Основные направления деятельности библиотек на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные направления деятельности библиотек на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Каждая школьная библиотека должна выполнять несколько задач:

  • Формирование библиотечных фондов с учётом профиля общеобразовательного учреждения, потребностей учащихся.
  • Обеспечение поддержки непрерывных образовательных процессов, повышения квалификации педагогического состава, самостоятельной работы учеников.
  • Выявление и удовлетворение потребностей и запросов учащихся и педагогов.
  • Развитие у школьников информационной и читательской культуры посредством организации тематических мероприятий.
  • Повышение и поддержание качества обслуживания и оказания услуг читателям.

Школьные городские или сельские библиотеки должны регулярно организовывать мероприятия для учеников. Причём важно подбирать тематики, которые интересны и соответствуют современным тенденциям литературы и читательской культуры.

Темы и направления мероприятий могут быть следующими:

  • Памятные даты.
  • Неделя или месяц читательской культуры, художественной, научной, фантастической или публицистической литературы, определённого автора, детской или юношеской книги. Можно выбрать любой период и посвятить его отдельному литературному направлению.
  • Обзор литературных новинок или конкретных произведений.
  • Обсуждения книг, сюжетов произведений, творчества авторов.
  • Музыкальные вечера с прослушиванием песен на слова известных поэтов (в современных и классических интерпретациях).
  • Конкурс чтецов, юных поэтов или писателей.
  • Викторина с вопросами и заданиями по конкретному произведению, жизни и творчеству литератора, отдельной области литературы.
  • Мастер-классы.

Анализируя работу библиотек, было замечено, что наибольшую трудность, с которой сталкиваются библиотекари – это выбор тематики мероприятий. Темы должны интересовать целевую аудиторию и быть актуальными.

Ориентирами на будущий год могут быть:

  • проекты национального характера;
  • федеральные программы, которые уже реализуются;
  • десятилетия, которые проводятся ООН.

Для того, чтобы привлечь аудиторию, существует множество форматов:

  • проведение интеллектуальных игр;
  • организация диалогов и дискуссий;
  • проведение театрализованных представлений со сценариями;
  • демонстрация видеороликов и организация видеопрезентаций;
  • создание книжных и литературных музеев;
  • организация тематических уроков;
  • проведение литературных эссе.

При планировании отправными точками могут служить:

  • памятные даты и события;
  • региональные программы;
  • акции и программы всероссийского характера.

Годовой план работы Новошальтямской сельской библиотеки на 2021 год

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и иных документов стратегического планирования.

4. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Стратегия) направлена на комплексное развитие библиотечного дела, модернизацию библиотечной системы страны, сохранение и пополнение библиотечных фондов, расширение свободного и равного доступа граждан к информации, совершенствование подготовки библиотечных кадров, а также на внедрение информационных технологий, научного и методического обеспечения деятельности библиотек.

Стратегия определяет цели, задачи, стратегические приоритеты, основные механизмы и показатели модернизации библиотек Российской Федерации как неотъемлемой части информационного общества, информационного пространства знаний и системы национальной безопасности.

Правовую основу Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О библиотечном деле», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

указы Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы», от 29 мая 2017 г. N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в части развития муниципальных библиотек), от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. N 950 «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации», Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;

иные правовые акты, определяющие основные направления развития библиотечного дела.

Развитие библиотечного дела основано на следующих принципах:

сохранение российской культуры, традиционных ценностей в интересах национальной безопасности, укрепления единства нации, политической и социальной стабильности;

создание условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и творческому развитию детей и подростков, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим;

повышение качества жизни через обеспечение прав граждан на доступ к объективной, достоверной и безопасной информации посредством библиотечного обслуживания;

обеспечение свободы выбора способов и средств доступа к информации и получения знаний в цифровом (электронном) и бумажном виде;

обеспечение максимальной актуальности, полноты, открытости, достоверности и доступности информации;

обеспечение развития информационной инфраструктуры для равного доступа к государственным (муниципальным) услугам, информации о культурной, духовной, научной, экономической жизни общества, пространству знаний в электронной среде;

сохранение и развитие библиотек как площадок офлайн коммуникаций;

обеспечение защиты приоритетов государства и интересов граждан в информационной сфере, предоставление информации и услуг, способствующих поддержанию высокого культурного и образовательного уровня граждан Российской Федерации;

необходимость развития механизмов межотраслевого взаимодействия и координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, соответствующих общественных, научных, образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества.

Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в сфере развития библиотечного дела в субъектах Российской Федерации.

