Изменения в закон о полиции в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в закон о полиции в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена. К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.

Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты. Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников. По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.

«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и наркотических веществ. И это поможет ограничивать дорожное движение (потребителей спиртного и наркотиков, — прим. ред.). Такие проверки должны быть внедрены», — заявлял Черников РИА Новости.

А вот еще одно право могут получить не только инспекторы ГИБДД, но и вообще все сотрудники полиции. Речь идет о вскрытии автомобилей для спасения жизни граждан, предотвращения преступления или в целях обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Мера обсуждается с апреля 2020 года. В частности, предполагается, что вскрывать автомобили полицейские смогут, если подозреваемый находится в машине в состоянии опьянения или если у них есть подозрение, что в автомобиле имеются предметы, изъятые из гражданского оборота.

В начале декабря 2020 года Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. В настоящее время документ проходит доработку Комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, поправки будут представлены к 6 января 2021 года. После этого законопроект рассмотрят во втором чтении, вероятнее всего — весной 2021 года.

Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана. В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д. Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.

«Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая. Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.

Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам.

Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца. К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е. в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.

Законопроект был внесен на рассмотрение Правительством РФ в мае этого года. В пояснительной записке говорится, что он «разработан в целях уточнения полномочий полиции, а также усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан». Там же говорится, что поправки основаны на результатах анализа правоприменительной практики. На днях закон приняли в первом чтении, но перед этим депутаты по традиции немного поспорили.

— Мы не требуем ничего сверхъестественного, никаких действий, которые носят чрезвычайный характер, предоставляют какие-то особые полномочия, — заявил во время заседания Госдумы официальный представитель правительства, статс-секретарь — замминистра внутренних дел Игорь Зубов, представляя законопроект. — Всё, что здесь предлагается, — это годами уже вынашивалось, неоднократно были попытки неудачные выйти с этим по ряду причин. Более того, я могу сказать, что произошли определенные заимствования наших инициатив, и сегодня все остальные органы имеют эти полномочия.

Сформулированы поправки так, что предоставят полиции самые широкие полномочия. Например, в использовании оружия.

— Раньше при непосредственном нападении, а здесь — при самой угрозе насилия. То есть, если я предполагаю, что человек, бегущий вдали с топором, может применить ко мне насилие, — могу применить оружие, — рассуждает руководитель уголовной практики кировского филиала московской коллегии адвокатов «Яковлев и партнеры» Наталья Костина.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Федеральный закон от 05.04.2021 г. № 80-ФЗ

  • Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 25.08.2021)

    «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 (ред. от 25.08.2021)

    «Вопросы организации полиции»

  • Указ Президента РФ от 23.05.2011 N 668 (ред. от 25.08.2021)

    «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»

  • Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1496

    «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»

  • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2462-р

    «Об определении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная детская библиотека» единственным исполнителем осуществляемой Минцифры России в 2021 году закупки услуг по организации и проведению в г. Москве XXXVII Международного конгресса по детской книге»

  • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2464-р

    «О выделении в 2021 году Росприроднадзору из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований»

Закон состоит из 11 отдельных глав, регулирующих такие правоотношения:

  1. Общие положения о назначении и роли полиции, её функциях.
  2. Принципы работы сотрудников полиции.
  3. Полный перечень и описание прав и обязанностей.
  4. Общие положения о мерах принуждения, которые может применять полиция.
  5. Положения касательно применения специальных средств, оружия и физической силы при исполнении полицией своих прямых обязанностей.
  6. Место в правовой системе сотрудника полиции.
  7. Правила вступления на службу в полиции, особенности службы, порядок увольнения.
  8. Нормы относительно социальной защищённости служащих в полиции.
  9. Вопросы обеспечения.
  10. Контроль деятельности.
  11. Заключительные положения о порядке действия закона.

Из явных изменений Закона стала реформа из милиции в полицию. В связи с этим, в 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы. Также были активные попытки препятствовать продвижению закона в частности относительно переименования милиции, однако закон всё же был принят в первоначальном смысле и уже более четырёх лет новых нареканий относительно переименования не вызывает.

