Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о представительских расходах на чай и кофе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Большое внимание налоговых служб уделяется расходам компаний на организацию деловых переговоров, именуемым как представительские. Такие затраты позволяют бизнес-субъектам уменьшать налогооблагаемую базу, поэтому должны быть:
- фактически обоснованы;
- надлежащим образом оформлены.
Ст. 264 Налогового кодекса РФ допускает осуществление представительских расходов на прием и на организацию сервиса для:
- доверенных лиц контрагентов;
- работников самой компании, если они участвуют в переговорах;
- участников заседаний руководящих органов компании.
Расходы могут покрывать:
- организацию банкетов, фуршетов и иных подобных мероприятий;
- транспортные услуги;
- услуги переводчиков, если таковых нет в штате компании.
В качестве представительских налоговые службы не примут затраты, произведенные компанией на лечение, развлечения и организацию отдыха.
Чтобы контролирующими органами были подтверждены расходы по ведению переговоров, а налоговая база бесспорно уменьшена, налогоплательщику необходимо:
- находиться на общей системе налогообложения;
- учитывать только затраты, которые не превышают 4 процента от суммы, направленной работодателем на оплату труда в том же отчетном периоде.
Согласно Письму Министерства финансов РФ от 13.11.2007 №03-03-06/1/807 оформление затрат на деловые встречи и переговоры осуществляется на основании подтверждающих эти расходы документов, основным из которых является Приказ о представительских расходах.
К распоряжению по затратам всегда прилагаются дополнительные подтверждающие документы, которые оформляются как до вынесения приказа, так и после него. Это могут быть:
- сметы расходов;
- подробные программы мероприятий;
- документы, подтверждающие суммы затрат (например, договоры об оказании транспортных или кейтеринговых услуг, чеки, квитанции и т.д.);
- отчеты;
- акты принятия затрат руководителем.
Зачастую сметы расходов оформляются в организациях заранее, на основе общего бизнес-плана по проведению гостевых мероприятий. Для согласования предстоящих затрат, как правило, в начале года, составляется общий приказ об утверждении представительских затрат (или о нормировании) расходов на год, полгода или месяц.
Срок вынесения приказа о представительских расходах в законах РФ не определяется. Согласно общим требованиям кадрового делопроизводства соответствующие распоряжения лучше оформлять не позднее чем за три рабочих дня. Однако, если на организацию мероприятия необходимо больше времени, приказ стоит подписать заранее.
Первичные документы, которые отражают точные суммы расходов, оформляются в процессе организации мероприятий. Они прилагаются к отчетам, которые необходимы бухгалтерской службе для учета денежных средств, выданных сотрудникам на организацию мероприятий.
После проведения соответствующих встреч и переговоров отвечающие за мероприятия сотрудники и работодатель подписывают акт о представительских расходах, в котором отражаются:
- выполненные должностными лицами работы, оказанные услуги по организации мероприятий;
- фактические затраты по каждой категории.
Наиболее часто встречаются ситуации, когда приказ о представительских расходах составляется без документов, фактически подтверждающих затраты (чеки, квитанции, сметы и прочее). В этом случае при уменьшении компанией налогооблагаемой базы на суммы таких расходов налоговый орган произведет доначисление обязательных платежей. Неуплата доначисленных налогов приведет к взысканию с организации пеней и штрафов.
Приказ о представительских расходах не стоит путать с приказом об оплате услуг представителей.
Последний содержит требование руководителя произвести расчет с гражданами, не входящими в штат работников и привлеченными по гражданско-правовому договору об оказании услуг для представления интересов компании в судах или органах власти.
Сроки хранения учетных данных компании регламентированы в Приказе Минкультуры России от 25 августа 2010 (№558). Приказы о представительских расходах можно отнести к документам, затрагивающим вопросы основной деятельности. Они должны храниться на предприятии постоянно. Подтверждающие исполнение приказа о представительских расходах документы (отчеты, акты сотрудников, первичная документация) необходимо хранить в компании в течение 5 лет с момента их составления.
Представительские расходы могут быть использованы фирмой-налогоплательщиком в целях снижения налогооблагаемой базы в пределах, определенных законодательством. Для этого нужно подтвердить факт совершения, а также обоснованность соответствующих расходов посредством документов, в числе которых может быть приказ о представительском мероприятии.
Узнать больше о нюансах, характеризующих применение представительских расходов, вы можете в статьях:
- «Представительские расходы и налог на прибыль»;
- «Составляем положение о представительских расходах — образец».
По общему правилу, к представительским расходам относят затраты на официальный прием и обслуживание представителей других организаций или членов совета директоров, владельцев бизнеса.
Документальное оформление в 2021 году представительских расходов продолжает оставаться необходимостью. В эту категорию входят затраты на проведение следующих мероприятий:
- Ведение переговоров с партнерами компании или клиентами. Сюда причисляют и контрагентов — потенциальных или ныне сотрудничающих с фирмой.
- Заседания органов высшего руководства организации – совета директоров, председателей правления, наблюдательного совета.
В первую очередь необходимо помнить, что существует четко обозначенный перечень трат, которые можно относить к представительским расходам в целях налогообложения прибыли. Он содержится в п. 2 ст. 264 НК РФ. Если в общем, то это расходы «на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий».
