Административная юрисдикция понятие и виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная юрисдикция понятие и виды». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Охранительная функция – обусловлена ее принадлежностью к правоохранительной деятельности. Юрисдикция всем своим назначением призвана осуществлять данную функцию. Охранительная функция реализуется, прежде всего, при разрешении дел об административных правонарушениях, оказании юридической защиты оспариваемым правам и интересам.

Регулятивная функция – юрисдикция как правоприменительная деятельность участвует в индивидуальном правовом регулировании. Она выполняет функции регулятора посредством перевода нормативных предписаний в реальные действия субъектов, в правоотношения. Поэтому регулятивная функция административной юрисдикции отражает ее управленческий аспект. Посредством актов юрисдикции органы управления и другие субъекты осуществляют регулирование общественных отношений.

Административная юрисдикция: понятие, признаки, виды производств

— наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний;

— состязательная процедура разрешения дел, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников процесса по данному делу;

— издание юрисдикционного акта по соответствующему делу.

Виды административно-юрисдикционного производства:

— Производство по делам об административных правонарушениях; установлено КОаП

— Дисциплинарное производство – применение к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий;

— Производство по жалобам — жалобам о нарушении прав и законных интересов действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов; для установления правомерности или необоснованности жалоб граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав предусмотрено специальное производство.

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Санкции за дисциплинарный проступок должны быть наложены в течение месяца. По истечению шести месяцев со дня совершения проступка, привлечь виновное лицо не удастся.

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.

Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:

  • Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
  • Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
  • Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
  • Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.

Основной же формой административной юрисдикции считают право применения. Важное место должно отводится применению мер взыскания к нарушителям норм права.

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:

  • судебные органы;
  • органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.

Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.

  • Всероссийский открытый урок
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Информатика
  • Математика
  • Геометрия
  • Алгебра и начала математического анализа
  • Алгебра

Урок 7. Особенности административной юрисдикции

  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Физическая культура
  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика

Особенности административной юрисдикции

Все административные правонарушения (проступки) делят на группы в зависимости направления посягательств:

  • На личность;
  • Против собственности любого вида;
  • На установленный законом порядок в обществе;
  • Против объектов окружающего мира.

Административное нарушение прав в отношении личности могут быть разными в зависимости от сферы регулирования. Так, например, они часто совершаются в трудовых и земельных отношениях. Проступок могут совершить люди, посягающие на имущество юридических лиц, за которые отсутствует уголовная ответственность.

Однако традиционно большую часть норм административной ответственности составляют противозаконные деяния, совершенные в отношении установленного властью общественного порядка и объектов окружающего мира. Это, прежде всего нормы конституции касающееся прав собраний, обязательных регистраций и порядка пребывания, а также нарушение правил ПДД. В качестве проступка направленного на объекты окружающего мира, чаще всех фиксируют правонарушения против памятников, природы и религий.

Очень важно понимать отличие административного правонарушения от уголовного. Уголовным правонарушением признается преступление, а формально они отличаются набором характерных признаков фактически совершенных действий и последствий.

Проступок по степени общественной опасности причиняет наименьший вред, чем уголовное преступление. Поэтому штрафные санкции, применяемые в случае его совершения, не несут сурового наказания.

Юридическая ответственность обладает собственными признаками:

  1. Отсутствие судимости у привлеченных к ней субъектов права;
  2. Находится в компетенции исключительно государственных органов власти;
  3. В качестве субъектов правонарушений могут быть физические и юридические лица;
  4. Упрощенный порядок применения;
  5. Всегда имеем полный и ясный перечень норм и санкций за их нарушения.

Административная юрисдикция распространяется на всех лиц, чья незаконная деятельность наносит ущерб общественному порядку и конституционному строю страны, в пределах назначенных законом санкций. Она предусматривает упрощенный процесс разбирательств по административным делам, и все же ей свойственны все те же признаки, что и при рассмотрении гражданских и уголовных дел.

При рассмотрении и разбирательствах участвуют пострадавшие и обвиняемые, свидетели и уполномоченные лица государственных и органов местного самоуправления. Для того чтобы возбудить и иметь возможность расследовать административные нарушения прав существует ряд мер обеспечительного характера. Это контрмеры конкретно уполномоченных органов власти:

  • Доставление, задержание и ограничение свободы подозреваемых и обвиняемых в совершении проступка;
  • Досмотр вещей и личности, а также их освидетельствование;
  • Арест личности, товаров и транспорта.

