Ответственность за нарушение законодательства о земле РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение законодательства о земле РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Надо помнить, что методы контроля совершенствуются. Максим Андреевич КИСЕЛЕВ, начальник землеустроительной службы Мозырского райисполкома, поясняет:

– В землеустроительной службе Гомельского облисполкома и Мозырского райисполкома внедрена и работает геоинформационная система (геопортал), которая позволяет, загружая снимки нового белорусского космического аппарата, который успешно работает, а также имеющиеся материалы по регистрации земельных участков, не выходя из кабинета, выявлять факты самовольного занятия и нерационального использования земли. Поэтому всех, кто нарушил земельное законодательство, мы обязательно найдем и не просто привлечем к ответственности, а сделаем это еще и с научно обоснованной доказательной базой. Первые факты уже выявлены, информации накоплено достаточно, в частности, по фактам самовольного занятия и строительства гаражей за пределами предоставленного земельного участка.

Бывают ситуации, когда люди, недостаточно владея законодательством, допускают самовольный за-хват неумышленно, особенно это характерно для огородников. Эти случаи можно отнести к негрубым нарушениям. Допустим, если перед домом посадили цветы, сделали бордюр, украсили камнями, это является благоустройством, не самовольным занятием земельного участка. Но когда садоводы заходят в ближайший лес или рощу и огораживают себе кусок территории под грядки, то это уже грубейшее нарушение. При этом надо иметь в виду, что в каждом частном случае степень виновности определяет только суд.

Но есть и юридические лица, индивидуальные предприниматели (ИП), которые осознанно, зная, что у них нет документов на земельный участок, идут на административное правонарушение. Показательный факт: в прошлом году склад для хранения материалов при плане 9х18 м был построен с нарушением и находился в высокой степени готовности, но в итоге его пришлось демонтировать.

Другая нередкая ситуация: гражданин покупает дом с участком земли. Старый хозяин за долгие годы самовольно переместил забор на несколько метров. Новый владелец активно берется за дело, возводит сарай, баню, навес, после чего приходит их узаконить, и тут выясняется, что построены они не на его территории, следовательно, незаконно. Поэтому гражданам, которые собираются что-то строить (новый дом, гараж, реконструкция дома, приобретенного на вторичном рынке, и т.д.), необходимо в землеустроительной службе уточнить границы своего земельного участка, получить в установленном порядке разрешение и только потом приступать к выполнению намеченных работ. Это позволит в дальнейшем сэкономить денежные средства, нервы, здоровье.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Согласно ст. 72 Кодекса о земле самовольно занятый земельный участок возвращается по его принадлежности в порядке, предусмотренном ч. 3 настоящей статьи, без возмещения лицу затрат, произведенных им за время незаконного использования. Приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние, а также снос возведенных на нем строений производятся за счет лица, самовольно занявшего земельный участок.

Возврат самовольно занятого земельного участка производится на основании решения городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого в соответствии с его компетенцией, о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением сроков выполнения этих действий.

В случае отказа лица, самовольно занявшего земельный участок, выполнить решение соответствующего исполнительного комитета, указанное в ч. 3 настоящей статьи, снос самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние осуществляются исполнительным комитетом.

Взыскание затрат на осуществление возврата самовольно занятого земельного участка, сноса самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние производятся в судебном порядке.

При повторном совершении правонарушения в течение года по факту составляется акт и направляется в органы МВД по месту совершения с указанием статьи Уголовного кодекса и информации, подтверждающей, что правонарушение совершено повторно.

  • 12 сентября будет перекрыто движение через мост
  • Гороскоп на 12 сентября. Узнайте, что приготовили для вас звезды
  • Из Мозыря в Юровичи. Православных верующих приглашают присоединится к Крестному ходу
  • Постковидные осложнения: почему болят суставы после коронавируса?
  • ФОТОФАКТ: На Гомельщину поступили 153 тысячи доз китайской вакцины от COVID-19
  • Россия снимает с 21 сентября все ограничения на авиасообщение с Беларусью
  • Гомельская область встретит участников автопробега «Символ единства»
  • ГАИ усилит контроль на трассе Минск-Гомель
  • «Таких шагов мы еще не предпринимали». Лукашенко рассказал о серьезных договоренностях с Россией
  • Директива на геноцид: уникальный документ обнаружен в Национальном архиве Беларуси
Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

5 января 2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 декабря 2011 г. № 9

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2013 г. № 9 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.10.2013, 6/1333)

Обсудив практику рассмотрения судами земельных споров, в целях предотвращения судебных ошибок, правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

постановляет:

1. Обратить внимание судов, что споры, возникающие в сфере земельных отношений, подлежат разрешению с учетом положений Кодекса Республики Беларусь о земле, Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», актов Президента Республики Беларусь (в частности, указов от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», от 2 февраля 2009 г. № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд», от 23 сентября 2011 г. № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков»*), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные правоотношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель.

