Расторжение муниципального контракта в одностороннем порядке по 44 ФЗ заказчиком

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение муниципального контракта в одностороннем порядке по 44 ФЗ заказчиком». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44‑ФЗ и ГК РФ

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с ч. 14 ст. 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Инструкция по одностороннему отказу от исполнения госконтракта

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Законодательством не утверждена форма для решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Составляйте ее в произвольной форме. Рекомендуем отразить такие сведения:

  • информацию о соглашении (реквизиты, стороны, предмет);
  • дату, когда решили расторгнуть;
  • поводы не исполнять;
  • срок, когда решение вступает в силу.

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указано, в течение какого срока заказчик должен разместить решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в ЕИС, — 3 рабочих дня с даты принятия этого решения.

  1. При наличии существенных нарушений условий госконтракта со стороны заказчика поставщик принимает решение об одностороннем расторжении контракта и оформляет его решение в письменном виде.
  2. О принятом решении необходимо уведомить заказчика. Это можно сделать любым доступным способом — по почте, по электронной почте, факсимильным отправлением и т.п. Лучше всего использовать одновременно несколько каналов.
  3. У заказчика есть десять дней (со дня получения уведомления) на исправление допущенных нарушений.
  4. Если заказчик не исправляет нарушение, то по истечении 10-дневного срока контракт считается расторгнутым.
  5. Далее поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта и (или) затраты закупку партии товара у производителя.

Заказчик и поставщик имеют одинаковые права на расторжение госконтракта. Для этого нужно, чтобы одновременно наступили два условия:

  1. В тексте контракта содержались положения об одностороннем отказе от его исполнения.
  2. Наступили основания, предусмотренные гражданским законодательством для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации. Кроме того, такая обязанность у заказчика возникает, если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

Закон № 44-ФЗ ссылается на гражданское законодательство, но не указывает, какие именно нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения госконтракта. В связи с этим Минэкономразвития и Антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включить в госконтракты несколько таких оснований (письмо Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28И, ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2016). Перечень из письма не является закрытым — контролирующие органы лишь привели наиболее распространенные из них. Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.

Если проштудировать Гражданский кодекс, то в нем можно найти множество оснований для расторжения договоров разных типов в одностороннем порядке. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

Для расторжения договора купли-продажи существуют следующие основания:

  1. Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и абзац 2 статьи 464 ГК РФ).
  2. Товар содержит неустранимые недостатки либо недостатки, которые нельзя устранить без больших затрат (финансовых или временных), либо недостатки, выявленные неоднократно, в том числе после их устранения, а также иные недостатки подобного рода. Наличие таких недостатков является существенным нарушением поставщиком требований к качеству товара (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
  3. Продавец отказывается в разумный срок доукомплектовать поставленный товар (пункт 1 статьи 480 ГК РФ).

Договор поставки можно расторгнуть в одностороннем в порядке на основании статьи 523 Гражданского кодекса. Это следующие случаи:

  • поставщик поставил товар с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок;
  • поставщик неоднократно нарушил сроки поставки;
  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты;
  • заказчик неоднократно допустил невыборку товара.

Что касается договора возмездного оказания услуг, то в соответствии со статьей 782 ГК РФ, любая из сторон имеет право отказаться от исполнения своих обязательств. Но есть условие — издержки второй стороны должны быть возмещены. Заказчик может расторгнуть договор по своей инициативе, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы, а исполнитель — если возместит убытки заказчика.

Рекордсменом по количеству оснований для одностороннего расторжения является договор подряда. У заказчика они таковы:

  • если подрядчик своевременно не приступил к исполнению своих обязательств по договору либо скорость его работы говорит о том, что закончить в установленный срок он явно не успеет (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если подрядчик в назначенный срок не устранит недостатки, которые свидетельствуют о том, что работа будет выполнена ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
  • если подрядчик отступил от условий договора или допустил при исполнении работы недостатки и не устранил их в разумный срок или же эти недостатки являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
  • если заказчик просто решил расторгнуть договор подряда до тех пор, пока ему не сданы результаты работы (статья 717 ГК РФ). При этом он должен уплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлечет расторжение договора, в пределе разницы между ценой контракта и суммой, выплаченной за исполненную работу.

У подрядчика тоже есть основания расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке:

  • если заказчик не согласен повысить цену контракта из-за необходимости дополнительных работ (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если заказчик отказывается увеличить цену из-за того, что возросла стоимость материалов, оборудования либо услуг субподрядчиков и это нельзя было предвидеть при заключении договора (пункт 6 статьи 709 ГК РФ).

В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях — если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.

На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.

Принятое решение следует в течение трех рабочих дней разместить в ЕИС и направить второй стороне любым способом, который позволяет зафиксировать факт его вручения — заказным письмом, по электронной почте, по факсу и так далее. Тот день, когда отправитель решения будет уведомлен о том, что вторая страна его получила (или отсутствует по указанному адресу), будет считаться датой надлежащего уведомления. Бывает, что подтверждение извещения второй стороны получить невозможно. Тогда дата уведомления наступает через 30 дней после размещения информация о расторжении контракта в ЕИС.

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП. Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить. Но лишь при условии, что это нарушение не было повторным.

Самым беспроблемным вариантом с точки зрения контролирующих органов является расторжение контракта из-за нарушения срока исполнения обязательств. Если исполнитель опоздал с поставкой партии товара, заказчику целесообразно это задокументировать — в адрес поставщика направляется соответствующая претензия. При повторении ситуации у заказчика будет основание расторгнуть контракт. То же самое справедливо и при затягивании подрядчиком срока начала работы и/или выполнении отдельных ее этапов с опозданием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2016 № Ф05-4174/2016).

Расторгая контракт, заказчик должен быть уверен, что его вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств нет. Ведь иначе решение об одностороннем расторжении будет признано недействительным, как в определении Верховного Суда РФ от 15.03.2017 № 301-ЭС17-1010.

По условиям контракта исполнитель должен был разработать проектную документацию по ремонту дороги в установленный срок. По окончании этого срока исполнитель получил от заказчика решение о расторжении госконтракта, поскольку работу не закончил. Как выяснилось в ходе разбирательства, причиной тому были действия самого заказчика — несмотря на требование исполнителя предоставить необходимые для работы данные, заказчик этого своевременно не сделал. Суд признал одностороннее расторжение контракта недействительным, поскольку были препятствия, из-за которых подрядчик не мог исполнить свои обязательства в срок.

Немало вопросов возникает и относительно самой процедуры расторжения госконтракта. Заказчики иногда не выдерживают сроки, и зачастую это выходит им «боком» — в судебной практике есть подобные примеры.

В одном из них заказчик принял решение расторгнуть контракт, разместил информацию в ЕИС и направил сведения о поставщике в РНП, не выждав положенные 10 дней. Антимонопольная служба и суд поддержали поставщика и пришли к выводу, что заказчик нарушил порядок вступления решения об одностороннем отказе в силу (определение Верховного Суда РФ от 02.12.2016 № 305-КГ16-15701, от 12.09.2016 № 308-КГ16-11459).

Итак, гражданское законодательство предусматривает разные причины для отказа от госконтракта в одностороннем порядке. Однако специалисты рекомендуют прибегать к этому при наличии «железных» оснований, а также досконально исполнять процедуру расторжения, иначе у суда будут основания признать его недействительным.

Расторгнуть госконтракт через суд придется, если:

  • в контракте не закреплена возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон;
  • в контракте есть возможность его расторгнуть в одностороннем порядке, но на расторжении настаивает лишь одна из сторон, а другая не соглашается с основанием для этого

Негативные последствия будут зависеть от того, чью позицию примет суд. Если решение будет в пользу заказчика, то сведения об исполнителе попадут в РНП.

  • Решение направляется исполнителю, (подрядчику, поставщику) заказным письмом по почте с уведомлением о вручении или телеграммой, или по электронной почте или по факсу, или используя иные средства связи и доставки, которые обеспечивают фиксирование такого уведомления и получением заказчиком подтверждения о его вручении исполнителю (подрядчику, поставщику).

При этом датой уведомления считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении исполнителю (подрядчику, поставщику) указанного уведомления или получения заказчиком информации об отсутствии исполнителя (подрядчика, поставщика) по его адресу, указанному в контракте.

  • Решение об одностороннем расторжении контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты уведомления исполнителя (подрядчика, поставщика). При этом, если в течении этих десяти дней поставщик устранит нарушение условий контракта и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, заказчик обязан отменить своё решение. (в случае повторного нарушения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) условий контракта данное правило не применяется).
  • Заказчик уведомляет Федеральную антимонопольную службу о расторжении контракта в одностороннем порядке, и ФАС проводит заседание комиссии, с приглашением обеих сторон, на предмет включения исполнителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков.
  • После расторжения контракта в одностороннем порядке заказчик имеет право закупить товар с помощью процедуры запроса предложении. Закупка товара, услуги, работы производится в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83, пункта 2 части 2 статьи 83.1 44-ФЗ.
  • В случае, когда до момента контракта исполнитель (подрядчик, поставщик) частично исполнил контракт, заключая новый контракт, заказчик обязан уменьшить количество поставляемого товара, или услуг, работ, с учётом фактически выполненных работ, поставленных товаров, и новый контракт заключается с учётом этих обстоятельств.
  • При расторжении контракта в одностороннем порядке, исполнитель (подрядчик, поставщик), вправе требовать возмещение фактически понесенного ущерба, обусловленного обстоятельствами расторжения контракта.

В соответствии с пунктом 19 ст. 95 исполнитель (подрядчик, поставщик) также имеет право принять решение и расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в случае если в контракте было прописано право заказчика принять решение об расторжении контракта в одностороннем порядке.

Исполнитель (подрядчик, поставщик), не позднее трёх рабочих дней с даты принятия решения, уведомляет заказчика о принятом решении, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному заказчиком в контракте или телеграммой, или по адресу электронной почты, либо другими средствами доставки, обеспечивающими получения исполнителем, подтверждения о его вручении адресату.

При этом датой уведомления заказчика считается дата получения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику уведомления о решении исполнителя расторгнуть контракт, при этом решение о расторжении контракта вступает в законную силу через десять дней после уведомления заказчика.

Односторонний отказ от госконтракта: причины и процедура

При этом заказчик может потребовать фактически понесённого ущерба, обусловленного обстоятельствами расторжения контракта.

РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПКИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ.

Расторжение контракта заключенного в рамках закона «О государственном оборонном заказе», регламентируется Федеральным законом №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе.»

В контрактном законодательстве закреплено три основания, по которым контракт может быть расторгнут (ч.8 ст.95 44-ФЗ):

  • стороны обоюдно согласовали данную необходимость;
  • суд вынес решение о расторжении обязательств;
  • одна из сторон пожелала прекратить контракт на основании ГК РФ.

Заказчик может в одностороннем порядке отказаться от контракта, если это право было изначально прописано в контракте и не нарушаются положения гражданского законодательства (ч.9 ст.95 44-ФЗ).

Рассмотрим причины и условия, которые приводят к отказу от контракта одной из сторон:

  1. Одна из сторон нарушила принципиальные положения договора и, тем самым, спровоцировала для другой стороны ущерб, лишивший ее возможности получить результат, предусмотренный этим договором (ч.2 ст.450 ГК РФ). Также в самом контракте изначально могут быть прописаны конкретные причины для одностороннего отказа от обязательств.
  2. В тексте договора необходимо установить меры ответственности для сторон за некачественное исполнение или неисполнение ими своих обязательств (ч.4 ст.34 44-ФЗ). Также отдельным пунктом указываются пени и штрафы за несоблюдение сроков оплаты (ч.5 ст.34 44-ФЗ).

На основании этих пунктов исполнитель вправе потребовать возмещения финансового урона, который он понес от прекращения контракта.

Какое законодательство берется за основу при исполнении и расторжении контракта: контрактное или ГК РФ?

В 44-ФЗ сказано, что договор может быть расторгнут по договоренности сторон, судебному решению или инициирован односторонний отказ от обязательств в соответствии с ГК РФ. Следовательно, если какие-то положения и компетенции не отражены в 44-ФЗ, то нужно обращаться к гражданскому законодательству и другим Федеральным законам, которые дополняют 44-ФЗ. Иные Федеральные законы не должны расходиться с 44-ФЗ (ч.1 ст.2 44-ФЗ).

Статья 95 44-ФЗ предусматривает право обеих сторон закупки расторгать контракт в единоличном формате, но с соблюдением установленного порядка. Судебная практика знает много случаев, когда поддерживалась позиция и заказчиков, и поставщиков, то есть у судов нет предвзятости в этом вопросе.

В законодательстве предусмотрена административная ответственность для виновников процедуры, которые нарушают порядок одностороннего прекращения договора: 50 000 руб. – для ответственных лиц, 200 000 – для руководителей организаций (ч.6 ст.7.32 КоАП).

Поставщикам не следует злоупотреблять своим правом одностороннего расторжения, если исполнение обязательств стало для них невыгодным: например, выросли цены на товар на складе или в магазине, или повысился курс доллара. В практике известны случаи, когда компания пожелала расторгнуть договор, узнав о повышении стоимости товара на 20%. Но суд принял сторону заказчика, основываясь на том, что эти обстоятельства не являются форс-мажором, и поставщик должен был изначально соотнести и рассчитать потенциальные риски.

Советуем не доводить дело до разбирательств в судах и выполнять свои обязательства добросовестно, качественно и в срок.


В законодательной базе указаны главные этапы проведения одностороннего расторжения:

  • потребуется в обязательном порядке уведомить по процедуре вторую сторону;

  • также отмена решения об расторжении может быть, если в течение 10 дней от даты получения уведомления сторона удалила все нарушения, прописанные в условиях договора.

Заказчик имеет возможность расторгнуть контракт. Какие права имеет участник? В том случае, если в договоре есть пункт «расторжение контракта по 44 ФЗ в одностороннем порядке», значит, отказаться от исполнения договора имеет возможность и поставщик. В данном случае другая сторона имеет право потребовать возмещение ущерба, но только фактического.

Многие участники переживают о том, что после выполнения работы или поставки товара заказчик может отказаться от выполнения договора и не оплатить вообще. Нет, по закону такой ситуации вообще быть не может. Заказчик не сможет расторгнуть контракт, не имея на это весомых причин. Также он обязан оплатить произведенные услуги, даже если контракт будет расторгнут.

Одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ


Причиной расторжения может быть только глобальное нарушение договора. В документе обязательно должны быть указаны все условия ответственности, как исполнителя, так и заказчика, за невыполнения условий либо же ненадлежащее исполнение. Все штрафы и пени должны быть прописаны в договоре. Только в соответствии с этими пунктами поставщик имеет возможность потребовать возместить ущерб.

Если вас не устроило исполнение услуг, не всегда есть возможность расторгнуть договор. Например, в контракте указано, что поставщик обязуется предоставлять охранные услуги, перечень которых прописан в документе. После того как заказчик провел тщательную проверку оказанных услуг, пришел к выводу о том, что они абсолютно не соответствуют требованиям, которые указаны в договоре. Затем заказчик на основании результатов своей проверки издал документ о том, что будет расторгать договор, после чего бумага была предоставлена поставщику.

В данном случае поставщик может устранить все нарушения и сказать заказчику о том, что односторонний отказ не указан в договоре, в связи с чем произвести расторжение можно только в судебном порядке. В соответствии с пунктом 10,3 договор можно расторгнуть досрочно исключительно по соглашению сторон, если одна из них не согласна, придется обращаться в суд. Но и в этом случае суд может поставить, что отказ от исполнения договора является незаконным, так как контракт этого не предусматривает. Именно поэтому, если хотите обладать полноценными правами, тщательно подходите к вопросу составления документов, обращайтесь за консультацией к юристам.


В том случае, если подрядчик нарушает сроки, в контракте должны быть предусмотрены проектно-изыскательные и строительно-установочные работы и их шаги выполнения в соответствие с планом.

Изначально был установлен срок на 10 июня 2012 года, окончание проекта должно было быть произведено в течение 19 месяцев с того дня, когда был заключен договор. Сюда входили такие процедуры, как:

  • подготовка рабочих документов;

  • составление сметы;

  • возведение архитектурной конструкци.

  • сдача жилых помещений в использование.


Существуют такие моменты, когда поставщик направляет заказчику письмо о расторжении контракта по 44 ФЗ в одностороннем порядке, но не указывает весомую на то причину.

Во время рассмотрения данного дела суд постановил, что поставщик услуг так и не приступил к тому, чтобы выполнять свои обязательства указанные в договоре. В соответствии со статьей 715 предусмотрено, что если же исполнитель не начинает вовремя выполнять требования договора либо просто работает так медленно, что окончание процедуры в поставленный срок просто невозможно. В данном случае, заказчик имеет возможность отказаться от выполнения договора и потребуется возместить убытки подрядчика.

Обычно в таких ситуациях процедура заканчивается обоюдным расторжением контракта. Из-за того, что исполнитель не выполнил своих обязательств, он направляет письмо заказчику, который направит решение о том, что готов отказаться от договора. Такие моменты должны быть указаны в контракте, чтобы в дальнейшем не пришлось обращаться в судебные органы.

Опираясь на 14 часть статьи, заказчик должен отменить не вступившее еще в силу решение об отказе исполнения договора, если в течение 10 дней было устранено нарушение исполнителем. Это может произойти только в том случае, если было исправлено то нарушение, которое послужило причиной расторжения документа. В том случае, если исполнитель не начал устранять нарушение в течение 10-дневного срока, значит, решение вступит в силу.


Государственный контракт реально расторгнуть в одностороннем порядке. Главное в данном случае придерживаться всех законодательных норм. Если происходят попытки уклониться от выполнения контракта, они будут оперативно выявлены в арбитражном суде. Именно поэтому и поставщику, и заказчику желательно заранее обдумывать выполнение своих обязательств.

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

  • Аукционный вестник №537 (03 сентября 2021 г.)
  • Аукционный вестник №536 (27 августа 2021 г.)
  • Аукционный вестник №535 (20 августа 2021 г.)
  • Аукционный вестник №534 (13 августа 2021 г.)
  • Аукционный вестник №533 (6 августа 2021 г.)
  • Аукционный вестник №532 (30 июля 2021 г.)
  • Аукционный вестник №531 (23 июля 2021 г.)
  • Аукционный вестник №530 (16 июля 2021 г.)
  • Аукционный вестник №529 (9 июля 2021 г.)
  • Аукционный вестник №528 (2 июля 2021 г.)

По заключенному контракту(44-ФЗ) исполнитель прислал письмо, в котором, ссылаясь не непредвиденные обстоятельства, возникшие в связи с обострением ситуации и угрозой распространения короновирусной инфекции (дополнительные меры по организации режима труда работников, введение новых санитарных норм для эксплуатации помещения, отсутствия достаточного количества персонала), не сможет в дальнейшем исполнять обязательства по оказанию услуг.

Ссылаясь на пункт контракта о праве исполнителя принять решение об одностороннем расторжении контракта, исполнитель просит расторгнуть контракт.

Каковы наши действия (заказчика)? Должны ли мы применить к исполнителю штрафные санкции? Какой документ будет являться основанием для расторжения контракта и кто его должен составить (исполнитель или заказчик)?

Если контрактом предусмотрено право заказчика на одностороннее расторжение контракта в соответствии с нормами закона № 44-ФЗ и ГК РФ, то заказчик вправе это сделать, составив решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направив его исполнителю. Решение об одностороннем отказе и будет являться основанием для расторжения договора. Для соблюдения надлежащей процедуры необходимо также осуществить следующее:

  • разместить электронную версию решения в ЕИС. На сайте ЕИС для этого предусмотрен реестр дополнительной информации о закупках, контрактах;
  • направить решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте;
  • направить решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, иным способом, позволяющим зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.

Штрафные санкции применяются только в случае, если одностороннее расторжение контракта связано с неисполнением либо ненадлежащим исполнением контракта исполнителем. Следует отметить, что при реализации права заказчика на одностороннее расторжение контракта при отсутствии нарушений со стороны исполнителя, заказчик обязан оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы.

ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

Вот инструкция по надлежащему оповещению:

  1. Опубликуйте решение в реестре дополнительной информации о закупках, контрактах в ЕИС.
  2. Отправьте решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который прописан в госконтракте.
  3. Отправьте решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, другим способом, который позволяет зафиксировать уведомление и получить подтверждение, что документ вручен.

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указан срок направления уведомления о расторжении договора в одностороннем порядке — 3 рабочих дня от даты принятия решения.

ВАЖНО!

Чтобы оповестить, выполняют все три действия. Это указано в письмах Минэкономразвития № Д28и-2763 от 13.10.2016 и № Д28и-2623 от 30.09.2016.

Есть судебная практика, по которой для расторжения контракта достаточно иметь доказательство, что поставщик получил решение о расторжении (например, сведения о вручении заказного письма). В этом случае оповещение считают надлежащим, а госконтракт — расторгнутым, даже если не выполнили все три действия, которые предусмотрены в ч. 12 ст. 95 44-ФЗ. Например, не выложили решение в ЕИС. Это указано в п. 16 обзора судебной практики применения законодательства о контрактной системе, который утвержден президиумом Верховного Суда от 28.06.2017.

ВАЖНО!

В КоАП есть ч. 3 ст. 7.30, по которой штрафуют за неразмещение необходимой информации в ЕИС.

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указано, что дата надлежащего оповещения зависит от сложившейся ситуации:

  1. День, когда получили подтверждение, что поставщик получил уведомление.
  2. День, когда получили данные, что поставщика нет по адресу, который прописан в контракте.
  3. 31-й день от даты публикации решения в ЕИС, если раньше не получали подтверждение или информацию.

В ч. 13 ст. 95 44-ФЗ указано, спустя какое время с даты уведомления заказчиком поставщика вступает в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, —10 дней после надлежащего оповещения.

Когда решение вступило в силу и контракт расторгнут, уведомляют ФАС о расторжении контракта для внесения сведений о поставщике в реестр недобросовестных участников закупок. В ч. 4, 5, 6 ст. 104 44-ФЗ указано, что уведомление ФАС о расторжении госконтракта отправляют в течение 3 рабочих дней от даты, когда прошло 10 календарных дней после уведомления об одностороннем отказе.

ВАЖНО!

Если пропустите срок для отправления заявления или не направите его, оштрафуют на 20 000 рублей по ч. 2 ст. 7.31 КоАП.

Заявление и документы к нему подают в территориальный орган ФАС по месту нахождения заказчика. Это делают лично, заказным письмом с уведомлением или по электронной почте. В последнем случае уведомление УФАС об одностороннем расторжении контракта подписывают усиленной электронной подписью. Это указано в п. 9 постановления правительства № 1062.

14.03.2018 ФАС в письме № РП/16764/18 ответила на обращение о правилах расчета сроков. Собрали в таблицу выводы контрольного органа:

Дата Как считается
Надлежащее уведомление

Считают, что поставщик уведомлен об одностороннем отказе от исполнения госконтракта, если прошло 30 дней с момента публикации решения госзаказчика об одностороннем расторжении госконтракта в ЕИС.

Не имеет значения, выпадает завершение срока на рабочий или нерабочий день. Получается, что нормы гражданского законодательства в части определения периода времени ФАС в этом случае не работают.

В ч. 13 ст. 95 44-ФЗ указано, что решение заказчика о расторжении госконтракта начинает действовать, а госконтракт расторгается после 10 дней от даты, когда поставщика уведомили надлежащим образом о расторжении в одностороннем порядке.

В ст. 191 Гражданского кодекса закреплено, что период времени начинает течь на следующий день после даты в календаре или когда произойдет факт, который определит его старт.

Получается, что первый день начала исчисления периода, который прописан в ч. 13 ст. 95 44-ФЗ, — это день, который следует за днем, когда поставщика надлежаще уведомили. Получается, вот как считать 10 дней с даты надлежащего уведомления: на 11-й день от даты правильного уведомления госзаказчиком поставщика о прекращении обязательств в одностороннем порядке контракт расторгается.

Для исправления нарушений Если последний день 10-дневного периода, в рамках которого поставщики исправляют нарушения, попадает на нерабочий день, то, по ст. 193 Гражданского кодекса, день окончания срока — ближайший следующий за ним рабочий день.

Односторонний отказ от исполнения обязательств по договору допускается только в случаях, предусмотренных самим Гражданским кодексом, другими законами или иными нормативными актами (ст. 310 ГК РФ).

В частности, в отношении договора купли-продажи в гражданском законодательстве предусмотрено право покупателя отказаться от исполнения такого договора, если продавец не передает покупателю проданный товар (п. 1 ст. 463 ГК РФ). Другой пример: если заключен договор проката, арендатор вправе отказаться его исполнять в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за десять дней (п. 3 ст. 627 ГК РФ).

На основании гражданского законодательства односторонний отказ от исполнения возможен и в отношении договоров поставки, возмездного оказания услуг.

В первом случае право отказаться имеет покупатель, если поставщик предоставил товар ненадлежащего качества, с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократно (то есть более одного раза) нарушил срок поставки. Аналогичное право есть у поставщика, если покупатель неоднократного нарушил срок оплаты товаров или допустил их неоднократную невыборку. При этом договор будет автоматически считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения, если иной срок расторжения не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (ст. 523 ГК РФ).

Во втором случае заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель имеет такое же право при условии полного возмещения заказчику убытков (ст. 782 ГК РФ).

Кроме того, и в отношении договора подряда в ГК РФ есть похожая норма: если иное не предусмотрено договором, заказчик в любое время до сдачи ему результата работы вправе отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. При этом заказчик тоже обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу (ст. 717 ГК РФ).

Наконец, гражданское законодательство устанавливает, что при отсутствии у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от его исполнения и потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).


По договорам, заключенным в рамках Закона № 223-ФЗ, сторонам следует придерживаться исключительно норм, содержащихся в самом Гражданском кодексе.


Что касается случаев, установленных в «других законах», в качестве примера приведем ситуацию с оказанием услуг связи, когда пользователь нарушает требования договора и в течение шести месяцев после получения письменного предупреждения от оператора услуг связи не устраняет это нарушение. Тогда оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор (ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»). С полным перечнем подобных случаев можно ознакомиться в справочно-правовых системах, пройдя по соответствующим ссылкам к п. 1 ст. 310 ГК РФ.

Дополнительно укажем, что к числу данных случаев относятся и закупки по Закону № 44-ФЗ. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (см. выше), при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Более того, в определенных случаях это даже является обязанностью заказчика. Например, если в ходе исполнения контракта выяснится, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением и (или) документацией о закупке требованиям к участникам и (или) поставляемому товару либо поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем в закупочной процедуре (ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Но если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, аналогичное право (опять же, по основаниям, установленным ГК РФ) возникает и у поставщика (ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Названное решение, принятое заказчиком или поставщиком вступает в силу (контракт считается расторгнутым) через десять дней с даты надлежащего уведомления одной стороной другой стороны об одностороннем отказе от исполнения контракта. Десять дней даются на «исправление ошибок»: если нарушения устранены, принявшая решение сторона должна его отменить и контракт станет исполняться дальше (ст. 13, 14, 21, 22 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Это исключительно «добавочная» норма Закона № 44-ФЗ в отношении порядка и условий одностороннего расторжения контракта. Правда, она уже не будет работать в случае повторного нарушения контракта поставщиком, ставшего основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В данном контексте важно учесть, что информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении его условий, допущенном другой стороной, и в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором. Причем существенным признается нарушение договора одной стороной, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Иными словами, сторона не может расторгнуть заключенный договор лишь по собственной инициативе, без соответствующего судебного решения. Однако нельзя не отметить: данная норма ГК РФ вступает в некоторое противоречие как с нормами гражданского законодательства, устанавливающими случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см. описанную выше ситуацию одностороннего отказа от исполнения и расторжения договора поставки), так и с соответствующими нормами других федеральных законов, в том числе Закона № 44-ФЗ.

В связи с этим на практике нередко возникает вопрос: чем же руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжении контрактов по Закону № 44-ФЗ – названным законом или ГК РФ? Чтобы дать ответ, нужно внимательно прочитать ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ. В ней говорится, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие осуществление закупок, в том числе особенности исполнения контрактов, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ. Следовательно, если по ГК РФ нужно расторгать контракт в одностороннем порядке через суд, а в Законе № 44-ФЗ данное расторжение предусмотрено без обращения в суд, превалирует норма Закона № 44-ФЗ.

Впрочем, этот вывод относится только к договорам, заключенным в рамках Закона № 44-ФЗ. Что касается сторон по договорам, заключенным по Закону № 223-ФЗ, им следует придерживаться лишь тех норм, которые содержатся в самом Гражданском кодексе (Закон № 44-ФЗ отношения названных сторон уже не регулирует).


Если в ситуации существенного изменения обстоятельств контрагентам не удалось расторгнуть договор по соглашению сторон, решение принимает суд по требованию инициатора такого расторжения.


То есть, с одной стороны, согласно гражданскому законодательству указанный контрагент может в одностороннем порядке и без обращения в суд расторгнуть только договор поставки (на основании п. 4 ст. 523 ГК РФ). Во всех же остальных случаях, где идет речь только об одностороннем отказе от исполнения договора (например, при заключении договора возмездного оказания услуг), контрагент может лишь отказаться от исполнения своих обязательств по такому договору, а вот расторгать его при невозможности сделать это по соглашению сторон придется через суд. Добиться нужного судебного решения, если отказ от исполнения договора уже произошел в силу возникновения установленных законодательством случаев, будет в принципе несложно, но лишнее время и другие ресурсы все равно будут потрачены.

С другой стороны, в ГК РФ есть отдельная норма, в соответствии с которой в случае одностороннего отказа от договора (его исполнения) полностью или частично (если такой отказ допускается) договор считается расторгнутым или измененным (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ). Хотя данная норма, опять же, несколько не стыкуется с анализируемым положением о том, что без согласия одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда, именно на эту норму можно опираться в ситуации, когда сторона, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора по разрешенным основаниям, считает, что тем самым она одновременно расторгла договор. Такой позиции в отношении закупок по Закону № 223-ФЗ придерживаются и суды[6].

Отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в 30-дневный срок (ст. 452 ГК РФ). Также добавим, что на практике степень значительности ущерба в каждом конкретном случае определяется судом.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-фз

  • Письмо Минфина России от 11.09.2020 № 24-05-08/79907 «О согласовании с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если закрытый аукцион признан несостоявшимся»
  • Письмо Минфина России от 17.09.2020 № 24-03-07/81650 «О возможности заключения контракта, условия которого применяются к отношениям, возникшим до его заключения, и основании оплаты контрактов»
  • Письмо Минфина России от 11.09.2020 № 24-01-07/80101 «О заключении и оплате контракта, если победитель закупки применяет УСН, а также об уплате им НДС»
  • Письмо Минфина России от 12.02.2020 № 24-03-07/9524 «О заключении контракта по результатам электронного аукциона, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить»
  • Письмо Минфина России от 11.02.2020 № 24-01-07/9174 «О заключении и оплате контракта, если исполнитель применяет УСН, а также если его предметом являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства»

Поставщик считается уведомленным об одностороннем отказе от исполнения госконтракта с ним по истечении 30 дней с момента публикации решения госзаказчика об одностороннем расторжении госконтракта в ЕИС.

ВАЖНО! При этом не важно, выпадает ли окончание срока на рабочий или нерабочий день.

Таким образом, нормы ГК в части определения периода времени ФАС в данном случае не использует.

В силу ч. 13 ст. 95 44-ФЗ решение заказчика о расторжении госконтракта начинает действовать, следовательно, госконтракт будет считаться расторгнутым после 10 дней от момента, когда поставщик был уведомлен надлежащим образом о расторжении контракта в одностороннем порядке. Одновременно с этим в ст. 191 ГК прописано, что течение периода времени начинается на следующий день после даты в календаре или когда происходит факт, которым определяется его старт.

Таким образом, первым днем начала исчисления периода, который установлен в ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, будет день, который следует за днем, когда поставщик был надлежащим образом уведомлен.

ВАЖНО! На 11 день от даты грамотного оповещения госзаказчиком поставщика о прекращении обязательств в одностороннем порядке контракт будет считаться расторгнутым.

Продолжая логику антимонопольного органа, приведем пример расчета.

Так, 30-й день выпал на нерабочий — 07.04.2018. Днем надлежащего уведомления в этом случае будет этот же день. С 09.04.2018 начнет исчисляться десятидневный срок. Десятый день — 18 апреля. Если бы этот день был нерабочим, а 19 апреля — рабочим днем, то решение об одностороннем отказе от контракта вступило бы в силу 20 апреля.

Расторгнуть обязательства по взаимному согласию возможно в порядке, предусмотренном ч.8 ст.95 44-ФЗ. Однако законодательство ничего не сообщает о самой процедуре и правилах ее осуществления. Чтобы понять, как правильно поступать в данном случае, следует обратиться к ГК РФ и вникнуть во все детали.

Гражданское законодательство разрешает расторгнуть обязательства по обоюдному согласию, даже если такая возможность не была заранее оговорена в тексте контракта (ч.1 ст.450 ГК РФ). В 44-ФЗ также ничего не говорится о том, что это условие обязательно нужно указывать в контракте. Поэтому, если заказчик ссылается на невозможность прекратить действие контракта из-за невнесения этого условия в текст, он ошибается и действует неправомерно.

Обязательства могут быть расторгнуты только в ряде случаев, о которых говорится в ст.451 ГК РФ. Обстоятельства, послужившие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они возникли ранее, то стороны и вовсе не заключали бы контракт.

  1. Исполнитель не в состоянии выполнить договор по независящим от него причинам (форс-мажор): наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и т.п. Форс-мажорными называются обстоятельства, которые отрицательно влияют на работоспособность оборудования, машин, средств связи и др.
  2. Заказчик больше не нуждается в оговоренных товарах или работах.
  3. Выполнение обязательств невозможно из-за влияния факторов со стороны.
  4. Заказчик не получил деньги из государственного бюджета, из-за чего не в состоянии оплатить поставки или работы.
  5. Заказчик не выбрал все количество товара в оговоренный срок.
  6. Исполнитель не может выполнить обязательства в указанный срок, а заказчик не против отказаться от контракта.

Важный момент! Минэкономразвития РФ в своем письме от 16.01.2017 г. № Д28и-130 сообщает, что не допускается частичное расторжение контракта. Если поставлен не весь товар, то заказчик принимает и оплачивает фактически поставленный объем.

Пример: Медицинское учреждение заключило договор на поставку лекарственных препаратов в несколько этапов. В какой-то момент заказчик отказался принимать товар, так как образовался его переизбыток на складе, и предложил исполнителю расторгнуть обязательства в одностороннем порядке. Однако требовать это заказчик не имеет права. Он должен довести работу до конца, или расторгнуть по соглашению весь контракт и рассчитаться за выполненную часть работ.

Таким образом, если стороны решили расторгнуть контракт, то отсутствие этого условия в тексте не должно им помешать. Единственное, о чем нужно побеспокоиться – это оформить его письменно согласно ст.452 ГК РФ. Также в соответствии со ст.103 44-ФЗ обязанностью заказчика будет внесение сведений в реестр контрактов в ЕИС в 5-ти дневный срок после заключения соглашения.

Следует отметить, что после расторжения обязательств по взаимному согласию сторон наступает прекращение обоюдного сотрудничества. После этого заказчик не может включать данные об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (ст.453 ГК РФ).

Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ 2021 г.

