Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила работы архивов организации 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Методические рекомендации к Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях / Росархив, ВНИИДАД. – М., 2021. – 330 с.
Методические рекомендации раскрывают методику применения положений Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях (утв. приказом Федерального архивного агентства от 2 марта 2020 г. № 24, зарегистр. Минюстом России 20 мая 2020 г. № 58396).
Предназначены для работников государственных и муниципальных архивов, музеев и библиотек, научных организаций, преподавателей и студентов.
Основные правила работы архивов организаций
Введение
Термины и определения
I раздел. Основные положения (Глава I Правил)
II раздел. Организация документов в архиве (Глава II Правил)
III раздел. Обеспечение сохранности архивных документов (Главы III – XX Правил)
IV раздел. Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в архиве (Главы XXI – XXXIV Правил)
V раздел. Организация комплектования архива документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами (Главы XXXV – XXXVIII Правил)
VI раздел. Организация справочно-поисковых средств (научно-справочного аппарата) к документам Архивного фонда Российской Федерации и другим архивным документам в архиве (Главы XXXIX – XLIV Правил)
VII раздел. Организация доступа к документам Архивного фонда Российской Федерации и другим архивным документам и их использования (Главы XLV – LI Правил)
VIII раздел. Организация работы с архивными документами, являющимися носителями сведений, составляющих государственную тайну (Главы LII – LIV Правил)
IX раздел. Организация возврата архивных документов (Глава LV Правил)
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях информационного сопровождения и методического обеспечения внедрения в практику работы Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях[1] (далее – Правила).
В Методических рекомендациях приводятся требования Правил и раскрывается методика их применения.
Все положения Правил отражены в тексте Методических рекомендаций с приведением ссылок на соответствующие номера пунктов, что устраняет необходимость обращения к тексту самого нормативного правового акта при использовании Методических рекомендаций.
В Методических рекомендациях используется обобщенное наименование «архивы» для всех видов организаций (государственных и муниципальных архивов, музеев и библиотек, научных организаций), на которые распространяется действие Правил, за исключением случаев, когда методика применения той или иной нормы Правил относится только к конкретным видам организаций.
Методические рекомендации состоят из введения, списка терминов и определений, 9 разделов, в которых раскрываются положения глав и пунктов Правил, а также одного приложения.
Методические рекомендации подготовлены ВНИИДАД.
Руководитель темы – к.и.н. Е.А. Романова.
Ответственные исполнители – к.ф.н. Н.А. Герчикова, Л.В. Успенская.
1.1.1. Документы Архивного фонда Российской Федерации, отнесенные к государственной собственности, до передачи на постоянное хранение, временно, в пределах сроков, установленных Федеральной архивной службой России, хранятся в организации .
В соответствии с Положением об Архивном фонде Российской Федерации (1994) для архивных документов ряда федеральных органов власти и иных организаций на основании соглашений, заключаемых указанными органами с Федеральной архивной службой, устанавливаются специальные сроки и порядок временного и депозитарного хранения документов. В данном случае создаются центральные архивы организаций или отраслевые фонды на правах юридического лица, в своей деятельности они руководствуются Основными правилами работы государственных архивов.
1.1.2. В целях своевременного приема архивных документов от структурных подразделений или других источников комплектования, обеспечения их учета, сохранности, упорядочения и использования в соответствии с настоящими Правилами и подготовки к передаче документов на постоянное хранение в организации создается архив.
В зависимости от объема документов архив создается как самостоятельное структурное подразделение организации или подразделение в составе службы документационного обеспечения управления (делопроизводства), осуществляющее прием и хранение архивных документов с целью использования.
1.1.3. Организация обеспечивает архив необходимым помещением, оборудованием и кадрами.
1.1.4. Должностные лица организации несут ответственность за нарушение норм, установленных настоящими Правилами.
1.2.1. В зависимости от компетенции (функций) организации могут создаваться следующие виды архивов:
центральный архив федерального органа власти или органа власти субъекта Российской Федерации, хранящий документы аппарата органа власти, документы организаций непосредственного подчинения и других организаций, включенных в список источников комплектования архива, утвержденный руководителем органа власти;
центральный отраслевой архив, хранящий документы всех организаций, отнесенных к определенной отрасли, всех уровней подчиненности и независимо от их территориального расположения;
объединенный архив, хранящий документы нескольких организаций отрасли, связанных системой соподчиненности или однотипных по профилю деятельности;
архив организации, хранящий документы только данной организации и ее предшественников.
1.2.2. В зависимости от состава документации, подлежащей хранению в архиве, могут создаваться:
архив управленческой документации;
научно-технический архив;
аудиовизуальный архив;
архив документации на электронных носителях.
1.2.3. Архивы, состав документов которых обусловлен способом записи информации и носителем, могут создаваться как самостоятельные единицы или как структурные подразделения в составе архива организации.
1.3.1. Основными задачами архива организации являются:
комплектование архива документами, состав которых предусмотрен положением об архиве;
учет и обеспечение сохранности документов;
создание научно-справочного аппарата к документам архива;
использование хранящихся в архиве документов;
подготовка и передача документов, относящихся к Архивному фонду Российской Федерации, на постоянное хранение в соответствии со сроками и требованиями, установленными Федеральной архивной службой России и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации.
1.3.2. Для организаций, осуществляющих временное депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, основные задачи архива определяются в соответствии с соглашениями и договорами, заключенными ими с учреждениями Федеральной архивной службы России.
1.3.3. В целях выполнения основных задач архив осуществляет следующие функции:
ведет списки организаций и (или) структурных подразделений организаций — источников комплектования архива;
принимает упорядоченные документы структурных подразделений организации и организаций — источников комплектования архива;
учитывает и обеспечивает сохранность принятых в архив документов;
создает и поддерживает в актуальном состоянии научно-справочный аппарат к документам архива;
организует информационное обслуживание руководителей и структурных подразделений организации, осуществляет использование документов по запросам организаций и частных лиц, в том числе социально-правовым запросам граждан, ведет учет и анализ использования;
проводит экспертизу ценности и осуществляет комплекс организационных и методических мероприятий по передаче документов на постоянное хранение;
осуществляет проверку правильности формирования и оформления дел в структурных подразделениях организаций и других организациях — источниках комплектования;
организует работу по составлению номенклатуры дел организации;
оказывает методическую и практическую помощь структурным подразделениям в работе с документами;
участвует в разработке нормативных и методических документов по архивному делу и документационному обеспечению управления;
участвует в проведении мероприятий по повышению квалификации работников архива и службы документационного обеспечения управления, в том числе в организациях — источниках комплектования архива.
1.3.4. Архивы организаций осуществляют прием электронных документов (ЭД), обеспечивают их сохранность, учет, отбор и использование, а также подготовку и передачу на государственное хранение. На хранение передаются ЭД в составе фондов организаций — источников комплектования архивов.
Все операции, осуществляемые с ЭД при передаче на архивное хранение и в процессе хранения (перезапись, конвертирование в новые форматы, сжатие и др.), должны быть документированы для обеспечения аутентичности ЭД.
Для выполнения основных задач и функций архив организации имеет право:
требовать от структурных подразделений своевременной передачи в архив документов в упорядоченном состоянии;
контролировать правила работы с документами в структурных подразделениях и организациях — источниках комплектования архива;
запрашивать от структурных подразделений и организаций — источников комплектования необходимые для работы архива сведения;
участвовать в мероприятиях, проводимых Федеральной архивной службой России, органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации, федеральными архивами Российской Федерации, по вопросам архивного дела и документационного обеспечения управления.
Архив совместно с руководителем организации несет ответственность за:
несоблюдение условий обеспечения сохранности документов;
утрату и несанкционированное уничтожение документов;
необоснованный отказ в приеме на хранение документов постоянного хранения и по личному составу подведомственных организаций, при ликвидации организации или изменении формы собственности;
нарушение правил использования документов и доступа пользователей к документам, установленных законодательством.
