Федеральный закон о банкротстве 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон о банкротстве 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищал ИП, чей бизнес относился к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе были подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно было использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Действие моратория закончилось 7 января 2021 года.

Если перспективы восстановления нет, рекомендуем подумать о признании несостоятельности, чтобы списать кредиты и долги контрагентам. Подробно о банкротстве ИП читайте в этой статье.

Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.

Но проблема судебного банкротства — стоимость. В среднем цена услуг юриста при банкротстве составляет около 80 000 — 100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет таких денег на разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. Мы рассказали об обязательных расходах и расценках на юридические услуги в этом материале.

Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года. Закон вступил в силу в сентябре 2020 года.

Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:

  • процесс проводят во внесудебном порядке через МФЦ;
  • это бесплатно;
  • срок процедуры 6 месяцев;
  • списывают долги граждан, если сумма всех недоимок составляет от 50 000 до 500 000 рублей. Основной расчет сделан на то, что исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания. То есть пристав уже проанализировал финансовую ситуацию должника и сделал вывод, что имущества и доходов нет.

    Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.

    Если же в течение полугода, который отводится на упрощенное банкротство, приставы или кредиторы найдут имущество должника (например, он устроится на работу или внезапно получит наследство), то процедуру банкротства перенесут по инициативе кредитора в суд. Оплачивать услуги финуправляющего в этом случае обязан кредитор.

Бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда подходит только самым бедным людям. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.

По закону единственная квартира или дом должника считаются неприкосновенными, продажа жилья в судебном порядке запрещена. Даже если долг составляет миллиард рублей, а у должника во владении единственный элитный особняк, его не имеют права изъять для реализации.

Данные условия не распространяются на ипотечную собственность — по закону она подлежит реализации для расчетов с кредитором — залогодержателем, даже будучи единственным жильем должника.

Некоторые законодатели посчитали такое положение несправедливым. Рассматриваются поправки о продаже роскошной недвижимости и покупке для должника и его семьи жилья по нормативам площади жилых помещений в регионе. Разница в цене могла бы помочь удовлетворить требования кредиторов.

Идея пока не оформлена в полноценный законопроект и не рассматривалась на заседаниях Госдумы. Возможно, когда-нибудь и будет принят порядок изъятия дорогостоящего единственного жилья, однако как это будет выглядеть, пока не разъясняется.

В конце апреля 2021 года Конституционный суд (КС РФ) принял решение о том, что если жилье банкрота принадлежит к категории роскошного, обладающего избыточной площадью (в деле фигурировала квартира с метражом более 100 метров при одном жильце), то его можно продать. КС потребовал от судов принимать решения о реализации единственного жилья в процедуре банкротства физлица, особенно если физ. лицо до банкротства успело «влезть в долги», а единственное жилье купило уже после того, как эти долги набрало.

Но продать единственную квартиру или дом разрешается только в том случае, если взамен должнику будет выделено новое жилье, удовлетворяющее социальным нормам. То есть кредиторы должны договориться на общем собрании о совместной покупке для должника более дешевой квартиры. Жилье должно быть куплено в том же населенном пункте, где находится то имущество, которое по суду будет решено продавать. Если только должник сам не заявит о своей готовности к переезду.

Также КС потребовал срочно внести изменения в законы РФ, которыми прописан статус неприкосновенности единственного жилья, и напомнил, что требует таких поправок от законодателей уже 9 лет, а «воз и ныне там».

Верховный суд РФ 4 августа 2021 года подтвердил мнение КС от конца апреля и постановил, что у физического лица, признанного банкротом, можно изымать жилье, подпадающее под категорию «роскошное», даже в том случае, если оно у должника единственное. Причем, считает ВС, имеет право изымать жилье не только кредитор, но и финансовый управляющий, который назначается для ведения процедуры банкротства.

Средства на приобретение альтернативной жилплощади банкроту выделяются из конкурсной массы. А решение о целесообразности изъятия единственного жилья должно приниматься на собрании кредиторов, говорится в решении Верховного суда.

Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве» в 2021 году. О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.

Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.

Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.

Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.

Банкротство физических лиц в 2021 — порядок, стоимость и последствия

Пакет поправок в «Закон о банкротстве» был внесен в Госдуму 17 мая 2021 года. Но вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их принятия. Поправки уже довольно давно, еще в 2019 году, были разработаны Минэкономразвития. Но их критиковали все юрики и физики, причастные к банкротному процессу. И вот, наконец-то, кажется, что все интересы учтены. Но битва в Думе предстоит жесткая.

Законопроект даже меняет название действующего федерального закона. В новой редакции он называется федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве». Даже из названия понятно, что упор правительство делает на возврат долгов, а не на их списание. Что ж, для списания кредитов должникам придется прилагать больше усилий.

Внесенный вариант поправок согласован с управлением правовой информации президента. Именно у этого управления ранее было больше всего нареканий к новациям, предлагаемым в законопроект.

Третье. Введение бальной системы оценки финуправляющих. По ней планируется оценивать результативность работы управляющих.

Рассчитывать баллы будут ежеквартально за проведение каждой из следующих процедур:

  • за реструктуризацию долгов, в том числе гражданина;
  • за конкурсное производство;
  • за реализацию имущества гражданина.

Количество баллов повлияет, в частности, на выбор кандидатуры управляющего.

Кроме того, хотят сформировать регистр управляющих. На его сайте можно будет узнать:

  • о СРО, в составе которой числится управляющий;
  • о договорах обязательного страхования ответственности управляющего;
  • о проведенных им делах о банкротстве, в том числе — успешных (с точки зрения как должника, так и кредиторов);
  • о сдаче экзамена по программе подготовки управляющих;
  • о количестве баллов результативности управляющих и СРО;
  • о судебных актах, которыми действия управляющего признали незаконными;
  • о дисквалификации управляюшего.

Для проведения процедуры банкротства по инициативе должника необходимо выполнение следующих условий, которые свидетельствуют о неплатежеспособности гражданина:

  • — суммарный размер долгов по кредитам, налогам и штрафам с учетом пени больше, чем оценочная стоимость имущества должника;
  • — на руках имеется постановление ФССП об окончании исполнительного производства по причине отсутствия доступного для реализации имущества;
  • — должник перестал платить по финансовым обязательствам, что привело к наличию просрочки;
  • — официального дохода гражданина недостаточно, чтобы вносить хотя бы 10% от обязательных ежемесячных платежей по кредитам.

Кроме того, должны выполняться и следующие требования:

  • — должник является добросовестным заемщиком и предпринимал попытки самостоятельно решить вопрос с кредиторами (можно предоставить переписку с банком);
  • — должник не скрывает свои доходы или имущество, иначе суд откажет в объявлении банкротства.
  • — должник работает или пытается трудоустроиться (в этом случае обязательно быть на учете официальной службы занятости).

Чтобы объявить себя банкротом в 2021 году, можно подать заявление и необходимые документы в арбитражный суд или же обратиться в МФЦ.Этапы процедуры банкротства:

1) сбор документов;2) оплата госпошлины;3) выбор финансового управляющего;4) подача документов в суд;

5) рассмотрение дела, в ходе которого суд решит проводить одну из двух процедур: реструктуризацию долга или реализацию имущества;6) предоставление суду отчета о проведении одной из процедур и признание гражданина банкротом.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Если реструктуризация невозможна, результатом банкротства становится распродажа с торгов имущества гражданина и выплата всем кредиторам пропорционально долгу (с учетом очередности). Суд выносит соответствующее решение, после чего финансовый управляющий в течение 15 дней сообщает об этом кредиторам и предлагает им предъявить свои требования.

— В конкурсную массу включается все имущество, на которое может быть наложено взыскание, заработная плата и другие источники дохода. Если должник владеет имуществом совместно с другими лицами (например, супругом), изъятию подлежит только его доля. Опись и оценку имущества проводит финансовый управляющий, после чего предоставляет положение о порядке, условиях и сроках проведения процедуры в суд. В нем также отражается начальная цена продажи имущества, — отметила Лилия Ших.При этом, взыскание нельзя наложить:

  • — на жилое помещение, если оно является единственным жильем;
  • — на земельный участок, где расположено единственное жилье;
  • — на предметы быта, за исключением драгоценностей и предметов роскоши;
  • — на алименты на детей;
  • — на пенсию и пособия;
  • — доход в размере прожиточного минимума.

Продажа конкурсной массы осуществляется на торгах. На их проведение отводится два месяца, после чего происходит погашение задолженности. Если вырученных денег не хватает, банкрот освобождается от своих обязательств по покрытию долгов перед кредиторами.

Однако в законе также указаны случаи, когда списание долгов физических лиц (по кредитам, займам, налогам) недопустимо:

  • — если гражданин привлечен к ответственности за неправомерные действия при банкротстве, в том числе фиктивное банкротство;
  • — если гражданин уклонился от предоставления необходимых сведений или предоставил недостоверные данные;
  • — если при исполнении обязательств были совершены незаконные действия, например, мошенничество или умышленное уничтожение имущества.

— Суд отказывает в принятии заявления, когда в нем имеются грубые ошибки (оно должно соответствовать АПК, ст. 37 и 213.3 4 ФЗ о банкротстве), пакет документов не полон, отсутствует квитанция. Кроме того, это происходит, если гражданин не доказал свою неплатежеспособность, и когда между должником и кредиторами имеется спор, который нужно разрешать через исковое производство, — пояснила Лилия Ших.

— Во время процедуры банкротства формируется конкурсная масса (имущество, денежные средства, которые могут удовлетворить требования кредиторов в какой-то части). Зарплата и пенсия также входят в конкурсную массу, но важно отметить, что должнику остаются денежные средства в размере прожиточного минимума на него и на членов его семьи, — рассказала Екатерина Кузнецова.

До процедуры банкротства нельзя совершать сделок, которые могут быть оспорены финансовым управляющим во время процедуры банкротства, например, фиктивные сделки.Также во время процедуры банкротства все права в отношении имущества, состояния конкурсной массы осуществляются только финансовым управляющим и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично без участия финансового управляющего, ничтожны.

Закон о банкротстве физических лиц. Как это работает в 2021?

Под действие Закона о банкротстве 127-ФЗ подпадают не все долги физического лица. Через банкротство В СУДЕ и МФЦ НЕ списывают:

  1. Долги по алиментам.
  2. Выплаты, назначенные судом по возмещению морального или физического вреда.
  3. Долги по зарплате и социальным платежам — для ИП с наемными работниками.
  4. Субсидиарную ответственность руководителя компаний.

Другие задолженности будут списаны при объявлении физ. лица банкротом. Это кредиты, недоимки в налоговой инспекции и ПФР, долги по ЖКХ и штрафы ГИБДД, долги перед частными и бюджетными организациями и физическими лицами, долги от коммерческой деятельности ИП.

В ходе банкротства реализовано будет далеко не все имущество должника. Закон устанавливает ряд объектов, взыскание к которым не применяется:

  1. Личные вещи физического лица — обувь, одежда, техника индивидуального пользования.
  2. Единственное жилье — квартира, комната, частный дом. За исключением ипотечной недвижимости и находящегося в залоге имущества.
  3. Мебель и предметы быта.
  4. Домашние питомцы и их корм.
  5. Личные призы, награды и медали должника.
  6. Транспорт и приспособления, используемые людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Другое имущество гражданина подлежит продаже.

важно!Большинство людей ничего не теряют в банкротстве. По итогам 2019 года, в 70% случаев при банкротстве физлиц кредиторы не получили ничего, так как у должников не было имущества, подлежащего продаже. В этих делах долги списали без изъятия собственности.

Списание кредитов через процедуру несостоятельности — это разумное решение для граждан, которые в 2020 не могут оплачивать займы. Однако россиян волнуют последствия банкротства физических лиц имеет — в чем подвох?

На граждан, признанных банкротами, текст закона 127-ФЗ накладывает ограничения:

  • 3 года банкрот не вправе занимать руководящие должности в коммерческих организациях. Нельзя работать генеральным директором, но других запретов по трудоустройству нет.
  • 5 лет при обращении за новыми кредитами человек будет информировать банк или МФО о пройденной процедуре. То есть кредит и даже ипотеку после банкротства получить можно, но в заявке нужно ставить галочку и писать номер дела о банкротстве;
  • 5 лет нельзя снова погасить кредиты через банкротство в суде. Но обычно банкроты второй раз в эту петлю не попадают;
  • при бесплатном банкротстве через МФЦ повторное списание возможно только через 10 лет.

Как показывает юридическая практика и обсуждения на форумах, эти ограничения не воспринимаются россиянами как недостатки. Временные запреты с лихвой окупает свобода от банков, приставов и коллекторов.

Бесплатная консультация0 ₽

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.

Законопроект предполагает изменение схемы банкротства юридического лица. Вместо наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления будет только реструктуризация. Ликвидация останется и будет вводиться, если в реструктуризации нет смысла или она не приведет к результату.

Цель инициатора реформы Минэкономразвития – сократить сроки и издержки процедуры банкротство юридических лиц, одновременно увеличив процент закрытых долгов перед кредиторами. Но будет ли банкротство короче по времени, а нововведения работать на практике так, как предполагают законотворцы? Разберемся в деталях.

Реструктуризация – это новое название реабилитации юридического лица в рамках банкротства. Если поправки одобрят, то вместо наблюдения и двух реабилитационных этапов банкротства юридического лица будет только реструктуризация сроком до 4 лет (с возможностью продления). Добросовестные должники смогут постепенно отдавать долги, рассчитывать на уступки (отсрочку, рассрочку, частичное прощение долга, дисконт) со стороны кредиторов.

Но кроме работы с задолженностью, план реструктуризации может предполагать различные варианты управления фирмой-должником. Например, права по назначению и прекращению полномочий директора могут передаваться антикризисному управляющему, собранию или комитету кредиторов.

Полномочия могут распределяться между руководством должника и кредиторами или передаваться полностью вновь выбранному органу (лицу). То есть фактически руководство должника может полностью потерять контроль над бизнесом и активами.

Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.

В каком порядке будет согласовываться и утверждаться план реструктуризации, если собрание кредиторов не пришло к единому решению, или должник не согласен с планом? Этот момент требует дополнительного обсуждения с Верховным судом, уполномоченными органами и бизнес-сообществом.

Например, Совет по кодификации считает, что в проекте нужно прописать возможность утверждения плана реструктуризации задолженности решением суда, а Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает обязательно согласовывать план реструктуризации с должником, даже если совет кредиторов одобрил его большинством голосов.

Теперь к вопросу о сроках банкротства юридического лица. Станет ли процедура короче по времени? Учитывая, что собрание кредиторов вправе принимать решение о продлении процедуры реструктуризации еще на 4 года, нет. На данный момент сколько процедур банкротства юридического лица, не считая конкурсного производства? Всего 3 процедуры: наблюдение (7 месяцев), финансовое оздоровление (2 года) и внешнее управление (1,5 года + полгода) занимают максимум 4-5 лет, а с учетом их низкой эффективности вовсе не вводятся или завершаются раньше срока.

Единственное, за счет чего предполагается, что банкротство юридических лиц в арбитражном процессе будет короче, это сокращение срока ликвидации. Если компанию изначально решат ликвидировать или должник не сможет рассчитаться с долгами согласно плану реструктуризации, ликвидацию планируют проводить в среднем за 9-12 месяцев. Это в 2 раза быстрее, чем сейчас.

Такое «ускорение», вероятно, будет достигаться за счет изменения самой процедуры торгов и более быстрой реализации имущества банкрота. В поправках предложили заменить торги на повышение цены англо-голландскими аукционами, когда в рамках одной сессии проводят торги на повышение с разворотом на понижение и обратно, а также допускать новых участников на торги уже в ходе их проведения.

Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.

Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.

На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.

Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.

Разъясняя положения Закона о банкротстве по данному вопросу, Пленум ВС РФ однозначно установил, что если кредитор имеет к должнику требование, которое возникло после начала действия моратория, то такое требование необходимо квалифицировать как текущее, и указанный кредитор не вправе инициировать дело о банкротстве до истечения трехмесячного срока с момента прекращения действия моратория (т.е. до 8 апреля 2021 г.).

По истечении указанного трехмесячного срока к квалификации будут применяться общие правила статьи 5 Закона о банкротстве.

Положениями ст. 9.1 Закона о банкротстве на период действия моратория было приостановлено начисление финансовых санкций по денежным обязательствам, возникшим до введения моратория. В состав понятия «финансовые санкции» входят следующие начисления:

  • неустойка (статья 330 ГК РФ);
  • проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ);
  • пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ) и др.

Верховный суд разъяснил, что взыскать указанные начисления за период действия моратория не получится даже в том случае, если они заявлены в общеисковом порядке.

Однако справедливости ради стоит отметить, что из данного правила предусмотрено исключение.

Так, если истцу удастся доказать, что ответчик в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, и ссылки на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения ответчика, суд вправе удовлетворить такой иск. При этом возражения должника о наличии моратория в данном случае должны быть отклонены судом, рассматривающим дело.

Вышеуказанные ограничения вполне ожидаемо не распространяются на требования о взыскании процентов за пользование денежными средствами, предоставленными по договорам (в том числе по займу или кредитному договору), либо в качестве коммерческого кредита, поскольку указанные начисления не носят санкционного характера.

Резюмируя изложенные выше особенности применения банкротного законодательства с учетом свежих разъяснений ВС РФ необходимо упомянуть также еще один важный момент. Лицам, участвующим в банкротных процессах в 2021 году важно помнить, что предусмотренные мораторием мероприятия предоставляли должникам не только преимущества, но и наложили определенные на них дополнительные ограничений.

