К признакам понятия политический режим относится

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «К признакам понятия политический режим относится». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Антидемократический режим — политический режим, для которого характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма. В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Правоведение для чайников — 16. Политические режимы

Политический режим — это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:

  • степень участия граждан в принятии управленческих решений государством;
  • характер формирования политических институтов;
  • объем политических свобод;
  • мобильность элит (закрытые или открытые);
  • правовой статус личности.

Режим правления — это динамическая (изменяющаяся) сторона политической системы. На основе режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.

Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы.Разберемся, какие факторы их формируют.

Прежде чем разбираться с понятием и видами режимов власти, нужно понять, какие факторы способствуют их формированию. Например:

  • уровень сформированности политической культуры;
  • характер политического сознания людей;
  • преобладающий тип политического поведения;
  • степень развитости общественно-политических традиций;
  • особенности политической элиты;
  • интенсивность политических процессов;
  • преобладающий тип легитимности власти (харизматический, традиционный и рационально-легальный).

Главный критерий выделения типов политических режимов — совокупность прав и свобод, которые предоставляются населению государством.

В учебниках по обществознанию встречаются различные типологии политических режимов. Приведем наиболее общепринятую:

  • Демократический — государственная власть создается и действует по принципу подчинения меньшей части населения большей.
  • Авторитарный — во главе власти находится одно лицо, государственная власть осуществляется по его произволу, мнение большинства населения не учитывается.
  • Тоталитарный — абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, подчинение человека власти и господствующей идеологии.
  • Переходный — временный режим, формируется вследствие революции или политического переворота.
  • Чрезвычайный — временный режим, формируется при стихийных бедствиях природного или техногенного характера.

Рассмотрим три основных вида режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, а также их подвиды.

Политический режим: понятие и признаки.

Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает себя имеющим право на власть.

Это промежуточное звено между тоталитаризмом и демократией. Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.

Признаки авторитарного политического режима:

  • централизация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;
  • значительное ограничение политических прав и свобод граждан;
  • отсутствие четкого разграничения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • имитация многопартийности;
  • формирование органов власти производится в соответствии с личными симпатиями политического лидера;
  • силовые структуры имеют опосредованное отношение к обществу, т. е. используются исключительно в политических целях;
  • командные и административные методы государственного управления, при этом отсутствуют насильственные рычаги давления.

Авторитарное правление может проявляться в таких формах, как:

  • Прямое военное правление — для этой формы характерен захват политической власти группой высших офицеров (которые для этого используют армию). Например: «черные полковники» в Греции в середине XX в.
  • Теократическое правление — при этой форме государство возглавляет элитарное духовенство. Обычно такое правление формируется на основе харизмы духовного лидера, который и становится главой государства. Например: Иран во времена аятоллы Хомейни.
  • Монархическое самодержавие — власть в государстве концентрируется в руках монарха, который обладает всеми властными полномочиями, в том числе законодательными и исполнительными. Например, режимы абсолютной монархии.
  • Режим личной власти — это крайняя форма авторитаризма, которая предполагает захват власти и ее удержание одним лицом. Например: власть генерала Пиночета в Чили.

Преимущества авторитарного политического режима: общественный порядок, политическая стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач.

Недостатки: жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.

Чтобы вам было легче сравнить и запомнить ключевые признаки политических режимов государства, мы собрали их в таблицу.

Признак

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Участие граждан в выборах органов власти

отсутствует либо имеет формальный характер

ограниченное с допуском отдельных категорий

полное через свободные выборы

Гарантии прав и свобод

отсутствуют

существуют частично

присутствуют полностью

Особенности политического лидерства

харизматический правитель с неограниченными полномочиями

сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов

глава государства избирается гражданами на демократических выборах

Степень верховенства закона

все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен

неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя

полное верховенство закона, правовое государство

Учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений

не учитываются

учитываются у отдельных категорий

учитываются и выполняются властью

Политический плюрализм

отсутствует

ограничен

существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом

Многопартийность

отсутствует

имеет формальный характер

присутствует

Место СМИ

подчинены и контролируются государством

формально свободны, но реально связаны с государством

независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

  • роль народа в механизмах формирования политической власти и методы такого формирования;
  • корреляция прав и свобод человека и гражданина с правами государства, обеспеченность прав и свобод личности;
  • баланс законодательной и исполнительной ветвей власти;
  • политическое и правовое положение «силовых» государственных структур;
  • степень централизации власти;
  • положение и значимость негосударственных структур в общественно-политической системе;
  • место СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности правительственного аппарата;
  • преобладание определенных способов при реализации государственной власти.

