Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перерасчет льготной пенсии при достижении пенсионного возраста». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства – мужчины имеют право на льготную пенсию после достижения 55 лет и при общем стаже работы не менее 30 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе.
При отсутствии необходимого общего стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при налички стажа работы:
- с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года — не менее 25 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года — не менее 26 лет;
- с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 — не менее 26 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 — не менее 27 лет;
- с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 — не менее 27 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 — не менее 28 лет;
- с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году — не менее 28 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 — не менее 29 лет;
- с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 — не менее 29 лет 6 месяцев;
Женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистам истроительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базетракторов и экскаваторов – после достижения 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.
При отсутствии необходимого стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготныхусловияхназначается при налички стажа работы:
- с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года — не менее 20 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года — не менее 21 года;
- с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 — не менее 21 года 6 месяцев;
- с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 — не менее 22 лет;
- с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 — не менее 22 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 — не менее 23 лет;
- с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году — не менее 23 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 — не менее 24 лет;
- с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 — не менее 24 лет 6 месяцев.
А также:
- Женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хазяйства имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
- Женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании, уборке и после уборочной обработке абака имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
- Работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
До достижения 55 лет имеют право на пенсию женщины 1970 года рождения и старше (см. Условия выхода на пенсию по Списку 2).
Водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процес се тяжелых и вредных производств, имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже работы:
- для мужчин — не менее 30 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев;
- для женщин — не менее 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 10 лет.
При отсутствии необходимого общего стажа до 1 апреля 2024 года применяются условия досрочного выхода на пенсию по Списку 2. На таких же условиях имеют право на льготную пенсию женщины 1970 года рождения и старше.
Пенсії за вислугу років, пільгові пенсії
Вопрос читателя: С 01.09.1973 по 21.07.1976г учёба в ПТУ (специальность по списку №2) С 28.07.1976 по 21.10.1976г работал по этой специальности.С 04.11.1976 по 29.10.1978г служба в СА. Учитывается ли весь этот период в льготный стаж? Через 1 год после службы, работал 2,5года тоже по списку№2. Затем с 03.01.2002 по 14.10.2010г Тоже №2, есть запись в трудовой и аттестация. Высчитывается из льготного стажа отпуска, больничный и т.п?
Ответ: для назначения пенсии по списку № 2 мужчинам необходимо 12 лет 6 мес. работы предусмотренной списком № 2 и 25 лет общего стажа. Если льготный стаж не выработан в полном объёме, отработано не менее половины необходимого стажа то за каждые 2 года 6. мес. работы по списку № 2 на 1 год сокращается пенсионный возраст. В льготный стаж по списку № 2 засчитывается только период стажа когда лицо работало полный рабочий день по специальности по списку № 2 и других работ не выполняло.
23 января 2020 года Конституционный Суд Украины признал неконституционными положения статьи 13, части второй статьи 14, пункты «б-г» статьи 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно пенсионного обеспечения» от 2 марта 2015 №213-VIII.
Поэтому с этой даты применению подлежат статья 13, часть вторая статьи 14, пункты «б-г» статьи 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в редакции, действовавшей до внесения соответствующих изменений Законом №213, а именно:
На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, не зависимо от места последней работы:
а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест:
мужчины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
женщины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца — женщинам;
б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих
мест:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы — женщинам;
в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства — мужчины по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов — после достижения 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;
д) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства — после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;
е) женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака — после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
е) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, — по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
ж) женщины, работающие в сельскохозяйственном производстве и воспитавшие пять и более детей — независимо от возраста и трудового стажа, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;
з) водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжелых и вредных производств:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы 20 лет, в том числе на указанной работе не менее 10 лет.
Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее чем по достижении 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий и организаций, предназначенных на оплату труда, что перечисляются в Пенсионный фонд Украины на выплату пенсий до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона.
При наличии стажа на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет 6 месяцев у женщин за каждый полный год этих работ пенсионный возраст, предусмотренный статьей 12 настоящего Закона, снижается на 1 год.
Право на пенсию за выслугу лет имеют следующие категории рабочих и служащих авиации, а также летно-испытательного состава, независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они заняты:
б) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера:
мужчины — по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;
женщины — по достижении 45 лет и при общем стаже работы не менее 17 лет 6 месяцев, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.
295 грн. у місяць
Онлайн бухгалтерія
для ФОП і малого бізнесу
перші 30 днів безкоштовно!
-
Подтверждение трудового стажа для назначения пенсии
-
Как оформить пенсию переселенцам из зоны АТО?
-
Перерасчет пенсии в Украине
-
Негосударственное пенсионное страхование
-
Пенсии в связи с потерей кормильца
-
Пенсия по инвалидности: условия, размеры, сроки
-
Что такое индексация пенсий, и каким образом ее должны проводить?
-
Пенсионная реформа в Украине
-
Гарантии и льготы для инвалидов
-
Новый механизм начисления пенсий чернобыльцам
-
Государственная социальная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства: размеры, условия и порядок выплаты
-
Пенсионный стаж
-
Временная помощь пенсионерам, не имеющим необходимого стажа для выплаты пенсии
-
Пенсии военным в Украине. Пенсия военнослужащих и участников боевых действий
Действующее законодательство содержит в общей сложности более 1700 профессий, работники которых, имея соответствующий размер трудового стажа, могут претендовать на досрочное пенсионное обеспечение.
Прежде всего, это ФЗ №400 от 28/12/13 г. и его гл. 6 (ст. 30-32), содержащие обширный список «льготников» — от работников горячих цехов и вредных производств до водителей городских автобусов. Указан по каждой категории и стаж выхода на пенсию. При этом для женщин, как правило, число лет снижено на 5, по сравнению с «мужским» лимитом.
Существуют уточняющие списки льготных профессий, принятые еще кабинетом министров СССР, условно называемые «список 1» и «список 2» (приняты пост. №10 от 26/01/91 г.). В них включены особо тяжелые и вредные работы, такие как фармацевтическое производство, работы, связанные с горно-рудным обогащением, химическим и коксо-химическим производством, атомной промышленностью и рядом других.
