На накопительных пенсионных счетах учитывается все доходы работника

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На накопительных пенсионных счетах учитывается все доходы работника». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Что такое накопительная часть пенсии
  • Чем накопительная часть отличается от страховой
  • Как узнать размер накопительной части
  • Как рассчитывается накопительная часть пенсии
  • Индексация и перерасчет пенсионных сбережений
  • Что происходит с накопительной пенсией после смерти
  • Как узнать сумму накопительной части пенсии умершего

Что нужно знать о пенсионных накоплениях

Накопительный компонент пенсии формируется в деньгах в негосударственных пенсионных фондах или ПФР. Человек сможет получить свои накопления после выхода на заслуженный отдых. Притом что страховая пенсия индексируется каждый год на сумму, которую устанавливает государство, накопительная составляющая растет за счет дохода, полученного НПФ или ПФР от инвестиций. В отличие от страховой пенсии, накопительную можно наследовать. Также ее можно пополнить из материнского капитала или делать взносы с помощью государственного софинансирования пенсий.

Наследники могут получить оставшиеся средства после ухода из жизни их получателя. Для этого нужно в течение 6 месяцев со дня его смерти написать соответствующее заявление в ПФР или НПФ. Если наследник пропустил срок подачи заявления, он может восстановить его через суд. В договоре с пенсионным фондом лицо, оформившее накопительную пенсию, может указать, кто ее получит после его смерти. Если таких указаний нет, то будет действовать общий порядок получения выплат: сначала идут дети, супруг (супруга), родители, во вторую очередь — братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки. Несовершеннолетние, нетрудоспособные дети (супруг, супруга), а также родители умершего имеют право на часть средств накопительной пенсии, даже если не были указаны в договоре. После смерти человека ПФР или НПФ должны уведомить наследников о возможности получения такой выплаты. Документы, необходимые для оформления:

  1. 1паспорт;
  2. 2справка о месте проживания или регистрации, если оно не указано в паспорте;
  3. 3документы, подтверждающие родство с умершим — свидетельство о рождении или заключении брака;
  4. 4СНИЛС умершего и свидетельство о смерти, если есть.

Работодатели перечисляли взносы на индивидуальные счета граждан (и, соответственно, увеличивали накопительную пенсию) с 2002 по 2013 год включительно. А вот с 2014 года действует так называемый мораторий: обе части взносов (16% + 6% = итого 22%) направляются на страховую пенсию. Это временная мера, которая, однако, регулярно продлевается. Таким образом, начиная с 2014 года пенсионные накопления на личном счету могут прирастать лишь за счет их инвестирования.

Фиксированная выплата – это сумма, которую государство гарантированно выплачивает к страховой пенсии гражданина по достижении пенсионного возраста. С 1 января 2019 года ее размер – 5334,19 руб. Она может быть и больше в зависимости от состояния здоровья и возраста пенсионера, наличия у него иждивенцев, региона проживания. Вот таблица, где можно узнать ее размер для разных категорий получателей:

Пенсия граждан России формируется на страховые взносы работодателей за своих сотрудников и работает на основе обязательного пенсионного страхования (ОПС). В системе ОПС есть два вида пенсий: страховая и накопительная.

Страховая пенсия по старости — это основная пенсия, которую получает каждый гражданин России при наступлении оснований для ее выплат: достижении пенсионного возраста (с 2029 года — 60 лет для женщин и 65 — для мужчин), определенного рабочего стажа (с 2029 года — 15 лет) и набранных баллов (с 2029 года — 30 баллов, или коэффициентов).

Накопительная пенсия формируется в основном у граждан 1967 года рождения и моложе. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) страховые взносы в размере 6% от размера фонда оплаты труда на ее формирование. Сейчас, по закону, все взносы, которые делают работодатели в ПФР с 2014 года, идут на формирование только страховой пенсии. На накопительную пенсию они не перечисляются. То есть основная часть накопительной пенсии была заложена с 2002 по 2013 годы. Теперь она прирастает за счет инвестиционного дохода и взносов по программе софинансирования, а также туда можно направить материнский капитал.

Пенсионный возраст для накопительной пенсии сохранен на прежнем уровне — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Соответственно, получить пенсионные накопления вы можете раньше, чем страховую пенсию. Но при этом вы должны, по закону, «заработать» себе достаточный стаж и число баллов по страховой пенсии (напомним — в 2029 году, когда закончится переходной период по повышению пенсионного возраста, эти показатели составят 15 лет и 30 баллов).

