ФЗ о противодействии терроризму 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ о противодействии терроризму 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Внесено изменение в статью 21 закона о противодействии терроризму

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 30.12.2008 N 321-ФЗ, от 27.07.2010 N 197-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 03.05.2011 N 96-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 23.07.2013 N 208-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-Ф3, от 05.05.2014 N 130-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 28.06.2014 N 179-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 18.04.2018 N 82-ФЗ, от 18.03.2020 N 54-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 26.05.2021 N 155-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
26 февраля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
1 марта 2006 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;

3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации:

1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

4) устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса); (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 208-ФЗ)

5) устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

3.1. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 208-ФЗ)

4. По решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируется коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Функции указанного органа реализуются в соответствии с положением о нем, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-Ф3, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Статья 1. Правовая основа противодействия терроризму

Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

Статья 3. Основные понятия

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом

Статья 5. Организационные основы противодействия терроризму

Статья 5.1. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия терроризму

Статья 5.2. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Статья 6. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

Статья 7. Пресечение террористических актов в воздушной среде

Статья 8. Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

Статья 9. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в проведении контртеррористической операции

Статья 10. Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации

Статья 11. Правовой режим контртеррористической операции

Статья 12. Условия проведения контртеррористической операции

Статья 13. Руководство контртеррористической операцией

Статья 14. Компетенция оперативного штаба

Статья 15. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции

Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

Статья 17. Окончание контртеррористической операции

Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта

Статья 19. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом

Статья 20. Категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, подлежащих правовой и социальной защите

Статья 21. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты

Статья 22. Правомерное причинение вреда

Статья 23. Льготное исчисление выслуги лет, гарантии и компенсации лицам, участвующим в борьбе с терроризмом

Статья 24. Ответственность организаций за причастность к терроризму

Статья 25. Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом

Статья 26. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Действующие нормативные правовые акты в сфере противодействия терроризму

Пострадавшие в борьбе с терроризмом военные смогут получить выплаты

Принят Государственной Думой 5 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 11 марта 2020 года

Статья 1

Внести в часть 6 статьи 21 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 11, ст. 1146) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«6. Единовременные пособия, предусмотренные частями 2 — 4 настоящей статьи, выплачиваются независимо от других единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ

  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей
Номер документа: 35-ФЗ
Дата принятия: 06/03/2006
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 10/03/2006
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 26/05/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 155-ФЗ от 26/05/2021
Вступила в силу с: 06/06/2021


Редакция от 08/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 429-ФЗ от 08/12/2020
Вступила в силу с: 08/12/2020


Редакция от 18/03/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 21 Федерального закона О противодействии терроризму № 54-ФЗ от 18/03/2020
Вступила в силу с: 18/03/2020


Редакция от 18/04/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 5 и 5.1 Федерального закона О противодействии терроризму № 82-ФЗ от 18/04/2018
Вступила в силу с: 18/07/2018


Редакция от 04/06/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации… № 145-ФЗ от 04/06/2014
Вступила в силу с: 01/01/2017


Редакция от 06/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О противодействии терроризму и отдельные законодательные акты… № 374-ФЗ от 06/07/2016
Вступила в силу с: 20/07/2016


Редакция от 03/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 227-ФЗ от 03/07/2016
Вступила в силу с: 03/07/2016


Редакция от 31/12/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 505-ФЗ от 31/12/2014
Вступила в силу с: 11/01/2015


Редакция от 28/06/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 179-ФЗ от 28/06/2014
Вступила в силу с: 11/07/2014


Редакция от 05/05/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 130-ФЗ от 05/05/2014
Вступила в силу с: 05/05/2014


Редакция от 02/11/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 302-ФЗ от 02/11/2013
Вступила в силу с: 14/11/2013


Редакция от 23/07/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам… № 208-ФЗ от 23/07/2013
Вступила в силу с: 22/10/2013


Редакция от 08/11/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими… № 309-ФЗ от 08/11/2011
Вступила в силу с: 01/01/2012


Редакция от 03/05/2011

Федеральный закон Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»

Постановление Правительства Российской Федерации «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О возмещении лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом…»

Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5681; 2011, № 1, ст. 10; № 50, ст. 7351; 2012, № 29, ст. 3993) следующие изменения:
1) часть вторую статьи 1 изложить в следующей редакции:

«К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее — конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.»;
2) часть шестую статьи 16 изложить в следующей редакции:
«При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного.».

