Чем грозит наезд на пешехода в жилой зоне

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит наезд на пешехода в жилой зоне». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что к спорным ситуациям относится наезд на пешехода вне зебры. Только автотехнический эксперт сможет ответить на вопрос, была ли у водителя техническая возможность остановиться перед человеком. Если она имелась, а автомобилист ею не воспользовался (отвлекся, растерялся и др.), то будет виновен в ДТП. Даже если пешеход перебегал дорогу в неположенном месте. Если водитель не смог затормозить по техническим причинам, то не понесет наказание за наезд. «Впрочем, отсутствие вины все равно не исключит возмещение вреда здоровью и компенсацию морального вреда пешеходу», – дополняет эксперт.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин считает, что каждое ДТП с пешеходами сугубо индивидуально. Виновность водителя будет определять инспектор по обстоятельствам аварии и из заключения автотехнических, судебно-медицинских и других экспертиз. При этом если за рулем авто во время ДТП находился не собственник, то владельцу придется возмещать вред здоровью и нравственные страдания пешехода. Но собственник также может потребовать с пешехода деньги на ремонт его машины после аварии.

Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.

Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования ДТП с пострадавшими.

  1. В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.

    При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.

    При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.

    Подробности в статье:

    Осмотр места происшествия при ДТП

    Последовательность действий водителя при оформлении ДТП

  2. На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.

    Подробности в статье:

    Протокол осмотра места ДТП образец

  3. Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.

    При этом в числе прочих обстоятельств выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.

  4. В целях установления механизма ДТП, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.

    Подробности в статье:

    Трасологическая экспертиза при ДТП

  5. Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью, и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).

  6. Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением ДТП назначается автотехническая экспертиза.

    Подробности в статье:

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

  7. По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.

Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.

Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.

При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.

Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог это сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением и др.), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.

Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.

Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.

При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам, будем рады вам помочь.

  • Все о ДТП и автостраховании

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Размер штрафа за наезд на пешехода в 2021 году

Сумма штрафа зависит от степени тяжести повреждений пострадавшего:

  • легкие повреждения — от 2500 до 5000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет;
  • повреждения средней тяжести — от 10 000 до 25 000 рублей или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Если пешеход получил тяжкий вред здоровью или погиб — денежного штрафа не будет, но назначат тюремный срок.

Под гражданской ответственностью понимают компенсационные меры, в отношении пострадавшего человека при наезде, к ним относят:

  • возмещение затрат на лечение;
  • выплаты за потерю заработной платы за время реабилитации;
  • моральную компенсацию вреда;
  • компенсация испорченного имущества пострадавшего.

Однако часть затрат может выплатить страховая компания по полису ОСАГО но в пределах установленного лимита:

  1. За нанесенный имущественный урон при наезде – не более 400 тыс. руб.
  2. Ущерб здоровью и жизни – 500 тыс. руб.

Административная ответственность возникает в результате легкого или среднего ущерба пешеходу от наезда, исходя из ст. 12.24 КоАП, в которой дается квалификация правонарушения:

  • Нанесение легкой степени вреда здоровью с лечебным курсом не более 3-х недель, а трудоспособность утрачена не более 10%. Здесь предусматриваются либо штрафные санкции в размере от 2,5 тыс. руб. до 5 тыс. руб., либо лишение права управлением ТС сроком до полутора лет.
  • Средняя степень определяется, как потеря способности трудится более 10% и на реабилитацию здоровья необходимо более 21 дня. Наказание – наложение штрафа от 10 до 25 тыс. руб. либо лишение право управления ТС сроком до 2 лет.

Уголовная – это крайняя мера наказания водителю за наезд на пешехода, если в результате пешеходу нанесено тяжелое увечье, для которого необходим длительный срок реабилитации либо он скончался.

К тяжким последствиям наезда относят утрату жизненно важного органа, зрения или слуха, потерю способности говорить, потеря вынашиваемого ребенка, или в результате наезда на пешехода лицо полностью обезображено. В эту категорию также относятся психоэмоциональные расстройства, возникшую тягу к психотропным веществам или алкоголю.

В результате наезда на пешехода, последний теряет общую способность к работе на треть, а профессиональные навыки утрачиваются полностью.

В случае установления вины водителя, пешеход либо родственники погибшего имеют право обратиться в суд с требованием компенсации морального ущерба.

Суммы, которые суды взыскивают с виновного водителя также напрямую зависят от тяжести последствий наезда:

Вред здоровью Взыскание
легкий вред 20-50 тыс. руб
средний вред 60-100 тыс.руб.
тяжкий вред 100-300 тыс.руб.
смерть 200-400 тыс.руб.

