Порядок утверждения арбитражного управляющего при банкротстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок утверждения арбитражного управляющего при банкротстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Арбитражный управляющий – профессиональный специалист по банкротству. В зависимости от стадии банкротства различают следующих управляющих:

  • Временный – его задача определить причины банкротства, спрогнозировать его результаты для кредиторов и предложить наиболее подходящую процедуру. На это уходит несколько месяцев, а с учётом судебного порядка включения требований в реестр – от полугода до полутора лет (ст. 62 закона о банкротстве).
  • Административный – должен проследить за исполнением графика погашения требований кредиторов и соответствием действий должника плану финансового оздоровления. Финансовое оздоровление может длиться до двух лет (ст. 80 закона о банкротстве).
  • Внешний – следит, чтобы все кредиторы получили деньги, для чего распределяет прибыль должника и продаёт его имущество. На это законом отводится до двух лет (ст. 93 закона о банкротстве).
  • Конкурсный – продаёт имущество должника, увольняет персонал и рассчитывается с кредиторами. Как правило, на это уходит год или полтора (ст. 124 закона о банкротстве).

Ноготков считает: «Должнику нужно задуматься об управляющем с момента появления признаков банкротства: отрицательные чистые активы, кассовые разрывы, задолженности по зарплате, судебные иски о взыскании денег. Если мы говорим о кредиторе, то с момента получения судебного решения о взыскании, вступившего в законную силу». Литовцева настаивает: «При первых признаках неблагополучия нужно не только выбрать, но и лично встретиться и провести переговоры с кандидатом. Это поможет оценить профессиональные качества арбитражного управляющего и сопоставить свои ожидания с реальным положением вещей». С ней согласился Олевинский: «Как правило, арбитражного управляющего выбирают заранее, во многом потому что доверие не возникает за две недели».

В соответствии с частью 1 ст. 20.6 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение, а кроме того на возмещение расходов, которые понесены управляющим при осуществлении полномочий в рамках дела о банкротстве.

Для арбитражного управляющего при банкротстве юридического лица вознаграждение в виде фиксированной части составляет 30 тысяч рублей в месяц (за исключением ряда процедур), для финансового управляющего при банкротстве должника физического лица — 25 000 руб. единовременно за проведение процедуры.

Верховный суд детально прописал процедуру банкротства граждан

В связи с введением в действие новых положений Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве, Закон), регулирующих процедуры, применяемые в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан, в целях правильного и единообразного их применения Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

1. Положения Закона о банкротстве, регулирующие процедуры, применяемые в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, вступили в силу с 1 октября 2015 года (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 154-ФЗ).

Для целей возбуждения дел о банкротстве граждан учитываются в том числе требования кредиторов и уполномоченного органа, возникшие до 1 октября 2015 года.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 2131 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 11 и 4 главы X Закона, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников — главами I — III1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона.

Положения, предусмотренные параграфами 11 и 4 главы X Закона о банкротстве, применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, установленных параграфом 2 названной главы и пунктом 4 статьи 2131 Закона, независимо от того, связаны ли обязательства, неисполнением которых обусловлено возбуждение дела о банкротстве, с осуществлением предпринимательской деятельности либо нет (статья 2141 и пункт 3 статьи 2131 Закона о банкротстве).

При наличии у должника статуса индивидуального предпринимателя возможно возбуждение и рассмотрение только одного дела о его банкротстве. Возбуждение и рассмотрение одновременно двух дел о банкротстве такого лица — как гражданина и как индивидуального предпринимателя — не допускается.

3. Положения Закона о банкротстве, касающиеся банкротства граждан, не применяются к отношениям, связанным с банкротством крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе когда заявление о признании банкротом подается в арбитражный суд в отношении гражданина, являющегося одновременно индивидуальным предпринимателем — главой крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 2131 Закона о банкротстве).

Банкротство крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется по общим правилам Закона о банкротстве с особенностями, установленными параграфом 3 главы X указанного Закона.

4. Основания, порядок и последствия признания арбитражным судом гражданина банкротом, очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в деле о банкротстве гражданина установлены Законом о банкротстве (пункт 2 статьи 25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), пункты 1 и 3 статьи 1 Закона).

Дела о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ), с особенностями, установленными Законом о банкротстве (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 32 Закона и часть 1 статьи 223 АПК РФ), который в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников гражданского (имущественного) оборота является специальным.

5. Дело о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, рассматривается арбитражным судом по его месту жительства (пункт 1 статьи 33 Закона о банкротстве).

Место жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, может подтверждаться документами, удостоверяющими его регистрацию в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации или выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (пункт 1 статьи 20 ГК РФ, часть четвертая статьи 2 и часть вторая статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пункт 2 статьи 5 и статья 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

П.9 ст. 213 Закона о банкротстве предоставляет финансовому управляющему для исполнения своих функций привлекать сторонних субъектов профессиональной деятельности. Теоретически это должно помочь им более эффективно выполнять свою деятельность. Однако для должника это, прежде всего, дополнительные расходы, поскольку оплата деятельности таких лиц ложится на имущество должника.

Действия финансового управляющего при банкротстве физических лиц может становиться предметом претензий со стороны любых лиц, принимающих участие в рассмотрении конкретного дела.

Основными причинами для такого оспаривания являются исполнение обязанностей в неполном объеме, злоупотребление полномочиями, ущемление прав и интересов той или иной стороны разбирательства.

Чтобы обжаловать действия или бездействие управляющего, необходимо подать соответствующее заявление, жалобу либо ходатайство. Причем направлять свои претензии можно в одну из нижеприведенных инстанций:

  • арбитражный суд;
  • СРО арбитражных управляющих;
  • органы полиции или прокуратура;
  • Росреестр;
  • Минфин и другие ведомства.

Направлять жалобу следует в арбитражный суд – рассматривающий дело о банкротстве должника. По результатам ее рассмотрения, если будет принято положительное решение и нарушения посчитают значительными, финансовый управляющий будет отстранен от выполнения своих обязанностей.

При проведении процедуры личного банкротства должнику необходимо помнить, что определенные задачи здесь имеются не только у финансового управляющего, но и у него самого. Вот лишь некоторое из того, что должен делать потенциальный банкрот:

  • Распоряжаться имуществом и деньгами только с согласия арбитражного управляющего;
  • предоставлять по требованию ФУ любую информацию, необходимую последнему для выполнения своих функций.

Подробный перечень обязанностей должника закреплен в Законе ”О банкротстве”. И только при их неукоснительном соблюдении можно рассчитывать на максимально эффективное разрешение сложившейся ситуации.

Чтобы выбрать действительно квалифицированного и ответственного специалиста, который будет заинтересован в урегулировании сложившейся у вас проблемы, следует учитывать ряд практических рекомендаций:

  • Перечень ФУ представлен в реестрах СРО, на сайте Росреестра. Также выбрать подходящего именно вам специалиста способны помочь специалисты юридических компаний, сотрудничающих с теми или иными управляющими.
  • При выборе следует обращать внимание в первую очередь на дату регистрации, наличие/отсутствие фактов дисквалификации, количество не доведенных до конца дел (чем меньше — тем лучше).
  • Обращайте внимание на среднюю длительность дел, в которых участвовал тот или иной финуправляющий, — чем быстрее он урегулирует вашу проблему, тем меньше вам придется ему заплатить.

Как юрлицу выбрать арбитражного управляющего: инструкция

В зависимости от способа проведения процедуры банкротства и осуществления выполняемых функций в каждом конкретном судебном деле о банкротстве арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в качестве:

— внешнего управляющего (осуществляется процедура внешнего управления). Основная цель на этой стадии — восстановить платежеспособность должника. Внешний управляющий — арбитражный управляющий, который фактически руководит должником после введения внешнего управления. Особенность этой процедуры в том, что прежнее руководство должника отстраняется от работы. Внешний управляющий:

  • ведёт реестр требований кредиторов;

  • разрабатывает план внешнего управления;

  • ведёт бухгалтерский, финансовый и статистический отчёт;

— административного управляющего (осуществляется процедура финансового оздоровления). На стадии финансового оздоровления основная функция арбитражного управляющего – это контролирующая функция. Арбитражный управляющий ведёт реестр требований кредиторов, контролирует выполнение плана финансового оздоровления, графика погашения долга, перечисления денежных средств кредиторам;

— временного управляющего (осуществляется процедура наблюдения). На стадии процедуры наблюдения арбитражный управляющий обязан выяснить, есть ли возможность поправить финансовые дела должника и восстановить его платежеспособность;

— финансового управляющего (осуществляется процедура банкротства граждан);

— конкурсного управляющего (осуществляется процедура конкурсного производства). Конкурсный управляющий руководит должником. В статусе конкурсного управляющего арбитражный управляющий имеет право:

  • распоряжаться имуществом должника;

  • увольнять работников;

  • искать, выявлять и возвращать имущество должника, которое находится у третьих лиц;

  • требовать возврата задолженности перед должником.

Арбитражный управляющий имеет следующие права:

  • получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;

  • созывать собрание кредиторов;

  • обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;

  • привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;

  • подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.

Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:

  • проводить анализ финансовой деятельности должника;

  • составлять реестр кредиторов;

  • выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;

  • защищать имущество должника;

  • сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.

Арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации должен быть членом только одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО).

Для членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются соответствующей организацией арбитражных управляющих для каждого ее члена, а именно:

  • наличие положительного результата сдачи теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

  • наличие стажа работы на руководящих должностях не менее 1 года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2-х лет;

  • наличие высшего профессионального образования;

  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

  • отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

  • не быть исключённым из саморегулируемой организациии арбитражных управляющих в течение 3-х лет до момента подачи заявления на членство;

  • наличие своевременного и в полном объеме внесения установленных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих членских и иных взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд;

  • наличие договора обязательного страхования ответственности.

Кроме этого конкурсный кредитор, который является заявителем по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов имеют право предъявить к кандидатуре арбитражного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства, следующие дополнительные требования, а именно:

  • наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

  • проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве;

  • наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Порядок назначения арбитражных управляющих установлен законом «О банкротстве» и выглядит следующим образом:

Сначала в Арбитражный суд подаётся заявление о признании должника банкротом.

В этом заявлении указывается наименование и адрес саморегулируемой организациии, из числа членов которой нужно определить арбитражного управляющего.

Далее саморегулируемая организациия получает определение арбитражного суда о принятии заявления и представляет арбитражному суду информацию о кандидатура арбитражного управляющего.

После этого, если кандидатура арбитражного управляющего удовлетворяет установленным требованиям, то арбитражный суд утверждает этого кандидата.

Процедуры банкротства: просто о сложном

Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве предусмотрена законом «О банкротстве», а также кодексом об административных правонарушениях и в отдельных случаях Уголовным Кодексом РФ.

Меры, направленные на привлечение арбитражного управляющего к ответственности, условно можно разделить на категории.

  • Отстранение. Такая мера может применяться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.

  • Административная ответственность. Основанием для привлечения к административной ответственности может являться сокрытие имущества, сведений об имуществе или его размерах.

  • Уголовная ответственность. В отдельных случаях фальсификация бухгалтерских или прочих учетных документов, отчуждение или уничтожение имущества подпадает под уголовную ответственность.
  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Статья 45 127-ФЗ состоит из 11 пунктов и посвящена вопросам назначения арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Это весьма важный этап, так как управляющий наделен широким спектром важных контролирующих, руководящих функций и обязанностей в процедуре признания юридического лица финансово несостоятельным. Специалист должен быть назначен после принятия судом заявления о банкротстве определенного юрлица и признания такого заявления обоснованным (при наличии признаков несостоятельности).

Статья 45 учитывает следующие вопросы назначения арбитражного управляющего:

  1. Действия СРО после получения определения суда или протокола собрания кредиторов о назначении управляющего.
  2. Предоставление информации о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений.
  3. Утверждение арбитражного управляющего судом.
  4. Основания для отказа в утверждении управляющего судом.
  5. Действия при освобождении или отстранении арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей.

С полным текстом указанной статьи можно ознакомиться здесь.

В силу того, что должность помощника является финальной стадией на пути к становлению полноценным управляющим, требования к обоим идентичны. Критерии, которым должен соответствовать помощник арбитражного управляющего:

  • российский гражданин, подавший заявление о прохождении стажировки;
  • высшее образование;
  • сдача экзамена;
  • отсутствие проблем с законом (подтверждается справками из подразделений МВД и ФМС), мелкие правонарушения не препятствуют прохождению практики;
  • иные требования, устанавливаемые самой СРО, они могут носить любой характер, например, определяются требования к опыту работы и т.д.

Предыдущая редакция закона о банкротстве регулировала процедуру назначения управляющего на должность в общих чертах. Так, в п. 3 ст. 41 Закона от 1998 года были указания на такой порядок:

  1. При введении в отношении должника наблюдательной процедуры назначался временный управляющий.
  2. Если после принятия заявления от должника невозможно определить кандидатуру управляющего, то суд выносит определение о назначении управляющего не позднее 10 дней после вынесения такого решения.

В настоящее время установлено правило о том, что управляющий в обязательном порядке должен входить в СРО. Данная организация следит за соответствием ее членов профессиональным стандартам.

В п. 1 ст. 45 127-ФЗ указан порядок действий СРО, которого должна придерживаться организация после получения определения суда о признании должника банкротом с указанной в нем кандидатурой управляющего или соответствующего протокола собрания кредиторов.

СРО обязана предоставить в арбитражный суд информацию о соответствии кандидатуры управляющего требованиям ст. 20, 20.2 127-ФЗ. В числе таких требований: наличие высшего образования, отсутствие судимостей, сдача теоретического экзамена по подготовке управляющего и пр.

При получении определения суда о признании юридического лица банкротом без указания в нем на конкретного управляющего СРО самостоятельно должна представить кандидатуру из числа своих членов. Аналогичным образом ей следует поступить при получении протокола кредиторского собрания без прописанной в нем конкретной кандидатуры.

Согласно нововведениям в закон 2008 года №296-ФЗ, заявителем или собранием кредиторов может быть не только выбрана СРО для предложения кандидатуры управляющего, но и сам кандидат. Ранее они были лишены такого права. Такое решение кредиторами может быть принято на первом кредиторском собрании. Это входит в сферу его исключительной компетенции.

С учетом того, что управляющий осуществляет свои функции по определению арбитражного суда, в письме Минэкономразвития от 2011 года №ОГ-Д06-2 отмечалось, что такой управляющий в целях осуществления профессиональной деятельности не заключает трудовой или гражданско-правовой договор с должником. Соответственно, ему не гарантируются трудовые права по ТК, а вознаграждение платится по нормам 127-ФЗ.

Сведения об арбитражных (финансовых) управляющих в обязательном порядке публикуются в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Там Вы можете найти управляющего по ФИО, либо регистрационному номеру. Но, к сожалению, не сможете вывести список финансовых управляющих, практикующих в конкретном (Вашем) регионе.

Финансовый управляющий – это арбитражный управляющий утвержденный в дело о банкротстве физического лица. Арбитражные управляющие ведут не только дела о банкротстве физических, но и юридических лиц. В делах о банкротстве юридических лиц в зависимости от процедуры они называются: временными, внешними, конкурсными управляющими. В процедурах о банкротстве физических лиц — финансовыми управляющими.

В едином реестре арбитражных управляющих (ЕФРСБ) Вам будут доступны следующие сведения:

  • ФИО управляющего;
  • регистрационный номер;
  • ИНН, СНИЛС;
  • членом какой саморегулируемой организации он является;
  • сообщения о значимых событиях, происходящих в делах о банкротстве, которые ведет данный управляющий.

Всю информацию о финансовом управляющем можно почерпнуть из официальных источников:

  • сведения о деятельности управляющего и членстве в СРО в едином федеральном реестре сведений о банкротстве;
  • сведения о возможной дисквалификации (лишении права заниматься деятельностью в течение определенного срока) в Реестре дисквалифицированных лиц;
  • ознакомиться с делами, которые ведет управляющий; а также проверить как часто привлекался арбитражный управляющий к административной ответственности в картотеке арбитражных дел.

Обывателю не под силу «переварить информацию» с этих официальных источников и сделать объективные выводы о профессионализме и опыте конкретного финансового (арбитражного) управляющего.

