Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Список лицензируемых видов деятельности 2021 по ОКВЭД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Виды деятельности, на которые надо получать лицензию, устанавливают федеральные законы. Кроме лицензируемых видов деятельности, предусмотренных законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», есть другие направления бизнеса, также подлежащие лицензированию. Эти виды деятельности в РФ регулируют отдельные законы:
- использование атомной энергии – закон № 170-ФЗ от 21.11.1995;
- производство и оборот алкоголя – закон № 171-ФЗ от 22.11.1995;
- деятельность кредитных организаций – закон № 395-1 от 02.12.1990;
- защита государственной тайны – закон № 5485-1от 21.07.1993;
- проведение торгов — закон № 325-ФЗ от 21.11.2011;
- профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – закон № 39-ФЗ от 22.04.1996;
- деятельность НПФ – закон № 75-ФЗ от 07.05.1998;
- клиринговая деятельность – закон № 7-ФЗ от 07.02.2011;
- страховая деятельность – закон № 4015-1 от 27.11.1992;
- космическая деятельность – закон № 5663-1 от 20.08.1993.
Как видите, в основном это направления, требующие серьёзных финансовых вложений, поэтому малый бизнес редко выбирает подобные сферы деятельности, за исключением продажи алкоголя. А вот перечень лицензируемых видов деятельности, указанный в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, включает в себя немало популярных у начинающих бизнесменов направлений, поэтому предлагаем ознакомиться с ним подробнее.
Не всегда лицензируемые виды деятельности 2021 года точно соответствуют кодам ОКВЭД, которые надо указывать в заявлении на регистрацию ИП и ООО. Некоторые виды деятельности по классификатору ОКВЭД почти полностью повторяются в тексте законов.
Наименование лицензируемого вида деятельности в законе |
Код ОКВЭД |
---|---|
Производство лекарственных средств |
21.20 |
Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров |
49.10 |
Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов |
49.20.1 |
Но вот если взять для примера такое лицензируемое направление, как фармацевтическая деятельность, то она будет соответствовать сразу нескольким кодам ОКВЭД. В законе № 61-ФЗ от 12.04. 2010 года приводится следующее понятие: «фармацевтическая деятельность — деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и/или розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов».
Коды по ОКВЭД, разрешённые для фармацевтической деятельности, будут следующими:
- 46.46 — торговля оптовая фармацевтической продукцией;
- 47.73 — торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах;
- 21.20 — производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.
Подобрать список по ОКВЭД для лицензируемого направления бизнеса не всегда просто, поэтому советуем получить бесплатную консультацию профессиональных регистраторов.
ОКВЭД в равной степени применим ко всем предприятиям и организациям, независимо от их организационно-правовой формы.
То есть ЗАО, ИП, ООО отражают в правоустанавливающих документах одни и те же цифровые коды.
Процедура выбора классифицирующих шифров является для всех коммерческих компаний обязательной и не имеет исключений.
При изучении и внесении цифровых шифров ОКВЭД в заявку на регистрацию, многие начинающие предприниматели по незнанию совершают ряд ошибок. Для того, чтобы помочь их избежать, подробно поговорим о том, на что опираться и в каком порядке действовать, выбирая коды из общероссийского классификатора.