Есть три варианта получения пенсионных накоплений, в зависимости от объема накопленных средств и способа их формирования:

  1. Накопительная (пожизненная) пенсия. Ее размер рассчитывается в зависимости от объема накопленных средств. Все они делятся на показатель «периода дожития», который в 2020 году составляет 258 месяцев, с 2021 года он будет равняться 264 месяца, с 2022 года — 270 месяцев. Этот показатель устанавливается Минтрудом на основе данных Росстата о продолжительности жизни граждан России. Например, если вы накопили 200 тыс. руб., то размер вашей накопительной пенсии, если вы выходите в 2020 году, составит 200 000 / 258 = 775,2 руб. в месяц. Причем платить их будут не 258 месяцев, а до конца жизни.
  2. Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность гражданин определяет самостоятельно, но она составляет не менее 10 лет. Однако такие выплаты доступны не всем, а только участникам программы государственного софинансирования пенсионных накоплений (вступить в эту программу можно было до 2015 года) или тем, кто направил в пенсию свой материнский капитал.
  3. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Если у гражданина рассчитанная накопительная пенсия (см пункт 1) составляет менее 5% от общего пенсионного обеспечения (суммы страховой и накопительной пенсий), то он получает все средства, предназначенные для выплаты накопительной части, единовременно. Например, если гражданину назначили пенсию в 14,5 тыс. руб. (это средняя пенсия по России), то рассчитанная нами в первом пункте сумма в 775,19 руб. составляет больше 5% (775,19/ (14500 + 775,19). Значит, он будет получать пожизненную накопительную пенсию. А при накоплениях в 150 тыс. руб. этот показатель (581,4 руб./(14500+581,4) меньше 5%, то есть гражданину выдадут сумму единовременно.

По данным Минтруда и ПФР, сейчас более 98% граждан, выходящих на пенсию, получают средства ее накопительной части единовременно: они просто не успели накопить достаточно средств. Массовый выход на пенсию людей, родившихся в 1967 году и позже (то есть тех, кто успел полноценно поучаствовать в обязательно пенсионном страховании), начнется после 2023 года.

Накопительная часть пенсии: что изменилось в 2021 году

Работодатель проводит довольно много отчислений из заработной платы работника, и это не только обязательный 2НДФЛ. По закону он обязан сам проводить социальные вычеты из зарплаты и перечислять эти деньги в бюджет.

Что вычитает работодатель кроме налогов:

  • отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты составляют 22% от начисленной суммы;
  • также уплате подлежит взнос в фонд Медицинского страхования — 5,1%. Фактически это оплата за медицину (так что, она у нас совсем не бесплатная);
  • фонд социального страхования — 2,9%. Этот фонд занимается выделением средств на оплату больничных. Так что, за свой больничный мы по факту тоже платим.

Пенсионные отчисления в процентах от зарплаты — самая большая затратная часть. В целом работодатель платит в госорганы 30% от начисленной зарплаты, плюс к ним добавляется еще НФДЛ 13%. По закону НДФЛ выплачивается с начисленной заработной платы, а все остальные взносы — отталкиваясь от размера зарплаты, но за счет самого работодателя.

Конечно, многим работодателям не нравится такое положение вещей, и пенсионные отчисления с зарплаты они делают все же за счет самих работников, изначально занижая реальный размер заработной платы.

Сам работник может даже не думать об этом. Процент пенсионных отчислений, его расчет и перечисление средств — все это законная обязанность любой компании или предпринимателя, которые нанимают работников.

Расчет выплат ведется только с официальной зарплаты работника. Если он получает выплату в конверте, никаких отчислений не последует. Если частично в конверте, то отчисления будут рассчитаны только от официально проведенной суммы.

Если вы трудоустроены неофициально, процент отчислений в ПФР браться не будет. Ваша пенсия никак не будет формироваться.

С начала 2019 года у граждан возникают проблемы с получением информации. Процент пенсионных накоплений в части накопительного типа пенсии временно переводится на страховой счет. В итоге счет, на котором можно отслеживать движение, не пополняется. Накопительная пенсия заморожена до конца 2021 года, движения средств не будет в любом случае, даже если работодатель верно исполняет все свои обязательства.

Так что, какой передал процент от зарплаты в Пенсионный Фонд работодатель, можно узнать только при непосредственном обращении в ПФР. Если у вас есть сомнения, лучше это сделать. Обычно, если работодатель — крупная и стабильная компания, проблем не возникает. А вот если это небольшое ИП, могут возникнуть махинации.

