Процессуальные сроки в административном судопроизводстве порядок исчисления и последствия пропуска

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процессуальные сроки в административном судопроизводстве порядок исчисления и последствия пропуска». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Верховный суд запретил отключать аудиозапись на процессах

В целях обеспечения единообразного применения судами общей юрисдикции норм главы 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

Общие положения

Судебные акты, подлежащие апелляционному обжалованию

Лица, имеющие право на апелляционное обжалование

1. Проверка законности и обоснованности принятых в порядке административного судопроизводства не вступивших в законную силу судебных актов (решений, определений) осуществляется судом апелляционной инстанции: районным судом (определения мировых судей), верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом (судебные акты районных судов, гарнизонных военных судов), апелляционным судом общей юрисдикции (судебные акты верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции), апелляционным военным судом (судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции), Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации (судебные акты Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые ими по первой инстанции).

Как следует из части 11 статьи 137[1], статей 296, 313 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ, Кодекс), судебные приказы, определения об утверждении соглашения о примирении с прекращением производства по административному делу полностью или в части не подлежат обжалованию в суд апелляционной инстанции. Данные судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.

Определение об отказе в утверждении соглашения о примирении обжалуется в суд апелляционной инстанции (часть 12 статьи 137[1] КАС РФ).

Судебные акты судов апелляционных и кассационных инстанций не подлежат апелляционному обжалованию, поскольку вступают в силу со дня их вынесения.

2. Апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление могут быть поданы не только на судебный акт в целом, но и на его часть, например резолютивную или мотивировочную, по вопросам распределения судебных расходов, порядка и срока исполнения и по другим вопросам, разрешенным судом при вынесении судебного акта, а также на дополнительное решение, принятое в порядке, предусмотренном статьей 183 КАС РФ.

Если апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление поданы не на судебный акт в целом, а только на его часть или дополнительное решение, то и в этом случае обжалуемый акт не вступает в законную силу.

3. Правом апелляционного обжалования судебных актов суда первой инстанции обладают лица, участвующие в деле, лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, их представители, правопреемники. Последние вправе подать апелляционную, частную жалобу независимо от того, привлекались ли они к участию в деле судом первой инстанции и был ли предварительно разрешен вопрос о замене стороны ее правопреемником (статьи 37, 44, 45, 56 КАС РФ). Вопрос о правопреемстве может быть разрешен судьей суда апелляционной инстанции при подготовке административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции или судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы, представления.

4. Право принесения представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле (часть 2 статьи 295 КАС РФ).

Глава 8. Процессуальные сроки (ст. 92 — 95)

Написать комментарий

      • Арбитражный процессуальный кодекс

      • Бюджетный кодекс

      • Водный кодекс

      • Воздушный кодекс

      • Градостроительный кодекс

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

      • Жилищный кодекс

      • Земельный кодекс

      • Кодекс административного судопроизводства

      • Кодекс внутреннего водного транспорта

      • Кодекс об административных правонарушениях

      • Кодекс торгового мореплавания

      • Лесной кодекс

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс

      • Таможенный кодекс Таможенного союза

      • Трудовой кодекс

      • Уголовно-исполнительный кодекс

      • Уголовно-процессуальный кодекс

      • Уголовный кодекс

      • Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

      • Федеральный закон от 03.07.2016 N 303-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 28.05.2017 N 101-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 28.05.2017 N 102-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

      • Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

        «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 01.05.2017 N 87-ФЗ

        «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 19.07.2018 N 213-ФЗ

        «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

      • Федеральный закон от 28.03.2017 N 39-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 05.12.2017 N 380-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 29.07.2017 N 274-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

        1. Разбирательство административных дел во всех судах открытое.

        2. Разбирательство административных дел в закрытом судебном заседании осуществляется в случае, если материалы рассматриваемого административного дела содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Разбирательство в закрытом судебном заседании допускается также в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, на содержащиеся в административном деле сведения конфиденциального характера, на неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству административного дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн и нарушение прав и законных интересов гражданина.