При определении льгот используются и так называемые малые списки профессий: медицинские, педагогические, водительские профессии, всего 19 позиций. К примеру, правительственное Постановление №781 от 29/10/02 г. содержит информацию о педагогических и медицинских профессиях, дающих право на льготу.
Эту информацию в первую очередь необходимо изучить будущим «льготникам».
Отметим вначале, что, хотя процедура расчета достаточно сложна, составить представление о размере собственной пенсии все-таки возможно.
На первоначальном этапе следует определить, имеются ли основания для назначения определенному гражданину досрочной пенсии, и обратиться к ФЗ №400 от 28/12/13 г. (гл. 6 ст. 30-32), где содержатся списки профессий для «льготников», а также уточнить при необходимости информацию в т.н. списках 1 и 2, малых списках.
Попробуйте самостоятельно рассчитать льготные годы стажа, согласно пост. №516 от 11/07/02 г. Правительства РФ. Этот документ утверждает Правила для расчета стажа по досрочным пенсиям. Например, в стаж включается время нетрудоспособности, основных и дополнительных отпусков, вынужденных прогулов. При переводе на другую работу в той же организации на срок не более месяца этот перевод тоже засчитывается в «льготный» стаж. Свои особенности исчисления стажа существуют для беременных женщин, переведенных с «льготного» рабочего места на «обычное» по мед. показаниям.
При подсчете стажа следует обратить внимание на то, какие периоды льготного труда суммируются, а какие – нет.
Так, согласно Правилам, суммируются (по тексту п. 2, 3 Правил):
- работы на вредных производствах (под землей, в горячих цехах) со сроком работы «ликвидаторов», работников «чернобыльской» зоны;
- труд женщин на сельхозмашинах, тракторах, строительных машинах со сроком работы во вредных условиях, горячих цехах, в тяжелых условиях труда, в геологических экспедициях, в железнодорожной отрасли на определенных работах, например, связанных с безопасностью;
- работа на судах, непосредственно выполняющих работы при выходе из порта, в море суммируется с работой на вредных производствах, подземных работах;
- труд в условиях Крайнего Севера не исключает стажа работы водителем на городском маршруте, профессионального спасателя, стажа работы с осужденными в системе исполнения наказаний и т.д.
Перед обращением за назначением пенсии важно учесть такой фактор, как стаж.
Совет! Для определения стажа при расчете льготной пенсии в спорных случаях целесообразно обращаться в отделение ПФР. Специалисты смогут определить все нюансы той или иной ситуации, соотнести ее с нормами законодательства, произвести корректный расчет сроков и стажа.
С 2015 года размер пенсии напрямую зависит от количества т.н. пенсионных баллов, и если для получения льготной пенсии необходимы названные выше особые условия, то сама методика подсчета пенсионных накоплений едина для всех. Из этого следует, что претендовать на «особую» пенсию, не имея накопленных баллов от ПФР, невозможно. Для того чтобы подсчитать, сколько баллов накоплено к выходу на пенсию, к примеру, в текущем году, необходимо знать объем отчислений в пенсионный фонд. Чем он выше, тем на большее число баллов можно рассчитывать. Так, в текущем году необходимое количество баллов — 16,2. Этот показатель достигнет максимума (30) в 2024 году.
Цена одного балла в текущем году — 87,24 руб., размер же накоплений в фонд можно узнать через регистрацию в сервисе Госуслуг, в личном кабинете, либо обратившись с запросом непосредственно к работникам пенсионного фонда. За каждый год, начиная с 2002-го, такой расчет нужно делать отдельно по годам. Не стоит забывать и о нерабочих периодах, за которые согласно ФЗ №400 (ст. 12) тоже начисляются баллы.
Количество баллов умножается на размер одного пенсионного коэффициента, и получается приблизительная величина льготной пенсии.
Точный расчет возможен только при обращении в пенсионный фонд, ведь пересчет пенсий, накопленных до 2002 года, производился специалистами этой организации по особым, переходным условиям. Для самостоятельного подсчета потребуется знать объем страховой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.15 (так или иначе потребуется запрос в ПФР) и ставку одного балла на 01.01. 2015 г. Она составляла 64,10 руб. Подсчет делается простым делением суммы на ставку.
Поясним сказанное на условных примерах.
Предположим, что стоит задача самостоятельно рассчитать годовой пенсионный коэффициент (пенсионные баллы). Максимальную базу для начисления взносов берем по 2018 году – 1021000 руб. Пусть работник имеет заработную плату 22000 в месяц. Его годовой фонд оплаты труда составит (22000*12) 264000 руб.
Пусть при этом гражданин не формирует накопительную часть пенсии, следовательно, для расчетов используется 16% тариф (в противном случае следует брать 10%). Отчисления работника в ПФР равны (264000 * 16%) 42240 руб. Норматив отчислений равен (1021000 * 16%) 163360 руб. 42240 / 163360 * 10, где 10 – максимальный пенсионный коэффициент (максимально возможное количество баллов в год). Результат подсчетов — 2,586 балла.
Цена одного балла в 2018 году 81,49 руб. Если к моменту выхода на пенсию гражданин накопил условно 100 баллов, то пенсия составит 81,49 * 100 = 8149 руб. Добавим фиксированную выплату указанного года — 4 982,90 руб. и получим 8149 руб. + 4 982,90 руб. = 13131,90 руб.
Для получения льготной пенсии должны соблюдаться такие условия:
- соответствующая льготе должность;
- соответствующий должности трудовой стаж;
- необходимое число накопленных к моменту выхода на льготную пенсию пенсионных баллов.
Чтобы рассчитать льготную пенсию, необходимо проверить наличие вышеназванных условий, затем исчислить самостоятельно либо с помощью сервисов пенсионного фонда число накопленных к моменту выхода на пенсию баллов и, умножив это число на законодательно закрепленное стоимостное значение балла, произвести расчеты на соответствующую дату. Следует учесть в сумме также и фиксированный размер пенсии, в соответствии с законом.