Расследование наезда на пешехода

Здесь водителя могут не признать виновником происшествия, если будет установлено:

  • При движении соблюдены правила проезда, хотя и произошел наезд.
  • В силу непреодолимых причин остановить движущийся транспорт было невозможно.
  • Сам потерпевший спровоцировал ДТП с наездом – выскочил из-за препятствия, находился в пьяном или неадекватном состоянии.

Если в дальнейшем выясниться, что пострадавший от наезда пешеход шантажирует водителя и вынуждает его компенсировать произошедшее (заплатить деньги), то наказание не последует.

У сотрудников дорожной полиции уже есть наработанные методы распознавания подобных схем мошенничества.

Если при наезде на пешехода вред здоровью не нанесен, то страх у пешехода за свою жизнь и здоровье остался, поэтому распространены случаи взыскания морального ущерба в судебном порядке.

Зачастую мысль «нажиться» на происшествии пешеходу приходит уже дома. Поэтому даже если вы видите, что с пешеходом внешне все в порядке, от наезда нет никакого телесного вреда, примите минимальные меры предосторожности – обменяйтесь контактными данными и сообщите о готовности загладить свою вину.

Наказание автомобилиста за ДТП с участием пешехода будет зависеть от нескольких факторов:

  • где был совершён наезд — на пешеходном переходе или вне зоны его действия;
  • насколько серьёзен ущерб, понесённый пешим прохожим;
  • кто является виновником происшествия;
  • в каком состоянии был автовладелец (трезв или пьян);
  • как часто он попадал в аварии и получал штрафы за нарушение ПДД;
  • как водитель повёл себя после ДТП (скрылся с места происшествия или остался и оказал помощь пострадавшему).

Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов подпадают под действие трёх российских законодательных актов:

  • Гражданский кодекс (если здоровью пешехода не был причинён вред, но пострадало его имущество или был зафиксирован моральный ущерб).
  • Кодекс об административных правонарушениях (если вред здоровью пешехода был лёгким или средним).
  • Уголовный кодекс (участнику аварии был нанесён серьёзный ущерб или ДТП повлекло за собой летальный исход).

Если в результате аварии пешеходу был нанесён лёгкий вред здоровью или ущерб средней тяжести, водитель будет привлечён к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Причём привлекать его будет уже не пострадавший пешеход, а органы дорожной безопасности.

Действия водителя, по вине которого пешеходу был нанесён лёгкий вред или ущерб средней тяжести, могут расцениваться по статье 12.24 КоАП РФ (нарушение ПДД, повлёкшее причинение лёгкого или среднего вреда здоровью):

  • за лёгкий вред — штраф от 2 500 до 5 000 рублей или лишение прав на срок 1–1,5 года;
  • за ущерб средней тяжести — штраф от 10 000 до 25 000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок 1,5–2 года.

Поскольку ДТП с участием автомобиля и пешехода являются одними из самых распространённых, судебная практика в этой области очень обширна. Если пеший человек пострадал не слишком сильно, обычно сторонам предлагают заключить мировое соглашение. В этом случае водитель может даже не лишиться прав — он должен будет просто заплатить пешеходу сумму, о которой они договорятся.

Если же вред человеку был серьёзным или обстоятельства ДТП трактуются сторонами по-разному (к примеру, водитель утверждает, что не виноват в аварии), исход дела сможет решить только суд. Вердикт будет зависеть от множества обстоятельств.

К примеру, могут рассматриваться не только состояние водителя и пешехода, но и погодные условия: плохая видимость, гололёд, сильный дождь или туман, а также состояние проезжей части: наличие крупных ям, неверно расставленные или нечитаемые дорожные знаки, неправильная разметка, неработающий светофор — все это может повлиять на решение суда. Главное — правильно зафиксировать все эти доказательства.

В отличие от других правонарушений, при авариях с участием пешеходов автолюбителям придется самостоятельно доказывать свою невиновность. Прежде всего, ответственность за это дорожно-транспортное происшествие зависит от последствий для пешехода. Ущерб, нанесенный здоровью, делят на три вида:

  • легкий – пострадавший находился на больничном менее 21 дня, утратил до 10% трудоспособности;
  • средний – потеря трудоспособности до 35%;
  • тяжелый.

К тяжкому вреду причисляют летальный исход. Если пешеход потерял трудоспособность на 40% и более, то сбившему грозит уголовная ответственность. Если наезд на пешехода был совершен задним ходом, то чаще всего вред здоровью легкий или средний. В этом случае автолюбителю грозит ответственность по Административному и Гражданско-правовому кодексам.

