Создание резервов в бухгалтерском учете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание резервов в бухгалтерском учете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Оценочное обязательство по оплате предстоящих отпусков — один из обязательных в бухучете резервов. При его формировании важно помнить, что:

  • создание бухгалтерского отпускного резерва — обязанность каждой фирмы, имеющей в штате сотрудников (кроме представителей малого бизнеса, ведущих упрощенный бухучет (п. 3 ПБУ 8/2010));
  • формирование резерва связано с необходимостью исполнения требований трудового законодательства о необходимости предоставления работникам оплачиваемых отпусков (ст. 114–115 ТК РФ);
  • отраженная в отчетности сумма отпускного резерва позволяет ее пользователям делать верные выводы о наличии отпускных обязательств на отчетную дату.

Схема его формирования законодательно не регламентирована, однако при его разработке важно учесть несколько основополагающих правил:

  • правило периодичности — отпускное оценочное обязательство создается на каждую отчетную дату;
  • правило рациональности — компания вправе выбрать критерий резервирования (отдельно по каждому сотруднику, по подразделениям или фирме в целом) в зависимости от масштабов компании и условий хозяйствования;
  • правило тождественности счетов — статьи расходов, на которые относятся отпускные резервные отчисления, совпадают с расходной статьей, в которую включается зарплата сотрудников.

На каких счетах и какими проводками отражается начисленная зарплата — расскажет материал «Учет заработной платы в бухгалтерском учете (нюансы)».

Порядок начисления резервов в бухгалтерском учете

Операция Дебет счета Кредит счета
Произведены отчисления в резерв по сомнительным долгам 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» 63 «Резервы по сомнительным долгам»
Списаны безнадежные долги за счет средств резерва 63 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Восстановлен резерв в случае погашения долга 63 91, субсчет «Прочие доходы»
Операция Дебет счета Кредит счета
Образован резерв под обесценение запасов 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»
Вос­ста­нов­лен ре­зерв под обесценение запасов при их спи­са­нии 14 91, субсчет «Прочие доходы»
Вос­ста­нов­лен ре­зерв под обесценение запасов при повышении их чистой стоимости (СТОРНО) 91 14

Напомним, порядок признания (принятия к бухгалтерскому учету) и оценки резервов, а также порядок раскрытия информации о них установлены в СГС «Резервы».

Данный стандарт следует применять при формировании резервов:

1) по претензиям, искам;

2) по реструктуризации;

3) по гарантийному ремонту. По мнению Минфина, резерв по гарантийному ремонту целесообразно создавать, чтобы «гарантийные» расходы не оказывали существенного влияния на себестоимость продукции и распределялись равномерно в течение года (разд. 4.3 Методических рекомендаций[3]);

4) по убыточным договорным обязательствам;

5) на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств. В разделе 4.5 Методических рекомендаций чиновники финансового ведомства разъяснили, что резерв на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств создается только при наличии в договоре купли-продажи (соглашении) обязательного условия, согласно которому при выводе основных средств из эксплуатации субъект учета обязан осуществить демонтаж имущества и восстановить участок, на котором был расположен демонтируемый объект основных средств, либо в случае, если такие затраты являются условием использования объекта.

Минфин в разд. 1 Методических рекомендаций разъяснил, когда не применяется СГС «Резервы».

Во-первых, когда выполняются:

  • публичные нормативные обязательства, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, публичным нормативным обязательством является осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Но при выполнении публичных обязательств резерв формируется;

  • обязательства по осуществлению выплат физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций работниками, государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, а также выплат персоналу (сотрудникам) в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, не формируется резерв по заработной плате, а также по обязательствам по переподготовке и (или) перемещению персонала, не подлежащего сокращению при проведении реструктуризации;

  • обязательства перед юридическими лицами, ИП, физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг на основании договоров, если иное не предусмотрено СГС «Резервы»;

  • обязательства, возникающие по незавершенным договорам, за исключением обременительных договоров.

Обременительным считается договор, неизбежные затраты на выполнение обязательств по которому превышают экономические выгоды, которые ожидается по нему получить. При этом, несмотря на убыточность договора, субъект учета обязан будет выполнить принятые по нему обязательства.

Во-вторых, когда формируются затраты, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем).

В-третьих, когда речь идет о резерве под снижение стоимости материальных запасов, резерве по сомнительным долгам и иных резервах, формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, особенности создания резерва под снижение стоимости материальных запасов определены в п. 32 СГС «Запасы»[4].

По общему правилу резервы признаются при соблюдении следующих общих критериев (п. 9 СГС «Резервы»):

  • у субъекта учета имеется обязательство, возникшее в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;

  • для выполнения обязательства потребуется выбытие активов;

  • размер обязательства может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;

  • момент предъявления требования о выполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.

В разделе 3 Методических рекомендаций указано:

  • названные критерии должны соблюдаться вне зависимости от вида формируемого резерва;

  • в случае, если хотя бы один из критериев не выполняется, резерв не создается;

  • суммы, которые невозможно обоснованно оценить и подтвердить, следует учитывать в качестве условных обязательств, а не резервов.

Приведем разъяснения финансового ведомства, касающиеся формирования и использования резервов предстоящих расходов.

Оплата отпуска, предоставленного работнику авансом. В Письме от 16.08.2019 № 02-06-10/62943 чиновники рассмотрели вопрос об отражении в бухучете учреждения расходов на оплату работнику отпуска, предоставленного авансом, и указали следующее.

Резервы на оплату отпусков отражаются на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях формирования полной и достоверной информации об отложенных обязательствах государственного учреждения по методу начисления, предусматривающему признание расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения.

Согласно ТК РФ работодатель вправе предоставить отпуск до отработки сотрудником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. На такие выплаты на счетах резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, начисления не производятся.

В частности, обязательства по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который начислены отпускные, отражаются по кредиту счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (авансом в счет будущих отчетных периодов).