Каждая такая мера должна быть обоснована законом, с учетом особенностей личности правонарушителя и характера проступка. Например, временное задержание несовершеннолетнего не должно превышать трех часов подряд, обязательно в присутствии его представителей. Еще пример при повторном задержании за один и тот же проступок может дойти и до ареста.

Как правило, административное дело проходит три этапа: расследование, рассмотрение, пересмотр, если есть возражение. После чего дело передается в суд на исполнение.

Понятие административно-юрисдикционного процесса необходимо формулировать исходя из термина «юрисдикция» (лат. jurisdictio) как пределов компетенции, правовой сферы, на которую распространяются полномочия данного государственного органа.

Термин «юрисдикция» имеет много смысловых значений: судопроизводство, ведение суда, подсудность, право производить суд, решать правовые вопросы, пределы компетенции, правовая сфера, на которую распространяются полномочия данного государственного органа и т. д., что породило несколько ее видов, среди которых общая судебная юрисдикция, налоговая юрисдикция, специальная юрисдикция, административная юрисдикция и др.

Административно-юрисдикционный процесс

КоАП РФ регламентирует возможность рассмотрения дел об административном правонарушении, тремя основными категориями:

  • судьями (включая мировых);
  • коллегиальными правовыми органами (присутствующими в структуре исполнительных органов городов, районов);
  • федеральными органами исполнительной власти.

Право участия в рассмотрении делегировано в частности органам, уполномоченным на государственный надзор в конкретной отрасли деятельности.

Пункт 3 части 1 ст.22.1 КоАП гласит, что разрешение на рассмотрение дел об административных правонарушениях есть у:

  • руководителей федеральных служб исполнительной власти, их заместителей;
  • руководителей структурных подразделений и территориальных структур этих федеральных органов;
  • должностных лиц, в полномочия которых включен соответствующий вид надзора или контроля (в соответствии с НПА).

На основании п.7 ч.1 этой же статьи рассмотрение может производиться первыми руководителями соответствующих госучреждений (и их заместителями), а также государственными инспекторами (например, по пожарному надзору).

Нормы административного права для любого общества важны и актуальны. В них — государственные требования к своим гражданам с целью обеспечить им же права и защитить интересы.

Над их совершенствованием постоянно работает наука, беря за основу результаты социально-экономических реформ и политических движений.

Современный этап жизни общества сопровождается изменениями в правоприменительной практике, нормы права дифференцируются и упорядочиваются. Сегодня они играют значительную социальную роль, поэтому необходимы.

Их усовершенствованию посвящены многие научные исследования, однако проблемы по-прежнему есть. Среди основных стоит остановиться на:

  1. Существует взаимосвязь между правовыми средствами, посредством которых происходит правовое регулирование. От эффективности соответствующего средства зависят характеристики правового влияния на те или иные отношения в обществе. С.С.Алексеев назвал это «механизмом правового регулирования».
  2. В центре административно-правового регулирования находятся управленческие отношения. В то же время они регулируются конституционным правом, финансовым и т.п. Получается, несмотря на то, что они в центре, их значимость все-таки вторична. Это особенность далеко не безобидна.
  3. На проблемы административного процесса ученые стали обращать внимание относительно недавно. Вызвано это была тем, что процессуальные нормы лежат в основе правоприменительного процесса. В план административного процесса включены разнообразные производства, классифицированные в разрезе критериев. Ожидаемо, что принятие Административно-процессуального кодекса позволит решить данную проблему.
  4. Административная ответственность рассматривается в процессуальном и материальном плане. Новые механизмы административного наказания допускают приостановление деятельности, а также значительные суммы штрафов, накладываемых на субъектов хозяйствования. Однако в настоящее время юридически не закреплено определение административной ответственности.
  5. Административно-правовое регулирование в ходе возникающих экономических и материальных отношений должно стать на оптимальную основу. Необходимо подойти дифференцированно к административным барьерам, существующим ограничениям и запретам. Кроме того, многие отмечают необходимость ограничения вмешательства государства в определенные экономические отношения.

feniks.help — Скорая помощь студентам

Понятие, основные черты субъектов административной юрисдикции Скачать 38958 0 0

… производства: 1) по делам об административных правонарушениях и 2) по жалобам. Наиболее юридически оформлено производство по делам об административных правонарушениях (административно-деликтная юрисдикция. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ Общество для борьбы с правонарушениями нуждается в сложном механизме административных и судебных учреждений[9]. В РФ уделяют …

Система органов административной юрисдикции Скачать 20539 0 0

… РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда, осуществляют в пределах своей компетенции Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры. 2. Виды органов административной юрисдикции Глава 23 КоАП РФ содержит перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это: а) …

Административная юстиция (шпаргалка) Скачать 274427 0 0

… юстиции не связаны,yзами службы и мундира в отличие от административных органов, более независимы и беспристрастны, чем ведомственные инстанции. От прокурорского надзора административную юстицию выгодно отличают наличие процессуально регламентированных положений, связывающих участников процессу, взаимными правами и обязанностями, гарантирующими их равенство и состязательность. Кроме того, …

  • Вконтакте
  • Сайт

Административно-процессуальное право

1. Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

2. Дисциплинарное производство. Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права.

Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

ЛЕКЦИЯ 10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Виды индивидуальных административных дел:

— дела об административных правонарушениях;

— дела о дисциплинарных проступках;

— дела об обращениях граждан;

— дела о приеме в гражданство РФ;

— дела о возмещении в административном порядке материаль­ного ущерба, причиненного государству, предприятию, учреж­дению, организации;

— дела по исполнению постановлений о наложении админист­ративных взысканий;

— дела, связанные с административным надзором;

— арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

производство по делам об административных правонаруше­ниях;

производство по делам об обращениях граждан;

производство по делам о приеме в гражданство РФ; производство о возмещении в административном материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

производство, связанное с административным надзором;

арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административная юрисдикция — установленная админи­стративным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, а также правовое рассмот­рение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях вос­становление нарушенных прав и применение в административ­но-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция — это, по существу, подведом­ственность рассмотрения дел об административных правонару­шениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполно­моченными на то органами в порядке, определенном законода­тельством.

Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий, имеющих государственно-властный характер, исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции; судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.

Оба этих аспекта административного процесса дополняют друг друга. Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об админист­ративно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административ­ными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должно­стным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т.е. одна из сто­рон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифициру­ют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обяза­тельное для исполнения решение.

Понятие и виды административно-процедурноого производства.

Основное отличие административно-процедурного производства от административно-юрисдикционного состоит в том, что административно-процедурное производство не имеет целью применение принудительных мер административного характера, здесь, как правило, отсутствует правовая оценка поведения сторон. Результатом этого производства является обеспечение эффективной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также осуществление прав физических и юридических лиц, т.е. осуществляется позитивная управленческая деятельность.

Рассмотрим некоторые из видов административно-процедурных производств.

1. Производство по принятию правовых актов управления. Этот вид производств используется в деятельности органов исполнительной власти при осуществлении ими управленческой деятельности.

2. Регистрационное производство. Под регистрацией понимается акт официального признания прав или законности соответствующих действий физических и юридических лиц. Законодательством Российской Федерации предусматриваются различные виды регистрации: регистрация юридических лиц, общественных объединений, религиозных организаций, граждан по месту жительства и месту пребывания, транспортных средств, прав на недвижимое имущество, нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

3. Лицензионно-разрешительное производство. К лицензируемым видам деятельности на территории Российской Федерации (видам деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии) относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Такими видами деятельности являются следующие: биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность и другие.

Административная юрисдикция определяется как установленная нормами административного права совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности.

Отправляясь от общей характеристики административно-процессуальной деятельности, можно выделить прежде всего основные черты, свойственные ее юрисдикционному пониманию как наиболее предпочтительному в юридическом смысле и наиболее подверженному правовому регулированию. При этом необходимо учитывать, что административно-юрисдикционная деятельность имеет определенные границы, не позволяющие полностью отождествить ее с любым вариантом государственно-управленческой деятельности вообще. Это проявляется в следующем:

Административный процесс в юрисдикционном смысле своим источником имеет возникающие в сфере государственного управления специфические споры между сторонами регулируемых административно-правовыми нормами управленческих общественных отношений. Это — споры о праве административном, или же административно-правовые споры.

Юридическая природа такого рода правовых споров еще не исследована с достаточной полнотой. Однако есть все основания утверждать. что возникают они в связи со сложившимся у одной из сторон конкретного административно-правового отношения представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются, либо тем или иным образом ущемляются действиями второй стороны.

С учетом особенностей административно-правовых отношений следует ориентироваться на то, что, как правило, административно-правовые споры возникают по инициативе управляемой стороны, испытывающей на себе управляющее воздействие того или иного субъекта исполнительной власти и считающей это воздействие (например, правовой акт управления) дефектным. Споры такого рода могут возникать и по инициативе управляющей стороны (например, при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности), а также между различными субъектами управления (например, между исполнительными органами одного или различного уровня).

