Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кого будут проверять в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2021 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел.
Исключение составляют только камеральные налоговые проверки – они проводятся по факту предоставления налоговых деклараций и другой отчетности.
Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:
-
охрана здоровья;
-
социальная сфера;
-
образование;
-
теплоснабжение;
-
электроэнергетика и энергосбережение;
-
производство, обработка и иное использование (включая обращение) драгоценных камней и металлов.
Порядок проверки этих предприятий определяется 294-м законом.
Плановые визиты контролирующих органов сохранят и в следующих случаях:
-
предприятие относится к 1 или 2 классу опасности (например, газифицированные котельные);
-
предприятие находится под постоянным государственным контролем (например, частные ювелиры);
-
компания попала в список предприятий с высоким и чрезвычайно высоким риском;
-
предприятие приостановило или аннулировало ранее действующую лицензию, выданную в соответствии с 99-м законом;
-
в отношении ИП или ООО применили меры административного воздействия за грубые нарушения КоАП (вплоть до дисквалификации, приостановления деятельности или блокировки р/с).
Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2021 году?
С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:
-
Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.
-
Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.
-
Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.
-
Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.
-
Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.
-
Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.
-
Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.
В отдельных случаях представители налоговой службы могут навестить предпринимателя в профилактических целях: для консультирования, предостережения, информирования и пр.
Разные инспекторы не будут проверять соблюдение одних и тех же требований
Закон госконтроле исключает проверку соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
Проверки Роструда и других ведомств стали короче
Закон о госконтроле изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С 1 июля 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, до 1 июля был установлен максимум — 20 рабочих дней.
Как и прежде, срок для выездных проверок малых предприятий — не более 50 часов, микропредприятий — не более 15 часов, а если проверку микропредприятия проводят на основании программы проверок — не более 40 часов (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона о госконтроле).
Если у компании есть обособленные подразделения в нескольких субъектах РФ, срок выездной проверки устанавливают по каждому из них отдельно.
Сроки ожидания поступления документов при подсчёте продолжительности документарной проверки. Это период с момента, когда инспектор направил вам требование представить необходимые документы до момента, когда вы их представили не учитывается при подсчёте длительности проверки и между тем, как инспектор сообщил вам об ошибке и противоречиях в документах либо о несоответствии сведений в них сведениям, которые есть у ГИТ, и потребовал письменные пояснения до момента представления указанных пояснений (ч. 7 ст. 72 Закона о госконтроле).
Время, которое инспектор затратил на подготовку проверки и оформление её результатов в продолжительность выездной плановой проверки также не включается (п. 62 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160).
Новые сроки действуют для плановых проверок, которые пройдут после 30 июня 2021 года (п. 4 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).
Если инспектор превысит срок проведения проверки, грубо нарушит процедуру её проведения, обжалуйте результаты проверки Роструда. Теперь это можно сделать только через личный кабинет на сайте Госуслуг.
Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок или вообще получить карт-бланш от ревизоров в виде освобождения от плановых проверок.
В отдельных сферах деятельности КНМ органов надзора заменят альтернативные институты:
- независимая оценка соблюдения обязательных требований;
- страхование ответственности;
- участие в саморегулируемых организациях.
К примеру, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона о госконтроле) или станет членом СРО, у которого с надзорным органом заключено соглашение о том, что проверки деятельности членов организацией приравниваются к плановым проверкам органа надзора.
С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому
Ещё один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, — мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.
Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъёмку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона о госконтроле).
Постановлением от 30.11.2020 № 1969 правительство продлило мораторий на плановые проверки в 2021 году, но только малых предприятий и то не для всех. Мораторий не распространяется на:
- экономические агенты, которые находятся под постоянным госконтролем; предприятия с 1 и 2 классом опасности;
- компании из категории высокого и чрезвычайно высокого риска, а также эксплуатирующие такие объекты;
- предприятия с деятельностью из перечня к закону №294-ФЗ от 26.12.2008 (образование, здравоохранение и т.д.);
- штрафники, для которых действуют вступившие в силу постановления о наказаниях по КоАП за грубые нарушения;
- предприятия, у которых приостановили или аннулировали лицензии.
В последних двух случаях действует еще одно условие — проверка, по результатам которой назначены наказания, прошла меньше 3 лет назад.
Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.
Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.
На внеплановые проверки мораторий не распространяется — если ГИТ получат сигнал о нарушении, то инициируют внеплановую проверку на любом предприятии или ИП.
Для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.
Причём, если госорган усмотрит угрозу жизни или здоровью людей, проверяющие придут без предупреждения. В остальных случаях уведомят за 1 день.
Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.
Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила её результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).