Если же говорить конкретнее, то под расходами на официальный прием понимаются траты непосредственно на его проведение, т. е. на проведение завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия. Получается, что деловое мероприятие может проходить в кафе или в ресторане. Главное – подтвердить, что обед в ресторане носил деловую направленность. Более того, при должном оформлении представительским мероприятием может являться и ужин в ресторане, в том числе с потреблением алкогольных напитков (письмо Минфина РФ от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675). Стоимость алкоголя чиновники разрешают также относить к представительским расходам (письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120).
Что касается расходов на обслуживание приглашенных лиц, которые также относятся к представительским расходам, то под ними подразумеваются не абсолютно все расходы, а только:
- на транспортное обеспечение доставки лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно;
- буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика.
При этом в п. 2 ст. 264 НК РФ прямо сказано, что расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактику или лечение заболеваний не могут относиться к представительским расходам.
Далее приведем необходимый пакет документов, которые помогут компаниям избежать вопросов со стороны проверяющих, а также рассмотрим наиболее распространенные нарушения.
Налоговое законодательство не содержит перечня документов, которыми должны подтверждаться представительские расходы, на что обращают внимание сами чиновники (письмо Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288). Но точно ясно, что для подтверждения факта представительских расходов недостаточно иметь в наличии только лишь первичные документы, подтверждающие факт оплаты услуг. Ведь основным условием для учета представительских расходов является деловой характер мероприятия. Иными словами, из документов должно следовать, что встреча носила официальный характер и в ходе нее обсуждались вопросы потенциального или дальнейшего сотрудничества.
В некоторых письмах чиновников, посвященных вопросам учета представительских расходов, содержится примерный перечень таких документов. Например, в письме Минфина РФ от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26 сказано, что документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться, в частности:
- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
- отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются: цель представительских мероприятий, результаты их проведения; иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.
Судебная практика также показывает, что для учета представительских расходов необходим полный пакет документов. Одного лишь авансового отчета с приложенными кассовыми чеками явно недостаточно, о чем сказано, например, в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу № А74-732/2012. В этом деле суд не поддержал компанию, так как та не представила приказы руководителя, сметы представительских расходов на каждое мероприятие, отчеты о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в которых отражено, с кем и когда проходили встречи, с какой целью, какой результат от проведения таких встреч и переговоров достигнут обществом.
Причем при составлении документов важно избегать формальностей. Например, если во многих отчетах будут фигурировать одни и те же цели, то налоговики могут усмотреть в этом формальность, что наряду с другими причинами помешает выиграть процесс в суде (см., например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016 по делу № А66-17120/2015).
Далее рассмотрим, какие нарушения часто совершают компании на практике.
Представительские расходы: документы, к которым не придерутся налоговики
Иногда из имеющихся документов нельзя узнать, кто именно присутствовал на переговорах (представители какой организации и конкретно ФИО приглашенных лиц). Хотя в НК РФ нет требования указывать в документах приглашенных лиц, но следует помнить, что представительское мероприятие — это официальный прием представителей других организаций, участвующих в переговорах. Поэтому, чтобы налоговики не смогли заподозрить компанию в том, что под официальным мероприятием прошли, допустим, личные посиделки директора в ресторане, в каком-либо из имеющихся документов целесообразно зафиксировать список лиц, участвующих в официальном мероприятии.
О том, что в отчете нужно указывать состав приглашенной делегации и участников принимающей стороны, предупреждают и чиновники (письмо УФНС РФ по г. Москве от 12.04.2007 № 20-12/034115).
Что касается судебной практики, то здесь нет единообразного подхода. Иногда суды принимают во внимание наличие/отсутствие списка приглашенных лиц. Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 по делу № А56-55481/2012 суд принял сторону ИФНС на основании того, что в представленных документах отсутствовал список официальных лиц клиентов и наименование сторонних организаций, участвующих в мероприятии.
Но есть примеры решений, в которых суды не признают нарушением отсутствие данных, позволяющих идентифицировать представителей сторонних организаций, а также сами организации (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.12.2014 № Ф01-5056/2014 по делу № А11-8267/2013).
В любом случае в отчете лучше приводить поименно всех приглашенных лиц, а также наименование компаний, чьими представителями они являются.
В рамках деловых мероприятий участникам могут вручаться подарки. Бывает, что стоимость таких подарков организации учитывают при налогообложении прибыли. Это является нарушением. Из п. 16 ст. 270 НК РФ четко следует, что расходы в виде безвозмездно переданного имущества относятся к расходам, не учитываемым при налогообложении.
Единственное исключение – когда на вручаемых подарках нанесена символика компании. В этом случае целесообразность расходов на подарки, как показывают разъяснения чиновников и судебная практика, можно обосновать. Так, в письме УФНС по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2 говорится, что такие подарки учитываются в составе представительских расходов. Обратите внимание, что эти траты, по мнению авторов письма, считаются не рекламными (как можно было бы предположить поначалу), а представительскими расходами. По той причине, что вручаются они в рамках официального мероприятия.