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009), от 27.12.2009 N 378-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 08.12.2010 N 339-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 05.04.2013 N 60-ФЗ, от 04.12.2013 N 351-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 04.11.2014 N 345-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 29.07.2018 N 268-ФЗ, от 29.07.2018 N 269-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 16.12.2019 N 436-ФЗ, от 24.04.2020 N 136-ФЗ, от 20.07.2020 N 237-ФЗ, от 24.02.2021 N 30-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года

Одобрен
Советом Федерации
20 марта 1996 года

1. Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе устанавливать особенности порядка и сроки представления страхователями до 31 декабря 2020 года (включительно) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ)

Действие положений пункта 2 статьи 2 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2020 (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ).

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; (в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

учет сведений о трудовой деятельности для использования данных сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 436-ФЗ)

развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах: (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

доступности для каждого зарегистрированного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет; (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

использования сведений о зарегистрированных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

соответствия сведении о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу; (в ред. Федеральных законов от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 24.02.2021 N 30-ФЗ)

получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

получать от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведения о первичной выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:

обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Абзац. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 242-ФЗ)

Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, работодателями и зарегистрированными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

В мировой практике различают два классических типа пенсионных систем по принципу финансирования: распределительная и накопительная.

В распределительной пенсионной системе выплаты пенсионерам производятся за счет текущих доходов работающих (текущих налоговых поступлений в бюджет).

В накопительной работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплату пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

В ряде стран встречается условно-накопительная пенсионная система, которая сочетает в себе элементы распределительного и накопительного типов пенсионных систем. При этом, право на пенсию зарабатывается путем отчисления взносов участника в пенсионную систему. Учет поступающих взносов и их сумм ведется индивидуально, условный баланс накоплений может индексироваться, и по достижении пенсионного возраста условный накопленный пенсионный капитал участника преобразуется в аннуитетные выплаты.

Солидарный компонент:
· Выплаты в заранее определенном размере;
· Не зависит от результатов инвестиционного управления;
· Высокая зависимость от демографических показателей;
· Финансовая неустойчивость в условиях «старения нации», которая приведет к увеличению налоговой нагрузки и необходимости постоянного повышения пенсионного возраста.

Накопительный компонент:
· Не зависит от демографических показателей;
· Не оказывает влияния на государственный бюджет (в классическом виде – без государственной гарантии);
· Стимулирует вкладчиков накапливать средства, так как вкладчик получает ровно столько денег, сколько он отложил и было заработано от инвестирования;
· Создает пул сбережений, как базу для инвестирования в экономику государства;
· Является финансово устойчивым;
· Чувствителен к таким показателям в экономике как занятость и уровень дохода населения.

Условно-накопительный компонент:
· Социальная ориентированность: перераспределение от богатых к бедным, установление максимального размера выплаты;
· Финансово устойчив и не требует вливаний из государственного бюджета;
· Накопленные средства не являются собственностью вкладчика и подлежат перераспределению в случае его смерти или выезда на постоянное место жительства за границу;
· Нефиксированный размер выплат.

Эксперты Всемирного банка, участвовавшие в проведении пенсионных реформ более чем в 80 странах мира, также признают преимущества многокомпонентных систем пенсионного обеспечения, которые, при соответствующих условиях, содержат определенную накопительную и распределительную составляющие.


Действующая пенсионная система Казахстана является многокомпонентной. Напомним, Республика Казахстан первой из стран Содружества Независимых Государств в 1998 году осуществила реформу пенсионного обеспечения. C момента обретения страной независимости до пенсионной реформы в Казахстане действовала солидарная пенсионная система, доставшаяся в наследство от Советского Союза. Главный принцип такой системы – солидарность поколений, когда работающее население обеспечивает пенсионеров.
Однако после развала Союза произошло ухудшение показателей солидарной модели пенсионной системы из-за экономического положения нового государства. Тогда в стране был дефицит продуктов первой необходимости, большинство предприятий и производств закрывалось, людям месяцами не выплачивались заработные платы, увеличивалось число безработных. В 1992 году страну сотрясала гиперинфляция, которая, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, составляла 2960,8%. Обуздать ее получилось только к 1995 году, когда инфляция составила 60,3%. Кроме того, в большинстве республик бывшего СССР, в том числе и в Казахстане, наблюдалось сокращение рождаемости, при увеличении числа пенсионеров. Последствия этих явлений сказываются до сих пор, они будут ощущаться и в будущем, в так называемой первой волне демографического эха, когда может наблюдаться очередной спад в молодых возрастных группах, связанный с резким снижением рождаемости в поколении их родителей. Однако при сохранении текущих коэффициентов рождаемости провал будет меньше.

