С 01.01.2021 упразднена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (статья 346.26, статья 346.27, статья 346.28, статья 346.29, статья 346.30, статья 346.31, статья 346.32, статья 346.33) утратила силу. Федеральным законом от 23.11.2020 № 373-ФЗ установлены переходные положения для налогоплательщиков, применявших ЕНВД.
Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, за исключением видов деятельности, установленных пунктом 6 статьи 346.43 НК РФ.
В статье расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, а также изменены наименования некоторых ранее разрешенных видов деятельности.
Изменился перечень видов деятельности, в отношении которых нельзя применять патентную систему налогообложения, в него, в том числе, вошли:
Исключены положения, предусматривающие ограничение размеров потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности. Установлены особенности определения размера потенциально возможного годового дохода до дня вступления в силу закона субъекта РФ, устанавливающего указанные размеры.
Новой редакцией статьи 346.49 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный месяц, за исключением случаев, когда патент выдан на иной срок.
В статье 346.51 НК РФ определены условия, при соблюдении которых налогоплательщики вправе уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, которые уплачиваются за счет средств работодателя, а также на суммы платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.
Принят Государственной Думой 16 июня 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2004, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3435; 2011, N 30, ст. 4575; N 47, ст. 6611; 2012, N 26, ст. 3447; 2013, N 40, ст. 5037, 5038; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 48, ст. 6660; 2016, N 7, ст. 920; N 22, ст. 3092; N 27, ст. 4176; N 49, ст. 6844; 2017, N 1, ст. 16; N 30, ст. 4453; N 49, ст. 7307; 2018, N 30, ст. 4534; N 32, ст. 5095; N 45, ст. 6828; N 49, ст. 7496, 7497; 2019, N 23, ст. 2908; N 39, ст. 5375; 2021, N 8, ст. 1196) следующие изменения:
1) подпункт 3 пункта 2 статьи 18 признать утратившим силу;
2) в пункте 4 статьи 55 цифры «, 263 » исключить;
3) подпункт 3 пункта 2 статьи 10514 изложить в следующей редакции:
«3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;».
Внести в статью 15 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7494; 2019, N 50, ст. 7201) следующие изменения:
1) в части 3 слова «систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,» исключить;
2) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога). В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.»;
3) абзац первый части 6 изложить в следующей редакции:
«6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) с даты:».
В части 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2020 года N 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 29, ст. 4514) цифры «2021» заменить цифрами «2022».
Статья 7
Внести в статью 1 Федерального закона от 15 октября 2020 года N 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6508) следующие изменения:
1) абзац четвертый подпункта «в» пункта 10 после слов «превышает 110 миллиардов рублей,» дополнить словами «организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ, по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 или подпункте 1 пункта 3 статьи 1799 настоящего Кодекса, и при условии, что совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, входящих в состав новых производственных мощностей по переработке СУГ в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, проектной мощностью по сырью не менее 300 тысяч тонн СУГ в год, введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, превышает 110 миллиардов рублей, или при условии, что совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, входящих в состав новых производственных мощностей по переработке этана и СУГ в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, проектной мощностью по сырью не менее 600 тысяч тонн этана и СУГ в совокупности в год, введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, превышает 175 миллиардов рублей,»;
2) абзац шестой подпункта «з» пункта 13 после слов «в результате дегидрирования СУГ,» дополнить словами «и (или) окисления СУГ при температуре не менее 400 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения)».
Статью 2 Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 15, ст. 2455) изложить в следующей редакции:
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статья 1, подпункт «г» пункта 3, абзацы первый, третий — пятый подпункта «а», подпункты «б» и «в» пункта 5, пункты 27, 28, 31, 41, 44, подпункты «б» — «г» пункта 45, пункты 46, 47, 49, подпункт «в» пункта 50, пункты 62 — 65, 67 — 69, 71, 77, 86, 87, 89 статьи 2, статьи 5, 7 и 9 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Подпункты «а» — «в» пункта 3, пункт 4, абзац второй подпункта «а» пункта 5, пункты 6 — 16, 18, подпункт «а» пункта 19, подпункт «а» пункта 20, пункты 21, 56, 58, 60, 72, подпункт «б» пункта 76, пункты 78 — 82, подпункт «а» пункта 83, подпункт «б» пункта 85, подпункт «а» пункта 88 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового (расчетного) периода по соответствующему налогу (страховым взносам).