Суды также соглашаются с тем, что затраты, понесенные в связи с приобретением сувениров и подарков с символикой компании, относятся к представительским расходам, поскольку они связаны с приемом представителей предприятий — контрагентов общества с целью установления хозяйственных отношений (постановление ФАС Московского округа от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10 по делу № А41-18513/08).
Почему важно разделять, представительские это расходы или рекламные, ведь и те и другие учитываются при налогообложении прибыли? Потому что норматив для этих затрат отличается. Если для представительских расходов норматив составляет 4 % от расходов на оплату труда, то для рекламных расходов в виде подарков – 1 % от выручки от реализации.
Кстати, при вручении подарков вопрос встает не только в отношении налога на прибыль, но и в отношении НДС. Дело в том, что безвозмездная передача имущества (независимо от того, содержит она символику фирмы или нет) признается реализацией в целях НДС, а значит, является объектом налогообложения (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 15.03.2017 № 03-03-06/1/14731). Исключение составляет передача подарков стоимостью не дороже 100 руб. за единицу и которые при этом содержат символику фирмы. Такая передача освобождается от НДС на основании подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ. Поэтому при вручении подарков необходимо проверить, не возникает ли обязанности по начислению НДС с их стоимости.
Бывает, что приглашенные на мероприятие участники приезжают из других городов или стран. В этом случае некоторые организации берут на себя абсолютно все расходы, связанные с прибытием гостей на официальный прием. Например, расходы на оформление авиабилетов, виз, а также расходы по размещению приглашенных лиц в гостинице. Иногда компании относят эти расходы на уменьшение прибыли в составе представительских расходов. Является ли это нарушением?
Здесь говорить однозначно о нарушении нельзя, но о рисках мы всегда предупреждаем.
Чиновники в своих письмах прямо указывают, что расходы на проживание гостей не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, так как указанные расходы не предусмотрены п. 2 ст. 264 НК РФ (письма УФНС РФ по г. Москве от 12.04.2007 № 20-12/034115, Минфина РФ от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796). Аналогичный вывод сделан и в отношении затрат на визовую поддержку, а также оплату авиационных и железнодорожных билетов для представителей иностранных компаний, а также издержек, связанных с доставкой прибывших на мероприятие от вокзала до гостиницы (письмо ФНС РФ от 18.04.2007 № 04-1-02/[email protected]).
Представительские расходы, учитываемые в целях налога на прибыль, подлежат нормированию. Норматив составляет 4 % от расходов на оплату труда. Об этом компании обычно знают, и нарушения в этой части достаточно редки.
Однако порой бухгалтер берет неверную базу для расчета норматива. Например, в одной компании формировался резерв на предстоящую оплату отпусков работникам. При этом расходы в виде отчислений в данный резерв не попадали в базу, исходя из которой рассчитывался норматив для представительских расходов. Тогда как, согласно п. 24 ст. 255 НК РФ, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам считаются расходами на оплату труда. Получается, что компания занизила норматив и учла представительские расходы в меньшей части, чем могла бы. Данные действия не несут за собой налоговых рисков, но увеличивают налоговую нагрузку фирмы.
А вот следующий момент, связанный с нормативом представительских расходов, вызывает риски, но не по налогу на прибыль, а по НДС. Так, некоторые фирмы, у которых представительские расходы превышают норматив, забывают о положениях п. 7 ст. 171 НК РФ. Согласно данному пункту, сумма вычета «входного» НДС по представительским расходам напрямую зависит от норматива. Иными словами, вычет можно заявлять только в той части представительских расходов, что учена при налогообложении. Поэтому важно проверять, нет ли превышения норматива, не только в целях налога на прибыль, но и в целях НДС.
Важно понимать, что представительские расходы – это одни из самых спорных затрат предприятия. Налоговые инспекторы с большой неохотой признают их в составе налоговой базы. Поэтому, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, нужно все правильно оформить. Одним из документов, которые помогут обосновать такие расходы является приказ о представительских расходах организации.
Любые затраты, включаемые в состав расходов по налогу на прибыль, должны быть документально подтверждены. Конечно, конкретного перечня первичных документов, подтверждающих представительские расходы в законодательстве нет (п. 2 ст. 264 НК РФ). Однако на практике применяют ряд документов, составление которых обезопасит компанию или ИП при проверке. Один из них – приказ о представительских расходах (образец см. в конце статьи).
Что понимать под представительскими расходами? Это затраты предприятия, направленные на развитие отношений с партнерами. К ним относятся (п. 2 ст. 264 НК РФ):
Вид расходов | Комментарий |
Расходы на официальный прием представителей контрагентов должностными лицами организации. | К ним относятся затраты на ресторан, кафе или приобретение продуктов и приготовление угощения собственными силами встречающей организации. |
Доставка представителей контрагентов и лиц, представляющих принимающую организацию к месту проведения встречи и обратно | Только в пределах населенного пункта (оплата авиаперелетов в такие расходы не включается). |
Буфетное обслуживание представителей деловых партнеров и официальных лиц принимающей организации во время переговоров. | Оплата услуг общепита или организация кофе-пауз силами принимающей организации. |
Оплата услуг переводчиков. | Оплата услуг переводчиков, состоящих в штате компании, к представительским расходам не относится. |
Как правильно документально оформить представительские расходы в 2021 году
На первый взгляд, приведенные выше определения Налогового кодекса кажутся ясными и понятными. Но когда на практике начинаешь их применять, возникают вопросы. Попробуем с ними разобраться. Здесь важна позиция налоговиков о том, какие конкретные расходы они готовы признать представительскими, а на что ни при каких обстоятельствах не согласятся.