2.2.1. Экспертиза ценности документов в организации проводится:
в делопроизводстве — при составлении номенклатур дел, в процессе формирования дел и при подготовке дел к передаче в архив;
в архиве — в процессе подготовки к передаче дел на постоянное хранение.
2.2.2. Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче на постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, включая управленческую, научно-техническую, аудиовизуальную, машиночитаемую и другую документацию , образующуюся в процессе деятельности организации, создается экспертная комиссия (ЭК).
Для экспертизы ценности и отбора на постоянное хранение научно-технической и другой специальной документации может быть создана отдельная ЭК, состоящая из специалистов по этой документации.
В министерствах и ведомствах, других организациях, имеющих подведомственную сеть, создаются центральные экспертные комиссии (ЦЭК).
2.2.3. ЦЭК (ЭК) создается приказом руководителя организации из числа наиболее квалифицированных работников в количестве не менее трех человек. В состав ЭК организации в обязательном порядке включается руководитель архива или лицо, ответственное за архив.
В состав ЦЭК целесообразно включить представителя архивного учреждения, для которого данная организация является источником комплектования.
Председателем ЦЭК (ЭК) назначается один из руководящих работников организации, курирующий вопросы делопроизводства и архива.
2.2.4. Основными задачами ЦЭК (ЭК) являются:
организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии делопроизводства при составлении номенклатуры дел и в процессе формирования дел;
организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии подготовки их к передаче в архив организации;
организация и проведение отбора и подготовки документов к передаче на постоянное хранение в государственный или муниципальный архив.
2.2.5. Основными функциями ЦЭК (ЭК) являются:
организация ежегодного отбора дел для хранения и уничтожения;
рассмотрение и вынесение на утверждение и согласование с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) архивного учреждения проектов номенклатур дел организации, описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе по личному составу, актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению;
подготовка и вынесение на рассмотрение ЭПК архивного учреждения предложений об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных перечнями, и об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями;
участие в подготовке и рассмотрении проектов нормативных и методических документов по вопросам работы с документами в организации.
2.2.6. ЦЭК (ЭК) проводит заседания в соответствии с планом работы и по мере необходимости. Заседания ЦЭК (ЭК) протоколируются. Протоколы подписываются председателем и секретарем комиссии. Решения ЦЭК (ЭК) вступают в силу после утверждения руководителем организации.
Протоколы ЦЭК (ЭК), содержащие решения об одобрении проектов типовых и примерных номенклатур дел, об изменении сроков хранения документов, установленных типовыми и ведомственными перечнями документов с указанием сроков их хранения, а также типовыми и примерными номенклатурами дел, утверждаются руководителем организации только после их рассмотрения ЭПК соответствующего архивного учреждения.
Срок хранения документов в 2021 году
Некоторые упомянутые нами документы являются нормативными, то есть обязательными для всех, а некоторые являются методическими, носят рекомендательный характер. В статье мы не будем акцентировать особое внимание на том, что положения одного документа соблюдать нужно обязательно, а другого – нет. Ограничимся лишь основными соответствующими пометками. В делопроизводстве все взаимосвязано, и в конечном итоге выполнять только обязательные предписания не получится. Приведем пример: для обычной коммерческой организации обязательно выполнять только положения документов по архивному делу. ГОСТы, Примерная инструкция по делопроизводству и весь остальной пул документов носят рекомендательный или вовсе справочный характер. Однако невозможно правильно архивировать документы, игнорируя процессы документирования и документооборота. Для хранения нам нужно знать вид и разновидность документа (это документирование), а также вовремя получить его в архив (это документооборот). Вот и получается, что разделение на обязательные и необязательные регламентирующие документы в делопроизводстве – условное. Знать и выполнять приходится все.
- Деловое письмо: как создавать, согласовывать и хранить
- Как создавать, согласовывать и хранить документы: акт
- Как в 2020 году создавать, согласовывать и хранить документы: инструкция
- Как закрыть делопроизводственный год
По Указу Президента РФ от 22.06.2016 № 293, утвердившему действующее Положение о Росархиве, именно этот федеральный орган получил всю полноту полномочий по подготовке правил работы государственных (муниципальных) архивов, а также архивов организаций. Ранее за это направление отвечало Минкультуры РФ.
Фрагмент документа Положение о Федеральном архивном агентстве, утв. Указом Президента РФ от 22.06.2016 № 293
II. Полномочия Росархива
Вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разрабатывает и утверждает:
1) правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях;
2) правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях…
Однако так было отнюдь не всегда.
Историческая справка. «Основные правила работы» в СССР – РФ
Традиционно в профессиональном сообществе архивистов основополагающий документ, определяющий архивную технологию в стране, назывался «Основные правила работы». Поэтому далее для удобства используется именно это понятие.
С момента создания в 1918 году Единого Государственного Архивного Фонда и вплоть до начала 1960-х годов «Основных правил работы» государственных архивов как единого обобщающего документа не существовало. Их заменяли разнообразные инструктивно-методические указания ведомств, отвечавших за архивное дело, также носившие самоназвание «основные правила», особенно многочисленные в период руководства архивами со стороны органов государственной безопасности. Так, например:
- в 1938 году НКВД СССР утвердил «Правила ревизии наличия и состояния архивных материалов в государственных архивах СССР» 2;
- в 1945 – «Основные правила публикации документов государственного фонда СССР» 3;
- в 1948 – «Основные правила систематизации документальных материалов в государственных архивах СССР» 4 и т.д.
Понятно, что большое количество «основных правил» обуславливало их несогласованность, что затрудняло единообразие организации работы архивов. Первые «Основные правила работы», в которых была предпринята успешная попытка унификации деятельности госархивов, были утверждены Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в 1962 году и действовали почти 22 года 5. Приказом Главархива СССР от 07.12.1983 № 352 были утверждены «Основные правила работы», которые формально сохраняли свою силу вплоть до 2007 года, несмотря на полное изменение социально-экономических отношений в стране. Без малого четверть века! Это беспрецедентный срок стабильности нормативного документа в истории отечественного архивного дела.
Справедливости ради, следует отметить попытку Росархива принять в 2002 году «Основные правила работы», хоть как-то отвечавшие реалиям постсоветского пространства. Однако этот документ не смог стать общеобязательным в связи с отсутствием на тот момент федерального архивного закона (ныне действующий «Об архивном деле в Российской Федерации» 6 был принят только в 2004 году). По этой причине «Основные правила работы» 2002 года так и остались методическим пособием, правда утвержденным коллегией Государственной архивной службы России.
После административной реформы 2004 года «Основные правила работы» должны были утверждаться уже Минкультуры РФ, компетентность которого в вопросах архивного дела надежно подкреплялась подведомственным ему Росархивом (где собственно они и были написаны). Приказ об утверждении этих «Основных правил работы» увидел свет в 2007 году 7.
- Свежие
- Посещаемые
Начальным этапом формирования номенклатуры дел выступает изучение созданных на предприятии комплексов локальных актов. В их число входят:
- организационная структура и штатное расписание предприятия;
- разработанные в предыдущие годы реестры дел;
- описи дел временного и постоянного хранения;
- при наличии — типовые номенклатуры дел;
- правила организации, определяющие порядок документооборота и документирования на предприятии;
- перечень документов, регламентирующих срок их хранения.
Особенности архивирования документов в организации
Следующий этап — выбор схемы, по которой она будет формироваться. Применяются два основных варианта:
- Структурная схема. Используется в том случае, если организационная структура компании или учреждения является стабильной. Разделы реестра дел формируются для каждого подразделения организации на основе структуры и штатного расписания.
- Функциональная схема. Применяется в предприятиях с нестабильной организационной структурой. Разделами выступают отдельные функции (трудовые отношения, кадры, отчетность и другие) или направления работы компании (производство, охрана труда, строительство, ремонт и т. д.).