Наконец, административно-правовые споры могут иметь место в случаях, когда то или иное дело возникает по инициативе специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Следовательно, как правило, основаниями административно-правовых споров являются жалобы граждан и иных участников административно-правовых отношений, а также протесты прокуроров.

Развитие федеративных отношений привело к появлению нового вида споров административно-правового характера, сторонами которых могут быть органы исполнительной власти различных субъектов Российской Федерации. Так, для разрешения разногласий между такими органами, а также между ними и федеральными органами исполнительной власти Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры, целью которых является достижение согласованного решения (ст. 85 Конституции Российской Федерации).

Административная юрисдикция в РФ

Административная юрисдикция – установленная законом совокупность полномочий органов государственного управления, судов и должностных лиц в рассмотрении правонарушений и разрешении споров, составляющих область административного законодательства. Это исполнительная и распорядительная деятельность по применению установленных государством правовых норм и юридически обязательных правил. Административные правонарушения рассматривают:

  • судьи;
  • Комиссия по делам несовершеннолетних;
  • федеральные и региональные органы исполнительной власти и подведомственные государственные учреждения;
  • органы МВД;
  • Банк России;
  • специально созданные административные комиссии и иные коллегиальные органы при районных и городских администрациях.

Порядок, последовательность действий уполномоченных органов или должностных лиц при рассмотрении административных дел называется административно-юрисдикционным процессом. Существует 3 вида производств по делу об административном правонарушении: обычное, особое и упрощенное. Обычное состоит из 5 этапов:

  1. Возбуждение дела.
  2. Подготовка к рассмотрению дела.
  3. Разбирательство.
  4. Вынесение и оглашение решения.
  5. Исполнение решения.

Административное правонарушение – противоправное деяние юридического или физического лица, не содержащее признаков преступления. Состав административного правонарушения включает в себя:

  1. Объект – определенные общественные отношения, охраняемые законом.
  2. Объективная сторона – деяние виновного лица и связанные с этим обстоятельства: предмет, место, время, средства и способ совершения правонарушения.
  3. Субъект – лицо, совершившее нарушение. К административной ответственности привлекают вменяемых граждан, достигших 16-летнего возраста.
  4. Субъективная сторона – вина, морально-этическое и психическое отношение лица к совершенному деянию и его последствиям.

Административная юрисдикция охватывает широкий круг отношений, возникающих постоянно и носящих массовый характер. Она служит целям правоохраны, обеспечения правопорядка в сфере государственного управления. В ее рамках осуществляется защита многих правовых отношений – трудовых, финансовых, природоохранительных, имущественных. Через административно-юрисдикционную деятельность осуществляется реализация требований административно-процессуальных и иных правовых норм законодательства.

Административная юрисдикция как правовая дефиниция включает процесс решения и анализа дел о совершении административных проступков и отдельных специализированных дел, в основании которых лежит правовой спор, в том порядке, что охарактеризован нормативными процедурами и положениями. Их перечень может изменяться только законодательным органом, субъекты не могут самостоятельно выбирать порядок решения конфликта.

5.11 Особенности административной юрисдикции

Административное законодательство определяет несколько категорий органов и представителей власти, что уполномочены на решение споров в данной категории. Это профессиональные судьи, представители государственных органов, что действуют в силу возложенных на них законодательством федерального уровня или внутренними нормативно-правовыми актами прав и обязанностей.

В масштабах органов государственной власти действуют разные представительные лица, что самостоятельно занимаются процессом рассмотрения дел о совершении правонарушений, обоснованных на жалобах граждан.
Система представительств власти строится на основании территориального и отраслевого принципа. Казусы об административных нарушениях рассматриваются специализированной комиссией, если в нем участвуют несовершеннолетние.

Сложно разобраться самому?

  • Наличие правового спора (правонарушение) – юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо разрешение конкретного правового спора;
  • Обязательность принятия решения в виде юридического акта – как способ разрешения правовых конфликтов юрисдикция предусматривает необходимость принятия окончательного решения в виде определенного юридического акта;
  • Многообразие органов, которые осуществляют административную юрисдикцию.

  • 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
  • 5.2 Понятие и признаки государства
  • 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
  • 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
  • 3.3 Экономические системы и собственность

Имеются следующие различия административно-юрисдикционного процесса и административно-процедурного процесса.

Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:

  • в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
  • в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.

Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права.

Административная юрисдикция понятие и виды

1. Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

[3]

2. Дисциплинарное производство. Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права.

Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

[1]

Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.

3. Производство по жалобам. Виды производств по жалобам:

  • производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц.

В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.1, ст. 6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.

Понятие и принципы административной юрисдикции

Административная юрисдикция — это процессуальная деятельность судей, уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешения административно-правовых споров, правовой оценке поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.