______________________________

*Вступает в силу с 1 января 2012 г.

2. Судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле к исключительной компетенции судов относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков.

Подведомственность земельного спора областному, Минскому городскому, городскому (города областного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительным комитетам (ч. 1 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле) не лишает гражданина права на обращение в суд.

3. Разъяснить судам, что в порядке искового производства подлежат рассмотрению в судах требования о признании недействительными сделок с земельными участками, о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав на земельные участки, о праве на земельный участок в связи с продажей его с торгов, споры, возникающие из договора аренды земельного участка, о земельном сервитуте, о взыскании затрат на осуществление возврата самовольно занятого участка, о возмещении убытков землепользователям-гражданам при изъятии земельных участков, иные споры о праве, возникающие из земельных отношений.

4. Жалобы граждан на действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, к компетенции которых относится принятие решений в области охраны и использования земель, включая административные процедуры, перечисленные в главе 22 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», подлежат рассмотрению в соответствии с правилами, установленными в § 6 главы 29 ГПК Республики Беларусь.

Решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь о земле и другими актами законодательства, а также иные действия (бездействие) этих органов могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы и (или) в суд. Решения государственных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательными актами (ч. 3 ст. 71 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Штрафы за нарушение земельного законодательства

Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.

Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно — хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т. п.

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. Для привлечения к ответственности не имеет значение правовой титул на земельный участок. К ответственности за порчу земель может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок. Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно — следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по ч. 3 ст. 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.

За нарушение лесного законодательства установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Примерный перечень действий, влекущих наступление ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании лесов, предусмотрен ст. 97 Лесного Кодекса.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за следующие правонарушения:
• нарушение права государственной собственности на леса (ст. 10.3);
• нарушение порядка использования лесосечного фонда (ст. 15.21);
• незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности в лесах (ст. 15.22);
• нарушение правил лесных пользований (ст. 15.23);
• нарушение правил использования участков земель лесного фонда (ст. 15.24);
• повреждение сенокосов или пастбищных угодий на землях лесного фонда, самовольное сенокошение (ст. 15.25);
• самовольный сбор в промысловых целях, уничтожение или повреждение лесной подстилки или живого напочвенного покрова (ст. 15.28);
• нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 15.29);
• загрязнение леса (ст. 15.30);
• уничтожение или повреждение информационных знаков на землях лесного фонда (ст. 15.31).

Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, вправе должностные лица, на которых возложены функции государственной лесной охраны.
К уголовно наказуемым деяниям относятся:
• загрязнение леса, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере (ст. 275 УК);
• уничтожение либо повреждение леса по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (ст. 276 УК);
• незаконные порубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев и кустарников в лесах первой группы, повлекшие причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере (ст. 277 УК).

Наряду с административной и уголовной ответственностью
к правонарушителям применяется гражданско-правовая ответственность. Юридические и физические лица, допустившие повреждение или уничтожение отдельных участков лесного фонда или лесных ресурсов, их загрязнение сточными водами, химическими
и радиоактивными веществами, отходами, повреждение или уничтожение аншлагов, указательных знаков и иных объектов лесохозяйственного назначения, а также допустившие другие нарушения лесного законодательства, обязаны возместить причиненный вред в размерах и порядке, установленных законодательством. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству» установлен таксовый способ исчисления размера вреда, причиненного лесонарушениями. Незаконно добытая древесина и иная лесная продукция подлежат изъятию и передаче юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство. При невозможностиизъятия незаконно добытой древесины и иной лесной продукции взыскивается их стоимость. Вред возмещается в добровольном либо судебном порядке.

  • Практическое занятие К
  • Предстояние пастыря пред богом вообще
  • Часть 16
  • 19 Нанесение покрытий на рулонные материалы
  • 46 Управление социальными процессами

Разведение костров на участках не карается, но процесс должен быть под контролем. Для этого нужно дождаться безветренной погоды и подготовить почву — снять минеральный слой. Кстати, огонь может пылать не менее чем в 10 метрах от жилых построек, в 20 метрах от леса и в 30 метрах от мест, где складируется сено, а горючие жидкости при этом использовать нежелательно.

Ответственность за земельные правонарушения

Согласно статье 89 Кодекса о земле землепользователь, которому предоставлен участок для обслуживания дома, обязан его эффективно использовать, предотвращать зарастание земли древесно-кустарниковой растительностью и сорняками.

На практике отдельные райисполкомы и сельские исполкомы издают решения, например, о том, чтобы собственники земельных участков на расстоянии 1 метр за своим забором скашивали траву. Такое решение будет законным и подлежит исполнению. Нарушителю грозит штраф (согласно ст. 15.10 КоАП) до 20 базовых (до 540 руб.).

Дачникам официально запрещено выращивать на своих участках опасные для отечественной флоры растения-интродуценты.