Пункт 8 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 49, ст. 6075) изложить в следующей редакции:
«8. Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, по согласованию с органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму.».

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 31, ст. 3993, 4011; 2010, № 30, ст. 4007; № 31, ст. 4166; 2011, № 46, ст. 6406; 2012, № 30, ст. 4172; 2013, № 26, ст. 3207; № 44, ст. 5641; № 52, ст. 6968; 2014, № 19, ст. 2315, 2335; № 30, ст. 4214; 2015, № 1, ст. 37, 58; № 27, ст. 3950, 4001; 2016, № 1, ст. 44) следующие изменения:
1) в абзаце четвертом статьи 3:
а) слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;
б) после слов «Российской Федерации, либо» дополнить словами «для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо»;
2) в статье 6:
а) в пункте 21:
в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;
в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;
в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;
б) в пункте 22:
в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;
в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;
в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) следующие изменения:
1) пункт 5 статьи 3 признать утратившим силу;
2) в статье 4:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.»;
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.»;
3) в пункте 1 статьи 6 слова «Российской Федерации и настоящим Федеральным законом» заменить словами «Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

Правовые документы Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом

  • Визитки
  • Буклеты
  • Плакаты и постеры
  • Листовки
  • Календари
  • Документы
  • Дипломы
  • Чертежи
  • Удостоверения
  • Планы эвакуации
  • Блокноты
  • Плоттерная резка
  • Накатка на пластик
  • Сольвентная печать
  • Паспорт строительства
  • Печать баннеров
  • Печать на холсте
  • Буклеты
  • Визитки
  • Календари
  • Roll Up
  • Press Wall
  • Листовки
  • Открытки
  • 1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

    2. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

    Законодательство в сфере противодействия терроризму

    Следует отметить, что значительные изменения, внесенные в Федеральный закон о терроризме, вступили в силу 20 июля 2016 года. Был изменен перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму.

    6 июля 2016 года была изменена часть 3 статьи 15.

    В ст 15 действующего закона описываются силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Чтобы предотвратить действия террористических групп, используются средства федеральной службы безопасности.

    Также создается группировка сил и средств. В их состав включаются воинские части, подразделения и соединения Вооруженных Сил РФ. Сюда относятся и подразделения федеральных органов исполнительной власти, которые решают вопросы в сфере обороны, безопасности, внутренних дел для обеспечения деятельности войск национальной гвардии РФ.

    Подразделения Вооруженных сил РФ защищают не только территорию, но и население от возможных чрезвычайных ситуаций, появлению которых способствуют террористические группировки. Также обеспечивается пожарная безопасность и защита людей на водных объектах.

    Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ РФ о противодействии терроризму с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по следующей ссылке.

    В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и др.

    7 августа 2001 года подписан Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    21 ноября 2002 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении дополнения в Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», согласно которому тела убитых террористов не выдаются и о месте их захоронения не сообщается. В августе 2011 года вышло постановление правительства РФ, регламентирующее место захоронения террористов. В документе эти люди названы «лицами, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта». Данные поправки определяют ответственных за место тайных похорон террористов. Согласно постановлению это решают органы, проводящие предварительное следствие.

    После теракта в Беслане 1 сентября 2004 года (тогда погибли 334 человека, в том числе 186 детей, 11 сотрудников ФСБ, были ранены более 700 человек), принят новый закон «О противодействии терроризму» (6 марта 2006 года). В соответствии с документом и сопровождающим его указом «О мерах по противодействию терроризму» главной ответственной структурой за борьбу с терроризмом была определена Федеральная служба безопасности. Кроме того, создана координационная межведомственная структура — Национальный антитеррористический комитет (НАК).