        3. Лица, участвующие в деле, и лица, не участвующие в деле, вопрос о правах и об обязанностях которых разрешен судом, не могут быть ограничены в праве на получение информации о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, устной и письменной информации о результатах рассмотрения административного дела и принятых по нему судебных актах.

        4. Каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом.

        5. Лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства письменно и с помощью средств аудиозаписи. Фотосъемка судебного заседания, его видеозапись, радио- и телетрансляция, трансляция с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения суда.

        6. О разбирательстве административного дела в закрытом судебном заседании выносится мотивированное определение суда. Определение выносится в отношении всего судебного разбирательства или его части.

        7. При разбирательстве административного дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

        8. В закрытом судебном заседании административное дело рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил административного судопроизводства. Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

        9. Лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие при совершении процессуального действия, в ходе которого могут быть выявлены сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, предупреждаются судом об ответственности за их разглашение.

        10. Решения судов по административным делам объявляются публично, за исключением случаев, если такие решения затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних. Если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения.

        11. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию.

        1. Административное судопроизводство ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Административное судопроизводство в федеральных судах общей юрисдикции, находящихся на территории республики, которая входит в состав Российской Федерации, может вестись также на государственном языке этой республики.

        2. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется административное судопроизводство, суд разъясняет и обеспечивает право знакомиться с материалами административного дела, участвовать в процессуальных действиях, давать объяснения, выступать в суде, заявлять ходатайства и подавать жалобы на родном языке или свободно выбранном языке общения, пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном настоящим Кодексом.

        3. Решение суда излагается на русском языке, а при ходатайстве стороны переводится на язык, использовавшийся в ходе судебного разбирательства.

        Суд при рассмотрении административного дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по административному делу.

        1. Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

        2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

        3. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

        Статья 92 КАС РФ. Исчисление процессуальных сроков.

        1. Вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

        1.1. Судебный акт, за исключением акта, содержащего сведения, составляющие охраняемую законом тайну, может быть выполнен в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если судебный акт принят судом коллегиально, он подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью. При выполнении судебного акта в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного судебного акта на бумажном носителе. (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ)

        2. Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.

        Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 05.04.2016 N 103-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

        Мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 103-ФЗ)

        Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

        Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

        Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

        Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

        1. Способы извещения. Действующее законодательство предусматривает ряд способов извещения лица о времени и месте судебного разбирательства:

        • заказное письмо с уведомлением о вручении;
        • судебная повестка с уведомлением о вручении;
        • телефонограмма;
        • телеграмма;
        • сообщение с использованием факсимильной или иных средств связи.

        Перечень способов извещения не является исчерпывающим, однако они должны позволять суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

        Кроме того, КАС предусматривает возможность извещения лиц, участвующих в деле, посредством отправки СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.

        Судебная повестка — это наиболее распространенная в судебной практике судов общей юрисдикции форма судебных извещений и вызовов.

        В судебных повестках или иных судебных извещениях, адресованных лицам, участвующим в деле, предлагается представить в суд все имеющиеся у них доказательства по административному делу, а также указывается на последствия непредставления доказательств и неявки в суд извещаемых или вызываемых лиц, разъясняется обязанность сообщать суду причины неявки.

        Одновременно с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованными административному ответчику, судья направляет копию административного искового заявления, а с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованными административному истцу, — копию объяснений в письменной форме административного ответчика, если объяснения поступили в суд.

        Помимо персонального извещения информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в сети Интернет не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено процессуальным кодексом (ч. 7 ст. 96 КАС, ч. 1 ст. 121 АПК). Однако по ряду категорий административных дел соблюдение данного правила заведомо невозможно в связи с сокращенным сроком их рассмотрения (например, ст. 241 КАС).