Постановлением Совмина №1002 «О некоторых вопросах регулирования распространения и численности видов растений» утвержден Перечень видов растений, распространение и численность которых подлежат регулированию. Кроме борщевика Сосновского, в чёрном списке растений, запрещённых в стране к интродукции (переселению) и акклиматизации, находятся борщевик Сосновского, борщевик Мантегацци, золотарник канадский, золотарник гигантский, клен ясенелистный, робиния ложноакациевая и эхиноцистис лопастной («бешеный огурец»).

Согласно статье 72 Кодекса о земле самовольное занятие земельного участка выражается в огораживании земельного участка, иных мерах для воспрепятствования доступа на него других лиц, в возведении на нем различных сооружений, обработке и производстве посадок, посевов сельскохозяйственных и иных культур, т. е. такой деятельности, которая свидетельствует о том, что данный земельный участок используется конкретным лицом при отсутствии у него прав на этот земельный участок.

Бывают ситуации, когда люди, не зная законодательства, допускают самовольный захват земли неумышленно, особенно это характерно для огородников. Допустим, если перед домом посадили цветы, сделали бордюр, украсили камнями, это является благоустройством, а не самовольным занятием земельного участка. Но когда садоводы заходят в ближайший лес или рощу и огораживают себе кусок территории под грядки, то это уже грубейшее нарушение.

Согласно ст. 23.41 КоАП за самовольное занятие земельного участка предусматривается наложение штрафа на гражданина в размере от 10 до 30 базовых (270-810 руб.). При повторном нарушении в течение года лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (ст. 386 Уголовного кодекса) с наложением штрафа, а также наказания в виде исправительных работ на срок до 1 года либо ареста.

Для корректного отображения сайта обновите Ваш браузер!

Номер документа: 425-З
Дата принятия: 23/07/2008
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2009
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 24/10/2016 документом Закон Республики Беларусь Об исполнительном производстве № 439-З от 24/10/2016
Вступила в силу с: 16/05/2017


Редакция от 18/07/2016, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле № 403-З от 18/07/2016
Вступила в силу с: 01/08/2016


Редакция от 31/12/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле № 230-З от 31/12/2014
Вступила в силу с: 20/01/2015


Редакция от 04/01/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования земельных отношений № 107-З от 04/01/2014
Вступила в силу с: 12/01/2014


Редакция от 22/01/2013, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле № 17-З от 22/01/2013
Вступила в силу с: 26/04/2013


Редакция от 07/01/2011

Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Кодекса Республики Беларусь о земле»

Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»

Постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о…»

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения…»

Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2010 год»

Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации…»

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2008 году»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий»

Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год»

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О практике рассмотрения судами земельных споров»

Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2013 год»

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле»

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов …»

Указ Президента Республики Беларусь «Об изъятии и предоставлении земельных участков»

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования земельных отношений»

Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или…»

Договор «О Евразийском экономическом союзе»

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке совершения…»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах предотвращения деградации земель (включая почвы)»

  • 10 Сентября 2021 13:28:52
    Инвентаризация отходов (1138) От: ecolog.ka
  • 9 Сентября 2021 09:51:13
    Измерительное сечение (396) От: AntonG
  • 9 Сентября 2021 08:30:03
    Обращение с объектами растительного мира (1316) От: Valentin Андрейченко
  • 7 Сентября 2021 07:00:32
    Смена права собственности на отходы (636) От: Sam
  • 3 Сентября 2021 14:50:26
    Подскажите, как быть с отходом/как классифицировать/как утилизировать./куда можно сдать… (5911) От: Verona Чайкова
  • 31 Августа 2021 15:47:25
    Документация на скважину (186) От: Мария
  • 25 Августа 2021 09:45:17
    Инструкция по обращению с отходами (1947) От: Глеб Ерилин
  • 13 Августа 2021 17:37:19
    Экологический налог (1383) От: Глеб Ерилин
  • 2 Августа 2021 21:14:27
    Методика расчета выбросов ЗВ (683) От: TatYana
  • 30 Июля 2021 10:29:05
    Обсуждение разрабатываемых, изменяемых НПА и ТНПА (649) От: Мария
  • 19.03.2019
    Первые закупки проведены в рамках «Повышение образовательного уровня населения Чериковского района через создание «Центра экологического поведения» и распространение успешной практики по внедрению технологий, уменьшающих выбросы СО2».
  • 13.03.2019
    Аналитический контроль сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию: устанавливаем периодичность проведения
  • 13.03.2019
    Учет фоновых концентраций загрязняющих веществ при нормировании выбросов и сбросов
  • 13.03.2019
    Разрабатываем план-график аналитического контроля сточных вод
  • 13.03.2019
    Ликвидируем артезианскую скважину