В литературе встречается множество градаций политических режимов, однако акцент делается на трех основных видах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Каждый из видов в свою очередь можно условно разделить на подвиды.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.

Как правило, власть реализуется в закрытом режиме одним человеком либо узкой группой лиц, посредством распространения единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.

Ключевым инструментом осуществления власти является террор, который может перерастать в геноцид.

Признаки тоталитарного политического режима:

  • тотальный контроль государства над обществом;
  • всеобщая концентрация власти в руках правящего меньшинства;
  • концепция жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация общественной жизни;
  • однопартийность, отсутствие оппозиции;
  • единая идеология общественно-социальной сферы общества;
  • стандартизация политической, общественной и духовной жизни;
  • идеологизация;

Подвидами тоталитаризма являются коммунизм, фашизм, национал-социализм.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.5. Политический режим.

Рассмотренные типы политических режимов являются самыми распространенными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые ученые отмечают также гибридные формы политических режимов. Их особенностью является сращивание элементов демократического и авторитарного режимов. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура. Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократии происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите

Написать комментарий

      Полити́ческий режи́м — совокупность средств и методов осуществления политической власти (государственного правления).

      Ответ: а) форму государственного правления

      2. К какой из перечисленных ниже групп ценностей нужно отнести принцип равенства граждан перед законом?

      Ответ: б) групповые

      Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим.

      Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

      • режим слияния властей — абсолютная монархия;
      • режим разделения властей — президентская республика;
      • режим сотрудничества властей — парламентская республика.

      Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур[3].

      К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами[3].

      Основная статья: Авторитаризм

      Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

      Существует два определения авторитаризма:

      • социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;
      • социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

      Основная статья: Деспотизм

      Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии[источник не указан 1279 дней]. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях [источник не указан 1279 дней].

      Основная статья: Тоталитаризм

      Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

      Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

      Признаки тоталитаризма:

      • тотальный государственный контроль над обществом;
      • всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
      • система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
      • политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
      • господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
      • идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
      • унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
      • ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
      • ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

      В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

      Основная статья: Анархия

      Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

      Также выделяются и другие политические режимы:

      • аристократия,
      • военная диктатура,
      • демократура (диктократия, диктабланда),
      • диктатура,
      • меритократия,
      • клептократия,
      • корпоратократия,
      • охлократия,
      • плутократия,
      • посттоталитаризм,
      • тимократия,
      • тирания,
      • фашизм,
      • феодализм.

      Чтобы разобраться с этим явлением детально, его нужно сначала разбить на составляющие, а потом объединить по смыслу. Начнем с более простого – режим. В переводе с французского слово означает «управление». Оно требует обязательного присутствия прилагательного, характеризующего вид данного действия. Следовательно, вторая часть понятия – политический, дает определение управления, каким образом оно осуществляется. Раскрыть эту половину выражения намного сложнее.

      Само слово «политика» в переводе с древнегреческого означает государственную деятельность. Но существует другая трактовка, которая тоже основывается на греческом языке и подразумевает искусство управления с учетом множества интересов. Предполагается, что это слово в греческом языке сложилось из двух: «поли» – множество и «тикос» – интерес.

      Данная трактовка устарела, и политика сегодня не учитывает интересы большинства, а создает его мнение. Это инструмент в руках государственных деятелей, с помощью которого формируется сознание людей. Нужно понимать, что все науки, изучающие закономерности и системы внутри общества, постоянно трансформируются в связи с социальными изменениями. Но в историческом плане складываются определенные типы социальных, политических отношений, которые берутся за основу при изучении современных процессов.