Так, законодатель, стараясь сохранить баланс интересов, запретил этим лицам, к примеру, выплачивать дивиденды и распределять прибыль. Не все компании готовы были к подобным ограничениям в своей деятельности, поэтому в практике известны случаи добровольного отказа компаний от действия моратория.

Отказ лица от применения в отношении его моратория вступает в силу с момента опубликования сообщения об этом в Федресурсе. При подготовке настоящего материала удалось найти информацию об отказе от применения моратория в отношении более чем 500 (пятиста) лиц, в числе которых ПАО «ВЫМПЕЛКОМ», ПАО «ТУЛЬСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАВОД», ПАО «НОВАТЭК» и др.

Принимая во внимание то обстоятельство, что в момент вступления в силу отказа от моратория, к отказавшемуся лицу не применяются обозначенные в первыдущих пунктах особенности банкротных процедур, считаю установление данного обстоятельства первостепенным при определении кредитором стратегии своих действий в отношении несостоятельного контрагента.

С целью упрощения процедуры определения относимости лица к перечню наиболее пострадавших отраслей ФНС России разработала и разместила на своем официальном сайте соответствующий электронный сервис. В этом же сервисе можно найти информацию о лицах, отказавшихся от применения моратория.

Подводя итог изложенной выше информации, хочется отметить, что предпринятые государством мораторные меры имели определённый результат, поскольку помогли удержать от резкого и бесповоротного обрушения целые отрасли.

Однако крайне нестабильное финансовое состояние, в котором все еще пребывает большая часть бизнеса из пласта пострадавших отраслей, и до сих пор сохраняющиеся ограничения, в совокупности дают основания полагать, что плавного перехода из моратория к обычной жизни, к сожалению, не случится, а значит, в ближайшие месяцы можно оживать резкое увеличение числа банкротных споров

Применение законодательства о банкротстве в 2021 году

Еще одно значимое нововведение законопроекта – изменение стадий банкротства (ликвидация некоторых, ранее непопулярных). Опять-таки, в той редакции законопроекта, в какой его анализировал автор при написании статьи, физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Стоит отметить, что и проект закона об упрощенном банкротстве граждан дважды кардинально «перекраивался».

Но на данной стадии обсуждения законопроекта, как и раньше, для физических лиц будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.

А вот банкротство юридических лиц, предполагается, вести посредством только реструктуризации долгов, конкурсного производства и мирового соглашения, в новом варианте закона наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления не будет.

Важные изменения ожидаются в размере вознаграждения управляющих, усматривается тенденция к удорожанию услуг арбитражных управляющих, опять же, в зависимости от группы, к которой отнесен должник.

Так, законопроект предлагает, что должник обязан будет платить в качестве вознаграждения финансовому управляющему:

  • 100 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 1 группы,
  • 300 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 2 группы,
  • 500 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 3 группы.

Изменяется также и размер дополнительного вознаграждения арбитражных управляющих (процентов):

  • 10% – при стоимости реализованного имущества до 1 млн. руб.;
  • 7% – при стоимости реализованного имущества от 1 до 10 млн. руб.;
  • 5% – при стоимости реализованного имущества от 10 до 100 млн. руб.;
  • 2% – при стоимости реализованного имущества свыше 100 млн. руб.

*в настоящее время дополнительное вознаграждение в процентах составляет 7% при любой стоимости реализованного имущества.

Отсюда следует, что с принятием нового закона списать долги станет дороже.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. В случае принятия публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан участников долевого строительства» (далее — Фонд) решения о выплате возмещения гражданам — членам жилищно-строительного кооператива до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и погашения в связи с этим требований всех членов такого кооператива Фонд обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о передаче объекта незавершенного строительства и земельного участка, на котором он расположен, Фонду в целях осуществления государственной регистрации перехода прав застройщика на эти объект незавершенного строительства и земельный участок к Фонду.

3. При передаче Фонду прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями Фонд принимает решение о реализации прав на указанное имущество, о строительстве (завершении строительства) на полученных земельных участках многоквартирных домов и иных объектов недвижимости либо о реализации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов на земельных участках, принадлежащих Фонду, с последующей передачей части жилых помещений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для их предоставления отдельным категориям граждан, в порядке, установленном статьей 134 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона). При этом Фонд обращается с иском о ликвидации жилищно-строительного кооператива в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. В случае, если погашены требования не всех участников строительства или имеются требования иных кредиторов, Фонд обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве жилищно-строительного кооператива.