Также стоит рассмотреть разные ситуации, в которых может быть совершен наезд на пешехода. Если происшествие произошло во дворе, то ответственность будет зависеть от последствий аварии. Аналогично происходит, если ДТП произошло в других местах:

  • на тротуаре;
  • в зоне, прилегающей к жилому дому;
  • на проезжей части;
  • на переходах.

Интересно, что наездом на пешехода считается и столкновение груза с человеком, что чаще случается при движении задним ходом.

Обычно к водителю применяют целый комплекс мер:

  1. В пользу пострадавшего взыскивается моральный и материальный ущерб.
  2. При легкой и средней степенях ущерба здоровью дополнительно применяются меры административной ответственности. К ним относят штрафы и лишение права управления транспортным средством.
  3. При тяжком ущербе здоровью и летальном исходе водителя лишают свободы в соответствии с Уголовным кодексом.

В любом случае наказание назначается судом. Оно будет зависеть от обстоятельств дела, в том числе от доказательств, представленных каждой стороной. В судебной практике встречаются случаи, когда виновником аварии назвали пешехода. Интересно, что по закону в этом случае страховая компания водителя сначала покрывает ущерб человеку, а затем взыскивает эту сумму с виновника.

В юридической практике встречаются случаи преднамеренного совершения ДТП. При умышленном наезде на пешехода ответственность водителя будет такая же, как и в остальных ситуациях. Суд будет назначать наказание в зависимости от последствий аварии. Намеренное совершение аварии рассматривается в обычном порядке.

Одним из самых распространенных видов ответственности для автолюбителей является административная. Она наступает даже в том случае, если водитель нарушил алгоритм действий при таком виде ДТП. После наезда на пешехода необходимо сделать:

  • остановить транспортное средство, включить аварийные огни и выставить специальный знак;
  • обеспечить защиту потерпевшего от другого транспорта;
  • оказать первую помощь и вызвать «скорую»;
  • сделать фото и видео с места аварии;
  • записать показания свидетелей можно на видео;
  • сообщить в свою страховую компанию о ДТП;
  • дождаться сотрудников ГИБДД и составить вместе с ними протокол о наезде на пешехода.

Ответственность в соответствии с положениями КоАП РФ может наступить, если обошлось без последствий для здоровья, но автолюбитель скрылся. Чаще всего в этом случае суд назначает наказание в виде лишения водителя прав на управление транспортом на срок до полутора лет.

Согласно судебной практике, наезд на пешехода на регулируемом или нерегулируемом переходе является виной водителя. Но есть несколько смягчающих обстоятельств, которые суд может учесть в пользу автолюбителя.

Уголовное наказание при наезде на пешехода при движении задним ходом практически не применяется из-за невысокой скорости движения и отсутствия тяжких последствий. Только при тяжелом вреде здоровья или летальном исходе наступает уголовная ответственность для автолюбителя.

  1. При тяжком вреде здоровью назначается арест на 6 месяцев или тюремный срок до 2-х лет.
  2. Если водитель находился в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, то это обстоятельство признается отягчающим – срок тюремного заключения увеличивается до 4-х лет.
  3. При наезде на пешехода со смертельным исходом срок заключения водителя увеличивается до 5 лет, а если он находился за рулем в нетрезвом виде, то он продлевается до 7.
  4. Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам карается 7 годами лишения свободы. Если водитель был нетрезв, то в аналогичной ситуации будет назначено наказание в виде заключения на период от 4 до 9 лет.

Уголовного наказания за оставление места ДТП после наезда на пешехода в 2021 году не предусмотрено. Прокурор может квалифицировать эту ситуацию как оставление человека в опасности, но суд вряд ли будет привлекать водителя к ответственности по 125-й статье УК РФ, так как доказательную базу по ней собрать трудно.

Ответственность за наезд на пешехода

Согласно ПДД, проезжую часть следует пересекать в строго отведенных для этого местах. Но даже тогда, когда автомобилист наехал на человека вне установленной пешеходной зоны, он понесет наказание. При этом все факты могут быть в пользу водителя, а вина самого пешего гражданина доказана.

Если автомобилист сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность подразделяется на административную, гражданскую или уголовную. Водитель будет привлечен к тому или иному типу ответственности в зависимости от обстоятельств ДТП и степени нанесенных повреждений пешеходу:

  1. Административная – означает, что на автовладельца будет наложено взыскание в виде штрафа. Его размер напрямую зависит от тяжести имеющихся у пострадавшего повреждений. Если вред здоровью несущественный, то на автомобилиста могут наложить штраф до 25 тыс. руб. или лишить прав до двух лет. Потерпевший имеет право требовать возместить ему моральный ущерб, вред здоровью и расходы на лечение и восстановление. Вопрос возможно решить через органы суда. Нужно иметь ввиду, что административная ответственность не исключает привлечение к гражданской.
  2. Гражданская – подразумевает возмещение повреждений, полученных вследствие аварии. Как, правило, взыскание накладывается в денежном виде. Эта мера имеет место, если пешеход сбит не насмерть.
  3. Уголовная – самая тяжелая мера наказания. Она наступает, когда последствия ДТП очень серьезные. Если пострадавший получил травмы, несовместимые с жизнью, виновник может получить максимальный вид наказания в виде лишения свободы на долгий срок. Если произошла настолько тяжелая авария, виновным всегда считается водитель.