Второй и третий уровни являются накопительными и формируются на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков в Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ).
C 2018 года выплата по достижении пенсионного возраста из второго уровня вместе с первым оформляется в подразделениях Государственной корпорации «Правительство для граждан» по месту жительства (Центр обслуживания населения – ЦОН). При бессрочном установлении инвалидности I и II групп, вкладчику за выплатами второго уровня необходимо обращаться в ЕНПФ. Выплаты из третьего уровня оформляются также в ЕНПФ. Совокупная пенсия с учетом всех уровней выглядит следующим образом:


Рассмотрен ряд вопросов по применению Отраслевого стандарта бухучета операций НПФ, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по ОПС и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.

Так, разъяснен порядок учета части дохода от размещения средств пенсионных резервов, инвестирования пенсионных накоплений, направляемого на пополнение собственных средств НПФ.

Рассмотрен вопрос об отражении расходов в случае, если отсутствует вероятность получения НПФ излишне выплаченных средств по договорам об ОПС или договорам негосударственного пенсионного обеспечения, которые возникли в случае выплат за период после смерти участника или застрахованного лица.

Конституцией и законодательством Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выполнение в течение трудовой деятельности особых функций (пенсии госслужащих), а также по ряду социальных показателей.

Право на получение того или иного вида пенсии зависит от разных обстоятельств и может производиться в рамках обязательного пенсионного страхования или государственного пенсионного обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, которое регулирует Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». «Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения».4

Виды пенсий по обязательному пенсионному страхованию:

  1. по старости,
  2. по инвалидности,
  3. по потере кормильца.

Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию происходит за счет страховых взносов. «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете».5

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Плательщиками страховых взносов (страхователями) признаются физические и юридические лица, которые производят выплаты наемным работникам (работодатели), а также граждане, обеспечивающие себе работу самостоятельно – частные предприниматели, нотариусы, частные детективы, адвокаты и другие.

«Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».6

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  1. пенсия за выслугу лет;
  2. пенсия по старости;
  3. пенсия по инвалидности;
  4. пенсия по случаю потери кормильца;
  5. социальная пенсия.

Формирование пенсии по государственному пенсионному обеспечению происходит за счет средств государственного бюджета.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  1. федеральные государственные гражданские служащие;
  2. военнослужащие;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  5. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  6. космонавты;
  7. граждане из числа работников летно-испытательного состава;
  8. нетрудоспособные граждане.

Пенсии по старости выплачиваются по достижении общеустановленного пенсионного возраста:

  • для мужчин – 60 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 65 лет);
  • для женщин – 55 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 63 года.

Пенсия по старости выплачивается либо как трудовая – в рамках системы обязательного пенсионного страхования, либо как социальная – в рамках системы государственного пенсионного обеспечения.

Трудовая (страховая) пенсия по старости – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным в системе ОПС лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости или инвалидности.

Социальная пенсия – это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж.

«Гражданам, имеющим право на различные пенсии, устанавливается только одна из них, по их выбору, кроме инвалидов вследствие военной травмы, участников Великой Отечественной войны и других категорий, оговоренных в ст. 3 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».7

С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.

Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.

По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.

При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.

Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.

«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9

Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.

Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Вид выплаты

Особенность выплаты

Кто может получить

Единовременная выплата

Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов.

Срочная пенсионная выплата

Регулярные выплаты осуществляются на протяжении фиксированного срока не менее 10 лет (продолжительность срока выплаты определяет владелец накоплений)

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Накопительная пенсия

Выплаты осуществляются ежемесячно и пожизненно

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

У работающих граждан 1966 года рождения и старше страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.

Формирование пенсионных накоплений для лиц этой возрастной категории может происходить только за счет добровольных взносов в рамках программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию.

Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.

В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.

Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.

В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.

Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Программа с установленными выплатами гарантирует участникам фиксированный размер пенсии, исходя из размера зарплаты и стажа работы в компании. Как правило, программы с установленными выплатами формируются за счет отчислений работодателей, а программы с установленными взносами финансируются одновременно работодателями и наемными работниками. «При этом работник получает свой персональный счет в пенсионном фонде и может принимать решение об инвестировании своих накоплений в ту или иную сферу (и тем самым может некоторым образом влиять на увеличение объема своего пенсионного капитала). Данные пенсионные программы не предусматривают установленного размера выплат. Пенсионные пособия определяются суммой накоплений и не зависят от стажа работы и величины заработка».11

Персональные пенсионные накопления в США имеют две основных разновидности:

  • личный пенсионный счет (Individual retirement account – IRA) в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях;
  • накопительный вклад по месту работы (Deferred Compensation Plans).

Оба варианта позволяют выбирать схему инвестирования, так что работник сам несет ответственность за результаты своих вложений.

В Великобритании работники имеют возможность выбирать, получать либо государственную пенсию по выслуге лет (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS), либо негосударственную пожизненную пенсию по выслуге (Occupation Pension Scheme) в рамках корпоративных пенсионных программ. Пенсионные взносы выплачивают в обязательном порядке, как правило, и работодатель, и работник.