Президент Российской Федерации В. Путин

Банкротство физических лиц в 2021: новые возможности внесудебного порядка

Судьи ВС РФ отметили, что в период пандемии пострадали не только предприятия из конкретных отраслей, но и их кредиторы. Определению их правового статуса посвящен п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 44 от 24.12.2020 года.

В соответствии с решением Пленума все требования, возникшие после введения моратория, относятся к текущим. Кредитор не может обратиться в Арбитражный суд с требованием возбудить дело о несостоятельности должника до 08.04.2021 года. С момента окончания действия моратория должно пройти не менее 3-х (трех) месяцев.

Далее при подаче заявления в суд следует руководствоваться требованиями Федерального закона «О банкротстве». В частности, применительно к платежам, их классификации надлежит учитывать положения ст. 5.

В период действия моратория нельзя подать в суд требование признать банкротом определенные компании. Кредиторы могут заподозрить, что недобросовестные должники воспользуются ситуацией для вывода активов.

В связи с этим следует обратиться к п. 14 ПП ВС РФ № 44 от 24.12.2020 года. В данном нормативном акте сказано, что сделки, заключенные должником в период действия моратория, изначально считаются текущими. То, что они выходят за рамки стандартной хозяйственной деятельности, необходимо доказать.

Если кредитор полагает, что во время действия моратория должник заключает сделки с предпочтением, он должен подтвердить, что данная компания неплатежеспособна, не располагает имуществом, достаточным для погашения обязательств. При этом признаки неплатежеспособности не должны быть связаны с введением моратория. Как вариант, кредитор должен доказать, что у должника нет реальной возможности преодолеть признаки, свидетельствующие о банкротстве.

Внимательный анализ п. 14 данного Пленума показывает, что кредиторы в большинстве случаев не смогут оспорить сомнительные сделки должника.

В стандартном варианте кредитор может применить финансовые санкции, если должник не исполняет свои обязательства. Но в период действия моратория данная норма права существенно скорректирована. Основание — ст. 9.1 Федерального закона № 127-ФЗ. Данный вопрос отдельно освещен в п. 7 ПП ВС РФ.

К финансовым санкциям следует отнести:

  • неустойки. Понятие закреплено в ст. 330 ГК РФ;
  • пени. Их начисляет ФНС, если юрлицо или ИП несвоевременно платит налоги и взносы во внебюджетные фонды. Порядок истребования определен в ст. 75 НК РФ;
  • проценты за пользование чужими денежными средствами и т. д.

В соответствии с пояснениями Пленума ВС РФ взыскать с должника финансовые санкции, начисленные в период моратория, нельзя. Это относится даже к тем ситуациям, когда кредитор пытается истребовать пени в составе общего иска.

Но займодавцы могут воспользоваться одним исключением из общего правила. Для этого достаточно доказать, что должник в период действия моратория работал в прежнем режиме, не приостанавливал деятельность. Суд обязан принять эту информацию к сведению. Если должник только ссылается на действие моратория, но не может подтвердить, что действительно пострадал от его введения, оплачивать пени и штрафы придется.

Важно отметить еще один момент. Если проценты за пользование деньгами начисляются в рамках кредитного (займа) или коммерческого кредита, должник обязан их выплатить кредитору. Данные начисления не относятся к санкционным. На них действие моратория не распространяется.

Вводя мораторий, Правительство РФ стремилось поддержать отрасли, наиболее пострадавшие от пандемических ограничений. Но важно понимать, что должников не только освободили от ряда обязанностей, начисления финансовых санкций. Они при этом обязаны соблюдать определенные ограничения.

Законодатели приняли во внимание, что интересы кредиторов существенно пострадали. Чтобы соблюсти баланс, должникам на период действия моратория запретили распределять прибыль по итогам года, выплачивать дивиденды акционерам или учредителям. Многие юридические лица не пожелали работать в условиях подобных ограничений и добровольно отказались от привилегий, предоставляемых мораторием.

Информация об отказе публикуется на сайте Федресурса. С этого момента отказ считается вступившим в силу. Далее должник не может пользоваться привилегиями, обозначенными ранее, а кредиторы вправе в своих действиях опираться на общие положения Закона «О банкротстве». И они могут учитывать это обстоятельство (отказ от моратория) при построении стратегии работы с должником. Этот фактор становится приоритетным.

На сайте ФНС в 2020 году размещен специальный сервис, позволяющий быстро определить, относится ли конкретная организация к наиболее пострадавшим от коронавирусных ограничений. Этот же сервис позволяет узнать, кто из юридических лиц отказался от привилегий, даваемых мораторием.