Причины возникновения административно-правовых споров:

  • претензии участников административно-правовых отношений — граждан (организаций) к органу власти и управления по поводу издания правового акта, который затрагивает их права и интересы;
  • инициатива субъекта административной юрисдикции (при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности);
  • инициатива специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Административно-процессуальная деятельность базируется на следующих принципах:

  1. принципе законности;
  2. принципе компетентности;
  3. принципе процессуального равенства сторон административно- юрисдикционного процесса;
  4. принципе соблюдения интересов государства и личности;
  5. принципе доступности и гласности административного производства для всех его участников;
  6. принципе состязательности при осуществлении административного производства.

Формой выражения административной юрисдикции является административное производство. Административное производство представляет собой нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Существуют следующие виды административных производств:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения;
  • исполнительное производство;
  • дисциплинарное производство по нормам административного и административно-процессуального права;
  • производство по жалобам граждан;
  • согласительное производство.

Производство по делам об административных правонарушениях . Производство по делам об административных правонарушениях — это процесс, который состоит из последовательности процедур по рассмотрению административных дел, вынесению и исполнению решений по ним.

Основанием производства по делам об административных правонарушениях являются:

  • совершение правонарушения (материальное основание) и составление протокола об этом компетентным органом (процессуальное основание);
  • возникновение ситуации административного спора в связи с постановлением органа административной юрисдикции (материальное основание) и принесение жалобы или протеста на постановление органа административной юрисдикции, рассмотревшего дело по первой инстанции (процессуальное основание).

Производство по делам об административных правонарушениях делится на: (а) процедурную стадию, т.е. совокупность процессуальных действий, предшествующих наложению административного наказания на правонарушителя уполномоченным органом; (б) исполнительную стадию, которая представляет собой производство по наложению того или иного вида административного наказания и производство по исполнению постановления суда в части возмещения имущественного ущерба.

Производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения . Данное производство состоит из:

  1. стадии решения вопроса о применении мер административного пресечения или административно-предупредительных мер;
  2. стадии применения мер административного пресечения или административно-предупредительных мер и процессуальное оформление такого применения;
  3. стадии обжалования применения указанных мер.

Согласительное производство — это разрешение административно-

правовых споров между субъектом Российской Федерации и федеральной властью, между субъектами Российской Федерации, между органами отраслевого и территориального управления Российской Федерации, между органами отраслевого и территориального управления субъектов Российской Федерации. Основой согласительного производства является процедура применения согласительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции Российской Федерации.

Статья 85. Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Административное производство по жалобам граждан . Административное производство по жалобам граждан — это порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных административных дел спорного характера на основании поданной гражданином жалобы и в интересах защиты его прав и интересов в сфере государственного управления.

Заявление жалобы является способом защиты и восстановления нарушенных прав граждан, предусмотренным конституцией.

Статья 33. Конституции Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Вышеизложенное дает возможность сделать вывод, что административно-деликтная юрисдикция — это подведомственность, а также компетенция по осуществлению и само осуществление правоприменителъной. правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях,

Таким образом, административно-деликтная юрисдикция является составной частью административной юрисдикции. Кроме того, если учитывать, что сердцевиной производства по делам об административных правонарушениях является рассмотрение и разрешение дела, т.е. непосредственно осуществление юрисдикционной деятельности, то следует, что административно-деликтная юрисдикция является и составной частью производства по делам об административных правонарушениях, а также производства по делам о применении принудительных мер в сфере управления и в целом административного процесса, включающего в себя совокупность административных производств:

— производство по принятию правовых (нормативных) актов государственного управления;

— производство по рассмотрению в аппарате управления обращений государственных и общественных организаций;

— производство по рассмотрению предложений и заявлений граждан (в порядке реализации принадлежащих им субъективных прав в сфере государственного управления);

— производство по жалобам и спорам, в том числе жалобам граждан на действия должностных лиц органов управления;

— производство по делам о применении мер поощрения к гражданам и организациям в сфере государственного управления;

— производство по делам о применении принудительных мер в сфере управления[8] .

Каждое из названных видов административных производств может быть разделено на подвиды. В частности в производстве по делам о применении принудительных мер в сфере управления обычно выделяют:

— производство по делам об административных правонарушениях;

— производство по делам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности и применением при этом мер предупредительного характера;

— производство по делам о возмещении в административном порядке причиненного материального ущерба;

— производство по делам о дисциплинарных проступках и др.