При проверке инспекторы могут запросить только определённый перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.
Плановые проверки будут проводиться на основе проверочных листов, которые будут автоматически формироваться из перечня нормативных актов и их частей, содержащегося в реестре обязательных требований (ст.15 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128 №Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований№). Иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе.
Внеплановые проверки органы надзора инициирую, если:
- у них сведений имеются сведения о причинении вреда или достижении критериев риска нарушения обязательных требований;
- имеется поручение Президента или Правительства о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требует прокурор после обращения к нему с жалобой;
- истечение срока исполнения предписания (п.1, 3 — 6 ч.1 ст.57 Закона о госконтроле, ч.1 ст.66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
В настоящее время индикаторы риска нарушения обязательных требований федеральными органами исполнительной власти не разработаны, следовательно, положения об использовании органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю индикаторов риска нарушения обязательных требований не могут быть применены (п.14 письма Росприроднадзора от 11.01.2017 № АС-09-01-36/143).
В постановлении упомянуты некоторые новшества в методике проверок, которые, как предполагается, должны снизить административную нагрузку, а вместе с тем ускорить восстановление бизнеса и сократить количество личных контактов между контролерами и предпринимателями.
Контролирующий орган вправе заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом.
В частности, говорится о том, что после 1 июля 2021 года, но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план на 2021 год, может быть принято решение о ее замене на инспекционный визит.
При этом юрлицо и ИП должны быть уведомлены о таком визите в течение 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения.
Проверки Роструда: Новый порядок после 1 июля 2021 года
Как установило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий.
Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.
Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.
Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства.
Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.
При этом, инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой.
Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.
Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).
При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.
Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.).
Однако не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением
Напоминаем, плановые проверки трудинспекция проводит:
- 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска
- 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска
- 1 раз в 5 лет — компании со средним риском
- 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском
Все чек-листы можно найти в открытом доступе и подготовиться заранее к проверке, проведя аудит по соответствующему вашей деятельности списку вопросов. Мы собрали для вас базу всех чек-листов ГИТ, ее можно скачать по ссылке ниже.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Генеральная прокуратура Российской Федерации. 02 декабря 2020, 11:24
Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документом установлен запрет на проведение большинства плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Принятию указанного решения предшествовало обращение Генпрокурора Игоря Краснова о необходимости поддержки бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции путем снижения административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.
В целях недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность прокурорам предстоит оперативно исключить соответствующие мероприятия из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год.
Вопрос законности планирования контрольно-надзорных мероприятий остается на контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
От плановых проверок не освобождается малый бизнес, отвечающий двум условиям:
- организацию или ИП привлекали к административной ответственности и приостановили работу компании;
- с момента окончания проверки, по итогам которой назначили наказание, прошло менее 3 лет.
Также проверок не удастся избежать малому бизнесу, у которого есть так называемые объекты контроля, отнесённые к чрезвычайно высокому и высокому риску, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора). Это, например, образовательные учреждения, дома престарелых, транспорт и т. д.
Невозможно перечислить абсолютно все документы, которые могут оказаться обязательными в тех или иных ситуациях, но вкратце список основных достаточно универсален и подойдёт для большинства компаний.
- Организационно-правовые документы: копии всех редакций устава, протокол или решение о создании ООО и т. д.
- Документы по основной деятельности: лицензии и разрешения, документы на контрольно-кассовую технику (ККТ) и договоры на её обслуживание.
- Кадровые документы: трудовые книжки всех работников, трудовые договоры со всеми дополнительными соглашениями и т. д.
- Бухгалтерские документы: накладные, кассовые и товарные чеки и т. д.
Проверок не надо бояться. Нужно воспринимать их спокойно, заботиться о сохранности и комплектности необходимых документов, чётко знать свои права, а также заблаговременно привлекать квалифицированных юристов, не дожидаясь этапа, когда уже «всё сгорело».
В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:
- наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
- поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
- требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
- поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.
Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).
Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.
Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.
Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.
Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).
Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).
Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.
Основная задача этого ФЗ ‒ устранить недостатки правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В том числе:
- несистемность и пробелы регулирования;
- недостаточность регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований;
- неоправданный акцент на проведение проверок, хотя это мероприятие наиболее затратно как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов.
Проверки 2021: к чему готовиться бизнесу?
— В 2020 году количество проверок бизнеса сократилось вдвое (на 51,4%) — частично благодаря мораторию на плановый контроль малых предприятий, частично из-за пандемии. Чего предпринимателям ждать в 2021 году?