Самостоятельные структурные подразделения предприятия в виде филиалов и представительств обязательно учитываются в номенклатуре дел. Обычно связанные с ними документы указываются в виде отдельных подразделов или разделов с указанием конкретного подразделения.
При этом сотрудники представительства или филиала формируют собственную номенклатуру дел, которая затем предоставляется в головную организацию и становится частью общего перечня заголовков дел. Если организационная структура хозяйствующего субъекта предусматривает большое количество региональных подразделений, рекомендуется формировать типовой реестр дел представительств и филиалов.
На предприятии нередко создаются общественные организации. Речь в данном случае идет о профсоюзах. Если подобное объединение зарегистрировано в качестве юридического лица, необходимо формирование индивидуального документального и архивного фонда. Как следствие, создается собственная номенклатура дел.
Документы различных совещательных органов, создаваемых на предприятии, включаются в общий реестр дел организации. В качестве примера подобных структур можно привести ликвидационную комиссию или временную администрацию, которые формируются при осуществлении процедуры банкротства.
Сейчас значительная часть документооборота происходит с применением электронного формата документов. Логичным следствием этого становится включение в номенклатуру дел электронных баз данных. Сроки хранения электронных документов не отличаются от бумажных, документация на электронных носителях включается на общих основаниях.
Индексы дел
Частой проблемой организации делопроизводства коммерческих компаний становятся трудности с индексацией дел. Они объясняются регулярными структурными изменениями, характерными для подобных хозяйствующих субъектов. Следовательно, возникает необходимость пересмотра существующей системы индексов. Общего решения не существует, поэтому в каждом конкретном случае внесение корректировок в индексацию дел происходит индивидуально.
-
Ошибки в форме СЗВ-ТД: инструкция по исправлению для кадровика и бухгалтера
6,2 тыс. 0
Привлечение сторонних организаций, которые проводят архивацию за плату, целесообразно в нескольких случаях:
- объем документации к архивированию большой, силами работников компании без ущерба для производственных, управленческих процессов сделать это невозможно;
- организация создает электронный архив, кроме большого объема работы проблемой может стать потеря времени на освоение работниками нового ПО;
- документы передаются на сторону, например, на хранение в госархив, и требуется повышенный уровень компетентности специалистов.
Важно! Нарушение правил архивного дела – административное правонарушение. КоАП (ст. 13.25) предусматривает штрафы: на ответственное лицо — 2,5-5 тыс.руб., на юрлицо — 200-300 тыс.руб.
- Архивирование документов в организации могут проводить специалисты ее архива. Если организация небольшая, архивированием занимаются секретарь и представители подразделений фирмы.
- При передаче дел в сторонний архив, большом объеме архивируемых документов целесообразно воспользоваться услугами специальной фирмы.
- За неисполнение норм федерального архивного законодательства КоАП предусматривает штрафы до 300 тыс. руб. на организацию.
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Таблица со сроками хранения документов в 2021 году:
В архиве ведутся основные (обязательные) и вспомогательные учетные документы. Состав и формы основных учетных документов (кроме паспорта архивохранилища) определены Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденными приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526 (далее – Правила).
Любое движение документов необходимо фиксировать в учетных документах архива.
Состав и формы вспомогательных учетных документов определяются архивом самостоятельно.
К основным (обязательным) учетным документам архива относятся:
1. Книга учета поступления и выбытия дел, документов (приложение № 11 к Правилам).
Книга ведется для учета поступления (выбытия) документов в архив организации, а также количества и состава архивных документов, поступивших на хранение за определенный хронологический период времени; состояния их описания.
Все поступления (выбытия) дел, документов вносятся последовательно, и получают порядковый номер в валовой последовательности в пределах отчетного года.
Ежегодно на 1 января подводится итог количества поступивших и выбывших за год дел, документов.
2. Список фондов (приложение № 12 к Правилам).
Список фондов ведется в архиве организации, хранящем документы двух и более фондов.
Ведется для регистрации принятых на хранение архивных фондов, присвоения им номеров, учета количества архивных фондов, находящихся на хранении и выбывших.
В список фондов архивный фонд записывается только один раз, при первом поступлении в архив организации, ему присваивается учетный номер, который сохраняется за ним во всех учетных документах.
В случае передачи архивного фонда в другой архив, включения его в состав объединенного архивного фонда или выделения всех документов к уничтожению освободившийся номер другому архивному фонду не присваивается.
Важно!!! В архивах организаций — источников комплектования государственных (муниципальных) архивов проставляется номер архивного фонда, за которым он учтен в государственном (муниципальном) архиве, и который сохраняется за ним после поступления его документов на постоянное хранение.
Название архивного фонда вносится в список фондов на основании исторической справки к фонду или титульного листа описи дел, документов. Название состоит из полного и (в скобках) сокращенного наименования фондообразователя, с указанием его подчиненности, местонахождения, дат создания и ликвидации. Если наименование фондообразователя изменялось, то в списке фондов указывается его последнее название в рамках периода, за который приняты документы. Все предыдущие переименования отмечаются в листе фонда.
Название объединенного архивного фонда состоит из обобщенного названия включенных в него архивных фондов, из перечня названий сменявших друг друга организаций. Конкретные наименования всех организаций, документы которых вошли в объединенный архивный фонд, а также их переименования указываются в листе фонда.
Ежегодно на 1 января к списку фондов составляется итоговая запись о количестве архивных фондов, поступивших и выбывших в течение года, и общем количестве архивных фондов, находящихся на хранении в архиве.
Список фондов заключается в твердую обложку, листы нумеруются, составляется лист-заверитель.
3. Лист фонда (приложение № 13 к Правилам).
Лист фонда составляется на каждый архивный фонд и ведется для учета количества и состава описей дел, документов, их нумерации, состояния описания, динамики изменений по каждой описи дел, документов и архивному фонду в целом, фиксации изменений в названии архивного фонда.
Лист фонда может быть пересоставлен только в случае, если он неисправимо поврежден или перестает отражать фактическое состояние и объем архивного фонда. В случае пересоставления листа фонда ранее действовавший лист фонда помещается в дело фонда. В верхнем правом углу обоих листов фонда делаются отметки: «Лист пересоставлен» с указанием даты пересоставления, должности и подписи составителя.
Листы фондов хранятся в порядке номеров архивных фондов. К каждой папке составляется лист-заверитель, где указываются начальные и конечные номера архивных фондов и общее количество архивных фондов, листы которых находятся в папке.
4. Опись дел, документов (приложения № 14, 15, 16, 17, 18 к Правилам).
Опись ведется для поединичного и суммарного учета архивных документов, закрепления порядка их систематизации, учета изменений в составе и объеме архивных документов, включенных в данную опись
Первому годовому разделу описи дел, документов фонда присваивается номер по листу фонда, все последующие годовые разделы числятся за данным номером до завершения описи.
Не допускается присвоение описям дел, документов одинаковых учетных номеров в пределах одного фонда.
Документы Архивного фонда Российской Федерации и документы временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе по личному составу, передаются в архив организации не ранее, чем через один год и не позднее, чем через три года после завершения дел в делопроизводстве.
Документы по личному составу государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, уволенных с государственной гражданской службы или муниципальной службы, передаются в архив организации по истечении 10 лет со дня увольнения.
Дела временных (до 10 лет включительно) сроков хранения в архив не передаются. Они хранятся в структурных подразделениях организации и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке.
В исключительных случаях по решению руководителя организации дела временных (до 10 лет включительно) сроков хранения передаются в архив организации по описям дел, документов или по номенклатуре дел.
Документы поступают в архив организации после проведения экспертизы ценности.
Решения о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов принимаются экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела (далее — ЭПК архивного учреждения) в пределах компетенции.
Передача дел в архив организации осуществляется по графику, согласованному с руководителями структурных подразделений, передающих документы в архив, и утвержденному руководителем организации.
В период подготовки дел на бумажном носителе структурным подразделением к передаче в архив организации сотрудником архива проверяется правильность их формирования, оформления и соответствие количества дел, включенных в опись, количеству дел, сформированных в соответствии с номенклатурой дел организации. Все выявленные при проверке недостатки в формировании и оформлении дел работники структурного подразделения обязаны устранить.