Кроме того, специалисты финансового ведомства напомнили о том, что отражение обязательств по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время, включая платежи по обязательному социальному страхованию на указанные выплаты, на счете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, является обязанностью учреждения. При этом порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования его учетной политики.

Оплата отпуска и компенсация за неиспользованный отпуск. В Письме от 25.09.2020 № 02-06-10/86916 Минфин ответил на вопрос об отражении в бюджетном учете принятых бюджетных обязательств по оплате отпусков и выплате компенсаций за неиспользованный отпуск за счет резерва предстоящих расходов.

На счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения.

Согласно п. 308 Инструкции № 157н, п. 141.2 Инструкции № 162н[5] при принятии к учету бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и соответствующих финансовых периодов (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода), в которых данное обязательство предусматривается выполнить) оформляется проводка:

Дебет счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (по соответствующим подстатьям КОСГУ)

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 000 «Принятые обязательства» (по соответствующим финансовым периодам (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода) и подстатьям КОСГУ)

Таким образом, отражение в бюджетном учете отложенных обязательств прекращается по мере признания объектов учета текущих выплат персоналу (отражения в бюджетном учете кредиторской задолженности на счете 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам») за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу.

Кроме того, бюджетные обязательства по выплате заработной платы принимаются к учету единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление указанных расходов путем оформления проводки:

Дебет счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год»

Кредит счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»

Следовательно, при принятии к учету бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения необходимо уменьшить ранее принятые бюджетные обязательства на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств по данным расходам на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) методом «красное сторно». При этом вносится запись:

Дебет счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год»

Кредит счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»

Резерв для выплат по исполнению решения суда. В Письме от 21.08.2020 № 02-05-10/73494 Минфином даны разъяснения по вопросу формирования резерва по исполнению решения суда в отношении задолженности учреждения по коммунальным услугам.

Согласно п. 12 СГС «Резервы» резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта.

Согласно п. 32 СГС «Запасы» материальные запасы, предназначенные для распространения за символическую плату либо для реализации, на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом величины указанного снижения – резерва под снижение стоимости материальных запасов (далее – резерв под снижение стоимости).

Данный резерв формируется в размере разницы между нормативно-плановой стоимостью (ценой) для целей распоряжения (реализации) (ценой продажи) материальных запасов и их балансовой стоимостью, если последняя выше текущей нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов и относится на финансовый результат текущего отчетного периода.

Резерв под снижение стоимости подлежит уменьшению в случае:

1) выбытия материальных запасов, по которым был образован
резерв;

2) увеличения в последующих отчетных периодах нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов, под снижение стоимости которых был создан резерв.

Уменьшение резерва под снижение стоимости относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.

Минфин в Методических рекомендациях по применению СГС «Запасы»[6] разъяснил, что резерв под снижение стоимости создается только по счетам «Товары» и «Готовая продукция, биологическая продукция» при условии, что нормативно-плановая стоимость (цена) материальных запасов для целей распоряжения (реализации) в течение отчетного периода снизилась и балансовая стоимость больше, чем нормативно-плановая стоимость.

С 1 января 2021 года для формирования резерва под снижение стоимости материальных запасов применяется группировочный счет 114 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов» (п. 151.6 Инструкции № 157н) в разрезе аналитических счетов (п. 41.4 Инструкции № 162н):

  • 1 114 87 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;

  • 1 114 88 «Резерв под снижение стоимости товаров».

Учет операций ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов отражается проводкой:

Дебет счета 1 401 20 274 «Убытки от обесценения активов»

Кредит счетов 1 114 87 440 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции», 1 114 88 440 «Резерв под снижение стоимости товаров»

При уменьшении резерва под снижение стоимости материальных запасов в случае выбытия материальных запасов, по которым был образован резерв, делается запись:

Дебет счетов 1 114 87 440 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции», 1 114 88 440 «Резерв под снижение стоимости товаров»

Кредит счета 1 401 20 274 «Убытки от обесценения активов»

Напомним, согласно п. 10.7.4 Порядка № 209н[7] на подстатью 274 «Убытки от обесценения активов» КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат, возникший вследствие уменьшения стоимости активов от их обесценения, не связанного с амортизацией активов.

В рамках статей группы 400 «Выбытие нефинансовых активов» группируются операции по выбытию нефинансовых активов (п. 12 Порядка № 209н).

В частности, статья 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализируется подстатьями 441 – 447, 449
КОСГУ (п. 12.4 Порядка № 209н).

* * *

Таким образом, резервы предстоящих расходов формируются в соответствии с СГС «Резервы» и отражаются на счете 401 60.

Резерв под снижение стоимости материальных запасов предусмотрен СГС «Запасы» и учитывается на счете 114 80.


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н.

[3] Методические рекомендации по применению положений СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», направленные Письмом Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[6] Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», направленные Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075.

[7] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

Формирования резервов: бухгалтерский и налоговый учет (пример)

Целью создания этого резерва в налоговом учете является возможность постепенного и равномерного учета затрат, которые возникают в связи с необходимостью списания не погашенной вовремя дебиторской задолженности.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли организаций регулируется статьей 266 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи создание резерва по сомнительным долгам является правом, а не обязанностью налогоплательщика, поэтому формирование резервов определяется учетной политикой для целей налогообложения.

Сомнительным долгом для целей формирования резервов в налоговом учете признается дебиторская задолженность контрагента в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. В письме № 03-03-06/2/150 от 29.09.2011 Минфин России уточняет, что не признаются сомнительными долгами в налоговом учете долги поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), долги заемщиков, а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований).

С 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом (п. 1 ст. 266 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Суммы резервов по сомнительным долгам определяются по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи исходя из фактической прибыли, выполняют расчет резервов на конец каждого месяца, остальные налогоплательщики — на конец каждого квартала (п. 3 ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 265).