    30 декабря 2008 года подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму». В документе речь, в частности, идет о том, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ («террористический акт»), ст. 206 («захват заложника»), ст.208 («организация незаконного вооруженного формирования»), ранее рассматриваемые судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, в соответствии с принятым законом будут рассматриваться коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

    5 октября 2009 года президентом РФ утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в России, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

    14 июня 2012 года подписан Указ президента РФ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

    2 ноября 2013 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусматривающие новые наказания за террористическую деятельность. Согласно закону, обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного в результате теракта, возлагается на родственников и близких террористов «при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества». Документ также устанавливает механизм проверки законности происхождения имущества родственников террористов. Помимо этого, нормативный акт вносит поправки в ряд российских законов, включая Уголовный кодекс. В частности, за прохождение обучения с целью занятия террористической деятельностью предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафа до 500 тыс. рублей. Лица, уличенные в создании террористической организации или сообщества, будут наказываться лишением свободы от 15 до 20 лет и штрафом до 1 млн рублей. Участие в террористическом сообществе или организации влечет за собой лишение свободы от 5 до 10 лет и штраф до 500 тыс. рублей.

    5 мая 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, направленных на борьбу с терроризмом. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие «террористического акта». За совершение преступлений террористической направленности, а также за финансирование терроризма наказание было увеличено до 15-20 лет лишение свободы. Для предотвращения финансирования терроризма была введена обязательная идентификация для платежей, превышающих 15 тыс. руб. Тогда же был утвержден так называемый «Закон о блогерах», который регламентировал обязательное хранение в течение шести месяцев информации о пользователях и их активности сети, а также разрешал органам правопорядка получать их для оперативной деятельности без разрешения суда.

    25 ноября 2014 г. президентом РФ был подписан закон, направленный на усиление мер противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. В частности, за их изготовление было установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет и штрафом до 500 тыс. руб.

    31 декабря 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещавший руководителем общественных или религиозных объединений, ранее признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы других юридических лиц в течение 10 лет.

    Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации, определяет основные направления, формы и методы противодействия терроризму, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в данной области, а также порядок координации деятельности субъектов, осуществляющих противодействие терроризму.

    Статья 1. Правовые основы противодействия терроризму

    Правовую основу противодействия терроризму составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, правовые акты Президента Российской Федерации, правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними правовые акты федеральных органов государственной власти.

    Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

    Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

    1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

    2) законность;

    3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

    4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

    5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

    6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

    7) приоритет мер предупреждения терроризма;

    8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

    9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

    10) конфиденциальность сведений о технических приемах, тактике проведения контртеррористических мероприятий, а также о составе их участников;

    11) недопустимость политических уступок террористам;

    12) минимизация последствий террористической деятельности;

    13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

    Статья 3. Основные понятия

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

    1) терроризм — это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества либо других материальных объектов, незаконное вмешательство или угроза незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, а также иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий и совершаемые в целях устрашения населения или оказания воздействия на принятие должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями решений, обеспечивающих удовлетворение социально-политических требований и интересов террористов;

    2) террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

    а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористической акции;

    б) подстрекательство к террористической акции;

    в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористических акций, а равно участие в такой структуре;

    г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

    д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористической акции;

    е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

    3) международная террористическая деятельность — террористическая деятельность, осуществляемая:

    а) террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая значительный материальный ущерб интересам более чем одного государства;

    б) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;

    в) в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление террористического характера совершено за пределами территорий этих государств;

    4) террористическая акция — непосредственное совершение отдельным лицом или незаконным вооруженным формированием, преступным сообществом (преступной организацией), организованной группой действий, связанных с гибелью, ограничением свободы людей или причинением вреда их здоровью, а также причинением значительного материального ущерба либо создающих опасность наступления таких общественно опасных последствий;

    5) преступления террористического характера — преступления, предусмотренные статьями 205 — 206, 208, 211, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, если они способствовали достижению террористических целей.

    Статья 9. Мероприятия общего противодействия терроризму

    1. Мероприятия общего противодействия терроризму направлены на выявление и устранение причин и условий, порождающих терроризм и способствующих терроризму и совершению преступлений террористического характера, а также на создание условий, обеспечивающих эффективность противодействия терроризму.

    2. Мероприятия, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляются с использованием мер общего противодействия терроризму политического, социально-экономического, информационно-пропагандистского, правового, а также специального и иного характера.

