Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства получателей поддержки ФНС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
К началу страницы
Поставщиками сведений о поддержке, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», для целей ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сведения об оказанной поддержке представляются поставщиками в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием сайта ФНС России в сети «Интернет» в срок до 5-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки либо обнаружения нарушения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе нецелевого использования средств поддержки.
Реестр МСП – получателей поддержки: зачем он нужен и как в него попасть
К началу страницы
Первое размещение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки на сайте ФНС России в сети «Интернет» осуществляется 20 декабря 2020 года. В какие сроки поставщикам необходимо представить сведения об оказанных поддержках и за какой период?
Первое представление сведений об оказанных поддержках должно быть обеспечено поставщиками в два этапа:
- до 5 ноября 2020 года в отношении получателей поддержки, решения о предоставлении поддержки которым приняты за период с 1 января 2019 года по 1 октября 2020 года;
- до 5 декабря 2020 года в отношении получателей поддержки, решения о предоставлении поддержки которым приняты за период с 1 октября 2020 года по 1 декабря 2020 года.
Когда и как будет предоставлен доступ поставщиков к сервису Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки для представления сведений об оказанных поддержках?
Доступ к сервису реестра будет обеспечен, начиная с 1 октября 2020 года. Для входа на портал поставщика необходимо войти в сервис реестра, размещенный на сайте ФНС России в сети «Интернет», с электронной подписью поставщика.
Каким образом поставщики могут представлять в ФНС России сведения об оказанных поддержках?
Представление сведений об оказанных поддержках может быть осуществлено несколькими способами:
- через сервис Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки на сайте ФНС России в сети «Интернет» путем:
- ручного ввода (в этом случае никаких предварительных мероприятий проводить не требуется, достаточно наличия электронной подписи);
- загрузки таблицы Excel (инструкция по заполнению шаблона размещена на портале поставщика в сервисе реестра в разделе «Передача сведений о поддержке» / «Загрузить таблицу Excel»);
- загрузки файла XML, сформированного по рекомендуемому формату, утвержденному приказом ФНС России от 30 декабря 2019 года № ММВ-7-14/[email protected] в редакции приказа ФНС России от 15 июня 2020 года № ЕД-7-14/[email protected] (формат размещен на данной странице сайта ФНС России в разделе «Разработчикам» / «Сервис на сайте ФНС России»);
- посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (документация размещена на данной странице сайта ФНС России в разделе «Разработчикам» / «СМЭВ»);
- с использованием программного интерфейса для передачи сведений (порядок информационного взаимодействия с API прикладной подсистемы АИС «Налог-3» «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки» размещен на данной странице сайта ФНС России в разделе «Разработчикам» / «API»).
В случае представления сведений об оказанных поддержках одним из способов (ручной ввод, загрузка в сервисе файла в формате Excel или в формате XML) возможно ли в последующем осуществлять представление сведений способом, отличным от первоначально выбранного? И если да, то необходимо ли уведомлять ФНС России об этом?
Представление сведений об оказанных поддержках может осуществляться разными способами, в том числе отличными от первоначально выбранного. При этом уведомлять ФНС России об изменении первоначально выбранного способа не требуется.
Если в представленных в ФНС России сведениях об оказанных поддержках в последующем выявлена ошибка, необходимо ли сообщить об этом в ФНС России или можно исправить ошибку самостоятельно?
Отдельно сообщать об этом в ФНС России не требуется. Необходимо самостоятельно отредактировать ранее представленные сведения в сервисе реестра. Сведения в реестре обновятся автоматически при ежемесячном обновлении реестра.
Существует ли возможность произвольного написания наименования формы и вида предоставленной поддержки при представлении сведений в целях ведения реестра?
Нет, произвольное написание наименования формы и вида предоставленной поддержки не допускается. Для представления в ФНС России сведений о поддержках, оказанных, начиная с 1 января 2019 года, необходимо использовать справочник форм и видов поддержки, о чём также было сообщено высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в письме Минэкономразвития России от 14 февраля 2020 года № 4208-ТИ/Д13и (справочник размещен на портале поставщика в сервисе реестра в разделе «Справочник форм и видов поддержки»; перечень форм и видов поддержки размещен на данной странице сайта ФНС России в разделе «Сведения, содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки» / «Вид, форма и размер предоставленной поддержки»).
Возможно ли представление в ФНС России сведений об оказанных поддержках не по истечении месяца (до 5-го числа следующего месяца), в котором приняты решения о предоставлении поддержки (о прекращении оказания поддержки либо обнаружения нарушения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе нецелевого использования средств поддержки), а ежедневно?
Это нужно успеть сделать до 5 ноября 2020 года.