Величина резерва по сомнительным долгам зависит от срока сомнительной задолженности. При определении величины резерва в расчет принимаются (п. 4 ст. 266 НК РФ):

  • 100 % от суммы сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней;
  • 50 % от суммы сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно).

По сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней резерв не создается.

Отсчет срока возникновения производится относительно даты, на которую дебиторская задолженность признается сомнительной в соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ.

При создании резерва по сомнительным долгам налогоплательщик вправе учесть сумму сомнительной задолженности в размерах, предъявленных продавцом покупателю, включая сумму налога на добавленную стоимость (письмо Минфина России от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315).

В отличие от бухгалтерского учета налоговым законодательством установлено дополнительное ограничение на величину резерва. Напоминаем, что для целей нормирования резерва принимается в расчет выручка без НДС от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (ст. 249 НК РФ). Что касается внереализационных доходов, то они в расчет норматива не включаются.

Начиная с 2017 года, порядок исчисления предельного размера резерва по сомнительным долгам изменен (ст. п. 4. ст. 266 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 405-ФЗ, далее — Закон № 405-ФЗ). По итогам года, как и раньше, предельный размер резерва не может превышать 10 % от выручки за указанный налоговый период. А вот по итогам отчетных периодов теперь нужно сравнивать две величины и выбирать из них наибольшую:

  • 10 % от выручки за предыдущий налоговый период (например, за 2016 год);
  • 10 % от выручки за текущий отчетный период (например, за первый квартал 2017 года).

На последнее число отчетного (налогового) периода сумма исчисленного резерва сравнивается с суммой остатка резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату:

  • если сумма резерва меньше, чем сумма остатка резерва, то разница подлежит включению во внереализационные доходы;
  • если сумма резерва больше, чем сумма остатка резерва, то разница подлежит включению во внереализационные расходы.

Под остатком резерва понимается разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты (п. 5 ст. 266 НК РФ в ред. Закона № 405-ФЗ).

Если организация не вносит изменений в учетную политику за следующий налоговый период в части формирования резервов по сомнительным долгам (т. е. продолжает их создавать), то неиспользованная сумма резервов переносится на следующий налоговый период.

Если резерв на следующий период не создается, то остаток резерва включается во внереализационные доходы (п. 7 ст. 250 НК РФ).

Ввиду различий в правилах определения величины резервов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли могут возникать разницы в оценке:

  • резервов, учитываемых на счете 63;
  • доходов и расходов, учитываемых на счете 91;
  • как следствие — прибылей и убытков, учитываемых на счете 99.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н (далее – ПБУ 18/02), эти разницы являются постоянными. Постоянные разницы, зафиксированные на счете 99, учитываются при расчетах по налогу на прибыль за соответствующий период: признается постоянное налоговое ��бязательство (ПНО) или постоянный налоговый актив (ПНА).

В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 автоматический расчет резервов по сомнительным долгам устанавливается:

  • в бухгалтерском учете — в форме Учетная политика (раздел Главное —> Настройки —> Учетная политика);
  • для целей налогообложения прибыли — в форме Настройки налогов и отчетов (раздел Главное —> Настройки —> Налоги и отчеты).

По умолчанию формирование резервов по сомнительным долгам в программе отключено.

Если резервы по сомнительным долгам создаются в бухгалтерском учете, то в форме Учетная политика нужно установить флаг Формируются резервы по сомнительным долгам.

Если резерв по сомнительным долгам создается в налоговом учете, то в форме Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль нужно установить флаг Формировать резервы по сомнительным долгам.

Если установлен хотя бы один из указанных флагов, то в обработку Закрытие месяца будет включена регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам. Если сомнительная задолженность отсутствует, то документ все равно будет создан, но не будет иметь движений по регистрам.

Сомнительной задолженностью для целей автоматического формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете в программе считается непогашенная задолженность, отраженная на счетах 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».

Обращаем внимание, что в программе резервы формируются только по договорам в рублях.

Для отсчета срока возникновения сомнительной задолженности используются показатели:

  • Срок оплаты долга покупателями, установленный в настройках параметров учета (рис. 1). Доступ к параметрам учета осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Администрирование;
  • Установлен срок оплаты по договору — в форме договора с контрагентом (рис. 2).

Организация ООО «Перспектива» (исполнитель) заключила с ООО «Дельта» (заказчик) договор на оказание услуг. Договором установлен срок оплаты за оказанные услуги – не позднее 5 дней с даты подписания акта об оказании услуг.

ООО «Перспектива» применяет общую систему налогообложения, положения ПБУ 18/02, уплачивает НДС. Учетной политикой ООО «Перспектива» для целей налогообложения прибыли предусмотрено формирование резервов по сомнительным долгам.

И в бухгалтерском и в налоговом учете расчет резервов выполняется в конце каждого квартала.

02.11.2015 заказчику оказаны услуги на сумму 150 000 руб. (в том числе НДС 18 %), этим же днем подписан акт. В установленный срок оплата от покупателя не поступила.

Выручка от реализации ООО «Перспектива», учитываемая в целях налогообложения прибыли, составила:

  • за 2015 год – 700 000,00 руб.;
  • за I квартал 2016 года – 250 000,00 руб.;
  • за полугодие 2016 года – 500 000,00 руб.;
  • за 9 месяцев 2016 года – 750 000,00 руб.;
  • за 2016 год – 1 000 000,00 руб.;
  • в I квартале 2017 года выручки нет.

Прежде чем приступать к работе, пользователь должен выполнить настройки бухгалтерской учетной политики и параметров налогового учета. Для рассматриваемого примера в карточке договора с заказчиком необходимо указать срок оплаты по договору, как это показано на рисунке 1.

Для отражения в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 операции по реализации услуг заказчику ООО «Дельта» используется стандартный документ учетной системы Реализация (акт, накладная) (раздел Продажи) с видом операции Услуги.