Проконтролировать правильность расчетов можно, обратившись с запросом в пенсионный фонд. Отказать чиновники не имеют права, даже если выход на пенсию гражданин только планирует в будущем.
Заметим также, что в правительстве обсуждается проект, связанный с отменой пенсионных баллов.
Чтобы официально стать пенсионером, нужно подготовить следующие документы:
– паспорт;
– идентификационный код;
– трудовая книжка (причем если в ней есть некорректные записи, нужны справки, которые подтвердят стаж);
– справка о заработной плате (важный нюанс: ее оригинал человек предоставляет в том случае, когда хочет, чтобы для начисления пенсии взяли период работы, когда у него была высокая зарплата – если это было до 2004 года; если же будущий пенсионер не предоставляет такую справку, пенсию ему назначат по тем отчислениям, сведения о которых есть в электронной базе ПФУ после 2004 года);
– свидетельство о рождении детей (если обращается женщина или мужчина, находившиеся в декретном отпуске) – декретный отпуск засчитывается при назначении пенсии;
– документы, подтверждающие обучение в высшем учебном заведении или прохождение военной службы, – эти периоды тоже засчитываются при назначении пенсии;
– если человек имеет статус внутренне перемещенного лица, то также должен предоставить справку ВПО.
Если человек работал на ныне оккупированных территориях Украины после 2000, то все эти данные есть в персонифицированном учете. А если раньше, то человек должен искать архивы и проверить перерегистрировалось ли предприятие на подконтрольную правительству территорию. Так удается восстановить данные.
Если невозможно подтвердить этот стаж, то некоторые люди доказывают его в судебном порядке, или он утрачивается.
На пенсию за выслугу лет выходят те, кто может из-за сложности или специфики выполняемой работы утратить профессиональную трудоспособности раньше, чем обычно выходят на пенсию. Например, балерины или пилоты.
Пенсия за выслугу лет назначается, когда лицо уходит с работы, дающей право на эту пенсию. При устройстве на работу по должности, которая дает право на пенсию за выслугу лет, выплата пенсии прекращается на весь период работы на этой должности, в том числе, если человек работает на таких должностях после достижения пенсионного возраста.
В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении» (ст. 52) право на пенсию за выслугу лет имеют:
-
отдельные категории работников авиации и летно-испытательного состава;
-
рабочие локомотивных бригад и отдельные категории работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене;
-
водители грузовых автомобилей, непосредственно занятых в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
-
механизаторы (докеры-механизаторы) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах, а также плавсостав морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения);
-
работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
-
рабочие и мастера (в том числе старшие мастера), непосредственно занятые на лесозаготовках и лесосплаве, включая занятых на обслуживании механизмов и оборудования;
-
некоторые категории артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов,
-
работники образования, здравоохранения, а также социального обеспечения, в домах-интернатах для престарелых и лиц с инвалидностью и специальных службах непосредственно заняты обслуживанием пенсионеров и лиц с инвалидностью;
-
спортсмены.
Пенсия за выслугу лет не назначается автоматически. Для начисления пенсии необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства (регистрации). Заявление подается лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Необходимые документы:
-
заявление;
-
документ о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов (кроме лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган и имеют отметку в паспорте) или свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании;
-
документы о стаже, определенные Порядком подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года № 637.
Если в трудовой книжке не записан весь трудовой стаж, дополнительно предоставляется уточняющая справка заведения (учреждения), где работал соискатель пенсии. Если документы о трудовом стаже не сохранились, подтверждение трудового стажа осуществляется органами Пенсионного фонда на основании показаний свидетелей.
-
для подтверждения заработной платы отделом персонифицированного учета предоставляются индивидуальные сведения о застрахованном лице за период с 1 июля 2000 года;
-
документы о месте проживания (регистрации) лица;
-
документы, подтверждающие стаж работы, дающий право на назначение такого вида пенсии.
Важно: зачисление в специальный стаж времени обучения в учебных заведениях в действующем пенсионном законодательстве Украины не предусмотрено.
Выгодно ли оформить пенсию по старости позже положенного возраста?
Женщина 1950 года рождения получает пенсию по возрасту с января 2005 года. Не работает. Страховой стаж составляет 40 лет 11 месяцев 15 дней. В декабре 2019-го общий размер пенсии составлял 2000 гривен. На сколько увеличилась пенсия с января текущего года?
Ответ: Пересчитанный размер пенсии с 1 января составляет 2096,15 гривны, в том числе:
936,78 грн. — основной размер пенсии, начисленный в соответствии со статьей 27 Закона;
701,22 грн. — доплата к прожиточному минимуму, до 1638,00 грн.;
251,20 грн. — доплата в соответствии с частью 2 статьи 28 Закона (до 1889,20 грн.);
140,52 грн. — доплата за стаж работы более 20 лет для женщин, исчисленная в соответствии со статьей 28 Закона (936,78 грн. х 15%);
66,43 грн. — повышение лицу, имеющему статус «Ребенок войны».
То есть с января 2020 года размер пенсионной выплаты увеличен на 96,15 гривны.
Женщина 1954 года рождения получает пенсию по возрасту с октября 2009 года, работает. Страховой стаж составляет 38 лет. Будет ли повышение пенсии с января-2020?
Ответ: Поскольку гражданка работает, право на перерасчет пенсии с января 2020-го отсутствует. Перерасчет пенсии осуществляется после увольнения с работы и предоставления соответствующего заявления в органы Пенсионного фонда Украины.
Женщина 1948 года рождения получает пенсию по возрасту с января 2003 года, не работает. Страховой стаж составляет 41 год 5 месяцев 9 дней. Размер пенсионной выплаты в декабре составлял 2924,33 гривны. Почему в январе не получила повышение?
Ответ: Размер пенсионной выплаты заявительницы с 1 января составляет 2924,33 гривны. В том числе:
2580,35 грн. — основной размер пенсии по возрасту, исчисленный в соответствии со ст. 27 Закона с учетом стажа и заработной платы;
343,98 грн. — доплата за сверхнормативный стаж 21 год, исчисленная в соответствии со ст. 28 Закона (1638,00 x 21%).