Прием-передача дел в архив организации производится работником архива организации в присутствии работника структурного подразделения. На экземплярах описи дел, документов проставляется отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указываются цифрами и прописью количество фактически принятых в архив дел, номера отсутствующих дел, дата приема-передачи дел, а также подписи лица, ответственного за архив, и лица, передавшего дела.
Передача электронных документов в архив организации производится на основании описей электронных дел, документов структурных подразделений по информационно-телекоммуникационной сети (при наличии в архиве организации информационной системы) или на физически обособленных материальных носителях, которые представляются в двух идентичных экземплярах.
При передаче электронных документов в архив организации выполняются следующие основные процедуры работы с документами:
формирование в информационной системе организации электронных дел, являющихся совокупностью контейнеров электронных документов или контейнером электронного документа, содержащим контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей и визуализированную копию текстового электронного документа в формате PDF/A;
формирование описи электронных дел, документов структурного подразделения;
проверка архивом организации электронных документов на наличие вредоносных компьютерных программ;
проверка воспроизводимости электронных документов;
проверка физического и технического состояния носителей (при передаче электронных документов в архив организации на физически обособленных материальных носителях);
проверка подлинности электронной подписи, которой подписан электронный документ.
Прием электронных документов в архив организации по информационно-телекоммуникационной сети (при наличии в архиве организации информационной системы) или на физически обособленных носителях оформляется составлением итоговой записи в конце описи электронных дел, документов, в которой цифрами и прописью указывается количество фактически принятых в архив электронных дел и электронных документов. Итоговая запись подтверждается подписями сотрудника архива и сотрудника структурного подразделения, передавшего электронные дела и документы. При приеме на архивное хранение электронные дела заверяются электронной подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.
После приема в архив электронных документов на физически обособленных материальных носителях вкладыши, помещенные в футляр единицы хранения в структурном подразделении, заменяются на вкладыши, оформленные в архиве.
Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в организациях — источниках комплектования государственных (муниципальных) архивов, по истечении сроков их временного хранения в архиве организации передаются на постоянное хранение в соответствующий государственный (муниципальный) архив.
Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в деятельности государственных и негосударственных организаций, не являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, могут передаваться в государственные (муниципальные) архивы на основании договоров с собственниками или владельцами документов.
Документы передаются на постоянное хранение в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом.
В организациях — источниках комплектования государственных (муниципальных) архивов все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств организаций, передающих документы.
Досрочная передача документов на постоянное хранение может быть осуществлена при отсутствии необходимых условий для обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации, при угрозе утраты (уничтожения) документов, а также по просьбе организации на основании договора с государственным (муниципальным) архивом.
Продление сроков хранения документов в архиве организации допускается по письменному разрешению государственного (муниципального) архива в случае необходимости практического использования документов организацией.
Передача документов постоянного хранения в государственный (муниципальный) архив осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем соответствующего архива по согласованию с передающей дела организацией.
Документы передаются в государственный (муниципальный) архив по описям дел, документов постоянного срока хранения, утвержденным ЭПК.
При первой передаче документов в государственный (муниципальный) архив передается историческая справка к фонду. При последующих передачах документов передается дополнение к исторической справке.
Передача документов оформляется актом приема-передачи документов на хранение (приложение №30), составляемым в двух экземплярах. Один экземпляр остается в государственном (муниципальном) архиве, другой — в передающей организации. Вместе с документами передается три экземпляра описи дел, документов, в том числе один в электронном виде.
Как правильно хранить документы в организации: что изменилось с 2020 года
Сроки хранения кадровой документации последний раз корректировались в 2016 году. Изменения были отражены в Федеральном законе от 02.03.2016 № 43-ФЗ.
Порядок и период сохранности стал зависеть от даты оформления бумаг.
Кадровые документы, такие как приказы по личному составу, личные дела, трудовые договоры и др.,созданные до 2003 года, следует сохранять в течение 75 лет. Период сохранности исчисляется с года, следующего за годом оформления документа.
К кадровой документации, оформленной уже после 2003, требования к периодам хранения изменились. Такие формуляры нужно сохранять не менее 50 лет.
Отметим, что речь идет о трудовых договорах, приказах, личных карточках работников. А также о невостребованных оригиналах личной документации работника (трудовые книжки, свидетельства, дипломы, удостоверения).
Подробнее об услуге вы можете уточнить
у наших менеджеров по телефону:в Москве: +7 (495) 021-93-94
в Краснодаре: +7 (918) 166-61-29или отправить запрос из формы обратной связи.
Приказом Росархива № 236 от 20.12.2019 утвержден перечень бумаг, которые формируются в процессе работы организаций вне зависимости от форм собственности. Список дифференцирует их по общим для всех учреждений типам, определяет сроки и условия хранения документов в организации. Некоторые теперь хранятся дольше (к примеру, график отпусков), по ряду период, наоборот, сокращен (кадровые сведения с дисциплинарными взысканиями). Для некоторых документов определен особый срок.
ВАЖНО! С введением в действие приказа Росархива № 236 утратил силу приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 и старые сроки!
Приказ Росархива от 20.12.2019 № 237 разъяснил требования к хранению документов в организации и алгоритм применения перечня:
- срок хранения бумаг считают с 01.01 года, следующего за тем, в котором они закончены в делопроизводстве;
- обязанность соблюдать сроки любыми учреждениями, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм;
- обязанность уничтожить бумаги по истечении периода (1-75 лет), до истечения уничтожать запрещено;
- возможность продлить срок в процессе проведения экспертизы ценности, но не сократить.
Инструкция к приказу № 237 поясняет, что организации должны обеспечить хранение документов не менее установленных сроков, определяет значение терминов «до минования надобности», «постоянно», «до ликвидации», «до замены новыми». В приказе Росархива № 236 обновлены периоды хранения документов по личному составу.
Вид
Период для хранения
График отпусков
3 г.
Книги, журналы, карточки учета, базы данных по отпускам
5 л.
По дисциплинарным взысканиям
3 г.
Обращение о потребности в иностранной рабочей силе
1 г.
О состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда
5 л.
Книги, журналы регистрации, базы данных по несчастным случаям на производстве, журналы учета аварий, инструктажа по охране труда
45 л.
Трудовые соглашения
50 л. (при окончании делопроизводством после 01.01.2003) или 75 л. (при окончании делопроизводством до 01.01.2003)
Документы по приему, переводу, увольнению
50 л. (при окончании делопроизводством после 01.01.2003) или 75 л. (при окончании делопроизводством до 01.01.2003)
Личные карточки сотрудников
50 л. (при окончании делопроизводством после 01.01.2003) или 75 л. (при окончании делопроизводством до 01.01.2003)
Уведомления, предупреждения сотрудников
3 г.
Заявления работника о предоставлении документов о работе, их копий
1 г.
Приказ определяет алгоритм и правила хранения документов в организации по делопроизводству не для всех видов бумаг. Например, НК РФ определил особые сроки для хранения бумаг. Те, которые применяют в целях ведения учета по налогам, хранят не менее 4 лет (п. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Вид
Период для хранения
Декларации по налогам
5 л.
Расчеты в части страховых взносов
5 л. при отсутствии л/с, 50 л. (при окончании делопроизводством после 01.01.2003) или 75 л. (при окончании делопроизводством до 01.01.2003)
Справки 2-НДФЛ
5 л. при отсутствии л/с, 50 л. (при окончании делопроизводством после 01.01.2003) или 75 л. (при окончании делопроизводством до 01.01.2003)
Книги учета доходов и расходов по УСН
5 л.