        2. Основные правила доставки и вручения судебных извещений. КАС подробно регламентирует процедуру доставки и вручения судебных повесток. Можно выделить следующие основные правила:

        1) судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки;

        2) в случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату;

        3) вручение судебной повестки по некоторым категориям административных дел допускается только лично адресату, а именно:

        • по делам, связанным с помещением иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение;
        • по делам, связанным с административным надзором;
        • по делам, связанным с принудительной госпитализацией гражданина в психиатрические, противотуберкулезные и иные медицинские организации, а также психиатрическим освидетельствованием гражданина;

        4) судебная повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки;

        5) в случае временного отсутствия адресата лицо, доставляющее судебную повестку, отмечает на корешке повестки, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение. В случае если место пребывания адресата неизвестно, об этом делается отметка на подлежащей вручению судебной повестке с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации.

        Арбитражный суд по общему правилу извещает участников процесса путем направления им копии судебного акта не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения процессуального действия. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

        Специфическая норма содержится в ст. 121 АПК, которая налагает на лиц, участвующих в деле, обязанность после получения информации о возбуждении дела самостоятельно принимать меры по получению информации о движении дела. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случае��, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

        1. Понятие и виды судебных расходов. Действующее процессуальное законодательство не содержит нормативного определения понятия «судебные расходы». В законе лишь традиционно указывается, что все судебные расходы по административному делу подразделяются на государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением административного дела.

        Судебные расходы — это денежные суммы, уплачиваемые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением и разрешением судом административного дела.

        2. Государственная пошлина. Нормативное определение понятия «государственная пошлина» содержится в ст. 333.16 НК: «Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации».

        Государственная пошлина по административному делу — это сбор, взимаемый с административного истца в федеральный бюджет за рассмотрение и разрешение судом его административного иска.

        Размеры и порядок уплаты государственной пошлины регулируются гл. 25.3 части второй НК. В частности, предусмотрена необходимость уплаты государственной пошлины в следующих случаях:

        1) при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, — в зависимости от цены иска;

        2) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка РФ, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

        • для физических лиц — 300 руб.;
        • для организаций — 4500 руб.;

        3) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

        • для физических лиц — 300 руб.;
        • для организаций — 2 тыс. руб.;

        4) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

        • для физических лиц — 300 руб.;
        • для организаций — 6 тыс. руб.;

        5) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

        Виды государственной пошлины:

        1. простая — уплачивается в твердой денежной сумме;
        2. пропорциональная — уплачивается в процентном соотношении от какой-либо суммы;
        3. смешанная — комбинирует твердую денежную сумму и проценты от какой-либо суммы.

        КАС не оперирует понятием «цена иска», поскольку большинство административных исков являются неимущественными и не подлежат оценке. Вместе с тем по делам о взыскании обязательных платежей и санкций сумма платежей, подлежащих взысканию, образует цену соответствующего административного иска.

        Льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от ее уплаты, уменьшения ее размера, а также отсрочки и рассрочки уплаты государственной пошлины также устанавливаются гл. 25.3 НК.

        Освобождение от уплаты государственной пошлины производится на основании закона в зависимости от характера спора (например, п. 7, 12, 18 ч. 1 ст. 333.36 НК) или от субъекта спора (ст. 333.35 НК).

        Действующий НК прямо не предусматривает возможность суда освободить административного истца от уплаты государственной пошлины по его письменному ходатайству с учетом его материального положения. Согласно ч. 2 ст. 333.20 НК суд вправе лишь уменьшить размер государственной пошлины, а также отсрочить или рассрочить ее уплату. Однако с учетом правовой позиции КС РФ суд вправе принять решение о снижении госпошлины вплоть до нулевого размера, если иное уменьшение ее размера не обеспечивает беспрепятственный доступ к правосудию.

        1. Вилова М.Г. Соблюдение процессуальных сроков как гарантия права на справедливое судебное разбирательство // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 7.
        2. Загайнова С.К. О некоторых пробелах правового регулирования процессуальных сроков в административном судопроизводстве и способах их преодоления // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 11.
        3. Зуева Л.Ю. К вопросу об общей характеристике процессуальных сроков // Административное право и процесс. 2014. N 10.
        4. Соловьев А.А. Высшее юридическое образование как обязательное квалификационное требование к судебным представителям // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2015. N 3.
        5. Соловьев А.А., Шеяфетдинова Н.А. О европейской концепции разумности сроков в судопроизводстве // Современное право. 2016. N 1.
        6. Kaija S. Completion of criminal proceeding within a reasonable time in Latvia // Jurisprudence. 2013. Vol. 20. N 2.