- Не все коды равнозначны при внесении их в учредительные документы предприятия или индивидуального предпринимателя. Основным считается первый выбранный код, поскольку он обязан соответствовать тому виду деятельности, который ставится на предприятии во главу угла. Все остальные коды играют дополнительную роль и носят второстепенный характер. Как минимум один код из ОКВЭД должна иметь каждая организация, без него постановка на государственный учет просто напросто невозможна;
- Все фактически и формально возможные виды экономической деятельности, осуществляемые на территории России, имеют свое особенное цифровое обозначение, которое занесено в ОКВЭД. В свою очередь ОКВЭД состоит из разделов и подразделов, групп и подгрупп. При выборе цифровых шифров следует идти от большого к малому. То есть начинать нужно с определения сферы деятельности, и постепенно через разделы и группы доходить до какого-либо конкретного рода деятельности. При этом нужно стараться так подбирать коды, чтобы они максимально соответствовали и отражали суть фактически производимых работ и осуществляемых услуг;
- Разрешенный к регистрации цифровой код из ОКВЭД должен состоять минимум из 3 символов. 3 цифры подразумевают под собой подкласс раздела и, как правило, их выбирают те предприниматели, которые не хотят как-либо ограничивать свои действий в рамках данного раздела. Тем не менее, предпочтительно все же указывать более узкие в плане практического применения четырехзначные шифры;
- Если вдруг вновь создаваемая организация планирует заниматься теми работами или услугами, которые в рамках российского закона подпадают под обязательное лицензирование или же требует особого допуска, лучше всего не действовать наобум, а проконсультироваться со специалистами. Они помогут более точно обозначить наименование того или иного вида деятельности и подобрать правильный цифровой код, что в дальнейшем оградит от всевозможных неурядиц.
Внимание! Если появляются проблемы по подбору кодов ОКВЭД, достаточно изучить Приложение «А» к классификатору. Оно является отличным помощником и содержит в себе довольно подробные разъяснение ко всем видам деятельности.
Об основных моментах, на которые стоит обратить внимание при выборе кодов из ОКВЭД, мы рассказали. Теперь о некоторых нюансах выбора видов деятельности по цифровым шифрам из классификатора.
- Выбирая коды ОКВЭД, будущим бизнесменам, в частности учредителям ООО, стоит помнить о том, что должно быть стопроцентное совпадение прописанных в заявлении и обозначенных в уставе видов деятельности, иначе работники налоговой могут запросто отказать в постановке на учет. Но даже если первоначальный этап регистрации в налоговой службе будет пройден успешно, проблемы вполне могут возникнуть при открытии счета в банке, поскольку банковские служащие проверяют документы не менее тщательно;
- Закон никак не ограничивает количество кодов ОКВЭД, вносимых в заявление на регистрацию предприятия. Поэтому часто коммерсанты вписывают не только те конкретные виды деятельности, которыми фактически планируют заниматься, но и те, которые предполагаются ими только в теории. Нагромождение кодов из классификатора, внесенных в правоустанавливающие документы влечет за собой ряд опасностей. Приведем лишь один довольно распространенный пример: некоторые виды деятельности могут подпадать под действие специального налогового режима ЕНВД и в таких случаях Налоговики могут потребовать от предпринимателя или организации сдачу по ним отдельной отчетности. Таким образом, специалисты советуют сдерживаться и не вносить в учредительные документы больше двух десятков кодов ОКВЭД и при их выборе тщательно изучать особенности каждого вида деятельности, в том числе с точки зрения налогового законодательства;
- Крайне важно правильно понимать и истолковывать наименование видов деятельности, перечисленных в ОКВЭД. В противном случае может возникнуть инцидент, при котором наиболее нужный и актуальный род деятельноcти, не будет внесен в государственный реестр по данной организации или ИП. Последствия такого казуса неприятны. Во-первых, в случае необходимости невозможно станет получение лицензии, во-вторых, возникнет невозможность перехода на ЕНВД, который действует по строго определенным на местном и муниципальном уровне, видам деятельности.
Важно! Внесение правильных кодов из ОКВЭД в регистрирующие документы на этапе постановки предприятия на государственный учет имеет огромное значение. В случае если налоговые специалисты обнаружат ошибку, они непременно вынесут автоматический отказ в регистрации. При этом, неточность можно исправить, но это повлечет за собой новые финансовые и временные затраты.
Актуальные коды ОКВЭД на 2021 год
Выдачей документов, а также лицензионным контролем занимаются уполномоченные государственные структуры. Например, разрешение на розничную продажу алкоголя выдают в Росалкогольрегулировании, на ведение охранной деятельности — в МВД, лицензию на транспортировку людей — в Ространснадзоре, осуществление образовательной деятельности — в Рособрнадзоре.