Развитие библиотек в мире на ближайшее десятилетие определяется Декларацией «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г.

Во всем мире общественный доступ к информации позволяет людям принимать взвешенные решения, которые могут улучшить их жизнь через предоставление качественного образования, поддержку здравоохранения, культуры, науки и инноваций. Библиотеки входят в число ключевых учреждений, которые обеспечивают достижение этих целей.

Сегодня в мире 320 тыс. публичных библиотек и более 1 млн. парламентских, национальных, университетских, научных и исследовательских, школьных и специальных библиотек, сотрудники которых делают все возможное, чтобы информация и навыки, необходимые для ее использования, были доступны каждому, что крайне необходимо в цифровую эпоху. В библиотеках хранится информация, чтобы обеспечить доступ к ней будущим поколениям, помочь людям развивать свой потенциал, их инфраструктура предоставляется для информационных и коммуникационных технологий, а надежной сетью местных учреждений могут пользоваться все группы населения.

Библиотеки поддерживают цели устойчивого развития государства, поскольку в них:

поддерживается обращение граждан к качественной и разнообразной информации, в том числе приобщение детей и подростков к регулярному чтению книг;

продвигаются универсальная грамотность, включая медийную и информационную, и навыки цифровой грамотности;

заполняются пробелы в доступе к информации и оказывается помощь Правительству Российской Федерации, гражданскому обществу и бизнесу лучше понять местные информационные потребности;

предоставляется место для реализации государственных программ Российской Федерации и сервисов;

развивается цифровая инклюзивность с помощью доступа к информационным и коммуникационным технологиям благодаря усилиям сотрудников, помогающих пользователям получать новые навыки в области цифровой грамотности;

предоставляется доступ к мировому культурному наследию.

Международное профессиональное библиотечное сообщество (национальные ассоциации) играет активную роль в координации усилий и повышении эффективности деятельности библиотек по следующим направлениям:

поддержка культурного и творческого развития людей;

развитие чтения и грамотности;

развитие цифровых компетенций;

помощь людям в реализации ими своего потенциала;

содействие здоровой и более счастливой жизни;

рост благосостояния людей;

поддержка развития местных сообществ.

По экспертным оценкам, библиотечная система Российской Федерации насчитывает более 100 тыс. библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Суммарный объем всех библиотечных фондов ежегодно увеличивается и уже достиг значения 1 млрд. 700 млн. единиц хранения. Библиотеки являются самостоятельными юридическими лицами либо входят в структуру других юридических лиц.

Сеть общедоступных (государственных и муниципальных) библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, на 1 января 2020 г. насчитывает около 42 тыс. единиц, в число которых входят 8 федеральных библиотек, 261 центральная библиотека субъектов Российской Федерации, 36491 муниципальная общедоступная библиотека, 4777 структурных подразделений учреждений, осуществляющих библиотечную деятельность, из общего числа указанных библиотек 3112 библиотек являются детскими, специализированными. Более 70 процентов общедоступных библиотек и учреждений, осуществляющих библиотечную деятельность, расположены в сельской местности. Общий охват библиотечным обслуживанием населения страны составляет 36 процентов.

Более 40 тыс. единиц составляют библиотеки сети образовательных организаций всех уровней, находящиеся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

В области науки, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи работают более 3,5 тыс. научных и научно-технических библиотек. Разветвленной сетью библиотек располагают Министерство обороны Российской Федерации и другие силовые ведомства страны. За последние годы увеличилось количество библиотек религиозных организаций. Различные ведомства формируют собственные статистические данные о деятельности библиотек, но обобщение этих данных в масштабе страны отсутствует.

В последние десятилетия российские библиотеки в своей деятельности столкнулись с технологическими и общественными вызовами:

бурное развитие IT-технологий, повлекшее за собой беспрецедентный рост потоков информации, быстрое развитие способов ее производства и распространения, а также многообразие форматов ее использования;

переход страны на инновационную модель социально-экономического развития;

усиление роли некоммерческого сектора (социально ориентированные некоммерческие организации) в создании культурного продукта и оказании услуг в сфере культуры, а также появление новых форм партнерства;

передача ответственности за поддержку и развитие общедоступных библиотек на региональный и муниципальный уровни.

Сформированная на протяжении многих десятилетий сеть библиотек всех систем и ведомств страны демонстрирует востребованность в обществе, создавая условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В условиях кардинальных технологических перемен, процессов глобализации и беспрецедентного роста объемов информации библиотеки являются незаменимым социально-коммуникативным институтом, призванным обеспечить возможности для самореализации и развития личности.