Административно-деликтную юрисдикцию осуществляют десятки органов и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями. Только по делам об административных правонарушениях полномочиями по осуществлению административной юрисдикции обладает 61 орган (без учета органов административной юрисдикции, определяемых правовыми актами субъектов Федерации) .

Среди них особое место занимают органы внутренних дел (милиция), что напрямую связано с многогранностью задач, возложенных на них законодательством. Правовую основу административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел составляет Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, законы РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г., законы субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции).

Учитывая, что органами внутренних дел (милицией) согласительное производство не осуществляется, следует выделить два вида административно-юрисдикционных производства: 1) по делам об административных правонарушениях и 2) по жалобам.

Общество для борьбы с правонарушениями нуждается в сложном механизме административных и судебных учреждений[9] . В РФ уделяют постоянное внимание совершенствованию правоохранительного механизма, принимают меры по улучшению работы органов внутренних дел, прокуратуры и судов. Значительное внимание уделяется также деятельности органов, ведущих борьбу с административными правонарушениями, совершенствованию ее правовой регламентации. Применение норм, права по одному и тому же делу об административном правонарушении, как правило, осуществляется несколькими органами (должностными лицами), каждый из которых совершает определенные правоприменительные действия. Так, например, работники милиции выявляют нарушение, задерживают правонарушителя; административная комиссия рассматривает дело по существу и налагает взыскание на виновного; учреждение Сбербанка принимает штрафную сумму и т.д. Вместе с тем среди правоприменительных органов обоснованно выделяется центральное звено — тот орган, который по существу решает юридическое дело. Этим центральным звеном в рассматриваемой сфере является орган административной юрисдикии, полномочный разрешать дело об административном проступке (отдельных категориях преступлений).

Роль и место государственного органа в правоохранительном механизме РФ определяются его целевым назначением.

Орган административной юрисдикции является одним из правоохранительных органов государства, призванным разрешать дела об административных проступках (отдельных категориях преступлений). Осуществление этой деятельности, имеющей двойственный характер (управленческий и юрисдикционный), и ее назначение определяют роль и правовой статус субъекта административной юрисдикции.

Особенностью административной юрисдикции, как указывалось ранее, является ее тесная связь с государственным управлением, специализация осуществляемой правовой защиты. Административно-юрисдикционный способ охраны социалистических общественных отношений осуществляется преимущественно органами государственного управления. Однако не все они могут быть субъектами административной юрисдикции. Таковым является лишь орган (должностное лицо), на который эти функции возложены законом. Это обусловлено значимостью административной юрисдикции как способа правовой охраны общественных отношений, а также тем, что данная деятельность не замыкается рамками какой-либо одной отрасли управления.

В отличие от суда, которому присуща универсальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, орган административной юрисдикции является специализированным субъектом юрисдикционной деятельности. Поэтому он должен быть точно обозначен в законе (наименование, принадлежность к соответствующему министерству, ведомству и т.д.). Каждый орган государственного управления наделен многочисленными полномочиями для реализации возложенных на него функций. Однако юрисдикционными полномочиями, как правило, обладает лишь определенное его подразделение (должностное лицо).

Закон не только называет орган, полномочный рассматривать дела об административных правонарушениях, но и состав, при наличии которого он правомочен разрешать подведомственные ему дела. Это требование является обязательным для коллегиальных органов административной юрисдикции.

Предоставляя юрисдикционные полномочия должностным лицам соответствующих органов, законодатель указывает точное наименование должности, служебного положения данного лица.

Указание в законе на орган (должностное лицо), который должен разрешать дела о правонарушениях, еще не образует всех нормативных предпосылок административно-юрисдикционной деятельности. Важной их частью являются права и обязанности, составляющие в своей совокупности “очерченную законом компетенцию данного органа”

Более детальную регламентацию предметной компетенции органов административной юрисдикции содержат нормативные акты об административной ответственности за конкретные виды правонарушений. Именно в них закреплены признаки соответствующих правонарушений и вид, размер санкции, которую вправе применить субъект административной юрисдикции. Однако нормы об административной ответственности разрозненны, содержатся в многочисленных актах высших органов государственной власти, решениях местных органов власти. Это создает значительные трудности в правоприменительной деятельности рассматриваемых органов, в определении их компетенции. Представляется целесообразным упорядочить нормативное регулирование компетенции органов административной юрисдикции.