Именно поэтому мы создали уникальный сервис по выбору и проверке финансовых управляющих на основании официальных данных, полученных из 3-х вышеперечисленных источников.

Заявленная СРО не может представлять кандидатуру управляющего, если он не имеет допуска к гостайне в тех случаях, когда это обязательно для банкротства данного предприятия. Наличие такого допуска является обязательным условием для утверждения судом кандидатуры управляющего.

Должник и орган исполнительной власти в течение 2 и 7 дней соответственно после принятия определения суда о принятии заявления предоставляют в суд и СРО сведения о форме допуска к гостайне руководителя юрлица и степень секретности сведений, которые есть на предприятии.

Положения об особенностях назначения управляющего с учетом допуска к гостайне появились в законодательстве, благодаря внесению изменений в редакцию статьи 45 127-ФЗ в 2020 году.

Помимо установленного перечня обязанностей, управляющий наделяется рядом прав. Так, он имеет право распоряжаться имуществом должника на условиях ФЗ. В перечне других прав управляющего по п. 3 ст.129 находятся:

  1. Увольнение работников должника и его руководителя на условиях ФЗ. Управляющий обязан уведомить работников должника о предстоящем увольнении в течение 3 месяцев после принятия такого решения.
  2. Заявление отказа от исполнения договоров и иных сделок по положениям ст. 102 127-ФЗ. Но право на аннулирование сделок принадлежит управляющему только в случае, если это позволит восстановить платежеспособность.
  3. Подача заявлений о признании недействительными сделок и решений. Такие исковые заявления подаются управляющим с учетом подведомственности и подсудности по нормам АПК. Исковые заявления о признании недействительной сделки подаются с учетом положений ст. 103 127-ФЗ. Сроки давности для обжалования сделок зависят от основания для признания их недействительными.
  4. Применение последствий недействительности сделок.
  5. Подача исков о взыскании убытков, которые были причинены бездействием руководителей должника.
  6. Предъявление исков об истребовании имущества должника у третьих лиц.
  7. Расторжение договоров, подписанных юрлицом в течение 3 месяцев.

Управляющий вправе осуществлять иные права, связанные с исполнением обязанностей по нормам 127-ФЗ.

Управляющий принимает все меры для розыска и возврата имущества, которое принадлежит должнику. При выявлении такого имущества он возвращает его в установленном порядке.

Так, он обращается в суд об истребовании имущества из незаконного владения по ст. 301 Гражданского кодекса о признании недействительной сделки по передаче собственности.

Как назначается арбитражный управляющий?

Процесс банкротства может запустить как сам должник, так и его кредиторы, подав заявление в суд. К исковому заявлению они могут приложить и документ-прошение конкретного арбитражного представителя. Кандидатуру конкурсного управляющего вправе назначить судебный орган в порядке, установленном в законе. Цель такого назначения — возложение ответственности, прав и обязанностей.

Перед тем, как вошло в силу решение суда о назначении управленца представлять интересы всех действующих лиц в банкротстве, его кандидатура тщательно рассматривается на соответствие всем требованиям. А требования, которым управленец должен удовлетворять, такие:

  1. Иметь высшее образование.
  2. Руководящий опыт работы.
  3. Некоторое время должен проработать помощником АУ.
  4. Никаких выговоров, связанных с профессиональной деятельностью. Отсутствие судимостей и штрафов.
  5. Экзамен по теории должен быть пройден.
  6. Заключенный договор о страховании ответственности.
  7. АУ должен систематически оплачивать членские взносы.

Отстранение или смена управляющего достаточно часто происходит на практике. Назначенный уполномоченный вас не устраивает? Его исключили из СРО? Он не справлялся со своими должностными обязанностями или просто бездействовал? Тогда имеете полное право ходатайствовать в суд с просьбой отстранить и сменить управленца.

Суд в обязательном порядке подвергает жалобу рассмотрению и выносит свое решение. Обычно, если достаточно количество доказательств — суд удовлетворяет жалобу. В таком случае СРО подает списки с кандидатами на рассмотрение арбитражному суду. И выбирается новый управленец. В выборе участвует судебный орган, истец и ответчик.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон № 127-ФЗ) предусматривает проведение банкротных процедур арбитражными управляющими. Основная задача арбитражного управляющего в деле о банкротстве — максимально соблюсти баланс интересов всех кредиторов и должника.