Основу правовой базы, регламентирующей правила хранения различных документов, составляет несколько законодательных и нормативных документов. В их число входят:
Налоговый и Трудовой кодексы;
Федеральные законы № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ», которые были утверждены, соответственно, 06.12.2011 и 22.10.2004 гг.;
Приказ № 558, подписанный руководителем Минкультуры 25.08.2010 г. и утверждающий перечень архивной документации, хранения которой в течение определенного срока является обязательным;
Приказ № 526, выпущенный Минкультуры и датированный 31.03.2015 г. Он утверждает актуальную на данный момент редакцию Правил хранения архивных документов.
Характерной чертой отечественного законодательства в области архивного дела выступает противоречивость действующих нормативных актов. В результате, нередко возникают ситуации, когда руководитель организации попросту не может определить, насколько долго нужно хранить ту или иную деловую бумагу.
Основные правила работы архивов организаций 2021
Внимательное изучение приведенных выше законодательных и нормативных актов позволяет сделать вывод об основных правилах и сроках хранения самых важных документов организации. При создании архива предприятия или учреждения необходимо руководствоваться следующими положениями:
срок хранения считается с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.· Все документы в архиве следует хранить согласно номенклатуре дел;
дело представляет собой прошитую папку с оригиналами документов, имеющую название, номер дела и срок хранения.
Продолжительность хранения документов в архиве составляет:
для большей части бухгалтерской документации – 5 лет;
для документов по задолженности дебиторов – 4 года с момента признания долга безнадежным;
для документов о приобретении основных активов и имущества – 4 года;
для документов по личному составу, сформированных до 2003 г. — 75 лет , и 50 лет для более поздних документов;
для коллективного договора с работниками предприятия – не менее 10 лет, а для организаций источников комплектования – постоянно.
В тех случаях, когда срок хранения документа в разных нормативных документах отличается, следует ориентироваться на больший срок хранения.
Перечисленные выше цифры наглядно показывают, что грамотное ведение архивного дела требует не только серьезного внимания, но и достаточно существенных временных и финансовых затрат. Тем более, что нарушение сроков и правил хранения грозит административной ответственностью, включая штрафные санкции и дисквалификацию руководителя и ответственных специалистов.
Размер возможного штрафа варьируется от 2 тыс. 500 рублей до 300 тысяч рублей, и может быть наложен как на руководителя организации (должностное лицо), так и на юридическое лицо и определяется с учетом характера недостающих документов. В случае, если их отсутствие привело к налоговому правонарушению, допускаются санкции в размере 20% от величины неуплаченного в результате налога, что может составить весьма внушительную сумму.
Важно отметить, что среди руководителей самых разных коммерческих предприятий бытуют устоявшиеся еще с советских времен заблуждения о том, что архивными считаются только документы государственных учреждений. Поэтому частные архивы – это собственность компаний, не имеющая ценности и неподконтрольная представителям архивной службы. Такой подход сложно назвать юридически грамотным, так как он полностью противоречит действующему законодательству.
Соблюдать описанные правила хранения кадровой и бухгалтерской документации достаточно несложно. В маленькой организации эта сфера ответственности обычно возлагается на секретаря или помощника руководителя, редко на бухгалтера. В средних по размеру документооборота предприятиях нередко создается отдельное подразделение, которое занимается наведением порядка в документах и архивах юридического лица.
Некоторые руководители крупных компаний предпочитают передавать хранение архивной документации на аутсорсинг, привлекая к сотрудничеству предоставляющие подобные услуги специализированные фирмы. Такой подход к решению проблемы предоставляет организациям ряд немаловажных преимуществ.
Во-первых, получение консультаций грамотных специалистов, досконально знающих нюансы архивного дела и действующего в стране законодательства. Во-вторых, сокращение расходов на хранение документов. В-третьих, использование самых прогрессивных технологий архивирования, обработки и уничтожения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что услуги подобных компаний в сегодняшних условиях пользуются все большим спросом.
Статьи по теме
Знать главные принципы учета, обработки и передачи документов на архивное хранение нужно не только кадровикам, но и секретарям, которые ежедневно работают с документами компании. Даем основные понятия и правила, необходимые в работе с архивами.
Основные правила работы архивов организаций: какие документы регулируют
Любая компания, не зависимо от формы собственности, ведет документооборот. Это, например, внутренние и внешние организационно-распорядительные документы, документы кадрового, бухгалтерского и финансового учета и пр. Работодатель обязан их хранить. Государственные и муниципальные учреждения закон прямо обязывает вести архивы.
Понятие «архив» относят как к отдельному учреждению, так и к структурному подразделению, сотрудники которого обязаны хранить, комплектовать, учитывать и работать с архивными деловыми бумагами. Деятельность таких учреждений и структурных подразделений подчиняется основным правилам работы архивов организаций 2021.
Правила работы архива организации 2021
Секретарь или помощник руководителя должен иметь представление об основных правилах работы архивов организаций, знать какие документы компании и как необходимо хранить. Дадим основные понятия и правила, которые необходимы в работе с архивами.
- Экспертиза ценности документов
Это проверка дел, которые хранят в архиве. Если срок хранения документов истек, их утилизируют. Занимается этим комиссия организации, которую создают приказом руководителя.
Срок хранения документов устанавливают специальные перечни. Государственные, муниципальные организации, как правило, руководствуются Перечнем типовых управленческих архивных документов, утвержденных Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее — Перечень № 58). Учтите, что сроки хранения документов даже одной целевой группы могут существенно различаться. А кадровые документы по личному составу хранят 75 лет. О том, какие документы включены в эту категорию, расскажет эксперт «Системы Кадры».
Пример срока хранения документов бухгалтерского и кадрового учета.
Аналитическая документация (таблицы, доклады), сопровождающая годовую бухгалтерскую отчетность
Лицевые карточки сотрудников, счета
Разного типа балансы, приложения и пояснительные записки к ним, свидетельства о постановке на учет
Исполнительные листы, выписанные службой судебных приставов на сотрудников предприятия
до минования надобности
Бланки форм статистической отчетности, хранящиеся в учреждениях, не являющихся их разработчиками
до замены новыми
Документация, которой подтверждается исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды
- Хранение электронных документов
Порядок формирования и передачи в архив дел и документов, созданных на электронных носителях, вы можете узнать в Правилах от 31.03.2015. В этом же документе, регламентирован порядок хранения электронных документов.
Это классификатор исполненных бумажных и электронных документов, составленных в организации, и их сроки хранения. С помощью номенклатуры можно заранее определить, к какому делу будет относиться тот или иной документ, что во многом упрощает дальнейшее составление дел. Как правило, папка с делом содержит документы с одинаковым сроком хранения.
Узнайте, как без ошибок выдать документы из архива. 4 ситуации из жизни и готовые решения к ним в журнале «Справочник секретаря».
1.1.1. Документы Архивного фонда Российской Федерации, отнесенные к государственной собственности, до передачи на постоянное хранение, временно, в пределах сроков, установленных Федеральной архивной службой России, хранятся в организации .
В соответствии с Положением об Архивном фонде Российской Федерации (1994) для архивных документов ряда федеральных органов власти и иных организаций на основании соглашений, заключаемых указанными органами с Федеральной архивной службой, устанавливаются специальные сроки и порядок временного и депозитарного хранения документов. В данном случае создаются центральные архивы организаций или отраслевые фонды на правах юридического лица, в своей деятельности они руководствуются Основными правилами работы государственных архивов.1.1.2. В целях своевременного приема архивных документов от структурных подразделений или других источников комплектования, обеспечения их учета, сохранности, упорядочения и использования в соответствии с настоящими Правилами и подготовки к передаче документов на постоянное хранение в организации создается архив.
В зависимости от объема документов архив создается как самостоятельное структурное подразделение организации или подразделение в составе службы документационного обеспечения управления (делопроизводства), осуществляющее прием и хранение архивных документов с целью использования.
1.1.3. Организация обеспечивает архив необходимым помещением, оборудованием и кадрами.
1.1.4. Должностные лица организации несут ответственность за нарушение норм, установленных настоящими Правилами.