Для того, чтобы задолженность покупателя автоматически включалась в расчет резервов, в форме Расчеты (доступ к которой осуществляется по одноименной гиперссылке из формы документа реализации) реквизит Счет учета расчетов с контрагентом должен принимать значение 62.01 или 76.06.

По состоянию на 30.11.2015 сомнительная задолженность составляет 150 000,00 руб., но срок ее возникновения не превышает 45 календарных дней. Поэтому регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам за ноябрь не делает движений по регистрам. Не рассчитывается и показатель Резервы по долгам в регистре сведений Доли списания косвенных расходов.

А вот по состоянию на 31.12.2015 срок возникновения задолженности уже находится в интервале от 45 до 90 календарных дней, поэтому при выполнении операции Расчет резервов по сомнительным долгам за декабрь рассчитывается резерв, и формируется бухгалтерская проводка:

Дебет 91.02 Кредит 63
– на сумму резерва, величина которого составляет 75 000,00 руб. (150 000,00 руб. х 50 %).

Для целей налогового учета по налогу на прибыль вводятся суммы в специальные ресурсы регистра бухгалтерии:

Сумма НУ Дт 91.02 и Сумма НУ Кт 63
– на сумму резерва с учетом ограничения, величина которого составляет 70 000,00 руб. (700 000,00 х 10 %);
Сумма ПР Дт 91.02 и Сумма ПР Кт 63
– на постоянную разницу, величина которой составляет 5 000,00 руб. (75 000,00 – 70 000,00 руб.).

Документ Регламентная операция с видом операции Расчет резервов по сомнительным долгам помимо движений по бухгалтерскому и налоговому учету также формирует запись в периодический регистр сведений Расчет резервов по сомнительным долгам, отражающий информацию о сомнительной задолженности и о начисленных резервах в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли.

Для документального подтверждения расчета по начислению и корректировке резерва по сомнительным долгам нужно сформировать справку-расчет к регламентной операции.

Это можно сделать:

  • из контекстного меню регламентной операции Расчет резервов по сомнительным долгам;
  • по кнопке Справки-расчеты из формы обработки Закрытие месяца;
  • из раздела Операции —> Закрытие периода, перейдя по гиперссылке Справки-расчеты и выбрав вариант Резервы по сомнительным долгам.

Отчет Справка-расчет резервов по сомнительным долгам можно формировать, выводя отдельно показатели бухгалтерского учета, показатели налогового учета или показатели бухгалтерского учета с постоянными и временными разницами (рис. 3). Показатели выбираются в настройках отчета, доступ к которому осуществляется по кнопке Показать настройки.

Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).

В то же время из некоторых норм НК РФ можно сделать вывод, что под такой задолженностью для целей налогообложения понимаются обязательства налогоплательщика, которые не были им исполнены (погашены) в установленный срок (например, п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что к сомнительной дебиторской задолженности относятся именно просроченные долги перед налогоплательщиком (п. 1 ст. 266 НК РФ). С одной стороны, логично было бы уменьшать этот сомнительный долг на просроченный долг перед контрагентом.

С другой стороны, до официальных разъяснений или уточнения норм безопаснее включать в кредиторскую задолженность все обязательства, включая те, срок исполнения по которым еще не наступил. Именно такой подход реализован в «1С:Бухгалтерии 8», начиная с версии 3.0.46.19. Для целей автоматического формирования резерва встречной кредиторской задолженностью, уменьшающей сомнительную дебиторскую задолженность в отношении контрагента, считается любая непогашенная задолженность перед данным контрагентом, в том числе, отраженная на счетах:

  • 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
  • 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Обращаем внимание, что в программе сомнительную задолженность может уменьшать только кредиторская задолженность, учтенная по договорам в рублях. Также следует иметь в виду, что теперь в программе сомнительная задолженность для расчета резервов определяется по-новому и в бухгалтерском учете. Поэтому организация должна отразить такое изменение в бухгалтерской учетной политике.

Изменим условия Примера 1 и посмотрим, как с 2017 года меняется расчет резервов по сомнительным долгам, если налогоплательщик имеет перед контрагентом-должником встречное обязательство (кредиторскую задолженность).

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).

Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.

Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).

Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.

В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.

При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:

  • если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
  • если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
  • до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.

По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.

Порядок создания резерва следует закрепить в учетной политике. Размер отчислений в резерв следует устанавливать в зависимости от платежеспособности должника и от степени вероятности погашения им долга.

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Создание или доначисление резерва по сомнительным долгам отражается проводкой:

Дебет 91.2 Кредит 63

Начисление резерва отражается в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки.

Как списать невостребованные долги?

Списание задолженности в сумме начисленного ранее резерва отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:

Дебет 63 Кредит 62,76

Обратите внимание, в течении 5 лет сумма списанной задолженности должна быть отражена на забалансовом счете 007. То есть делается запись: Дебет 007. Это делается на случай, если у организации появится возможность ее взыскать.

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Дебет 63 Кредит 91

Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

Дебет 99 Кредит 68

Для тех, кому нужно быстро и легко разобраться в сути ПБУ 18/02, советуем посмотреть видеозапись вебинара «Применение ПБУ 18/02: просто о сложном».

Это одна из составляющих собственных средств организации. Чтобы его создать, компания каждый год делает в него взносы. Средства для этого берут из нераспределенной прибыли, взносов участников организации.

Способ создания зависит от организационно-правовой формы. АО обязаны создать резервный капитал, притом только из прибыли, а вот у ООО такой обязанности вообще нет: формируют по собственному желанию и практически из любых источников (п. 1 ст. 35 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ, п. 1 ст. 30 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

АО указывают в нормативке минимальный размер резерва, суммы отчислений, правила использования и источники формирования. Правила фирма прописывает в своем уставе, учитывая требования закона. Например, АО само определяет размер фонда и суммы вложений, но при этом есть правило о 5%. В резерв отчисляют от 5% и больше чистой прибыли, а сам резерв должен быть не меньше 5% уставного капитала.