Для организации официального приема или заседания частенько арендуют помещение (например, переговорную комнату в бизнес-центре или зал покрупнее). Но в п. 2 ст. 264 НК РФ, где указан исчерпывающий перечень расходов, аренды нет. Вот откуда весь «сыр-бор» про расходы по аренде помещения – налоговики не признают их представительскими.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний (абз. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ). При этом к расходам на организацию развлечений, в частности, относятся расходы на фуршет, теплоход и артистов в рамках развлекательной программы, организованной после официальной части представительского мероприятия (письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).
Чай кофе в офис налог на прибыль представительские расходы
НК РФ в понятие обслуживания представителей других организаций включает их транспортное обеспечение – доставку участников мероприятия до места проведения и обратно (абз. 1 п. 2 ст. 264 НК РФ).
И часто принимающая сторона берет на себя обязанность по оплате для приглашенных лиц авиационных и железнодорожных билетов, расходы по доставке их на мероприятие от вокзала до гостиницы, по оплате проживания и прочее.
Но при этом на практике налоговики отказываются принимать в учете в составе представительских расходов затраты на визовую поддержку, а также оплату авиационных и железнодорожных билетов для представителей иностранных государств, расходы на доставку прибывших иностранцев на мероприятие от вокзала до гостиницы (или до специально арендованного помещения), а также расходы по их проживанию (см. письмо ФНС России от 18.04.2007 № 04-1-02/306, аналогичную позицию высказал Минфин России в письме от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235).
В тоже время затраты по доставке иностранных представителей к месту проведения представительского мероприятия относятся к представительским расходам (письмо УФНС по г. Москве от 14.07.2006 № 28-11/62271).
Контролирующие органы считают, что расходы принимающей стороны по оплате проживания прибывших лиц, если переговоры длятся несколько дней, не являются представительскими (письма Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796, УФНС Росси по г. Москве от 06.12.2007 № 21-11/116748).
Но некоторые суды допускают учет расходов на проезд и проживание прибывшей стороны в качестве представительских. Они полагают, что такие затраты в целях п. 2 ст. 264 НК РФ относятся к «обслуживанию представителей» (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2007 № Ф04-9370/2006(30552-А81-27)).
Проблема связана с тем, что затраты на оплату проезда и проживания признаются в качестве командировочных расходов у отправляющей стороны. Поэтому, во избежание проблем со стороны проверяющих органов, целесообразно распределить такого рода затраты между участниками переговоров.
В ходе переговоров стороны, как правило, обмениваются сувенирной продукцией с символикой своего предприятия. Таковыми могут быть блокноты, ручки, ежедневники и т.д. По мнению налоговых органов, такого рода расходы не могут быть признаны в качестве рекламных в силу определенного круга лиц, в то же время затраты на такого рода продукцию можно учесть в качестве представительских расходов (согласно письмам МНС России от 16.08.2004 № 02-5-10/51, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2). Но Минфин России подобного рода затраты включать в представительские расходы отказывается, т.к. они не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ (см. письмо от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136). В подобных ситуациях организация сама должна принимать решение, какими разъяснениями руководствоваться, и понимать, что, возможно, придется доказывать свою правоту.
Без алкогольной продукции во время проведения деловых встреч редко можно обойтись.
Раньше разъяснения Минфина относительно расходов на алкоголь носили размытый характер (см. письма Минфина России от 19.11.2004 № 03-03-01-04/2/30, от 09.06.2004 № 03-02-051/49), но в более позднем письме было прямо сказано, что в расходах на организацию официальной встречи с клиентами по обсуждению вопросов по заключению договоров учитываются в том числе затраты на приобретение спиртных напитков (письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176).
Что такое представительские расходы, разъясняет нам п. 2 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), согласно которому к представительским расходам относятся те расходы, которые организация осуществляет в рамках проведения официальных приемов и обслуживаний сотрудников других организаций. Кроме того, к представительским расходам относятся расходы по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания органов управления организацией. Стоит заметить, что использование законодателем термина «участники» не совсем удачно, поскольку данный термин в действующем законодательстве применяется прежде всего к лицам, владеющим долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью. Так, речь идет о лицах, участвующих в работе органов управления обществом. Отметим, что к ним относятся как сотрудники организации, т.е. физические лица, состоящие с ней в трудовых или гражданско-правовых отношениях (члены совета директоров, правления), так и приглашенные эксперты. В настоящей статье акцент делается на представительских расходах, связанных с ведением переговоров, поскольку именно с этим видом расходов наиболее часто приходится сталкиваться помощникам руководителя и секретарям-референтам.
Законодатель особо оговаривает, что к представительским расходам относятся:
- расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) как для приглашенных, так и для официальных лиц самой организации, участвующих в переговорах;
- расходы на транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия или заседания руководящего органа и обратно;
- расходы на буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика.