4. Пункты 2 и 17, подпункт «в» пункта 19, подпункт «б» пункта 20, пункты 23, 26, 29, 30, 33 — 36, 38 — 40, 42, 43, 48, подпункты «а» и «б» пункта 50, пункты 54, 55, 70, подпункт «б» пункта 88 статьи 2, статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
5. Подпункт «б» пункта 83 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2023 года.
6. Положения пункта 7 статьи 220, пункта 3 статьи 228 и пункта 4 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к доходам, полученным налогоплательщиками в налоговых периодах начиная с 1 января 2021 года.
7. Положения абзацев десятого — двенадцатого пункта 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации применяются по 31 декабря 2022 года.
8. Действие положений пункта 4 статьи 212, подпунктов 17 и 56 пункта 1 статьи 251, подпункта 5 пункта 2 статьи 2861 , подпунктов 40 и 41 пункта 1 статьи 34616 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
9. Действие положений подпункта 3 пункта 2 статьи 3435 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.
10. Положения подпункта 4 пункта 29 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении договоров купли-продажи, заключаемых налогоплательщиком с 1 января 2022 года с лицом, являющимся собственником винограда, выращенного на виноградниках, принадлежащих этому лицу на праве собственности или ином законном основании.
11. Действие положений абзаца девятнадцатого пункта 27 статьи 200 и пункта 11 статьи 3425 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2021 года.
12. Действие положений абзаца четвертого пункта 2 статьи 2171 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на доходы физических лиц, полученные начиная с налогового периода 2019 года.
13. Положения пункта 72 статьи 33340 Налогового кодекса Российской Федерации применяются к государственной пошлине, уплаченной начиная с 1 января 2020 года.
14. Действие положений подпункта 13 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговый период 2020 года.
15. Действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога за налоговый период 2021 года.
16. Действие положений подпункта 21 пункта 2 статьи 146, пункта 86 статьи 217 и подпункта 61 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
17. Положения пункта 6 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации применяются начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2022 года.
18. Положения абзаца восьмого подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении условий применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2024 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Изменения в налоговом законодательстве – 2021
С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).
С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/[email protected] Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.
Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/[email protected] ). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% при экспорте товаров.
На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.
С 01.01.2021 вступает в силу обновленная форма декларации по налогу на прибыль (приказ ФНС России от 11.09.2020 № ЕД-7-3/[email protected] ). Новая форма должна применяться начиная с представления отчетности за 2020 год.
В обновленной форме из Титульного листа исключено поле «Зарегистрирована за №» и изменены штрихкоды и др.
Спасибо, КЭП! Как ИП получить квалифицированную электронную подпись
Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).
Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10% стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30%.
С 2021 года для организаций отменяется обязанность по представлению в ИФНС налоговых деклараций по транспортному налогу (ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Соответственно, представлять налоговые декларации за 2020 год уже не нужно.
При этом возможность приема деклараций, в том числе уточненных, за налоговые периоды ранее 2020 года сохраняется. В случае реорганизации организации налоговики также будут принимать уточненные налоговые декларации по транспортному налогу, если первоначально они были получены в течение 2020 года.
В связи с отменой декларации для организаций вводится обязанность по представлению в налоговые органы сообщения о наличии транспортных средств (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Если организации не получат из ИФНС сообщения о рассчитанном налоге, они должны будут направить в инспекцию сообщение о наличии у них транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения. Сообщение представляется по форме, утв. приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/[email protected] Направить сообщение нужно в отношении каждого транспортного средства в срок до 31.12.2021.
С 01.07.2021 в НК РФ закреплен новый, закрытый перечень оснований, по которым налоговики сочтут отчетность непредставленной.
Обнаружив хотя бы одно обстоятельство из списка, контролеры должны будут прекратить камеральную проверку полученной отчетности и направить налогоплательщику уведомление об отказе в ее приеме. Срок направления уведомления — 5 рабочих дней со дня выявления соответствующего основания, форму утвердит ФНС.
Очевидно, что всплыть данные нарушения могут не только при приеме декларации, но и после начала КНП. Поэтому данные поправки фактически закрепляют возможность аннулирования отчетности, представленной налогоплательщиком и допущенной инспекторами к проверке.
Важно! Одним из оснований для отказа в приеме декларации по НДС с 1 июля является ее несоответствие контрольным соотношениям. Какие соотношения будут критичными, видно из проекта соответствующего приказа ФНС. Ознакомиться с ними можно здесь.
Все больше документов переводят «в цифру».