  1. Заказчик несвоевременно рассчитался за поставку или работы. Таких просрочек должно быть две и более (п.3 ст.523 ГК РФ).
  2. Заказчик необоснованно отказался от приемки товара (работ, услуг). Два или более раза (п.3 ст.523 ГК РФ).
  3. Заказчик намеренно создает условия, из-за которых невозможно выполнить обязательства (п.1 ст.719 ГК РФ). Например, не предоставляет материалы.
  4. Исполнитель может потребовать увеличить стоимость контракта, если материалы значительно подорожали по независящим от него причинам. Если заказчик отказывается увеличить цену, то исполнитель вправе расторгнуть обязательства в одностороннем порядке (п.6 ст.709 ГК РФ)
  1. Поставка или работы были осуществлены исполнителем некачественно. Этот факт фиксируется независимыми экспертами (п.2 ст.523 ГК РФ).
  2. Исполнитель поставил товар в неполной комплектации и отказался устранить недостаток (п.2 ст.480 ГК РФ).
  3. Несвоевременная поставка. Должна быть зафиксирована не менее 2-х раз (п.2 ст.523 ГК РФ).
  4. Исполнитель по неясным причинам не начинает работы в установленный срок или нарушает график (п.2,3 ст.715 ГК РФ).
  5. В ходе исполнения обязательств исполнитель допустил ошибки и не исправляет их, или невозможно их исправить из-за существенности (п.3 ст.723 ГК РФ).
  6. В ходе исполнения работ заказчик выявил, что исполнитель не соответствует требованиям документации и 44-ФЗ (п.15 ст.95 44-ФЗ).
  7. Иные причины, предусмотренные законом РФ.

Интересно, что штрафные санкции, указанные в контракте, накладываются на обе стороны. А вот в РНП при нарушении закона попадает только поставщик. Реестра недобросовестных заказчиков, к сожалению, не существует, хотя он был бы полезен в некоторых случаях.

Одностороннее расторжение обязательств влияет как на заказчика, так и на поставщика.

Для заказчика:

  • невыполненный заказ;
  • бессмысленная трата времени и ресурсов;
  • возможность взыскания с поставщика затрат, которые понёс из-за одностороннего расторжения (ч.23 ст.95 44-ФЗ). Они подтверждаются в арбитражном суде.

Для поставщика:

  • обеспечение исполнения контракта редко возвращается или возвращается только после обращения в суд;
  • вносится в РНП (ч.16 ст.95 44-ФЗ);
  • право требовать возмещения фактических расходов, если действовали причины, послужившие для одностороннего расторжения (ч.23 ст.95 44-ФЗ).

Поставщикам следует придерживаться важного правила, чтобы потом не расторгать контракт — заключать его только в том случае, когда уверен в собственных силах. А также внимательно изучать все условия перед тем, как подписывать документ.

Если все-таки без расторжения контракта не обойтись, постарайтесь договориться. Это поможет избежать лишней волокиты и плохих последствий.

Если заказчик аннулировал контракт немотивированно и без вашего ведома, то следует обращаться в суд и отстаивать свои интересы.

Согласно статье 96 44-ФЗ инициатор закупки и поставщик имеют право прекратить договорные обязательства в одностороннем порядке. Но такое допустимо только при условии, что такая возможность была заранее предусмотрена закупочной документацией. Если указаний на это не было, то прекратить договорные обязательства можно только по соответствующему решению суда.

Чтобы прекратить договорные обязательства поставщик должен иметь на это веские основания. Все они регламентированы Гражданским кодексом. К ним относят:

  1. Отказ заказчика от приема товара или выполнения работ, который никак не мотивирован. Факт отказа должен быть официально зафиксирован не менее двух раз.
  2. Нарушение заказчиком установленных договором сроков оплаты за поставленный товар или произведенные работы. Факт просрочки должен фиксироваться не менее двух раз.
  3. Создание заказчиком условий, при которых исполнение поставщиком обязательств становится невозможным. Фиксирование этого факта должно проводиться независимыми экспертами.
  4. Если по независящим от поставщика причинам произошло существенное удорожание товаров, поставляемых в рамках договора, или материалов, используемых для выполнения работ, то поставщик вправе требовать пересмотра установленной цены. В случае отказа заказчика, поставщик получает возможность расторгнуть договор. Эта норма распространяется лишь на длительные (от 3 лет) и дорогостоящие (от 500 млн.) проекты для обеспечения государственных нужд

Заказчик обладает правом прекратить договорные обязательства в следующих ситуациях:

  1. Поставщик поставил товары или оказал услуги, не соответствующие характеристикам, оговоренным в контракте. Это обстоятельство должно быть подтверждено независимыми экспертами.
  2. Поставщик не выполняет обязательств или существенно отклоняется от установленного графика.
  3. Поставщик отказывается устранять недостатки, выявленные по мере исполнения договорных обязательств.
  4. Заказчик выяснил, что поставщик не отвечает требованиям, определенным 44-ФЗ.

Иногда предусматриваются штрафные санкции в случае отказа от договорных обязательств. Штрафы могут быть наложены на обе стороны. Поставщик, который не справился с возложенными на него обязательствами, попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Для него это автоматически означает дальнейшее отстранение от участия в государственных закупках.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]