Поскольку основной размер пенсии по возрасту 2580,35 гривны, что превышает 1889,20 гривны (40% минимальной заработной платы (4723,00 грн. х 40%), право на повышение с 1 января, к сожалению, отсутствует.
То есть перерасчет пенсии производится при соблюдении четырех следующих условий:
- После достижения 65-летнего возраста.
- При наличии необходимого страхового стажа (женщины — 30, а мужчины 35 лет).
- При увольнении с работы.
- Если основной размер пенсии, исчисленный в соответствии со статьей 27 Закона, не превышает 1889,20 гривны.
Елена СЫЧУГОВА,
начальник Главного управления Пенсионного фонда Украины
в Николаевской области
Перерасчет пенсии будет осуществляться автоматически, поэтому специально обращаться в Пенсионный фонд не нужно.
Сколько и кому будут доплачивать
- Надбавка за лишний стаж составит не более 1% от уровня минимальной пенсии. С 1 июля минимальная пенсия составляет 1854 грн и равна прожиточному минимуму, установленному для нетрудоспособных лиц.
- Также, в связи с увеличением размера прожиточного минимума (с 1 769,00 грн до 1 854,00 грн) для лиц, утративших трудоспособность, главным управлением Пенсионного фонда Украины автоматически будет произведен перерасчет пенсии неработающим пенсионерам.
- Пересчету подлежат пенсионные выплаты, составляющие которых зависят от размера прожиточного минимума (доплата за сверхнормативный стаж, доплата к минимальному размеру пенсий, повышение, рассчитываемые исходя из прожиточного минимума).
- Размер повышения пенсии, соответственно, будет зависеть от того, какая составляющая пенсионной выплаты исчисляется от величины прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Таким образом, пенсионные выплаты лиц, которые получают пенсию в минимальном размере, увеличатся на 85,00 грн и составят 1854 грн.
- Те лица, у которых от размера прожиточного минимума зависит доплата за сверхнормативный стаж получат повышение индивидуально в меньшем размере.
- Так, например, если доплата за 4 года сверхнормативного стажа до 1 июля 2021 составляла 70,76 грн (1 769,00 грн х 4%), то с 1 июля 2021 она составит 74,16 грн (1 854,00 х 4%). Размер пенсии увеличится соответственно на 3,40 грн (74,16 грн — 70,76 грн).
О пенсионной реформе и перерасчете пенсии в вопросах и ответах
В связи с пандемией коронавируса все пенсионеры Украины, размер пенсионных выплат которых составляет меньше 5000 гривен, получают доплату к пенсиям в сумме 1000 гривен. Прибавка к пенсии «от Зеленского» выплачивается до окончания эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19.
График повышения пенсий на 2020 год:
- с 1 января 2020 года
- с 1 июля 2020 года
- с 1 декабря 2020 года
Повышение пенсий в Украине происходит «задним» числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года.
После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере до 300 грн./месяц, на сумму от 300 до 600 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 600-1500 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1500 гривен.
Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальных пенсий. В 2020 году сумма минимальной пенсии в Украине составляет 1712 гривен. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1573 грн.
Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных решений Правительства.
В соответствии со ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении право на пенсию по возрасту на льготных условиях независимо от места последней работы имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по Списку № 1 и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины — после достижения 50 лет и при стаже работы не меньше 20 лет, из них не меньше 10 лет — на указанных работах; женщины — после достижения 45 лет и при стаже работы не меньше 15 лет, из них не меньше 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Работникам, имеющим не меньше половины трудового стажа в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 этого Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца — женщинам.
Работники, которые заняты полный рабочий день на других работах во вредных и тяжелых условиях труда, — по Списку № 2, и по результатам аттестации рабочих мест имеют право на пенсию: мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не меньше 25 лет, из них не меньше 12 лет 6 месяцев на указанных работах; женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не меньше 20 лет, из них не меньше 10 лет — на указанных работах.
Работникам, имеющим не меньше половины трудового стажа во вредных и тяжелых условиях труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы — мужчинам и за каждые 2 года такой работы — женщинам.
Согласно ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении лицам, отработавшим до вступления в силу этого Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, пенсии по возрасту назначаются на следующих условиях:
- лицам, имеющим на день вступления в силу этого Закона (01.01.92 г.) полный стаж на указанных работах, который давал право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных этим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действовавшим законодательством;
- лицам, не имеющим полного стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии со ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, снижается пропорционально имеющемуся стажу в порядке, предусмотренном статьями 13, 14 этого Закона, исходя из требований этого стажа, установленных ранее действовавшим законодательством.
Полным рабочим днем следует считать выполнение работ в условиях, предусмотренных списками, не меньше 80% рабочего времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением трудовых обязанностей (п. 2 Порядка № 383).
При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются списки, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.92 г. и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.92 г.
Согласно п. 4 Порядка № 442 аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.
Указанный Порядок вступил в силу 21.08.92 г., а это значит, что при назначении пенсии по возрасту на льготных условиях для зачисления в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного 5-летнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.92 г. соответствующее право в течение этого периода должно быть подтверждено результатами аттестации.
Результаты аттестации (как впервые проведенной, так и очередной) применяются при исчислении стажа, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в течение 5 лет после утверждения ее результатов, при условии, что на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), дающие право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях. В случае коренного изменения условий и характера труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях должна проводиться внеочередная аттестация.
Такой же порядок применяется в случае прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации с определением правопреемника.
В случае подтверждения этого права по результатам аттестации, впервые проведенной до 21.08.97 г. (в течение 5 лет после введения в действие Порядка № 442), в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, засчитывается весь период работы на данном предприятии в производствах, предусмотренных списками. То есть период работы с вредными условиями труда до даты издания приказа на предприятии о результатах проведения аттестации и период работы в течение следующих 5 лет, если на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда.
Если аттестация впервые проводилась после 21.08.97 г., в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях в льготный стаж засчитывается весь период работы до 21.08.92 г., 5-летний период работы на данном предприятии, предшествующий дате издания приказа о ее результатах, и периоде работы в течение следующих 5 лет, если на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда.