При этом указывается, что к данным расходам нельзя отнести расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Такая оговорка сразу ставит крест на возможности отнести к расходам для целей налогового учета и оплату гида-экскурсовода, и совместный поход представителей компании с ее гостями в спортзал, на футбол или в сауну. Ниже мы рассмотрим эту проблему подробнее.
В плане налогового администрирования представительские расходы относятся к одной из проблемных областей учета – налоговые органы сплошь и рядом отказывают компаниям в принятии их к учету. Поэтому оформление подтверждающих такие расходы документов требует особого внимания.
Документальное оформление представительских расходов можно разделить на три основных этапа.
Представительские расходы: частые нарушения в 2020 году
Компании стремятся проявлять заботу о поддержании положительного микроклимата внутри коллектива. По этой причине среди постоянных трат фирм нередко можно встретить расходы на покупку воды, чая и кофе. Это не только дань модным тенденциям, но и соблюдение требований действующего законодательства. В статье расскажем про учет воды, чая, кофе, конфет, дадим примеры проводок.
Имея возможность предложить чай или кофе партнерам, организация формирует положительный имидж и повышает вероятность заключения сделки или продолжения продуктивного сотрудничества. Как и другие траты компании, расходы на приобретение чая или кофе должны быть учтены. Бухгалтер, на которого будет возложена обязанность по осуществлению действия, должен знать все особенности его выполнения.
Питьевая вода входит в состав МПЗ. В учет принимается фактическая стоимость продукта. Она представляет собой сумму, которую компания потратила на покупку. При этом НДС и другие возвращаемые налоги исключаются.
- Дт 10 Кт (76) (оприходование воды, которая поступила от поставщика).
- Дт 19 Кт (76) (Выполнен учет НДС.) Действие осуществляется, если присутствует счет-фактура, содержащий сумму налога.
- Дт 68, субсчет «Расчеты по НДС» К-т 19 (Осуществление принятия суммы НДС к учету.) Во время манипуляции необходимо соблюсти все условия, указанные в гл.21 НК РФ.
- изготовлением товаров;
- реализацией готовой продукции;
- проведением работ;
- оказанием различных услуг;
- покупкой продукции.
Траты на приобретение воды могут входить в данный перечень. Однако если компания передает продукт работникам, в учет необходимо внести следующую запись: Дт 20(26) Кт 10 (выполнено списание стоимости купленной питьевой воды).
Продукты, которые компания приобретает для своих сотрудников и клиентов, должны быть учтены в составе МПЗ. При этом осуществляются следующие проводки:
- Дт 10 Кт 60 (76) – осуществлен учет поступившего продукта в качестве МПЗ.
- Дт 91-2 Кт 10 – выполнено списание.
Продукты принимаются к учету по фактической стоимости. Чтобы узнать ее, необходимо обратиться к договору с поставщиком. Цифра, указанная там и будет фигурировать в других документах компании. Как и в случае с водой, НДС в учет не принимается.
Особенности бухучета чая и кофе зависят от присутствия соответствующего пункта в коллективном договоре.
Так, если в документе присутствует положение, в соответствии с которым организация обязана обеспечивать своих сотрудников напитками и сладостями, траты на покупку продуктов относят к расходам по обычным видам деятельности. Если продукты передаются лицу, которое отвечает за их пополнение, происходит списание фактической стоимости чая и кофе со счета 10 в дебет счета 26. Основанием для осуществления манипуляции служит соответствующий первичный документ.
Если компания приобретает для работников чай и сладости, считается, что происходит безвозмездная передача товаров. Это официальная позиция Минфина. Продажа продукции на территории России является объектом обложения НДС. Получается, что необходимо выполнить расчет налоговой базы. Однако суды придерживаются другого мнения.
- Отсутствует персонализация пользователей продуктом. Компания не учитывает, кто именно выпил чай и съел печенье, приобретенное для всех работников.
- Употребление чая осуществляется только на работе. Человек не может забрать напиток или сладости домой. Это значит, что права собственности не возникает.
- Работодатель по собственной инициативе приобретает напитки и сладости, ожидая положительных последствий – увеличения производительности труда или создания положительного имиджа компании.
Расчет представительских расходов
Все операции, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности компании, должны сопровождаться первичной документацией (закон №402-ФЗ). Такие бумаги могут быть приняты к учету только в том случае, если были составлены по форме, которая присутствует в альбомах форм первичной документации. Если бухгалтеру необходимо составить документ, специальная форма для которого не установлена, в него необходимо включить реквизиты, указанные в законе.
Бумаги, которые требуются для учета сладостей и напитков, приобретаемых для работников и посетителей, представлены в таблице.
Тип операции | Название документа | Форма |
Учет после покупки | Товарная накладная | № ТОРГ-12 |
Приходный ордер | № М-4 | |
Перемещение продуктов внутри компании | Требование-накладная | № М-11 |
Осуществление списания питьевой воды | Акт на списание материалов в производство | Форма, которую специалист компании разработал самостоятельно. Она должна быть составлена с учетом требований ФЗ №402-ФЗ |
Чтобы подтвердить обоснованность отнесения воды к расходам, эксперты советуют оформлять внутренние организационно-распорядительные документы. В качестве примера может выступать приказ руководителя. Компания имеет право разработать собственные корпоративные стандарты, в соответствии с которыми выполняется обеспечение работников питьевой водой и сладостями. Действие проводится с целью создания благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности.