    3. Мероприятия общего противодействия терроризму осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, субъектами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона.

    Статья 10. Основные меры общего противодействия терроризму

    Мероприятия общего противодействия терроризму осуществляются с использованием следующих основных мер общего противодействия терроризму:

    1) организация мониторинга и прогнозирования террористических угроз на федеральном и региональном уровнях;

    2) определение основных задач государства и уполномоченных субъектов в сфере противодействия терроризму и распределение компетенции между ними;

    3) разработка федеральных, региональных и межведомственных концепций, программ, планов и мероприятий противодействия терроризму;

    4) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму;

    5) организация международного сотрудничества в области противодействия международному терроризму;

    6) урегулирование межконфессиональных, межэтнических, межнациональных и территориальных противоречий и конфликтов;

    7) улучшение социально-экономической обстановки в регионах с высоким уровнем социальной напряженности и преступности;

    8) формирование стойкого неприятия обществом идеологии и практики терроризма;

    9) информирование общественности об осуществляемых государством и уполномоченными субъектами мерах противодействия терроризму;

    10) информирование и обучение населения правилам поведения при возникновении критических ситуаций, связанных с проявлениями террористической деятельности;

    11) создание механизма выплаты вознаграждения за предоставление информации, содействующей предотвращению террористической акции, розыску террористов или решению иных задач борьбы с терроризмом;

    12) защита объектов возможных террористических посягательств;

    13) контроль операций с денежными средствами и иным имуществом в целях предупреждения финансирования террористической деятельности;

    14) введение особых правовых режимов, применяемых в соответствии с настоящим Федеральным законом для защиты от террористических угроз;

    15) применение в целях противодействия терроризму предусмотренных законодательством Российской Федерации административно-правовых, а также режимных, контрольных, регистрационных, надзорных, охранных и специальных мер;

    16) минимизация последствий террористической деятельности.

    Статья 11. Операции и мероприятия по борьбе с терроризмом

    1. При проведении операций и мероприятий по борьбе с терроризмом непосредственно осуществляются предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности, в том числе:

    1) предупреждение, выявление и пресечение подготовки террористических акций; подстрекательств к террористическим акциям; деятельности по созданию террористических групп и (или) террористических организаций, фактов участия в них; фактов вербовки, вооружения, обучения и использования террористов; фактов финансирования террористов или террористических групп и (или) террористических организаций; информационного или иного пособничества в планировании, подготовке или реализации террористических акций; пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, — путем проведения разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий и операций;

    2) пресечение террористической акции и минимизация ее последствий — путем проведения контртеррористических операций.

    2. Операции и мероприятия по борьбе с терроризмом проводятся субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом.

    Статья 12. Меры, осуществляемые в целях борьбы с терроризмом

    При проведении операций и мероприятий по борьбе с терроризмом уполномоченными настоящим Федеральным законом субъектами с учетом их компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут осуществляться:

    1) разведывательные меры, направленные на получение информации об угрозах террористического характера, о деятельности иностранных террористических групп (террористических организаций), международных террористических организаций, о планах подготовки и проведения ими террористической деятельности против Российской Федерации, источниках и каналах финансирования и иного обеспечения террористических групп (террористических организаций);

    2) контрразведывательные меры, направленные на выявление лиц и организаций, причастных к террористической деятельности, предупреждение и пресечение планируемых террористических акций, минимизацию последствий возможной террористической деятельности, недопущени�� переноса и распространения деятельности иностранных террористических групп (организаций), международных террористических организаций на территории Российской Федерации;

    Статья 13. Условия применения Вооруженных Сил Российской Федерации для пресечения террористических акций

    1. Для непосредственного пресечения террористических акций допускается применение Вооруженных Сил Российской Федерации в следующих случаях:

    1) для пресечения полетов воздушных судов в пределах воздушного пространства Российской Федерации, нарушивших ограничения и запреты на правила полетов, установленные Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, если имеются основания полагать, что нарушение таких запретов создает опасность нападения на объекты Российской Федерации, а также пресечения полетов воздушных судов, захваченных террористами, либо используемых ими для реализации террористических акций;