1.2.1. В зависимости от компетенции (функций) организации могут создаваться следующие виды архивов:
центральный архив федерального органа власти или органа власти субъекта Российской Федерации, хранящий документы аппарата органа власти, документы организаций непосредственного подчинения и других организаций, включенных в список источников комплектования архива, утвержденный руководителем органа власти;
центральный отраслевой архив, хранящий документы всех организаций, отнесенных к определенной отрасли, всех уровней подчиненности и независимо от их территориального расположения;
объединенный архив, хранящий документы нескольких организаций отрасли, связанных системой соподчиненности или однотипных по профилю деятельности;
архив организации, хранящий документы только данной организации и ее предшественников.
1.2.2. В зависимости от состава документации, подлежащей хранению в архиве, могут создаваться:
архив управленческой документации;
научно-технический архив;
аудиовизуальный архив;
архив документации на электронных носителях.
1.2.3. Архивы, состав документов которых обусловлен способом записи информации и носителем, могут создаваться как самостоятельные единицы или как структурные подразделения в составе архива организации.
1.3.1. Основными задачами архива организации являются:
комплектование архива документами, состав которых предусмотрен положением об архиве;
учет и обеспечение сохранности документов;
создание научно-справочного аппарата к документам архива;
использование хранящихся в архиве документов;
подготовка и передача документов, относящихся к Архивному фонду Российской Федерации, на постоянное хранение в соответствии со сроками и требованиями, установленными Федеральной архивной службой России и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации.
1.3.2. Для организаций, осуществляющих временное депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, основные задачи архива определяются в соответствии с соглашениями и договорами, заключенными ими с учреждениями Федеральной архивной службы России.
1.3.3. В целях выполнения основных задач архив осуществляет следующие функции:
ведет списки организаций и (или) структурных подразделений организаций — источников комплектования архива;
принимает упорядоченные документы структурных подразделений организации и организаций — источников комплектования архива;
учитывает и обеспечивает сохранность принятых в архив документов;
создает и поддерживает в актуальном состоянии научно-справочный аппарат к документам архива;
организует информационное обслуживание руководителей и структурных подразделений организации, осуществляет использование документов по запросам организаций и частных лиц, в том числе социально-правовым запросам граждан, ведет учет и анализ использования;
проводит экспертизу ценности и осуществляет комплекс организационных и методических мероприятий по передаче документов на постоянное хранение;
осуществляет проверку правильности формирования и оформления дел в структурных подразделениях организаций и других организациях — источниках комплектования;
организует работу по составлению номенклатуры дел организации;
оказывает методическую и практическую помощь структурным подразделениям в работе с документами;
участвует в разработке нормативных и методических документов по архивному делу и документационному обеспечению управления;
участвует в проведении мероприятий по повышению квалификации работников архива и службы документационного обеспечения управления, в том числе в организациях — источниках комплектования архива.
1.3.4. Архивы организаций осуществляют прием электронных документов (ЭД), обеспечивают их сохранность, учет, отбор и использование, а также подготовку и передачу на государственное хранение. На хранение передаются ЭД в составе фондов организаций — источников комплектования архивов.
Все операции, осуществляемые с ЭД при передаче на архивное хранение и в процессе хранения (перезапись, конвертирование в новые форматы, сжатие и др.), должны быть документированы для обеспечения аутентичности ЭД.
- Свежие
- Посещаемые
8.1. Расстановка архивных документов определяется планом (схемой) размещения архивных фондов, утверждаемым руководителем архива, с учетом необходимости локализации архивных документов, для которых установлен особый режим хранения.
8.2. Отдельному от других архивных документов (обособленному) хранению подлежат архивные документы:
содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
кинодокументы на нитрооснове;
подвергшиеся биологическому поражению;
переданные на временное хранение в архив по договору и не отнесенные к составу Архивного фонда Российской Федерации.
8.3. Сейфовому хранению с замещением в первичных средствах хранения картами-заместителями подлежат единицы хранения:
содержащие уникальные документы;
имеющие в оформлении или приложении к ним драгоценные металлы и камни.
8.4. Местонахождение архивных документов закрепляется в пофондовом и постеллажном топографических указателях, ведущихся в пределах отдельного архивохранилища (помещения) на бумажном носителе и (или) в электронном виде.
При ведении топографических указателей:
на бумажном носителе — один из его экземпляров хранится у работника, ответственного за учет документов архива, второй — в соответствующем архивохранилище;
в электронном виде — в информационной системе архива.
Все изменения в местонахождении архивных документов фиксируются в топографических указателях, а также отражаются в плане (схеме) размещения архивных фондов.
9.1. Размещение, хранение, проведение проверки наличия и состояния печатных изданий и музейных предметов осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры для библиотечных фондов и Музейного фонда Российской Федерации17.
10.1. Архивные документы проверяются на предмет их фактического наличия и физического состояния (далее — проверка наличия) в плановом порядке в сроки, предусмотренные пунктом 10.2 Правил.
Внеплановая проверка наличия архивных документов (сплошная или выборочная) может быть назначена:
при смене руководителя архива и (или) заведующего архивохранилищем;
после массового перемещения, чрезвычайной ситуации и (или) других обстоятельств, в результате которых они могли бы быть утрачены или повреждены;
при реорганизации архива.
10.2. В государственном архиве, музее, библиотеке, научной организации плановая (цикличная) проверка наличия архивных документов проводится:
уникальных документов — ежегодно (с полистным просмотром);
документов, имеющих в оформлении или приложении к ним драгоценные металлы и камни, — ежегодно;
особо ценных документов — один раз в 10 лет;
аудиовизуальных документов — один раз в 5 лет (при объеме аудиовизуальных документов более 50% от общего количества документов — один раз в 15 лет);
кинодокументов на нитрооснове — один раз в 2 года; электронных документов на физически обособленных носителях — не реже одного раза в 5 лет.
Проверка наличия электронных документов в информационной системе архива осуществляется в автоматическом режиме.
Цикличность проверки наличия остальных архивных документов определяется архивом самостоятельно в зависимости от интенсивности использования архивных документов, но не может быть реже одного раза в 25 лет (в государственной библиотеке — один раз в 15 лет).
В муниципальном архиве, музее, библиотеке, плановая (цикличная) проверка наличия архивных документов проводится один раз в 10 лет.
10.3. В начале проверки наличия и состояния архивных документов проводится выверка учетных документов.
10.4. Результаты проверки наличия архивных документов фиксируются в:
листе(ах) проверки наличия и состояния архивных документов (при проверке архивного фонда объемом до 30 единиц хранения допускается составление одного листа проверки на все его описи дел, документов);
акте проверки наличия и состояния архивных документов;
и при необходимости:
актах о технических ошибках в учетных документах, об обнаружении архивных документов, о неисправимых повреждениях документов (приложение № 1 к Правилам).
10.5. В ходе проверки наличия архивных документов не допускается:
вносить в опись дел, документов (книгу учета и описания) неучтенные единицы хранения;
делать какие-либо пометки, исправления или записи в основных (обязательных) учетных документах.
10.6. По окончании проверки наличия архивных документов:
вносятся изменения в необходимые учетные документы;
в конце описи дел, документов (книги учета и описания) проставляются штамп «Проверено», дата, должность и подпись работника, производившего проверку, или, в случае обнаружения неучтенных литерных и пропущенных порядковых номеров, а также выбывших по обоснованным причинам единиц хранения, пересоставляется итоговая запись;
коробки с архивными документами опечатываются с проставлением штампа, который содержит дату проверки, фамилию и инициалы проводившего ее работника архива.
10.7. Архив ведет централизованный учет необнаруженных архивных документов на бумажном носителе и (или) в электронном виде.
10.8. Розыск архивных документов, необнаруженных в ходе проверки наличия, проводится в течение одного года с момента выявления факта отсутствия. Руководитель архива вправе продлить сроки розыска на один год.
При отрицательном результате розыска архивных документов составляется акт о необнаружении документов, возможности розыска которых исчерпаны (приложение № 2 к Правилам), и справка о проведении розыска.