Арбитражный управляющий, исходя из положений закона № 127-ФЗ, должен:

  • Обладать гражданством РФ.
  • Состоять в саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих — некоммерческой организации, объединяющей арбитражных управляющих. Сведения о СРО арбитражных управляющих и их составе можно найти на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) или на ресурсе «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве».

Основанием для выполнения арбитражным управляющим своих функций является акт арбитражного суда об утверждении управляющего в соответствующей процедуре. Каждая процедура банкротства имеет свою специфику, поэтому арбитражный управляющий на каждой стадии процесса именуется по-разному.

Так:

  • процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий;
  • финансового оздоровления — административный;
  • внешнее управление проводит внешний управляющий;
  • конкурсным производством руководит конкурсный управляющий;
  • банкротство физических лиц сопровождает финансовый управляющий.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве — это субъект, осуществляющий деятельность по сопровождению процедуры банкротства. Согласно п. 1 ст. 20 закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ он обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих. При этом он может работать самостоятельно, занимаясь частной практикой. В целом роль этого участника арбитражного процесса заключается в том, чтобы исполнить требования всех кредиторов и при этом максимально защитить интересы субъекта, не способного самостоятельно закрыть свои долги. Очевидно, что он должен обладать высоким уровнем профессиональных знаний, позволяющим ему работать с предприятиями, находящимися в сложной финансовой ситуации.

Общие требования к управляющему приведены в п. 1 ст. 20 закона 127-ФЗ, в соответствии с которыми такой статус может получить гражданин РФ, входящий в состав одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих.

Саморегулируемая организация (СРО) — это некоммерческая организация, объединяющая субъектов определенной деятельности (в данном случае арбитражных управляющих), действующих на профессиональной основе.

Чтобы стать членом СРО, гражданин должен отвечать параметрам, установленным п. 2 ст. 20 закона 127-ФЗ:

  • наличие высшего профессионального образования;
  • наличие стажа работы на должности руководителя на протяжении не менее 1 года, а также стажа трудовой деятельности в качестве помощника арбитражного управляющего продолжительностью не менее 2 лет;
  • наличие теоретических знаний по программе обучения арбитражных управляющих, подтвержденное прохождением соответствующего тестирования;
  • отсутствие ограничений на работу на определенных должностях или на исполнение определенных обязанностей, наложенных по причине совершения преступления, а также отсутствие наказаний, выраженных в виде дисквалификации за нарушения административного законодательства;
  • отсутствие судимостей за умышленные нарушения законодательства;
  • отсутствие факта лишения лица, подающего заявление на вступление в СРО, членства в этой же или другой аналогичной организации по причине нарушения законодательства или федеральных и иных стандартов в течение трех лет до момента подачи такого документа.

Арбитражный управляющий осуществляет свою деятельность на возмездной основе. Общие правила определения размера и порядка выплаты вознаграждения управляющего установлены ст. 20.6 закона № 127-ФЗ. В соответствии с п. 3 указанной статьи вознаграждение включает в себя:

  1. Твердую сумму, размер которой указан для каждой конкретной процедуры банкротства.
  2. Проценты. Их сумма зависит от размера удовлетворенных требований кредиторов или балансовой стоимости активов должника. Размер процентов определяется судом на основании расчета арбитражного управляющего при завершении соответствующей процедуры (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 (в ред. от 20.12.2016) № 60).

Дополнительное вознаграждение арбитражному управляющему, устанавливаемое кредиторами, не утверждается судом и выплачивается по решению собрания кредиторов (п. 17 вышеназванного постановления Пленума ВАС РФ).

Помощниками арбитражных управляющих становятся те, кто в дальнейшем собирается делать карьеру по соответствующей профессии, и к ним предъявляются те же самые требования, что и к АУ.

Перед тем как стать полноценным специалистом по ведению дел о банкротстве, помощник должен побыть стажером в качестве заключительного этапа подготовки. Стажировка в суде гарантирует получение будущим профессионалом необходимых знаний и умение использовать их на практике. Прохождение практикума становится для помощника своеобразной проверкой их профпригодности для успешного и эффективного выполнения данной работы в будущем.