    2) для защиты объектов Военно-Морского Флота (военных кораблей, вспомогательных судов и летательных аппаратов), пресечения террористических акций во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, а также для пресечения террористических акций, направленных на объекты морской производственной деятельности, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации, оказания содействия в обеспечении безопасности национального морского судоходства и пресечения террористических акций в подводной среде;

    3) для участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

    2. Принимает решение о применении оружия и боевой техники в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, и отдает соответствующие команды (сигналы) для реализации принятого решения:

    1) Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации — Президент Российской Федерации, Министр обороны Российской Федерации, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующий Военно-воздушными силами, главнокомандующий Военно-Морским Флотом или лица, исполняющие их обязанности, — на всей территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

    2) командующий оперативно-стратегическим (оперативным) объединением или лица, исполняющие его обязанности, — в установленных границах ответственности, в том числе за противовоздушную оборону.

    3. При отсутствии на пунктах управления указанных должностных лиц в случаях, не терпящих отлагательства, решение о применении оружия и боевой техники принимает руководитель дежурной смены Центрального командного пункта Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командного пункта главнокомандующего Военно-воздушными силами или Центрального командного пункта Военно-Морского Флота либо оперативные дежурные соответствующих оперативно-стратегических (оперативных) объединений. Оружие и боевая техника в открытом море могут применяться по решению командира военного корабля при отражении вооруженного нападения на корабль и в исключительных случаях при обнаружении явных признаков террористической акции, готовящейся в отношении корабля, если иными способами предупредить ее невозможно.

    Статья 14. Полномочия Военно-воздушных сил

    В целях пресечения террористических акций Военно-воздушные силы осуществляют предоставленные им полномочия посредством:

    1) осуществления контроля за соблюдением ограничений и запретов на правила полетов, установленных Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;

    2) пресечения полетов в пределах воздушного пространства Российской Федерации воздушных судов, нарушивших установленные ограничения и запреты на правила полетов;

    3) применения боевой техники и оружия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Статья 15. Полномочия Военно-Морского Флота

    В целях пресечения террористических акций Военно-Морской Флот осуществляет предоставленные ему полномочия посредством:

    1) пресечения террористических акций с использованием морских, речных судов (плавательных средств), в том числе в подводной среде;

    2) пресечения террористических актов, направленных на объекты морской производственной деятельности, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации, и оказания содействия в обеспечении безопасности национального морского судоходства;

    3) применения боевой техники и оружия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Статья 16. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в проведении контртеррористической операции

    1. Необходимые силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для пресечения террористической акции по решению руководителя контртеррористической операции. О принятом решении незамедлительно уведомляется Президент Российской Федерации.

    2. Подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, включенные в состав сил проведения контртеррористической операции, имеют право применять боевую технику и оружие в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Статья 17. Применение оружия и боевой техники

    1. Вооруженные Силы Российской Федерации, привлекаемые для пресечения террористических акций, применяют оружие и боевую технику:

    1) для пресечения полетов воздушных судов, нарушивших установленные ограничения и запреты и не реагирующих на предупреждения о намерении применения оружия и боевой техники;

    2) против морского судна, захваченного террористами либо используемого ими для реализации террористической акции;

    3) в случаях привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в проведении контртеррористической операции.

    2. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы.

    Статья 24. Условия проведения контртеррористической операции

    1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористической акции, если ее пресечение иными силами или способами невозможно.

    2. Решение о проведении контртеррористической операции на территориях нескольких субъектов Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности принимает Председатель Правительства Российской Федерации — председатель Федеральной антитеррористической комиссии, уведомляющий Президента Российской Федерации о принятом им решении.

    3. В случае, если решение о проведении контртеррористической операции требуется принять незамедлительно, такое решение принимается руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо его территориального органа. Данный руководитель с момента принятия указанного решения становится руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. О принятом решении руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности информирует Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации — председателя Федеральной антитеррористической комиссии.

    4. Распоряжениями (приказами) лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, назначается руководитель операции — представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, а также определяется состав оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    Статья 25. Руководство контртеррористической операцией

    1. Единоличное руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

    2. Руководитель контртеррористической операции несет ответственность за ее проведение в целом.