Если же аттестация с 21.08.92 г. не проводилась или по результатам аттестации, впервые проведенной после 21.08.97 г., право не подтвердилось, в льготный стаж засчитывается лишь период работы с вредными условиями труда на данном предприятии, в учреждении или организации до 21.08.92 г. включительно, то есть до вступления в силу Порядка № 442. В таком же порядке засчитывается льготный стаж, если по результатам аттестации, впервые проведенной до 21.08.97 г., право на льготное пенсионное обеспечение не подтвердилось.
Таким образом, если с учетом вышеуказанного порядка лицу назначается пенсия по возрасту на льготных условиях и в льготный стаж засчитан период после 01.01.92 г. (даже если засчитан только по 21.08.92 г.), пенсия назначается по нормам ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении и подлежит возмещению предприятием.
Перерасчет пенсии: кому, когда и как
Если льготный стаж приобретен до 01.01.92 г., то пенсия назначается по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении.
При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях в соответствии со ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении применяется Список № 2, утвержденный постановлением № 1173, и льготный стаж при этом засчитывается до 01.01.92 г. Проведения аттестации рабочих мест в данном случае не требуется. Расходы на выплату пенсии предприятием не возмещаются.
Для подтверждения трудового стажа с вредными и тяжелыми условиями труда предоставляется трудовая книжка с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периоде выполняемой работы, выписка из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте (для подтверждения стажа после 21.08.92 г.) и уточняющая справка (п. 20 Порядка № 637).
В справке должны указываться: периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.
То есть период, который подлежит зачислению в льготный трудовой стаж, определяет предприятие путем предоставления уточняющей справки.
Если предприятие ликвидировано без правопреемника, то льготный стаж подтверждают соответствующие комиссии, действующие в каждой области при Пенсионном фонде Украины.
Как указано выше, применяются разные списки. То есть если, например, лицо работало до 01.01.92 г. и его должность не была предусмотрена списками, действовавшими в то время, а впервые должность введена в списки, действовавшие после 01.01.92 г. (лицо в настоящее время уже не работает по этой профессии), то такое лицо не будет иметь права на льготную пенсию.
Напомним, что до 01.01.92 г. были действующими Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением № 1173, а после — списки, утвержденные постановлениями № 10, № 36, № 162.
Выборная работа засчитывается в льготный стаж лишь в случае назначения пенсии по возрасту на льготных условиях по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении, то есть в случае, если весь льготный стаж приобретен до 01.01.92 г.
Пунктом 97 Положения № 590 предусмотрено, что в тех случаях, когда рабочий или служащий был избран на выборную должность, работа на такой должности в пределах, не превышающих 5 лет, приравнивается при определении права на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах к работе до избрания.
При зачислении в льготный стаж выборной работы применяются условия, предусмотренные как п. 97, так и п. 109 Положения № 590 (в зависимости от конкретных обстоятельств), которым, в частности, предусмотрено, что работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в льготный стаж при условии, что перерыв между указанной работой и работой, следующей за ней, не превышает 3 месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях.
В 2021 году ожидается немало обновлений для тех, кто вышел на пенсию или только это планирует. В нашей стране пенсионные выплаты по возрасту назначают в соответствии с законом “Об общеобязательном государственном страховании”, а также при соблюдении двух нюансов:
- наличие необходимого страхового стажа;
- достижения возраста 60 лет.
Если будущий пенсионер придет в Пенсионный фонд не позже 3 месяцев со дня достижения им необходимого возраста для получения пенсии, оплата будет назначена со следующего дня после достижения возраста выхода на отдых.
Согласно последним данным, в Украине предложили законопроект, предусматривающий изменение возраста выхода на пенсию для женщин. Авторы законопроекта, зарегистрированного в Верховной Раде «Слугами народа», полагают, что в 2011 году с женщинами обошлись несправедливо. А точнее, время выхода на пенсию не должно зависеть от даты рождения. Если внесенный законопроект будет одобрен, женщины станут пенсионерками намного раньше – в 55 лет. Однако, существует важное ограничение: это станет возможным лишь при отсутствии рабочего места, то есть одновременно работать и получать пенсию в 55 лет запретят.
Что касается мужского населения, в Украине к 2028 году примерно половина 60 летних мужчин смогут выйти на пенсию своевременно. Остальные из-за недостатка стажа будут работать до 63 либо 65 лет. Министерство социальной политики указало, что в 2028 году только 55% мужчин будут иметь необходимый стаж по годам. Оставшимся придется работать до 63 и 65 лет. Количество пенсионеров, которые не будут получать пенсии, будет ежегодно возрастать.
Важно различать пенсию по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет. Таким образом, «возрастные» пенсионные выплаты привязаны сегодня к границе 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Но в ряде профессий пенсия предоставляется по выслуге лет.
Закон, который модернизирует пенсионную реформу в Украине и меняет пенсионный возраст, будет вводиться поэтапно.
Страховой стаж – важный момент, действующий в Украине с 2004 года. С этого периода он имеет немалое значение, а именно, сколько по времени и в каком объеме работодатель оплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд, а не тот факт, сколько человек проработал в компании. Следует убедиться заранее, что вам будет достаточно страхового стажа, чтобы точно получать пенсию в старости. В ином случае его можно купить.
Страна | Мужчины | Женщины |
Россия | 60 | 55 |
Германия | 65 | 60 |
США | 65 | 60 |
Беларусь | 60 | 55 |
Польша | 65 | 60 |
Япония | 65 | 60 |
Франция | 67 | 67 |
Канада | 65 | 65 |
Казахстан | 63 | 58 |
На 10 млн работающего населения в стране приходится 12 млн пенсионеров. Это довольно большая разница, которая способствует дефициту в Пенсионном фонде. Поэтому государство вынуждено предпринимать решительные действия по уменьшению количества людей, зависимых от государственного пенсионного пособия.
В Америке и Европе за ближайшее тридцатилетие планируют перейти к пенсионному возрасту в 70 лет. Граждан пенсионного возраста всячески поощряют, чтобы они работали как можно дольше. Так в Японии, например, чем позже выходишь на заслуженный отдых, тем выше пенсия.