Стажироваться будущий арбитражный управляющий в ходе обучения профессии может от полугода до года.

Если по результатам стажировки АУ получает положительные отзывы о своей работе, то время его практикума будет засчитано и его примут в ряды саморегулируемой организации. Поэтапное освоение профессии помогает стажерам получить все необходимые знания по теории и практике деятельности арбитражным управляющим. На протяжении подготовки создаются все условия, содержащие максимум практической информации о несостоятельности, что способствует должному по качеству осуществлению будущими профессионалами их обязанностей.

Согласно законодательству Российской Федерации, не каждый человек может взять на себя такую ношу. К арбитражному управляющему предъявляют специфические требования:

  • гражданство России;
  • членство в профессиональной саморегулируемой организации (СРО);
  • высшее образование предпочитается в области экономики либо же права, но возможно дипломирование и в другой сфере;
  • опыт работы в качестве руководителя более 12 мес;
  • стаж на вакансии заместителя арбитражного управляющего от 24 месяцев;
  • положительная оценка при обучении на спецкурсах;
  • отсутствие судебных или дисквалификационных ограничений в праве заниматься подобным родом деятельности;
  • неимение наказаний за умышленные преступления;
  • страхование ответственности по результатам труда, оплата взносов в фонд СРО для компенсации материальных убытков при низкопробном исполнении специалистом своих функций;
  • наличие свидетельства ИП в качестве арбитражного управляющего.

На разных этапах банкротства несостоятельных физических и юридически лиц к арбитражному управляющему выдвигаются различные требования и тот исполняет различные функции. Таким образом, выделяют следующие подвиды арбитражных управляющих:

  • временный, производящий первичную оценку платежеспособности должника, а также осуществляющий сохранность найденного имущества;
  • административный, способствующий реструктуризации неоплаченных обязательств и общему финансовому оздоровлению предприятия;
  • внешний, полностью управляющий деятельностью предприятия до момента исполнения тем своих материальных повинностей перед кредитором;
  • конкурсный арбитражный управляющий, занимающийся ликвидацией непогашенных займов методом распродажи собственности банкрота;
  • финансовый, ведущий дела физических лиц.

При этом один и тот же специалист может провести сразу несколько этапов процедуры банкротства.

Что касается саморегулируемой ассоциации арбитражных управляющих — это структура, призванная упорядочивать действия своих членов и нести за них ответ. Данные образования считаются некоммерческими и их работа, а также существование подпадают под следующие законодательные акты:

Если кратко, то СРО — начинает работу с момента регистрации Федеральной регистрационной службой. У каждой организации есть свои внутренние стандарты и требования к членам, при несоответствии которым, арбитражный управляющий исключается из ассоциации.

СРО отвечает за объективность проведения процедуры банкротства, соблюдение интересов должника и кредиторов. По отношению к своим членам, ассоциация выступает в качестве защитника, регулятора деятельности и организатора учебных программ.

Труд административного управляющего не только достаточно сложен, с моральной точки зрения, но и законодательно закреплена высокая ответственность за лицом, выполняющим такую работу. Так, согласно ст.

20.4 ФЗ-127, данный участник процедуры банкротства — несет материальные, репутационные и дисциплинарные риски, связанные с качеством исполнения им своих функций.

Что касается административной ответственности арбитражного управляющего, то на законодательном уровне — неразбериха. Согласно одним постановлениям, деятельность управляющего по делам о банкротстве не подлежит подобному виду внешнего влияния. Данная норма направлена на защиту как самих административных управляющих, так и интересов заимодателей и должника от различного рода вмешательств посторонних лиц.

Однако возникает некая неприкасаемость, что тоже противоречит закону. Поэтому были даны пояснения от Высшего арбитражного суда РФ о возможности административных действий в адрес административного управляющего.

Данные полномочия делегированы Росреестру и отражены в соответствующем нормативном акте, касающемся основных положений и функций данного органа. Однако из-за отсутствия прямых указаний, эта организация проводит административные мероприятия не в адрес конкретного управляющего, а в направлении СРО, к которому тот приписан.