Если все участники ДТП живы, то вопрос виновности решается в индивидуальном порядке. Когда нанесен тяжелый вред здоровью, дело рассматривается в суде. Здесь все зависит от ведения процесса и мнения судьи, так как свидетельства и доказательные документы (в том числе фото и видео) принимаются к рассмотрению только по решению суда.

Важно знать: При наезде на пьяного человека мера наказания водителя не смягчается. Он в любом случае понесет ответственность.

При рассмотрении дела особое внимание уделяется тому, скрылся ли водитель с места аварии. В данном случае его обязанностью является оказание первой помощи потерпевшему, вызов скорой и передача пешехода в руки врачей. Если же автомобилист скрылся, то на нем априори лежит вина – он будет признан виновным не только за совершение наезда, но и за то, что оставил человека в опасности, не оказав ему помощи.

Если при аварии водитель был пьян, то он может получить максимальную меру наказания. В данном случае в деталях будет рассмотрен каждый нюанс ДТП: исправность ТС, тормозной путь, момент, когда пешеход появился в зоне видимости автомобилиста пр. Более подробно некоторые моменты рассмотрены ниже.

Если доказано, что автомобилист находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения при совершении наезда, то этот факт существенно отягчает обстоятельства дела и влечет повышенное наказание(даже если ПДД не были нарушены). Самая тяжелая мера накладывается на пьяных водителей, которые участвуют в уголовном деле, когда пешеход погиб в результате наезда. Автомобилист может быть лишен свободы на срок до 9 лет. Также предусмотрено лишение водительского удостоверения на 3 года.

В правоприменительной практике предполагается, что за контакт машины с переходящим дорогу человеком отвечает водитель, причем независимо от того, где произошел инцидент. Особенно это касается случаев, произошедших на зебре.

Зачастую столкновение с человеком нередко обусловлено и его виной. Так, некоторые граждане стремятся свести счеты с жизнью, бросаясь прямо под колеса транспорта.

Если в машине есть видеорегистратор, то его данные помогут воссоздать реальную картину происшествия на дороге. Помогут и камеры внешнего наблюдения, установленные на окрестных офисах и других объектах.

Сидящий за рулем может быть и не виноват в том, что задавил пешехода насмерть, совершившего переход проезжей части в неустановленном месте.

Например, человек резко выбежал в границы проезжей части и у водителя попросту не было ни времени, ни места для маневра с целью предотвращения аварии. Тогда если шофер собьет пешехода, который перебегал дорогу, ответственность может быть минимальной.

Когда столкновение бывает незначительным, то пешеход может отказаться от медицинской помощи (особенно, сознавая свою вину).

Многие отказ от всех претензий стараются зафиксировать прямо на месте, полагая, что так водитель обеспечит себе страховку от возможных судебных исков в будущем.

Но наш совет, вызывать ДПС и оформлять все по правилам, иначе, возможно лишение прав за оставление места ДТП.

Первое правило – это не оставлять место происшествия. В противном случае, как уже говорили выше, за это может быть применена отдельная ответственность вплоть до лишения прав.

Если пешеходу были причинены телесные повреждения, то сразу нужно оказать первую медицинскую помощь, воспользоваться аптечкой и другими подручными средствами. Одновременно следует вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД.

А также нужно проконтролировать составление схемы ДТП и взять данные у всех свидетелей, которые находились рядом. Не помешает сфотографировать и место аварии с разных ракурсов. Тогда все эти доказательства помогут на следствии или в ходе судебных разбирательств.

Нужно контролировать и ход проведения экспертиз, а при необходимости настаивать на ней. Без заключения специалиста, невозможно установить реальную картину событий и степень телесных повреждений у пешехода.

В данном материале мы остановились на ситуации, когда водитель совершил наезд на человека вне перехода и что грозит за это. Даже несмотря на то, что человеку нельзя переходить дорогу в неположенном месте, виноват будет водитель.

Напомним, что если увечья здоровью оказались легкими или средними, то применяются административные санкции в виде штрафа или лишения водительских прав.

При этом если водителю удастся доказать, что он не нарушал правил, то административного наказания можно избежать.