Так, с 1 июля в электронном виде с УКЭП можно будет оформлять доверенность на право представителя налогоплательщика подписывать налоговую отчетность. ФНС утвердит формат электронной доверенности и порядок ее направления в инспекцию по ТКС (подп. «в» п. 16 ст. 1 закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Кроме этого, при камеральных проверках пояснения по льготам можно будет представлять в виде электронного реестра подтверждающих документов. Его форму и формат тоже утвердит ФНС (п. 6 ст. 88 НК РФ в ред. закона № 374-ФЗ).
А еще налоговая начнет досрочно выдавать налогоплательщикам квалифицированные электронные подписи. Кто сможет их получить и что для этого нужно предпринять, мы рассказали здесь.
С 01.07.2021 просрочка сдачи отчетности, за которую налоговая может заблокировать счет, составляет 20 рабочих дней вместо 10.
А еще налоговики могут уведомлять налогоплательщика о предстоящей блокировке — не позднее чем в течение 14 рабочих дней до принятия соответствующего решения. Ключевое слово «могут» — это их право, а не обязанность. Поэтому гарантий, что о приостановлении операций сообщат никаких.
В рамках реформирования системы государственного и муниципального контроля с 1 июля существенно расширяется круг органов, решения и действия которых нужно обжаловать в досудебном порядке. Причем жалобы можно подавать через портал госуслуг. Среди таких инстанций госинспекции труда, Роспотребнадзор и другие.
VIDEO
К счастью, новые налоги с июля 2021 года не вводились — структура Налогового кодекса и перечень включенных в него платежей сохранены в неизменном виде. Однако предложения и слухи по расширению НК РФ или введению новых неналоговых платежей то и дело возникают, и кто знает, возможно, они станут реальностью ближайшего будущего. Конечно, мы этого не пропустим, как не пропустим и другие нововведения. Например, изменения с 1 июля в оплате детских пособий. Госдума уже рассматривает соответствующий проект, который в числе прочего предусматривает и трансформацию пособия по беременности.
Компании и предприниматели, чей бизнес относится к IT-сфере, с 01.01.2021 будут платить в бюджет существенно меньше налогов.
Поправки в Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ), касающиеся сферы информационных технологий, внес Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ (в ред. от 23.11.2020) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (закон о налоговом маневре в IT-отрасли).
Для IT-компаний со среднесписочной численностью работников не менее 7 человек, у которых доход от продажи программного обеспечения в общей сумме доходов составляет не менее 90 %, ставка налога на прибыль снижается с 20 до 3 % , страховые взносы уменьшаются с 14 до 7,6 % .
Льготные ставки могут применять две категории IT -компаний:
работающие в сфере информационных технологий, в том числе сопровождающие собственный компьютерный софт;
разработчики и проектировщики изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.
Важный момент: IT-компании, претендующие на пониженные ставки, должны быть аккредитованы в Минцифры России, разработчики электронных продуктов должны быть включены в специальный реестр Минпромторга России.
Поправки по снижению налоговой нагрузки призваны поддержать IT-отрасль и стимулировать ее развитие. По мнению Правительства РФ, предложенные бизнесу пониженные налоговые ставки очень привлекательны и вполне сопоставимы с льготными условиями, предоставляемыми IT-разработчикам другими странами.
Стоит отметить, что закон о налоговом маневре содержит негативные моменты, так как выпадающие доходы бюджета из-за снижения налога на прибыль и страховых взносов для IT-компаний нужно компенсировать. Негативные моменты заключаются в следующем.
1. С 01.01.2021 IT-компании уже не смогут списывать в состав материальных расходов для целей налогообложения прибыли стоимость приобретенной электронно-вычислительной техники. Они будут начислять амортизацию. Правило единовременного списания больше не работает в связи с отменой п. 6 ст. 259 НК РФ. Налоговая база по налогу на прибыль возрастет.
2. С 2021 года в результате налогового маневра из перечня операций, необлагаемых НДС, исключена продажа программного обеспечения: льгота по НДС, предусмотренная подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, будет применяться по-новому.
Освобождение от НДС будет распространяться только на передачу прав на компьютерные программы и базы данных, включенных в специальный реестр отечественных производителей софта Минцифры.
На зарубежные программные продукты льгота не распространяется.
Освобождение от НДС будет применяться с даты внесения программ и баз данных в российский реестр. Отказаться от освобождения нельзя.
Большинство российских правообладателей ПО с 2021 г. могут остаться без льготы, так как попасть в реестр Минцифры совсем не просто.