    3. Руководитель контртеррористической операции:

    1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, задачи и функции входящих в него подразделений;

    2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией иных лиц;

    3) отдает распоряжения составу оперативного штаба по управлению контртеррористической операции о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;

    4) определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, в пределах которой устанавливает специальный правовой режим — режим контртеррористической операции; на отдельных объектах и участках зоны проведения контртеррористической операции устанавливает (вводит) комплекс мер и временных ограничений, указанных в части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона;

    5) принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении специальной операции;

    6) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

    Статья 26. Состав и компетенция оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией

    1. Состав оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией утверждается лицом, принявшим решение о проведении контртеррористической операции, по представлению руководителя контртеррористической операции.

    2. Структура и порядок работы оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, а также состав необходимых для проведения контртеррористической операции сил и средств определяются руководителем контртеррористической операции в зависимости от степени общественной опасности и масштабов прогнозируемых негативных последствий возможных или реализуемых террористических акций, предполагаемой зоны проведения контртеррористической операции.

    3. К участию в работе оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией по решению руководителя контртеррористической операции могут привлекаться представители субъектов, указанных в частях 7 — 9 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также любые другие лица, знания и опыт которых могут оказать помощь в проведении контртеррористической операции.

    4. Оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией:

    1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящейся или реализованной террористической акции;

    2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;

    3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения организует контроль за его исполнением;

    4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, режим контртеррористической операции;

    5) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;

    6) принимает другие меры по предотвращению и ликвидации негативных последствий и минимизации вреда от террористической акции.

    Статья 27. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции

    1. Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка необходимых сил и средств.

    2. В состав группировки сил и средств могут включаться отдельные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также участвующих в пределах своей компетенции в противодействии терроризму.

    Статья 31. Возмещение значительного материального ущерба, нанесенного в результате террористической акции

    1. Возмещение значительного материального ущерба, нанесенного в результате террористической акции физическим лицам, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

    2. Выплаты компенсаций лицам, пострадавшим в результате террористической акции или членам их семей могут производиться также за счет средств конфискованного и реализованного имущества, полученного в результате террористической деятельности либо используемого для террористической или содействующей ей деятельности.

    3. Террористы, вина которых установлена судом, члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, не могут быть признаны лицами, пострадавшими в результате террористической акции и имеющими право на возмещение вреда.

    4. Возмещение значительного материального ущерба, нанесенного организации независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности в результате террористической акции, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    Статья 32. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции

    1. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья и проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористической акции и их интеграции в общество.

    2. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, а также лиц, указанных в статье 33 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого реализована эта террористическая акция.

    3. Порядок осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции, определяется Правительством Российской Федерации.

    • Раздел Ценообразование
      • Раздел Раздел II. Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии
        • Раздел I. Законодательные и нормативные правовые акты в области использования атомной энергии
          • Раздел 2. Федеральные законы Российской Федерации

    А также в:

    • Раздел Экология
      • Раздел 13 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ
        • Раздел 13.310 Защита от преступлений

    А также в:

    • Раздел Экология
      • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
        • Раздел 03.160 Законодательство. Администрация

    А также в:

    • Раздел Строительство
      • Раздел Нормативно-правовые документы
        • Раздел Безопасность

    Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

    Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

    1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

    2) законность;

    3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

    4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

    5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

    6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

    7) приоритет мер предупреждения терроризма;

    8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

    9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

    10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

    11) недопустимость политических уступок террористам;

    12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

    13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

    1) терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

    2) террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

    а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

    б) подстрекательство к террористическому акту;

    в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

    г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

    д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

    е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

    3) террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

    4) противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

    а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

    б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

    в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

    5) контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта;

    6) антитеррористическая защищенность объекта (территории) — состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

    1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

    2. В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

    3. В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

    1. Лицо, принявшее в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, является руководителем контртеррористической операции и несет персональную ответственность за ее проведение. В период проведения контртеррористической операции ее руководитель может быть заменен только по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

    2. Руководитель контртеррористической операции:

    1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба на период проведения контртеррористической операции, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;

    2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;

    3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;

    4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;

    5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;

    6) определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;

    7) отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, создаваемой в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;

    8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

    Федеральный закон №35-ФЗ от 06.03.2006

    1. Руководитель оперативного штаба и его состав определяются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

    2. Оперативный штаб:

    1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;

    2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;

    3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;

    4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;

    5) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;

    6) принимает другие меры по предотвращению террористического акта и минимизации его возможных последствий.

