Норма накопления тко на 1 человека в 2021 году по регионам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма накопления тко на 1 человека в 2021 году по регионам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.

Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
  • частоту вывоза отходов с территории;
  • определение необходимого количества единиц техники;
  • расчет затрат на топливо;
  • определение места для утилизации отходов на полигоне;
  • планирование возможностей по переработке мусора.

Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.

Норма накопления ТКО на 1 человека в 2021 году

На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:

  • географический и природный характер местности;
  • уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
  • степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
  • соотношение демографических групп населения;
  • время года;
  • способ сбора коммунальных отходов.

Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.

Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.

Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:

  • наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
  • этажностью дома;
  • образ жизни и благосостояние жителей;
  • климатическими характеристиками территории.

Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:

  • федерального законодательства;
  • Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.

Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.

Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.

Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:

  • 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
  • 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
  • 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.

Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:

  • административные здания,
  • предприятия торговли,
  • дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
  • общепит и т.д.

Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:

G = Gо / (n × 7), где

  • Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
  • n — количество расчетных единиц;
  • 7 — дни проведения замеров, суток.

Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.

Нормативы образования ТКО на человека прописываются в соответствующем акте федеральных властей. В 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. зафиксировано право на аналогичные подсчеты регионами страны. Стандартно этим занимается комитет по тарифам. Подразделение руководствуется Жилищным кодексом РФ и правительственным решением № 354 от 6 мая 2011 г.

В среднем нормативы накопления ТКО варьируются в пределах 2-2,6 м3 с проживающего. Значения для разных объектов отличаются: для квартиры, индивидуального жилища и школы они будут разниться.

При этом учитывается специфика субъекта:

  • географическая особенность, флора и фауна;
  • уровень экономического развития, включая наличие промышленности и доступность товаров и услуг;
  • состояние земель и инженерной инфраструктуры;
  • демографическая ситуация;
  • принятая схема сбора мусора.

При вычислении норматива вывоза ТКО помимо вышеуказанных обстоятельств учитывают:

  • этажность сооружений;
  • существование и качество коммуникаций, включая мусоропровод;
  • благосостояние.

Параметр определяется не менее чем по 3 районам, где достигнута концентрация порядка:

  • 2% обитателей в местностях до 300 тыс.чел.;
  • 1% людей в городах с 300-500 тысяч;
  • 0,5% в остальных случаях.

Замеры для установления фактического выброса выполняют специалисты. Исследования проводят 7 дней подряд в течение одного сезона. Мастера также плюсуют то, что образуется при уборке придомовой территории. Полученная норма накопления станет применяться везде: в жилых, общеадминистративных, производственных постройках. При тарификации жилья важно пересчитать всех живущих.

Для организаций также применяют:

  • площадь (в торговле);
  • число обучаемых (в образовательных заведениях);
  • койко-места (в здравоохранении);
  • численность сотрудников (в офисах);
  • количество мест (в учреждениях культуры).

Допускается счет исходя из масс, накапливающихся на собственных полигонах юрлиц. При отсутствии таких хранилищ договариваются с региональными операторами, имеющими разрешение на обращение с ТКО.

На 2020 г. в Подмосковье установлены такие (в кубометрах) для:

  • административных помещений – 0,87 на работника;
  • торговых точек – 0,51-0,62 с кв.м;
  • детских садов – 0,39 на воспитанника;
  • автобусных и железнодорожных станций – 1,51 на пассажира.

В Башкортостане еще с 2017 г. ежегодно считают 2,6 куб.м на 1 жителя многоквартирного дома и 3,7 в ИЖД. Во Владимирской области берут соответственно 2,44 и 2,55 куб.м, а в Севастополе 2,5 и 2,7 куб.м.

Елена Шерешовец заметила, что УО/ТСЖ следует не только изучить нововведения в области обращения с ТКО, но и внедрить их в работу до начала весны, чтобы не получить предписания от надзорных органов. В том числе управляющим домами нужно проверить:

  1. Правильно ли расположены контейнерные площадки на придомовой территории МКД и есть ли у неё ограждение и подъезды.
  2. Соответствует ли новым правилам и нормам размещение урн у подъездов и периодичность их очистки от мусора.