В 2015 году в Государственную Думу был внесён законопроект, вызвавший широкий резонанс.

Законопроект с одной стороны очень сильно урезает права обычных граждан, а с другой — предлагает наделить сотрудников правоохранительных органов значительными полномочиями.

Первое изменение — предложение исключить норму относительно того, что полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе и заменить её на другую, суть которой заключается в том, что полиция опирается на поддержку граждан, то есть ввести так называемую «презумпцию доверия». Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане.

Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.

Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.

Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.

Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.

Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.

Поскольку полиция является государственным правоохранительным органом, вследствие чего мы часто пересекаемся с ним в повседневной жизни, знание закона «О полиции» может пригодиться каждому.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Назначение полиции
    • Статья 2. Основные направления деятельности полиции
    • Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
    • Статья 4. Организация полиции
  • Глава 2. Принципы деятельности полиции
    • Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
    • Статья 6. Законность
    • Статья 7. Беспристрастность
    • Статья 8. Открытость и публичность
    • Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
    • Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
    • Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
  • Глава 3. Обязанности и права полиции
    • Статья 12. Обязанности полиции
    • Статья 13. Права полиции
  • Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
    • Статья 14. Задержание
    • Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
    • Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
    • Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
  • Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 20. Применение физической силы
    • Статья 21. Применение специальных средств
    • Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Статья 23. Применение огнестрельного оружия
    • Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
  • Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
    • Статья 25. Сотрудник полиции
    • Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
    • Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
    • Статья 28. Основные права сотрудника полиции
    • Статья 29. Утратила силу.
    • Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
    • Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
    • Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
    • Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
    • Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
  • Глава 7. Служба в полиции
    • Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
    • Статья 35. Утратила силу.
    • Статья 36. Утратила силу с 1 января 2012 г.
    • Статья 37. Утратила силу с 1 января 2012 г.
    • Статья 38. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.
    • Статья 39. Утратила силу с 1 января 2012 г.
    • Статья 40. Утратила силу с 1 января 2012 г.
    • Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления

    Федеральный закон РФ «О полиции» 2021, 2020

    ?

    Сотрудник полиции в обычных случаях по-прежнему должен назвать должность, звание, фамилию, предъявить удостоверение и сообщить причину и цель обращения.

    Проект закона предлагает разрешить полицейскому представляться уже после пресечения преступления, только если жизни полицейского или других граждан что-то угрожает, а также «при необходимости пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц».

    ?

    Нет, в поправках есть только несколько оснований для этого:

    • спасение жизни и обеспечение безопасности граждан;
    • угроза общественной безопасности при массовых беспорядках и ЧС;
    • задержание подозреваемых или обвиняемых;
    • угроза теракта;
    • задержание граждан, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление;
    • пресечение преступления;
    • применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если есть основания полагать, что нарушитель находится в состоянии опьянения;
    • осмотр автомобиля или груза, если имеется подозрение, что там находятся без спецразрешения предметы, изъятые из гражданского оборота.

    Если хозяин машины не присутствовал при этом, его должны проинформировать в срок не позднее 24 часов. Кроме того, полиция обязана обеспечить, чтобы посторонние не проникали в транспортное средство.

    Ответственность за вред, причиненный при вскрытии машины, если оно проведено по закону, полицейский не несет.

    ?

    Сейчас правоохранителям разрешено блокировать участки местности. Законопроект дает право полиции оцеплять территории, жилые помещения, строения и другие объекты.

    В границах оцепления можно будет проводить досмотр граждан, их вещей, транспортных средств и грузов. Если гражданин отказывается, полицейские вправе не впускать или не выпускать его.

    Места проведения публичных и массовых мероприятий, согласно проекту, разрешено временно ограждать и «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными».

    Также на время их проведения можно осуществлять досмотр граждан и их личных вещей не только при возможном наличии оружия, наркотиков и других запрещенных веществ, но и при наличии оснований полагать, что они «скрывают предметы хищения».