        [КАС РФ] [Раздел I] [Глава 8]

        1. Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

        2. Поданные по истечении процессуального срока жалобы и представленные документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы или представлены.

        Текст комментария: «КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ Авторы: А.Н. Борисов, Р.П. Лангвилава Издание: Издательство «ЮСТИЦИНФОРМ», 2018 год

        Положения ст. 94 КАС РФ, определяющие последствия пропуска процессуального срока, закреплены по аналогии со следующими положениями ст. 109 ГПК РФ, определяющими такие последствия (подобные положения установлены и в ст. 115 АПК РФ):

        — право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока (ч. 1);

        — поданные по истечении процессуальных сроков жалобы и документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы (ч. 2).

        В ч. 1 ст. 94 КАС РФ содержится единственный отличительный момент — в этой норме говорится о сроках, установленных только данным Кодексом, а не федеральным законом вообще.

        Уместно упомянуть, что ст. ст. 110 и 111 ГПК РФ предусмотрены и регламентированы соответственно приостановление и продление процессуальных сроков. Подобную регламентацию содержат и ст. ст. 116, 118 АПК РФ. В КАС РФ не вошли соответствующие положения, что представляется не вполне понятным. Видимо, соответствующие правила в данном Кодексе подразумеваются.

        В ст. 110 ГПК РФ в рамках регламентации приостановления процессуальных сроков установлено следующее: течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу (ч. 1); со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается (ч. 2).

        Статья 111 ГПК РФ, посвященная продлению процессуальных сроков, предусматривает, что назначенные судом процессуальные сроки могут быть продлены судом.

        • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

        • Бюджетный кодекс РФ

        • Водный кодекс Российской Федерации РФ

        • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

        • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

        • ГК РФ

        • Гражданский кодекс часть 1

        • Гражданский кодекс часть 2

        • Гражданский кодекс часть 3

        • Гражданский кодекс часть 4

        • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

        • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

        • Земельный кодекс РФ

        • Кодекс административного судопроизводства РФ

        • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

        • Кодекс об административных правонарушениях РФ

        • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

        • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

        • НК РФ

        • Налоговый кодекс часть 1

        • Налоговый кодекс часть 2

        • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

        • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

        • Трудовой кодекс РФ

        • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

        • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

        • Уголовный кодекс РФ

        • ФЗ об исполнительном производстве

        • Закон о коллекторах

        • Закон о национальной гвардии

        • О правилах дорожного движения

        • О защите конкуренции

        • О лицензировании

        • О прокуратуре

        • Об ООО

        • О несостоятельности (банкротстве)

        • О персональных данных

        • О контрактной системе

        • О воинской обязанности и военной службе

        • О банках и банковской деятельности

        • О государственном оборонном заказе

        • Закон о полиции

        • Закон о страховых пенсиях

        • Закон о пожарной безопасности

        • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

        • Закон об образовании в Российской Федерации

        • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

        • Закон о защите прав потребителей

        • Закон о противодействии коррупции

        • Закон о рекламе

        • Закон об охране окружающей среды

        • Закон о бухгалтерском учете

          • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

            (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

          • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

            «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

          • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

            «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

          Все документы >>>

          • Федеральный закон от 01.07.2021 N 250-ФЗ

            «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

          • Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021)

            «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

          • Федеральный закон от 30.04.2021 N 115-ФЗ

            «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

          Все документы >>>

          Установление и исчисление процессуальных сроков в арбитражном процессе

          • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)

            «О видеонаблюдении при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» (вместе с «Порядком применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва», «Рекомендациями по применению в участковых избирательных комиссиях средств видеорегистрации (видеофиксации)»)

          • Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31.08.2021 N АПЛ21-300

            «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 09.06.2021 N АКПИ21-280, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47»

          • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/[email protected] (ред. от 25.08.2021)

            «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»

          Все документы >>>

          • Проблемные вопросы предвыборной агитации в избирательной системе Российской Федерации
          • Правовые основы взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений в Российской Федерации
          • Профилактика рецидивной преступности несовершеннолетних в условиях воспитательных колоний
          • Защита прав и свобод гражданина в административном судопроизводстве Российской Федерации с участием прокурора
          • Особенности кассационного производства в административном судопроизводстве Российской Федерации

          Известно, что процессуальные сроки это так называемые промежутки времени, в течение которых необходимо совершить определенные процессуальные действия или даже совокупность процессуальных действий.

          В данном случае процессуальные сроки выполняют две важные функции, а именно: ограничительную и защитную. Ограничительная предостерегает граждан каким либо образом злоупотреблять своими процессуальными правами, а защитная гарантирует гражданам защиту своих прав и интересов в судебных органах. Гарантия защиты прав граждан нормативно закреплена в Конституции РФ.

          Как и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не имеет нормативного определения понятия процессуального срока.

          Глава 8 КАС РФ содержит общие положения о процессуальных сроках, но конкретные сроки распределены по статьям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Отдельного внимания в данном случае требует принцип разумности. Разумность сроков — это критерий, который предполагает ограничение «затягиваний» судебных процессов.

          Сроки в административном судопроизводстве могут иметь определенную классификацию.

          Различают сроки, которые закреплены на законодательном уровне, а также сроки, которые устанавливаются судом. К первой группе сроков относятся все, которые названы в Кодексе административного судопроизводства РФ. Вторая группа сроков — это сроки, не имеющие определения во времени, но подлежащий принципу разумности. Суд в данном случае самостоятельно определяет срок, например, предоставления некоторых доказательств сторонами [1]. Существует и классификация процессуальных сроков, которые установлены законом, по обращению в зависимости или к суду или к участникам процесса. Судебный орган обязан соблюдать сроки по рассмотрению и разрешению дела, а также при составлении решения суда, вовремя направить копии решений участникам дела, соблюдать сроки в кассационной, надзорной инстанции.

          Участники процесса могут известить суд о невозможности явки по каким-либо причинам, исправить недостатки при подаче искового заявления, а также обжаловать судебные акты [3].

          Классифицировать процессуальные сроки как определенные абсолютно, так и определенные относительно. Абсолютно определенные сроки определены конкретными промежутками времени, относительно определенные без указания на конкретные периоды времени и закреплены в КАС словами заблаговременно, немедленно, а также незамедлительно.

          К категории относительно определенной необходимо отнести понятие разумного срока. Процессуальные сроки делятся на определенные периоды, которые установлены Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а именно: пять лет, один день и так далее [2].

          Кодекс административного судопроизводства содержит формулировку сроков один месяц и тридцать дней, но это не влияет на определенные сроки истечения события согласно части первой и второй статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

          Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что сроки в административном судопроизводстве по разным основаниям могут быть разделены и классифицированы. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации как и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит конкретного определения категории процессуальный срок.

          1. Вилова М.Г. Соблюдение процессуальных сроков как гарантия права на справедливое судебное разбирательство // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 7.
          2. Зуева Л.Ю. К вопросу об общей характеристике процессуальных сроков // Административное право и процесс. 2014. № 10.
          3. Загайнова С.К. О некоторых пробелах правового регулирования процессуальных сроков в административном судопроизводстве и способах их преодоления // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 11.

        Кодекс административного судопроизводства: проблемы применения

        Процессуальные сроки (далее – ПС) – это периоды времени, в течение которого судами и участниками производства должны производиться определенные действия.

        Они делятся на два вида:

        • определенные законом: при подаче жалоб, внесение замечаний на протокол заседания, подача обращений для вынесения дополнительных решений;
        • установленные судом: для устранения недостатков, замечаний, и пр.