Анализируя компетенцию субъекта административной юрисдикции, следует отметить еще одну особенность. Данный субъект, как правило, является подразделением или должностным лицом какого-то органа, ведомства, министерства, и его компетенция производна от компетенции последних. Функции государственного органа реализуются в деятельности входящих в него подразделений, служащих. Однако предоставленные законом полномочия по рассмотрению и разрешению дел о правонарушениях — это по существу полномочия только органа (должностного лица) административной юрисдикции, его исключительная компетенция, котором не может располагать ни вышестоящий орган, ни руководитель органа, ведомства, в составе которого функционирует данный субъект.

В литературе иногда самостоятельность принятия решения органом административной юрисдикции расценивается как «независимость» этого субъекта правоохранительной деятельности (аналог независимости судей). Думается, что здесь желаемое выдается за действительное.

  1. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  2. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.
  3. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
  4. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
  5. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.

Административная юрисдикция как правовая категория

  1. Administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. Yu.M. Kozlova i L.L. Popova. M.: Yurist», 2001. 728 s.
  2. Administrativnyi protsess: Teoriya i praktika / A.Ya. Maslennikov; Otv. red. A.S. Dugenets; Vserossiiskii nauchno-issledovatel’skii institut MVD Rossii. Shkola spetspodgotovki «Vityaz'». Nauch. izd. M.: NOU «Shkola spetspodgotovki «Vityaz'», 2008. 364 s.
  3. Arbitrazhnyi protsess: Uchebnik / Otv. red. V.V. Yarkov. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Infotropik Media, 2010. 880 s.
  4. Bakhrakh D.N. Administrativno-protsessual’naya deyatel’nost’ gosudarstvennoi administratsii // Administrativnoe pravo i protsess. 2009. N 3.
  5. Gorshenev V.M. Funktsii i soderzhanie norm protsessual’nogo prava po sovetskomu zakonodatel’stvu. Novosibirsk, 1967. 322 s.
  6. Grechkina O.V. Administrativnoe proizvodstvo po delam o narushenii tamozhennykh pravil: Dis. … kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2004. 172 s.
  7. Grechkina O.V. K voprosu o ponyatii administrativnoi yurisdiktsii // Rossiiskaya yustitsiya. 2010. N 3.
  8. Demin A.A. Material’noe i protsessual’noe v administrativnykh pravootnosheniyakh // Administrativnoe pravo i protsess. 2007. N 2.
  9. Zelentsov A. Administrativnoe sudoproizvodstvo v Rossii: problemy pravovogo regulirovaniya // Konstitutsionnoe pravo: Vostochnoevropeiskoe obozrenie. 2003. N 2.
  10. Zelentsov A.B. Administrativno-pravovoi spor: Teoretiko-metodologicheskie podkhody k issledovaniyu // Pravovedenie. 2000. N 1. S. 68 — 79.
  11. Kazantsev P. Mesto administrativnogo prava v sisteme rossiiskogo prava // Arbitrazhnyi i grazhdanskii protsess. 2008. N 11.
  12. Komlev S. V. Administrativno-yurisdiktsionnyi protsess: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2008. 208 s.
  13. Lebedeva E.A. Osobennosti proizvodstva i ispolneniya postanovlenii po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh // Zhurnal rossiiskogo prava. 2012. N 9.
  14. Luk’yanova E.G. Teoriya protsessual’nogo prava. M.: Izd-vo «Norma», 2003. 196 s.
  15. Maksyutin M.V. Yurisdiktsionnyi protsess: Voprosy obshchei teorii: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2002. 198 s.
  16. Nadol’skaya Yu.V. Administrativnoe sudoproizvodstvo (teoreticheskie, pravovye i organizatsionnye aspekty): Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2003. 200 s.
  17. Osipov Yu.K. Podvedomstvennost’ yuridicheskikh del: Uchebnoe posobie / Otv. zavyp. V.M. Semenov; Ministerstvo vysshego i srednego spetsial’nogo obrazovaniya ORSFSR. Sverdlovskii yuridicheskii institut. Sverdlovsk, 1973. 123 s.
  18. Osnovy obshchepravovoi protsessual’noi teorii / V.N. Protasov. M.: Yurid. lit., 1991. 144 s.
  19. Panova I.V. Administrativno-yurisdiktsionnyi protsess. Monografiya. Saratov: Izd-vo «Svetopis'», 1998. 256 s.
  20. Salishcheva N.G. Administrativnyi protsess v SSSR. M.: Yurid. lit-ra, 1964. 157 s.
  21. Sovetskoe administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. P.T. Vasilenkova. M.: Yurid. lit., 1981. 464 s.
  22. Sorokin V.D. Administrativnyi protsess i administrativno-protsessual’noe pravo. SPb.: Izdatel’stvo Yuridicheskogo instituta (Sankt-Peterburg), 2002. 474 s.
  23. Starilov Yu.N. Administrativnyi protsess v sisteme sovremennykh nauchnykh predstavlenii ob administrativnoi yustitsii // Gosudarstvo i pravo. 2004. N 6.
  24. Starilov Yu.N. Ot administrativnoi yustitsii k administrativnomu sudoproizvodstvu. Voronezh. gos. un-t. Voronezh, 2003. 144 s.
  25. Tikhomirov Yu.A. Administrativnoe pravo i protsess: Polnyi kurs. M., 2001. 652 s.
  26. Khamaneva N.Yu. Administrativnyi protsess i administrativnaya yustitsiya // Aktual’nye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual’nogo prava: Sbornik tezisov statei. M.: Moskovskii universitet MVD Rossii, 2003. S. 130 — 131.
  27. Khamaneva N.Yu. Teoreticheskie problemy administrativno-pravovogo spora // Gosudarstvo i pravo. 1998. N 12.
  28. Khomyakova G.P. Obsuzhdenie problem administrativnogo protsessa v SSSR // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1963. N 1.
  29. Chekalina O.V. Administrativno-yurisdiktsionnyi protsess: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2003. 205 s.
  30. Shergin A.P. Administrativnaya yurisdiktsiya. M., 1979. 144 s.
  1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке. Большой энциклопедический словарь
  2. Административная юрисдикция — Установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке. Большая советская энциклопедия
  3. административная юрисдикция — Установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд). Финансовый словарь терминов