В то же время, пострадавший пешеход может потребовать возместить материальный или моральный ущерб.

Уголовная ответственность может наступить при смертельном исходе или наличии тяжких телесных повреждений. Однако во многих случаях могут найтись смягчающие для водителя обстоятельства.

В любом случае помощь юриста для водителя, сбившего человека не на переходе, никогда не будет во вред.

Основной массив судебных решений свидетельствует о том, что водителям редко удается отстоять свои права, особенно когда собрана достаточная доказательная база. Поэтому важно участие адвоката уже на ранних стадиях следствия. Его усилия будут способствовать достоверности составляемых документов.

Когда человека сбила машина насмерть, законодательство предусматривает несколько альтернативных видов наказания. При выборе санкций суды учитывают как смягчающие, так и отягчающие ответственность факторы. В связи с этим владелец автомобиля должен стремиться оказать следствию максимальное содействие.

Вот лишь несколько примеров из многочисленного массива решений судов разных инстанций. Все фамилии фигурантов дел изменены.

Вынося приговор по соответствующей части ст. 264 УК РФ, суды дают оценку всему набору доказательств, собранных ранее в рамках расследования уголовного дела. Сюда входят показатели свидетелей, результаты многочисленных экспертиз, пояснения медиков, выезжавших на место трагического случая.

Исследуется также то, можно ли было в существовавших условиях избежать наезда, и какие действия предпринял водитель с учетом обстановки. Когда допустимыми средствами доказывания установлены элементы небрежности, наказания не избежать.

Примером этому является приговор Петропавловск-Камчатского городского суда от 22.10.2018 г. по делу № 1-533/2018. В нем указано, что подсудимая имела возможность избежать наказания. Однако нашлось и несколько смягчающих обстоятельств, которые ограничили приговор исправительными работами и лишением прав.

В случае, когда пешеход сбит насмерть по собственной вине, это не означает, что для сидевшего за рулем отсутствие уголовного преследования не обернется другими последствиями. Речь идет о возмещении морального вреда родственникам жертвы.

Так, когда собранными следствием материалами будет доказано, что потерпевший бросился под колеса до совершения столкновения, водитель может избежать приговора по ст. 264 УК РФ. Данный вывод следует из решения Гурьевского районного суда Калининградской области от 10.07.2018 г. по делу № 2-826/2018.

Он рассмотрел иск матери погибшей к водителю о взыскании морального ущерба, причиненного смерти дочери. Первоначальная сумма иска составила 3 миллиона рублей. Однако в ходе дознания было выяснено, что, будучи нетрезвой, женщина сама стремилась броситься под колеса проезжающего транспорта.

Принимая во внимания обстоятельства конкретное ДТП, другие факторы, суд ограничился 100 тысячами. При этом в решении указано, что в возбуждении уголовного дела в отношении сидящего за рулем отказано в связи с отсутствием состава преступления.

Нужно всегда иметь в виду, что водитель практически всегда признается виновным в случае ДТП с пешеходом. Об этом говорит и статистика, по которой в более чем 85% судебных разбирательств вина за происшествие накладывается именно на автомобилиста.

Данное ДТП всегда сопровождается массой обстоятельств, в зависимости от которых водитель привлекается к различным видам ответственности:

  1. Уголовной, предусматривающей тюремное заключение или ограничение свободы, что оговаривается в ст. 264 УК РФ.
  2. Административной, предусматривающей согласно ст. 12.24 КоАП штрафы или административный арест.
  3. Гражданско-правовой, предусматривающей компенсацию физического и морального ущерба вследствие утраты пострадавшим трудоспособности. Данные положения рассматриваются в ст. 1079 и 1094 ГК РФ.

Очень неприятные и даже страшные последствия наступают для автомобилиста, если сбил человека. Что делать после этого происшествия подскажут следующие пункты:

  1. Окажите пострадавшему первую помощь, вызовите скорую помощь, ГИБДД.
  2. Зафиксируйте на камеру телефона обстановку аварии, соберите контактные данные свидетелей.
  3. Никуда не перемещайте ТС с места аварии.

Помимо административной ответственности автовладелец понесет и гражданское наказание за пешехода сбитого на пешеходном переходе, какое согласно ст. 1079 ГК выражается в виде компенсации пострадавшему упущенного заработка, расходов на лечение и т. д., а также на основании ст. 151 ГК РФ компенсацию морального вреда.
О возмещении морального вредаПодробнее о возмещении морального вреда при ДТП с виновника читайте в статье здесь

Статья 1079 ГК описывает ответственность при причинении вреда средством, представляющим повышенную опасность для окружающих, т. е. автомобилем, поэтому затраты на лечение пешехода, даже виновного в ДТП, лягут на плечи сбившего его водителя. Зато ремонт поврежденного ТС согласно ст. 1064 ГК РФ в этом случае оплатит пешеход, спровоцировавший аварию. Хотя на практике суд далеко не всегда накладывает на пешехода обязанность ремонтировать поврежденное авто.