Пенсия зависит от минимальной зарплаты и не может быть меньше минимально установленного уровня. Это значит, что она автоматически будет повышаться с ростом этих показателей.
Во сколько лет идти на пенсию в Украине каждый решает сам, исходя из индивидуальных особенностей, но минимальный возраст и страховой стаж прописан законом. По достижению пенсионного возраста украинец может обращаться за оформлением пенсии в любое удобное для себя время. Максимально допустимых сроков закон не оговаривает.
Страховой стаж – это период, на протяжении которого человек подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию. В этот срок работник должен ежемесячно платить страховые взносы.
Важно! Минимальная сумма взноса определяется государством, но человек может увеличить её по собственному желанию, тем самым увеличив свою пенсию в будущем.
Не всегда понятно, что входит в страховой стаж. В это понятие включаются периоды:
- Работа по трудовому договору или контракту, при которой работодатель оплачивает взнос за работника самостоятельно.
- Предпринимательская деятельность без фиксированного налога при условии оплаты страховых взносов.
- Предпринимательская деятельность с использованием упрощённой системы налогообложения, а также с использованием фиксированного налога: с 1998 по 2000 при наличии справки про регистрацию субъекта предпринимательской деятельности и с 2000 до 2017 при условии оплаты страховых взносов.
- Прохождение воинской службы до 2018 года.
- Отпуск по беременности с 2004 по 2013.
- Отпуск по уходу за ребёнком до того, как ему/ей исполнится шесть лет – с 2004 года.
В ПФР объяснили, какой стаж работы необходим для досрочной пенсии
Ошибочно считается, что он зависит только от трудового стажа. На самом деле этот критерий сложнее, он состоит из нескольких переменных:
- Трудовой стаж.
- Работа и должность, которую занимал человек.
- Размер страховых выплат.
Страховой стаж рассчитывается помесячно. Если отработан был неполный месяц, тогда он учитывается как полный месяц при условии, что размер отчисления был полноразмерными.
Стоит знать! Иногда ежемесячное отчисление в пенсионный фонд может быть меньше, чем минимум, определённый законом. В таком случае гражданин может осуществить доплату на счёт Пенсионного Фонда, и тогда тот месяц будет засчитан ему полностью.
Есть несколько способов как узнать свой страховой стаж в Украине:
- Зарегистрироваться на сайте Реестра застрахованных лиц Пенсионного Фонда и получить оттуда выписку.
- Обратиться в бухгалтерию по месту работы и попросить расчёт.
- Самостоятельно высчитать страховой стаж, пользуясь данными из трудовой книжки.
- Отправить письменный запрос в Пенсионный Фонд.
Проще всего пройти регистрацию в Реестре и получить данные оттуда. Тогда у застрахованного лица будет постоянный доступ в данным о том, в каком объёме отчисляются страховые взносы, какого размера будет его пенсия на данный момент и когда он сможет её получить.
Совет! Есть два способа получения доступа к реестру: личное обращение в Пенсионный Фонд или онлайн-регистрация по Электронной Цифровой Подписи.
ЦП есть только у ограниченного круга лиц, поэтому первый способ остаётся более доступный.
- Узнать, к какому отделению ПФУ заявитель относится.
- Прийти в него лично и передать заявление на получение доступа к реестру.
- Все данные в заявлении и документы проверяются. После этого, если всё в порядке, гражданин получает расписку и распечатанный «регистрационный код».
- Дома можно пройти обычную процедуру регистрации, в начале введя код, полученный в Пенсионном Фонде.
- Подтвердить регистрацию через электронную почту.
Необходимый страховой стаж для пенсии с 2018 года будет постепенно увеличиваться. Процедура завершится в 2028 году. Размер стажа с 2018 года будет зависеть от возраста и года выхода на пенсию.
- Для выхода на пенсию в 60 лет с 2018 до 2028 год у трудящегося должно накопиться от 25 до 35 лет соответственно. Каждый год количество страхового стажа увеличивается на 1.
- Для выхода на пенсию в 63 года у трудящегося должно накопиться от 15 до 25 лет на момент 2018 года, и от 25 до 35 лет на момент 2028 года.
- Для выхода на пенсию в 65 лет трудящий должен сохранить трудовой стаж от 15 до 16 лет с 2019 года и от 15 до 25 лет с 2028 года.
Такая система расчёта пенсий введена для большей мобильности. Нельзя сравнивать потребность выхода на отдых тех людей, которые проработали 25 лет и тех, кто отработал только 15. Из-за этого возраст выхода на пенсию поднимется не поголовно, а увеличивается в зависимости от отработанных страховых лет.
Важно! Учитывается не прямой трудовой стаж, а те года, когда трудящийся переводил отчисления в пенсионный фонд.
Страховой стаж существенно упрощает работу Пенсионного Фонда во время расчёта пенсий. Если человек много трудился, долго работал и его отчисления в счёт фонда были большими, тогда размер пенсии и других страховых выплат не разочаруют его в будущем.
Пенсионная реформа в Украине коснётся всех слоёв населения. В первую очередь положительные изменения ощутят:
- Люди с минимальной пенсией.
- Те, кто много отработал, и хочет уйти на пенсию раньше, не теряя размер начислений.
- Работающие пенсионеры.
- Военнослужащие, судьи и другие категории лиц с особой системой пенсионного начисления.
Пенсионная реформа – это необходимый шаг к евро интеграции Украины. Постепенное повышение пенсий, наряду с получением субсидий и других льгот, позволит пенсионерам ощущать себя комфортнее и активнее принимать участие в жизни страны.
Пенсионный возраст в Украине стал исчисляться по новой формуле после реформы правительства Гройсмана. Теперь срок выхода на пенсию варьируется от 60 до 65 лет и не зависит ни от пола, ни от «выслуги лет», ни от других сторонних факторов.
Важно! Исключениями остаются льготные категории граждан и те профессии, которые выделены в отдельный список и получают пенсии по отдельным законам.