21 апреля 2003 г.№ 194-З

  • Статья 15.1. Hарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды
  • Статья 15.2. Нарушение требований экологической безопасности
  • Статья 15.3. Нарушение порядка реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе
  • Статья 15.10. Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране
  • Статья 15.11. Порча земель
  • Статья 15.22. Незаконная рубка, незаконные удаление и пересадка, повреждение или уничтожение древесно-кустарниковой и иной растительности
  • Статья 15.32. Нарушение требований законодательства об охране и использовании животного мира
  • Статья 15.48. Загрязнение атмосферного воздуха
  • Статья 15.49. Невыполнение требований по оснащению газоочистными установками и системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • Статья 15.50. Нарушение требований в области охраны атмосферного воздуха при выбросах загрязняющих веществ мобильными источниками выбросов
  • Статья 15.52. Hарушение правил водопользования
  • Статья 15.61. Сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране
  • Статья 15.62. Нарушение законодательства об охране озонового слоя
  • Статья 15.63. Нарушение законодательства об обращении с отходами

Прокурор разъясняет — Прокуратура Калужской области

Нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и нормативов в области охраны окружающей среды –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

Статья 15.2. Нарушение требований экологической безопасности

Нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию или в процессе эксплуатации, консервации, ликвидации промышленных, научных или иных объектов –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от тридцати до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – от сорока до пятисот базовых величин.

Реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы либо невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

1. Неиспользование земельного участка в течение срока, установленного законодательными актами, –

влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.

2. Нарушение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель, либо нарушение порядка консервации деградированных сельскохозяйственных земель, либо невыполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной, ветровой эрозии или других процессов разрушения, либо невыполнение иных требований по охране земель –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до трехсот базовых величин.

3. Нецелевое использование предоставленного земельного участка –

влечет наложение штрафа от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от пяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

Уничтожение плодородного слоя почвы, либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель –

влекут наложение штрафа в размере от трех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от тридцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до пятисот базовых величин.

1. Незаконная рубка либо повреждение до степени прекращения роста или уничтожение древесно-кустарниковой растительности в природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесах –

влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до трехсот базовых величин.

2. Те же деяния, совершенные в эксплуатационных лесах, –

влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

3. Незаконные удаление, пересадка произрастающей в населенных пунктах древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав лесного фонда, либо повреждение такой растительности или ее уничтожение, либо повреждение или уничтожение цветников, газонов, расположенных в населенных пунктах, –

влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до трехсот базовых величин.

4. Незаконные удаление, изъятие, пересадка произрастающей за границами населенных пунктов древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав лесного фонда, либо повреждение такой растительности или ее уничтожение –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.

Брагинская межрайонная инспекция охраны животного и растительного информирует

1. Загрязнение атмосферного воздуха посредством поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов с превышением установленных нормативов допустимых выбросов и (или) временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух –

влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.

2. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения уполномоченного государственного органа в случае, когда получение такого разрешения обязательно, или нарушение условий, установленных в таком разрешении, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения – общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше­ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен­ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нару­шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст­вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи­нение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за­конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения – граждане или юри­дические лица, которые нарушили нормы земельного зако­нодательства (ими могут быть как граждане РФ и других госу­дарств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонаруше­ния выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земель­ного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли­нарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, админист­ративной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое от­ношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совер­шаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным яв­ляется земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: са­монадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, ко­гда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные послед­ствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В действующем законодательстве РФ нет точного определения понятия «земельные правонарушения». Однако по общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законода­тельством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Дачные запреты. За что могут оштрафовать владельца участка

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение — есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения – земля.
  2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
  3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

Статья 86. Сведения государственного земельного кадастра

Статья 87. Внесение исправлений в документы государственного земельного кадастра

Статья 88. Кадастровая оценка земель, земельных участков

Статья 89. Охрана земель

Статья 90. Осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель

Статья 91. Исключена

Статья 92. Государственные органы, разрешающие земельные споры

Статья 93. Порядок рассмотрения земельных споров областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами

Статья 94. Права сторон, участвующих в земельном споре, рассматриваемом областным, Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом

Статья 95. Исполнение решения по земельному спору, рассмотренному областным, Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом

Статья 97. Признание утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и отдельного положения закона Республики Беларусь

Статья 98. Переходные положения

Статья 99. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Кодексом

Статья 100. Вступление в силу настоящего Кодекса

Статья 1. Земельное законодательство Союза ССР и Республики Беларусь

Земельные отношения в Республике Беларусь в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Республики Беларусь регулируются настоящим Кодексом, иным законодательством Республики Беларусь, а также законодательством Союза ССР по вопросам, которые ему добровольно передаются Республикой Беларусь.

Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством.

Статья 2. Земля как объект права собственности

Земля в Республике Беларусь является собственностью Республики Беларусь.

Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение землей на своей территории в интересах белорусского народа.

Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются настоящим Кодексом и иными актами земельного законодательства Республики Беларусь.

Статья 3. Состав земель Республики Беларусь

В соответствии с основным целевым назначением все земли Республики Беларусь подразделяются на:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Статья 4. Порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую

Отнесение земель к категориям, указанным в статье 3 настоящего Кодекса, производится в соответствии с основным целевым назначением земель.

Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель.

Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производятся органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, а в случаях, не связанных с предоставлением земель во владение, пользование, — органами, утверждающими проекты землеустройства и принимающими решения об образовании объектов природоохранного, оздоровительного, историко-культурного и другого назначения, если иной порядок не предусмотрен законодательством Республики Беларусь.

Статья 5. Полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений

Земли, находящиеся в собственности Республики Беларусь, изымаются и предоставляются в пользование (аренду), владение, а также отчуждаются из собственности Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь или местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иным земельным законодательством Республики Беларусь.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении земельных участков в пользование (аренду), владение, а также об отчуждении земли, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

Статья 6. Участие граждан, общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земель

Граждане, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земель, затрагивающих интересы населения, через собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.

Исполнительные и распорядительные органы информируют население о предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы.

Решения исполнительных и распорядительных органов, связанные с изъятием и предоставлением земель для несельскохозяйственных нужд, коллективного садоводства и огородничества, принимаются с учетом общественного мнения.

Статья 7. Владение землей

В пожизненное наследуемое владение земля предоставляется гражданам Республики Беларусь для нужд и в размерах, предусмотренных статьями 52 — 54 настоящего Кодекса.

В постоянное владение земля предоставляется колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям для ведения сельского и лесного хозяйства.

Статья 8. Пользование землей

Статья 10. Компетенция сельских исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений

Ведению сельских исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений подлежат:

1) предоставление земель в соответствии со статьей 16 настоящего Кодекса;

2) изъятие земель для государственных и общественных нужд из земель сельских населенных пунктов;

3) регистрация права землевладения, права землепользования и договоров на аренду земли в сельских населенных пунктах;

4) ведение земельно-кадастровой документации;

5) взимание платы за землю;

6) контроль за использованием и охраной земель на территории сельского Совета;

7) разрешение в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса земельных споров;

8) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.

Для решения земельных вопросов при сельских исполнительных и распорядительных органов могут создаваться комиссии из числа депутатов, специалистов и представителей общественности и может создаваться землеустроительная служба.

Статья 11. Компетенция городских (поселковых) исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений

Ведению городских (поселковых) исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений подлежат:

1) предоставление земель в соответствии со статьями 16 и 104 настоящего Кодекса;

2) изъятие земель для государственных и общественных нужд из земель городов (поселков городского типа);

3) регистрация права землевладения, права землепользования и договоров на аренду земли в городах (поселках городского типа);

4) ведение земельно-кадастровой документации;

5) взимание платы за землю;

6) контроль за использованием и охраной земель в городах (поселках городского типа);

7) разрешение в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса земельных споров;

8) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.

Для решения земельных вопросов при городских (поселковых) исполнительных и распорядительных органах могут создаваться комиссии из числа депутатов, специалистов и представителей общественности и может создаваться землеустроительная служба.

Статья 12. Компетенция районных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений

Ведению районных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений подлежат:

1) предоставление и изъятие земельных участков в соответствии со статьями 16, 27, 56 и 104 настоящего Кодекса;

2) регистрация права землевладения, права землепользования и договоров на аренду земли;

3) организация землеустройства;

4) рассмотрение и утверждение проектов и схем землеустройства;

5) ведение земельно-кадастровой документации;

6) взимание платы за землю;

7) контроль за использованием и охраной земель района;

8) разрешение в соответствии со статьей 129 настоящего Кодекса земельных споров;

9) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.

Для решения земельных вопросов при районных исполнительных и распорядительных органах могут создаваться комиссии из числа депутатов, специалистов и представителей общественности и создается землеустроительная служба.

Статья 13. Компетенция областных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений

Ведению областных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования земельных отношений подлежат:

1) предоставление и изъятие земель в соответствии со статьями 16 и 25 настоящего Кодекса;

2) организация ведения земельно-кадастровой документации;

3) организация землеустройства;

4) рассмотрение и утверждение схемы землеустройства районов;

5) разработка и выполнение совместно с районными исполнительными и распорядительными органами областных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов;

6) контроль за использованием и охраной земель в области;

7) разрешение в соответствии со статьей 128 настоящего Кодекса земельных споров;

8) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.

Понятие и состав земельного правонарушения в Республике Беларусь

Статья 28. Арендаторы земли

Во временное пользование на условиях аренды земля предоставляется гражданам Республики Беларусь, колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц, а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим и физическим лицам.

Статья 29. Арендодатели земли

Арендодателями земли являются сельские, поселковые, городские и районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции.

Статья 30. Сроки аренды

Сроки аренды земли определяются договором. При этом аренда земли для сельскохозяйственного использования должна носить долгосрочный характер — от 5 лет и на более длительный срок.

Статья 31. Условия аренды

Условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. При этом размер арендной платы устанавливается с учетом требований статьи 42 настоящего Кодекса.

Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора на аренду земли по истечении срока его действия.

Статья 32. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения во владение

Арендованные участки земель сельскохозяйственного назначения по согласованию сторон могут передаваться во владение арендатору, кроме иностранных юридических и физических лиц.

Статья 33. Внутрихозяйственный арендный подряд

Колхозы, совхозы, другие государственные и кооперативные сельскохозяйственные предприятия могут закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами в порядке внутрихозяйственного землеустройства на условиях арендного подряда.

Статья 34. Регулирование отношений по аренде земли

Отношения по аренде земли регулируются Законом Республики Беларусь об аренде, настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.

Статья 35. Основание прекращения права владения и права пользования землей

Право владения и право пользования всем земельным участком или его частью прекращается в случаях:

1) добровольного отказа от земельного участка;

2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

3) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского хозяйства;

4) использования земли не по целевому назначению;

5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;

6) нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного (по кадастровой оценке);

7) систематического невыполнения мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли;

8) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

9) систематического невнесения земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;

10) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет — для несельскохозяйственных целей;

11) изъятия земель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пункты 6 и 10 части первой настоящей статьи не распространяются на право владения землей граждан, ведущих крестьянское хозяйство в течение трех лет с момента предоставления земельного участка.

Право пользования землей может быть также прекращено в случаях совершения землевладельцем или землепользователем действий, предусмотренных статьями 136 и 139 настоящего Кодекса.

Право пользования арендованной землей прекращается также при расторжении договора аренды земли в случаях, предусмотренных законодательством об аренде.

Законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права владения, права пользования землей и аренды земли.

Статья 36. Порядок прекращения права владения и права пользования землей

Прекращение права владения и права пользования землей в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 10 части первой и частью третьей статьи 35 настоящего Кодекса, производится по решению органов, предоставивших земельные участки, а в случаях, когда земельные участки предоставлялись областными исполнительными и распорядительными органами, областными Советами депутатов, Советом Министров Республики Беларусь или Верховным Советом Республики Беларусь, — по решению районных исполнительных и распорядительных органов. Прекращение права владения и права пользования землей в случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 35 настоящего Кодекса, производится по решению исполнительных и распорядительных органов, имеющих право изъятия земельных участков.

Решения о прекращении права владения и права пользования землей, предусмотренных пунктами 4, 6 — 10 статьи 35 настоящего Кодекса, принимаются на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения предупреждения землевладелец, землепользователь не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

При прекращении права владения и права пользования землей исполнительный и распорядительный орган с участием заинтересованных сторон решает вопрос о компенсации землевладельцам или землепользователям затрат, связанных с улучшением земель, или возмещением ими нанесенного ущерба нерациональным использованием земельных участков.

Порядок компенсации затрат, связанных с улучшением земель, а также возмещения ущерба, нанесенного нерациональным использованием земельного участка, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 37. Переход права владения и права пользования земельным участком при переходе права собственности на строение

При переходе права собственности на строение и сооружение вместе с этими объектами переходит и право владения или право пользования земельным участком.

При переходе права собственности на строение и сооружение к нескольким собственникам, а также при переходе права собственности на часть строения, в случае невозможности раздела земельного участка между собственниками без ущерба для его рационального использования, земельный участок переходит в совместное владение или пользование собственников строения.

Статья 39. Порядок использования земельных участков для изыскательских работ

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, могут проводить эти работы на всех землях в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей.

Разрешение на проведение изыскательских работ на земельных участках выдается районным, городским исполнительным и распорядительным органом на срок не свыше одного года по согласованию с землевладельцами и землепользователями.

Сроки начала и место указанных работ согласовываются с землевладельцами и землепользователями.

Статья 40. Обязанности предприятий, организаций и учреждений, проводящих изыскательские работы

Предприятия, учреждения и организации, проводящие изыскательские работы, обязаны за свой счет приводить занимаемые земельные участки в состояние, пригодное для использования по назначению. Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого — не позднее чем в месячный срок после завершения работ, исключая период промерзания почвы.

Предприятия, учреждения и организации, проводящие изыскательские работы, которые по технологии их выполнения требуют занятия земельного участка или его части для размещения временных построек, оборудования, техники, складов сырья и других сооружений, ограничивающих полностью или частично использование этих земель землевладельцами и землепользователями, возмещают землевладельцам и землепользователям все причиненные убытки, включая упущенную выгоду.

Статья 41. Платность землевладения и землепользования

Землевладение и землепользование в Республике Беларусь являются платными.

Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка с учетом кадастровой оценки.

Статья 42. Порядок, ставки налогообложения, арендная плата за землю

Порядок, ставки налогообложения и предельные размеры арендной платы за землю устанавливаются Верховным Советом Республики Беларусь.

Статья 43. Использование платежей за землю

Платежи за землю поступают в местные бюджеты (в размерах, определяемых Верховным Советом Республики Беларусь, могут частично централизовываться в республиканском бюджете) и направляются в первую очередь на охрану земель, повышение их качества, материальное стимулирование землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, за осуществление этих мероприятий, а также на землеустройство и социальное развитие территории.