Счет 96 «Резервы предстоящих расходов»

За счет чистой прибыли фиксируют проводкой Дт 84 (99) Кт 82. Документ-основание — бухгалтерская справка с расчетом суммы отчислений в резервный фонд. Проводка формируется в том году, в котором получена прибыль. Никаких дополнительных решений от собрания участников или акционеров для этого не требуется.

Пример формирования из чистой прибыли

АО «Эпик» в уставе прописало, что его резервный фонд должен быть 8 % от уставного капитала, а ежегодные взносы — 5 % от чистой прибыли. Уставный капитал — 200 000 рублей, сейчас в резервном фонде у «Эпик» уже есть 10 000 рублей.

По итогам 2021 года чистая прибыль «Эпик» составила 500 000 рублей. Получается, что в фонд надо перечислить 25 000 рублей (500 000 × 5 %). Но так как в фонде уже имеется 10 000 рублей, а до минимального размера не хватает всего 6 000 рублей, то достаточно будет перечислить лишь эту сумму.

Тогда в бухучете будет сделана запись:

Дт 84 Кт 82 — 6 000 рублей — часть нераспределенной чистой прибыли перечислены на формирование резервного фонда.

За счет взносов членов (пайщиков) отражается следующими проводками:

  • Дт 76 Кт 86 — отражаем задолженность членов по взносам в фонд;
  • Дт 51 (50, 55) Кт 76 — показываем поступление взносов;
  • Дт 86 Кт 82 — направляем взносы в резервный фонд.

Для подтверждения проводок понадобятся документы с расчетом задолженности по взносам и документы на перевод средств (платежные поручения, банковские выписки, расписки).

Погашение убытка отчетного года оформляется проводкой Дт 82 Кт 84. Бухгалтерская запись составляется на дату принятия решения об использовании части резерва для покрытия убытков. Чтобы подтвердить операцию, понадобится это самое решение и бухгалтерская справка с расчетом. Такое покрытие считается событием после отчетной даты, поэтому в пояснениях к годовому отчету за убыточный год надо будет отразить это решение и направленную на покрытие убытка сумму.

Выкуп собственных акций и погашение облигаций оформляют проводкой Дт 82 Кт 66, 67. Это возможно, если других источников собственных средств для этого не хватает.

Покрытие непредвиденных расходов отражается по дебету счета 82 в корреспонденции со счетом затрат. Это могут быть расходы основного производства (счет 20), общепроизводственные расходы (счет 26), общехозяйственные расходы (счет 26), расходы на продажу (счет 44), расходы на покупку материалов у поставщиков (счет 60) и другие.

Непредвиденными принято считать расходы, которые организация никак не могла предвидеть. Например, авария на производстве, хищение имущества, крупный штраф и пр.

Подтвердить операцию нужно решением общего собрания. Дополнительно может понадобиться бухгалтерская справка-расчет.

Бывает, что организация сразу прописывает в учредительных документах размер резервного фонда, который намного больше минимального по закону. В таких случаях можно пересмотреть свое решение и уменьшить минимум.

При этом расформированная часть резервного капитала возвращается в нераспределенную прибыль. Проводка для такой операции — Дт 82 Кт 84.

Формирование резервного фонда не влияет на налоги ни на одной из систем налогообложения. При формировании его за счет чистой прибыли не образуется расходов, которые можно было бы учесть при налогообложении. А если взносы делают пайщики или члены, то они считаются целевыми поступлениями и не учитываются в доходах.

Использование резервного фонда для покрытия убытков, выкупа акций или направление его на внеплановые затраты тоже не повлияет на налоги. При этом сами операции будут учтены.

Он показывается в бухгалтерском балансе и отчете об изменении капитала.

В бухбалансе это одноименная строка 1360 в разделе III «Капитал и резервы». В нее надо внести сальдо по счету 82.

В отчете об изменениях капитала это строка 3340. Тут надо показывать, как меняется резервный капитал за счет других составляющих капитала (то есть без изменения общей суммы). Например, в отчете за 2021 год могут быть учтены:

  • направление части прибыли 2020 года в резервный фонд;
  • направление резервного фонда на покрытие убытков 2020 года.

Резервы в налоговом учете в 2021 году

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете следует определять исключительно по каждому обязательству. То есть отдельно по каждому договору или соглашению, по которому возникают риски невозврата или уже числится просроченная задолженность.

ВАЖНО! Такая дебиторская задолженность должна быть подтверждена инвентаризацией расчетов. Иными словами, бухгалтерия обязана подтвердить обязательства специальным актом сверки взаиморасчетов.

Каждая компания самостоятельно определяет порядок расчета таких резервных фондов. Данный алгоритм следует закрепить в учетной политике компании либо отдельным локальным актом.

Отметим, что в бухучете предельной величины для резервного фонда по сомнительной задолженности не установлено. Однако в налоговом учете лимит регламентирован — до 10 % от суммы полученной выручки за квартал, полугодие или 9 месяцев либо год (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Чтобы снизить или исключить расхождения между данными налогового и бухгалтерского учета, допустимо использовать порядок определения величины резервных фондов, определенный для расчета по налогу на прибыль (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Алгоритм создания:

  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.

Неиспользованные средства резервов подлежат списанию в конце календарного года.

Созданный резерв по сомнительным проблемным долгам подлежит отражению на специальном счете бухгалтерского учета 63.

Сальдо по бухсчету 63 отражается в составе строки «Дебиторская задолженность», причем со знаком минус. Следовательно, сформированные записи на 63 счете уменьшают сумму дебиторки, по которой сформирован РФ.

Типовые проводки:

Операция

Дебет

Кредит

Создан резерв по сомнительным долгам (проводка)

91

63

Задолженность, безнадежная к взысканию, списана за счет созданного резервного фонда

63

60, 62, 76

Просрочка погашена должником

63

91

Рассмотрим правила составления корреспонденции счетов на конкретном примере:

ООО «Весна» осуществило реализацию товаров:

  • ООО «Покупатель» — 50 000,00 рублей (120 дней просрочки);
  • ООО «Закупщик» — 160 000,00 рублей (50 дней просрочки);
  • ООО «Магазин» — 20 000,00 рублей (90 дней).