Уголовная ответственность наступает, если пешеход получил тяжелые телесные повреждения или имеет место летальный исход. Сроки возможного лишения свободы отличаются в зависимости от обстоятельств:

  • При тяжком вреде здоровью УК РФ в ст. 264 предусматривает до двухгодичного лишения свободы или арест до 6-ти мес.
  • За то же нарушение в состоянии опьянения согласно п. 2. той же статьи УК предусматривается лишение свободы сроком уже до 4 лет.
  • Гораздо более тяжелые последствия возникают, когда водитель сбил насмерть человека, что грозит согласно положениям той же статьи УК до 5-ти лет лишения свободы. Причинение смерти в состоянии опьянения грозит водителю 7-ю годами лишения свободы.
  • Смерть двух и более лиц по неосторожности в результате данного ДТП грозит виновному семилетним сроком заключения. В состоянии опьянения виновник будет наказан лишением свободы сроком от 4-х до 9 лет.

Все про ответственность за наезд на пешехода

Этот вид ответственность установлен Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Ст. 12.24 предусматривает за нарушение ПДД, в результате которого здоровью потерпевшего был причинён вред:

  • лёгкий — штраф 2,5–5 тыс руб либо лишение прав на 1–1,5 года;
  • средней тяжести — штраф 10–25 тыс. руб. либо лишение прав на 1,5–2 года.

Если в результате ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено наиболее суровое наказание для виновного водителя. Ст. 264 УК РФ дифференцирует его в зависимости от обстоятельств.

Если водитель был трезв в момент наезда на пешехода и не оставлял место происшествия, то, согласно ч. 3 ст. 264 УК РФ наезд на пешехода со смертельным исходом

…наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

ДТП на переходах происходят и по вине пешеходов. В этом случае наступает обоюдная ответственность: водитель должен возместить ущерб, нанесённый пешеходу, а тот, в свою очередь, компенсировать вред, нанесенный ТС. Об этом говорится в п. 1 ст. 1064 ГК РФ:

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Первая часть касается и случаев, в которых водители получили травмы. В таких ситуациях ответственность за тяжкие телесные повреждения при ДТП возлагается на виновного пешехода. В ч. 2 этой же статьи указано, что:

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.

При наезде на человека на переходе задним ходом виновным однозначно становится водитель, так как, согласно п. 8.12 ПДД:

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

В соответствии с п. 8.11 ПДД:

Разворот запрещается на пешеходных переходах…

Поэтому когда кто-то сбивает человека на автомобиле задним ходом, то, в зависимости от тяжести последствий, виновный будет подвергнут мерам гражданской, административной либо уголовной ответственности..

Случайное столкновение автолюбителя с пешим индивидом входит в разряд серьезных нарушений правил дорожного движения. На первый взгляд крайним оказывается водитель, которому надлежит быть предельно внимательным на дороге. Так как для удобства обзора проезжей части на машине установлены зеркала заднего вида и боковые, а также имеется доступ к просматриванию улицы спереди, у водителя обнаруживается ряд преимуществ.

Однако в вопросе с наездом на пешехода неправыми могут оказаться обе стороны. Чтобы понять, кто пренебрег правилами, следует учесть следующие нюансы:

  • переходил ли человек дорогу в неположенном месте или по «зебре»;
  • начал ли автолюбитель движение на красный свет;
  • возникла ли какая-то неисправность в управлении транспортным средством во время движения, что повлекло за собой невозможность своевременной остановки;
  • имели ли место игры/прогулки, неположенные на проезжей части.

Наезд на пешехода в ситуациях – наказания и как их избежать?

Ответственность в результате дорожно-транспортного происшествия различается по степени тяжести нанесенного ущерба. Наезд на пешехода – не исключение. Если водитель сбил человека, сотрудники ГИБДД обязаны провести следственный эксперимент для выявления истинных причин столкновения, фактически доказуемой вины одного из участников, полного отражения в протоколе события, что поможет суду вынести правильное решение в отношении виноватого.

После того как уполномоченные лица восстановят место действия в максимально приближенной к реальности форме и установят, что явилось причиной ДТП, дело переходит в суд. На этой стадии рассматривается детальная картина происшествия, в том числе насколько сильно пострадал пешеход или водитель.