Основа для формирования тарифов на обращение с ТКО – нормативы накопления отходов. Они отражают наибольшую массу мусора, которая накапливается в среднем на одного жителя региона. При вычислениях используется множество данных: численность населения, климат, общий объем накопления в регионе (по информации с полигонов), практические замеры. Выбор конкретных критериев определяет субъект федерации.

Переход на новую систему по обращению с отходами осуществляется в разных регионах с разной скоростью: в одних уже действуют региональные операторы и внедрены системы раздельного сбора мусора, в других – нет одного или обоих компонентов системы. Всего используется 2 подхода к формированию суммы:

  • на основании площади помещения;
  • по числу проживающих.

Скидки в размере коммунальных платежей возможны для обладателей льгот. Они распространяются на всю сферу жилищно-коммунальных услуг, к которым теперь относится обращение с ТКО, а размер скидки определяется самой льготой.

На 50% сокращение платежей по коммунальным услугам возможно для обладателей федеральных льгот. Дополнительная скидка предоставляется обладателям региональных льгот – список и размер утверждается местными властями. Для сокращения суммы платежа необходимо написать заявление на внесение в список льготных плательщиков. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие льготы.

Для организаций применяется другая схема расчета коммунальных платежей, учитывающая площадь нежилых помещений, реальные объемы образования мусора. Все предприятия обязаны вести учет источников негативного воздействия на окружающую среду, включая объем накопления ТКО.

При проверке предприятий Росприроднадзором устанавливается норма, которую организации не должны превышать. Обычно они ниже, чем у физических лиц на 30-50%.

Одно из изменений, связанных с появлением коммунальной услуги «Обращение с ТКО» – включение юридических лиц в число плательщиков. Использовавшееся ранее понятие ТБО применялось только для физических лиц. ТКО включает те же виды отходов, но они распространяются на все группы лиц: физические и юридические.

Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ

Региональные операторы – ответственные организации за своевременное и полное обращение с мусором, даже если работы выполняются подрядчиками. Жильцы могут подать заявление на сокращение суммы платежа, эквивалентной числу дней неисполнения региональным оператором обязательств.

Для доказательства понадобятся фотографии, подтверждающие неисполнение обязательств: переполненные баки, мусор, не вывозимый дольше максимального срока (1 день – летом, 3 дня – зимой), не установленные контейнеры для раздельного сбора. Полный список необходимых доказательств необходимо узнать у регионального оператора или в местном отделении Росприроднадзора.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 128-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 21.10.2013 N 278-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014), от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 29.12.2015 N 392-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 28.12.2016 N 486-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 483-ФЗ, от 26.07.2019 N 225-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ, от 07.04.2020 N 117-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 01.07.2021 N 273-ФЗ, от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
22 мая 1998 года

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 16.12.2019 N 431-ФЗ)

Абзац третий — Исключен. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Абзац пятый. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

Абзац 7 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015)

установление федеральных норм и правил, нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;

определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения, а также определение правил инвентаризации объектов размещения отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)

обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;

осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий;

определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

Абзац 18. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)

установление перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты такими товарами, такой упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

установление нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее также — норматив утилизации); (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

определение состава официальной статистической и иной документированной информации, форм, сроков и порядка ее предоставления для включения в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

Как рассчитать плату за обращение с ТКО

1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

2. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

3. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.

2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их утилизации осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Обязанность граждан оплачивать коммунальные услуги установлена федеральным законодательством. В 2021 году в квитанциях отображается статья расходов – «обращение ТКО».Тарифы рассчитываются исходя из нормы их накопления на одного человека. На расчетный объем влияет ряд параметров:

  • Степень благоустройства территории.
  • Характер местности.
  • Уровень развития бытового обслуживания в регионе.
  • Демографическое соотношение.
  • Способ сбора отходов.
  • Время года.

Существует среднестатистическая норма. В 2021 году она составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Единицей, принятой за расчет выступает проживающий исходя на 1 квадратный метр. Для организаций и населения объемы накоплений отходов считаются отдельно. При этом в каждом регионе нормативы устанавливаются замеров в течение 7 дней.

Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. Вопросы и ответы

Норматив является средним, и выводится из нескольких параметров. По сути, это средний объем твердых коммунальных отходов, который приходится на одного потребителя в течение календарного года. Данный показатель влияет на несколько моментов, связанных с работой по отходам:

  • Какой будет размер тарифа для населения. То есть это ставка за 1 кубический метр сбору, вывозу и дальнейшей переработке отходов.
  • Как часто осуществляется вывоз мусора с конкретной территории.
  • Какое число единиц техники потребуется.
  • Проведение расчетов по затратам на топливо.
  • Выделение места на полигоне для складирования и утилизации отходов.
  • Составление планов по возможностям переработки отходов.

Важно! Норматив ТБО для населения рассчитывается с учетом включения всех видов отходов, включая домашний утиль и строительный мусор.

Нормативы накопления отходов устанавливают субъекты РФ. Данную сферу регулирует Закон № 89-ФЗ, являющегося основным НПА по обращению с отходами. Его еще называют «мусорная реформа». Власти регионов определяют нормы в сфере обращения с отходами, в народе названной «Мусорной реформой». Уполномоченные органы устанавливают нормы, исходя из различных параметров, которые учитываются при расчетах:

  • Типы отходов.
  • Категории их потребителей.
  • Объекты их образующие.
  • Территория действия регионального оператора по сбору, вывозу и утилизации мусора.

Утверждением норм и тарифов занимается региональная служба по тарифам. При этом могут применяться свои НПА, которые разработаны на уровне региона, но с учетом Жилищного кодекса, учрежденными правительственными Правилами.

Знание такой информации необходимо для того, чтобы можно было рассчитать количество ТБО, которое образовалось за определённый промежуток времени. Такие данные помогают при:

  • создании плана сбора, вывоза и переработки мусора;
  • распределении и учёте работников;
  • создании правил техники безопасности на предприятии;
  • выборе и подборе транспортных средств, осуществляющих вывоз мусора;
  • выборе контейнеров;
  • логистических работах;
  • осуществлении закупок материалов, необходимых для переработки;
  • установлении зарплат сотрудникам в соответствии со сложностью и опасностью выполняемой работы.

Человечество руководствуется такими параметрами, чтобы работа с отходами происходила без проблем.

Среднеарифметический норматив по накоплению твердых бытовых отходов от 2,0 до 2,6 кубических метра на человека. Причем норма различна для различных типов зданий: многоквартирный или частный дом, заведение общественного питания, школы, детские сады и так далее.
Норматив ТКО на 1 человека в 2020 году для многоквартирных и индивидуальных домов установлен Постановлением правительства и приведён в таблице.

Норма рассчитывается индивидуально для каждого субъекта с учетом многих факторов:

  • география, природный и растительный мир конкретной местности;
  • степень развитости территории в плане обслуживания граждан: наличие предприятий, заводов, производств, готовых предложить бытовые товары и услуги;
  • уровень благоустройства земель субъектов РФ, качество развития инженерных сетей;
  • количественное соотношение возрастных категорий населения, основные демографические показатели;
  • порядок устройства мероприятий по сбору ТКО с придомовых, дворовых участков.

Счетная палата выяснила, что в РФ перерабатывается только 7% отходов

Претензии по расчетам нормативов предъявляются региональному оператору, если с ним заключен договор, или ЖЭКу, если речь идет о многоэтажных или одноэтажных застройках. Конфликт решается в административном порядке. Если дело решить мирным путем не удается, то документы могут быт переданы в суд.
Введение расчетных нормативов ТКО призвано улучшить экологическую ситуацию в стране. Полученные средства должны идти на усовершенствование мероприятий по сбору, транспортировку, утилизации и переработке бытовых отходов.

Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.

Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
  • частоту вывоза отходов с территории;
  • определение необходимого количества единиц техники;
  • расчет затрат на топливо;
  • определение места для утилизации отходов на полигоне;
  • планирование возможностей по переработке мусора.

Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.

Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты Российской Федерации, что подтверждается ст. 6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, являющегося основным нормативным документом в сфере обращения с отходами, в народе названной «Мусорной реформой«. Уполномоченные органы устанавливают нормы дифференцировано для:

  • категорий объектов, образующих отходы;
  • территорий субъекта и зон, в которых действует региональный оператор, осуществляющий сбор, вывоз и утилизацию твердых отходов;
  • категорий потребителей услуги;
  • видов отходов.

Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Оплата производится в соответствии с:

  • Правилами, действующими в отношении предоставлении коммунальных услуг населению (утверждены Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354);
  • Жилищным кодексом.

На региональном уровне разрабатываются свои нормативы, утверждаемые законодательными актами субъекта.

На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:

  • географический и природный характер местности;
  • уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
  • степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
  • соотношение демографических групп населения;
  • время года;
  • способ сбора коммунальных отходов.

Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.

Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.

Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:

  • квартир — 0,113 м 3 ;
  • жилых домов — 0,123 м 3 .

Согласно региональных приказов «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории…» на 1 проживающего жителя норматив для МКД и ИЖД в 2020 году будет следующим:

Регион Многоквартирный дом Индивидуальный жилой дом
кг/год м 3 /год кг/год м 3 /год
Республика Бурятия 0,228 1,99 0,294 2,27
Республики Башкортостан 235,6 1,92 298,9 1,95
Республика Адыгея 194,52 1,95 199,27 2,00
Республики Алтай 323,16 2,84 445,08 1,28
Республики Ингушетия 2,2 3,0
Кабардино-Балкарской Республики 493 2,99 568 3,17
Республики Калмыки 320 1,5 310 1,4
Карачаево-Черкесской Республики 3,25 4,1
Республика Карелия 312 2,094 231,137 1,892
Республика Марий Эл 203,5 1,85 211,2 1,92
г. Иркутск 525 2,1 525 2,1
Иркутская область 392 1,56 392 1,56
Калининград 260 2,0 450 3,0
Калужская область 17,1 0,122 366,8 2,5
Камчатский край 567,36 2,856 601,8 2,784
Кемеровской области 247,027 2,073 247,027 2,073
г. Киров 1,732 1,732
Кировская область 1,45 1,45
Тверская область 1,805 1,805
Костромская область 284,24 2,18 382,15 2,88
г. Курган 327,3 1,9 327,3 1,9
Курганская область 234,8 1,7 234,8 1,7
Курская область с населением:

больше 100 тыс. чел.

меньше 100 тыс. чел.

1,5

Ленинградская область 329,345 2,944 329,345 2,944 г. Санкт-Петербург 381,696 2,055 696,864 3,96 Липецкая область — 2,04 — 2,7 г. Магадан 467,78 3,0 579,09 3,2 Мурманская область 284,36 1,6 284,36 1,6 Нижегородская область 8,88 (за 1 кв.м) 0,10 (за 1 кв.м) 194,16 2,33 Нижний Новгород 276,79 2,87 Омская область 304,41 1,825 304,41 1,825 г. Омск 306,6 2,19 306,6 2,19 г. Ханты-Мансийск 198,414 2,19 283,919 3,285 Свердловская область (Екатеринбург) 403,032 2,028 362,952 2,280 г. Ставрополь — 2,5 — 2,8 г. Ростов-на-Дону 517,44 3,08 592,80 3,12 Воронежская область: в городских округах 419,71 3,355 462,15 3,215 в муниципальных районах 387,81 3,1 387,81 3,1 Волгоградская область 421,44 2,472 371,124 2,436 г. Симферополь (Крым) 404,55 2,9 404,55 2,9 г. Краснодар 415,8 2,31 477 2,65

Если Вы не согласны с действующим нормативом, то отправьте заявление в УФАС.

ОБРАЩЕНИЕ С КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ: ТАРИФЫ, ПЛАТЕЖИ И НОРМАТИВЫ В 2021 ГОДУ

Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:

  • наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
  • этажностью дома;
  • образ жизни и благосостояние жителей;
  • климатическими характеристиками территории.

Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:

  • федерального законодательства;
  • Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.

Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.

Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.

Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:

  • 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
  • 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
  • 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.

Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:

  • административные здания,
  • предприятия торговли,
  • дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
  • общепит и т.д.

Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:

G = Gо / (n × 7), где

  • Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
  • n — количество расчетных единиц;
  • 7 — дни проведения замеров, суток.

Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

8 (812) 565-33-84 (Санкт-Петербург)

Основные аспекты обращения с отходами, в том числе нормативы накопления ТКО, регламентируются ФЗ от 24.06.1998 №89. С 2020 года начали действовать изменения, внесенные в него Законом № 503-ФЗ. Теперь вывоз мусора не жилищная, а коммунальная услуга и тарифы на нее регулируются государством. Водиться новое понятие твердых коммунальных отходов — ТКО. Это мусор, который образуется в результате потребления физическими лицами в жилых помещениях. Сюда же относятся аналогичные отходы, появившиеся в результате деятельности юридических лиц.

Платить за вывоз ТКО обязаны все жители многоквартирных и частных домов, собственники дачных и садовых участков. Тарифы рассчитываются исходя из нормы накопления отходов на одного человека в течение года. Порядок определения и установления нормативов субъектами РФ регулируется ПП РФ от 04.04.2016 № 269 (с ред. от 27.02.2018). Весь цикл обращения с ТКО с момента вывоза с площадки до утилизации контролируется региональными операторами.

Норма накопления ТКО – это средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год.

Норматив включает в себя бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, мелкий строительный мусор и другое.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа на вывоз мусора;
  • определение количества необходимой техники и периодичность вывоза отходов;
  • расчет затрат на топливо;
  • выбор места для утилизации мусора;
  • планирование возможностей для сортировки и переработки отходов.

При расчете нормативов принимают во внимание следующие факторы:

  1. наличие коммуникаций и мусоропровода;
  2. этажность дома;
  3. климатические особенности местности;
  4. образ жизни собственников жилья;
  5. время года;
  6. способ сбора ТКО.

Точные нормативы устанавливаются после проведения замеров и взвешиваний отходов на конкретной территории в течение недели в разные сезоны.

Среднесуточная норма накопления отходов рассчитывается по формуле:

  • В – это масса полученного мусора за период проведения замеров;
  • С – количество расчетных единиц;
  • 7 – количество дней проведения замеров.

При расчете нормативов для частных домов принимается во внимание их благоустроенность. Для помещений подключенных к отоплению, водоснабжению, канализации, нормативы ниже, чем для неблагоустроенных домов.

Нормативы для организаций разрабатываются правительством. При этом учитывается допустимая концентрация веществ и отходов для предотвращения негативных последствий для экологии.

Ранее все предприятия должны были заводить документацию, отражающую вопросы образования отходов, а еще разрабатывать проекты управления ТБО. От этой обязанности были освобождены малый и средний бизнес.

Согласно статье 24.10 ФЗ «Об отходах производства и потребления», нормативы накопления твердых коммунальных отходов определяют, сколько гражданам придется платить за вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов. Эти нормативы могут различаться для разных регионов.

На основе этих норм устанавливаются:

  • единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
  • тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
  • тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Кроме того, эти нормы учитываются в программах оператора ТКО по строительству, реконструкции объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО в разных регионах.

Нормы позволяют управляющим компаниям планировать расходы на сбор и вывоз ТКО. Властям – расходы на переработку. Операторам, осуществляющим вывоз, – парк машин и расходы на топливо. Перерабатывающим и мусоросжигательным заводам, а также полигонам по хранению ТКО – планировать объемы работ и определять территории обслуживания.

Можно ли не платить за вывоз мусора?

Как начать сдавать старые батарейки всем подъездом?

При формировании норм, а также для учёта их соблюдения необходим подсчёт и контроль. Он проводится на участках, охватывающих 2% при населении до 300 тыс. жителей, 1% при 300-500 тыс. населения и 0,5% от полумиллиона и более. Для определения показателей по культурным и общественным объектам выбираются 2 наиболее характерных из них.