- По субъектам МСП передаются сведения, решения по которым были приняты за период с 1 января по 1 октября 2020 года.
- По самозанятым передаются сведения, решения по которым были приняты за период с 1 июля по 1 октября 2020 года.
Прошли три этапа — сервис сформировал заявление. Осталось только отправить. Для этого подтвердите электронную почту. Налоговая пришлёт письмо — выпишите из него номер заявки и перейдите по ссылке. Постарайтесь сразу отправить заявление, чтобы не забыть — ссылка действует шесть часов. Не успеете, придётся заполнять заявку заново.
❗ Опубликован реестр МСП – получателей господдержки
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:
1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):
а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- Российская Федерация,
- субъекты Российской Федерации,
- муниципальные образования,
- общественные организации,
- религиозные организации (объединения),
- благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)
владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.
При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- иностранные юридические лица и (или)
- юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,
должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.
Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.
Ограничение в отношении суммарной доли участия:
- общественных объединений инвалидов,
- иностранных юридических лиц и (или)
- юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не распространяется на:
- участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
- на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».
в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».
д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).
е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.
- Основной причиной является то, что организацией или ИП были нарушены сроки предоставления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, которая позволяет определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Поэтому крайне важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности. Кроме того, непредставление отчетности является основанием для исключения сведений об организации и ИП из реестра.
- Не исключена также и техническая ошибка ФНС, либо непредставление сведений уполномоченными органами.
1. Кадровый учет
Главой 48.1 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что работодатели-микропредприятия вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).
При этом вопросы, которые должны регулироваться соответствующими локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовые договоры с работниками. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, которая в настоящее время утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 №858 (актуальная редакция от 15.11.2019).
Как только микропредприятие переходит в категорию малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае необходимо будет в течение четырех месяцев утвердить все необходимые кадровые документы.
2. Учет и отчетность
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
3. Закупки
3.1. По Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
a. Правила обеспечения контракта для закупок среди субъектов малого предпринимательства.
При закупках у субъектов малого предпринимательства размер обеспечения рассчитывается исходя из цены контракта, а не начальной (максимальной цены контракта). При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96 Федерального закона №44).
b. Победитель может вовсе не предоставлять обеспечение.
Субъекты малого предпринимательства, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона №44, могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если у них есть опыт исполнения госконтрактов, который подразумевает, что:
- контрактов должно быть не меньше трех в течение последних трех лет до даты подачи заявки,
- контракты должны быть исполнены без применения к субъекту малого предпринимательства штрафов и неустоек,
- сумма цен контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
c. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 Федерального закона №44).
3.2. По Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
a. Правила об обеспечении [2]. Если в документации о закупке, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено требование:
- к обеспечению заявки на участие, сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
- к обеспечению исполнения договора, сумма обеспечения договора не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) или должна быть равна сумме аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).
b. Максимальный срок оплаты по договору с субъектами малого и среднего предпринимательств составляет 15 рабочих дней со дня подписания акта-приемки [3]. При условии, если
- закупка была проведена на общих основаниях,
- участвовать в ней могли только субъекты малого и среднего предпринимательства,
- субъекты малого и среднего предпринимательства выступали субподрядчиками.
4. Упрощенный порядок ведения кассовых операций [4]
Индивидуальные предприниматели, а также субъекты, отнесенные к малым предприятиям и микропредприятиям, вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.
5. Имущественная поддержка субъектов МСП
5.1. Предоставление имущества, находящегося в публичной собственности, во владение/пользование.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ, органы исполнительной власти (и федерации, и субъектов), а также органы местного самоуправления утверждают перечни (а также до 1 ноября текущего года дополняют перечни) государственного имущества и муниципального имущества, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП.
5.2. Приобретение арендуемого публичного имущества [5].
По общему правилу, арендатор публичной собственности из числа субъектов МСП может без торгов выкупить это имущество, если:
- оно находится в аренде не менее двух лет на день подачи заявления;
- отсутствует задолженность по арендной плате и неустойкам;
- имущество не включено в перечень имущества для поддержки малого бизнеса.
Более подробно об особенностях выкупа арендуемого публичного имущества читайте в материале Романа Речкина, старшего партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Разрешение споров».
1. Снижены ставки по страховым взносам [7] в период с 01.04.2020 года до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов – организаций и ИП, включенных в реестр субъектов:
- на обязательное пенсионное страхование – 22% (если выплата меньше МРОТ); в пределах лимита или свыше – 10% вместо 22%;
- на обязательное медицинское страхование – 5% вместо 5,1%;
- взносы в ФСС (по нетрудоспособности и материнству) не уплачиваются.
Пониженные ставки коснулись только выплат в пользу физического лица, которые определяются по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ (федеральный МРОТ на начало года –
12 130 руб.).
2. Льготное кредитование [8]:
- Банк России расширил программу рефинансирования по кредитам субъектам МСП.
- 27.04.2020 снижена процентная ставка по кредитам Банка России, направленным на поддержку кредитования субъектов МСП с 4% до 3,5% годовых.
3. Снижение надзорной нагрузки [9]: с 01.04.2020 до 31.12.2020 года действует мораторий на проведение проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, внесенных в единый реестр субъектов МСП.
К исключениям относятся проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также об указанных выше мерах поддержки субъектов МСП, введенных в связи с распространения COVID-19, читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».
4. Отсрочка внесения арендных платежей за федеральное имущество [10].
Организации и ИП, включенные в единый реестр субъектов МСП, арендующие федеральное имущество, вправе воспользоваться правом на отсрочку уплаты арендных платежей за апрель – июнь 2020 года на срок не позднее 31 декабря 2021 года.
Некоторые категории арендаторов могут быть и вовсе освобождены от внесения арендных платежей за апрель – июнь 2020 года при соблюдении дополнительных условий:
a) осуществление деятельности в сфере:
- авиаперевозок,
- аэропортовой деятельности,
- автоперевозок,
- культуры,
- организации досуга и развлечений,
- физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта,
- туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма,
- гостиничного бизнеса,
- общественного питания,
- дополнительного образования (в т.ч. негосударственные образовательные учреждения),
- организации конференций и выставок,
- оказания бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).
b) договором аренды предусмотрено предоставление в аренду федерального имущества в целях его использования для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности);
c) наличие документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности).
Аналогичные меры правительство рекомендовало реализовать по договорам аренды муниципального и регионального имущества.
5. Временные правила обеспечения контракта, обеспечения гарантийных обязательств для закупок по Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 [11].
До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434 (последняя редакция – от 18.04.2020) был утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в пострадавшей отрасли определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.
Для бизнеса в этих отраслях предусмотрены дополнительные меры поддержки.
1. Продлены сроки уплаты налогов [12]:
a. На шесть месяцев продлен срок уплаты налога на прибыль организаций, УСН, ЕСХН за 2019 год.
b. Срок уплаты налогов (за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) (авансовых платежей) за отчетные периоды, приходящиеся:
- на 1 квартал 2020 года – продлен на шесть месяцев,
- на полугодие (2 квартал) 2020 года – продлен на четыре месяца.
c. Срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, приходящийся на 2 квартал 2020 года, продлен на четыре месяца.
d. Срок уплаты НДФЛ за 2019 год, уплачиваемый ИП в соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ (срок уплаты до 15 июля 2020 года), продлен на три месяца.
e. Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу перенесены:
- за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года,
- за 2 квартал 2020 года – не позднее 30 декабря 2020 года.
2. Продлены сроки уплаты страховых взносов [13]:
- исчисленных с выплат за март-май 2020 года – на шесть месяцев,
- исчисленных с выплат за июнь-июль 2020 года – на четыре месяца,
- исчисленных индивидуальным предпринимателем за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., – на четыре месяца.
Также о продлении сроков уплаты налогов и страховых взносов читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».
3. Кредитные каникулы [14].
3 апреля 2020 года вступил в силу закон о кредитных каникулах, в соответствии с которым субъекты МСП вправе по заявлению получить льготный период по заключенным с ними до 03.04.2020 кредитным договорам. Льготный период подразумевает под собой, что:
a) на срок до 6 месяцев не допускается:
- начисление неустойки (штрафа, пени);
- предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору;
- обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки по соответствующему кредитному договору;
- обращение с требованием к поручителю (гаранту).
b) Если на момент обращения с требованием о предоставлении кредитных каникул обязательства по кредитному договору просрочены и кредитором были начислены проценты, неустойка (штраф, пени), то их сумма фиксируется на день установления льготного периода и подлежит погашению по истечении льготного периода.
По окончании льготного периода проценты, которые не были уплачены в льготный период, будут включены в сумму основного долга.
В случае если заемщик на время льготного периода требовал не приостановления исполнения обязательств, а уплаты платежей в меньшем размере, то сумма обязательств по процентам, включаемая в сумму обязательств заемщика по основному долгу, уменьшается на размер обязательств по процентам, исполненных за счет платежей, уплаченных заемщиком в течение льготного периода.
Более подробно о кредитных каникулах для бизнеса читайте в материале Андрея Тишковского, руководителя группы практик «Гражданское судопроизводство и исполнение судебных решений» юридической фирмы INTELLECT, и Анны Скоровой, юриста INTELLECT.
4. Беспроцентное кредитование на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости [15].
ФНС собрала бизнес с господдержкой в единый реестр
Начиная с 3 августа 2018 года данные о каждом субъекте должны быть внесены в реестр (313-ФЗ от 03.08.2018). Чтобы попасть в базу, ничего специально делать не нужно. Она формируется автоматически на основе тех данных, которыми располагает ФНС:
- налоговая отчетность;
- данные из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- информация, которую передали в налоговую службу другие организации.
Реестр обновляется ежегодно 10 августа на основе тех сведений, которые поступили в ФНС до 1 июля. Например, если за календарный год у «малого» предприятия выросло количество работников (более 250 человек) или доход (более 2 млрд рублей), то 10 августа категорию такой компании изменят на «среднюю».
Субъект исключат из базы 10 августа текущего года, если он не предоставит в ФНС отчетность и данные о среднем количестве сотрудников за предыдущий год.
Некоторые сведения вносят и обновляют 10 числа каждого месяца, который следует за месяцем изменений:
- вносят сведения о вновь созданных компаниях;
- исключают организации, которые прекратили деятельность;
- изменяют «простые» данные: наименование, адрес, виды деятельности, информацию о выданных лицензиях;
- вносят сведения о производимом товаре и услугах и об участии субъекта в закупках.
В госзакупках с преимуществом для малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО), участникам нужно продекларировать свою принадлежность к СМП или СОНКО. Такая декларация формируется автоматически на электронной торговой площадке. Выписка из реестра МСП для таких закупок не нужна.
Законодательством не закреплен точный срок действия выписки из реестра МСП. В разных структурах устанавливают свой срок действия. Обычно в документации к закупкам заказчик требует выписку, полученную не ранее, чем за шесть месяцев до даты публикации закупки. Внимательно читайте документацию – если приложите выписку с истекшим сроком действия, то заказчик посчитает, что документ не предоставлен, и отклонит заявку.
Сентябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Завершен основной этап создания Реестра субъектов МСП – получателей поддержки
- В целях систематизации информации о получателях госпомощи Правительством РФ принято решение создать единый сводный реестр субъектов МСП-получателей господдержки.
- Первые данные в него планируется внести 20.12.2020. В дальнейшем сведения в реестр будут вноситься ежеквартально начиная с 20.04.2020.
- Ведение реестра отдано ФНС РФ. Данные о получателях господдержки будут публиковаться на официальном сайте налоговой службы.
- В настоящий момент законопроект о создании единого реестра проходит стадию публичного обсуждения, точная дата его принятия пока неизвестна.
Выписка из ЕГРМСП позволяет оперативно узнать или подтвердить статус бизнес-субъекта. Это необходимо, если компания желает принять участие в госзакупках или реализовать свое право на господдержку и специальные льготы. Самой же компании благодаря этому ресурсу стало намного проще найти и оценить конкурентов.
Выписка из единого реестра субъектов МСП позволяет получить доступ к следующей информации:
- наименование или ФИО предпринимателя;
- категория субъекта;
- юридический адрес компании или место регистрации ИП;
- количество персонала;
- вид деятельности;
- данные о выпускаемой продукции (в т.ч. инновационной);
- время занесения сведений о предприятии в ЕГРМСП;
- участие в закупках и наличие государственных контрактов;
- имеющиеся лицензии.
Впервые опубликован Единый реестр субъектов МСП – получателей поддержки
ФНС России утвердила новые формы документов для налогообложения имущества. Соответствующие приказы з…
2021-08-27 13:03:09
ФНС России обновила формы документов, используемые налоговыми органами при составлении мотивированно…
2021-08-13 17:16:35
Формирование базы данных происходит автоматически на основании:
— сведений налоговой отчетности (в т.ч. по спецрежимам), которую организации/ИП подавали в налоговые органы за предыдущий календарный год;
— сведений, размещенных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
— сведений, полученных ФНС от других организаций в рамках информационного обмена.
Таким образом, чтобы попасть в реестр никаких документов предоставлять не нужно.
Также в базе располагаются дополнительные сведения. Их можно подать с помощью специального электронного сервиса. Это информация о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства.
В состав реестра входит обширный объем данных не только о категории субъекта СМП (микро-, малое или среднее предприятие), но и о видах деятельности, продукции, лицензиях, участии в закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд и некоторых видов юридических лиц.
Список таких сведений составлен на основании действующего законодательства: ч.3 ст.4.1 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г. № 408-ФЗ) и обязательно должен содержать:
- Название юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
- ИНН;
- Место нахождения юридического лица или место жительства ИП;
- Дата внесения сведений о юридическом лице или об ИП в реестр;
- Категория МСП (микро-, малое или среднее предприятие);
- Отметка о том, что юридическое лицо или ИП является вновь созданным юридическим лицом/вновь зарегистрированным ИП;
- Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
- Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о полученных лицензиях.
Некоторая информация может быть внесена в базу в добровольно-заявительном порядке:
- сведения о производимой продукции юрлицом/ИП (в соответствии с ОКПД) с указанием отнесения такой продукции к инновационной и высокотехнологичной;
- сведения о включении юрлица/ИП в программы партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с № 223-ФЗ от 18.07.2011 г.
- сведения о заключенных контрактах в предыдущем году у юрлица/ИП согласно 44-ФЗ и (или) 223-ФЗ.
Данную информацию ИП может подать в электронном виде, подписав документ усиленной квалифицированной электронной подписью, на официальном сайте ФНС.
Для того, чтобы заказчик смог ознакомится с субъектом СМП и выйти с ним на связь можно внести дополнительные сведения: контактную информацию (адрес электронной почты, телефон, сайт). Для этого нужно войти в сервис передачи информации субъектом МСП, авторизоваться с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи и заполнить предложенную форму.
Срок действия выписки установлен законодательством на федеральном уровне только в одном случае – участие в государственных закупках. Документ должен быть сформирован не позднее 6 месяцев до дня публикации извещения в единой информационной системе (ЕИС). В иных случаях конкретного срока действия выписки нормативными документами не предусмотрено.
Так, многие банки при открытии расчетного счета индивидуальному предпринимателю требуют предоставить выписку из ЕГРИП не старше 1 месяца.
В некоторых регионах могут быть приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие срок действия выписки. Обычно он составляет от 10 дней до 3 месяцев.
Таким образом, сроки действия выписки необходимо уточнять в организации, куда ее требуется предоставить.
Согласно ч.3 ст.30 44-ФЗ участники закупок обязаны в заявках декларировать свою принадлежность к СМП, если в извещении Заказчиком установлено ограничение для этой категории поставщиков. Декларирование выполняется с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки. Если поставщик не подтвердит свое отношение к СМП, то его заявку отклонят за непредоставление требуемой информации (п.1 ч.6 ст.69 44-ФЗ).
Однако в закупках по 223-ФЗ Заказчики часто требуют подтвердить отношение к СМП либо в форме декларации, либо в форме выписки из реестра СМП. Таким образом, предоставлять выписку вместо декларации можно. Поставщик может либо продекларировать в своей заявке отношение к СМП, либо приложить выписку из соответствующего реестра.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого бизнеса (малого и среднего предпринимательства), в реестр МСП и исключение таких сведений из реестра МСП осуществляются ФНС России на основании:
-
сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
-
представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;
-
сведений, представленных фондовыми биржами, Минобрнауки России, Фондом «Сколково», Минэкономразвития России, Минпромторгом России, держателями реестров акционеров акционерных обществ, аудиторскими организациями.
Субъектом малого бизнеса, сведения о котором содержатся в реестре МСП, могут быть переданы дополнительные сведения:
-
с помощью специального электронного сервиса на сайте ФНС России;
-
к таким сведениям относится информация о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства.
Реестр МСП содержит большой объем сведений:
-
о категории субъекта малого бизнеса (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие),
-
о видах деятельности субъекта малого бизнеса, производимой продукции,
-
о полученных лицензиях,
-
об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.
Перечень таких сведений определен в части 3 статьи 4.1 «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ и в обязательном порядке включает в себя:
-
наименование субъекта малого бизнеса для юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество для индивидуального предпринимателя;
-
идентификационный номер налогоплательщика;
-
место нахождения субъекта малого бизнеса;
-
дата внесения сведений о субъекте малого бизнеса в реестр МСП;
-
категория субъекта малого бизнеса (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие);
-
указание на то, что субъект малого бизнеса является соответственно вновь созданным юридическим лицом или вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем (ИП);
-
содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в отношении соответственно юридического лица или ИП сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);
-
содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведения о лицензиях, полученных соответственно юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.
В то же время часть сведений для целей внесения их в реестр МСП может быть представлена в ФНС России в добровольно-заявительном порядке.
К таким сведениях относятся:
-
сведения о производимой субъектом малого бизнеса продукции (в соответствии с ОКВЭД) с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
-
сведения о включении субъекта малого бизнеса в реестры (перечни) субъектов малого бизнеса – участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и субъектами малого бизнеса;
-
сведения о наличии у субъекта малого бизнеса в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и/или договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Указанные сведения любой субъект малого бизнеса может предоставить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через официальный сайт ФНС России.
В соответствии с Федеральным законом № 408-ФЗ:
-
первое формирование реестра МСП и размещение в нем сведений о субъектах малого бизнеса произошло 1 августа 2016 года;
-
в дальнейшем сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к малому бизнесу стали ежегодно 10 августа обновляться на основе данных по состоянию на 1 июля.
При этом предусмотрено ежемесячное (10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений о субъекте малого бизнеса:
-
внесение сведений о вновь созданных субъектах малого бизнеса (юридических лицах, индивидуальных предпринимателях);
-
исключение сведений о субъектах малого бизнеса, прекративших деятельность;
-
актуализация сведений, индивидуализирующих субъект малого бизнеса (юридического лица или ИП — наименование или фамилия, имя и отчество, место нахождения или жительства, виды осуществляемой деятельности, выданные лицензии);
-
внесение сведений о производимой субъектом малого бизнеса продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.
Специального порядка проверки достоверности сведений, вносимых в реестр МСП:
-
не предусмотрено;
-
субъекты малого бизнеса самостоятельно несут риски представления недостоверной информации в случае, если такая информация будет использована в целях предпринимательской деятельности лицами, обратившимися к сведениям реестра МСП.
В отношении данных, на основании которых ФНС России вносит в реестр МСП сведения о субъектах малого бизнеса:
- применяются обычные процедуры проверки, используемые для проверки сведений, содержащихся в представляемой предпринимателями налоговой отчетности.
Как зарегистрироваться в реестре МСП
Субъект малого бизнеса может самостоятельно:
-
внести в реестр МСП дополнительные сведения о себе, которые помогут найти его крупнейшим заказчикам;
-
кроме имеющейся возможности сообщить о своей продукции, опыте исполнения контрактов, об участии в программах партнерства, также субъект малого бизнеса может указать контактную информацию (адрес электронной почты, телефон, сайт).
Для передачи указанных сведений в реестр МСП необходимо:
-
осуществить вход в сервис передачи информации субъектом малого бизнеса на сайте ФНС России;
-
после прохождения процедур авторизации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить предлагаемую на сайте форму.
Решение о создании такого единого реестра прорабатывалось давно, о необходимости его внедрения в жизнь говорилось на съездах и собраниях предпринимателей, на заседаниях правительства.
В 2015 году были внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ряд нормативных актов Правительства РФ, которыми предусматривалось создание и ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реестр должен базироваться на тех сведениях, которые имеются в налоговых органах в отношении юридических лиц и предпринимателей и занесены в ЕГРЮЛ и ЕГРП, а так же по желанию самих бизнесменов могут быть указаны иная информация, в том числе о производимой продукции, опыте участия в конкурсах, крупных проектах и сделках. Словом все, то, что может дать исчерпывающее представление и рекомендацию потенциальным партнерам и контрагентам.
Функции по ведению реестра возложены на налоговую службу, впрочем это вполне закономерно, поскольку именно ФНС является регистрирующим органом и обладает полной информацией о всех юридических лицах и предпринимателях.
Более того, прообразом реестра являлся ЕГРЮЛ и ЕГРП, в которых содержится вся история созданной организации с момента регистрации: об участниках, о переменах в органах управления, о наличии ликвидационных мероприятий и процедурах банкротства.
Создание реестра преследовало цель – помощь небольшим предприятиям пробиться на российский рынок, что бы оно могло предлагать свои услуги и продукцию на территории всей страны.
По сути это еще один шаг по устранению препятствий и барьеров для бизнесменов, возможность пользоваться мерами государственной поддержки при получении различных финансовых субсидий.
Теперь не придется постоянно подтверждать свой статус путем представления многочисленных документов о годовых оборотах, количестве работников, полученной прибыли. Вполне достаточно приложить к заявлениям и прочим деловым запросам выписку из реестра.
Ожидается, что банки смогут кредитовать хозяйствующие субъекты, включенные в реестр на льготных условиях, путем выдачи займов с низкой процентной ставкой, что позволит облегчить нагрузку на бизнес и позволит конкурировать с крупными предприятиями.
Государство предпринимает очередную попытку создания комфортных условий для ведения бизнеса. Ожидания от нововведения конечно вполне радужные, но полезность реестра станет очевидна по происшествии определенного времени, когда будет сформирована вся необходимая база.
Для самих предпринимателей это бесплатная реклама их деятельности. Вместо того, что бы за деньги публиковать в различных журналах, сайтах и деловых справочниках информацию о себе, теперь вполне достаточно вносить их в реестр, обновляя данные раз в год.
Для контрагентов, которые заняты поиском деловых партнеров в других регионах, не нужно будет нанимать экспертов для выявления подходящих предприятий. Запросив сведения из реестра можно получить проверенный результат и начать совместную работу.
Субъекты МСП: исчерпывающий ликбез
Все сведения будут вноситься налоговой службой автоматически по результатам отчетности предприятий, дополнительную информацию организация может внести сама с помощью через специальный сервис посредством электронно-цифровой подписи.
Попадание в реестр не грозит ничем предприятию, по сути это тот же ЕГРЮЛ, но с более подробной и проработанной информацией. Для того, что бы получить государственную помощь, одного нахождения в реестре недостаточно, нужно участвовать в специальных программах и проектах.
В условиях кризиса предпринимателем стало работать тяжелее, теперь у многих цель просто выжить и сохранить предприятие, не доводя его до банкротства. Поскольку созданный реестр будет своеобразным рекламой хозяйствующего субъекта, то у многих появится шанс поработать в других регионах, предложив свою продукцию или услуги, которые будут востребованы.
Многие товары являются уникальными и производятся только в определенных регионах, поэтому расширенная база, которая формируется в налоговом органе поможет найти своего покупателя и делового партнера.
Для тех компаний и предпринимателей, которые числятся в Реестре существуют льготные государственные программы и дополнительные плюсы со стороны государственных органов, а именно:
- Бесплатные образовательные программы на базе государственных программ. Обучение предпринимательским навыкам (10 000 МСП в год, более 40 программ).
- Бесплатная экспертная и консультационная поддержка, оказываемая госорганами. Консалтинг по госзакупкам, консалтинг по экспорту.
- Составлении договоров и проведении правовой экспертизы;
- Регистрации ООО и ИП, оказываемая с помощью господдержки;
- Финансовая поддержка, а именно начинающим предпринимателям – до 500 000 рублей.
Формирование базы данных происходит автоматически на основании:
— сведений налоговой отчетности (в т.ч. по спецрежимам), которую организации/ИП подавали в налоговые органы за предыдущий календарный год;
— сведений, размещенных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
— сведений, полученных ФНС от других организаций в рамках информационного обмена.
Таким образом, чтобы попасть в реестр никаких документов предоставлять не нужно.
Также в базе располагаются дополнительные сведения. Их можно подать с помощью специального электронного сервиса. Это информация о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства.
В состав реестра входит обширный объем данных не только о категории субъекта СМП (микро-, малое или среднее предприятие), но и о видах деятельности, продукции, лицензиях, участии в закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд и некоторых видов юридических лиц.
Список таких сведений составлен на основании действующего законодательства: ч.3 ст.4.1 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г. № 408-ФЗ) и обязательно должен содержать:
- Название юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
- ИНН;
- Место нахождения юридического лица или место жительства ИП;
- Дата внесения сведений о юридическом лице или об ИП в реестр;
- Категория МСП (микро-, малое или среднее предприятие);
- Отметка о том, что юридическое лицо или ИП является вновь созданным юридическим лицом/вновь зарегистрированным ИП;
- Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
- Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о полученных лицензиях.
Некоторая информация может быть внесена в базу в добровольно-заявительном порядке:
- сведения о производимой продукции юрлицом/ИП (в соответствии с ОКПД) с указанием отнесения такой продукции к инновационной и высокотехнологичной;
- сведения о включении юрлица/ИП в программы партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с № 223-ФЗ от 18.07.2011 г.
- сведения о заключенных контрактах в предыдущем году у юрлица/ИП согласно 44-ФЗ и (или) 223-ФЗ.
Данную информацию ИП может подать в электронном виде, подписав документ усиленной квалифицированной электронной подписью, на официальном сайте ФНС.
Для того, чтобы заказчик смог ознакомится с субъектом СМП и выйти с ним на связь можно внести дополнительные сведения: контактную информацию (адрес электронной почты, телефон, сайт). Для этого нужно войти в сервис передачи информации субъектом МСП, авторизоваться с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи и заполнить предложенную форму.
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Выписка из реестра МСП: как получить и скачать, срок действия
Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.
Источники: закон «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Срок действия выписки установлен законодательством на федеральном уровне только в одном случае – участие в государственных закупках. Документ должен быть сформирован не позднее 6 месяцев до дня публикации извещения в единой информационной системе (ЕИС). В иных случаях конкретного срока действия выписки нормативными документами не предусмотрено.
Так, многие банки при открытии расчетного счета индивидуальному предпринимателю требуют предоставить выписку из ЕГРИП не старше 1 месяца.
В некоторых регионах могут быть приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие срок действия выписки. Обычно он составляет от 10 дней до 3 месяцев.
Таким образом, сроки действия выписки необходимо уточнять в организации, куда ее требуется предоставить.
Согласно ч.3 ст.30 44-ФЗ участники закупок обязаны в заявках декларировать свою принадлежность к СМП, если в извещении Заказчиком установлено ограничение для этой категории поставщиков. Декларирование выполняется с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки. Если поставщик не подтвердит свое отношение к СМП, то его заявку отклонят за непредоставление требуемой информации (п.1 ч.6 ст.69 44-ФЗ).