Нередко компании относят траты, которые понесли из-за приобретения чая и кофе для своих сотрудников, к категории представительских расходов. Однако такое действие будет признано ошибочным (НК РФ Статья 264). Некоторые эксперты предлагают отнести траты на покупку напитков и сладостей к прочим расходам, которые возникли из-за обеспечения нормальных условий труда. Но в этом случае появится проблема с начислением НДС.
Акт передачи БСО сотруднику: образец
Договор аренды с правом выкупа автомобиля: образец
Код 1010 в ГТД – что означает?
Как выставить счет
Акт сдачи-приемки выполненных работ, услуг
Термин «представительские расходы» можно встретить в Налоговом кодексе в перечне затрат, которые понижают налогооблагаемую базу на прибыль. Потому основной вопрос в данной теме, это как оформить представительские расходы, чтобы их можно было учитывать при снижении суммы налога.
Законодательство к представительским расходам относит следующее:
- затраты на проведение бизнес – мероприятий в которых принимают участие представители сторонних организаций с целью заключения деловых соглашений, либо сотрудники компании, участвующие в совете директоров (общем собрании правления);
- транспортные расходы, связанные с вышеуказанным мероприятием;
- услуги переводчика, при проведении данного мероприятия.
Для того, чтобы иметь возможность отнести затраты на представительские мероприятия к расходам, снижающим прибыль, необходимо правильно оформить все документы, их подтверждающие. Чаще всего при их оформлении используется три типа документов, – это приказ, отчет и акт.
По последним пояснениям в законодательстве обязательным является только отчет с прилагающимися к нему первичными документами о совершенных затратах. Но многие организации, предпочитают составлять полный пакет документов, особенно те, кто находится на упрощенной системе налогообложения.
Учет расходов на питание для сотрудников и клиентов
Приказ на представительские расходы, составляется в виде распорядительного документа по организации, на фирменном бланке. Он содержит в себе информацию о намечающемся мероприятии, его целях и предполагаемых расходах.
Примерная структура приказа будет выглядеть следующим образом:
- реквизиты приказа (наименование организации, дата, номер, название);
- преамбула, раскрывающая цель составления приказа (краткое описание мероприятия);
- распорядительная часть приказа, указывающая, что необходимо подготовить для намечающегося мероприятия и устанавливающая ответственных лиц;
- подпись руководителя.
В приказе также может содержаться указании о необходимости составить отчет и акт на представительские расходы по завершению бизнес — мероприятия.
Отчет также составляется в свободной форме и представляет собой резюме прошедшего мероприятия:
- когда и где было проведено мероприятие;
- его результаты и договоренности (либо их отсутствие);
- кто обслуживал данное мероприятия (стороння организация, либо все было подготовлено силами сотрудников компании)
- расходы на мероприятие (они должны быть подтверждены документально);
- перечень, подтверждающих документов, которые будут прилагаться к отчету.
Все подтверждающие документы должны быть в оригинале.
После проведения мероприятия составляется акт на списание представительских расходов. Бланк этого документа не утвержден, соответственно он может быть составлен в произвольной форме.
При его составлении обычно делается ссылка на приказ или отчет, либо он может идти приложением к приказу.
Составляется он комиссией и утверждается руководителем.
Затраты предприятия на проведение бизнес — мероприятий называются представительские расходы. Документальное оформление этих расходов необходимо для подтверждения их совершения. Для этого составляется приказ, отчет и акт на представительские расходы. Образец этих документов представлен ниже.
Для проведения официального приема (завтрака, обеда, аналогичного мероприятия) представителей организаций списание на расходы может быть произведено непосредственно на счет 44. Закупка этих продуктов в рамках буфетного обслуживания участников во время переговоров, предназначенных для нескольких переговоров, должна отражаться через счет 10.
В целях налогообложения указанные расходы возможно рассматривать в качестве представительских только в случаях:
- проведения официального приема;
- буфетного обслуживания во время переговоров.
Руководитель вправе решить самостоятельно, будет ли он назначать ответственным лицом для проведения представительских мероприятий именно сотрудника с заключенным договором о полной материальной ответственности либо другого сотрудника. Каждое мероприятие оформляется отдельным пакетом документов.
Подход данной ситуации предусматривает, что анализируемые представительские расходы следует подразделить на два вида: небольшие расходы на угощение (кофе, чай, печенье, сахар, вода; далее — угощение) во время деловых встреч в офисе и расходы вне офиса (в ресторане, кафе) — проведение официального приема. Организация каждого вида расходов предусматривает различный характер последовательных действий, в результате которых либо остаются продукты, либо продукты полностью потребляются.
Отражение в учете хозяйственных операций производится в зависимости от возникновения реальных фактов. В данном случае это могут быть закупки продуктов для проведения конкретно одного мероприятия (например, официального приема) либо для нескольких (проведение переговоров только с буфетным обслуживанием без организации официального приема).