Статья 44. Льготы по взиманию платы за землю

Не взимается плата за сельскохозяйственные угодья, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства.

От платы за землю освобождаются заповедники, ботанические сады, национальные и дендрологические парки.

Законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены льготы по взиманию платы за землю с юридических и физических лиц.

  • Новости
  • Пресс-центр
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Публикации в СМИ
    • Статья на тему: «Особенности рассмотрения споров по строительному подряду»
    • О судебной практике по делам по искам налоговых органов о признании сделок недействительными

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ЗЕМЛЕ

Понятие земельного правонарушения.
Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, так как его результат — посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого — обеспечить рациональное использование и охрану земель и защиту лиц, использующих земельные участки.

Субъектами земельных правонарушений могут быть как российские, так и иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства. Нередки случаи, когда в качестве субъектов земельных правонарушений выступают должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объектами земельных правонарушений могут быть: установленный порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные права граждан и юридических лиц на землю.

Основание ответственности — наличие в законе указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в том случае, если его поведение (действие или бездействие) закон признает противоправным.

Земельным правонарушением признается общественно вредное виновное действие или бездействие, нарушающее нормы земельного законодательства.

Под земельными правоотношениями принято подразумевать социально-правовое взаимодействие государства с частными собственниками земельных наделов, обычными гражданами. Земельные отношения являются разновидностью общественных взаимоотношений не только по тому, что земля − составная часть окружающей среды, но и потому что ее использование людьми, а также присвоение продуктов ее функционирования и полезных свойств определяют экономическое, социальное и экологическое развитие страны.

Земельные взаимоотношения являются также одним из видов имущественных взаимоотношений, они возникают, прекращаются и изменяются в процессе использования и передачи земли.

Земельные взаимоотношения могут разделяться по следующим показателям:

  • по виду владения;
  • по направленности эксплуатации;
  • по виду управления хозяйством;
  • по способу регулирования земельных вопросов.

Каждый из видов взаимоотношений имеет свои особенности. К примеру, по виду владения можно определить, на каких основаниях, и как именно владелец распоряжается участком. Направленность эксплуатации отображает цели владения, ведь существуют участки для ведения сельского хозяйства, земли, которые используют под дачный коттедж и застройку.

Основанием для назначения уголовного наказания является совершение активного действия, которое имеет признаки преступления, описанного в УК РФ. Лица, совершившие земельные правонарушения, равны перед законом вне зависимости от половой и расовой принадлежности, национальности, имущественного и должностного положения. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает только за те запрещенные действия, в отношении которых была доказана вина.

Земельное правонарушение – это действия различного характера, которые идут наперекор законодательным нормативам, и приносят вред здоровью, интересам и имуществу гражданских лиц, а также земельным участкам, являющимся природным достоянием страны. Ответственность за противоправные действия наступает в том случае, когда фиксируется принесенный вред объекту либо субъекту.

В роли основных объектов, на которых может быть выявлена незаконная деятельность выступают:
  • Земельные наделы;
  • Постройки, находящиеся на земельном наделе.

Также во внимание привлекаются и права владельцев земельного надела, каким образом эксплуатируется земля и экологическое состояние на земельной территории.

В роли субъекта, совершившего противоправный акт может выступать как физическое лицо, так и целая организация. Незаконность их действий может признаваться лишь в том случае, если этому свидетельствуют конкретные доказательства. Также важную роль в признании незаконной деятельности играет и психологическая часть, то есть, учитывается отношение виновного гражданина к своему действию. К примеру, виновник может соглашаться с тем, что совершил противоправные действия из-за своей невнимательности или предварительно их спланировал.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ

Среди ответственности, назначающейся при совершении противоправных действий отдельно выделяют земельно-правовую. При назначении именно такой ответственности происходит в принудительном порядке конфискация земельных территорий либо у владельцев, либо иных лиц, за то, что они совершили ряд незаконных действий.

К примеру, изъятие земельного надела может произойти если:
  • Его эксплуатация производилась не по назначению. Все целевые назначения предписаны в ГК РФ, а именно в его 284 статье;
  • Его эксплуатации нарушила ряд законодательных норм. Описаны они в ГК РФ, а именно в его 85 статье.

Нарушение закона всегда влечет за собой какую-либо ответственность, и не важно в каком государстве оно произошло. ЗК РФ очень похож и на подобный документ в РБ. Совершая преступления земельного характера следует также помнить и о том, что в виде наказания могут применяться сразу несколько видов ответственности, а не только одна.

Ответственность дисциплинарного вида, относится к юридической, тем не менее ее стоит рассматривать отдельно, так как применяется она исключительно для работников и должностных лиц предприятий, которые нарушили ЗК РФ, так как неграмотно подошли к исполнению своих обязанностей.