В соответствии со статьями российского законодательства различают три вида ответственности, налагаемой на владельца транспортного средства или пешехода в зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда:

  1. Гражданская. Наступает в том случае, если пострадавший получил незначительные ушибы, синяки и царапины. Ответчик обязан оплатить расходы за лечение и возместить материальный ущерб. Если машина застрахована, выплаты производятся страховой фирмой. Размер компенсации колеблется от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.
  2. Административная. Предусматривает финансовое возмещение за нанесение телесных повреждений. Если пострадавший получил травмы легкой степени, штраф выплачивается на сумму до 5 тыс. рублей, за среднюю степень – до 25 тыс. рублей. В обоих случаях возможно изъятие водительского удостоверения сроком от 1 года до 2 лет, это решение принимается судом.
  3. Уголовная. Самая жесткая мера наказания, накладываемая на водителя, когда он сбил пешехода, пересекающего проезжую часть на пешеходном переходе. Условия взыскания вины с нарушителя характеризуются лишением его прав, арестом до полугода, заключением в тюрьму до 5 лет, а также принудительными работами от 3 до 4 лет. Строгость наказания зависит от серьезности увечий, причиненных пешеходу, и случился ли на месте происшествия летальный исход.

Если водитель был пьяным или наехал на пешего умышленно, ему грозит лишение свободы на девять лет.

Интересно, что пункт с уголовной ответственностью имеет существенную оговорку. Автолюбителя призывают к ответу за содеянное тогда, когда нарушение произошло в рамках правил дорожного движения России.

Случается и такое, что водитель соблюдает все правила и наезжает на человека случайно. Тот либо переходил дорогу в неположенном месте, либо выскочил с тротуара на проезжую часть в неподходящее время. Тогда говорить о преступлении автолюбителя неуместно.

Закон учитывает и такие ситуации ДТП, где оно происходит целиком по вине пешехода. За проявленную невнимательность и неосторожность ему грозит такое наказание:

  • штраф на сумму 1 тыс. – 1,5 тыс. рублей при несерьезных травмах водителя;
  • тюремное заключение до 2 лет, если ранения признаны тяжелыми;
  • лишение свободы до 4 лет в случае летального исхода автолюбителя;
  • арест с последующим пребыванием в колонии сроком до 7 лет за смерть более одного участника ДТП.

Статистика показывает, что наезд на пешего – распространенный инцидент на дороге. Этому способствует фактор неадекватного поведения пешехода во время пересечения проезжей части в том месте, где не предусмотрена «зебра». Водителю следует зорко следить за женщинами и детьми, а также держать в поле зрения окружающих людей, которые собираются сойти с тротуара на автотрассу в запрещенном месте.

Еще одно «золотое правило» – не превышать скорость в жилых районах, ночью, на дороге с ограниченной видимостью. Если местность незнакомая, стоит обзавестись навигатором, который снабдит автолюбителя нужными подсказками и снизит риск наезда. Во всяком случае, передвигаться нужно осторожно с попыткой запомнить обстановку, что облегчит возвращение по тому же пути.

Новичкам рекомендуется сконцентрироваться на вождении и не пренебрегать ПДД, даже если на пешеходном переходе никого нет, а светофор вынуждает совершить остановку. Дополнительная страховка защитит человека за рулем от неумышленного преступления, поможет избежать ответственности и не навредит ничьей жизни.

Правила дорожного движения не закрепляют определения наезда, однако ответственность за него предусмотрена.

На практике существует несколько видов ситуаций, которые могут быть признаны наездом:
  • лобовой удар автомобиля и пешехода, в результате которого обычно наступают определенные последствия;
  • небольшое касание дверью, либо боком автомобиля – чаще всего неблагоприятных последствий для пешехода не наступает;
  • наезд колесом на ногу – исход во многом зависит от различных факторов и точно сказать о вреде невозможно;
  • столкновение с грузом автомобиля.

ВНИМАНИЕ !!! Любое из вышеперечисленных действий считается наездом, но это не означает, что за любое из них наступит ответственность. Ответственность, назначенная водителю за наезд на человека будет напрямую зависеть от наступивших последствий.

Стоит отметить, что в любом случае для возникновения факта наезда необходимо движение автомобиля. Если в момент столкновения автомобиль находился на месте (пешеход сам врезался в автомобиль), никакой ответственности водитель нести не будет. На этот факт также не будет влиять работа двигателя.

Как говорилось ранее, ответственность за столкновение с пешеходом будет напрямую зависеть от наступивших последствий для пешехода. В 2021 году предусмотрена уголовная, административная, а также гражданско-правовая ответственность. Каждая из них имеет свои нюансы, а также особенности наступления, поэтому имеет смысл разобрать их по отдельности.