      Либеральный называется еще полудемократическим, потому что похож по методам формирования государственной власти на демократический режим. Главным отличием является стертая грань между властными структурами. При таком режиме первостепенными считаются интересы государства. Этому принципу подвластны все политические процессы.

      Авторитарный

      Авторитарный использует антидемократические методы управления государством. У власти находится ограниченный круг людей, называемых диктаторами, потому что они диктуют свою волю народу. Все государственные структуры подчинены диктаторам. Информационные источники находятся под жесткой цензурой. Неповиновение и противодействие властям жестко пресекается силовыми структурами.

      Тоталитарный основан на идеологическом абсолютизме. Государственную политику проводит одна-единственная партия. Вся общественная, экономическая деятельность проводится по идеологическим постулатам и подчинена государственным интересам. Для тоталитаризма присуща милитаризация страны, полное подчинение всех государственных структур партийной верхушке. Такой порядок вещей необходим для централизованного контроля и выполнения административных распоряжений вышестоящих органов во всех сферах жизнедеятельности человека.

      Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит из следующих элементов:

      1) система государственных органов, обладающих государственно-властными полномочиями (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т. д.);

      2) государственные служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это денежное вознаграждение;

      3) государственные организации, предприятия и учреждения;

      4) организационные и финансовые средства, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

      Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

      Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.

      Признаки государственного органа:

      1) является самостоятельным элементом механизма государства;

      2) действует от имени государства и по его поручению;

      3) образован и функционирует на основании нормативных правовых документов;

      4) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

      5) имеет соответствующую компетенцию – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций;

      6) состоит из государственных служащих и подразделений;

      7) для осуществления своих целей и задач имеет необходимую материальную базу;

      8) обладает определенным правовым статусом;

      9) действует на определенной территории;

      10) имеет право на издание юридических актов (как правовых, так и правоприменительных).

      Государственные органы можно классифицировать:

      1) по порядку образования:

      а) избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ, Государственная дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации РФ);

      б) избираемые иными государственными органами – производные (Правительство РФ);

      2) по форме реализации государственной деятельности:

      а) законодательные (представительные – парламент);

      б) исполнительно-распорядительные (правительство);

      в) судебные;

      г) контрольно-надзорные (прокуратура);

      Политический режим — это комплекс методов и средств, посредством которых реализуется политическая власть.

      Понятие включает степень участия граждан в принятии управленческих решений государством, характер формирования политических институтов, объем политических свобод, мобильность элит (закрытие или открытые), а также правовой статус личности.

      Выступает динамической (изменяющейся) стороной политической системы. На основе существующего режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.

      19. Понятие и классификация функций российского государства

      Политологи выделяют совокупность элементов, характеризующих формы проявления тоталитаризма, авторитаризма и демократии.

      Представленная таблица политических режимов включает ключевые признаки, которые позволяют сравнить их друг с другом.

      Признак Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
      участие граждан в выборах органов власти отсутствует либо имеет откровенно формальный характер ограниченное с допуском отдельных категорий полное через свободные выборы
      гарантии прав и свобод отсутствуют существуют частично присутствуют полностью
      особенности политического лидерства харизматический правитель с неограниченными полномочиями сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов глава государства избирается гражданами на демократических выборах
      степень верховенства закона все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя полное верховенство закона, правовое государство
      учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений не учитываются учитываются у отдельных категорий учитываются и выполняются властью
      политический плюрализм отсутствует ограничен существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом
      многопартийность отсутствует имеет формальный характер присутствует
      место СМИ подчинены и контролируются государством формально свободны, но реально связаны с государством независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные
      Вадим

      А я так скажу, что те или иные политические режимы сами по себе не появляются. Их формирует общественный уклад жизни, культурные традиции сформировавшиеся веками.

      В каких-то странах привыкли жить и работать из- под палки, и их это полностью устраивает. Нет у людей стремления к свободе личности, и к свободе выбора. А есть и обратные примеры, когда общество развивается быстрее, чем политический режим в стране, и это приводит к недовольству, и перерастает в революции. Особенно, когда политические элиты пытаются всеми силами сохранить свою власть.

