизнеса. И искренне скажем о его рисках. Итак, крестьянско-фермерским хозяйством называют сельскохозяйственное предприятие, в котором трудятся в основном родственники. Они самостоятельно производят, перерабатывают, хранят, транспортируют и реализуют продукцию на основе владения собственным имуществом.

Фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином.

Почему этот вид деятельности приобретает все больше последователей? Перечислим притягательные факторы:

  • Продукты питания всегда востребованы;
  • Цены на продовольствие стабильно растут, обеспечивая прибыль производителю;
  • Санкции западных стран в последние годы расчистили место российскому сельхозпроизводителю на внутреннем рынке по целому ряду позиций;
  • Потребитель часто отдает предпочтение отечественным продовольственным товарам, доверяя их качеству и экологичности;
  • Выбор видов деятельности широк, об этом тоже думает человек, решая, как зарегистрировать КФХ в 2021 году. Есть возможность использовать особенности местности проживания, климата, и др.;
  • Существует несколько федеральных и региональных программ по поддержке аграриев, особенно, в первые годы работы КФХ. Например, выдача субсидий и грантов, возмещений процентных кредитных ставок.

Да, есть и сложности, и негативные моменты. Это прибыльный бизнес, но при занятии земледелием существуют риски неурожаев из-за погодных условий, форс-мажорных ситуаций. Животноводство имеет свои нюансы и сложности. Есть вопросы по кредитованию сельхозпроизводителя, пока что банки не идут на значительное снижение ставок. Тем не менее, армия аграриев растет, хотя бы потому, что этот вид деятельности дает людям массу позитивных эмоций.

Облегчает задачу, как открыть КФХ в 2021 году, еще и такая особенность: здесь изначально не требуется какой-то квалификации. Разумеется, специальные знания очень помогут в выращивании овощей, разведении птицы, пчеловодстве и иных отраслях, где могут себя проявить фермеры. Но для самого процесса регистрации нет такого обязательного условия как профессиональная подготовка персонала.

  • Основная деятельность КФХ должна быть направлена на производство, переработку и реализацию сельхозпродукции.
  • Стать членом хозяйства могут как россияне, так и иностранные граждане или даже лица без гражданства;
  • Будущий глава КФХ должен зарегистрироваться как ИП, без образования юридического лица;
  • глава крестьянского хозяйства может быть сменен в случае неспособности исполнять в течение 6 месяцев свои обязанности или по его добровольному отказу;
  • Смена председателя КФХ не означает его выхода из хозяйства;
  • Членами предприятия могут стать родственники не моложе 16 лет, включая не более трех семей, количество членов которых не имеет ограничений;
  • Если требуется дополнительная рабочая сила, собрание членов КФХ может принять в его члены до 5 человек, не являющихся родней;
  • Имущество объединения становится общедолевым или общесовместным;
  • Производство и реализация продукции, производимой КФХ происходят при личном соучастии каждого члена семейного хозяйства.
  • Члены КФХ действуют на основе подписанного соглашения, с прописанными в нем всех ключевых вопросов деятельности;
  • Продукция, доходы и имущество фермерского хозяйства по соглашению разделяются на доли или принадлежат всем членам КФХ;
  • Все сделки КФХ производит его глава;
  • Крестьянское хозяйство отвечает всем своим имущество по взятым обязательствам;
  • Член хозяйства может выйти из КФХ, но обязан нести субсидиарную ответственность по взятым хозяйством обязательствам;
  • При выходе из штата КФХ, бывший его член не может получить земельный участок орудия производства, однако ему выплачивается денежная компенсация, пропорциональная его доле в общей собственности.

Первым документом, который обязаны составить люди, решившие объединиться в КФХ, является письменное соглашение. Оно будет передано в регистрирующие органы, поэтому должно содержать такие данные:

  • О главе предприятия;
  • О членах будущего КФХ, их правах и обязанностях;
  • О правилах приема на предприятие и выхода из него;
  • О порядке получения имущества и пользования им;
  • О способах реализации продукции;
  • О процедуре распределения прибыли.

Когда у предпринимателя не планируется иных членов хозяйства, он регистрирует КФХ на одно лицо и сам составляет решение о его создании.

Если КФХ выбирает для своей деятельности общую систему налогообложения, то глава КФХ должен будет самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ, а также представлять декларацию по форме 3-НДФЛ. Налоговая ставка установлена в размере 13%.

При исчислении налоговой базы в части расходов глава КФХ вправе использовать профессиональные вычеты.

Расходы в таком случае будут определены в порядке гл. 25 НК РФ либо может быть предоставлен фиксированный вычет в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности.

При этом освобождены от уплаты НДФЛ с доходов членов КФХ, которые они получают в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет считая с года регистрации указанного хозяйства.

Формат уплаты социальных отчислений тоже удобен для фермера, выбравшего любую систему налогообложения. Он фиксирован:

Формат уплаты социальных отчислений тоже удобен для фермера, выбравшего режим единого сельхозналога. Он фиксирован:

  • в 2019 году составляет 36 238 руб (29 354 – на пенсионное страхование; 6 884 – на медицинское страхование) при доходе хозяйства не более 300 тыс. руб.
  • в 2020 году размер фиксированных страховых взносов составляет 40 874 рублей (32 448 рублей – на пенсионное страхование; 8 426 рублей – на медицинское страхование) при доходе хозяйства не более 300 тыс. руб.

в 2021 году размеры фиксированных взносов остались без повышения, на уровне 2020 года:

  • на пенсионное страхование 32 448 рубля;
  • на медицинское страхование 8 426 рублей.

Если прибыль выше 300 тысяч, то придется заплатить (именно с суммы превышения) еще и дополнительный налог в 1 процент. Выплаты можно осуществлять поквартально, либо ежемесячно.

На главу КФХ (не имеющего членов КФХ) распространяется право на освобождение от уплаты страховых взносов в фиксированном размере при представлении им в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Что касается наемных работников, не являющихся членами КФХ, то взносы за них необходимо перечислять каждый месяц, они составляют 34 % от заработной платы + взносы на травматизм, тариф которых устанавливается по основному виду деятельности.

За каждого из членов КФХ в 2021 году необходимо уплачивать фиксированный размер страховых взносов в размере 40 874 рублей в год.

Взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством платить не нужно. Но для членов КФХ и наемных работников в КФХ предусмотрено добровольное страхование. Для этого необходимо зарегистрироваться в ФСС.

Размер добровольных взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством рассчитывается по формуле:

  • Количество членов КФХ и наемных работников х МРОТ 2021 года х 12 месяцев х тариф страховых взносов.
  • Размер добровольных взносов в 2021 году составит 4451,62 руб. на одного человека. Уплачивая взносы в ФСС, члены КФХ и наемные работники КФХ смогут претендовать на пособие по временной нетрудоспособности (больничные) и пособия по беременности и родам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]