Британцы могут увеличить размер пенсии за счет добровольных отчислений и инвестиций в страховые компании, кооперативы, инвестиционные компаний. Независимое бюро (Income Drawdown Advisory Bureau) предоставляет населению индивидуальные консультации по выбору правильной стратегии инвестирования.

«В частности, как в США, так и в Великобритании пенсионные программы с установленными выплатами вытесняются программами с установленными взносами (последние не гарантируют определенных выплат, а зависят от накопленного пенсионного капитала работника). Расширяется использование программ личного пенсионного страхования, основанных на накопительном принципе».12

В Австралии накопительная часть пенсии формируется за счет отчислений в частный пенсионный фонд, которые на паритетных началах обязаны делать и работник и работодатель. Выбор фондов для пенсионных накоплений ограничен, а их деятельность строго контролируется государством, чтобы не допустить инвестирования пенсионных накоплений в высокорисковые активы. При этом назначение пенсии зависит еще и от результатов проверки уровня сбережений – обеспеченным людям государственная пенсия не положена. В то же время, австралийцы могут добровольно делать отчисления в негосударственные пенсионные фонды, чтобы увеличить свою пенсию.

Накопительные пенсии: расчет, выплата и индексация

1Александрова А. В. Социальное законодательство России и зарубежных стран в условиях глобализации. – М.: Юристъ, 2010. – с. 115.

2Александрова А. В. Социальное законодательство России и зарубежных стран в условиях глобализации. М.: Юристъ, 2010. – с. 118.

3Шахов В. В., Григорьев В. Н., Кузбагаров А. Н. Страховое право. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 144.

4Рождествина А. А. Шпаргалка по праву социального обеспечения. – М.: Аллель, 2009. – с. 14.

5Скачкова О. А. Страхование. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007. – с. 143.

6Рождествина А. А. Шпаргалка по праву социального обеспечения. – М.: Аллель, 2009. – с. 51

7Шахов В. В., Григорьев В. Н., Кузбагаров А. Н Страховое право. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 146.

8Скачкова О. А. Страхование. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007. – с. 143.

9Шахов В. В., Григорьев В. Н., Кузбагаров Страховое право. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 147.

10Шахов В. В., Григорьев В. Н., Кузбагаров А. Н. Страховое право, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 147.

11А. В. Александрова Социальное законодательство России и зарубежных стран в условиях глобализации / М.: Юристъ, 2010. – с. 73.

12А. В. Александрова Социальное законодательство России и зарубежных стран в условиях глобализации / М.: Юристъ, 2010. – с. 144.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – ст. 410.
  3. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 19. – ст. 2071.
  4. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 29. – ст. 3686.
  5. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – ст. 4831.
  6. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – ст. 4832.
  7. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 4.07.2002 № 111-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – ст. 3028.
  8. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 18. – ст. 1943.
  9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52. – ст. 6965.
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12. 2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52. – ст. 6987.
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52. – ст. 6989.
  12. Федеральный закон Федеральный закон от 04.12.2013 № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 49. – ст. 6352.
  13. Грачева Е. Ю., Болтинова О. В. Правовые основы страхования: учебное пособие.. – М.: Проспект, 2011. – 128 с.
  14. Шахов В. В., Григорьев В. Н., Кузбагаров А. Н. Страховое право. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 399 с.
  15. Рождествина А. А. Шпаргалка по праву социального обеспечения – М.: Аллель, 2009. – 90 с.
  16. Скачкова О. А. Страхование. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007. – 160. с.
  17. Александрова А. В. Социальное законодательство России и зарубежных стран в условиях глобализации. М.: Юрист, 2010. – 168 с.

Если банк заключил договор с ПФР, то соответствующая выписка доступна в отделении, в терминале, в банкомате и личном кабинете на сайте или в приложении на телефоне. Российские банки, выдающие выписку из лицевого счета ПФР:

  • ВТБ-24 и Газпромбанк;
  • Уралсиб и Сбербанк;
  • Банк Москвы.

Чтобы рассчитать примерную сумму положенной накопительной части, есть простая формула: накопления в общем объеме делятся на количество месяцев предполагаемого периода предстоящих выплат. Последний, согласно ФЗ № 424, составляет 258 месяцев.

СПРАВКА! Когда накопительная часть не более 5% от суммы страховой части положенной пенсии, то можно получить ее единовременно.

Если обратиться за назначением пенсии не сразу, то накопительный компонент может увеличиться. Причина: ежегодно ожидаемый период меньше на 12 месяцев, значит, по формуле будет выходить большая сумма. Если гражданин отправляется на заслуженную пенсию не в 60, а в 63 года, то сумма накоплений разделится не на 258 месяцев, а на 222.