Также по теме: Как найти незанятый земельный участок на кадастровой карте?

Все нарушения, связанные с неправильным исполнением трудового руководства и дисциплины, регулируются ТК РФ. Конкретного вида нарушений, определённых законом не существует, так как каждая ситуация рассматривается отдельно.

В.В. Устюкова*

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297-р 1, в качестве целей политики в данной сфере предусматривают повышение эффективности использования земель, охрану земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны.

В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года2, утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г., охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов рассматриваются как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и как принцип реализации указанной политики.

Достижение вышеназванных целей обеспечивается различными правовыми средствами, среди которых основное место занимает определение в законе обязанностей граждан и юридических лиц по рациональному использованию земельных ресурсов и установление ответственности за неисполнение этих обязанностей и нарушение земельного и экологического законодательства.

В числе закрепленных в ст. 42 Земельного кодекса РФ (далее -ЗК РФ) обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющиеся таковыми (землепользователей, землевладельцев, арендаторов, далее также — правообладателей) указаны обязанности, которые имеют именно экологическую направленность. В частности, собственники земельных участков обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

* Заведующая сектором сельскохозяйственного и земельного права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

1 СЗ РФ. 2012. № 12. Ст. 1425.

2 СПС «КонсультантПлюс».

130 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 1/2015

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Невыполнение любой из названных обязанностей влечет для правонарушителя неблагоприятные последствия в виде привлечения его к различным видам ответственности, основное место среди которых, безусловно, занимает административная ответственность, предусмотренная в первую очередь нормами гл. 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования») (далее -КоАП РФ).

Так, решением Ленинградского областного суда от 26 мая 2014 г. № 7-750/20143 генеральный директор ООО «Антарес» в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей и отсутствия должного контроля за использованием земельных участков сельскохозяйственного назначения допустил зарастание земельных участков кустарниками, многолетними сорными растениями на площади не менее 20 га, т.е. свыше 90%. Проверкой также установлено, что агротехнические и фитосанитарные мероприятия, работы по обработке почвы не выполнялись, что способствовало возникновению деградационных процессов, приводящих к снижению почвенного плодородия и истощению почв, ухудшению ее водно-физических свойств. За совершение указанных деяний гендиректор привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Обжалуя решение судьи, генеральный директор ссылался в том числе и на истечение сроков привлечения к административной ответственности, так как факт совершения правонарушения был установлен в ноябре 2013 г., а решение вынесено в апреле 2014 г., т.е. по истечении трех месяцев. Однако гендиректор не учел, что в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности по делам о нарушении законодательства РФ в области охраны окружающей сре-

3 СПС «КонсультантПлюс».

ды и природопользования составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

С 01.03.2021 будет изменена ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами. Так, размер штрафа за неисполнение установленной обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, снижен до ста процентов от платы за организацию такого сбора. За захоронение вторичных материальных ресурсов также введена административная ответственность. За правонарушение в данной сфере предусматривается административная ответственность в виде штрафа для физических лиц — от 5 до 30 базовых величин, ИП от 50 до 200 базовых величин, а для юридических лиц — от 50 до 1000 базовых величин.
Подверглись изменениям и санкции статей, которые по действующему КоАП предусматривают предупреждение и штраф. С 01.03.2021 в соответствии с ними в качестве административного взыскания будут сразу налагаться штрафы. Например, заплатить теперь придётся за нарушение требований в области карантина и защиты растений, правил отвода и таксации лесосек, требований по оснащению газоочистными установками и системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, требований в области охраны атмосферного воздуха при выбросах загрязняющих веществ мобильными источниками выбросов, разведение костров в запрещенных местах.
Необходимо также отметить, что в новой редакции кодекса исключены некоторые составы административных правонарушений, предусматривающих ответственность за уничтожение либо повреждение межевых знаков, уничтожение либо повреждение геодезических пунктов и маркшейдерских знаков или наблюдательных режимных скважин, нарушение правил использования участков земель лесного фонда, повреждение сенокосов или пастбищных угодий, нарушение режима охраны и использования охранных зон вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений, и ряд других.
Определены и условия, при одновременном выполнении которых, нарушитель будет освобождаться от административной ответственности за экологические правонарушения с вынесением предупреждения. Так, в течение года до совершения правонарушения у правонарушителя не должно быть административного взыскания (он не должен освобождаться от ответственности с вынесением предупреждения) за такое же административное правонарушение. Также правонарушитель должен признать факт совершения им административного правонарушения, выразить согласие на освобождение от ответственности с вынесением предупреждения, а также добровольно возместить вред, причиненный окружающей среде в результате совершения этого правонарушения, до объявления постановления по делу об административном правонарушении — при наличии вреда.
Старший помощник прокурора Городокского района, юрист 1 класса С.А. Держицкий.
Версия для печати К списку записей раздела Прокуратура

  • Новости прокуратуры
  • График приема граждан, индивидуальных предпринимателей и представителей юридических лиц


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]