— Если жить в парадигме, что число проверок имеет значение, то их число однозначно вырастет. В 2020-м ведомства и службы проводили намного меньше контрольных мероприятий, и в 2021 году они планируют начать потихоньку наверстывать упущенное: не потому что руки чешутся, а потому что уже действительно пора сходить и посмотреть на некоторые объекты. То есть существует отложенный спрос.
— Какие нововведения появятся в МФЦ в 2021 году?
— Оплата госпошлин по QR-коду. Это экспериментальный проект, сейчас идет только в Липецкой области, но мы надеемся, что в 2021 году он распространится на всю Россию. Суть «пилота» в том, что гражданин, приходя в центр «Мои документы», получает квитанцию с QR-кодом для оплаты. Далее с помощью мобильного приложения «Госуслуги» он его сканирует и вносит данные банковской карты, чтобы списались средства. Для нас важно, чтобы в центрах госуслуг была возможность заплатить, причем быстро и без бюрократизма, тем более что многие уже привыкли проводить моментальные трансакции с помощью карты или мобильного телефона.
Инспекция труда проверяет работодателя, если:
- имеется большая угроза нарушений или их последствия масштабны. Таких работодателей ГИТ регулярно контролирует и проводит плановые проверки;
- стало известно о нарушении трудовых прав: поступило обращение от граждан, произошел несчастный случай на рабочем месте или Роструду стало известно о нарушениях из общедоступных источников. В таких случаях назначают внеплановое расследование.
Периодичность плановых проверок зависит от категории риска, которая присвоена компании.
- в категории умеренного риска проверки проходят 1 раз в 6 лет;
- в категории среднего риска — 1 раз в 5 лет;
- в категории значительного риска — 1 раз в 3 года;
- в категории высокого риска — 1 раз в 2 года.
Плановых проверок можно избежать, снизив категорию риска или воспользовавшись новыми возможностями из предыдущего раздела с 1 июля 2021 года.
На каком основании? Внеплановые проверки в 2021 году
Работодателям, несогласным со штрафами трудовых инспекторов и готовым идти в суд, поможет анализ судебной практики. Судьи поддержали инспекторов ГИТ и работодателей от штрафа не освободили в следующих случаях:
Нарушение | Судебное решение |
В трудовом договоре не указаны:
|
Решение Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 Решение Московского городского суда от 12.02.2020 по делу № 7-1784/2020 Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8845/2020 Решение Свердловского областного суда от 18.06.2019 по делу № 72-698/2019 |
На трудовом договоре, хранящемся у работодателя, нет подписи сотрудника, подтверждающей получение им своего экземпляра договора | Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8846/2020 |
В срочном трудовом договоре нет ссылки на причину его заключения | Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8845/2020 |
Работодатель не выдал уволенному сотруднику справку о сумме заработка за 2 предшествующих года, сведения о доходах и удержанном НДФЛ | Решение Московского городского суда от 16.06.2020 № 7-6849/2020 |
Досрочное (до истечения 2 недель с даты подачи заявления) издание приказа об увольнении, если работник увольнение не оспаривал | Решение Забайкальского краевого суда от 25.02.2019 по делу № 7-21-90/2019 |
Отсутствие подписи сотрудника на приказе об увольнении | Решение Московского городского суда от 02.03.2020 по делу № 7-1948/2020 |
Нарушение сроков окончательного расчета с сотрудниками при увольнении | Решение Московского городского суда от 28.02.2020 по делу № 7-2883/2020 |
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 утверждены Правила подготовки государственными органами и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Пункт 7 этих правил устанавливает случаи, когда в ежегодный план проверок могут быть внесены изменения.
Так, особенности проведения проверок в 2020 году были утверждены Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 г. № 438.
Постановлением № 438 установлено, что в отношении компаний и ИП, включенных в единый реестр субъектов МСП, допустимы только внеплановых проверки.
Плановые проверки возможны только в отношении лиц, чья деятельность и используемые ими производственные объекты относятся к категории высокого или чрезвычайно высокого риска.
Также была определена общая форма проверок — дистанционная, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.
В конце 2020 года правительство определило, как должен быть составлен план проверок компаний и ИП на 2021 год, и как проводить отдельные плановые контрольные мероприятия.
Итак, в пункте 8 Постановления № 1969 дан перечень тех, кого не касаются ограничения плановых проверок. Их несколько групп. Начнем с тех представителей МСП, кто рискует быть включенными в план проверок.
Это, во-первых, те малые предприятия-нарушители, в отношении которых у надзорного органа есть информации о ранее вынесенном и вступившем в силу постановлении или решении о:
- назначении административного наказания за совершение грубого нарушения;
- административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности;
- приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии.