        Также периоды устанавливаются в зависимости от адресата. Для суда определяются ПС рассмотрения и разрешения дел, принятия исковых заявлений. Для участников производства – сроки подачи возражений, жалоб, замечаний.

        Коротко: суд должен своевременно разрешить гражданской спор, истец или ответчик – внести замечания на протокол, направить заявление об отмене судебного приказа, подать жалобу. Соблюдение ПС обязательно для всех.

        Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
        Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве
        Статья 3. Задачи административного судопроизводства
        Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением
        Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
        Статья 6. Принципы административного судопроизводства
        Статья 7. Независимость судей
        Статья 8. Равенство всех перед законом и судом
        Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел
        Статья 10. Разумный срок административного судопроизводства и разумный срок исполнения судебных актов по административным делам
        Статья 11. Гласность и открытость судебного разбирательства
        Статья 12. Язык, на котором ведется административное судопроизводство
        Статья 13. Непосредственность судебного разбирательства
        Статья 14. Состязательность и равноправие сторон
        Статья 15. Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел
        Статья 16. Обязательность судебных актов
        Статья 16.1. Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства

        Статья 28. Формирование состава суда
        Статья 29. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел
        Статья 30. Порядок разрешения вопросов судом при коллегиальном рассмотрении административных дел. Особое мнение судьи
        Статья 31. Отвод судьи
        Статья 32. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении административного дела
        Статья 33. Отвод прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика
        Статья 34. Заявления о самоотводе и об отводе
        Статья 35. Порядок разрешения заявления о самоотводе и об отводе
        Статья 36. Последствия удовлетворения заявления о самоотводе или об отводе

        Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей
        Статья 55. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде
        Статья 56. Полномочия представителя
        Статья 57. Оформление и подтверждение полномочий представителя
        Статья 58. Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей

        Статья 92. Исчисление процессуальных сроков
        Статья 93. Окончание процессуального срока
        Статья 94. Последствия пропуска процессуального срока
        Статья 94.1. Приостановление процессуального срока
        Статья 94.2. Продление процессуальных сроков
        Статья 95. Восстановление пропущенного процессуального срока

        Статья 92 КАС РФ. Исчисление процессуальных сроков

        Статья 103. Судебные расходы
        Статья 104. Льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
        Статья 105. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
        Статья 106. Издержки, связанные с рассмотрением административного дела
        Статья 107. Льготы по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административного дела
        Статья 108. Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам
        Статья 109. Внесение сторонами денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенных для оплаты других расходов, связанных с рассмотрением административного дела
        Статья 110. Выплата денежных сумм, причитающихся свидетелям и переводчикам
        Статья 111. Распределение судебных расходов между сторонами
        Статья 112. Возмещение расходов на оплату услуг представителя
        Статья 113. Распределение судебных расходов при отказе от административного иска и заключении соглашения о примирении
        Статья 114. Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела
        Статья 114.1. Разрешение вопросов о судебных расходах
        Статья 115. Обжалование определения суда по вопросам, связанным с судебными расходами

        Статья 116. Понятие и виды мер процессуального принуждения
        Статья 117. Основания и порядок применения мер процессуального принуждения
        Статья 118. Ограничение выступления участника судебного разбирательства, лишение участника судебного разбирательства слова
        Статья 119. Предупреждение и удаление из зала судебного заседания
        Статья 120. Привод
        Статья 121. Обязательство о явке
        Статья 122. Наложение судебных штрафов
        Статья 123. Порядок рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа

        Статья 140. Устность судебного разбирательства
        Статья 141. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел
        Статья 142. Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи
        Статья 143. Председательствующий в судебном заседании
        Статья 144. Порядок в судебном заседании
        Статья 145. Открытие судебного заседания
        Статья 146. Проверка явки участников судебного разбирательства
        Статья 147. Участие переводчика
        Статья 148. Удаление свидетелей из зала судебного заседания
        Статья 149. Объявление состава суда и разъяснение права самоотвода и отвода
        Статья 150. Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей
        Статья 151. Последствия неявки в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков
        Статья 152. Отложение судебного разбирательства административного дела
        Статья 153. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей, пояснения относительно полномочий представителя
        Статья 154. Разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле
        Статья 155. Разъяснение эксперту и специалисту их прав и обязанностей
        Статья 156. Начало рассмотрения административного дела по существу
        Статья 157. Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон
        Статья 158. Установление очередности исследования доказательств
        Статья 159. Объяснения лиц, участвующих в деле
        Статья 160. Предупреждение свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний
        Статья 161. Порядок допроса свидетеля
        Статья 162. Допрос несовершеннолетнего свидетеля
        Статья 163. Оглашение свидетельских показаний
        Статья 164. Исследование письменных доказательств
        Статья 165. Оглашение и исследование переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан
        Статья 166. Исследование вещественных доказательств
        Статья 167. Воспроизведение аудио- и видеозаписей и их исследование
        Статья 168. Исследование заключения эксперта. Назначение дополнительной или повторной экспертизы
        Статья 169. Консультация специалиста
        Статья 170. Окончание рассмотрения административного дела по существу
        Статья 171. Судебные прения
        Статья 172. Возобновление рассмотрения административного дела по существу
        Статья 173. Удаление суда для принятия решения
        Статья 174. Объявление решения суда

        1. Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

        2. Поданные по истечении процессуального срока жалобы и представленные документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы или представлены.

        1. Процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом. В случае, если процессуальные сроки не установлены настоящим Кодексом, они назначаются судом. Суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности.

        2. Процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода.

        3. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

        4. Течение процессуального срока, исчисляемого часами, начинается с наступления даты или события, которыми определено его начало.

        5. Если процессуальное действие должно совершиться немедленно, то течение процессуального срока начинается немедленно с наступления даты или события, которыми определено его начало.

        1. Процессуальный срок — это предусмотренный КАС или установленный судом временной промежуток, в течение которого могут или должны быть совершены определенные процессуальные действия. Детальность разработки всей процедуры рассмотрения дела в суде, характерная для административной процессуальной формы, включает в себя и правило о соблюдении процессуальных сроков. Для упорядочения развития административных процессуальных правоотношений процессуальные действия должны совершаться в процессуальные сроки. Процессуальные сроки фиксируются для совершения процессуальных действий всеми субъектами административных процессуальных правоотношений: судом; лицами, участвующими в деле; лицами, способствующими осуществлению правосудия по административному делу. В случаях, предусмотренных КАС, процессуальные сроки могут устанавливаться и в отношении лиц, не являющихся участниками административного дела, но обязанных по указанию суда совершить какие-либо процессуальные действия (например, представить доказательства, истребованные судом, — ч. 2 ст. 63 КАС).

        Ст. 93 КАС РФ 1. Процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года установленного процессуального срока. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца. 2. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день. 3. Процессуальный срок, определяемый часами, оканчивается по истечении последнего часа установленного процессуального срока. 4.

        Если процессуальное действие должно совершиться немедленно, то течение процессуального срока начинается немедленно с наступления даты или события, которыми определено его начало. Комментируемой статьей установлены правила исчисления процессуальных сроков. Процессуальные сроки по административным делам устанавливаются: — настоящим Кодексом; — судом с учетом принципа разумности, если сроки не установлены Кодексом.

        ГПК РФ) шестимесячный срок на кассационное обжалование основного апелляционного определения и дополнительного апелляционного определения начинает течь со дня, следующего за днем вынесения дополнительного апелляционного определения. Вместе с тем если судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении заявления о вынесении дополнительного апелляционного определения, срок на подачу кассационной жалобы исчисляется со дня, следующего за днем вынесения основного апелляционного определения. Срок на подачу кассационных жалобы, представления не считается пропущенным, если они были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока (ч.
        3 ст. 108 ГПК РФ).

        Глава 23 Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в реферндуме граждан Российской Федерации. Глава 24 Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Глава 25 Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

        Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

        При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

        1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
        2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
        3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
        4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

        Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

        Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

        Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

        Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

        После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Для любых предложений по сайту: [email protected]