Однако в закупках по 223-ФЗ Заказчики часто требуют подтвердить отношение к СМП либо в форме декларации, либо в форме выписки из реестра СМП. Таким образом, предоставлять выписку вместо декларации можно. Поставщик может либо продекларировать в своей заявке отношение к СМП, либо приложить выписку из соответствующего реестра.
Если говорить простыми словами, то реестр – это информационный ресурс, где представлены сведения о действующих субъектах малого и среднего бизнеса. Получить доступ к информации можно напрямую с сайта Налоговой службы. Работа сервиса регулируется законодательством (ст. 4.1 209-ФЗ).
Проверить, актуальность данных о вашем предприятии, можно через форму поиска, введя любой из параметров: ФИО предпринимателя, наименование компании, ИНН, государственный регистрационный номер.
Расширенная версия поиска позволяет искать по дополнительным параметрам: по региону или городу, по сферам деятельности, выпускаемой продукции, наличию лицензий и пр.
В реестре можно найти, к какой категории относится бизнес: микро-, малое или среднее предприятие, а также узнать, что делает компания, какие продукты производит, участвует ли в госзакупках и какие лицензии у неё есть.
Обязательный перечень таких сведений включает в себя:
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- место нахождения для ООО или место жительства для ИП;
- дата внесения сведений в реестр субъектов МСП;
- категория субъекта МСП: микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие;
- указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем;
- коды ОКВЭД;
- лицензии, полученные юрлицом или ИП.
Для субъектов малого бизнеса создадут специальный реестр
Если поставщик участвует в процедуре с преимуществами по ст. 30 44-ФЗ, он обязан предоставить декларацию о принадлежности к субъектам МСП. В электронных процедурах такая декларация формируется автоматически в процессе подачи заявки. А в бумажных тендерах принадлежность подтверждают декларацией или выпиской из единого перечня.
В Единый реестр субъектов МСП вносятся сведения, в частности, о юридических лицах, отвечающих условиям, установленным статьей 4 Закона №209-ФЗ. Согласно этой норме в перечень включены условия:
- по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и
- по доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).
Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.
В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.
Создание Единого реестра преследовало следующие цели:
- снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
- обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
- обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
- повышение качества проработки мер поддержки МСП;
- максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.
В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.
Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:
- непредставлением организацией (предпринимателем) сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
- отсрочкой до 01.07.2017 отнесения к субъектам МСП акционерных обществ, отвечающих условиям по предельной доле участия других организаций в их капитале (пп. «а» п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 12 Закона № 265‑ФЗ[5]). Согласно Письму ФНС России от 07.09.2016 № СД-4-3/[email protected] сведения о таких акционерных обществах будут включены в Единый реестр 10.08.2017 по состоянию на 01.07.2017 при ежегодном формировании Единого реестра;
- мораторием до 01.08.2016 на условия для отнесения юридических лиц и ИП к субъектам МСП (п. 10 ст. 10 Закона № 408‑ФЗ[6]). Статьей 5 и п. 3 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ[7] в состав субъектов МСП с 23.06.2016 включены потребительские кооперативы всех видов, а не только сельскохозяйственные, как было в прежней редакции ч. 1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, вступившей в силу 01.01.2016. Сформированный 01.08.2016 Единый реестр содержит информацию только о сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Сведения об иных МСП (за исключением сведений о вновь созданных таких кооперативах) будут внесены в Единый реестр 10.08.2017 по состоянию на 01.07.2017 при ежегодном формировании реестра (ст. 11, п. 1 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ, п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом сведения о вновь созданных потребительских кооперативах (всех видов) будут вноситься в Единый реестр 10‑го числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании потребительского кооператива (ст. 5, п. 3 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ, п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, если иное не установлено указанной статьей.
- Теоретические аспекты налогового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства 2017 / Бахчеев Егор Сергеевич
- Налогообложение субъектов малого предпринимательства как фактор, влияющий на его развитие 2017 / Чириканова Елена Алексеевна, Салова Aнна Геннадьевна
- Становление малого бизнеса в Краснодарском крае: оценка и проблемы налогообложения 2015 / Федотова Клавдия Александровна, Климовских Надежда Валерьевна, Федотова Юлия Эдуардовна
- Налоговое регулирование субъектов малого бизнеса в крыму 2018 / Кивико Ирина Валерьевна
- Особенности ведения налогового учета при применении специальных налоговых режимов предприятиями малого и среднего бизнеса 2016 / Плаксенко Н.П., Жилова И.Т.