Закон о предпринимательской деятельности в РФ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о предпринимательской деятельности в РФ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Режим ЕНВД прекращает свое существование с 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ). В связи с этим все «вмененщики», планирующие в будущем году применять другой специальный налоговый режим, должны до конца 2020 года представить в ИФНС соответствующее уведомление. Так, для перехода с 2021 года на УСН организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН до 31.12.2020. В целях перехода с ЕНВД на ПСН с 01.01.2021 — не позднее 17.12.2020.

Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ

По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 кв. м.

Субъекты РФ получат право с 01.01.2021 вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Налоговые льготы для начинающих ИП региональные власти могли устанавливать вплоть до конца текущего года. Теперь соответствующее право региональных властей устанавливать налоговую ставку 0% по УСН и ПСН в отношении впервые зарегистрированных ИП продлевается до 01.01.2024.

Ставка 0% по УСН и ПСН может устанавливаться для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Также налоговые каникулы могут распространяться на ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Льготная ставка действует в течение 2 лет со дня регистрации ИП.

Основной новеллой в области обязательных страховых взносов можно считать льготные режимы для организаций в области информационных технологий. Это планомерно развивает идеи России о необходимости предоставления преференций тем компаниям, которые заняты в области высокотехнологичного производства. Данные поправки закона подчеркивают желание России при помощи налогов локализовать ИТ-проекты

Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:

  • с 01.01.2021 для IT-компаний, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, совокупная ставка страховых взносов снижается с 14% до 7,6% (6,0% – на пенсионное страхование; 1,5% – на случай временной нетрудоспособности и 0,1% – на медицинское страхование) при соблюдении ряда жестких условий (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
  • с 01.01.2021 IT-компаниям предоставляется право на вычет по НДС при покупке за границей рекламы и маркетинговых услуг для реализации программного обеспечения (ПО) (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Речь идет о вычете НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным за рубежом для целей реализации на внешних рынках отечественных программ для ЭВМ и баз данных. Право на вычет станет предоставляться при продвижении на внешних рынках программ, которые включены в российский реестр ПО.

Льготы по налогу на прибыль для этой сферы

С 2021 года начинает применяться новая форма расчета по страховым взносам (приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected]). Изменения утверждают новую редакцию Титульного листа расчета, в котором предусматривается дополнительное поле для указания среднесписочной численности работников за предшествующий период. С 2021 года представлять отдельный отчет о среднесписочной численности работников не требуется (абзац. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ, приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected]).

Раздел 1 формы расчета дополняется новым Приложением 5.1 для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Обновленная форма применяется с отчетности за 2020 год.

Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 334-ФЗ

При достижении суммы выплат работнику в течение года размера предельной величины взносы на случай временной нетрудоспособности перестают начисляться, а на обязательное пенсионное страхование начисляются по страховому тарифу 10%.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 на 2021 год устанавливается для страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина базы в размере 966 000 руб., что на 5,9% выше действующего в 2020 году размера 912 000 руб.

Для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предельная величина базы в 2021 году – 1 465 000 руб., что на 13,4% выше показателя 2020 года (1 292 000 руб.).

С 01.01.2021 вступает в силу закон о фиксированных страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и прочих лиц, которые занимаются частной практикой (Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ).

Согласно закону, в 2021 году фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование сохранятся на уровне 2020 года. Таким образом, величина взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году составит 32 448 руб., а взносов на обязательное медицинское страхование – 8 426 руб.

Внести в статью 151 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; 2016, N 27, ст. 4198; 2018, N 32, ст. 5106; 2020, N 44, ст. 6891) следующие изменения:

1) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. В целях ведения единого реестра организаций инфраструктуры поддержки уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства сведения:

1) о соответствующих требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, организациях:

а) образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создаваемых или созданных полностью или частично за счет средств федерального бюджета (в том числе средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства), за счет иного имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), иных федеральных программ развития малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;

б) наделенных в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), иных федеральных программ развития малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, выполняющих такие функции на территории соответствующего субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (в том числе средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства), за счет иного имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;

2) о соответствующих требованиям нормативного правового акта соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта организациях (за исключением организаций, предусмотренных пунктом 1 настоящей части):

а) образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создаваемых или созданных полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (в том числе средств субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на поддержку малого и среднего предпринимательства), за счет иного имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), иных региональных программ развития малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;

б) наделенных в соответствии с нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления функциями организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), иных региональных программ развития малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, выполняющих такие функции на территории соответствующего субъекта Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (в том числе средств субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на поддержку малого и среднего предпринимательства), за счет иного имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности.»;

2) в части 3 слова «организации, имеющие» заменить словами «сведения об организациях, имеющих», дополнить словами «, представляемые такими организациями в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства»;

3) часть 4 после слов «пунктами 1 и 2 части 2» дополнить словами «, частью 3».

Президент Российской Федерации В. Путин

В силу пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять «упрощенку» организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

С 01.01.2021 положения данного подпункта не применяются в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность сообразно Закону РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным законом.

Иными словами, предусмотрено, что названные организации вправе применять УСНО, даже если средняя численность работников в них за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

Действующими нормами ст. 346.43 НК РФ установлено, что ПСНО применяется только в отношении видов деятельности, перечисленных в п. 2 данной статьи.

При этом законами субъектов РФ может устанавливаться дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, коды которых в соответствии с классификаторами ОКВЭД и ОКПД определяются Правительством РФ.

Федеральным законом № 373-ФЗ предусмотрено, что ПСНО применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов РФ, за исключением видов деятельности, в отношении которых не применяется данный налоговый режим.

Таким образом, с 01.01.2021 субъекты РФ будут формировать свой перечень видов деятельности для ПСНО, выбирая из предложенного в п. 2 ст. З46.43 НК РФ списка.

При этом по смыслу новых положений п. 2 и 8 ст. 346.43 НК РФ региональный законодатель вправе включать в указанный перечень любые виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД и ОКПД, с учетом ограничений, предусмотренных п. 6 данной статьи.

Что нового ждет бизнес в 2021 году

Законодатели скорректировали формулировки отдельных видов деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, запретив тем самым некоторым применяющим ПСНО сейчас делать это в 2021 году (если региональные власти не воспользуются правом расширить список, предложенный данной нормой).

Например, в отношении семи видов деятельности, связанных с ремонтом или изготовлением различных изделий, добавилась оговорка «по индивидуальному заказу населения».

В списке сейчас 63 подпункта, а будет 80. На первый взгляд кажется, что список вырос. На самом же деле существовал пп. 21, где были собраны никак не связанные между собой виды деятельности. Названный подпункт «разгребли», и часть видов ушла в отдельные пп. 66 – 80. При этом убрали такие виды, как услуги по выделке шкур животных, услуги по переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу и др.

По сути, новый вид появился только один – деятельность стоянок для ТС (пп. 65).

Приятные изменения (при условии, что субъекты «возьмут» эти виды деятельности в свои списки) ждут тех, кто занимается:

  • приемом металлолома;

  • ремонтом жилья;

  • сдачей в аренду жилых и нежилых помещений.

В таблице учтены изменения, внесенные федеральными законами № 373-ФЗ и от 06.02.2020 № 8-ФЗ.

Патент-2020

Патент-2021

Изменения, внесенные Федеральным законом № 373-ФЗ

ПСНО применяется только в отношении видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
Законами субъектов РФ можно устанавливать дополнительный перечень видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, коды которых в соответствии с ОКВЭД и ОКПД определяются Правительством РФ

ПСНО применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов РФ.
В частности, ПСНО применяется в отношении видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
При этом субъекты РФ вправе включать в данный перечень любые виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД и ОКПД (пп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ), учитывая ограничения п. 6 названной статьи

Подпункты п. 2 ст. 346.43 НК РФ:

4) химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

4) стирка, химическая чистка и крашение текстильных и меховых изделий;

6) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;

6) ремонт электронной бытовой техники, бытовых приборов, часов, металлоизделий бытового и хозяйственного назначения, предметов и изделий из металла, изготовление готовых металлических изделий хозяйственного назначения по индивидуальному заказу населения;

7) ремонт мебели;

7) ремонт мебели и предметов домашнего обихода;

9) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;

9) ремонт, техническое обслуживание автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг*;

10) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;

10) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг**;

11) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;

11) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг**;

12) ремонт жилья и других построек;

12) реконструкция или ремонт существующих жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений;

17) услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;

17) сбор тары и пригодных для вторичного использования материалов;

18) ветеринарные услуги;

18) деятельность ветеринарная;

19) сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, садовых домов, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

19) сдача в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений, а также сдача в аренду собственных или арендованных нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения), земельных участков;

21) прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе
переработке маслосемян,
изготовлению и копчению колбас,
переработке картофеля

В новой редакции излагается п. 6 ст. 346.43 НК РФ, согласно которому патентная система не применяется в отношении:

1) видов деятельности, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

2) деятельности по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;

3) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 150 кв. м;

4) услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. м;

5) оптовой торговли, а также торговли, осуществляемой по договорам поставки;

6) услуг по перевозке грузов и пассажиров ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

7) деятельности по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.

Действующая редакция п. 7 ст. 346.43 НК РФ предусматривает, что законами субъектов РФ устанавливаются размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСНО.

С 01.01.2021 из этой нормы будет исключено предложение, согласно которому максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода не может превышать 1 млн руб.

Соответственно, из указанной статьи исключаются и п. 9 (где говорится, что максимальный размер потенциально возможного годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор), и пп. 4 п. 8 (где установлен порядок увеличения этого размера).

Согласно пп. 2.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ субъекты РФ вправе устанавливать ряд ограничения для применения ПСНО. Данная норма тоже изменится с 01.01.2021 и будет дополнена следующими ограничениями:

  • по размеру площади торгового зала и (или) зала обслуживания посетителей объектов стационарной торговой сети и объектов организации общественного питания (для розничной торговли и общепита);

  • по иным физическим показателям, характеризующим виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.

(в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 05.07.2010 N 153-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 238-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 26.07.2017 N 207-ФЗ, от 27.11.2017 N 356-ФЗ, от 31.12.2017 N 505-ФЗ, от 03.07.2018 N 185-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 25.12.2018 N 487-ФЗ, от 27.12.2018 N 537-ФЗ, от 18.07.2019 N 185-ФЗ, от 26.07.2019 N 245-ФЗ, от 02.08.2019 N 279-ФЗ (ред. от 08.06.2020), от 02.08.2019 N 293-ФЗ, от 27.12.2019 N 474-ФЗ, от 01.04.2020 N 83-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ, от 08.06.2020 N 169-ФЗ, от 27.10.2020 N 349-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 02.07.2021 N 332-ФЗ, от 02.07.2021 N 333-ФЗ, от 02.07.2021 N 335-ФЗ, от 02.07.2021 N 334-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
6 июля 2007 года

Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2007 года

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

2-4) пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ; (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 02.08.2019 N 293-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 245-ФЗ)

8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 245-ФЗ)

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований: (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется: (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 313-ФЗ, от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны); (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта; (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 313-ФЗ, от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ

1. Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки. Перечни субъектов указанных статистических наблюдений формируются на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

2. Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.

3. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством Российской Федерации.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны представлять бесплатно в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, документированную информацию по формам, установленным в целях осуществления федеральных государственных статистических наблюдений, и информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

1. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

\n\n

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

\n\n

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

\n\n

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Что меняется в законодательстве для бизнеса с января 2021?

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.

Для упрощенцев изменили лимиты по выручке и численности сотрудников. Теперь, если доход ИП превысил 150 млн рублей, или среднесписочная численность сотрудников перешагнула за 100 человек, предприниматель сможет продолжать работать на УСН. Новые лимиты — 200 млн рублей и 130 человек соответственно.

Однако при превышении стандартных лимитов в 150 млн рублей и 100 человек налог начнут удерживать по новым ставкам:

  • 8 % на УСН “Доходы”;
  • 20 % на УСН “Доходы минус расходы”.

ИП с онлайн-кассой и на режиме УСН «Доходы» будут освобождены от сдачи налоговых деклараций. Все данные о выручке ФНС будет получать в режиме реального времени.

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2021 году

В 2021 году планировали увеличить страховые взносы ИП «за себя». Однако коронавирус внес свои изменения, и сумма взносов решили оставить на уровне 2020 года. Платеж на обязательное пенсионное страхование составит 32 448 рублей плюс 1 % с доходов, превышающих 300 000 рублей. Платеж на обязательное медицинское страхование составит 8 426 рублей.

С 1 января 2020 года изменят лимиты по страховым взносам:

  • на ОПС — 1 465 000 рублей;
  • на ВНиМ — 966 000 рублей.

Предприниматели из сферы IT с 2021 года получат льготу по взносам. Уплачивать страховые взносы они будут по следующим ставкам:

  • 6 % — взносы на ОПС;
  • 1,5 % — взносы на ВНиМ;
  • 0,1 % — взносы на ОМС.

С 2021 года все регионы перейдут на систему «прямых выплат» из ФСС. Предприниматель, получивший от работника заявление на выплату пособия, передает его в ФСС, который самостоятельно перечисляет сотруднику деньги.

Пособия при рождении ребенка, по уходу за ребенком, выплаты чернобыльцам и прочие бюджетные отчисления будут перечислять только на карту «Мир». Если карты у сотрудника нет, получить деньги он сможет на банковский счет, к которому не привязана карта, или почтовым переводом.

В 2021 году происходит полноценный переход на электронные трудовые книжки. Сотрудникам, которые впервые устраиваются на работу в 2021 году, оформлять бумажную трудовую книжку не нужно. По остальным сотрудникам определите способ ведения трудовой книжки до конца 2020 года.

Отсрочка по онлайн-кассам

Предприниматели без работников на УСН или ПСН могут не применять онлайн-кассы до 1 июля 2021 года. Но льгота доступна предпринимателям без сотрудников только в некоторых случаях:

  • при продаже товаров собственного производства;
  • при выполнении работ и оказании услуг.

С 2021 года предприниматели на УСН, ПСН или ЕСХН при формировании наименования номенклатуры указывают в чеке не только название проданных товаров или услуг, но и их количество и цену. Длина наименования не должна превышать 128 символов. Предпринимателям, которые ничего не указывают в чеке, грозит штраф от 1 500 до 3 000 рублей.

Изменения для ИП в 2021 году

Помимо законодательных изменений для бизнеса важно понимать общие современные тренды. Это поможет быстрее адаптироваться к тенденциям в условиях жесткой конкуренции.

Основная тенденция последних лет в экономике — это уход от деперсонализированных услуг, спрос на индивидуализацию и совместное владение. Люди хотят общаться с такими же живыми людьми, поэтому становятся популярными сервисы наподобие Airbnb, которые подразумевают оказание услуг человеком человеку. Процветают площадки для продажи товаров ручной работы и сервисы народного финансирования — краудфандинга, где одни люди могут поддержать инициативы других людей.

В условиях пандемии тренд доставки стремительно развивается. Причем сейчас уже недостаточно просто доставки, она должна быть очень быстрой и хорошего качества. Бренд и характеристики менее важны, важно время, которое потребитель тратит на ожидание товара.

Hi-Tech-инновации проникают во все большие сферы жизни. Уже сложно представить работу с современным потребителем без интерактивной среды, облачных сервисов, Big Data и анализа данных. На подходе дополненная реальность, умный дом и роботизация, которые тоже значительно повлияют на порядок оказания услуг.

На рынке переизбыток товаров, поэтому намечается тенденция к меньшему потреблению и избавлению от ненужных вещей. Развиваются возможности аренды, то есть люди стремятся хранить только те вещи, которые необходимы, а все остальное арендовать. Например, пользоваться услугами каршеринга, арендовать загородные дома и так далее.

Тенденция к избавлению от традиционной рекламы наметилась уже давно (блокировщики рекламы, отказ от телевизора и так далее). Действенным способом убедить клиентов в полезности товаров становятся рекомендации, которым гораздо больше доверяют, чем уверениям самих компаний. Качество товаров должно подтверждаться хорошими отзывами тех, кто уже успел попробовать. Рекомендации ищут на специализированных сервисах и по сарафанному радио. Причем отзывам на сайтах компании доверяют гораздо меньше, чем независимым агрегаторам.

Люди меньше читают и больше смотрят видео, поэтому все, что можно представить в видео-формате — рассказ о компании, описание продуктов, лучше так и представить. Видео экономит время, не нагружает сознание и легко воспринимается.

Тренд, распространившийся по всей планете — забота об окружающей среде и экологии. Потребители стремятся покупать товары, которые не вредят экологии и отдают предпочтение компаниям, разделяющим стремление не загрязнять и без того находящуюся в тяжелом положении окружающую среду.

Изменения в законодательстве: что будет с бизнесом в 2021 году

В связи с пандемией множество людей было вынуждено перейти на работу из дома, что повлекло за собой изменения во вкусах и предпочтениях. Зачем покупать яркую одежду, если работаешь в пижаме? Стремление выделиться и показать богатство опять же уступает стремлению чувствовать себя комфортно. Потребители ищут товары, которые помогут им привыкнуть к нововведениям.

Современному бизнесу обязательно уметь вовремя подстраиваться под происходящие перемены. А вы ощущаете их на себе? Какие изменения в 2021 году для вас актуальны? Поделитесь в комментариях.

С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/[email protected] Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/[email protected]). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

С 01.01.2021 вступает в силу обновленная форма декларации по налогу на прибыль (приказ ФНС России от 11.09.2020 № ЕД-7-3/[email protected]). Новая форма должна применяться начиная с представления отчетности за 2020 год.

В обновленной форме из Титульного листа исключено поле «Зарегистрирована за №» и изменены штрихкоды и др.

Штрафы за незаконное предпринимательство в 2021 году

С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3% при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90% от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10% стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30%.

С 2021 года для организаций отменяется обязанность по представлению в ИФНС налоговых деклараций по транспортному налогу (ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Соответственно, представлять налоговые декларации за 2020 год уже не нужно.

При этом возможность приема деклараций, в том числе уточненных, за налоговые периоды ранее 2020 года сохраняется. В случае реорганизации организации налоговики также будут принимать уточненные налоговые декларации по транспортному налогу, если первоначально они были получены в течение 2020 года.

В связи с отменой декларации для организаций вводится обязанность по представлению в налоговые органы сообщения о наличии транспортных средств (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Если организации не получат из ИФНС сообщения о рассчитанном налоге, они должны будут направить в инспекцию сообщение о наличии у них транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения. Сообщение представляется по форме, утв. приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/[email protected] Направить сообщение нужно в отношении каждого транспортного средства в срок до 31.12.2021.

Вот что может помочь Налоговой выявить незаконного предпринимателя.

  • денежные переводы на банковские карты (от клиентов и покупателей);

  • показания клиентов — лиц, которые оплатили услуги или товары;

  • наличие расписок в получении денег;

  • реклама товаров и услуг (в том числе в соцсетях);

  • выставление или демонстрация товарных образцов;

  • оптовые закупки;

  • налаженные связи с контрагентами;

  • заключение договоров аренды коммерческих площадей;

  • учет хозяйственных операций по сделкам.

А теперь — несколько реальных историй нелегального предпринимательства из Интернета.

Если вам все-таки предстоит разговор с налоговой о штрафах, то по имейте в виду следующее. Законодательно предусматривается два способа избежать штрафа за незаконное предпринимательство.

  1. Доказательства, что ваша деятельность не является предпринимательской (то есть не является самостоятельной, не подразумевает получение прибыли, не систематическая).

  2. Если вы продаете то, что вырастили или произвели самостоятельно (согласно УК РФ).

Но нет никакой гарантии, что вы сможете “пролезть в эти лазейки”. Возможно, они просто не подходят вам.

Поэтому для того, чтобы избежать неприятностей (с Налоговой и другими гос.органами), рекомендуем вам зарегистрироваться — и вести бизнес легально.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]