Реформа сохранила право на досрочный выход на пенсию у ряда граждан, которые занимают должности с особыми условиями труда. К этому перечню относятся:
- Инвалиды I группы по зрению.
- Женщины, которые родили от пяти детей и более и воспитали их до восьмилетнего возраста.
- Матери инвалидов с детства.
- Военнослужащие.
- Мужчины после 55 лет при стаже работы не менее 25 лет.
- Женщины после 50 лет при стаже работы не менее 20 лет.
- Работники, трудовой договор с которыми был разорван по инициативе работодателя из-за изменений в организации производства (сокращение) за 1,5 года до установленного законом пенсионного возраста.
- Работники и служащие, которые пробыли не менее 15 лет в районе Крайнего Севера.
- Судьи, прокуроры.
- Работники опасных для здоровья производств.
- Трактористы, мужчины и женщины, работающие в сельском хозяйстве.
- Доярки.
- Работницы на текстильных предприятиях.
- Водители пассажирского транспорта, курсирующего в городе.
- Бортпроводники.
- Работники локомотивных бригад.
Этот список не охватывает все льготные профессии. Детальнее информацию можно узнать во время консультации у юриста, или же в отделе кадров по месту работы.
Процедура того, как начисляется пенсия в Украине, значительно изменилась после реформы. Появилось несколько новых переменных, которые существенно влияют на размер пенсии. Одна из них – это страховой стаж
Начисление пенсии, её расчёт, индексация и осовременивание происходят в соответствии с Законом Украины «Про Общеобязательное государственное социальное страхование».
Интересно знать! В этом нормативно-правовом акте детально описаны все нюансы пенсионного обеспечения граждан. Профессии-исключения, отмеченные в этом же законе, имеют свои документы, в которых детально описываются особенности их пенсионного обеспечения.
Начисление пенсии в Украине по новой пенсионной реформе зависит от трёх показателей:
- Продолжительность страхового стажа человека.
- Размер зарплаты, из которой платились страховые взносы.
- Времени выхода на пенсию.
Самое главное для расчёта пенсии – правильно высчитать коэффициент страхового стажа. В новом законе это делается по формуле: сумма месяцев страхового стажа (СМ) умножается на определённой по закону оценке одного года страхового стажа (ВС) в процентах. После полученное число делится на 100 и умножается на 12.
Важно! Размер пенсии также имеет расчётную формулу: зарплата (ЗП) умножается на коэффициент страхового стажа (КС).
Усложняет расчёты тот факт, что для правильного начисления пенсии учитывается не средняя или общая усреднённая заработная плата за какой-то отчётный период (или даже за весь срок отчислений), а зарплата за весь период работы начиная с 2000 года.
Важно! Этот метод делает расчёт более точным и честным. Очень часто человек, приближаясь к пенсионному возрасту, меняет место работы, уходя с более сложной и прибыльной работы на более простую, в связи с проблемами со здоровьем.
Если бы пенсии рассчитывались по последнему месту работы или последнему отчётному периоду, люди, которые всю жизнь тяжело работали на важных должностях, получали бы копейки.
Стоит знать! Возраст выхода на пенсию – это дополнительный коэффициент, который дополнительно повышает размер страховых отчислений. До 2021 года его будут применять к женщинам от 55 до 60, а с 2018 года — ко всем, кто работает после 65 лет.
— Главное новшество в измененном пенсионном законодательстве коснулось женщин: их пенсионный возраст повышается до 60 лет. Правда, повышаться он будет постепенно — на 6 месяцев каждые полгода.
С 1 октября с. г. на пенсию будут выходить женщины при достижении 55 лет и 6 месяцев (родившиеся с 1 октября 1956 г. по 31 марта 1957 г.); с 1 апреля будущего года право на пенсию получат женщины, которым исполнилось 56 лет, то есть родившиеся с 1 апреля по 30 сентября 1957 г., и так далее. В 60 лет выйдут на пенсию женщины, которые родились с 1 апреля по 31 декабря 1961 г. В этот, так называемый переходной, период за каждые отработанные полгода они будут получать 2,5 процента прибавки к их базовой пенсии.
— Закон разрешает неработающим женщинам в период до 1 января 2015 года оформлять пенсию в 55 лет, при условии, что у них есть не менее 30 лет страхового стажа. Однако размер их пенсии будет уменьшаться на 0,5 процента за каждый полный или неполный месяц, недоработанный до положенного срока выхода на пенсию.
Например, женщина должна выйти на пенсию в 56 лет, но решила уйти на заслуженный отдых в 55. Она должна уволиться. Назначенная ей пенсия по возрасту будет уменьшена на 6 процентов (12 месяцев х 0,5%). Такой, уменьшенный, размер пенсии ей будет выплачиваться на протяжении всего периода получения пенсии, независимо от вида пенсии.
Если до наступления пенсионного возраста женщина выйдет на работу, выплата досрочно назначенной пенсии будет прекращена, а после достижения установленного законом возраста выхода на пенсию процент, на который был уменьшен размер ее пенсии, будет пересмотрен с учетом количества полных месяцев страхового стажа, набранного за период работы после досрочного выхода на пенсию.
— Право на назначение пенсии по возрасту получают граждане, имеющие 15 лет страхового стажа (вместо 5 лет по прежнему законодательству). Если этот стаж меньше, человек будет получать государственную социальную помощь.
С 1 октября 2011 года возраст, дающий право на получение социальной помощи для тех, кто не заработал трудовую пенсию, устанавливается одинаковый для мужчин и женщин — 63 года. (По прежнему законодательству женщины получали социальную пенсию с 58 лет).
Страховой стаж для получения минимальной пенсии увеличен на 10 лет — с 20 до 30 лет для женщин и с 25 до 35 лет для мужчин. Если пенсионер проработал меньше, пенсия ему назначается пропорционально отработанному времени.
Как и раньше, при назначении пенсии применяется коэффициент страхового стажа — 1,35, но надбавка к пенсии за сверхурочный стаж — 1 процент от базовой или от минимальной пенсии — будет осуществляться за каждый полный год работы не после 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, а после 30 и 35 лет соответственно.