В мае ООО «Закупщик» оплатил задолженность в полном объеме.

В июне ООО «Покупатель» сообщил о банкротстве и невозможности возврата средств.

По итогам года невостребованные резервные средства списаны.

Бухгалтер составил следующие проводки:

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Сформирован резерв по сомнительным долгам (проводка)

91

63

150 000 рублей (50 000,00 + 20 000,00 для долга более 90 дней просрочки,

80 000 (50 %) для долга от 45 до 90 дней)

На расчетный счет поступила оплата от ООО «Закупщик»

63

76

160 000,00

Списана сумма резервного фонда по конкретному обязательству

63

91

80 000,00

Получено уведомление о банкротстве и невозможности возврата задолженности ООО «Покупатель»

63

60

50 000,00

Невостребованные резервы списаны на прочие доходы по итогам календарного года

63

91

20 000,00 (150 000 — (80 000 + 50 000)

Если в компании в 2017 году был создан резервный фонд, но в течение 2018-го он не был израсходован — при оформлении баланса нужно будет оставшиеся деньги присоединить к финрезультатам на конец года (включить во внереализационные доходы).

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2020 год на сумму неиспользованного за 2018-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2018 года резервные суммы на 2020-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2018 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

Сомнительной признают задолженность, которая не погашена в установленный срок (например, тот срок, что указан в договоре), ничем не обеспечена и вряд ли будет возвращена. В бухгалтерском учёте в разряд сомнительных включают не только задолженность покупателей по реализованным товарам-услугам, но и другие виды задолженности – например, по выданным займам.

При расчёте резерва учтите несколько особенностей:

при наличии сомнений в возврате задолженности резерв должен начисляться (если только ваша организация не применяет упрощенные способы ведения учета) (п. 70 Положения № 34н);

начисляйте резерв по каждому долгу отдельно;

критерии определения суммы резерва установите самостоятельно в учётной политике (можно применять аналогичные налоговым правила);

ограничений по сумме нет (кроме суммы долга);

отражается на счёте 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Отчисления в резерв отражаются в составе прочих расходов: Дт 91/2 «Прочие расходы» Кт 63. В балансе статью «Дебиторская задолженность» показывайте за минусом сальдо по счету 63. В конце года резерв обязательно проверяйте на обоснованность – если резерв остался неиспользованным, то его сумма восстанавливается, присоединяется к финансовым результатам. Но согласно ПБУ 21/2008 этот резерв может быть и переходящим, если есть основания ожидать от контрагента погашения задолженности.

Пример начисления и использования резерва:

У ООО «Гамма» в ходе инвентаризации расчетов выявлен сомнительный долг в сумме 100 000 руб., ожидаемая сумма погашения – 50 000 руб. В резерв включена сумма 50 000 руб. Должник погасил 70 000 руб. В учёте отражено:

Дт 91/2 Кт 63 — 50 000 руб. – начислен резерв по сомнительным долгам;

Дт 51 Кт 62 — 70 000 руб. – получена часть долга;

Дт 63 Кт 62 — 30 000 руб. (100 000 — 70 000) – за счет резерва списана недополученная часть задолженности;

Дт 63 Кт 91/1 — 20 000 руб. (50 000 — 30 000) – неиспользованный резерв включен в прочие доходы.

Нормативная база исчисления резерва — пп. 19, 21 ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений» (Приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

Резерв создается на конец года, если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Резерв обязателен (кроме тех, кто ведет упрощённый учёт), учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в резерв – в составе прочих расходов: Дт 91/2 «Прочие расходы» Кт 63. При неиспользовании резерв восстанавливается: Дт 63 Кт 91/1.

Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.

На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.

Резерв сомнительных долгов в налоговом учете в 2021 году формируется в зависимости от числа дней просрочки оплаты:

  • более 90 дней: на всю сумму задолженности;
  • от 45 до 90 дней (включительно): на сумму, равную 50 % от долга;
  • менее 45 дней: задолженность не включается в сумму резерва.

Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.

Резерв начисляется при продаже товаров или работ. В этот же момент он включается в состав расходов (ст. 267 НК РФ). Размер резервируемой суммы ограничен и рассчитывается следующим образом:

  1. определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
  2. исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.

Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.

Издержки на ремонт и обслуживание относятся к категории прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

Когда вы прекращаете продажу продукции/работ с гарантией, весь оставшийся не использованным резерв следует отнести на доходы.

Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.

Начисление резерва отпусков в налоговом учете осуществляется ежемесячно, а процент отчислений берется исходя из отношения планируемых расходов по отпускам, включая взносы, к планируемым расходам на оплату труда. Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. Полученная доля умножается на фактический объем расходов на оплату труда.

Расходы на создание резервов по отпускам следует относить на тот счет учета, где указывается заработная плата работника. Таким образом, выделяются группы: сотрудники производства, администрации и т.д.

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

  1. Если зарезервированных сумм не хватило на покрытие издержек по отпускам, эта разница учитывается как расход на оплату труда.
  2. Если в учете числится остаток, это значит, что сотрудники не полностью использовали свое право на отпуск. Здесь возможны два варианта:
    • когда вы не планируете создавать резерв в следующем году, остаток просто списывается как внереализационный доход;
    • если создание резерва по-прежнему целесообразно для предприятия, его остаток подлежит корректировке. Для этого сначала рассчитывается резерв по неиспользованным отпускам. Он равен произведению среднедневного заработка сотрудника и фактического числа неиспользованных дней отпуска. После этого определяется разница между остатком на отчетный день и уточненным резервом:

Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.