      Сейчас таких примеров более чем достаточно, ведь мир меняется очень быстро.

      Леонид

      Я бы не стал в отношении демократии употреблять слово — режим, здесь нет режима, а есть стиль управления, другое дело тоталитарная система, вот там тюрьма народов, а в тюрьмах всегда режим.

      Дмитрий

      Леонид: а Вы посмотрите, как рьяно насаждают демократию в разных «слабых» странах. Все что насильственное — это режим.

      Теория обращает свое внимание на психологическую сторону воздействия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. И на самом деле, если цепь правовых предписаний перевести в качество действительного правомерного поведения переживания и чувства индивида, его психологические импульсы станут тем последним звеном, которое напрямую соприкасается с конкретным поведением, таким образом определяет его. Действительно, право не сможет регулировать поведение по-другому, только через интеллектуально-психологическую сферу человека.

      Но нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения человека свести лишь к психологической или эмоциональной сфере человеческой личности. Недостаточно объяснять все исключительно ей или только из нее. Необходимо учитывать одновременно как специально-юридические, так и общесоциальные факторы и механизмы, которые имеют здесь не меньшее значение.

      Прежде чем перейти к рассмотрению определенных видов, определим более конкретно смысл понятия политического режима. По большому счету, он представляет собой совокупность методов и способов управления страной, регуляции процессов, проходящих в ней. Это система власти, воспроизводимая рядом органов и структур.

      Власть и политический режим – практически неразделимые понятия, а для рядового обывателя зачастую и вовсе тождественные. Следует отметить, что сведение данных явлений воедино не совсем верно – они скорее входят одно в другое, образуя сложную систему отношений.

      Политические режимы и их виды – тема особенно интересная, если рассматривать ее в разрезе компаративистики. Именно так ярче всего просматривается разница между взглядами и системами. Так, если демократия является стремлением к абсолютной власти народа, о тоталитаризме такого сказать совершенно нельзя.

      Само название данного режима говорит о его особенности, ведь его корень – totalis — означает «весь, целый». Уже из этого можно понять, что ни о какой свободе народного волеизъявления речи быть не может.

      Тоталитарный политический режим предполагает полный контроль жизни не только всего народа, но и каждой отдельной личности. Это глобальное насаждение правил и норм поведения, требование поддержки определенных взглядов вне зависимости от личностных предпочтений. Любой плюрализм, будь он политическим или идеологическим, в данном случае попросту невозможен. Неугодные же правительству акты устраняются в данном случае методами насильственными и жестокими.

      Согласно обществознанию авторитаризму присущи ряд характеристик, которые отличают его от других политических систем:

      • отсутствуют институты влияния гражданином на политическую иерархию. Вся полнота власти сосредотачивается в руках одной личности или группы (монарх, военные, религиозная организация или другие);
      • поддержание власти производится посредством карательных структур, а не убеждением граждан;
      • преследование политического инакомыслия. При этом возможна многопартийность, наличие общественных организаций и других структур. Однако, каково бы их количество ни было, реальное влияние отсутствует;
      • формирование иерархии государственных органов происходит путем принятия решения узким кругом лиц или по праву наследования. При приобретении или потере власти возможно применение военных или силовых структур;
      • относительная свобода в неполитических областях, однако власть задает стратегический вектор развития.

      К авторитаризму относятся системы: жестко-авторитарная, умеренная, либеральная, популистская, национал — патриотическая.

      Определим теперь признаки демократического режима. Прежде всего, о данной системе управления говорит наличие всеобщего избирательного права, гарантирующее влияние народа на политическую, экономическую ситуацию в стране. При этом о демократическом режиме можно говорить только в случае согласия большинства с избранной схемой деятельности.

      Также для полноценной демократии необходим контроль деятельности политиков специально созданными народными институтами, одним из которых можно назвать профсоюзы. Любые возникающие конфликты в данном случае должны решаться исключительно мирным путем и в соответствии с решением народа.