Административная юрисдикция — это, по существу, подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях закрепленная в 3-м разделе КоАП РФ, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполномоченными на то органами, должностными лицами, на основании и в порядке, определенном федеральными нормативно-правовыми актами и законами субъектов РФ.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности:

-Юрисдикционная деятельность в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенном административно-процессуальными нормами и административными процедурами.

-Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти, например, споры различных субъектов Российской Федерации или спор субъекта РФ с Федеральным органом исполнительной власти. При решении таких споров Президент РФ может использовать согласительные процедуры

-В основе административно-правовых споров как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, то есть одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или возможно ущемленный интерес.

-Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных (в целом управленческих) споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

-Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения (точнее воздействуют на поведение субъектов их реализующих эти отношения), в процессе юрис-дикционной (государственно-властной) деятельности они создают также основу для особых административно-правовых отношений

-В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность видов административных производств, обладающих некоторой целостностью порядка и последовательности осуществления стадий производства.

-Административная юрисдикция (подведомственность) имеет свои специфические особенности по уполномоченным субъектам, ее осуществляющим

-Юрисдикционная деятельность, кроме этого, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных, трудовых и др.).

Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:

1) судьи (мировые судьи);

2) коллегиальные юрисдикционные органы при районных, городских, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями, задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.

Органы А юстиции— органы и доджн.лица, уполномоченные рассматривать дела об А правонарушениях (жалобы граждан)

Система орагнов А юстиции построена по территориально-отраслевому принципу.

— наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний;

— состязательная процедура разрешения дел, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников процесса по данному делу;

— издание юрисдикционного акта по соответствующему делу.

Виды административно-юрисдикционного производства :

— Производство по делам об административных правонарушениях; установлено КОаП

— Дисциплинарное производство – применение к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий;

— Производство по жалобам — жалобам о нарушении прав и законных интересов действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов; для установления правомерности или необоснованности жалоб граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав предусмотрено специальное производство.

Понятие и принципы административной юрисдикции

Административная юрисдикция — это процессуальная деятельность судей, уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешения административно-правовых споров, правовой оценке поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.

Причины возникновения административно-правовых споров:

  • претензии участников административно-правовых отношений — граждан (организаций) к органу власти и управления по поводу издания правового акта, который затрагивает их права и интересы;
  • инициатива субъекта административной юрисдикции (при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности);
  • инициатива специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Административно-процессуальная деятельность базируется на следующих принципах:

  1. принципе законности;
  2. принципе компетентности;
  3. принципе процессуального равенства сторон административно- юрисдикционного процесса;
  4. принципе соблюдения интересов государства и личности;
  5. принципе доступности и гласности административного производства для всех его участников;
  6. принципе состязательности при осуществлении административного производства.

Формой выражения административной юрисдикции является административное производство. Административное производство представляет собой нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Существуют следующие виды административных производств:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения;
  • исполнительное производство;
  • дисциплинарное производство по нормам административного и административно-процессуального права;
  • производство по жалобам граждан;
  • согласительное производство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]