-
заявление по установленной форме. Заявление передается в орган, который выдает лицензию. Например, если вы открываете бизнес, связанный оказанием образовательных услуг, заявление подается в Рособрнадзор;
-
для ООО — копии учредительных документов, заверенные у нотариуса, для ИП — копия ОГРНИП и ИНН;
-
дополнительный перечень документов. Его определяет государственный орган, который выдает лицензию;
-
опись документов.
Пакет документов передается в надзорный орган разными способами:
-
лично,
-
через доверителя,
-
направить ценным письмом
-
отправить дистанционно через портал Госуслуг или сайт уполномоченного ведомства. Все электронные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.
В течение 3 рабочих дней со дня предоставления документов уполномоченные органы принимают решение о рассмотрении заявлении или возврате. Если были замечены нарушения требований или документы переданы в неполном объеме, документы возвращаются. На устранение замечаний предоставляется 30 дней.
Если документы в порядке, в течение 45 дней уполномоченный орган производит проверку сведений и принимает решение о выдаче лицензии. В течение 3 рабочих дней после подписания приказа о выдаче лицензии, ее выдают фирме.
Лицензия выдается бессрочно. Действует на территории всех субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов в соответствии с законом.
С 1 января 2021 года будет введена реестровая модель лицензирования, а дистанционный порядок получения лицензии может стать основным.
Что это значит?
-
Больше не будут выдаваться бумажные и электронные лицензии.
-
Оформление и переоформление лицензий будет фиксироваться в электронном реестре.
-
Для подтверждения наличия лицензии предоставляется выписка из реестра в бумажном или электронном виде.
Все лицензии, которые были оформлены до 1 января 2021 года, действительны и внесены в реестр. Реестр лицензий станет общедоступным.
Пока сохраняется бумажный порядок предоставления документов для получения лицензий, но не исключено, что он станет альтернативой дистанционному.
Выдача разрешений на ведение бизнеса, за исключением ряда сфер деятельности, выдается на неограниченный срок. Но срок действия лицензии может быть сокращен по нескольким причинам:
-
в работе компании есть нарушения законодательства;
-
суд аннулирует действие лицензии;
-
ИП или юр. лицо закрывается.
За компаниями, которые ведут лицензионную деятельность, осуществляется государственный контроль.
Если во время проведения проверок, найдены грубые нарушения лицензионных требовании, действие разрешения на ведение деятельности приостанавливается Восстановление лицензии происходит после устранения нарушений.
Если компания не устраняет нарушения в обозначенный срок, лицензионный орган просит суд отозвать лицензию.
Закрытие компании
Независимо от сферы бизнеса собственник обязан уведомить уполномоченный орган о закрытии компании за 15 дней до фактического прекращения деятельности.
По заявлению соискателя органом принимается решение о прекращении действия лицензии.
Ставки по эквайрингу плюс/минус везде одинаковые. Единственное, если у вас небольшие безналичные обороты, то все же лучше искать варианты, где ставка фиксированная и не зависит от суммы.
Существенно сэкономить на эквайринге еще можно за счет приема безналичных оплат через систему быстрых платежей (СБП). Терминал эквайринга не понадобится – перевод проходит через кассу, а комиссия по безналичной выручке дешевле эквайринга – всего 0,4 — 0,7%.
-
Подобрать тариф РКО вы можете вместе с нами. МТС Касса сотрудничает со многими системно значимыми банками, мы помогаем в подборе и открытии счетов без визита в банка. Эту услугу своим клиентам мы оказываем бесплатно.
-
Еще один из вариантов экономии – это бухгалтерское сопровождение. Если у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись без наемного бухгалтера, подключив онлайн-бухгалтерию. Такой сервис сам ведет бухгалтерский учет, рассчитывает налоги, готовит отчетность и отправляет ее через интернет в ФНС, ПФР, ФСС, направляет платежные документы в банк, делает финансовый анализ. МТС Кассы, например, интегрированы с таким сервисом. Вы просто заводите первичную документацию в сервис, а все остальное он делает сам.