      Следует отметить, что есть ряд факторов, без наличия которых демократический строй попросту невозможен. Прежде всего, в стране должен быть достаточно высокий уровень экономического развития.

      Во-вторых, для того чтобы государство развивалось, народ должен быть достаточно развитым сам по себе. В данном случае имеется в виду не столько сторона образованности (хотя и она, бесспорно, тоже), сколько уровень толерантности и готовности рассмотреть ситуацию с разных точек зрения. Народ должен быть готов к признанию прав каждого человека, его свободы выбора. Только в этом случае общество в целом будет здоровым и способным к принятию решений.

      Наконец, народ должен быть заинтересован, прежде всего, в процветании страны, улучшении ситуации в ней.

      Как уже говорилось ранее, политический режим СССР 30-х годов полностью вписывался в концепцию тоталитаризма. Абсолютное господство власти над народом, нивелирование личности, существование запретов на определенные темы и даже их обсуждение.

      О стремлении к тоталитарному режиму говорит и существовавшее на тот момент огромное количество карательных структур и организаций. В этот период наблюдалось абсолютное подавление любого инакомыслия (большая часть заключенных была отправлена на Колыму именно по 58-й статье).

      В СМИ и литературе действовала очень жесткая цензура, основным критерием которой было соответствие идеалам действующей власти. Тоталитарный режим действовал на территории СССР в полном объеме до 50-х годов прошлого века, а рудименты его обнаруживались вплоть до 80-х.

      Ранее мы уже отмечали, что наиболее признанным вариантом классификации политических систем является их деление на демократические (демократия), тоталитарные (тоталитаризм) и авторитарные (авторитаризм), а критерием их разграничения является политический режим.

      Политический режим включает в себя совокупность средств и методов осуществления государственной власти, состояние прав и свобод. Он определяет среду и условия жизни общества.

      Наибольший опыт в исследовании политических режимов накопила западная политическая наука. Советское обществоведение длительное время вообще не использовало это понятие, оперируя понятием «политическая система». До сих пор в отечественной литературе понятия «политическая система» и «политический режим» или рассматриваются как синонимы, или вовсе разводятся.

      Рассмотрим основные характерные особенности демократических, тоталитарных и авторитарных режимов.

      Демократический режим. Демократию как тип политического режима характеризуют следующие признаки:

      • Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с законами. Общество участвует в формировании и осуществлении государственной власти непосредственно (прямая демократия) и опосредованно, через избранных представителей (представительная демократия).
      • Ветви власти — исполнительная, законодательная и судебная — независимы и уравновешивают друг друга. Это обеспечивает баланс различных социальных сил, препятствуя опасному для общества бесконтрольному сосредоточению власти.
      • Юридически закреплены и в полном объеме реализуются права и свободы человека, прежде всего, права личности. Главный принцип — «все, что не запрещено,- разрешено».
      • Неотъемлемым элементом политического процесса является оппозиция. Она пользуется теми же правами и возможностями, что и правящее большинство. Призывы к изменению формы государственного устройства запрещены законом.
      • Функционирует многопартийная система, в рамках которой конкурирующие партии могут сменять друг друга у власти в результате выборов.
      • Средства массовой информации свободны и независимы от цензуры. Общество относится к ним как к «четвертой власти».
      • В обществе отсутствует официальная идеология. В условиях плюрализма идейные течения соперничают друг с другом при сохранении общенациональных мировоззренческих ценностей.
      • Элиты открыты для: 1) социальной мобильности, пополнения наиболее способными представителями населения; 2) постоянного обратного влияния со стороны общества, проявляющегося, в частности, в избирательных кампаниях.
      • Силовые структуры (армия, полиция, органы безопасности) находятся под контролем общества и используются только по прямому назначению в соответствии с существующими законами.
      • При любой форме государственного устройства — унитарной или федеративной — власть на местах имеет полномочия. В полном объеме соблюдаются права национальных меньшинств.

      Современные демократические системы ведут свое начало от форм правления XVIII — XIX веков, возникших под влиянием таких идей классического либерализма, как признание личности главным источником власти, приоритет прав человека над полномочиями государства, политическое равенство граждан, автономия меньшинства по отношению к большинству.