Еще одним различием резервов в бухгалтерском и в налоговом учете является то, что во втором случае их создание является правом плательщика. Для бухгалтерского учета резерв — это обязанность, закрепленная ПБУ. Она обусловлена необходимостью максимально достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности.

До федерального стандарта «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» *(1) (далее — стандарт «Резервы») обязанность создания резервов предстоящих расходов у организаций бюджетной сферы существовала в соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н *(2). Признание резервов в учете являлось правом, а не обязанностью учреждения только до 01.01.2015 (письмо Федерального казначейства от 19.01.2015 № 42-7.4-05/8.5-26).

Стандартом «Резервы», который начал применяться с 01.01.2020, сформулировано четкое определение понятия «резервы». Кроме того, выделены общие критерии, при выполнении которых резервы должны признаваться в учете. Таких критериев 4, они перечислены в п. 9 стандарта «Резервы», а также в разделе 3 Методических рекомендаций *(3). Причем, если хотя бы один из критериев не выполняется, резерв не создается.

Однако стандарт «Резервы» раскрывает вопросы формирования только 5 видов резервов. Создание же других видов резервов основывается на положениях иных федеральных стандартов и правовых актов в части бухгалтерского (бюджетного) учета.

Наиболее «новенькие» резервы рассмотрим далее.

Бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений давно привыкли к начислению резерва на оплату отпусков, включая платежи на обязательное социальное страхование. Такой резерв формировался согласно п. 302.1 Инструкции № 157н.

Что же изменилось сейчас? Да практически ничего. НО! С 01.01.2021 начал действовать федеральный стандарт «Выплаты персоналу» *(4). И теперь создание данного вида резерва регулируется самим стандартом, хотя суть осталась прежней. Поэтому в данном случае можно не волноваться и продолжать начислять резерв в обычном порядке.

А вот резерв на пенсионные и иные аналогичные выплаты – новшество учета. Формирование этого вида резерва также предусматривается стандартом «Выплаты персоналу». Резерв создается при следующих условиях:

  • выплаты в отношении бывших работников предусмотрены законами РФ, субъектов РФ и (или) актами органов местного самоуправления о государственном пенсионном обеспечении. Исключение — пенсионные выплаты из бюджета Пенсионного фонда РФ);
  • выплаты предусмотрены локальными нормативными актами в связи с достижением работником установленного законодательством РФ пенсионного возраста и (или) стажа работы.

Причем, на выплаты в виде выходных пособий резерв не создается.

Таким образом, резерв на оплату отпусков и резерв на пенсионные и иные аналогичные выплаты объединены общим понятием — «Резерв предстоящих расходов по выплатам персоналу». При этом организации бюджетной сферы должны проанализировать свою деятельность на предмет наличия (отсутствия) оснований для формирования резерва на пенсионные и иные аналогичные выплаты. Если такие основания имеют место быть, то создание нового вида резерва должно осуществляться не в межотчетный период, а текущими операциями 2021 года.

Данный вид резерва также достаточно новое явление. Однако в первый раз сформировать такой резерв при наличии оснований учреждению следовало уже по состоянию на 01.01.2020, так как обязанность по созданию резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации закреплена в стандарте «Резервы».

Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации — это обязанность по демонтажу и выводу объектов основных средств из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, возникающая по договору купли-продажи, пользования, иному договору (соглашению), устанавливающему условия использования объекта имущества (п. 6 стандарта «Резервы», раздел 2 Методических рекомендаций).

Резерв признается в случаях (п. 15 стандарта «Резервы»):

  • если существует обязанность по демонтажу и (или) выводу основного средства из эксплуатации, восстановлению земельного участка, которая предусмотрена договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), устанавливающим условия использования объекта или в силу законодательства РФ;
  • если существует обязанность в восстановлении земельного участка, право пользования которым получено по договору аренды (безвозмездного пользования) при условии, что эксплуатация земельного участка по договору или в силу законодательства РФ предусматривает его восстановление.

Приведем пример.

Учреждение создает (строит) объект на земельном участке, предоставленном в аренду. Созданный объект в силу своих характеристик и специфики после выполнения возложенных на него задач должен быть демонтирован, а участок, на котором он располагался, восстановлен. В этом случае у учреждения есть все основания для формирования резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

До недавнего времени признание резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» Инструкциями по применению рабочих планов счетов не предусматривалось. На сегодняшний день в обновленных редакциях этих документов корреспонденции счетов по его созданию и отражению предусмотрены.

Порядок создания резерва под снижение стоимости материальных запасов предусмотрен в стандарте «Запасы» *(5), а также разъяснен в Методических рекомендациях *(6).

Этот резерв представляет собой разницу между нормативно-плановой стоимостью для целей распоряжения (реализации) (или ценой продажи) и балансовой стоимостью материальных запасов (раздел 5 Методических рекомендаций). Соответственно, те материальные запасы, которые предназначены для распространения за символическую плату либо реализации, отражаются в балансе на конец отчетного периода за вычетом величины сформированного резерва.

Резерв создается только по счетам 105 07 «Готовая продукция» и 105 08 «Товары». Обязательное условие для его формирования — нормативно-плановая стоимость (цена) материальных запасов для целей распоряжения (реализации) в течение отчетного периода снизилась и балансовая стоимость больше, чем нормативно-плановая стоимость.

Резерв под снижение стоимости материальных запасов относится на финансовый результат текущего отчетного года. Он создается в разрезе единиц бухгалтерского (бюджетного) учета материальных запасов. Кроме того, в определенных случаях такой резерв подлежит уменьшению (п. 32 стандарта «Запасы»). Уменьшение резерва относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.

Внимание! В учете учреждений формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов отражается не с использованием привычного для этих целей счета 401 60. Для данного вида резерва предназначен отдельный счет 114 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов» (п. 151.6 Инструкции № 157н). Бухгалтерские записи по созданию этого резерва в Инструкциях по применению рабочих планов счетов есть.