Закупка продуктов для проведения официального приема (завтрака, обеда, аналогичного мероприятия) заранее не производится. Расходы на обслуживание представителей других организаций (представительские расходы) с целью отражения их впоследствии в составе представительских расходов и в налоговом учете целесообразнее осуществлять для каждого такого мероприятия отдельно, поэтому отнесение их на расходы в бухгалтерском учете торговой организации возможно непосредственно на счет 44 «Расходы на продажу» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
В случае систематического использования этих продуктов в рамках буфетного обслуживания участников во время переговоров (и при коротких перерывах) с целью сотрудничества предварительная закупка кофе, чая, печенья, сахара, воды оправдана. Закупка подобных продуктов может быть осуществлена, например, в размере среднемесячных нужд (по смете), а в некоторых случаях возникнет переходящий остаток (если планируемое число переговоров не состоится). Для отражения таких хозяйственных операций должен использоваться счет 10 «Материалы», ведь эти продукты одномоментно не расходуются, а факт хозяйственной операции по расходу должен быть отражен на дату согласно первичным документам (по обслуживанию участников переговоров). Требование-накладная выписывается на определенное должностное лицо, ответственное за материальное обеспечение переговорного процесса (определяет его руководитель по приказу).
Представительские расходы: образец приказа 2019
В целях налогообложения представительские расходы являются нормируемыми (4% от ФОТ) (пп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264, п. 42 ст. 270 НК РФ). В п. 2 ст. 264 имеется фраза «независимо от места проведения указанных мероприятий». Это означает, что проведение этих мероприятий может быть организовано в любых местах (в офисе и за его пределами, в месте командировки, в точке общественного питания и т.д.). Важно удовлетворение целевых требований.
Указанные в вопросе расходы, связанные с обслуживанием представителей других организаций, возможно рассматривать в качестве представительских и подразделить их:
- на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);
- буфетное обслуживание во время переговоров.
Поскольку в Налоговом кодексе РФ не обозначена характеристика расходов на буфетное обслуживание и официальный прием, расшифровку их состава (что относится к буфетному обслуживанию, а что — для официального приема) лучше поименовать в учетной политике или в приказах по проведению переговоров.
Тщательное документальное оформление приводит к экономии средств организации.
Вопрос этот связан не только с налоговыми, но и с трудовыми правоотношениями, поскольку это процесс регулярный и трудоемкий (от закупки продуктов до составления отчета о проведении переговоров с приложением всех документов).
Проведение мероприятия рекомендуется оформить приказом (распоряжением) и сметой за подписью руководителя.
Приказом по проведению каждого отдельного мероприятия (сколько деловых встреч — столько и приказов) обязательно назначается ответственное лицо, при этом предполагается, что все предназначенное для мероприятия должно быть потреблено именно в течение этого мероприятия.
В приказе должны быть определены лица, ответственные как за организационное проведение этого мероприятия в целом, так и за его материальное обеспечение.
Первичные документы о стоимости использованных товаров и услуг для представительских мероприятий подписываются составителями.
Наиболее существенным аргументом для положительных решений судов является осуществление этих расходов в пределах норматива. Как бы ни старались налоговики в своих разъяснениях расширить список оправдательных документов для подтверждения налогоплательщиками представительских расходов, удается им доказать это в судах все реже. Однако необходимо, чтобы они были связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если организация реально несет эти расходы и подтверждает их любыми документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то шансы оспорить эти претензии в суде очень велики.
Конечно, при наличии на момент проверки рекомендуемых в официальных разъяснениях оправдательных документов дело до суда не доходит. В противном случае налогоплательщик вынужден в судебном заседании доказывать реальность и обоснованность затрат.
Суды признали позицию ИФНС неправомерной, а спорные расходы — экономически оправданными и документально подтвержденными и приняли положительные решения:
- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 по делу N А05-12045/2007 (расходы на ведение переговоров и совещаний, связанных с монтажом и запуском приобретенного налогоплательщиком нового оборудования).
- Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2009 по делу N А78-6156/08. В подтверждение расходов представлены счета-фактуры, приказ «О проведении представительских мероприятий», акт о списании представительских расходов, смета на год о проведении официального приема представителей компаний, отчет о расходах официального приема представителей компаний, отчет о результатах официального приема представителей компаний.
- Постановление ФАС Московского округа от 06.08.2009 N КА-А41/7358-09 по делу N А41-14348/08. Доначисление НДФЛ с сумм, выданных работникам и оцененных налоговым органом как оплата организацией своим работникам стоимости продуктов питания, отдыха, является нарушением п. 9 ст. 226 НК РФ. Налоговым органом не представлено доказательств, что выданные денежные средства для делегаций, поездки в Прибалтику, оплаты ресторана и гостиницы, приобретения продуктов являются доходами указанных лиц.
- Постановление ФАС МО от 23.04.2009 N КА-А40/3578-09 по делу N А40-30693/08-35-96. Доказательств получения необоснованной налоговой выгоды налоговым органом не представлено. Представительские расходы не превысили размер норматива, установленный п. 2 ст. 264 НК РФ.
- Постановление ФАС МО от 06.04.2009 N КА-А40/2383-09 по делу N А40-42258/08-111-127 (о представительских расходах в командировках). Оплату услуг VIP-зала аэропорта, а также командировочные расходы в выходные дни и представительские расходы инспекция сочла доходом сотрудников и доначислила НДФЛ и другие налоги. Несение расходов и их производственная направленность подтверждены имеющимися в деле актами, сметами.