Самостоятельные структурные подразделения предприятия в виде филиалов и представительств обязательно учитываются в номенклатуре дел. Обычно связанные с ними документы указываются в виде отдельных подразделов или разделов с указанием конкретного подразделения.
При этом сотрудники представительства или филиала формируют собственную номенклатуру дел, которая затем предоставляется в головную организацию и становится частью общего перечня заголовков дел. Если организационная структура хозяйствующего субъекта предусматривает большое количество региональных подразделений, рекомендуется формировать типовой реестр дел представительств и филиалов.
На предприятии нередко создаются общественные организации. Речь в данном случае идет о профсоюзах. Если подобное объединение зарегистрировано в качестве юридического лица, необходимо формирование индивидуального документального и архивного фонда. Как следствие, создается собственная номенклатура дел.
Документы различных совещательных органов, создаваемых на предприятии, включаются в общий реестр дел организации. В качестве примера подобных структур можно привести ликвидационную комиссию или временную администрацию, которые формируются при осуществлении процедуры банкротства.
Сейчас значительная часть документооборота происходит с применением электронного формата документов. Логичным следствием этого становится включение в номенклатуру дел электронных баз данных. Сроки хранения электронных документов не отличаются от бумажных, документация на электронных носителях включается на общих основаниях.
Частой проблемой организации делопроизводства коммерческих компаний становятся трудности с индексацией дел. Они объясняются регулярными структурными изменениями, характерными для подобных хозяйствующих субъектов. Следовательно, возникает необходимость пересмотра существующей системы индексов. Общего решения не существует, поэтому в каждом конкретном случае внесение корректировок в индексацию дел происходит индивидуально.
Срок хранения архивных документов организации определяется действующей нормативно-правовой базой. Она формируется на основе ФЗ и перечней нормативных актов, разработанных Росархивом и Минкультуры.
В номенклатуре дел срок хранения документа указывается в графе 4 с обязательным указанием нормативного акта, которым он устанавливается.
Личные карточки оформляются при трудоустройстве работников и ведутся в течение всего периода их трудовой деятельности
Как правило, такие документы хранятся в виде картотеки, разделены по структурным подразделениям, а внутри разделов – по алфавиту.
После увольнения сотрудника его личная карточка перемещается в дело «Личные карточки уволенных работников».
Если в организации ведутся личные дела сотрудников, то трудовые договора и соглашения включаются в их состав. В противном случае такая документация формируются в отдельное дело «Трудовые договоры, соглашения с работниками».
После увольнения сотрудника трудовой договор (соглашения) изымается из дела и в алфавитном порядке подшивается в другое дело «Трудовые договоры уволенных работников».
Как правило, хранение кадровых документов осуществляется с целью удовлетворения социально – правовых запросов экс-работников.
Так, выделяют две стадии хранения кадровых документов:
Стадия 1. Текущее хранение (хранение в делопроизводстве).
Стадия 2. Архивное хранение (хранение в архиве).
Если в организации нет архивного помещения, то хранение документов в двух стадиях осуществляется в кадровой службе.
В целях обеспечения сохранности и целостности кадровых документов необходимо соблюдать определенный режим хранения:
- помещение должно быть оборудовано специальными шкафами или сейфами, которые будут надежно запереться и опечатываться;
- дела целесообразно размещать на полках в соответствии с номенклатурой дел;
- место хранения документов в помещении кадровой службы необходимо отделить от той части кабинета, где осуществляется работы с посетителями.
После того, как срок хранения документов истек, либо они потеряли практические значение, документация подлежит уничтожению. Для этих целей проводится экспертиза ценности документов и на ее основании составляется акт. В него, как правило, переносится информация с обложек дел, отобранных к уничтожению. Подписывается акт сотрудником, проводившим экспертизу, и на нем ставится отметка о согласовании с экспертной комиссией организации. Утверждается акт руководителем организации.
9.1. Документы Архивного фонда Российской Федерации, временно находящиеся на хранении в архиве организации, передаются на постоянное хранение.
9.2. Архив организации передает на постоянное хранение документы в государственный (муниципальный) архив, для которого данная организация-фондообразователь является источником комплектования.
9.3. Документы передаются на постоянное хранение в государственный архив в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные и уникальные документы.
9.4. Устанавливаются следующие предельные сроки временного хранения архивных документов в организациях:
- архивные документы федеральных органов государственной власти, а также архивные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти и прокуратур республик, отраслевых академий, государственных объединений, учреждений, организаций и предприятий федерального и республиканского подчинения — 15 лет;
- архивные документы органов государственной власти и прокуратур краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, прокуратур, государственных учреждений, организаций и предприятий краевого и областного подчинения, подчинения автономной области и окружного подчинения — 10 лет;
- архивные документы органов местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий городского и районного подчинения, предприятий сельского хозяйства — 5 лет;
- записи актов гражданского состояния, документы по личному составу, записи нотариальных действий и судебные дела, подхозяйственные книги — 75 лет;
- архивные документы, образовавшиеся при осуществлении деятельности совместных (с участием государства) предприятий, организаций и объединений смешанных форм собственности, в уставном капитале которых преобладает доля федеральной или государственной собственности, — 10 лет;
- научная, технологическая и патентная документация — 10 лет;
- конструкторская документация — 15 лет;
- проектная документация по капитальному строительству — 25 лет;
- телеметрическая документация — 5 лет;
- кинодокументы, фонодокументы и видеофонограммы — не более 3 лет со времени изготовления;
- фотодокументы — 3 года;
- документы на машинных носителях — 5 лет.
9.5. В необходимых случаях сроки временного хранения документов могут быть изменены по согласованию с соответствующим органом управления архивным делом или архивным учреждением.
Досрочная передача документов на постоянное хранение может быть осуществлена при угрозе утраты (уничтожения) документов, а также по просьбе организации на договорной основе.
Продление сроков временного хранения документов допускается в виде исключения в случае необходимости практического использования документов организацией по письменному разрешению государственного архива.
9.6. Документы постоянного хранения государственной организации, изменившей форму собственности (акционированной, приватизированной), хранятся в негосударственной организации, а затем, по истечении предельных сроков временного хранения в организации (см. п. 10.3), передаются в государственный архив.
9.7. При ликвидации организации ее документы подлежат передаче в организацию, являющуюся ее правопреемником.
9.7.1. При ликвидации организации, являющейся источником комплектования государственного архива, без правопреемника документы постоянного срока хранения и документы по личному составу передаются в архив вышестоящей организации. В случае невозможности передачи документов в вышестоящую организацию по решению комиссии, образованной для передачи дел и имущества (ликвидационной комиссии), согласованному с соответствующим органом управления архивным делом, эти документы передаются в государственный архив.
9.7.2. Документы по личному составу ликвидированной организации при отсутствии правопреемника и вышестоящей организации передаются на временное хранение в специализированный архив (центр) документов по личному составу, а при его отсутствии — в государственный архив.
7.1. Хранение электронных документов в архиве осуществляется:
на физически обособленных носителях — в двух экземплярах, один из которых является основным, другой — рабочим. При этом основной и рабочий экземпляры хранятся в разных архивохранилищах (помещениях), при температурно-влажностном режиме, рекомендованном производителями носителей;
в информационной системе архива — на собственном оборудовании архива или в федеральном и (или) региональном хранилище электронных документов.7.2. Обязательными условиями хранения электронных документов на физически обособленных носителях являются:
применение носителей, предназначенных для долговременного (свыше 10 лет) хранения информации;
наличие технических и программных средств, позволяющих осуществлять их воспроизведение, миграцию и конвертацию, а также контролировать физическое и техническое состояние;
проведение миграции на новые носители и конвертации в современные форматы;
организация контроля за их аутентичностью, целостностью, достоверностью, пригодностью для использования.8.1. Расстановка архивных документов определяется планом (схемой) размещения архивных фондов, утверждаемым руководителем архива, с учетом необходимости локализации архивных документов, для которых установлен особый режим хранения.