    ?

    Сейчас полицейский имеет право стрелять, если задерживаемый приближается, сокращая названное ему расстояние, или касается его огнестрельного оружия.

    Поправки предлагают расширить перечень обстоятельств: когда задерживаемое лицо пытается «совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

    Госдума принимает поправки к закону «О полиции»

  • Приказ Минпромторга России от 19.05.2014 N 944 (ред. от 06.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69821 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69824 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.01.2019 N 14-40/01812 (ред. от 03.09.2021)
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.05.2018 N 14-40/28427 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 20.08.2014 N 14-40/39460 (ред. от 02.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Сейчас полицейский имеет право стрелять, если задерживаемый приближается, сокращая названное ему расстояние, или касается его огнестрельного оружия.

Поправки предлагают расширить перечень обстоятельств: когда задерживаемое лицо пытается «совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

Прокомментировал законопроект, расширяющий права и полномочия полиции известный российский адвокат, политик, писатель, кандидат исторических наук Иван Миронов, отсидевший два года в СИЗО по ложному обвинению в покушении на главу РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса.-Как относитесь к законопроекту, расширяющему права и полномочия полиции?-Вполне себе логичный закон. — То есть, если кто-то думает, что у рядового сотрудника полиции в голове уместился Уголовный кодекс, Административный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, а еще закон «О полиции» — то глубоко ошибается. Нередко у рядового сотрудника полиции в голове две лампочки — зеленая и красная, «можно» и «нельзя». Когда, вроде, как бы можно, а, вроде бы, есть ограничения в законе — сотрудника начинает «троить». Этот закон и должен был снять вот эту некую двойственность между тем, что сотрудник полиции может, и тем, что прописано в законодательных актах. Теперь, в принципе, наконец-то можно все, и сотрудников полиции клинить по таким мелочам не будет.— То есть что теперь изменится, в принципе?— Теперь он может входить куда хочет практически без оснований, ведь основания какие есть — по сообщениям о возможном преступлении, это место как-то может быть связано с событиями преступления. Он может обыскивать кого хочет, как он хочет, тоже особо не вдаваясь в доводы и в основания. Он может стрелять, да, тоже если есть угроза нападению.— А с чем это все связано?

— Государство дальновидное, оно научилось предугадывать многие события и ход исторического развития нашей великой страны, и все понимают, что события, которые мы наблюдали в Белоруссии, на Украине, могут не обойти стороной РФ, поэтому надо быть загодя готовым, подготовка в виде создания нормативной базы для самых широких полномочий к сотрудникам полиции для подавления и мятежа, и восстания, и всяких протестов, инициированных левыми силами.

— А не станет ли сейчас это полем для злоупотреблений?

— Конечно станет! Но кого это сейчас волнует? Все эти нововведения рассчитаны на то, что уже все сотрудники полиции в России честны, идеальны и во всех своих действиях руководствуются только справедливостью и здравым смыслом, только ради защиты граждан. Но, естественно, если у нас контингент окажется немножко другим, то это, наверное, спровоцирует волну полицейского беспредела.

— Вообще сам по себе законопроект не содержит ли в себе каких-то явных противоречий с правами человека, конституционными правами гражданина РФ?

— Какая Конституция, какие права? Конечно, это все нарушает — и право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, и все остальное — это все нарушает. Фактически, такое расширение полномочий объяснимо и возможно в военное время, если вводят режим военного положения. Если бы у нас был сейчас 1941 год, Москва находилась бы в осаде, по улицам бегали бы шайки диверсантов, то тогда — да, это объяснимо, это понятно. Может быть, мы что-то не знаем? Может, у нас уже предвоенное состояние, и поэтому мы вводим все эти необходимые меры?

— Мы видим, что в США происходит, когда полиция стреляет по гражданам, несколько месяцев назад из-за этого начались крупные протесты, чтобы у нас так не получилось бы?

— Я думаю у нас все это будет, только протестов не будет таких, как в Америке. Разве могут у нас быть протесты по поводу того, что там сотрудник полиции кого-то застрелил? Конечно, все вот такие «перегибы» неизбежны. Это при том, что у американской полиции есть гораздо больше ограничений, чем теперь у нашей. Потому что у наших сейчас их нет практически. Можно применять оружие при угрозе нападения, например. Угрозе! Не нападении, не для защиты своей жизни, здоровья или защиты жизни и здоровья своих коллег, а «при угрозе». Под угрозу можно подвести все, что угодно — он стоял рядом, от него исходила угроза, я ее почувствовал.

— Не так посмотрел?

— Да! Он сказал: «Я на тебя сейчас нападу! Я тебя покалечу!», — а что он говорил или не говорил, уже не докажешь. То есть каждый беспредел сотрудников полиции теперь можно будет юридически оправдать и доказать вину будет практически невозможно. Вот что важно. Теперь можно любой личный досмотр или досмотр транспортного средства оправдать тем, что есть подозрение, что там могут находиться предметы кражи. Ну, что это за бред?

То есть теперь не нужно никаких нормативов в принципе, ни процессуальных документов для того, чтобы это сделать, не нужно ничего. Всегда можно оговориться каким-то анонимным сообщением и сделать с человеком, с имуществом человека и с его жилищем, что угодно. Да, там речь идет не об обыске, а осмотре вещей фактически безосновательно, но вот эта грань между обыском и осмотром — ее практически не существует. Есть просто определенные процессуальные нюансы.

— Такое ужесточение в США произошло после 11 сентября, а у нас, грубо говоря, «с чего баня упала»? И почему общество не возмущается?

— Общество у нас давно ничем не удивишь, оно не подает голоса или его голос настолько тонок и тих, что просто никто не слышит. Почему это происходит сейчас — мы готовимся к тем событиям, которые будут неизбежно. Потому что первое, конечно, у нас будет обострение недовольства экономической ситуацией в нашей стране.

Сразу стоит сказать, что точные положения грядущей реформы пока еще не являются достоянием общественности, поэтому приходится делать прогнозы, исходя из риторики официальных лиц. И прежде всего на этот счет высказался Президент Путин, который делает упор на необходимость избавления от коррупционных элементов в рядах МВД.

Так, в ходе последнего заседания международного экономического форума в Петербурге, глава государства обозначил обеспечение прозрачности деловой среды как одну из главных целей грядущей реформы. По мнению Президента, недопустимо, чтобы контактируя с представителями бизнеса, сотрудники правоохранительных органов пользовались своим положением в целях личного обогащения.

Касается это и работников судебной системы, которые, что уж говорить, часто преступают закон, вызывая тотальное недоверие со стороны предпринимателей. Все это создает не самый лучший климат для бизнеса и инвестирования, что негативным образом сказывается на экономике.

Делает на этом акцент и Алексей Кудрин, вот уже не первый год возглавляющий Счетную палату.

С ним согласен и Антон Силуанов, занимающий пост первого вице-премьера. По мнению чиновников, давление, оказываемое силовиками на бизнес, можно сравнить с рэкетом в крупных масштабах, поэтому на борьбу с этим явлением и решение других не менее важных вопросов в течение текущего года и последующих двух лет (с 2021 по 2023 гг.) выделяется до 20 млрд руб.

Это и формирование новой ведомственной материально-технической базы с ассигнованием, создание уникальной в своем роде цифровой платформы-омбудсмена, и увеличение зарплатного фонда. К слову, практическая реализация последнего решения будет иметь обратную сторону, подразумевающую сокращение штата.

В настоящее время начисление заработной платы сотрудникам МВД осуществляется в соответствии с трехлетним государственным бюджетом, согласно которому только на полицию было выделено 1,5 трлн руб.

При этом все зарплаты будут поэтапно проиндексированы в размере 3,7% в текущем году и на 4,2 и 4% в 2022 и 2023 гг., соответственно.

Для наглядности приведем сравнительную таблицу доходов сотрудников разных ведомственных подразделений за период с 2020 по 2023 гг.

Занимаемая должность сотрудника МВД Оклад в 2020-м году, руб. Оклад после индексации 2021 года, руб. Оклад после индексации 2022 года, руб. Оклад после индексации 2023 года, руб.
Полицейский в Москве, Санкт-Петербурге, МО и ЛО 14101,36 14623,11 15237,28 15846,77
Полицейский в НП с населением свыше 100 тыс. 11931,92 12409,2 12930,39 13447,61
Полицейский в регионах 9762,48 10123,69 10548,89 10970,85
Следователь районного значения 16270,8 16872,82 17581,48 18284,74
Следователь по особо важным делам 20067,32 20809,81 21683,82 22551,17
Начальник отделения районного значения 17897,88 18560,1 19339,62 20113,21
Начальник управления районного значения 26033,28 26996,51 28130,36 29255,58
Полицейский со званием рядовой 5423,6 5624,27 5860,49 6064,91
Полицейский со званием майор 12474,28 12935,83 13479,14 14018,31
Генерал полиции 29287,44 30371,08 31646,67 32912,54

Да, повышение незначительное, но все же это лучше, чем ничего.

Для сравнения приведем показатель минимальной и средней заработной платы для Москвы и регионов:

В среднем по Москве, руб. В среднем по регионам, руб.
Минимальная з/п 20589 12792
Средняя з/п 60614 58782

Несмотря на то, что средний показатель доходов российских граждан носит условный характер, ввиду несовершенства учетной системы, он все равно дает общее представление и возможность проведения сравнительного анализа.

Согласно последнему, сотрудники МВД даже в высших чинах получают ненамного больше, чем то предусматривают минимальные показатели. Однако не стоит спешить с далеко идущими выводами, поскольку речь идет о «голой» ставке без учета выслуги лет, премий, надбавок за звание и прочих весьма ощутимых бонусов.

Фото 743

Фото 1715

10094

17121

«Мне показалось — и я его застрелил»

7175

Фото 6405

Фото Видео 4672

Законопроект, в частности, предлагает предоставить полиции право «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными» место проведения публичных массовых мероприятий.

Сотрудники полиции смогут также временно ограждать указанные места и объекты, предусматривает проект закона.

Вскрытие авто

Проект закона предлагает дополнить закон «О полиции» новой статьей 15(1) — вскрытие транспортного средства. Так, согласно документу, полицию предлагается наделить правом вскрывать машину и проникать в нее, в частности, для спасения жизни людей, для предотвращения преступления. Это также станет возможно «для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях».

При этом предусматривается, что собственника авто необходимо проинформировать о вскрытии машины в течение суток, если он не присутствовал при этих мероприятиях.

В проекте статьи есть пункт, согласно которому «сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства», если данная мера применялась на законных основаниях.

директор фонда «Общественный вердикт»

Правительство внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает изменения федерального закона «О полиции». Законопроект дает полиции право вскрывать транспортные средства, расширяет возможности действий при оцеплении территории (например, митингов) и так далее. О том, что изменится, ОВД-Инфо рассказала директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина.

Часть пунктов этого документа — мелкие уточнения. Из важного — они везде «личный досмотр» меняют на «личный осмотр». Насколько я понимаю, досмотр — это законодательно отрегулированная процедура, происходящая в определенных условиях. Досмотр не требует согласия осматриваемого, зато законодательно описан. Осмотр непонятно, как отрегулирован, обязателен он или нет. Соответственно, не очень понятна ответственность [за нарушения] сотрудников при проведении осмотра.

Право на вскрытие транспортного средства — это нововведение. Не очень понятно, как оно будет реализовываться на практике: это касается подозреваемых, которые находятся в машине, либо надо кого-то задержать и поехать за ним, а чья-то машина оказалась под рукой? За вред, причиненный в результате вскрытия, полиция ответственности нести не будет. Появляется новое полномочие, не обремененное ответственностью.

Вообще весь законопроект добавляет полномочий и возможностей полиции для ведения служебной деятельности — осматривать людей, ограждать территорию проведения публичного мероприятия — но совершенно не вводится никаких сдерживающих факторов в виде наказаний за превышение полномочий. И сами полномочия сформулированы так общо, что не всегда понятно, к чему они относятся — как в случае с вскрытием транспортного средства.

Возможность оцеплять место преступления у полиции была и раньше, теперь добавляется возможность осматривать людей, которые хотят зайти на территорию или с нее выйти. Выглядит вроде логично, но никакой ответственности [за превышение полномочий при осмотре] не предусматривается.

Раньше были «преступления» и «правонарушения», а в законопроекте появляется некий третий тип, совершенно мне непонятный — «происшествие». Появляется право осматривать «места происшествий». Когда мы говорим о преступлениях и правонарушениях, они регулируются Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. Там отрегулировано, в каких ситуациях и что может происходить: досмотр, обыск, изъятие документов и так далее. Как будет рассматриваться обоснованность действий сотрудников полиции в ходе «происшествия», непонятно.

То есть новое полномочие полиции дается, но выносится за процессуальные границы. У сотрудников, таким образом, развязываются руки. Если раньше было понятно, что, например, для обыска нужен ордер, обыск должен проходить по определенным правилам, то теперь появляются некие «происшествия», в рамках которых можно много чего делать. И, по крайней мере, в этом законопроекте, не объясняется, что означает «происшествие».

Также появляется норма о том, что сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, если они соответствуют закону «О полиции» и другим федеральным законам. Но закон написан так, что его можно трактовать по-разному, так что нельзя и полностью освобождать от ответственности за действия, совершенные при исполнении обязанностей.

Похоже, законопроект описывает ситуации, с которыми полицейские часто сталкиваются и где им сложно. Законопроект укладывается в канву последних нескольких лет, когда происходит наделение правоохранительного блока все большими полномочиями при том же объеме ответственности или даже ее сокращении.

Записал Александр Литой

Существующий закон «О полиции» содержит норму: полицейский может применять оружие, когда есть угроза его жизни и жизни граждан. Законопроект позволяет применять огнестрельное оружие в случае, если кто-то «совершит действия, дающие основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

— Здесь оценочное на оценочном, — комментирует адвокат. — Само нападение может быть совершено без оружия. Все это вызывает очень много вопросов. Если вы вдруг замахнулись на полицейского, он может применить оружие. Достаточные основания, которые могут быть расценены как угроза. Формулировки позволяют трактовать как угодно. Между тем Уголовный кодекс говорит о пределах необходимой обороны на более высоком уровне.

Законопроект предлагает дополнить статью о гарантиях правовой защиты полицейского следующим пассажем: «Сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции». Эту поправку адвокат Сергей Мирзоев называет наиболее серьезной среди всех.

— Это может трактоваться только так, что сотрудник полиции не отвечает за последствия своих действий. Общество и без того не доверяет полиции. Люди помнят скандалы с подброшенными наркотиками – дело Голунова, например. Так что, сотрудник, подбросивший наркотики Голунову, не должен отвечать за последствия своих действий?

Если поправки в закон «О полиции» вступят в силу, то правоохранители смогут вскрывать автомобили даже когда владельца машины в ней нет. О своих действиях они должны будут поставить в известность владельца в течение суток после того, как все произойдет, и не будут нести ответственности за причиненный ущерб. Законопроект говорит, что эти действия могут быть нужны, чтобы спасти чью-то жизнь или предотвратить преступление, а то и массовые беспорядки.

— Это абсолютно не соответствует ни международной практике, ни защите прав граждан, — считает Сергей Мирзоев. — Полиция залезла без вас в машину, якобы нашла наркотики – будет уголовное дело в отношении вас. А полиция скажет: «А нам показалось, что машина подозрительная». Любое имущество не может быть подвергнуто хоть какой-то ревизии без приглашения понятых, без составления протокола.

У полиции сейчас достаточно полномочий, чтобы отследить, досмотреть и прекратить эксплуатацию любой машины, отмечает адвокат.

Сторонник законопроекта депутат Анатолий Выборный приводил Газете.ру довод о том, что эта поправка нужна полицейским для того, чтобы спасти из машины запертого в сорокоградусную жару ребенка. Но Сергей Мирзоев обращает внимание на то, что и по имеющимся уже законам полицейский может разбить окно машины и не понести за это никакого наказания – именно потому, что он будет спасать жизнь ребенка. И никакая отдельная статья для этого не нужна.

«О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» № «80-ФЗ» от 05.04.2021

Подготовленные еще два года назад поправки попали в Госдуму во время карантина, и сейчас обсуждение законопроекта идет в общем информационном поле. Тем не менее поправки не имеют отношения к распространению или нераспространению коронавируса.

— Коронавирус, это только повод, — считает адвокат. — Работа полиции состоит не в борьбе коронавирусом. Она состоит в охране прав граждан, в охране правопорядка. Через короткое время выяснится, что эти меры действуют в совсем других целях. А карантин был всего лишь поводом.

Подобные вопросы стоят того, чтобы выставить их на открытое обсуждение. Чтобы в полной мере были понятны последствия изменений, можно выслушать экспертов, профессионалов и широкую общественность. Этого, видимо, уже не произойдет.

Выглядит вероятным, законопроект пройдет через три чтения в Государственной думе. Но надеяться на то, что Дума исправит недостатки этих формулировок, нет никаких оснований, считает адвокат.

В Федеральный Закон «О полиции» предложили внести статью, предусматривающую право на вскрытие автомобилей. Стражам порядка хотят разрешить делать это в случаях, когда речь идет о необходимости спасти жизнь людей или предотвратить совершение какого-либо преступления. Вскрывать машины полицейские смогут также с целью обеспечить безопасность граждан или общественную безопасность при чрезвычайной ситуации или в случае массовых беспорядков.

При вскрытии автотранспорта без владельца, его обязаны будут проинформировать о произошедшем в течение суток после инцидента.

«Сотрудник полиции не будет нести ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства, если он действовал на законных основаниях», — следует из пояснительной записки к документу.

Авторы законопроекта прописали также право полицейских на оцепления либо блокирования территорий, жилых зданий, строений и прочих объектов. В пределах оцепленных территорий правоохранители смогут лично досматривать граждан и их вещей, а также осматривать автомобили.

При отказе от осмотра правоохранители смогут отказать гражданину в пропуске на оцепленную территорию или в выходе за ограждение.

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин заявил, что массовые сокращения будут проходить с января по апрель 2021 г.

Процент сокращений будет зависеть от департамента:

  • на 5% уменьшится количество сотрудников в центральном аппарате МВД;
  • на 10% – снизится численность в территориальных органах.

М.В. Мишустин подчеркнул, что оптимизация – не означает, что множество людей останутся без работы. Сейчас по меньшей мере 18% должностей в МВД вакантны. Оптимизацию проведут за счет этих незанятых позиций.

Планируется, что реформа коснется не только работников МВД, но и обычных граждан. С 01.04.2021 г. направить обращение в правоохранительные органы можно будет через интернет на сайте Госуслуг.

Уменьшить штат планируется и в Следственном комитете. В планах уволить некоторых работников отделов кадров, программистов и экономистов. Следователей сокращать не будут, наоборот, планируют увеличить их численность.
Приказ об оптимизации штаба СК был подписан в октябре 2020 г. Подвергнут сокращению 10% работников.

Изучают вопрос целесообразности транспортных подразделений – существует вероятность их ликвидации. Результаты будут готовы к середине февраля 2021 г.

Глава ведомства А. Бастрыкин подчеркнул, что нельзя исключать того, что СК снова может стать частью прокуратуры.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О полиции»

Обсуждения относительно увеличения выслуги лет до 25 ведутся уже не первый год. Пока проект подготовлен, но не одобрен окончательно.

Силовики – надежная опора государственной власти и сразу поднимать стаж для льготной пенсии на 5 лет – рискованный шаг. Это может оттолкнуть перспективную молодежь от службы в МВД. Возможно, увеличивать выслугу будут постепенно, а не так резко.

К вопросу вернутся, если цены на нефть сильно понизятся. Ведь наполнение госбюджета зависит от превышения доходов над расходами, что обеспечивается высокими ценами на нефть. Если бюджет не будет наполняться, то и денег для выплат пенсий не останется. Экономическая ситуация нестабильная, поэтому вероятность принятия этой реформы велика.

Планируются изменения в начислениях пенсий:

  1. Не повышать коэффициент, который используют для расчета пенсий. Сейчас он составляет 0,7368, но планировалось увеличение до 1,0. Минфин выступает за ограничение роста до 0,8.
  2. Отказаться от индексации пенсий по принципу: уровень инфляции + 2%. Повышенной индексации и так не было в 2020 г, не будет и в 2021 г. Минфин хочет совсем отказаться от этого правила и увеличивать пенсии только по величине инфляции.

Это только предположительные изменения, которые пока не оформлены в законопроект.

Сокращение численности работников поможет сэкономить немало бюджетных средств. При этом некоторые оклады в Москве и области и в Санкт-Петербурге и области были повышены. В 2021 г. планируется повысить заплаты по регионам. Для МВД России было выделено из бюджета 766 млрд. руб. Кроме того, можно рассчитывать на индексацию зарплат на 4%.

Реформа МВД в 2021 году пока только на уровне обсуждений. Структура МВД РФ огромна.

Есть подразделения, которые не занимаются охраной общественного порядка и не принимают участия в оперативно-розыскных мероприятиях. Путем реорганизации можно сократить штат силовых подразделений.

Планируется перевод сотрудников с аттестованных на гражданские должности.

Минфин рекомендует осуществить масштабные трансформации, чтобы сэкономить денежные средства в бюджете. Предложения ведомства активно обсуждаются. Владимир Путин подчеркнул, что четкой и окончательной позиции относительно реформирования правоохранительных органов пока нет.

Проект главного финансового ведомства РФ содержит несколько основных пунктов:

  • сокращение штата на 10%. Сокращение коснется не занятых вакантных мест. Сотрудников, не выполняющих функцию правоохранителя, могут перевести на несение гражданской службы;
  • повышение эффективности аппарата управления структурой. Соотношение начальствующего состава и подчиненных будет работать по принципу «елки» — чем выше уровень, тем меньше в подчинении сотрудников;
  • часть функций отойдет гражданским ведомствам. Минтруд будет координировать всероссийскую программу, позволяющей переселять соотечественников. Контролем оборота наркотиков будет заниматься Минздрав;
  • создание головного центра распределения обеспечения технической и материальной направленности с целью снять полномочия с МВД по вопросам финансовой и хозяйственной деятельности;
  • МВД станет единственным правоохранительным органов, в который будут включены кроме прочих ФССП, ГФС, ФСИН;
  • назначить максимальный коэффициент для расчета пенсии. Предложено остановиться на ставке 0.8;
  • отменить ежегодную индексацию пенсию на уровне до 2% свыше инфляции;
  • увеличить выслугу до 25 лет для выхода на пенсионное обеспечение без учета срока учебы.

В 2019 году внесен ряд изменений в Порядок прохождения службы в полиции № ФЗ-342 «На службе в ГУВД РФ». Согласно изменениям срок службы не увеличился.

Главное нововведение — увеличение максимального стажа службы в МВД. Максимальный трудоспособный возраст среднего и высшего командного состава увеличен до 5 лет.

Полковники и подполковники — от 50 до 55 лет, полковники — от 55 до 60 лет, генералы — от 60 до 65 лет. Для сотрудников других уровней возрастное ограничение останется прежним.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]