При этом с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление или решение, должно пройти менее 3 лет. В ежегодном плане проверок эту информацию нужно отразить.
Следующая группа МСП — это те, кого проверяют в рамках федерального надзора:
- обеспечения радиационной безопасности;
- защиты государственной тайны;
- качества работы аудиторских организаций;
- использования атомной энергии.
Если же малое предприятие не входит ни в одну из этих групп, они должны быть исключены из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год. За этим проследит генпрокуратура.
Никаких ограничений в плановых проверках нет для лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к :
- категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков или 1, 2 классам (категориям) опасности;
- I, II и III классу опасности опасных производственных объектов;
- I, II и III классу гидротехнических сооружений;
- режиму постоянного государственного контроля (надзора).
Установлено, что уже утвержденные ежегодные планы проверок все госструктуры должны привести в соответствие с требованиями Постановления № 1969 не позднее 15 декабря 2020 г. Ищите себя в планах.
Бератор нового поколения То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
В 2020 году предпринимателям был нанесен огромный ущерб, многие не справились с кризисом. Те, кто смог удержаться на плаву, получили мораторий на плановые проверки. По истечении срока льгота была продлена и на 2021 год. Однако касается она не всех. Поэтому вместе разберемся в законодательстве и поймем, на кого не распространяется мораторий на проверки малого бизнеса в 2021 году. Если объект был включен в реестр МСП, то его не могут вписать в план проверок. Этот запрет можно найти в Постановлении № 1969, п. 7. И если в 2020 году был полный мораторий на любые плановые проверки (на основании Постановления № 438), то обновленные ограничения были смягчены. Проверяющим дали новые возможности, исключив из списка, на которые распространялось «табу», некоторые категории представителей МСП. Постановление № 1969, п. 8 разрешило плановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, если у проверяющих органов есть какие-либо из нижеперечисленных данных:
Если вышеуказанные случаи имели место в последние три года до настоящего момента, то СМСП может быть внесено в план проверок на 2021 год. Мораторий в этом случае теряет силу. В связи с этим следует внимательно проанализировать, не были ли зафиксированы какие-либо из вышеизложенных пунктов за последние 3 года работы компании. Это касается также тех субъектов МСП, чью деятельность контролирует федеральный надзор. К ним относятся те предприятия, которые используют атомную энергетику, связаны с государственной тайной, обеспечивают радиационную безопасность, а также связаны с аудитом. Стоит обратить внимание, что закон не действует на налоговые проверки, а также проверку правильности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. В связи с этим проверки отчетов для указанных органов будут осуществляться в штатном режиме. В случае необходимости может быть осуществлен выезд для проверки документации и помещений предприятия. Мораторий действует лишь на плановые проверки от Роспотребнадзора, трудовой инспекции, МЧС и прочих. Как мы указали выше, они проводятся с периодичностью раз в три года с целью проверки соблюдения всех требований законодательства. Например, соблюдение заведением общепита правил СанПиНа, а магазином — правил хранения продуктов. Перечень видов деятельности, по которым проводятся проверки, можно найти в Постановлении № 584 Правительства РФ. Как правило, все эти сферы деятельности связаны со здоровьем и жизнью людей. Существует еще одна ошибка, которую совершают предприниматели. Они считают, что дистанционные проверки являются альтернативой обычным традиционным проверкам. В Постановлении № 1969 было сказано, что возможен вариант проверок с помощью видеосвязи и других дистанционных методов. Загвоздка кроется в другом. После данной новости в интернете и газетах появилась информация о полном переходе контролирующих органов на удаленную работу. Однако в документе сообщается, что дистанционная работа — это только один из возможных вариантов контроля. Проверяющий может провести проверку таким способом, но это совершенно не является теперь постоянной практикой. «Сводный план проверок Юридических лиц на 2021 год»Несмотря на продолжение действия моратория, некоторым категориям предприятий проверок не избежать. Кого будут проверять в плановом режиме:
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, под проверку попадают только малые предприятия. При этом, если предприятие имеет большой риск в работе, то проверка будет проведена в любом случае. Таким образом, проверку будут ждать и средние, и крупные предприятия, а также фирмы, где работает до 200 человек, и где предусмотрены большие риски. Проверяются только документы и данные, которые можно отнести к предмету проверки. Утвержден список вопросов (отдельные чек-листы), которые могут задавать представители надзорной службы, при этом список чек-листов на данный момент составлен не для всех видов предприятий. Весь список вопросов есть в интернете, поэтому подготовиться по данным вопросам не составит особого труда. Заблуждаетесь, если думаете, что ГИТ никого не будет проверять с 2021 года. Частичный мораторий действовал только до конца 2020 года, постановление правительства от 03.04.2020 № 438. Затем частичный мораторий продлили до конца 2021 года, постановление правительства от 30.11.2020 № 1969. Полный мораторий на проверки никто не вводил. Вы рискуете получить штрафы до 100 тыс. руб. за каждую ошибку, если понадеетесь на мораторий и станете нарушать права работников или игнорировать требования Трудового кодекса. В 2021 году ГИТ будет проводить как плановые, так и внеплановые проверки. Кого включат в план проверок на 2021 год и какие ситуации станут поводом для внеплановой проверки — далее в статье. В декабре 2015 года Президент России Владимир Путин подписан закон об установлении моратория на проверки малого бизнеса. Цель принятия закона – снизить давление ФНС и прочих контролирующих органов на субъекты малого предпринимательства и тем самым создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. Согласно закону, запрет на проверки малых предприятий и ИП действует с 01.01.2016 по 31.12.2021 года. В рамках «надзорных каникул» со стороны контролирующих органов запрещены следующие виды проверок:
Отметим, что в период с 01.01.2016 по 31.12.2021 года запрещены проверки прокуратурой работодателей-субъектов малого бизнеса, осуществляемые на основании жалоб работников. В то же время сотрудник, чьи трудовые права нарушение работодателем, может подать жалобу в Трудовую инспекцию, которая, в свою очередь назначит внеплановую проверку организации. Проверки бизнеса: кому в 2021 году ждать проверяющихСоставление, заполнение и сдача квартальной нулевой отчетности для ИП на выгодных условиях от 1000 ₽. Узнать подробности Известно, что контроллерами подавалось более 480 тысяч предложений о проверках, однако почти четверть заявок не одобрили, таким образом, в конечном счете, план проверок предпринимателей на 2021 год включил в себя лишь чуть больше 350 тысяч разбирательств. Следует подчеркнуть тот факт, что число плановых ревизий не повышается уже с 2016 года, ведь как раз в этот год начали вводить мораторий на проверки для малого бизнеса. До принятия этих мер количество проверок было значительно выше. Таким образом, введение моратория снизило возможность воздействия на малый и средний бизнес, а также не дало возможности незаконного вмешательства в дела бизнесменов. Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса был введен в связи со сложившейся ситуацией в стране из-за внезапной вспышки коронавирусной инфекции. Осенью 2020 года правительство Российской Федерации предложило продлить его действие. Тогда же вышло постановление о том, что мораторий на проверки бизнеса в 2021 году будет действовать, а также возможно будет продлен и после истечения данного срока. План проверок ИП на 2021 год будет реализован, как и в предыдущие годы, но появится ряд новшеств, направленных на сокращение трудозатрат контрольно-надзорных органов, а также на ускорение восстановления бизнеса предприятий, которые пострадали во время вспыхнувшей эпидемии коронавируса. В то же время, ввиду необходимости соблюдения карантинных мер, а также для избежания вспышек заражаемости, будет сокращено число личных встреч контроллеров с бизнесменами. С июля 2021 года появилась возможность заменить проверку, длящуюся несколько дней подряд, на так называемый инспекционный визит. Это новая форма контроля, которая предполагает под собой выездное контрольное мероприятие. Длительность проводимого мероприятия по закону должна составлять не более одного рабочего дня. В таком случае контролирующий орган должен уведомить предпринимателя в течение 10 дней с момента принятия решения об инспекционном визите. Однако данное решение относится не ко всем видам проверок, налоговые проверки ИП и юридических лиц будут проводиться в штатном режиме. Также было принято решение об ограничении продолжительности плановых проверок. Отныне проверяющие смогут проводить проверки максимум до десяти рабочих дней. Для того чтобы снизить административную нагрузку и сделать проверки более удобными, появилась возможность проводить плановые проверки ИП и юридических лиц дистанционно. Такие проверки будут проводиться посредством использования видеосвязи через различные приложения и программы. Однако данное решение является лишь одним из возможных вариантов проведения проверок. Выбор дистанционного надзора или личного посещения предприятия остается за контролирующим органом. Данный метод, как сообщается, будет использован как на небольших предприятиях, так и на крупных. Проводить проверки предпринимателей и юридических лиц в 2021 году будет не только прокуратура, а также такие организации как Минтруд, ФНС, ФСС, Минздрав, Пенсионный фонд и другие. Проверка ИП Роспотребнадзором на 2021 год будет проходить по следующим направлениям:
Проверки крупных и специализированных организаций (индивидуальных предпринимателей) также будут проводиться по таким направлениям, как:
Похожие записи: |