      Демократия, как правило, является наиболее устойчивым режимом, поскольку имеет глубокие гуманитарные и социальные корни в обществе. Взаимоотношения субъектов демократии — личности, общества и государства — регулируются правовыми нормами поведения, законами, традициями и прецедентами, признаваемыми значительным большинством населения. Это обеспечивает социальную стабильность, придает обществу динамизм.

      Подчеркнем, что при всех достоинствах ни одна из западных политических систем в полной мере не удовлетворяет требованиям демократии. Для обозначения реально функционирующей демократии американским политологом Р. Далем введено понятие «полиархия». Придавая первостепенное значение распределению власти в обществе, он считает, что полиархия — это не правление от имени народа, с участием народа и для народа, а политическая система, при которой правление меньшинства контролируется большинством и тем самым достигается защищенность общества от безответственности и произвола элиты.

      Либерально-демократические режимы западного образца оказались успешными лишь в Северной Америке и Западной Европе, а также в тех бывших колониях, где неевропейский уклад жизни был ликвидирован (Австралия, Новая Зеландия). Во многих регионах институты либеральной демократии либо рассматриваются как чуждые, заимствованные извне, не отвечающие национальному опыту населяющих их народов, либо воспринимаются поверхностно, чисто формально. Результатом часто становится имитация демократии, выливающаяся в маскировку авторитарных или демократических режимов.

      Ситуация, таким образом, сегодня такова, что в глобальном масштабе перспективы либеральной демократии весьма неопределенны. И нет оснований полагать, что все народы рано или поздно примут либеральные ценности в том виде, в каком они сформировались на Западе. Вероятнее всего демократический миропорядок может возникнуть на основе взаимодействия различных моделей демократии.

      Тоталитарный режим. Тоталитаризм — это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

      Можно сказать, что режим формируется в результате взаимодействия множества компонентов (институтов), которые имеют отношение к политической системе: форма правления, форма административно-территориального устройства государства, тип избирательной системы, наличие или отсутствие в стране и движений.

      ПР также определяется:

      • интенсивностью протекания в государстве различных общественно-властных процессов;
      • доминирующим типом легитимности (по классификации М. Вебера: традиционный, харизматичный, легальный);
      • развитостью общественно-властных традиций, сознания;
      • господствующим типом властно-управленческого поведения;
      • структурированностью правящей элиты;
      • взаимоотношениями чиновничьего (бюрократического) аппарата с обществом.

      ПР определяет отношения отдельной личности и государства: показывает степень свободы личности в государстве (объём прав и обязанностей) и форму (и степень) личного участия граждан в жизни государства.

      Демократический Недемократические
      Тоталитарный Авторитарный
      Социальная база Опора на большинство населения (должна быть поддержка большинства) Опора на люмпенизированные слои населения (есть рабочий класс и класс люмпенов-крестьян) Опора на армию, чиновников, церковь (должен быть сильный полицейский аппарат)
      Государственное устройство Правовое государство (легальный тип политической легитимности) Тотальный контроль власти над всеми сферами жизни общества (харизматический тип политической легитимности) Традиционное государство с жёстким контролем жизни общества (традиционный или харизматический тип политической легитимности)
      Тип партийной системы Многопартийность (или двупартийность при развитой демократии) Однопартийный тип партийной системы Сращение правящей партии и государства при наличии других партий
      Тип экономической системы Смешанная экономика Административно-плановая, командная экономика Рыночная экономика при строгом контроле со стороны государства
      Взаимоотношения с оппозицией Приветствуется наличие оппозиции, которая действует легально Оппозиция отрицается, инакомыслие преследуется (нелегальная деятельность оппозиции) Деятельность легальной оппозиции жёстко контролируется
      Действия карательных органов Строго подчиняются закону Они сращены с государством и доминируют в обществе (политический сыск, репрессии, система доносительства) Они сращены с государственным аппаратом
      Политический принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Разрешено все, кроме свободной политической деятельности
      Политическая идеология Политический плюрализм (многообразие мнений) Единая государственная идеология Официальная государственная доминирующая идеология
      Права и свободы граждан, объём их реализации Широкий спектр прав и свобод граждан. Закон защищает личность, граждане свободны, они полностью защищены от государства. Права и свободы только декларируются. Закон защищает государство. Права и свободы существенно ограничены. Закон стоит на страже интересов государства и правящей элиты (они действует в собственных интересов, попирая закон).