— При начисления пенсии учитывается только заработная плата по данным персонифицированного учета страховых взносов с 1 июля 2000 года и по день выхода на пенсию.
Однако до 1 января 2016 года по желанию гражданина можно представить справки о заработной плате за какие-либо пять лет работы до 1 июля 2000 г. при условии, что справка о зарплате будет подтверждена первичными документами. Включение пятилетнего периода до 1 июля 2000 года целесообразно в том случае, если зарплата в этот период была достаточно велика.
С 1 января 2012 года показатель средней заработной платы для начисления пенсии рассчитывается по-другому. Он берется не за предыдущий перед назначением пенсии календарный год, как раньше, а за последние три календарных года. То есть в 2012 году при начислении пенсии во внимание будет браться средняя заработная плата по Украине за 2009—2011 гг.
Кроме того, увеличился максимальный размер заработной платы, из которой перечисляются взносы в пенсионный фонд. По старому законодательству максимальная сумма зарплаты, из которой отчислялись пенсионные взносы, была равна 15 прожиточным минимумам для трудоспособных лиц. Сейчас этот размер вырос до 17 прожиточных минимумов.
Как и в предыдущем законодательстве, работающие пенсионеры имеют право на получение заработной платы и пенсии в полном размере.
— Законом предусмотрен перерасчет пенсий работающим пенсионерам, однако здесь есть некоторые нюансы.
Если после назначения пенсии человек продолжает работать, перерасчет пенсии производится с учетом не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения пенсии или предыдущего перерасчета. Перерасчет по желанию пенсионера может производиться только по стажу или по стажу и заработной плате. При этом и в одном, и в другом случае перерасчет производится по заработной плате, из которой начислялась (пересчитывалась) пенсия.
При перерасчете пенсии по стажу у тех пенсионеров, которым пенсия была назначена до 1 октября 2011 г., страховой стаж останется прежним — 20 лет для женщин и 25 — для мужчин соответственно, увеличение пенсии на один процент за каждый год сверхурочного стажа будет производиться по старому законодательству — за каждый год сверх 20 лет у женщин и 25 у мужчин.
При перерасчете пенсии по стажу и с учетом заработка за период после назначения пенсии или последнего перерасчета будет применяться увеличенный страховой стаж — 30 лет для женщин и 35 — для мужчин.
В новом законодательстве не предусмотрено повышение (осовременивание) ранее назначенных пенсий, однако остается действующей норма ч. 2 ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которой предусмотрено, что, в случае роста средней заработной платы в Украине за прошлый год, с 1 марта текущего года пенсии повышаются на коэффициент, который составляет не менее 20 процентов от темпов роста среднемесячной зарплаты в Украине по сравнению с предыдущим годом.
— Новое законодательство позволяет гражданам выйти на пенсию по возрасту за полтора года до установленного пенсионного возраста в случае увольнения за 1,5 года до выхода на пенсию в связи с ликвидацией, реорганизацией предприятия, сокращением штата.
В этой ситуации работник в течение 7 дней должен стать на учет в центре занятости, где ему должны найти подходящую работу. Если такой работы нет, центр занятости обращается в управление ПФ с ходатайством о назначении досрочной пенсии. В случае трудоустройства выплата пенсии прекращается до достижения гражданином установленного законом пенсионного возраста.
Также на полтора года раньше на пенсию могут выйти лица, уволенные по инициативе работодателя в связи с несоответствием занимаемой должности по состоянию здоровья (п. 2 ст. 40 КЗоТ).
— Повышение пенсионного возраста не коснулось лиц, работающих на вредных и тяжелых работах (список № 1 и № 2).
Как и прежде, при наличии необходимого страхового и льготного стажа пенсия по возрасту по списку № 1 будет назначаться мужчинам в 50, женщинам в 45 лет, по списку № 2 — соответственно в 55 и 50 лет.
В 50 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа, будут уходить на пенсию женщины, родившие пятерых и более детей и воспитавшие их до 6-летнего возраста, матери инвалидов с детства, инвалиды по зрению 1-й группы.
Сохраняется право на пенсию по выслуге лет до достижения пенсионного возраста для педагогов, медиков, работников культуры и социальной сферы, спортсменов.
Однако пока человек не достигнет установленного законом пенсионного возраста, его пенсия по выслуге лет пересчитываться не будет. При этом, выйдя на пенсию по выслуге лет, человек теряет право на получение государственной денежной помощи в размере 10 месячных пенсий, которая по новому пенсионному законодательству будет выплачиваться из госбюджета при назначении пенсии по возрасту этой категории пенсионеров. Напомню: обязательным условием получения такой разовой помощи работникам бюджетной сферы является специальный стаж в 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, а также тот факт, что они раньше не получали никаких пенсий и на момент достижения пенсионного возраста работали в учреждениях коммунальной и государственной формы собственности.
- Новости
- Новости Славянска
- Новости региона
- Новости Украины
- Статьи
- Интервью
- Блоги
- Видео
- Донбасс европейский
- О нас
Расчет пенсии желательно начать за несколько месяцев до наступления пенсионного возраста.Согласно ст. 26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», право на назначение пенсии по возрасту имеют мужчины после 60 лет, женщины — 55 лет (теперь с учетом переходного периода этот срок увеличен до 60 лет). Страховой стаж, согласно ст. 24 этого закона, учитывается по данным системы персонифицированного учета, а за периоды до внедрения этой системы — по законодательству, действующему ранее. Страховой стаж исчисляется в месяцах, а его коэффициент рассчитывается путем деления указанного количества месяцев на 12 и на 100.
Согласно ЗУ «О Госбюджете Украины на 2008 год…» с 01.01.2008 г. размер оценки одного года страхового стажа увеличен до 1,2%; с 01.10.2008 г. — до 1,35%. Согласно ст. 40 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» для начисления пенсии учитывается зарплата (доход) за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 г., независимо от перерывов, и за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 г.
По выбору обратившегося за пенсией из периода, за который учитывается зарплата (доход) для начисления пенсии, исключается период до 60 календарных месяцев подряд при условии, что этот период не больше 10% длительности страхового стажа.