Индексации подлежит лишь обеспечиваемая государством страховая часть от пенсии. Увеличение накопительной части зависит от доходности портфеля, выбранного управляющей компанией.

Когда пенсия начислена гражданину, размер суммы корректируется ежегодно 1 августа, если:

  • на страховую часть еще поступают взносы;
  • накопительная часть увеличилась за счет инвестиций;
  • были неучтенные пенсионным фондом денежные поступления.

Корректировки накопительной части осуществляются по формуле: за основу берут накопленную до 31 июля сумму, затем количество денег на 1 июля делят на ожидаемый период выплат на 31 июля.

Отчисления в Пенсионный Фонд — сколько снимают с зарплаты

При наличии доступа в личный кабинет умершего на портале «Госуслуг» можно посмотреть историю начислений в соответствующей рубрике. Выписку заказать не получится, поскольку это можно сделать лично только из персонального кабинета.

При отсутствии доступа в личный кабинет на сайте ПФР, можно подойти в офис организации, где хранятся накопления умершего. Сведения о лицевом счете выдают только родственникам и правопреемникам.

По официальной версии, озвученной для прессы, целью заморозки стало избавление системы от мошенников. Некоторые недобросовестные предприниматели использовали накопления в качестве источника дешевых денег. Предприниматели покупали НПФ, а полученные от вкладчиков средства инвестировали в рискованные проекты. В результате несколько таких частных фондов стали банкротами. Государство вернуло номинальную часть накоплений обманутым вкладчикам, но не инвестиционный доход, который был положен за это время.

Эксперты утверждают, что в 2013 г. бюджет ПФР насчитывал триллионный дефицит. Отчисления от трудоспособных граждан не могли покрыть сумму выплат, положенных пенсионерам. Чтобы исправить ситуацию, накопительную часть заморозили, а новые отчисления направили в страховую часть. Спустя несколько лет повысили пенсионный возраст.

Некоторое время назад увеличить сумму персональных накоплений к пенсии можно было несколькими способами. Один из них — программа софинансирования. С ее помощью взнос вкладчика вдвое увеличивался государством. Размер вкладов ограничивался суммами от 2 до 12 тыс. рублей в год. В 2020 году схема продолжает работать, но только для тех, кто успел стать участником программы до конца 2015 г.

Гражданам оставили единственную возможность увеличить пенсионный капитал. Это заключение договора с одним из НПФ. Большинство НПФ предлагают разработку индивидуального пенсионного плана. Смысл заключается в том, что вкладчик ежемесячно отчисляет определенную сумму, продолжает так поступать в течение нескольких лет. Негосударственный фонд использует средства для инвестиций в доходные финансовые инструменты. Когда срок договора закончится, на персональном счете вкладчика соберется определенная сумма, которую можно тратить по усмотрению. Доход можно получить весь целиком или договориться о регулярных выплатах в уменьшенных суммах, чтобы получать стабильный доход в течение нескольких лет, а иногда и пожизненно.

СПРАВКА! Пенсионные накопления, на которые гражданин делает взносы добровольно, сопровождаются налоговым вычетом 13% от суммы. Скидка действует для сумм размером менее 15,6 тыс. рублей в год.

Чтобы увеличить сумму будущей пенсии, нужно внимательно выбирать управляющую компанию или негосударственный фонд. Если текущий выбор не устраивает, раз в год разрешается сменить фонд. Чересчур долго перебирать фонды не рекомендуется, поскольку при переходе из одного в другой чаще, чем 1 раз в 5 лет, доход от инвестиций теряется. Каждые 5 лет в фондах сохраняется полученная прибыль, после чего можно по необходимости перевести свой капитал другому фонду.

ВАЖНО! Детальная информация о компаниях, которым не страшно доверить хранение и приумножение капитала, есть на сайте ЦБ РФ. Здесь же перечислены компании, у которых отозвана лицензия.

При выборе НПФ нужно отталкиваться от значимых критериев: наличия лицензии ЦБ России, рейтингов независимых агентств. Дополнительно не помешает изучить в открытых источниках результаты инвестирования в выбранной компании за 5 последних лет. Долгосрочная перспектива – то, что ожидает деньги вкладчика, поэтому работу пенсионных фондов нужно рассматривать с точки зрения длительных взаимовыгодных отношений, стабильных результатов.

При выборе между государственными и частными пенсионными фондами следует оценить преимущества и недостатки каждого варианта. Негосударственные фонды быстрее и легче подстраиваются под изменчивые условия экономики. Преимущество ПФР заключается в свободе выбора управляющей компании.

Пенсионные накопления — порой единственный источник дохода для пожилых людей. Правильный выбор в пользу системы социального страхования гарантирует стабильный доход в старости.

Накопительная пенсия может находиться на хранении либо в ПФР, либо в негосударственном фонде (НПФ). Для перевода накоплений в НПФ необходимо было до 2015 г. подать ходатайство в ПФР.

Если подобное ходатайство не подавалось, значит, накопления россиянина по-прежнему хранятся в ПФР. В противном случае нужно попробовать найти соглашение с НПФ.

В нем должно прописано название фонда, в котором хранятся деньги.

Если соглашения нет, сведения о накопительной пенсии возможно получить иным методом. Для этого нужно подготовить СНИЛС с паспортом. Далее вам требуется выполнить один из следующих шагов:

  1. Лично посетить ПФР для оформления ходатайства на получение информации.
  2. Обратиться к нанимателю (в бухгалтерский отдел фирмы).
  3. Подать заявку через сайт государственных услуг.

Также можно обратиться в крупные банковские организации и НПФ с запросом на предоставление информации. Однако в таком случае потребуется потратить очень много времени.

Взносы за сотрудника в негосударственный пенсионный фонд: учет и налогообложение

Каждый год ПФР отправляет на почтовые адреса граждан уведомления, в которых указано сколько человек накопил за годы трудовой деятельности.

Также любой россиянин может посетить расположенное поблизости подразделение ПФР, предоставить сотруднику учреждения паспорт и СНИЛС, написать заявление.

Работник ПФР должен оформить выписку и отправить ее по вашему месту жительства в течение 3-5 суток.

Если ваша накопительная пенсия хранится в НПФ, то получить информацию по ней вы можете в Сбербанке и в «Лукойл Гарант». Нелишним будет узнать, как рассчитывается накопительная часть пенсионного обеспечения. Соответственно со ст. 7 федерального закона номер 424, накопительная часть рассчитывается при учете:

  • взносов нанимателя;
  • дополнительных страховых взносов;
  • взносов на софинансирование пенсионного обеспечения;
  • средств материнского капитала;
  • инвестированных средств.

Величина пенсионных накоплений делится на период выплат, который каждый год определяется законодательно. Сегодня он равняется 246 месяцам. При подсчете накопительной пенсии период выплаты должен равняться минимум 168 месяцам. При срочной выплате минимальный период сокращается до 10 лет.

Изменение величины срочной выплаты осуществляется 1 августа каждого года путем суммирования текущей суммы выплаты и частного, полученного в результате деления величины пенсионных накоплений (по состоянию на 1 июля) на период выплаты.

Величина пенсионного обеспечения будет больше, если гражданин подаст заявление на назначение выплат спустя несколько лет после возникновения права на них. В таком случае период выплаты уменьшиться на год за каждые 12 месяцев, которые прошли с даты ухода на пенсию.

Справка! Плюс накопительной пенсии состоит в том, что ее возможно перевести в НПФ. При этом она не индексируется раз в год, следовательно, граждане могут не рассчитывать на ее увеличение при хранении в ПФР.

Для назначения выплат из накопительной части, потребуется предоставить следующий комплект документов:

  • Заявление об оформлении накопительной пенсии.
  • Общегражданский паспорт заявителя.

Все остальные данные сотрудники пенсионного фонда устанавливают самостоятельно, исходя из информации, имеющейся в базе персонального учёта граждан. Они проверяют, имеет ли обратившийся человек право на оформление накопительной пенсии, производят все необходимые вычисления суммы ежемесячных платежей.

Порядок формирования и выплаты накопительной пенсии установлен ФЗ №424, принятым в 2013 году, а также внесёнными в него позднее дополнениями и изменениями. Порядок инвестирования средств из личных накопительных счётов граждан регламентирован ФЗ №111, вступившим в действие в 2002 году.

В связи с проблемами экономического характера, возникшими в стране в конце 2014, было принято правительственное постановление о временном моратории на формирование накопительной пенсии за счёт отчислений работодателя. Если раньше на счёт наёмного сотрудника шла сумма, равная 65 от величины заработной платы, то отныне все взносы направляются в страховую часть.

Получение накопительной пенсии положено лицам, на счету которых имеются денежные средства. Формирование накопительной части происходит двумя способами:

  • За счёт взимания обязательных 6-процентных взносов с работодателя. С 2015 введён временный мораторий на этот вид формирования пенсионных накоплений.
  • В добровольном порядке, когда гражданин самостоятельно перечисляет определённые суммы на личный счёт в ПФ. Для поощрения самостоятельных отчислений, предусмотрено удвоение вложений за счёт федерального бюджета – так называемая госпрограмма софинансирования. Программа рассчитана на 10 лет, и действует при условии ежемесячного добровольного отчисления работником от 2-х до 12 тысяч рублей. Перевести на накопительный счёт можно и средства материнского капитала, как целиком, так и некую его часть.

Для назначения ежемесячной накопительной пенсии гражданин должен соответствовать следующим параметрам:

  • Иметь на накопительном счету сумму, эквивалентную 5% от величины страховой части пенсии. При меньшей её величине, накопленная денежная сумма выдаётся единоразово.
  • Работник достиг возраста в 55 и 60 лет, соответственно для мужской и женской части населения.
  • В активе гражданина должен иметься минимальное количество пенсионных баллов и трудового стажа. Их величина составляет, соответственно, 16,2 балла и 10 лет.

Вопрос, какой процент от зарплаты идет в пенсионный фонд в 2020 году, волнует каждого работающего россиянина. Ведь именно эти выплаты позволяют сформировать тот фонд, из которого гражданин РФ при выходе на пенсию будет получать свой доход.

Если вы трудоустроены официально, то ваш работодатель при выплате вашей заработной платы автоматически удерживает небольшую её часть, и выплачивает в различные фонды. Эти денежные средства, которые были с вас удержаны, называются подоходный налог.

Этот сбор является основным, и именно от отображается во всех официальных документах, в частности – в справке по форме 2-НДФЛ.

Считается, что работник сам по своей воле делает часть отчислений из своего дохода, а работодатель в данной ситуации является лишь налоговым агентом, который помогает ему с переводом.

На деле же роль работника весьма мала, ведь денежная сумма взимается без учета его мнения.

Примечательно, что не все доходы подлежат налогообложению. Исключением являются:

  1. пособия по безработице,
  2. пособие по беременности и родам,
  3. выходное пособие при выходе на пенсию, увольнение,
  4. всевозможные компенсации – за причинение ущерба здоровью, за неиспользованные дни отпуска и т.д.

Обратите внимание, что часть уплаченного налога вы имеете право вернуть в том случае, если вы оплачивали обучение своих детей, медицинские услуги или же приобретали недвижимость. Подробнее о таком вычете мы рассказываем в этой статье.

Чем выше ваша зарплата, тем, соответственно, больше будут отчисления. Именно эти деньги и станут в будущем вашей пенсией. Вы должны быть сами заинтересованы в том, чтобы как можно раньше найти работу с официальным трудоустройством, а также с “белой” зарплатой для того, чтобы обеспечить себе безбедную старость.

Сегодня с работников удерживается только налог на доход в размере 22% в Пенсионный фонд. Обратите внимание, что платит его работодатель, фактически работник не видит этих денег, они есть только в отчетности.

Взнос в ПФР, размером в 22% от зарплаты сотрудника, состоит из:

  • страховой (16%) части,
  • накопительной частей (6%).
  • Шестью процентами из индивидуального тарифа (накопительная часть) можно распоряжаться самостоятельно: передать в негосударственный пенсионный фонд, управляющей компании или инвестировать.
  • Оригинальные отзывы по этой теме мы собрали здесь, отзывы настоящих людей, много комментариев, стоит почитать.

Сегодня многие люди предпочитают хранить свои деньги не в государственном пенсионном фонде (ПФР), а в негосударственном. Причины вполне ясны и понятны – там предлагается больше размер доходности.

Возможно, эти статьи также будут вам интересны:

В чем есть дополнительные преимущества? Вы вольны сами выбирать ту компанию, которая будет распоряжаться вашими средствами. Вы заранее узнаете, в какие отрасли инвестируются сбережения, какие проценты дохода показывает организация в последние годы, сможете отслеживать состояние вашего счета через Интернет и т.д.

Помимо этого, накопления передаются по наследству. И не стоит беспокоиться о сохранности ваших денег – ваши выплаты от работодателей будут гарантированы государством, т.е. даже если НПФ по каким-либо причинам лишится своей лицензии, ваши средства будут переведены в ПФР.

Для того, чтобы выбрать НПФ, мы рекомендуем ознакомиться со следующими данными:

  • Рейтинг надежности фондов;
  • Общий рейтинг негосударственных ПФ.

Она рассчитывается при помощи специальных коэффициентов (баллов), которые зависят от стажа работы, возраста выхода на пенсию и наличия декрета. Обратите внимание, что учитывается только официальный доход!

Для этого мы советуем вам посмотреть специальный видео-урок:

Индивидуальная пенсия формируется именно за счет 16 процентов отчислений в пенсионный фонд. Что будет с пенсией в 2020 году, читайте в этой статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]