      22. Формы осуществления функций государства

      Ошибочно связывается с Гитлером. В Германии правили национал-социалисты (гремучая смесь) и были именно теми, кем и назывались.

      Это просто форма тоталитаризма с националистическим уклоном. На деле фашизм оказался не таким кровожадным по сравнению с северными коллегами. Муссолини (Италия), Франко (Испания) не только не жгли своих евреев, но и отказались их выдавать СС.

      Политический режим может быть демократическим либо недемократическим – тоталитарным или авторитарным.

      Демократия основана на коллективном принятии решений, соблюдении прав и свобод человека.

      При авторитаризме власть сосредоточена в руках узкой элиты, не допускающей в политику конкурентов.

      При тоталитаризме государство стремится к полному контролю над всеми сторонами жизни общества и человека.

      Политический режим определяется:

      Уровнем развития, интенсивностью общественно-политических процессов

      Развитостью общественно-политических традиций, политическим сознанием и поведением граждан

      Структурой правящей элиты

      Состоянием отношений с бюрократией

      Доминирующим в обществе типом легитимности: традиционным, харизматическим или легальным

      Политический режим нельзя путать с формой правления: республикой или монархией. Монархия может быть и авторитарной (Саудовская Аравия), и демократической (Нидерланды). То же самое касается республик: они бывают демократическими (Франция), авторитарными (Китай) и тоталитарными (нацистская Германия).

      Демократия основывается на признании народа единственным источником власти. Она предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, сменяемость власти.

      Признаки демократического режима:

      Назначение лидеров происходит с помощью честных и состязательных выборов.

      Власть опирается на большинство населения, которое сознательно поддерживает ее.

      Власть ориентируется на удовлетворение потребностей населения.

      Правовое государство: разрешено все, что не запрещено.

      Разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной.

      Многопартийность. Легальная оппозиция.

      Большой объем прав и свобод граждан гарантирован фактически.

      Карательные органы строго подчиняются закону.

      Смешанная экономика: доминирует частный сектор, государство вмешивается в нее лишь опосредованно.

      Идеология политического плюрализма

      Примеры стран с демократическим режимом: Австралия, Германия, Великобритания, США, Индия, Япония.

      Признаки авторитарного режима:

      Централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.

      Неподконтрольность власти народу, отсутствие реальной выборности и подотчетности власти населению.

      Ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.

      Нарушается принцип разделения властей. Командный стиль руководства.

      Власти активно используют репрессии против политических противников.

      Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но нарушаются в реальности.

      Доминирует официальная идеология, при этом допускаются другие идейные течения.

      Правящая партия соединяется с государством.

      Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.

      Обширный госсектор в экономике.

      Нередко агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

      Примеры стран с авторитарным режимом: Иран, Китай.

      23. Механизм государства: понятие и структура

      Тоталитарный, авторитарный и демократический режим можно отличить по ряду критериев, приведенных в таблице ниже. Источник: И.В. Борзихина. «Политология. Учебное пособие».

      Система законов мало разработана

      Система законов минимальна

      Развитая система демократических законов

      Практически не ограничены

      Фактически не ограничены

      Строго ограничены законом

      Представитель­ные органы власти

      Отсутствуют или марионеточны

      Имеют широкий круг полномочий

      Реализуется на практике

      Полномочия местных органов власти

      Массовая полити­ческая партия одна

      Правящая партия огосударствлена

      Официальная идеология одна

      Господство одной идеологии

      Разрешено только то, что приказано

      Разрешено то, что не имеет отношения к политике

      не запрещено законом

      Проводят массо­вые политические

      Осуществляют тайный политический сыск

      Строго регламенти­рованы законом

      Характер и ме­ра осуществле­ния власти

      Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие

      неконтролируемых властью областей общественной жизни

      Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом

      Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие

      Слияние общест­венного сознания с властью

      Отчуждение наро­да от власти

      Поддержка предста­вителей власти народом

      Идеалы поли­тического пове­дения:
      1. власти
      2. индивида

      1. Компетентность
      2. Послушание, бесправие

      1. Соблюдение закона

      2. Соблюдение законов

      Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать признаки политических режимов, уметь объяснить разницу между тоталитаризмом, авторитаризмом и демократией.

      Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

      Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

      ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

      А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

      Б) гарантировано равенство всех перед законом

      В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

      Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

      Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

      Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

      Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Правильный ответ: 211222

      Найдите в при­ве­ден­ном списке от­ли­чи­тель­ные черты то­та­ли­тар­но­го политического режима. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

      1) взаимная от­вет­ствен­ность государства и общества
      2) монополия го­су­дар­ства на сред­ства массовой информации
      3) общеобязательная идеология
      4) централизованная си­сте­ма управления экономикой
      5) власть под­чи­не­на контролю общества

      Правильный ответ: 234

      В го­су­дар­стве Z при­ня­та новая конституция, с опре­де­лен­ной пе­ри­о­дич­но­стью про­во­дят­ся выборы. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что в го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет то­та­ли­тар­ный режим? Вы­бе­ри­те вер­ные от­ве­ты и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
      1) Основные выс­шие ор­га­ны вла­сти фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве выборов.
      2) Ветви вла­сти кон­сти­ту­ци­он­но разделены.
      3) Отдельные ста­тьи кон­сти­ту­ции по­свя­ще­ны пра­вам и сво­бо­дам граждан.
      4) Существует еди­ная обя­за­тель­ная по­ли­ти­че­ская идеология.
      5) Установлен пол­ный кон­троль го­су­дар­ства над всеми ас­пек­та­ми жизни об­ще­ства и человека.
      6) Глава го­су­дар­ства поль­зу­ет­ся авторитетом.

      Правильный ответ: 45

      В очередных парламентских выборах в стране Z участвовали все зарегистрированные политические партии. По итогам голосования оппозиционные партии получили места в парламенте.
      Какому типу политического режима соответствует данная система?
      Укажите два признака, по которым Вы это определили.
      Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё один признак, характеризующий названный Вами политический режим.

      Выберите вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
      1) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме глас­ность яв­ля­ет­ся прин­ци­пом ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­но­го аппарата.
      2) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме власть раз­де­ле­на на законодательную, испол­ни­тель­ную и судебную.
      3) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме де­я­тель­ность оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий запрещена.
      4) В от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, при де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме су­ще­ству­ет право вла­сти на взи­ма­ние на­ло­гов и сборов.
      5) При де­мо­кра­ти­че­ском режиме, в от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, су­ще­ству­ет право вла­сти на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

      Этот тип характеризуется монополией на власть одной партии, лица, института. В отличие от предыдущего вида, авторитаризм не имеет единой для всех идеологии. Граждане не подвергаются репрессиям только из-за того, что являются противниками режима. Можно не поддерживать существующую систему власти, ее достаточно просто терпеть.

      При этом виде отмечается разная регламентация разных аспектов жизни. Характерна намеренная деполитизация масс. Это значит, что они мало знают о политической обстановке в стране, практически не принимают в решении вопросов участия.

      Если при тоталитаризме центр власти – одна партия, при авторитаризме самой высшей ценностью признается государство. Среди людей сохраняются и поддерживаются классовые, сословные и другие различия.

      К главным признакам относится:

      • запрет на работу оппозиции;
      • централизованная монистическая структура власти;
      • сохранение ограниченного плюрализма;
      • отсутствие возможности ненасильственной смены правящих структур;
      • использование структур для удержания власти.

      В обществе считается, что авторитарный режим всегда подразумевает использование жестких систем политического правления, который применяет принудительные и силовые методы регулирования любых процессов. Поэтому важными политическими институтами являются силовые органы и любые средства обеспечения политической стабильности.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Для любых предложений по сайту: [email protected]