Правительство РФ, вводя мораторий на банкротства, стремилось сохранить не просто отдельные компании, а целые отрасли. И принятые меры позволили это сделать. Но даже отмена большей части ограничений, введенных в 2020 году, не означает, что бизнес быстро сможет вернуть себе прежние позиции, выйти на докризисную прибыль. У многих не будет средств для погашения имеющихся долгов.

На практике это означает, что уже к концу весны 2021 года в Арбитражные суды будут поступать тысячи исков о признании должника банкротом. Кредиторы попытаются компенсировать хотя бы часть своих потерь.

Процедура банкротства 2021: что нужно знать?

Написать комментарий

      Менее 2% предприятий в процедуре банкротства в России получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, отмечает МЭР. Для сравнения: в США этот показатель достигает 30%. «Вероятность спасти бизнес, если вы входите в процедуру банкротства в России, стремится к нулю», — констатировал замминистра.

      Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

      • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

      Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

      Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

      Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

      Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

      • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

      Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

      Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

      • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

      Управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротств за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд. Минэкономразвития выступает за то, чтобы СРО самораспускалась, если не покроет за три месяца сумму выплат, который произвел фонд по обязательствам одного из управляющих этой СРО. Кроме того, в этом случае все управляющие этой СРО не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга», — подчеркнул Торосов.

      Эти изменения могут окончательно превратить арбитражных управляющих в карманную отрасль крупных финансово-промышленных групп, полагает Сачев. Многие управляющие, по его словам, зависимы от крупных корпораций, системных кредиторов, а фиксированное вознаграждение приведет к усилению зависимости. Честные арбитражные управляющие «просто не доживут до вознаграждения», так как не смогут оплачивать дорогостоящие процедуры и работу юристов и бухгалтеров, критикует Сачев.

      Банкротство физических лиц предполагает, прежде всего, проведение судебного процесса, в результате которого будут удовлетворены по возможности требования кредиторов, при этом преследование должника после вынесенного судебного решения для исполнения денежных обязательств не допускается. Любой гражданин, имеющий задолженность перед кредитором свыше 500 тысяч рублей и не исполняющий обязанности в течение 3 месяцев, может подать исковое заявление в суд о признании себя банкротом. Подведомственность данных дел закон отнес к арбитражным судам по месту жительства должника, что не всегда является территориально удобным. В любом случае, наличие условий, предусмотренных ст. 213.3 Закона 127-ФЗ, а так же указание веских причин в заявлении, приведших к неплатежеспособности должника, являются основанием к признанию судом и объявлению процедуры реструктуризации задолженности. Должник обязан доказать, что является неплатежеспособным, только в этом случае он может быть объявлен судом банкротом. Процедура реструктуризации направлена на погашение долга перед кредиторами и включает следующие меры, которые применяются либо в совокупности, либо отдельно:

      1. списание части долга;
      2. изменение размера платежа;
      3. изменение срока платежа.

      Суд оценивает состояние имущества должника и первым делом назначает финансового управляющего, услуги которого согласно закону оплачивает должник. Финансовый управляющий направляет уведомление о начале реструктуризации долга кредитором в течение 15 дней с момента вынесения судом определения о начале данной процедуры.

      Обратите внимание! Составление плана по реструктуризации задолженности является правом должника на основании п. 1 ст. 213.2 Закона № 127-ФЗ, который затем предоставляется финансовому управляющему и собранию кредиторов.

      После того, как план реструктуризации одобрит собрание кредиторов, план утверждается судом. Срок для реализации плана реструктуризации задолженности составляет 3 года, а если должник добросовестно исполняет его, то обязательства считаются выполненными перед кредиторами и дальнейшее преследование должника не допускается.

      Если во время судебного разбирательства между должником и кредитором будет заключено мировое соглашение в порядке, установленном Законом № 127-ФЗ, то на основании ст. 213.31 прекращается:

      1. исполнение плана реструктуризации;
      2. полномочия финансового управляющего.

      Гражданин же при заключении мирового соглашения начинает исполнять денежные обязательства перед кредиторами.

      В случае, когда план реструктуризации не был представлен, либо не был одобрен арбитражным судом или собранием кредиторов, то выносится решение о признании гражданина банкротом и начинается процедура реализации имущества должника согласно п.8 ст. 213.6 Закона № 127-ФЗ. Денежные средства, вырученные с торгов за реализацию имущества должника, будут переведены кредиторам в счет погашения задолженности. После вынесения определения суда об окончании реализации имущества гражданина, с должника снимаются все обязательства по отношению к кредиторам, которые не вправе далее настаивать на исполнении требований.