Контроль рекомендуется осуществлять непрерывно в течение 7 дней, проводить в каждый из сезонов года. Масса отходов определяется в результате взвешивания мусорных контейнеров, с контролем их заполнения и без дополнительного уплотнения. Пересмотр нор накопления ТБО рекомендуется 1 раз в течение 5 лет.

Они должны иметь открывающуюся крышку, быть в исправном состоянии. Их регулярно необходимо промывать, но делать это непосредственно на площадках запрещено. Контейнеры для обработки вывозят в специально оборудованное место. Необходимы регулярные мероприятия по дезинсекции, дезинфекции и дератизации. Осуществлять эти манипуляции могут только специалисты, прошедшие подготовку. Допустимо для проведения подобных мероприятий привлекать специализированные организации.

После вступления в силу нововведений в законодательстве, регламентирующем обращение с ТКО, в народе принятые меры прозвали «мусорной реформой». Разработаны они с целью ликвидировать незаконные свалки и полигоны, возродить плодородие земель для их последующего использования в сельскохозяйственных целях. У проекта есть и другие цели:

  • Организация раздельного сбора мусора. Подразумевается, что ТКО сортируются в различные контейнеры и вывозятся отдельно. Складируются на отдельных полигонах и утилизируются по различным технологиям.
  • Своевременная переработка отходов.
  • Передача органам местного самоуправления полномочий относительно создания мест накопления ТКО, определения схем их размещения и ведения реестра площадок.
  • Определение в каждом регионе оператора, который будет ответственен на сбор, транспортировку и утилизацию отходов.

Нормы накопления ТБО (ТКО): кем устанавливаются и как рассчитываются

Разница между мусором различных категорий заключается в способах сбора, утилизации. Сначала нужно понять, чем он отличается:

  • твердые бытовые – производятся вследствие естественных, искусственных процессов, существуют органический мусор, утиль небиологического происхождения;
  • промышленные – вещества, материалы, потерявшие свойства и полученные на производственных этапах, они образуются вследствие изготовления предметов, изделий.

Нормативы накопления ТКО, которые являются результатом деятельности в бытовых условиях, зависят от внешних факторов:

  • площади жилья: ведется учет всех помещений при расчете итоговой цены, однако изначально нормы ТБО определяют стоимость услуги по вывозу утиля на основании производимого объема мусора лишь на 1 м2;
  • количества членов семьи, проживающих на объекте, подконтрольном оператору: в качестве расчетной единицы берется норма ТБО на 1 человека в месяц.

Если необходимо узнать стоимость услуг по обращению с отработанными веществами для организаций, учитывают факторы:

  • площадь объекта (если предприятие осуществляет торговую деятельность);
  • койко-место (для медучреждений);
  • количество сотрудников компании (для административных зданий, офисов, научно-исследовательских центров);
  • численность учащихся – для объектов сферы образования;
  • количество сидячих/стоячих мест – для организаций развлекательного характера.

Существуют установленные лимиты на размещение веществ, материалов, которые потеряли свойства.

В соответствии с Постановлением Правительства №256 (от 1 января 2019 г.) определяется среднее арифметическое значение, оно составляет 2,0-2,6 м3 – за год.

Норма мусора на 1 человека в месяц зачастую намного меньше. При этом играет роль тип объекта: частное жилье, многоквартирное здание, коммерческая организация. Норматив накопления твердых бытовых отходов для разных случаев:

Категория На 1 человека/месяц На 1 человека/месяц На 1 человека/год На 1 человека/год
Вес, кг Объем, м3 Вес, кг Объем, м3
Частные дома (выгреб) 0,166-0,27 2-3,25
Многоэтажные постройки 16,666-23-333 0,092-0,125 200-280 1,1-1,5
Общая категория зданий в разных городах 21,666-25 0,042-0,108 260-300 1,3-1,5

Проект нормативов накопления твердых коммунальных отходов должен разрабатываться с учетом состояния объекта.

Отмечается, что при низкой и высокой благоустроенности разные показатели.

В первом случае больше строительного мусора, т. к. часто проводится ремонт в разных квартирах. Во втором – более высокие нормы накопления ТКО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]