- Грузовые и пассажирские перевозки автомобильным (за исключением деятельности такси), железнодорожным, водным, морским, воздушным транспортом
- Погрузочно-разгрузочные работы и буксировка транспорта
- Охранная и детективная (сыскная) деятельность
- Образование детей и взрослых
- Производство лекарств и медицинской техники
- Деятельность в сфере медицины и фармацевтики
- Производство и реализация алкоголя
- Клиринговая и страховая деятельность
- Деятельность кредитных организаций и НПФ
- Торги и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
- Деятельность в области космоса и атомной энергетики
- Деятельность по защите государственной тайны
- Деятельность, связанная с шифровальными и специальными техническими средствами для негласного получения информации, защита конфиденциальной информации
- Деятельность в сфере информационных и телекоммуникационных систем
- Услуги связи, телевещания, радиовещания
- Производство и продажа специальной полиграфической продукции, защищенной от подделок
- Производство, испытание, ремонт авиатехники
- Деятельность, связанная с вооружением, боеприпасами, военной техникой
- Легальный оборот наркотиков и психотропных веществ
- Проведение азартных игр через букмекерские конторы и тотализаторы
- Заготовка, хранение, переработка, реализация металлического лома
- Управление многоквартирными домами
- Экспертиза промышленной безопасности
- Эксплуатация производственных объектов повышенной опасности (взрыво-, пожаро- и химически опасных)
- Обезвреживание, сбор, транспортировка отходов, относящихся к I — IV классам опасности
- Деятельность, связанная с взрывчатыми материалами промышленного назначения
- Деятельность по использованию источников ионизирующего излучения
- Тушение пожаров, монтаж, ремонт и техобслуживание средств пожарной безопасности
- Использование возбудителей инфекционных заболеваний и ГМО
- Трудоустройство российских граждан за рубежом
- Изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных, фонограмм на любых носителях
- Геодезическая и картографическая деятельность, гидрометеорология и геофизика, маркшейдерские работы
- Сохранение объектов культурного наследия.
Чаще всего индивидуальные предприниматели из этого списка выбирают грузоперевозки, перевозки пассажиров, медицинскую и образовательную деятельность, частный сыск. Остальные лицензируемые виды деятельности 2021 года требуют или организационно-правовой формы юридического лица, или крупных финансовых вложений.
Передвигайте «ползунки», раскройте и выберите «Дополнительные условия», чтобы Калькулятор подобрал для Вас оптимальное предложение по открытию расчетного счета. Оставьте заявку и Вам перезвонит менеджер банка: проконсультирует по тарифу и зарезервирует расчетный счет.
Несоблюдение законодательства в области лицензирования – это административное правонарушение, которое для ИП наказывается в соответствии со статьями КоАП РФ/
Штрафы за работу без лицензии
- 14.1 (2) – от 4 до 5 тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья (деятельность без лицензии);
- 14.1 (3) – от 3 до 3 тысяч рублей (несоблюдение необходимых лицензионных требований);
- 14.1 (4) – от 4 до 8 тысяч рублей (грубое нарушение условий лицензии).
Специальные штрафы за лицензию в области транспорта по статье 14.1.2 КоАП РФ намного выше:
- отсутствие лицензии — 100 тысяч рублей с конфискацией транспортного средства;
- нарушение условий выданной лицензии — 20 тысяч рублей;
- грубое нарушение условий выданной лицензии — 75 тысяч рублей.
Хотя размеры штрафных санкций для ИП в несколько раз ниже, чем для ООО, но уголовная ответственность не имеет различий в зависимости от организационно-правовой формы. Наступает она при получении дохода или нанесении ущерба государству или гражданам на сумму от 2,25 млн рублей (статья 171 УК РФ).
✏ К деятельности такси эти нормы КоАП и УК РФ не относятся, потому для что для такси надо получать не лицензию, а разрешение региональной администрации.
Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем определенного вида деятельности. Она предоставляется лицензирующим органом, который правомочен выдавать разрешения на ведение деятельности в той или иной сфере. Обязательным критерием для получения лицензии является соблюдение четких условий и оплата государственной пошлины. Требования, предъявляемые к соискателю на получение лицензии:
Данные требования специфичны и, как правило, определяются исходя из конкретного вида деятельности, для реализации которой необходима лицензия. Если Вам нужно узнать требования, необходимые для получения лицензии в определенной сфере деятельности, обратитесь в соответствующий лицензирующий орган. Прежде всего, необходимо узнать, какой из лицензирующих органов стоит обратиться. Затем требуется собрать весь пакет необходимых документов. Направить их можно следующими способами:
Также бумаги можно направить в электронном виде, при этом следует помнить, что они должны быть подписаны ЭЦП. После предоставления всех необходимых документов Вам предоставят копию описи с указанием даты приема (орган, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, можно посетить как лично, так и получить заказное письмо с уведомлением). В случае, когда в ранее направленном Вами пакете документов отсутствует какой-либо документ либо речь идет о несоблюдении утвержденных требований, в течение 3 дней Вам должны вручить лично или направить почтовое уведомление с указанием того, что следует скорректировать. Срок исправления ошибок — 30 дней. Устранив ранее выявленные недочеты и направив документы повторно, в течение 3 рабочих дней Вам обязаны сообщить о ходе рассмотрения документов на получение лицензии или о возврате заявления. Спустя 5 рабочих дней, Вам должны направить документ, в котором будет указано о решении предоставить лицензию (если документы соответствуют установленным требованиям). Решение могут вручить как заявителю лично, так и направить заказным письмом с уведомлением. Сделать это должны в течение 3 рабочих дней после принятия окончательного решения. Важно! При отказе в выдаче лицензии Вы получите решение, в котором в обязательном порядке указываются его причины со ссылкой на подзаконные акты (реквизиты акта проверки соискателя лицензии, когда отказ получен на основании несоответствия лицензионным требованиям). Лицензия имеет типовую форму. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 826. При порче (утрате) разрешения его дубликат предоставляется на основании правил, которые прописаны в ст.17 Федерального закона № 99-ФЗ. Лицензия не имеет каких-либо границ относительно территории своего действия. Нужно лишь помнить о том, что при перемене региона реализации предпринимательской деятельности Вы должны будете уведомить об этом лицензирующий орган согласно фактическому месту ведения бизнеса. Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:
Величина государственной пошлины при переоформлении лицензии: 600 — 2 600 рублей. Лицензирующий орган отвечает как за непосредственную выдачу разрешений, так и контролирует деятельность лицензиата. Если в процессе проведения проверки будут обнаружены нарушения лицензионных требований, то по данному факту будет выписано предписание с указанием сроков для ликвидации выявленных недочетов. Срок действия лицензии может быть приостановлен, если замечания не будут устранены. Важно! Во время приостановки действия лицензии, деятельность, которая под неё подпадает вести нельзя. При устранении всех недочетов, отмеченных в предписании, действие лицензии будет возобновлено. Лицензия может быть аннулирована при:
Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней. Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:
При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС. От выбранных кодов ОКВЭД не зависит ваша система налогообложения, величина налогов и количество сдаваемой отчетности. Особое внимание на основной код ОКВЭД нужно обратить ИП, кто планирует нанимать работников. С зарплаты сотрудников отчисляются страховые взносы в различные фонды. Фонд социального страхования назначает ставку взносов «на травматизм» исходя из основной деятельности. Чем более рискованным будет вид деятельности по ОКВЭД, тем выше окажется тариф взносов. ООО самостоятельно ежегодно подтверждают в ФСС основной вид деятельности. Если подтверждение не отправить до 15 апреля следующего года, тогда фонд назначит самую высокую ставку взносов исходя из всех ОКВЭДов, указанных при регистрации. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.10.2011 N 283-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 13.07.2015 N 263-ФЗ, от 27.10.2015 N 292-ФЗ, от 30.12.2015 N 430-ФЗ, от 30.12.2015 N 431-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 29.12.2017 N 451-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 249-ФЗ, от 03.08.2018 N 316-ФЗ, от 03.08.2018 N 323-ФЗ, от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 27.12.2018 N 498-ФЗ, от 15.04.2019 N 54-ФЗ, от 17.06.2019 N 148-ФЗ, от 26.07.2019 N 240-ФЗ, от 02.08.2019 N 282-ФЗ, от 02.08.2019 N 298-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ, от 27.12.2019 N 492-ФЗ, от 18.02.2020 N 21-ФЗ, от 31.07.2020 N 270-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 349-ФЗ) Принят Одобрен 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. 