      Последствия банкротства физических лиц в 2021

      Последствия, наступающие при банкротстве физического лица, условно можно разделить на две группы согласно времени наступления:

      1. во время судебного разбирательства, когда заявление должника суд посчитал обоснованным;
      2. после признания должника банкротом.

      Согласно Закону № 127-ФЗ при введении процедуры реструктуризации на должника налагается ряд ограничений, в том числе:

      1. свободное распоряжение своим имуществом, внесенную в конкурсную массу (п.2 ст. 213.24);
      2. запрещается заключать безвозмездные сделки (например, по отчуждению либо по приобретению имущества) согласно п. 5 ст. 213.11;
      3. временное ограничение права на выезд за пределы страны, установленное судом (п.3 ст. 213.24);
      4. передача денежных средств, находящихся на счету в банке, финансовому управляющему (пп. 5, 6, 9 ст. 213.25).

      Так же во время судебного процесса должник несет расходы, связанных с публикациями сведений в деле о банкротстве (п. 4 ст. 213.7), а так же оплату государственной пошлины и оплату услуг финансового управляющего (п. 4 ст. 213.4) через внесение средств в депозит арбитражного суда. Но в это время так же приостанавливается применение к должнику неустоек и штрафных санкций, производство о возбуждении дела о принудительном взыскании и т.д., а все требования кредиторов могут подаваться только в рамках настоящего процесса.

      После признания должника банкротом, должник не вправе занимать руководящие должности либо иным образом участвовать в руководстве юридическим лицом в течение трех лет, а при заключении сделок с кредиторами обязан уведомлять их о банкротстве в течение пяти лет.

      Так же законом предусмотрено, что должник не может объявить в судебном порядке себя банкротом повторно пять лет с момента вынесения первого решения о признании банкротом. Следовательно, процедура банкротства для должника является не только инструментом для выхода из долговой кабалы, но и налагает ряд ограничений, связанных с реализацией имущества и последствий, установленных ст. 213.30 Закона 127-ФЗ. Поэтому при решении должником объявить себя банкротом, следует посоветоваться с квалифицированным юристом, который расскажет о нюансах признания банкротом физического лица и поможет грамотно провести через эту процедуру гражданина.

      Если доход физического лица не позволяет ему в срок погашать задолженность перед кредиторами, человек имеет право инициировать процедуру банкротства. Для этого необходимо грамотно составить заявление и направить его в судебную инстанцию. Делами о банкротстве в 2021 году по-прежнему занимается арбитражный суд. Если судебный орган определит, что доход человека позволяет ему рассчитаться с долгом на протяжении трех лет, то будет утвержден план реструктуризации задолженности.

      Законом о банкротстве в 2021 несостоятельное лицо освобождается от выплаты процентов и пени на весь период реструктуризации долга. Если человек не имеет финансовой возможности избавиться от задолженности за 3 года, суд признает его банкротом. Имущество несостоятельного человека может быть реализовано на торгах. В данном случае в банкротстве физлиц 2021 изменений не планируется. Реализованным не может быть имущество человека, которое является его единственным местом жительства. При инициировании несостоятельности гражданина роль играют следующие аспекты:

      • Общая сумма задолженности минимум полмиллиона рублей.
      • С даты последнего погашения задолженности должно пройти минимум три месяца.

      Даже если гражданин не пожелает упростить процесс, обратившись к юристам, и захочет самостоятельно оформить статус банкрота, дополнительных расходов не избежать. На 2021 год изменений на расходы по процедуре не будет. Государственная пошлина так же составит 300 рублей, а расходы управляющего – около пятнадцати тысяч рублей. Если будет назначена процедура реструктуризации долга, гражданин обязан добровольно отчислять средства кредиторам согласно утвержденному судебным органом графику. Финансовые потери в ходе оформления статуса неизбежны. Очень важно, чтобы финансовый управляющий, который будет вести дело, был грамотным и опытным. Это позволит избежать множества финансовых потерь.

      Для многих граждан, желающих получить статус банкрота, расходы на процедуру оказываются непосильными. Законопроект об упрощенном банкротстве, принятия которого люди с нетерпением ожидают уже давно, был призван помочь тем, чей долг перед кредиторами составляет до пятисот тысяч рублей. Вероятно, что в 2021 перспективы упрощенной процедуры выйдут на новый этап развития. Упрощение позволит людям получать статус банкрота без вмешательства в дело финансового управляющего.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Для любых предложений по сайту: [email protected]