Этот вид ответственности является минимальным исходящим со стороны государства. Все особенности закреплена в КоАП, а также в обширном перечне подзаконных нормативно правовых актов. При наезде на пешехода возможна квалификация по одной или сразу по нескольким статьям КоАП. Это обстоятельство в основном зависит от причиненного вреда, а также от иных совершенных правонарушений.

Основная статья КоАП предусматривает ответственность исключительно за нанесение легкого или среднего вреда здоровью. Самостоятельно определить нанесенный вред невозможно. По заявлению пострадавшего производится медицинская экспертиза, которая дает свое заключение. Основные критерии оценки установлены в постановлении Правительства. Стоит отметить, что одним из основных условий причиненного вреда является время нетрудоспособности человека. Если этот период менее 3 недель – вред легкий, а если более – средний.

ВАЖНО !!! Относительно недалеко от среднего стоит тяжкий вред здоровью, который имеет смысл разобрать отдельно, поскольку в этом случае предусмотрена уголовная ответственность.

Законом различается наказание за нанесение вреда:
  • за легкий вред здоровью пешехода водителю грозит штраф до 5 тысяч рублей, либо лишение прав до 18 месяцев;
  • ответственность за средний вред здоровью предусматривает штраф до 25 тысяч рублей, либо лишение прав на 24 месяца.

Поскольку санкция статьи содержит диспозитивные нормы, судья имеет право выбирать наказание в зависимости от конкретной ситуации.

В качестве квалифицирующих и привилегирующих признаков правонарушения могут выступать:
  • совершение иных правонарушений;
  • наличие вины в действия пешехода;
  • действия водителя после совершенного наезда. Оказание помощи пострадавшему абсолютно всегда учитывается судом и может значительно снизить наказание;
  • иные обстоятельства, которые имеют отношение к конкретному происшествию.

Также стоит отметить, что если наезд сопряжен с совершением иных правонарушений, то содеянное будет квалифицировано по совокупности, что повлечет увеличение ответственности. Например, если наезд был вызван проездом на красный свет.

Этот вид ответственности гораздо более серьезный и предусматривает не только более суровые наказания, но и последствие в виде судимости. Тяжкий вред здоровью, также, как и происшествия со смертельным исходом наказание статья – 264 УК РФ. УО наступает независимо от желания сторон и исходит исключительно со стороны государства.

Статья УК РФ содержит в себе несколько частей, каждая из которых определяет ответственность в том или ином случае. Минимальное условие для квалификации по этой статье – причинение тяжкого вреда здоровью. Степень вреда определяется аналогично предыдущему случаю. Обязательно медицинское заключение и иные документы, на которые сможет ориентироваться суд. Тяжкий вред здоровью характеризуется стойкой утратой здоровья, которая не может быть восстановлена в полном объеме до конца жизни.

За причинение тяжкого вреда здоровью виновному грозит лишение свободы на период до 2 лет, а за аналогичное деяние, совершенное в состоянии опьянения до 4 лет. Поскольку опьянение является серьезным квалифицирующим признаком, возможно наступление иной ответственности.

За неосторожную смерть водителю грозит до 5 лет лишения свободы, а при выявлении состояния опьянения – до 7 лет. Наиболее серьезная ответственность наступает за смерть 2 и более лиц, если лицо находилось в состоянии опьянения. В этом случае лишение свободы составит 9 лет.

В законе указаны условия, когда лицо может быть освобождено от ответственности, даже если в действительности присутствует состав правонарушения или преступления.

На практике водитель будет признан виновным в 9 из 10 случаев. Это связано с повышенной ответственностью автомобилиста, поскольку именно он выступает в качестве источника повышенной опасности. Быть признанным невиновным можно только при наличии весомых обстоятельств, когда водитель не мог предвидеть или предотвратить возникшее обстоятельство.

ВНИМАНИЕ !!! Также в действиях водителя не должны присутствовать признаки иных правонарушений. Если было совершено малейшей нарушение правил дорожного движения, водитель будет считаться виновным практически со стопроцентной вероятностью.

В качестве случая из судебной практики, когда автомобилист не был привлечен к ответственности можно привести следующий случай.

В ночное время автомобилист двигался по трассе, которая с обеих сторон была ограждена высокими заборами и предназначалась исключительно для машин. Пешеходных переходов в радиусе нескольких километров не было, внезапно на дороге появился человек, который был сбит автомобилем. Поскольку у водителя не было оснований даже предполагать, что тут появится человек, он никак не мог устранить последствия. Таких случаев очень мало, поэтому не стоит на них рассчитывать.

Еще одно основание для освобождения – это срок давности привлечения к ответственности. Для административного правонарушения он всегда составляет 1 год. Для уголовного зависит от квалификации и составляет от 2 до 10 лет. После истечения этого времени, водитель освобождается от ответственности независимо от других обстоятельств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]