1.1. Действие положений настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» лицензирования космической деятельности. (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 54-ФЗ) 2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования: 1) использования атомной энергии; 2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны; 4) деятельности кредитных организаций; 5) деятельность по проведению организованных торгов; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ) 6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; 7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами; 8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; 10) клиринговой деятельности; 11) страховой деятельности. 12) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 54-ФЗ) 13) репозитарной деятельности. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 430-ФЗ) 14) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ) 3. Лицензирование указанных в части 2 настоящей статьи видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. 4. Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ) 1) оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; 2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность; 3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»); (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.08.2019 N 298-ФЗ) 4) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ) 1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. 2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. 3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования; 2) лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ) 3) лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ) 4) лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование; (в ред. Федерального закона от 19.10.2011 N 283-ФЗ) 5) соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии; 6) лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию; 7) лицензионные требования — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования; 8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Основными принципами осуществления лицензирования являются: 1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; 2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; 3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации; 4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; 5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ) 7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования. 1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся: 1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности; 2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования; 3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг; 4) утверждение порядка формирования и ведения реестра лицензий; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ) 5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании; 6) утверждение типовой формы выписки из реестра лицензий. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ) 2. К полномочиям лицензирующих органов относятся: 1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности; 2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании; 3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и других используемых в процессе лицензирования документов; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ) 4) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация. 1. Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право: 1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации; 2) проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; Пункт 2 части 1 статьи 7 действует до 01.03.2022 (пункт 4 статьи 138 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ). 3) выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; 4) применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны: 1) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования; 2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов. 3. При осуществлении лицензирования должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. В течение тридцати рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц. Каждый ИП при регистрации в ФНС должен указывать код ОКВЭД, соответствующий видам хозяйственной деятельности. Основная сложность для многих предпринимателей при решении данной задачи заключается в выборе правильного классификатора кодов, о которых идет речь. Коды ОКВЭД для ИП 2021 необходимо искать в перечне ОК 029-2014 «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Если воспользоваться опубликованным на сайте ФНС отчетом по форме 1-НОМ, в котором отражены данные по состоянию на 01.01.2021 г., то можно обнаружить, что в топ-5 по объему налогов, перечисленных в консолидированный бюджет РФ, входят следующие разрешенные (полностью или частично) для ИП виды деятельности:
Инструкция по получению лицензии для отдельных видов деятельности в 2021 годуПримечательно, что виды деятельности, которыми занимаются, исходя из данных ФНС, самые активные налогоплательщики РФ, в целом коррелируют с показателями динамики кредитования различных сфер бизнеса, определяемыми Банком России. Так, по свежим данным ЦБ РФ, также представленным на сайте организации, по состоянию на начало марта 2021 года самыми активными заемщиками являются фирмы, работающие в сфере добычи нефти, пищепроме, торговле, металлургии, строительстве, транспорте, в сегменте операций с недвижимостью. Крайне активно кредитуются обрабатывающие производства: данная сфера лидирует в перечне заемщиков по данным ЦБ РФ. Отмеченным выше популярным видам деятельности ИП в наибольшей степени будут соответствовать следующие коды ОКВЭД:
Отметим, что при государственной регистрации ИП в общем случае достаточно указать 4-значный код ОКВЭД. Расшифровка кодов ОКВЭД в регистрационной форме не требуется. Вид деятельности по ОКВЭД предприниматель обозначает только цифрами. Выбрав основной код ОКВЭД, нужно проанализировать, как этот код повлияет на величину налоговых обязательств ИП. Дело в том, что использование некоторых кодов ОКВЭД влечет за собой утрату права на ПСН, пониженной ставки единого налога по УСН или пониженных тарифов страховых взносов. Если у ИП есть наемные работники, нужно проверить, к какому классу профессионального риска относится деятельность по новому коду. Вполне возможно, что новый ОКВЭД приведет к росту тарифа страхового взноса «на травматизм». В ряде случаев возникает необходимость заменить код ОКВЭД, изначально выбранный ИП при регистрации, или же дополнить его другими кодами. Изучим, каким образом решается данная задача. При регистрации в ФНС российские предприниматели должны указывать код ОКВЭД в соотнесении с видом бизнеса. В 2021 году для этого нужно использовать перечень ОК 029-2014. Самые популярные виды предпринимательской деятельности в РФ можно определить исходя из официальной статистики, отражающей уплату налогов по отраслям или же на основе показателей динамики кредитования предприятий в различных сферах экономики. Подробнее об использовании кодов ОКВЭД российскими фирмами читайте в статьях:
В 2020 и 2021 году компании выбирают коды для обозначения своих видов деятельности из общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД-2. В нем даны коды с подробной расшифровка по видам деятельности. За работу по не указанным видам деятельности и использование устаревших кодов грозит штраф. Справочник кодов понадобится для прохождения регистрации бизнеса, каждому виду деятельности присвоен свой код. Есть ли какие-то изменения в 2021 году и что это означает для бизнеса, надо ли вносить изменения в документы и что писать в декларациях? Расскажем в нашей статье. Как правильно выбрать вид деятельности по ОКВЭДЕГРЮЛ / ЕГРИП. Проверьте коды ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Ее можно бесплатно получить на сайте ФНС. Если вы только планируете открыть компанию или внести изменения, используйте новые коды. Заявление со старыми кодами уже не примут. А если вы уже были зарегистрированы в налоговой по старым кодам, то не стоит беспокоиться, налоговая самостоятельно внесла изменения в код вашей деятельности. Расширение или смена вида деятельности. Если вы решили изменить направление деятельности или открыть новое, нужно внести изменения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. У классификатора иерархическая структура: ХХ класс ХХ.Х подкласс ХХ.ХХ группа ХХ.ХХ.Х подгруппа (может отсутствовать) ХХ.ХХ.ХХ вид (может отсутствовать). Таким образом, код состоит из четырех, пяти или шести знаков. Классы распределены по разделам, каждый из которых обозначен буквой латинского алфавита и имеет свое название: раздел А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство»; раздел В «Добыча полезных ископаемых» и т.д. Всего в справочнике 21 раздел и 99 классов. Пример. Код 77.39.27 расшифровывается следующим образом:
ОКВЭД – это аббревиатура от названия Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, документа, в котором классифицированы и закодированы виды деятельности, осуществляемые организациями и предпринимателями. Сейчас действует Классификатор ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст. Кратко его именуют ОКВЭД2. Код по ОКВЭД — это код вида деятельности из классификатора, который соответствует виду осуществляемого бизнеса. Познакомимся с действующим ОКВЭД2. В нем 21 раздел. Каждому из них присвоена латинская буква от A до U. Внутри каждого раздела содержатся кодовые обозначения по видам деятельности, имеющие структуру, включающую от 2 до 6 цифр:
Например, в Разделе R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» можно увидеть такую структуру кодов:
Если в процессе своей работы ООО решило добавить новые коды или заменить имеющиеся, об этом нужно сообщить в инспекцию для внесения изменения в ЕГРЮЛ. Срок – в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Если его нарушить, директора оштрафуют по статье 14.25 КоАП РФ на сумму от 5 000 до 10 000 рублей. Вообще-то закон об ООО не требует фиксировать в уставе те виды деятельности, которые собирается вести общество. Это позволяет менять или добавлять новые коды только путем внесения изменений в ЕГРЮЛ, а устав не корректировать. Но все-таки некоторые отражают в уставе конкретные коды и не указывают на возможность заниматься другой деятельностью. В этом случае без изменения устава заменить или добавить новый код невозможно. Для смены и добавления кодов есть унифицированная форма заявления. Это форма Р13014 (утв. приказом от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/[email protected]). Ее заполняют и для госрегистрации изменений в устав, и для внесения изменений в сведения о компании в ЕГРЮЛ. Для смены или добавления кодов по ОКВЭД без изменения устава нужно только заявление по форме Р13014. Коды ОКВЭД-2 (2021 года) – это коды Общероссийского Классификатора Видов Экономической Деятельности, предназначенные для классификации видов экономической деятельности. Кодами ОКВЭД 2 указывают виды деятельности компаний в заявлениях на регистрацию ООО, ИП и других правовых формах, при изменениях вида деятельности компании (добавление или удаление кодов ОКВЭД), при изменениях основного выбранного кода ОКВЭД, также данные коды прописываются в уставах ООО, ПАО, АО при регистрации фирм или внесения изменений. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗОбщероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности 2021 года содержит большое количество кодов, но ориентироваться в классификаторе не составит вам затруднений, т.к. навигация проста и понятна. В классификаторе содержится 21 раздел, разделы в свою очередь делятся на 88 классов, в которых содержится подробное описание и расшифровка каждого кода и вида деятельности, что позволит вам безошибочно их подобрать. Код классификатора состоит из двух — шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:
В заявлениях для регистрации ООО или ИП необходимо указывать минимум 4 знака кода, коды с двумя и тремя знаками в заявлениях не приемлемы. Скачать новый классификатор кодов ОКВЭД 2021 года Размер — 4 мб. В классификаторе кодов видов деятельности есть коды, при которых ваша деятельность будет обязана иметь статус лицензированной, и вы должны будете получить соответствующую лицензию. Поэтому выбирая коды ОКВЭД при регистрации фирмы, не забудьте посмотреть список лицензируемых видов деятельности.
Также читайте на сайте: Регистрация ООО Регистрация ИП Ведение бухгалтерского учета Выбор системы налогообложения Порядок и сроки отчетности и уплаты налогов Открытие расчетного счета Справочник Все статьи Все услуги компании БУХпрофи Наши цены Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется законом № 99-ФЗ от 04.05.2011. В статье 12 приводится обширный, но не исчерпывающий, список таких направлений. Есть еще более десятка законов, устанавливающих необходимость и правила получения лицензий. Кроме того, конкретный порядок и требования к соискателям содержатся в подзаконных актах. Коды ОКВЭД 2021 года для ИП с расшифровкойПолучить лицензию на медицинскую деятельность могут организации и ИП, однако последние вправе оказывать услуги только лично. То есть предприниматель-врач может получить разрешение на деятельность, но принимать больных он должен сам. Однако он вправе нанять, например, администратора, охранника, уборщицу и прочий обслуживающий персонал. Для медицинской лицензии подойдет ОКВЭД из класса 86:
Получить фармацевтическую лицензию могут организации и ИП. Однако предприниматели, как и в случае с медицинской деятельностью, должны практиковать лично. Для аптек целесообразно выбрать такие коды:
Производителям препаратов подойдет ОКВЭД 21.20. Если изготавливаются фармацевтические субстанции, нужно выбрать код 21.10. Образовательную лицензию могут получить организации и ИП. Впрочем, предпринимателям она нужна не всегда. Если он оказывает услуги лично, то вправе делать это без специального разрешения. Вести свою деятельность он может как частный учитель, репетитор или организовать студию. Однако если он захочет нанять других преподавателей, без лицензии не обойтись. Выбор ОКВЭД для образовательной деятельности зависит от ее типа:
ЧОП можно создать только в виде юридического лица — ИП лицензию на это не получит. Охранное предприятие вправе оказывать разные услуги, подлежащие лицензированию, поэтому кодов ОКВЭД может быть несколько: Что касается ИП, то он может стать только частным детективом. Эта деятельность также лицензируется Росгвардией. Подходящий код — 80.30. Похожие записи: |