Поправки в НК РФ по основным налогам, которые уплачивают компании с обычной системой налогообложения, узконаправленные. Фокус — на конкретные отрасли, категории налогоплательщиков и даже на отдельные хозяйственные операции. Изменения, затрагивающие налоговую политику компаний, работающих в специфичных сферах, важны для экономики страны в целом из-за их влияния на динамику цен, состояние конкурентной среды и предпринимательский климат.
Внесены следующие изменения по НДС:
Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ (в ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 374-ФЗ) на весь 2021 г . продлен срок действия пониженной ставки НДС в отношении внутренних воздушных перевозок . Однако не всех. Перелеты в Крым, Севастополь, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также полеты, маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области, по-прежнему будут облагаться НДС по ставке 10 %. По остальным внутренним авиаперевозкам ставка НДС вырастет до 20 %. Это простимулирует развитие региональной авиации вне Московского авиаузла;
расширен перечень медицинских товаров, импорт и реализация которых освобождены от НДС. В числе двадцати добавленных позиций новые виды хирургических, стоматологических и прочих инструментов, диагностического и лечебного оборудования, протезов и имплантов. Мера направлена на технологическое переоснащение медицинской отрасли;
согласно Федеральному закону от 15.10.2020 № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»» с 01.01.2021 существенную преференцию получат банкроты : из состава объектов налогообложения по НДС исключена реализация любых их активов. Освобождение касается не только имущества, отнесенного к конкурсной массе, но и товаров, работ, услуг, которые будут реализованы банкротами в процессе текущей деятельности. Принимать к вычету НДС по счетам-фактурам от банкротов запрещено;
с 01.01.2021 вводится электронный документооборот для системы tax free . Федеральный закон от 20.07.2020 № 220-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части организации документооборота с использованием электронных документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, оформленных физическим лицам — гражданам иностранных государств при реализации им товаров» разрешает оформлять чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим в России товары в розницу, в электронном виде.
Организация розничной торговли получит вычет по НДС по товарам, проданным физическим лицам и вывезенным за границу, если покупатели получат компенсацию суммы налога tax free. Это проследит система электронного документооборота.
Действуют следующие изменения по страховым взносам:
с 01.01.2021 увеличились предельные базы по страховым взносам . Лимит взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 г. составит 966 000 руб . (2020 г. — 912 000 руб.), по пенсионным взносам — 1 465 000 руб . (2020 г. — 1 292 000 руб.). Новые лимиты утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935;
в 2021 году продолжает работать правило двукратного пониженного тарифа на уплату страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса . Правило призвано простимулировать работодателей отказаться от серых зарплат и не снижать зарплату сотрудникам ниже уровня МРОТ. Для этого на сумму превышения МРОТ установлена пониженная ставка страховых взносов — 15 % . По выплатам ниже МРОТ ставка прежняя — 30 % ;
К СВЕДЕНИЮ
Для применения пониженных тарифов введено обязательное условие: работодатель (компания или ИП) должен быть внесен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРСМСП).
ставки взносов на травматизм останутся на прежнем уровне. Не будет повышения фиксированных взносов для индивидуальных предпринимателей;
согласно ст. 431 НК РФ с 01.01.2021 прекращает действие зачетный механизм при уплате страховых взносов в ФСС РФ . Будет действовать новый порядок прямых выплат: работодатели (компании и ИП) будут платить страховые взносы в ФСС в полном объеме, не уменьшая сумму взносов на расходы по выплате пособий работникам. Работники будут получать пособия не от работодателя, а напрямую из территориальных органов ФСС РФ.
Это относится к оплате больничных, пособиям по беременности и родам, выплатам при рождении ребенка и другим социальным выплатам, находящимся в ведении Фонда социального страхования.
Справочно: выплата больничных пособий при болезни сотрудника по системе прямых выплат складывается из двух этапов: первые три дня нетрудоспособности оплачивает работодатель, последующие дни, начиная с четвертого, оплачивает ФСС. Детские пособия, декретные больничные, больничные по травме на производстве и в случае профзаболевания полностью выплачивает фонд.
Важный момент: с 01.07.2021 все социальные пособия будут зачисляться только на карту «Мир». Такие указания Центробанка направлены российским банкам, производящим указанные выплаты.
Т. Н. Зозуля, налоговый консультант-практик
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2021.
1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.
Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.
Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.
2. Пополнен список необлагаемых грантов
В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО
С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА
С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)
С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ ) можно уменьшить доходы, полученные при:
реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.