Права на электровелосипед в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права на электровелосипед в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Таким образом, если ваш электровелосипед имеет мощность до 250 Вт, его можно считать обычным велосипедом, и к нему будут применяться все правила дорожного движения, применяемые к обычному велосипеду. И водительских прав, соответственно, не требуется.

Если же электровелосипед имеет мощность от 250 Вт до 4000 Вт, то он приравнивается к мопеду, и для управления им требуются водительские права категории “М”.

Нужны ли права на электровелосипед?

Ответ на этот вопрос можно найти в пункте 7 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”. Там чётко сказано, что водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий, перечисленных в статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории “М”.

Другими словами, если у вас уже есть, скажем, права категории А, B, C или D, открывать отдельную категорию “М” не имеет смысла. Регистрация мопедов в ГИБДД, а значит и электровелосипедов мощностью до 4 кВт, также не требуется.

  1. управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  2. перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  3. перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  4. двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

Будьте впевнені – Ви зможете довести поліцейському, що ви керуєте не механічним транспортним засобом! І знайдете для себе відповідь чи потрібні права на електроскутер, електромотоцикл, електробайк?

Чи потрібні права на електроскутер, електромотоцикл, для початку давайте розберемося, які транспортні засоби регулюють Правила дорожнього руху.

В пункті 1.10 правил дорожнього руху України в загальних положеннях сформульовано які транспортні засоби слід вважати механічними, а які відносити до мотоциклів і мопедів. А саме:

механічний транспортний засіб – транспортний засіб, що приводиться в рух з допомогою двигуна. Цей термін поширюється на трактори, самохідні машини і механізми, а також тролейбуси та транспортні засоби з електродвигуном потужністю понад 3 кВт;

Чи потрібні права на електроскутер? Тобто, щоб електротранспорт вважався “механічним транспортним засобом”, він повинен мати двигун потужністю понад 3000 Вт!

мопед – двоколісний транспортний засіб, який має двигун з робочим об’ємом до 50 куб.см або електродвигун потужністю до 4 кВт (категорія А1);

мотоцикл – двоколісний механічний транспортний засіб з боковим причепом або без нього, що має двигун з робочим об’ємом 50 куб.см і більше. До мотоциклів прирівнюються моторолери, мотоколяски, триколісні та інші механічні транспортні засоби, дозволена максимальна маса яких не перевищує 400 кг (категорія А);

Чи потрібні права на електроскутер?

Чтобы разобраться в ситуации, прежде всего нужно обратиться к закону и определиться с категорией транспортных средств, к которым относятся электрические велосипеды. На помощь приходит датированное 23.10.1993 г. Постановление Совета Министров – Правительства РФ №1090 с последними поправками, внесенными в 2020 г.

Документ четко обозначает терминологию, характеризующую велосипеды и мопеды:

  • к велосипедам относят транспортные средства, оснащенные минимум двумя колесами, приводимые в движение посредством мускульной энергии, передаваемой на педали или рукоятки. Возможна комплектация транспорта электродвигателем, мощность которого не превышает 250 Вт
  • мопеды классифицируются как двух- либо трехколесные механические транспортные средства с максимальной конструктивной скоростью до 50 км/ч, оснащенные двигателем внутреннего сгорания мощностью от 0,25 до 4 кВт.

В 2013 году на законодательном уровне было принято решение о введении дополнительной категории «М», распространяемой на скутеры, мопеды и другие подобные средства передвижения.

Изучая ассортимент предлагаемых на рынке электрического транспорта девайсов, оценивая их технические параметры, становится очевидным, что разные модели имеют различную мощность и могут быть приравнены либо к велосипедам, либо к мопедам. Именно технические характеристики определяют необходимость получения прав.

Такое право дается владельцам устройств мощностью до 250 Вт. Для данной категории действуют ПДД, распространяющиеся на обычных велосипедистов. Штрафы за отсутствие удостоверения не предусмотрены.

На электровелосипеды какой мощности нужны права

Беспрепятственная езда на электротранспорте с двигателем мощностью свыше 250 Вт возможна только при условии получения соответствующего водительского удостоверения. Речь идет о документе категории «М», получить который можно в отделении ГИБДД по окончании курсов автошколы лицам, достигшим 16-летнего возраста.

Исключение составляют владельцы мощных электровелосипедов, которые уже получили права категорий А, B, С или D. В статье №196 Федерального закона, регламентирующего безопасность дорожного движения, говорится, что наличие таких прав позволяет управлять и транспортными средствами категории М.

За вождение электровелосипеда мощностью более 250 Вт без официально оформленного документа предусмотрена административная ответственность с взысканием штрафов в одном из следующих вариантов:

  1. Выплата владельцем суммы до 15 тысяч рублей. Размер штрафа определяют сотрудники ГИБДД в индивидуальном порядке.
  1. Конфискация электровелосипеда, его размещение на штрафной автостоянке. Для получения своего транспортного средства владельцу нужно выплатить значительную сумму за хранение и предоставить соответствующее водительское удостоверение.

Конечная сумма выплаты при конфискации электровелосипеда может заметно превысить стоимость электротранспорта, что абсолютно нецелесообразно. Поэтому о получении прав стоит позаботиться заранее.

Следует уточнить, что в Правилах дорожного движение ничего не сказано о людях, которые ездят на электровелосипедах. Чтобы понять, можно ли ездить без прав на электрическом байке и нужны ли они вообще, необходимо изучить существующие категории водительских прав.

В 2013 году была введена категория «М». Распространяется она на мопеды, скутеры и другие подобные средства. Необходимость получения прав определяется техническими характеристиками устройствами.

Права нужны в том случае, если транспортное средство оснащено мотором свыше 50 кубиков или электромотором от 250 до 4000 W. Если мощность двигателя не превышает 250 W, ездить на нем можно без прав.

Становится понятно, что права на электровелосипед в России не нужны, если его мощность не превышает 250 W. Но как быть в случае, если вы владеет более мощным байком? На рынке немало моделей электровелосипедов с мотором 500, 750 и 1000 W.

В ПДД нет отдельных правил для водителей электровелосипедов. Но это вовсе не значит, что можно ехать, где угодно и как вам хочется. Обязательно следует придерживаться общих правил дорожного движения:

1. Перед выездом на дорогу убедитесь в исправности транспортного средства.

2. Не выезжайте на дорогу в алкогольном опьянении.

3. Пользуйтесь световыми приборами при поворотах и маневрах. Если световые приборы отсутствуют или сломались, о своих намерениях оповещайте других участников дорожного движения рукой.

4. Не создавайте помехи для других участников дорожного движения.

5. Не пересекайте дорогу по пешеходному переходу на электровелосипеде, даже если передвигаетесь на небольшой скорости.

6. Пропускайте пешеходов на пешеходных переходах.

7. Нельзя ездить на электрическом велосипеде без шлема.

Нужны ли права на электровелосипед в 2021 году

Помните, если электродвигатель ТС обладает мощностью от трех до четырех кВт, вы, как ответственный автолюбитель, обязаны обладать удостоверением на право вождения таким электрическим изобретением. При наличии оборудованных педалей и мощного мотора такое ТС не отличается от своего соратника “мопеда”, а счастливый обладатель обязан иметь при себе водительские права категории «А1». При отсутствии полицейский имеет право выписать штраф или лишить вас транспорта. Не стоит огорчаться, ведь транспорт будет ждать водителя на штраф-площадке, но вернуть средство оттуда может только лицо, которое имеет при себе ВУ.

Исходя из действующих положений Правил, для них не установлено практически никаких правил. За исключением тех ТС, которые не развивают скорость более 40 км/ч: п. 11.7 ПДД: «Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/час. или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части, кроме случаев, когда выполняется обгон, объезд или перестроение перед поворотом налево или разворотом».

Таким образом, изменения в Правила дорожного движения, которые бы регулировали водителей электротранспорта, давно назрели. Напомним, что изменения в ПДД вносит Кабинет Министров Украины своим постановлением.

В большинстве случаев при управлении электротранспортом не нужно иметь ни удостоверения водителя, ни регистрационных документов на него. Впрочем, если мотобайк сильно похож на обычный мотоцикл, советуем иметь при себе документ с техническими характеристиками своего транспортного средства. Так можно доказать полицейскому, что вы управляете не механическим транспортным средством, на который не нужны права и техпаспорт.

Это уже не просто средство передвижения, а помощник в саду, огороде, на приусадебном участке и в поле. Он может косить, копать землю, засыпать яму или канаву и много чего ещё.

То есть, это такой трактор в миниатюре, способный облегчить жизнь дачнику, деревенскому жителю или фермеру.

Плюс ко всему, он может ездить самостоятельно, что очень удобно для сельской местности (речь идет про минитракторы на базе мотоблока).

Нужны ли права на электровелосипед

В 2013 году законодательно была введена категория «М», которая дает право водить мопеды и скутеры как на топливе, так и на электрическом приводе. Включается ли в эту категорию электровелосипед? В правилах это не прописано дословно. Однако категория обозначена по чётким техническим параметрам:

  • трёх- или двухколёсное средство передвижения;
  • развиваемая скорость до 50 км/ч;
  • двигатель объемом до 50 кубических см или электромотором, мощность которого лежит в пределах 250-4000 W.

Обозначенный закон актуален до сих пор, других правок в него внесено не было. Это значит, что в 2020 году по законодательству РФ владельцам электровелосипедов мощностью менее 250 W не понадобятся права на их вождение, так как подобные средства передвижения будут относиться по классификации к обычным самокатам и велосипедам. То есть, маломощные электробайки не требуют наличия водительских прав, однако по внешнему виду определить это невозможно — будьте готовы к тому, что инспектор ГИБДД может спросить у вас документы. В этом случае ссылайтесь на закон и предъявите подтверждение маленькой мощности мотора.

Регистрация велосипеда с электромотором мощностью менее 250 Ватт не потребуется. Как правило, сотрудники ГИБДД не просят предъявить регистрацию на подобные виды транспорта: зачастую на них даже нет специального места для установки госномеров. В самом деле, при отсутствии внешних маркировок, а тем более издалека, инспектору невозможно определить мощность двигателя и классифицировать электровелосипед.

Если ваш электровелосипед мощнее 4 кВт и разгоняется до скорости выше 50 км/ч, регистрация в ГАИ обязательна. Кроме прав на такой транспорт (водительские права «А») в поездке вам всегда нужно иметь с собой страховку.

Если мощность электромотора вашего транспортного средства попадает в промежуток, оговоренный в законодательстве как требующий наличие у водителя прав категории М (мощность от 250 до 4 000 Ватт), вам не придется специально, отдельно получать эти права при одном условии. Это условие — наличие водительских прав более высокой категории. Имея водительские права и зная правила дорожного движения, вы обладаете всеми необходимыми знаниями и навыками, чтобы управлять электромопедом или велосипедом с мотором без опасности для вас и других участников движения.

Наказанием за вождение электрического велосипеда от 250 Ватт без прав является административный штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей с буксировкой транспортного средства на штраф-стоянку. Забрать электробайк сможет только гражданин с правами. Обещание унести байк, а не уехать на нём, не сработает.

Если у вас есть права на вождение, не оставляйте их дома в поездках на электровелосипеде более 250Вт. Если прав у вас нет, но и электробайк имеет низкую мощность и не дотягивает до категории мопедов, то надо придерживаться правил дорожного движения для велосипедов. Надеюсь наша статья помогла вам ответить на вопрос «Нужна ли категория на электромопед?».

Перейти в раздел электрические велосипеды

В Европе регулирование «электрифицированных» участников дорожного движения построено на двух основополагающих принципах. Первый – безопасность как самого «водителя» такого транспортного средства, так и других участников дорожного движения. Второй – ответственность перед третьими лицами в случае дорожно-транспортного происшествия.

В данный момент разрешенный в Европе электробайк может иметь электромотор мощностью не более 250 Вт, который лишь помогает велосипедисту крутить педали и не может самостоятельно приводить байк в движение. Такой «педалек», как его называют, не должен развивать скорость более 25 км/ч. Европейское законодательство считает его, по сути, велосипедом. Однако с мая 2018 года в ЕС активно обсуждают законопроект о введении обязательного страхования ответственности электробайкеров перед третьими лицами – точно такой же, как обязательное страхование для водителей автомобилей (то, что мы называем автогражданкой). Аргументация законодателя такова: «участие в дорожном движении новых типов моторизованного транспорта – таких как электровелосипеды, сигвеи, электроскутеры и др. – может приводить к дорожно-транспортным происшествиям, пострадавшие в которых должны быть защищены и смогут получить надлежащую компенсацию».

Украинские ПДД пока «не видят» ничего из новых видов персонального электротранспорта. И гражданской ответственности у их «водителей» нет

Европейская ассоциация велосипедистов (ECF) приложила массу усилий, сопротивляясь принятию этих новаций. В частности, Адам Бодор, директор ECF, утверждает, что Еврокомиссия пытается «криминализовать миллионы пользователей электровелосипедов, большинство из которых уже имеют подобные типы страховки. Введение обязательного страхования наравне с водителями автомобилей для тех, кто управляет велосипедом с электромотором, не приводящим велосипед в движение, а лишь помогающим велосипедисту, гарантированно сделает использование таких транспортных средств непривлекательным».

В конечном счете в январе 2019 года Комитет Европарламента принял решение отказаться от введения страхования ответственности перед третьими лицами для водителей велосипедов с электромотором. Хотя за это еще должен проголосовать законодательный орган Евросоюза, эксперты оценивают данное голосование, скорее, как формальность.

Мы привели столь подробное описание ситуации для того, чтобы показать, насколько детально продумываются и обсуждаются регулирования для новых видов персонального электротранспорта в Европе. И это еще не все. Законопослушный европеец, желающий выехать на дорогу на электровелосипеде с мотором мощностью более 250 Вт, обязан сначала зарегистрировать его в полиции, иметь водительские права как минимум на мопед, передвигаться исключительно в шлеме и, конечно же, иметь «автогражданку». Впрочем, в разных странах регулирования для персонального электротранспорта весьма различны. Так, все государства Объединенного Королевства – Британия, Австралия, Новая Зеландия – вообще запретили передвижение на подобных аппаратах вплоть до выработки соответствующего законодательства, регламентирующего их использование.

С поправками, принятыми Европейским парламентом 13 февраля 2019 года в отношении гражданской ответственности при использовании автотранспортных средств, можно ознакомиться по ссылке.

В большинстве немецких земель (а также в Дании, Швейцарии, Нидерландах, Японии) на сигвеях можно ездить по дорогам общего пользования, однако нужно их зарегистрировать, оборудовать габаритной светотехникой, иметь водительские права на мопед и соответствующую «автогражданку» минимум за €60 в год. И только власти земли Саар помягче нравом: они приравняли сигвей к велосипеду.

Во Франции и Бельгии великодушно разрешили ездить по тротуарам на гироскутерах и моноколесах. В Канаде на самобеглые гаджеты смотрят сквозь пальцы – вроде и нельзя, но никого не карают. А в США все зависит от штата: в Нью-Йорке, к примеру, персональный электротранспорт под запретом, и нарушителей штрафуют, а в Вашингтоне – наоборот, никаких лимитов. В Швеции такие средства передвижения допускают на велодорожки. А в Чехии разрешают ехать по тротуару, однако не быстрее пешехода, а по велодорожке – не быстрее «среднего» велосипедиста. При этом езда по дорогам для автомобилей запрещена.

Нужны ли права и регистрация для электровелосипедов и электроскутеров.

Электробайки — это мотоциклы с электрическим приводом и мотором. Электрические мотоциклы выглядят так же круто и разгоняются так же быстро (почти), как их бензиновые аналоги. Правда, максимальная скорость вряд ли будет такой же. Электропривод может быть реализован с помощью переднего или заднего мотор-колеса, 2-х мотор-колес (полный привод) или подвесного кареточного мотора. Если в свой бюджет нет возможности найти полный привод, то лучше обратить внимание на заднее мотор-колесо — гораздо лучше держит дорогу и повышает управляемость мотоциклом.

  • Мощность мотора (кВт или Ватт). Чем больше мощность, тем выше максимальная скорость (1000 Вт = 45 км/ч, 2000 Вт = 60 км/ч)
  • Батарея, энергоёмкость (кВтч, Киловатт/Час). В качестве батареи, в основном, используются литий-ионный аккумулятор (li-on). Иногда параметры батареи пишут вольт/ампер-час (что-то вроде 72V30A), которые можно перевести в Вт/ч (72В х 30А – 2,2 кВт*ч)
  • Дальность, запас хода (километры). Зависит от типа эксплуатации (город/трасса) и ёмкости батареи (7 кВтч = 120 км, 9 кВтч = 150 км и так далее).
  • Время зарядки (часы). Плюсом считается наличие у мотоцикла дополнительного разъёма для зарядки, чтобы можно было использовать два источника

У электромотоцикла отсутствует выброс выхлопных газов (нет ДВС же), поэтому они максимально eco-friendly. Из этого вытекает другое огромное преимущество электрических мотоциклов — отсутствие глушителя, а значит спокойствие городских жителей по ночам. Основное же отличие электробайков от электровелосипедов (которые тоже называют электробайки, как мы писали выше) — отсутствие педалей. т.е. ездить он будет исключительно за счет тяги электромотора.

Топовые модели, вроде Kymco RevoNEX могут разгоняться до сотни меньше, чем за 3,9 секунд (со 100 до 200 км/ч всего за 8,7 секунд). У всех огромные ёмкости батареи: Zero FXS (14,4 кВтч, запас хода ~250км), Harley-Davidson LiveWire (15,5 кВтч, запаc хода ~ 280км) и Energica ECO RS (21 кВтч, запас хода ~400км).

«Наш ответ» западу пока что выглядит достаточно скромно. Серийный электромотоцикл ИЖ «Пульсар» L3013 (гражданская версия) сделан по заказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. В целом красивый черный матовый цвет портит совсем уж несуразная конструкция самого мотоцикла.

Что касается технических характеристик, то тут всё на весьма приемлемом уровне: бесщеточный мотор постоянного тока Golden Motor HRM10KW мощностью в 15 кВт может развить скорость до 100 км/ч, дальность хода будет завесить от выбранной батареи (от 38 до 160 ампер-часов). Есть одно большое НО: стоит это добро целых 600 тыс. рублей и доступно только по предзаказу.

Категории прав для электробайков зависят от их класса и технических характеристик:

  • Для управления электротранспортом с мощностью мотора до 250 Вт не требует наличия прав
  • Для управления электротранспортом с мощностью мотора от 250 Вт до 4000 Вт (4кВт) требуется категория «М», но не требуется регистрация в ГАИ
  • Для управления электротранспортом с мощностью мотора от 5000 Вт до 11 000 Вт (11кВт) требуется категория «А1» (легкие мотоциклы). Такие ТС уже подлежат регистрации в ГАИ
  • Всё, что мощнее — категория «А»

Нужно ли регистрировать электроскутеры

Фэт в данном случае — про колёса. По сути — это велосипед с широкими колёсами, который создан специально, чтобы месить грязь, преодолевать бездорожье и другие грунтовые неприятности. Такой внежорожник вполне комфортно используется и в городской среде (мягкость хода регулируется давлением в шинах).

Согласно директиве Европейского союза 2002/24/EC, велосипеды могут быть оснащены вспомогательным электродвигателем с максимальной мощностью не более 250 W, мощность должна постепенно снижается, а мотор отключаться, когда велосипед развивает скорость 25 км/ч или, если велосипедист перестает крутить педали. Для пользования такими электровелосипедами права не требуются.

При наличии ручки газа электровелосипед перестает считаться велосипедом.

Отдельные страны – члены ЕС должны выполнять требования национального законодательства. В 2009 году был опубликован Европейский стандарт безопасности продукции EN 15194. 1 января 2016 года директива 2002/24/EC была отменена правилом 168/2013, но раздел посвященный электровелосипедам практически не изменился.

Законы, принятые 09/09/2016 и 17/11/2017, разрешают использование трех типов велосипедов:

  • “E-bikes” 250 W, 25 км/ч. Возраст любой, шлем не обязателен.
  • “Motorized-bikes” 1000 W, 25 км/ч. Возраст от 16 лет, с сертификатом соответствия, шлем не обязателен.
  • “Speed pedelecs” 4000 W, 45 км/ч. Классифицируются, как мопеды со всеми вытекающими.

Велосипед может иметь электродвигатель мощностью 250 W, при этом максимальная скорость ограничена 25 км/ч. Мотор может работать только в режиме ассистента, а не заменять педали.

Все, как в ЕС. Слабосильные электровелосипеды можно использовать свободно. Но в этой горной стране народ пошел по своему пути упростив процесс получения лицензии на использование электровелосипедов имеющих максимальную скорость 45 км/ч.

Законом разрешены электровелосипеды с асистом мощностью до 250 W. Мотор должен отключаться при достижении скорости 25 км/ч. Велосипед должен соответствовать европейским стандартам BSEN 15194 и EN15194 и быть одобрен Институтом стандартов Израиля. Другие электровелосипеды считаются мотоциклами, для их использования нужны права и страховка. Максимальный вес электрического велосипеда не может превышать 30 кг. Велосипедистам моложе 18 лет, у которых нет автомобильных прав, потребуется специальное разрешение. Нарушениями являются управление электровелосипедом без шлема, разговор по телефону во время езды и т.д.

На какой вид электротранспорта в Украине не нужно удостоверение водителя

Велосипеды с электрическим приводом и педалями рассматриваются, как велосипеды приводимые в действие человеком, в то время как велосипеды, способные к движению без педалирования, только на электрической энергии приравниваются к мопедам.

При этом и обычные и электрические (двух и трехколесные) велосипеды должны иметь длину не более 190 см и ширину не более 60 см. В японских мегаполисах тесновато и законы не могут игнорировать размерные аспекты.

В этой стране электровелосипеды с асистом и мощностью мотора не более 300 W согласно местному законодательству не требуют наличия прав и регистрации. Шлем обязателен даже если электромотор слабее 300 W. Все электровелосипеды с мотором мощнее 300 W законы приравнивают к мопедам. Для их использования нужны права и регистрация.

Для использования электровелосипедов с педалями права и регистрация не нужны.

Обязательны права для эксплуатации электровелосипедов мощностью от 4000 W. Номерные знаки получать не требуется. Сам электробайк в регистрации не нуждается.

Законы не накладывают никаких ограничений на использование электровелосипедов.

Электрические скутеры и электровелосипеды, должны быть зарегистрированы, а их водители должны иметь лицензию.

Надевать шлем необязательно, хотя многие эксперты советуют это делать. В Dekra допускают, что сперва будет много аварий, пока все участники дорожного движения не привыкнут к новым спутникам. Также советуют не спешить вливаться в общий поток, а сначала ознакомиться с ходовыми качествами самоката.

Эксперт Dekra по авариям Маркус Эгельхааф объяснил, что сочетание мини-колес и высоких рулей опасно. Например, если на скорости водитель резко тормозит передним тормозом и не сместит центр тяжести назад, то рискует упасть или опрокинуться. Кроме того, существует повышенная опасность аварий на мокрой, грязной и неровной дороге.

Кредит под залог недвижимости. Срочный выкуп недвижимости

Сумма от 30 000 до 50 000 000 грн. (в любой валюте).

Срок от 1 месяца до 10 лет.

100 л. топлива в подарок каждому клиенту.

Территория Киев, Киевская область до 35 км, Одесса, Харьков, Днепр, Львов, Полтава, Житомир, Ивано–Франковск, Черкассы, Черновцы, Чернигов, Сумы.

1-й кредит до 15 000 — 0,01%!

Макс кредит: до 20 000 грн.

Строк: до 30 дн.

Вік / Возраст: > 18

Регулирование норм движения электрического транспорта должно начинаться с определения категории, к которой относится транспортный объект. Изменения в правилах дорожного движения в 2019 году по этому поводу ясности не прибавили. Так, согласно п. 2.27 электрический транспорт можно было бы отнести к мопедам, так как скорость его составляет 20-50 км/ч. Однако этот же документ относит к пешеходам лица, передвигающиеся на приспособлениях с элетромотором, со скоростью до 25 км/ч. Не разъяснили с тех пор ситуацию и сами сотрудники Госавтоинспекции.

На брифинге в 2019 году Дмитрий Корзюк, возглавляющий Управление ГАИ МВД, заявил о существовании доработанного проекта правил. Этот документ должны были вскоре вынести на обсуждение, но до сих этого не случилось. Сам начальник ГАИ заявил, что пока электрический самокат, велосипед или скутер правильно считать средством индивидуального передвижения, а значит, владелец транспорта будет нести ответственность как пешеход, а не как водитель.

Весной 2021 года спецподразделение ДПС Беларуси предоставило ряд рекомендаций водителям электровелосипедов, электросамокатов, электрических мотоциклов и прочим объектам данной категории:

  • кататься можно на тротуаре, пешеходной дорожке, в пешеходной зоне, по обочинам и дорожкам для велосипедистов;
  • скорость транспорта должна быть такой, чтобы при необходимости можно было безопасно остановить его;
  • чтобы ездить в темное время суток, нужно обязательно установить белый свет спереди и обозначить средство габаритными огнями и себя — светоотражателями;
  • всегда нужно держать достаточную дистанцию от аналогичных движущихся объектов и пешеходов;
  • нельзя пользоваться электротранспортом в состоянии алкогольного опьянения или при плохом самочувствии;
  • запрещено перевозить пассажиров.

Поскольку в правилах для пешеходов такие нормы не прописаны, они остаются лишь советами от ДПС.

Здесь водители и ДПС Белоруссии едины во мнении – электротранспорт на проезжей части передвигаться не должен, поскольку может создать аварийную ситуацию. И не было бы повода допустить разговоров об этом, если бы не случай, когда дорожный видеорегистратор запечатлел рассекающий по белорусским дорогам со скоростью 75 км/ч электросамокат. В ДПС уверяют – уже скоро более мощные модели электротранспорта будут приравнены к мопедам.

А это значит: обязательный техосмотр, страховка и водительское удостоверение категории АМ. Кроме того, как любое транспортное средство, его нужно будет регистрировать. А пока этого не случилось на законодательном уровне, на проезжей части мобильному электротранспорту передвигаться формально нельзя. В случае ДТП, скорее всего, виновным станет участник дорожного движения (в данном случае пешеход), который находился на проезжей части вне пешеходного перехода.

Сложность в регулировании движения на электросамокатах или электроскутерах заключается еще и в том, что никто «на глаз» не определит максимальную скорость, не увидит мощность электросамоката. В нем может быть как 500 Вт, так и все 1000. И даже если инспектору предъявят документы на такой объект, где гарантия, что мотор не был заменен на более мощный?

Вполне вероятно, что уже скоро нам четко пояснят – нужны ли права на электроскутер в Беларуси. Пока непонятно, сколько лет еще пройдет, прежде чем в ПДД появится отдельный пункт о движении электрического транспорта.

Специалисты «SmartBalance» будут следить за новостями в этой области, вносить правки в статью и дополнять актуальной информацией.

Какие правила действуют для электрических самокатов?

Нет. Если вы едете по дороге на обычном двухколёсном, которое приводится в движение исключительно педалями, безо всяких моторов, то права вам не нужны – это касается как вождения велосипеда взрослым, так и ребёнка на детском транспорте.

Об этом прямо говорит статья 25 ФЗ О безопасности дорожного движения. В пункте 1 перечисляются категории транспортных средств, для управления которыми необходимо специальное право. Среди них есть мопеды и мотоциклы, а вот велосипедистам можно ездить без водительских прав.

То он может стать по букве ПДД уже мопедом. И поверьте, законодательству всё равно, как выглядит ваш двухколёсный: есть ли у него видимая выхлопная труба, карбюратор и прочее – на что он больше похоже в той или иной степени. Велосипедом или мопедом его делают определения из Правил дорожного движения.

Итак, если на ваш велосипед установлен электродвигатель мощностью более 250 Вт либо если он не отключается на скорости или отключается на скорости более 25 км/ч или же у вас стоит бензиновый двигатель внутреннего сгорания, то это уже мопед. На мопед в России по состоянию на 2019 год нужны права.

Это были, возможно, плохие новости. Но есть и хорошие – для управления вело с таким мотором чаще всего подойдёт любая категория водительского удостоверения. Но не всегда. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Дело в том, что в таком случае приводимый в движение двигателем велосипед следует относить к мопедам по Правилам. А ФЗ №196 устанавливает, что для езды на таких требуется категория прав «M». И она не обязательно должна быть прописана в соответствующей графе в вашем в/у. Любая имеющаяся у вас категория подтверждает право управления мопедами.

Но такая категория подходит только в отношении мопедов, и они также регламентированы по ПДД:

  • рабочий объём бензинового двигателя вашего велосипеда не должен быть выше 49,9 кубов,
  • максимальная скорость не превышает 50 км/ч,
  • если на вашем велосипеде стоит электрический мотор, то его мощность для управления с любыми категориями прав должна быть от 250 Вт до 4 кВт.

Обратите внимание, для электродвигателя оба порога: для мопеда более 250 Вт и для мотоцикла более 4 кВт – приведены как максимальная мощность в режиме длительной нагрузки. Но если вы заглянете в документацию к мотору, если он устанавливался на ваш вело отдельно, или велосипеду в сборе, то можете увидеть там 2 других параметра:

  • номинальная мощность мотора,
  • максимальная мощность.

То есть понять из этого, что к чему относится, невозможно. Но, на самом деле, всё довольно просто! Мощность в режиме длительной нагрузки – это тот параметр максимальной мощи двигателя, при которой он сможет проработать неограниченное время (не учитывая аккумуляторы, конечно же) без выхода из строя.

Такому параметру в документации обычно соответствует именно номинальная мощность. Например, если у вас номинальная 225 Ватт, а максимальная указана 350 Ватт, то вам можно ездить на таком велосипеде, не получая водительские права, так как по ПДД его мощность менее 250 Ватт.

Но и здесь кроется большая практическая недоработка. Начиная от сотрудников ГИБДД и заканчивая мировыми судьями, мало кто будет различать эти 2 параметра.

То есть, если у вас в документах будет указана только максимальная мощность и она подразумевает необходимость водительского удостоверения (в том время как номинальная вообще не указана), то и судьям, и инспекторам будет, к сожалению, чаще всего всё равно до этого – вам присудят штраф.

Но его будет нужно далее обжаловать по меньшей в районный суд. Хотя, если номинальная мощность у вашего велосипеда с мотором не указана, то потребуется ещё и техническая экспертиза.

С другой стороны, требовать на дороге от наездника документы на вело никакой инспектор ДПС не вправе. Тем более, ни у кого не будет возможности замерить мощность мотора.

В случае, если у вас нет права управления на мопед или мотоцикл, и вы едете на велосипеде с мотором, удовлетворяющим условиям одного из этих терминов, то действующее на 2019 год законодательство предусматривает наказание в виде штрафа от 5 до 15 000 рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП.

Кроме того, если выяснится, что транспортное средство принадлежит не вам, то штраф выпишут ещё и собственнику вело с двигателем, но тому уже в размере 30 000 рублей по части 2 этой же статьи за передачу управления лицу без прав.

Но если вы едете на моторном велосипеде с параметрами, которые подходят для мопеда, а действующие права водителя вы получали, но забыли само удостоверение дома, то такое нарушение уже по закону должно быть квалифицировано по части 2 статьи 12.3 Административного кодекса со штрафом 500 рублей.

На практике могут, но по закону не должны.

Дело в том, что эвакуация на спецстоянку предусмотрена в целях пресечения нарушения и до устранения причины такой эвакуации. Но велосипедом – даже при наличии у того мотора и отсутствии у вас на него водительских прав – можно не управлять после того, как вас остановит сотрудник. Вы просто можете его вести рядом с собой, и управлением это считаться не будет (определение термина «пешеход» в пункте 1.2 ПДД).

Исходя из вышесказанного, велосипед с мотором всё ещё остаётся велосипедом, для которого, как известно, права на вождение не требуются. Но как же быть в ситуации, когда байк оснащён более дюжим мотором в 0,5 кВт, 1 кВт или и того больше? Конкретных, чётко сформулированных понятий по этому поводу в законодательстве не прописано, и вроде бы официально владелец такого агрегата не обязан заводить права. Однако велосипед с мотором, обладающий мощностью выше 0,25 кВт, можно уже отнести к мопедам. А на них потребуется наличие прав категории М.
По той же терминологии ПДД, мопед — механическое транспортное средство, с предельной скоростью разгона до 50 км/ч, имеющее 2–3 колеса; оснащённое электродвигателем с мощностью свыше 0,25 кВт и ниже 4 кВт или двигателем внутреннего сгорания с объёмом до 50 куб. см. К мопедам также можно приравнивать квадроциклы с подобными техническими характеристиками.

Если вы решились на приобретение электровелосипеда мощностью до 4 кВт, обязательно изучите Правила дорожного движения, включая статью 24 “Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов”, содержащую перечень ограничений.

  1. управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  2. перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  3. перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  4. двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

Кроме того, на электровелосипедах (как и на обычных велосипедах) запрещено пересекать дорогу по пешеходным переходам. И как бы не хотелось “по-быстрому” проехать по переходу, чтобы не останавливаться и не терять время, этого делать не следует, так как водители автомобилей могут не успеть среагировать и остановиться перед внезапно появившемся велосипедистом.
Также следует помнить, что если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными правилами для движения пешеходов.

И конечно, нужно держать своего электрического коня в исправном техническом состоянии, а также понимать, что при нарушении ПДД вы несёте ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь других участников дорожного движения в случае дорожно-транспортного происшествия.

Будьте взаимовежливы и берегите себя.

Авторы законопроекта указывают, что налог будет иметь значение только для иностранных производителей. Отечественных же предпринимателей это не коснется. Производители, использующие алюминий при изготовлении велосипедной рамы, будут получать компенсацию на уплату сбора из казны государства.
Важно! Соотечественники отдают предпочтение иностранным транспортным средствам, поэтому продавцы будут вынуждены поднять на них стоимость на 10%.

По утверждению автора законопроекта, цель налога — это увеличение государственного бюджета и сохранение окружающей среды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]