В зависимости от способа проведения процедуры банкротства и осуществления выполняемых функций в каждом конкретном судебном деле о банкротстве арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в качестве:

— внешнего управляющего (осуществляется процедура внешнего управления). Основная цель на этой стадии — восстановить платежеспособность должника.

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, который фактически руководит должником после введения внешнего управления. Особенность этой процедуры в том, что прежнее руководство должника отстраняется от работы.

Внешний управляющий:

ведёт бухгалтерский, финансовый и статистический отчёт;

— административного управляющего (осуществляется процедура финансового оздоровления). На стадии финансового оздоровления основная функция арбитражного управляющего – это контролирующая функция.

Финансовый (арбитражный) управляющий

Без участия арбитражного управляющего (АУ) не проходит ни одной процедуры банкротства. Этот человек выполняет роль временного, конкурсного или внешнего управляющего, который будет представлять в суде задолжавшее предприятие или физическое лицо.

Данная должность подразумевает участие в управленческой деятельности, поэтому главным предназначением управляющего является антикризисное управление организацией под присмотром арбитражного суда (АС). В первую очередь это требуется для того, чтобы в полной мере контролировать всю хозяйственную деятельность должника и покрыть требования кредитора.

Проходит это с помощью полной или частичной продажи имущества, имеющегося у должника.

В качестве АУ может выступать лишь гражданин России и член организации Арбитражного управления. Исполнение решений, вынесенных им, является обязательным и не подлежит обжалованию. В ситуации их невыполнения нарушителю грозят правовые последствия.

По действующему законодательству АУ не может быть юридическим лицом. На данный момент в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве представлен рейтинг лучших АУ, ознакомиться с которым может любой желающий.

Основной задачей АУ всегда является цивилизованное решение проблемы, которая возникает при несостоятельности должника. Во время проведения процедур, применяемых при банкротстве, правовой статус арбитражного управляющего предполагает осуществление различных функций, которые напрямую зависят от конкретной процедуры.

  1. На стадии наблюдения он обязан выяснить, есть ли возможность улучшить финансовое состояние должника и восстановить его платежеспособность.
  2. Во время финансового оздоровления АУ ведет реестр требований кредиторов, а также контролирует выполнение плана финансового оздоровления, график погашения долга и перечисление средств кредитором.
  3. При внешнем управлении АУ ведет бухгалтерский, финансовый, статистический отчет, а также разрабатывает план внешнего управления.
  4. На этапе конкурсного производства управляющий наделен крайне широкими полномочиями. Он может распоряжаться имуществом должника, увольнять работников, способен искать и выявлять имущество должника у третьих лиц или требовать возврата задолженности перед должником.

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

3. К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, настоящий Федеральный закон применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

4. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, регулирующие несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, содержащиеся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

6. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

7. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство);

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия;

досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;

наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника;

внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему;

конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

временный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

конкурсный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства.

Текущие платежи в банкротстве: текущие и реестровые

1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

2. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику-гражданину — не менее ста минимальных размеров оплаты труда, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор.

2. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы (далее — иные уполномоченные органы).

3. Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

1. Должник — юридическое лицо обращается в арбитражный суд с заявлением должника о признании должника банкротом (далее — заявление должника) на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

3. Заявление должника может быть подано должником в арбитражный суд при наличии имущества должника, достаточного для покрытия судебных расходов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

1. Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случаях:

когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;

когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

когда органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, заявление должника подается должником в арбитражный суд независимо от наличия обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

3. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

  • принимать меры по защите имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • в случае выявления признаков административных правонарушений или преступлений сообщать о них в соответствующие органы;
  • предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
  • разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

В качестве финансового управляющего может выступать гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из СРО (саморегулируемой организации АУ). Для этого необходимо соответствовать следующим требованиям, согласно ст. 20 Закона № 127-ФЗ:

  • Наличие высшего образования
  • Стаж работы на должности руководителя
  • Стажировка в качестве помощника АУ
  • Пройденное обучение и сданный экзамен на должность АУ
  • Отсутствие наказания в виде дисквалификации при совершении административного проступка и запрет на ведение определенной деятельности
  • Отсутствие судимости
  • Наличие договора социального страхования
  • Внесение в СРО членских взносов


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]