    6 июля 2016 г. Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

    Своевременность данного закона обусловлена ростом террористических угроз и вызовов в современном мире.

    31 декабря 2015 г. Указом Президента РФ № 683 была утверждена новая редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия – базовый документ стратегического планирования. Она определяет национальные интересы, цели, задачи России в области внутренней и внешней политики, формулирует стратегические национальные приоритеты государства на современном этапе и меры по обеспечению национальной безопасности нашей страны.

    Первая редакция Стратегии была принята в 2009 г. Ее реализация обеспечила способность к защите суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности России.

    На ее основе решались важнейшие международные проблемы, регулировались межгосударственные конфликты и кризисы. В тоже время Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» требует обновлять стратегию национальной безопасности каждые шесть лет, ведь жизнь не стоит на месте. На международной арене и внутри страны появляются новые вызовы и угрозы национальной безопасности.

    В новой редакции Стратегии отмечается несколько важных особенностей угроз национальной безопасности России на современном этапе.

    Первая особенность таких угроз – их комплексный, взаимосвязанный характер. Россия, которая проводит самостоятельный курс внешней и внутренней политики, сталкивается на международной арене с жестким противодействием США и их союзников. Цель такого противодействия – любой ценой сохранить свое доминирование в мировых делах. Для достижения цели сдерживания России в ход идут мощные средства политического, экономического, военного и информационного давления.

    Вторая особенность новых угроз состоит в том, что процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности.

    Связано это с рядом факторов, прежде всего с неравномерностью мирового развития и увеличивающимся на этой основе разрывом между уровнями благосостояния стран, обострением борьбы за ресурсы, особенно ресурсы мирового океана и Арктики, за рынки сбыта, за контроль над транспортными артериями.

    В конкуренции государств растет значение ценностей и моделей общественного развития, человеческого, научного и технологического потенциалов различных стран, задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов, потенциал специальных служб.

    Третья особенность новых угроз – не ослабевающая, а скорее растущая роль фактора силы. Проявляется это в том, что увеличивается военный потенциал НАТО. Альянс продолжает расширяться и приближать свою военную инфраструктуру к российским границам. Активизируется военная деятельность блока, растет его претензия на глобальные функции. Такая деятельность на основе концепции «глобального удара», подкрепленная размещением в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке компонентов системы противоракетной обороны США и развертыванием стратегических неядерных систем высокоточного оружия, в том числе в космосе, существенно дестабилизирует международную обстановку.

    Важной особенностью новых угроз в сфере национальной безопасности стала практика свержения легитимных политических режимов. Делается это путем открытой поддержки извне внутригосударственных конфликтов и провоцирования нестабильности.

    Проведение западными странами политики «двойных стандартов» применительно к существующим очагам напряженности добавляет новые «горячие точки». Новые территории вооруженных конфликтов появляются на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, в Южной Азии, на Корейском полуострове. Именно из этих «горячих точек» начинается расползание терроризма, насилия, экстремизма по соседним государствам, возникает серьезная опасность международному миру.

    В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., говорится, что «основными тенденциями современного терроризма являются:

    а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;

    б) расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;

    в) усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;

    г) повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

    д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;

    е) повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;

    ж) стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;

    з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;

    и) разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличен��е масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших»[1].

    Для парирования новых угроз национальной безопасности необходимо укрепление внутреннего единства российского общества. Но это будет возможно только в том случае, если удастся решить ряд важных внутренних задач.

    Принят Государственной Думой26 февраля 2006 года
    Одобрен Советом Федерации1 марта 2006 года

    Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

    Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

    Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

    1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

    3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

    4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

    5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

    6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

    7) приоритет мер предупреждения терроризма;

    8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

    9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

    10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

    11) недопустимость политических уступок террористам;

    12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

    13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]