Таким образом, если учреждение занимается реализацией готовой продукции и (или) товаров и в какой-то момент принято решение об их продаже по более низкой цене, чем было запланировано изначально, то необходимо будет сформировать резерв под снижение стоимости материальных запасов.

Список видов резервов, которые учреждение вправе создать является открытым. Действующее законодательство отдает на откуп учетной политики возможность формирования резервов. Однако необходимо учитывать, что для возможности создания резерва должны быть соблюдены обязательные общие критерии, при выполнении которых резервы признаются в учете.

В данной статье не шла речь о таких резервах, как:

  • резерв по претензиям, искам;
  • резерв по гарантийному ремонту;
  • резерв по реструктуризации;
  • резерв по убыточным договорным обязательствам;
  • резерв по сомнительной задолженности.

Вместе с тем организациям бюджетной сферы о них также следует знать и помнить и в определенных обстоятельствах создавать. Ведь не отражение в отчетности резервов не позволяет предоставить пользователям этой отчетности достоверную информацию об имеющихся у учреждения отложенных обязательствах. В свою очередь, своевременное начисление резервов предстоящих расходов позволит более корректно сформировать финансовый результат, не перенося на следующий финансовый год расходы, которые относятся к текущему году.

Создание резервов в бухгалтерском учете

Государственные учреждения формируют резервы на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в соответствии с п. 302.1, введенным в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета от 01.12.2010 №157н Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 №89н для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных сумм.

Как следует из письма Минфина РФ от 20.05.2015 №02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами» резервы формируются в целях формирования полной и достоверной информации об обязательствах публично-правового образования (государственного (муниципального) учреждения) по методу начисления, предусматривающему отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, в том числе для расчета налога на прибыль организаций.

Резервы могут быть сформированы под обязательства, возникающие, во-первых, вследствие совершения сделки (заключения договора) события, операции, которые оказывают влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств:

  • по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время или представлению компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника учреждения;
  • по предстоящей оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • по иным аналогичным предстоящим оплатам.

Во-вторых, при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры обособленных подразделений учреждения, изменении видов деятельности учреждения, а также при реорганизации либо ликвидации учреждения.

В-третьих, обязательства, возникающие из претензионных требований и исков, в том числе в рамках досудебного или внесудебного рассмотрения претензий.

В этом случае резерв будет рассчитан на размер сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций, иных компенсаций по причиненным ущербам. Помимо этого, в резерв следует включать и сумму ожидаемых судебных издержек в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий или иных аналогичных ожидаемых расходов.

В-четвертых, при принятии обязательств следует обратить внимание на факты хозяйственной деятельности, по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру, например, из-за отсутствия первичных учетных документов.

Также при формировании резерва надо учесть все другие обязательства, которые не определены по величине и времени исполнения – в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Созданный резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Когда учреждение принимает решение о формировании резерва, данный факт необходимо закрепить в учетной политике (п. 302.1 Инструкции №157н). В частности, подлежат закреплению порядок и методы формирования оценочного значения, которые зависят от вида создаваемого резерва.

Для этого необходимо определить:

  • виды резервов, которые будут создаваться в учете (например, резерв для оплаты отпусков, резерв на восстановление основных средств и т.д.);
  • дату, на которую будет формироваться резерв (отчетная дата, последнее число месяца или любая другая дата);
  • порядок формирования резерва (способ определения его оценочного значения).

Следует отметить, что необходимо определить и порядок действий в случае избыточности суммы начисленного резерва. Относить остаток на следующие периоды или корректировать размер резерва.

При недостаточности сумм начисленного резерва затраты по погашению обязательства отражаются в учете как текущие.

Правовыми актами, регулирующими организацию бухучета в органах государственного сектора, методы оценки обязательств не определены.

Порядок отражения оценочных обязательств предусмотрен Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденным приказом Минфина РФ от 13.12.2010 №167н. Нормы ПБУ 8/2010 не распространяются на государственные (муниципальные) учреждения, но его положения можно применять в качестве рекомендаций.

Оценочное обязательство признается в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (п. 15, 16 ПБУ 8/2010). Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения обязательства по состоянию на отчетную дату.

Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

Примеры определения оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате накапливаемых отпусков (создаваемому резерву на оплату отпусков за фактически отработанное время) приведены в приложении №3 к письму Минфина РФ от 20.05.2015 №02-07-07/28998. Согласно рекомендациям, указанное оценочное обязательство может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года), исходя из данных количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой.

Резерв при этом рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно), как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время, на дату расчета, и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

  1. Сумма расходов на оплату предстоящих отпусков может определяться:
    • 1.1. персонифицировано по каждому сотруднику:

      Резерв отпусков = (Кi*ЗПi) +…,

      где Кi – количество не использованных i–ым сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

      ЗПi – среднедневной заработок i–ого сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка на дату расчета резерва.

    • 1.2. по учреждению в целом:

      Резерв отпусков = К*ЗПср,

      где К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

      ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.

    • 1.3. по отдельным категориям сотрудников (группам персонала):

      Резерв отпусков = К1*ЗПср1+К2*ЗПср2+К3*ЗПср3,

      где К1, K2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников (группы персонала),

      ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников (группе персонала).

  2. Сумма расходов на оплату страховых взносов может быть рассчитана:
    • 2.1. Соответственно с методикой расчета резерва на оплату отпусков, в том числе:

      – по каждому работнику индивидуально:

      Резерв стр.взн.= К*ЗП*С;

      – в среднем по учреждению:

      Резерв стр.взн.= К*ЗПср*С;

      – по каждой категории работников (группе персонала):

      Резерв стр.взн.= (К1*ЗПср1+К2*ЗПср2+К3*ЗПср3)*С,

      где С – ставка страховых взносов.

    • 2.2. С учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ на основании информации за предшествующий период, а также применяемого к нему повышающего коэффициента.

  • Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3
  • Дата публикации 14.06.2012
  • Раздел Экономические науки


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]