Налоговым органом не представлено доказательств неполной уплаты налогов. Налоговый кодекс РФ не содержит положений о том, что расходы по проведению переговоров с потенциальными сотрудниками в городе проживания указанных партнеров не признаются представительскими расходами. Решение вопроса о целесообразности направления сотрудника в командировку, в том числе с использованием выходных и праздничных дней, относится исключительно к компетенции налогоплательщика.
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 N 09АП-9225/2009-АК по делу N А40-9041/09-108-33. Расходы подтверждаются исполнительными сметами, актами об отнесении затрат к представительским расходам с приложенными к ним первичными документами, подтверждающими приобретение и оплату товарно-материальных ценностей для проведения встречи, приходными ордерами, бухгалтерскими проводками.
- Постановление ФАС СЗО от 21.06.2007 по делу N А56-10798/2006.
- Постановление ФАС СЗО от 16.07.2008 по делу N А56-15358/2007. В своем решении суд сослался на правовые позиции решений высших судов (Конституционный Суд РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, от 24.02.2004 N 3-П, Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) о самостоятельности определения в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные не поименованные в гл. 25 НК РФ затраты к расходам в целях налогообложения либо нет. Помимо этого, в качестве основания была использована ссылка на ведомственный Приказ Минтранса России от 07.08.1998 N 100.
Информационный блок документа должен содержать:
- цель мероприятия;
- дату проведения мероприятия;
- место, где будет проводиться мероприятие.
Для чего нужен приказ на представительские расходы?
Представительские расходы, список которых определен в п. 2 ст. 264 НК РФ, могут быть использованы субъектом уплаты налога по ОСН в целях сокращения налогооблагаемой базы в размере, не превышающем лимит — 4% от расходов предприятия на оплату труда. Для задействования представительских расходов подобным образом необходимо:
- удостоверить факт их совершения;
- удостоверить факт их обоснованности.
Решение обеих задач может быть осуществлено посредством составления различных удостоверяющих документов. Таковым может быть, в частности, приказ об осуществлении расходов. Например, обоснованность издержек, возникающих при проведении того или иного делового мероприятия, может быть подтверждена приказом о проведении мероприятия (письмо Минфина от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807).
Данный приказ дополняется (письмо Минфина от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288):
- отчетом по представительским расходам;
- первичными источниками, удостоверяющими те факты, что отражены в отчете.
Грамотно оформить авансовый отчет по представительским расходам вам помогут разъяснения и образец от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Рассматриваемый приказ также может дополняться:
- актом по представительским расходам;
- программой делового мероприятия;
- сметой по данному мероприятию;
- договором между фирмой-налогоплательщиком и сторонним хозяйствующим субъектом, услуги которого были заказаны в рамках проведения мероприятия, а также иными первичными документами.
Рассмотрим, в какой структуре соответствующий документ может быть представлен.
Представительские расходы: оформляем документы
В приказе должны содержаться следующие сведения:
- шапку документа;
- как называется организация;
- регистрационный номер;
- место издания;
- дату составления;
- название самого мероприятия;
- в целях чего решено было провести мероприятие;
- период проведения мероприятия;
- утвержденный план мероприятий;
Приказ о проведении мероприятия подписывает руководитель организации или то лицо, которое временно исполняет обязанности руководителя на основании доверенности.
Для чего нужен приказ о проведении мероприятия
Приказ о проведении мероприятия необходим руководителю организации для того, чтобы:
- сплотить и мотивировать сотрудников;
- продвинуть корпоративные ценности: брать пример с лидеров, стремиться к росту, делать больше с меньшими затратами и т.д.;
- представить новое руководство;
- привлечь внимание масс-медиа;
- укрепить имидж организации;
- создать свод норм и правил, которые описывают правила поведения, единые стандарты отношений и совместную деятельность, существующую в организации;
- мобилизировать трудовой потенциал сотрудников для нового проекта;
- создать единую команду.
Согласно ГОСТу Р 6.30-2003 надо выдерживать следующие требования, когда составляется приказ:
- Соблюдать расстояние между краями страницы и текстом.
- Документ должен быть на белом и высококачественном листе бумаги 210×297.
- Дата документа прописывается в приказе арабскими цифрами, например: 16.10.2010. или 2010.10.16. Государственный стандарт допускает словесно-цифровой способ оформления даты – 16 октября 2010 г.
- Все реквизиты должны быть заполнены.
- Все суммы прописывать прописью и цифрами.
- Наличие всех подписей.
- Обязательно должна быть расшифровка всех подписей.
- Печать.
Если приказ издается на двух и более страницах, то такие документы подлежат нумерации.
При налогообложении нельзя учесть такие статьи расходов:
- Любые развлекательные (экскурсии, боулинг, бильярд и пр.) и оздоровительные (бассейны, фитнес-залы, сауны) мероприятия для сотрудников и клиентов, деловых партнеров.
- Затраты на проживание и оплату проезда для лиц, прибывших из других населенных пунктов.
- Приобретение презентов, подарков, наград и дипломов, вручаемых участникам.