8.2. Отдельному от других архивных документов (обособленному) хранению подлежат архивные документы:
содержащие сведения, составляющие государственную тайну; кинодокументы на нитрооснове; подвергшиеся биологическому поражению;
переданные на временное хранение в архив по договору и не отнесенные к составу Архивного фонда Российской Федерации.8.3. Сейфовому хранению с замещением в первичных средствах хранения картами-заместителями подлежат единицы хранения:
содержащие уникальные документы;
имеющие в оформлении или приложении к ним драгоценные металлы и камни.8.4. Местонахождение архивных документов закрепляется в пофондовом и постеллажном топографических указателях, ведущихся в пределах отдельного архивохранилища (помещения) на бумажном носителе и (или) в электронном виде.
При ведении топографических указателей:
на бумажном носителе — один из его экземпляров хранится у работника, ответственного за учет документов архива, второй — в соответствующем архивохранилище;
в электронном виде — в информационной системе архива.
Все изменения в местонахождении архивных документов фиксируются в топографических указателях, а также отражаются в плане (схеме) размещения архивных фондов.10.1. Архивные документы проверяются на предмет их фактического наличия и физического состояния (далее — проверка наличия) в плановом порядке в сроки, предусмотренные пунктом 10.2 Правил.
Внеплановая проверка наличия архивных документов (сплошная или выборочная) может быть назначена:
при смене руководителя архива и (или) заведующего архивохранилищем;
после массового перемещения, чрезвычайной ситуации и (или) других обстоятельств, в результате которых они могли бы быть утрачены или повреждены;
при реорганизации архива.10.2. В государственном архиве, музее, библиотеке, научной организации плановая (цикличная) проверка наличия архивных документов проводится:
уникальных документов — ежегодно (с полистным просмотром);
документов, имеющих в оформлении или приложении к ним драгоценные металлы и камни, — ежегодно;
особо ценных документов — один раз в 10 лет;
аудиовизуальных документов — один раз в 5 лет (при объеме аудиовизуальных документов более 50% от общего количества документов — один раз в 15 лет);
кинодокументов на нитрооснове — один раз в 2 года;
электронных документов на физически обособленных носителях — не реже одного раза в 5 лет.
Проверка наличия электронных документов в информационной системе архива осуществляется в автоматическом режиме.
Цикличность проверки наличия остальных архивных документов определяется архивом самостоятельно в зависимости от интенсивности использования архивных документов, но не может быть реже одного раза в 25 лет (в государственной библиотеке — один раз в 15 лет).
В муниципальном архиве, музее, библиотеке, плановая (цикличная) проверка наличия архивных документов проводится один раз в 10 лет.10.3. В начале проверки наличия и состояния архивных документов проводится выверка учетных документов.
10.4. Результаты проверки наличия архивных документов фиксируются в:
листе(ах) проверки наличия и состояния архивных документов (при проверке архивного фонда объемом до 30 единиц хранения допускается составление одного листа проверки на все его описи дел, документов);
акте проверки наличия и состояния архивных документов;
и при необходимости:
актах о технических ошибках в учетных документах, об обнаружении архивных документов, о неисправимых повреждениях документов (приложение N 1 к Правилам).Дела в архив организации передаются согласно специально разработанному графику. Его составление должно быть согласовано с руководителями каждого из структурных подразделений, которым предстоит передавать документы, а также утверждено архивариусом. Так как рабочие документы в архиве не только хранятся, но и периодически используются, следует определить регламент их выдачи (в случае необходимости) согласно поданным заявкам сотрудников организации, а также сторонних заинтересованных лиц.
Соблюдать описанные правила хранения кадровой и бухгалтерской документации достаточно несложно. В маленькой организации эта сфера ответственности обычно возлагается на секретаря или помощника руководителя, редко на бухгалтера. В средних по размеру документооборота предприятиях нередко создается отдельное подразделение, которое занимается наведением порядка в документах и архивах юридического лица.
Некоторые руководители крупных компаний предпочитают передавать хранение архивной документации на аутсорсинг, привлекая к сотрудничеству предоставляющие подобные услуги специализированные фирмы. Такой подход к решению проблемы предоставляет организациям ряд немаловажных преимуществ.
Во-первых, получение консультаций грамотных специалистов, досконально знающих нюансы архивного дела и действующего в стране законодательства. Во-вторых, сокращение расходов на хранение документов. В-третьих, использование самых прогрессивных технологий архивирования, обработки и уничтожения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что услуги подобных компаний в сегодняшних условиях пользуются все большим спросом.
Прежде всего необходимо разобраться, насколько обязательно создание архива в учреждении. Как сказано в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон № 125-ФЗ), архив – это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. В п. 3 Примерного положения упомянута еще одна важная функция архива – подготовка документов к передаче на постоянное хранение в государственный (муниципальный) архив, источником комплектования которого выступает организация. Обязанность создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов вменяется государственным органам, органам местного самоуправления муниципального района, городского округа и внутригородского района (ст. 13 Закона № 125-ФЗ). Что касается организаций и граждан, то создание архивов в целях хранения образовавшихся в процессе деятельности документов является их правом. Аналогичные положения закреплены в пунктах 1.3, 1.4 «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях», утвержденных приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526 (далее – Правила хранения документов). Обратите внимание, что иное может быть установлено нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Так, к полномочиям государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере архивного дела отнесено в том числе хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
— государственных архивов субъекта РФ или муниципальных архивов, музеев, библиотек субъекта РФ или муниципального образования; — органов государственной власти и иных государственных органов субъекта РФ или органов местного самоуправления; — государственных или муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных или муниципальных учреждений. Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок. Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему. Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
На современном этапе практически каждая организация сталкивается с проблемой хранения документов. Согласно законодательству Российской Федерации, многие документы должны храниться на протяжении в 5, 10 и иногда и 20 лет.
Архив — это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов [1].
Архивы организаций подразделяются на:
передающие свои документы в архивные учреждения на постоянное хранение;
не передающие свои документов в архивные учреждения на постоянное хранение.
В процессе создания архива целесообразно выделить несколько взаимосвязанных этапов.
Первый этап связан с изучением нормативной правовой документации в сфере организации архивного хранения. Это является необходимым условием для разработки локальных регламентирующих актов по созданию и работе архива. Для того, чтобы создать архив организации необходимо обратиться к Федеральному закону от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Данным нормативным правовым актом регулируются вопросы хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации. С помощью этого документа работник кадровой службы получит представление об основных принципах организации архивного дела [1].
Обязательно также обратиться к Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Росархивом 6 октября 2000 г., далее — Перечень). В Перечне прописаны документы, образующиеся в деятельности любой организации, независимо от ее вида и формы собственности. Здесь же указаны сроки, сроки их хранения [4].
Следующий документ, с которым следует ознакомиться, — это Основные пр��вила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.). Они распространяются на архивы государственных организаций и все негосударственные организации в части обеспечения сохранности, описания, учета и использования документов Архивного фонда РФ, отнесенных к государственной собственности [3].
Акт уничтожения документов с истекшим сроком хранения
Срок хранения бухгалтерских документов
Сроки хранения личных дел уволенных работников
Сколько хранить документы после ликвидации ООО
Архивная справка: образец
Действующее законодательство устанавливает для хозяйствующих субъектов обязанность хранения большинства «бумажных» документов, образующихся по ходу деятельности. При этом для каждого вида документов утверждаются свои сроки хранения, порой довольно длительные. Рассмотрим новые сроки хранения документов, таблицы по ним, а также расскажем, какие санкции грозят за нарушение правил их хранения.
Несоблюдение сроков хранения документов бухучета и «первички» может обернуться для компании немалыми штрафами, поскольку документ, уничтоженный раньше установленного срока, невозможно предоставить инспекторам в случае налоговой проверки.
Приведем сроки хранения первичных документов в таблице вместе со сроками для бухгалтерской документации.
Похожие записи: