Административная ответственность за нарушение государственной тайны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность за нарушение государственной тайны». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Комментируемая статья содержит пять смежных составов административных правонарушений, относящихся к нарушениям правил защиты информации.

Порядок лицензирования деятельности в области защиты информации определен Положением о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532) и Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504).

Сертификация средств защиты информации регулируется Положением о сертификации средств защиты информации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 608) (с послед. изм.).

Часть 5 комментируемой статьи, устанавливающая повышенную ответственность за грубые нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), введена Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ.

В сфере деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации грубыми нарушениями признаются нарушения следующих лицензионных требований и условий:

— наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

— выполнение требований конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области технической защиты информации;

— соответствие помещений, производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности, техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— выполнение лицензиатом режима конфиденциальности при обращении со сведениями, которые ему доверены или стали известны в ходе служебной деятельности: обеспечение ограничения круга лиц, допущенных к конфиденциальной информации, установление порядка допуска лиц к работам, связанным с использованием конфиденциальной информации, организация обеспечения безопасности ее хранения, обработки и передачи по каналам связи и выполнение установленных обладателем конфиденциальной информации требований к обеспечению безопасности этой информации;

— наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата) и (или) уполномоченного им лица документа о высшем профессиональном образовании в области технической защиты информации либо документов о высшем или среднем профессиональном (техническом) образовании и о переподготовке или повышении квалификации по вопросам технической защиты информации, а также производственного стажа в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет;

— наличие у инженерно-технического персонала, осуществляющего работы в области лицензируемой деятельности, документа о высшем образовании или профессиональной подготовке со специализацией, соответствующей выполняемым работам.

В сфере деятельности по технической защите конфиденциальной информации грубыми нарушениями признаются нарушения следующих лицензионных требований и условий:

— наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

— наличие на любом законном основании производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, прошедшего в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку), маркирование и сертификацию;

— использование автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— использование предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора с их правообладателем.

Субъектами рассматриваемых правонарушений являются: по ч. 1 и 2 — граждане, должностные лица и юридические лица, по ч. 3 и 4 — должностные лица и юридические лица, по ч. 5 — индивидуальные предприниматели, должностные лица и юридические лица.

Вина в совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации

За шпионаж, передачу секретных данных третьим лицам, вынос засекреченной документации с режимных предприятий и разглашение сведений, составляющих государственную тайну предусмотрена уголовная ответственность. В УК РФ есть 5 статей, относящихся к сфере охраны гостайны:

  • статья 275 — государственная измена;
  • статья 276 — шпионаж;
  • статья 283 — разглашение государственной тайны;
  • статья 283.1 — незаконное получение данных, содержащих гостайну;
  • статья 284 — нарушение правил обращения со сведениями, содержащими гостайну.

Под госизменой подразумеваются следующие действия: разглашение иностранным предприятиям или гражданам информации, относящейся к гостайне, а также шпионаж. По этой статье привлекаются «завербованные» лица и лица, которым была доверена гостайна, но они сознательно желали ее разгласить с целью обогащения (продажи сведений третьим лицам).

К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ. Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье.

К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной.

Понятия, связанные с гостайной размыты. Появляется все больше носителей, на которых могут храниться сведения, относящиеся к гостайне (простейшие примеры: флешка, карта памяти). Это может привести к тому, что ответственность за охрану гостайны будет ложиться на слишком большой круг людей, которые вполне могут и не знать, что являются обладателями засекреченной информации.

Нечеткие и двоякие формулировки не позволяют грамотно и эффективно контролировать деятельность лиц, в чьи обязанности входит присвоение степени секретности той или иной информации или материалам. Уполномоченное лицо вполне может отнести к гостайне самые обычные сведения.

Но следить за всеми процессами, происходящими в ведомствах, слишком сложно, учитывая современные реалии. Конкретизировать проступки должностных лиц практически невозможно.

В законодательные акты, связанные с государственной тайной, планируется внесение ряда существенных изменений. Документация будет пересмотрена и распределена по категориям. Насколько нововведения будут эффективными, покажет время.

Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.

Преступление нарушает незыблемость конституционного строя и безопасность страны. Его дополнительными объектами являются отнесение информации к особо секретной и обеспечение ее сохранности.

К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

  • экономики;
  • науки;
  • промышленности;
  • оперативного розыска;
  • вооружения;
  • военной техники;
  • внешней политики;
  • разведки и контрразведки.

Разглашение государственной тайны УК РФ определяет именно как ее выдачу посторонним лицам. Выдача может осуществляться посредством:
ДополнительноПосторонним считается лицо, не обладающее правом ознакомления с разглашенной информацией. Хотя оно может иметь доступ (допуск) к другим тайным сведениям.

  • Действий:
    1. доверительной беседы;
    2. публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
    3. переписки;
    4. ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
    5. потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК).
  • Бездействия — несоблюдения правил:
    1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
    2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
    3. засекречивания документов.

Специальным субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которому тайная информация:
Обратите вниманиеКоммерческая тайна — информация о деятельности компании (например, используемые технологии, ноу-хау, данные о контрагентах и так далее). В зависимости от обстоятельств преступления, меры наказания могут включать административные штрафы от 500 руб до 1 500 000 руб, принудительные работы или лишение свободы. Читайте подробнее в этой статье

Была доверена по праву:

    1. допуска — специально оформленному на должностное лицо и необходимому ему для работы;
    2. доступа — выданному руководителем закрытого учреждения конкретному лицу для ознакомления с определенными сведениями.
  • Стала известна без получения специального разрешения в процессе исполнения служебных обязанностей:
    1. обслуживающего персонала;
    2. курьера;
    3. охранника;
    4. водителя.

Форма вины при совершении преступления, означенного:

  1. В первой части ст. 283 УК, может быть любой. Например, виновный:
    1. Рассказывает постороннему лицу о тайных разработках на предприятии, намеренно желая его проинформировать. То есть, совершает деяние с прямым умыслом.
    2. Отправляет директору секретный документ с сотрудником, не имеющим доступа для ознакомления с данным документом. В наличии косвенный умысел, когда виновный допускает вероятность прочтения документа указанным сотрудником, но не предпринимает никаких мер предосторожности.
  2. Во второй части ст. 283 УК, форма вины является только неосторожной, когда обвиняемый не предполагает наступления нежелательных последствий, хотя может и должен его предвидеть. Или же допускает таковую возможность, но необоснованно надеется ее предотвратить. Например, помещает конфиденциальное письмо в прозрачный конверт.

Если же разглашение гостайны было совершено умышленно, с намерением причинить тяжелый ущерб, оно квалифицируется по совокупности преступлений сообразно наступившим последствиям.

Преступные деяния, схожие с разглашением секретной информации, предметом которых также является государственная тайна:

  1. Утрата документов, содержащих секретные сведения (ст. 284 УК). Наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
  2. Похищение тайных сведений, их вымогание обманом, угрозами, шантажом или другими насильственными способами (ст. 283.1 УК). Наказание составят от 3 до 8 лет лишения свободы.
  3. Измена — передача гражданином РФ секретных данных зарубежным государствам, организациям, их представителям (ст. 275 УК). Виновному назначают от 12 до 20 лет лишения свободы.
  4. Шпионаж — сбор тайной информации гражданином иностранного государства или лицом без гражданства в пользу международной или зарубежной организации (ст. 276 УК). Карается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет. В этой статье можно прочитать подробнее о промышленном и коммерческом шпионаже

Для квалификации преступления как измены или шпионажа необходимо наличие умысла. Обвиняемый сознательно передает информацию зарубежным организациям, выполняя разрушительную миссию, направленную против безопасности РФ. Если же он находился в неведении относительно истинной личности собеседника, его действия будут квалифицированы по ст. 283 УК как разглашение тайны.

Ответственность за разглашение государственной тайны устанавливает ст. 283 УК, содержащая две части. В первой из них рассматривается преступление средней тяжести, во второй — тяжкое.

За передачу тайных сведений предусмотрены:

  • заключение под арест на период от 4 до 6 мес.;
  • лишение свободы на 4 г. с запретом выполнять определенную работу в течение 3 лет или без такового.

Рассмотрим пару примеров служебной тайны, чтобы понять с чем мы все-таки имеем дело.Налоговая тайна – это тайна о налогоплательщике, в Налоговом кодексе Российской Федерации такая тайна означает, что любые сведения полученные налоговым, государственным и таможенным органом являются служебной тайной. Также персональные данные физического лица и его личная тайна.

Ввиду исключения из официальных документов понятия служебной тайны, ее основные параметры стали параллельными с понятием коммерческой тайны. Коммерческая тайна регламентируется Федеральным законодательством, а точнее актом №98. Это понятие включает в себя любую информацию, полученную в процессе хозяйственной деятельности компании и не подлежащую разглашению ввиду своей ценности.

К различиям коммерческой и служебной тайны можно причислить:

  • коммерческая тайна — понятие, присущее как частным, так и государственным компаниям, а служебная — прерогатива исключительно госслужб и муниципальных структур;
  • к последствиям разглашения коммерческой тайны относятся утеря ценных сведений и причинение финансового ущерба, а обнародование служебной тайны является нарушением прав граждан или государственных структур;
  • коммерческой тайне присуща материальная ценность информации, а служебная фактической ценности не имеет.

Еще одной родственной категорией информации является профессиональная тайна. Она также охраняется и регламентируется на законодательном уровне. К данной категории относятся:

  • нотариальная и адвокатская тайна;
  • тайна переписки и телефонных разговоров;
  • тайна исповеди и психологической беседы;
  • врачебная тайна;
  • прочие информационные данные, полученные сотрудником в процессе выполнения непосредственных профессиональных обязанностей, обнародование которых может причинить ущерб различной степени.

Таким образом, профессиональная и служебная тайна имеют ряд общих свойств, так как сведения получены сотрудниками в процессе осуществления непосредственной трудовой деятельности. Часто такие сведения могут являться одновременно служебной и профессиональной тайной.

Важно

Персональные сведения граждан относятся к отдельной категории конфиденциальности. Их нельзя свободно использовать, хранить, обрабатывать или обнародовать, если лицо, которому они принадлежат, не давало на то информированное согласие. Защита этой информационной категории регламентирована в акте №152 Федерального законодательства, в котором рассматриваются персональные сведения как частных лиц, так и сотрудников различных компаний, а также государственных и муниципальных структур.

Об ответственности за разглашение государственной тайны

К служебной тайне относится также и несекретные данные, которые так или иначе качаются деятельности каких-либо организаций. Нельзя разглашать такую информацию: Личные данные об организации(опыт рабочих, работодателей, судимости, знания, умения и навыки, связи), особенности производства, способ обучения персонала, вложения в другие организации, депозиты. Также нельзя разглашать о сделках организации, системе охраны, технической составляющей. Такие сведения могут нанести ущерб, испортить репутацию или вовсе разорить организацию.

Получается так, что кроме служебной тайны бывают исключения, в виде информации частной коммерческой тайны. Также нельзя разглашать государственные тайны, это уже личный государственный интерес.

«Кадровый вопрос», 2013, N 1

ОСОБАЯ ИНФОРМАЦИЯ охраняемая законом тайна

Одним из способов защиты охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) является установление в трудовом договоре обязанности работника соблюдать конфиденциальность такой информации. В настоящей статье рассмотрим, что представляют собой государственная, служебная и коммерческая тайны, ответственность работника за разглашение охраняемых законом тайн, а также расторжение трудового договора в случае разглашения работником указанных тайн.

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) дает возможность работодателю заключать трудовой договор с условием о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) с любым работником, если эти сведения ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей.

Условие о неразглашении охраняемой законом тайны относится к дополнительным условиям трудового договора и включается по соглашению сторон. Как правило, это условие предусматривается в трудовом договоре с работником, которому сведения, являющиеся охраняемой тайной, будут известны в процессе выполнения трудовых функций.

Рассмотрим, какая именно информация относится к государственной, коммерческой и служебной тайнам.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-1) под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен ст. 5 Закона N 5485-1, а также Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Заключение трудового договора о работе в данной области возможно только при условии допуска соответствующего лица к государственной тайне. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определен в ст. 21 Закона N 5485-1 и подзаконными нормативными правовыми актами.

Существует множество различных видов ответственности за разглашение неподлежащей информации.

Если вина об утечке информации доказана, работника ждет наказание в исключительно трудовых рамках, таким может быть: Выговор, увольнение, замечание. Какое именно будет наказание решает руководитель учреждения/организации.

Наступает в случае нарушения неприкосновенности, нарушения тайны телефонных звонков или же переписок. Необоснованный отказ государственному лицу в предоставлении информации. За это могут лишить свободы в зависимости от нарушения. Свои интересы в данной проблеме разрешить будет сложно, так как допускается множество ошибок в разрешении таких дел. Все нуждаются в информационной защите, если кто-то нарушает это, необходимо подать заявления в правоохранительные органы или суд.

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и им должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну .

Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

«Обязанность соблюдать законодательство о государственной тайне вытекает из общеправовой обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15, ч. 2, Конституции Российской Федерации)» (Из постановления Конституционного Суда РФ от 27.03.96 г. № 8-П).

Постановление о порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне» предусматривало подготовку и принятие отдельного акта законодательства по внесению изменений и дополнений в существующие нормы уголовного, гражданского, административного и других видов законодательства в соответствии с положениями принятого Закона Российской Федерации «О государственной тайне». Правительству Российской Федерации предлагалось до 1 января 1994 г. внести в Верховный Совет Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с указанным Законом. На практике этот процесс потребовал больше времени.

Нормы ответственности за правонарушения, связанные с государственной тайной, предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, и Кодексом об административных правонарушениях. Введенный в действие с 01.01.97 г. УК РФ содержит: статья 275 («Государственная измена»), статья 276 («Шпионаж»), статья 283 («Разглашение государственной тайны») и статья 284 («Утрата документов, содержащих государственную тайну»). В Кодекс об административных правонарушениях, вступивший в силу с 01.07.2002 г., включены: ст. 13.12 «Нарушение правил защиты информации», ст. 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации» и ст. 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом».

Дисциплинарная ответственность, установленная Законом о государственной тайне, наступает за нарушение требований режима, следствием которого является прекращение действия допуска лица к государственной тайне при условии, что в трудовом договоре (контракте) Пыли оговорены обязательства по ее защите с последующим расторжением по этому дополнительному основанию контракта и увольнением работника.

Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», например, как и ранее действовавший Закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», предусматривает возможность увольнения государственного служащего при однократном нарушении им своих обязанностей по защите государственной тайны.

Важное значение для практики применения Закона Российской Федерации «О государственной тайне» в контексте трактовки статьи 5, принимая во внимание изменения, внесенные в нее в сравнении с первоначальной редакцией (06.10.97 г. № 131-Ф3) имеет внесенное тем же законом дополнение статьи 26 положением о необходимости экспертных заключений об отнесении незаконно распространенных сведший к сведениям, составляющим государственную тайну. Согласно Правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.09.95 г., «количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются н соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласовываемыми с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны».

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 11.06.2021) О государственной тайне

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 9-14. ТОМ 2» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г. Свечникова И.В. Чаннова С.Е. Издание: Издательство «РосБух», 2019 год

Комментируемая ст. 13.12 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил защиты информации.

Статья 13.12 КоАП РФ содержит семь смежных составов административных правонарушений, основным объектом которых являются правоотношения в сфере защиты информации.

Дополнительным объектом правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 — 5 ст. 13.12 КоАП РФ, является порядок осуществления лицензируемых видов деятельности, связанных с защитой информации.

Дополнительным объектом правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3, 4, 7 ст. 13.12 КоАП РФ, являются правоотношения в сфере обращения с информацией, составляющей государственную тайну.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.12 КоАП РФ, заключается в нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну). Указанное деяние влечет наложение административного штрафа от 1 000 до 1 500 рублей на граждан, от 1 500 до 2 500 рублей на должностных лиц, от 15 000 до 20 000 рублей на юридических лиц. То же деяние, совершенное в сфере деятельности по использованию и защите информации, составляющей государственную тайну, создания средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществления мероприятий и (или) оказания услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, квалифицируется по ч. 3 ст. 13.12 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа от 2 000 до 3 000 рублей на должностных лиц, от 20 000 до 25 000 рублей на юридических лиц.

Обязательность получения лицензии для осуществления деятельности в области защиты конфиденциальной информации установлена п. п. 1 — 5 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ). Лицензионные требования к отдельным видам деятельности в области защиты информации установлены в нормативных правовых актах Правительства РФ, в том числе:

Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 N 314 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

Постановлении Правительства РФ от 12.04.2012 N 287 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»;

Постановлении Правительства РФ от 03.03.2012 N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации».

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

    Все документы >>>

    Виды ответственности за нарушение государственной тайны

    • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

      «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543

      «О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214

      «Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2021 N 2454-р

      «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»»

    • Постановление Правительства РФ от 03.09.2021 N 1482

      «Об утверждении Положения о включении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, ведении указанного перечня и об основаниях исключения из него организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

    • Постановление Правительства РФ от 28.08.2021 N 1442

      «Об утверждении Правил информационного взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляемого в целях реализации положений пунктов 4 — 4.5 статьи

    Все документы >>>

    К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ. Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье.

    К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной.

    Объект преступления состоит в обеспечении государственной безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

    Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:

    • в Законе РФ №5485-1 «О государственной тайне»;
    • в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
    • в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).

    Общественная опасность преступления состоит в разглашении сведений, обеспечивающих информационную безопасность государства, и несанкционированный доступ к подобного рода данным третьим лицам.

    Под разглашением государственной тайны подразумевается предание огласки сведений, составляющих государственную тайну лицам, которые не имеют к ней доступа, с нарушением действующего порядка или регламента распространения подобного рода сведений. Состав данного преступления – материальный.

    Моментом совершения преступления является момент передачи сведений в достояние другого лица, что создает опасность их использования в ущерб российским интересам.

    Для того чтобы разглашение государственной тайны стало предметом уголовного преследования, необходимо, чтобы гостайна стала известна людям, которые не имеют к ней соответствующего доступа. Сведения могут быть разглашены устным или письменным способом, с использованием СМИ: данный аспект не имеет принципиального значения при квалификации преступления.

    Субъект данного преступления специальный – это лицо, которое имеет доступ к государственной тайне по роду службы, работы или учебы и использующее указанные сведения для выполнения своих профессиональных обязанностей. Преступление может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

    1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –

    наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

    Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление). Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

    Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

    Нарушение режима государственной, служебной или коммерческой тайны, требований к соблюдению конфиденциальности такого рода сведений влечет для виновного потенциальную возможность понести соответствующее степени и тяжести его деяния наказание. Законодательно установлено, что нарушение требований действующего законодательства по защите государственной, служебной или коммерческой тайны влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом установленные государством санкции определяются соответствующим отраслевым кодексом:

    1) Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ст. 283 «Разглашение государственной тайны» и ст. 284 «Утрата документов, содержащих государственную тайну», в которых предусматривается уголовная ответственность за разглашение государственной тайны или нарушение правил обращения с документами ее, содержащими в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы на срок до семи лет. Кроме того, в ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» предусматривается уголовная ответственность за указанные в ней деяния в виде штрафа или лишения свободы на срок до двух лет (при наличии тяжких последствий – до десяти лет);

    2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 13.11–13.14 устанавливает административную ответственность в виде штрафа: за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах; за нарушение правил защиты информации установленных соответствующей лицензией; за использование несертифицированных средств защиты информации; за деятельность в сфере защиты информации без соответствующего разрешения (лицензии); за разглашение информации с ограниченным допуском;

    3) должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по защите государственной, служебной и коммерческой тайны с учетом их трудовой функции или служебного положения. Так, они могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрений. За совершение проступка работодатель имеет право применить к ним дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по основаниям, предусмотренным пп. «в» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ «Разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей» или п. 12 «Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне». Как и другие меры дисциплинарного взыскания, увольнение применяется к работнику в порядке, установленном ст. 193 Трудового кодекса РФ.

    В соответствии с правилами, установленными вышеуказанной статьей, работодатель до применения дисциплинарного взыскания в форме увольнения должен потребовать от работника объяснения в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. При этом отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания в форме увольнения.

    Мера дисциплинарного взыскания в форме увольнения работника применяется не позднее одного месяца со дня установления факта разглашения государственной, служебной или коммерческой тайны работником, за исключением времени его болезни и пребывания в отпуске. Важным обстоятельством является и то, что дисциплинарное взыскание в форме увольнения не может быть применено к работнику позднее шести месяцев со дня совершения им проступка, в том числе проступка, выразившегося в разглашении государственной, служебной или коммерческой тайны.

    Следует также отметить, что в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ применение мер дисциплинарной ответственности за нарушение права на охраняемую тайну в форме ее разглашения может предусматриваться уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников, а следовательно, и в отношении должностных лиц федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну юридических лиц и граждан-предпринимателей и ставших им известными в связи с исполнением служебных обязанностей.

    Другим видом ответственности работников за нарушение права на коммерческую тайну является материальная ответственность, предусматривающая обязанность работника возместить в пределах, установленных законом, имущественный ущерб предприятию, нанесенный виновным противоправным поведением.

    Необходимой предпосылкой привлечения работника к дисциплинарной и материальной ответственности является своевременное возложение на него обязательства о неразглашении охраняемой тайны работодателя;

    4) в настоящее время гражданско-правовая ответственность, в связи с переходом к рынку резко повысила свою роль и влияние. Как и в иных случаях, в отношении рассматриваемого института эта гражданская ответственность предстает в форме признания совершенной с��елки недействительной по основаниям, указанным в ст. 166 и 168 Гражданского кодекса РФ, а также в форме возмещения причиненного вреда.

    К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ. Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье.

    К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной.

    ст. 275 УК РФ — госизмена.

    Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение.

    Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.

    • Прекращение допуска к государственной тайне: порядок, основания
    • Разглашение государственной тайны: ответственность, срок
    • Разглашение государственной тайны: судебная практика
    • Государственная тайна: закон о государственной тайне в редакции 2021 года, доступ к сведениям, режим государственной тайны, способы сохраннеия государственной тайны
    • Допуск граждан к государственной тайне: порядок
    • Допуск к государственной тайне: формы, условия допуска, порядок оформления, как получить доступ
    • Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют: методика проверки

    ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям.

    Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.

    ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями.

    Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ. Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно.

    Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.

    ст. 283.1 УК РФ — незаконное получение информации, составляющей гостайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям.

    ст. 284 УК РФ — нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий.

    Обычно любой субъект, которому доверена работа с гостайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности — а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к гостайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями гостайны.

    Обязательный признак данного преступления — утрата или наступление иных тяжких последствий. При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение гостайны.

    Основным объектом разглашения государственной тайны является конституционный строй и его безопасность.

    Дополнительным объектом данного деяния являются социальные отношения, которые возникают в результате соотнесения сведений, являющихся государственной тайной и обеспечения их безопасности.

    Объективная сторона разглашения государственной тайны является как действие, так и бездействие, в результате чего тайная информация попадает к гражданам, не имеющим право на доступ к ней.

    Под бездействие понимается несоблюдение правил доступа в места, где хранятся документы, составляющие гостайну, непринятые меры по прикрытию специальных предметов, нарушение правил засекречивания определенной информации, нарушение присвоения пометки «совершенно секретно».

    В форме действия разглашение осуществляется в частных беседах и публичных выступлениях, в виде публикации в СМИ и т,д.

    К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

    • экономики;
    • науки;
    • промышленности;
    • оперативного розыска;
    • вооружения;
    • военной техники;
    • внешней политики;
    • разведки и контрразведки.

    Разглашение государственной тайны УК РФ определяет именно как ее выдачу посторонним лицам. Выдача может осуществляться посредством:

    ДополнительноПосторонним считается лицо, не обладающее правом ознакомления с разглашенной информацией. Хотя оно может иметь доступ (допуск) к другим тайным сведениям.

    • Действий:
        доверительной беседы;
  • публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
  • переписки;
  • ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
  • потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК).
  • Бездействия — несоблюдения правил:
  1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
  2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
  3. засекречивания документов.

Часть 2 статьи 283 УК РФ предусматривает следующий квалифицирующий признак – умышленное разглашение гостайны, которое повлекло за собой тяжкие последствия.

Они признаются тяжкими исключительно в ходе судебного заседания при учете сопутствующих обстоятельств.

Противоправное деяние считается завершенным в момент ознакомления постороннего лица с тайной информацией. При этом лицо должно осознанно воспринять факт получения сведений, составляющих государственную тайну.

Объект преступления состоит в обеспечении государственной безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:

  • в Законе РФ №5485-1 «О государственной тайне»;
  • в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
  • в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).

Общественная опасность преступления состоит в разглашении сведений, обеспечивающих информационную безопасность государства, и несанкционированный доступ к подобного рода данным третьим лицам.

Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление). Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

Лицо, которое не имело по роду своей деятельности доступа к государственной тайне, не может быть привлечено к ответственности по ст. 283 УК РФ. Если же гражданин собирал соответствующие сведения умышленно, то его действия могут быть квалифицированы как шпионаж или государственная измена (если эти данные впоследствии стали достоянием иностранного государства) либо по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» или по ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации».

Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.

При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

Итак, основная тема данной статьи – это незаконное получение сведений составляющих государственную тайну.

Дело в том, что до 2012 года разглашение государственной тайны квалифицировалось только с учётом положений статьи 283 УК РФ, в которой субъект преступления мог быть только специальным, то есть это лицо, наделённое определёнными должностными обязанностями и имеющее доступ к сведениям, составляющих государственную тайну.

Введение в 2012 году Федеральным Законом №190 новой статьи под номером 283.1, в большей степени исправило имеющиеся проблемы с квалификацией, например:

Гражданин «А», представляющий интересы российского предприятия «N», обратился к гражданке «Б», которая занимала должность ведущего технического специалиста в организации «W». Целью данного обращение была попытка совершить подкуп гражданки «Б» для получения от неё определённых сведений, содержащих государственную тайну. От данного предложения гражданка «Б» категорически отказалась. Но, отказ не нивелировал стремление «А» и вместо предложения денежных средств начали звучать угрозы в адрес гражданки «Б» и её близких. И уже это возымело больший эффект и злоумышленнику в итоге удалось получить желаемый результат.

В описанной ситуации имеется двое виновных:

1-ый – это гражданка «Б», фактически разгласившая государственную тайну. Соответственно, это деяние следует квалифицировать по статье 283 УК РФ, как преступление совершённое в умышленной форме.

2-ой – это гражданин «А», получивший сведения, составляющие государственную тайну, путём использование подкупа и угроз.

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.

К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

  • экономики;
  • науки;
  • промышленности;
  • оперативного розыска;
  • вооружения;
  • военной техники;
  • внешней политики;
  • разведки и контрразведки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]