Отвечая на вызовы и используя открывшиеся возможности, библиотеки участвуют в общественной, экономической и культурной жизни страны. Активная модернизация библиотек в России началась в 2014 году, был утвержден модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, который определил новые подходы к деятельности библиотек как центров интеллектуального развития. Реализация проекта по созданию модельных библиотек в ряде регионов страны уже в первый год привела к увеличению всех основных показателей их деятельности.

В 2019 году работа по созданию модельных библиотек была продолжена в рамках реализации национального проекта «Культура».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N 169 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» и методики отбора объектов Национальной электронной библиотеки» создана федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека», фонд которой уже превысил 4,5 млн. изданий по разным темам, количество обращений к ресурсам Национальной электронной библиотеки в 2020 году превысило 5 млн. Активно развивается Национальная электронная детская библиотека (регулярно пополняемая коллекция оцифрованных материалов, периодических изданий, диафильмов, частных собраний XVIII — XXI веков для детей и о детях в 2020 году уже насчитывает 19,5 тыс. документов). Получили развитие базы данных по формированию библиографического учета и изучению документов краеведческого характера.

Начиная с 2018 года число читателей библиотек после отрицательной динамики последних десятилетий имеет тенденцию к росту и в 2019 году составило 50404,6 тыс. человек, количество посещений библиотек также растет и составляет 427608,9 тыс. человек в год.

Особой категорией пользователей библиотек являются дети и подростки, имеющие право на специализированное библиотечное обслуживание. Число детей — пользователей библиотек ежегодно растет в среднем на 1 — 2 процента и составляет около 40 процентов общего количества пользователей библиотек.

Из-за системного недофинансирования, коснувшегося в первую очередь приобретения новых книг, число новых поступлений в государственные библиотеки субъектов Российской Федерации и муниципальные библиотеки страны сократилось за 20 лет на 20,3 процента. Обновляемость фонда снизилась до 1,9 процента (при нормативных показателях не менее 5 — 10 процентов). При этом спрос на библиотечные документы высок и стабилен, что подтверждается показателями по книговыдаче, которые даже в этих условиях с начала нынешнего тысячелетия увеличилась на 53 процента, но в настоящее время из-за отсутствия новых книг имеет тенденцию к снижению.

Особенно острая ситуация сложилась с фондами сельских библиотек, большая часть которых (более 70 процентов) морально и физически устарела и не соответствует информационным потребностям и запросам современных пользователей.

Проблема обеспечения сохранности фонда как в процессе использования, так и в режиме сохранности и предоставления в публичное пользование особо ценных и редких изданий стоит на сегодняшний день перед библиотеками всех уровней вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Хотя за последние годы прослеживается некоторая положительная динамика по укреплению материально-технической базы общедоступных библиотек, только среди библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, почти 2 тыс. библиотечных зданий или помещений нуждаются в капитальном ремонте, а около 200 из них находятся в аварийном состоянии. И даже эти цифры не могут быть полностью объективными, так как признание зданий библиотек аварийными или требующими капитального ремонта искусственно сдерживается.

Современные информационные технологии являются тем инструментом, который определяет стратегию и тактику развития библиотек страны. Полноценный доступ в сеть «Интернет» имеют только 62 процента муниципальных библиотек, что серьезно тормозит их развитие как информационных центров местного сообщества.

В настоящее время наблюдаются существенное отставание библиотек страны в области развития информационно-коммуникативных и внедрения современных цифровых технологий и, как следствие, недостаточно качественный уровень информационно-библиотечного обслуживания пользователей.

Привить любовь к чтению и интерес к печатным изданиям можно разными способами. Например, хороший результат дают различные библиографические мероприятия или проведение занятий по культуре чтения.

Литературные обзоры также могут заинтересовать юных читателей. Особенно понравиться детской аудитории различные мероприятия в игровой форме.

Для привлечения детей в библиотеки важно проводить работу не только с преподавательским составом, но и с родителями. В этом плане можно предоставлять не только методическую помощь, но и различные консультации.

Очень эффективным является и взаимодействие с литературными, художественными и учебными фондами. Хороши также тематические мероприятия.

При привлечении аудитории самым трудным является выбор актуальной темы мероприятий. Она должна заинтересовать целевую аудиторию.

В качестве ориентира можно рассматривать:

  • национальные проекты;
  • реализуемые программы федерального значения;
  • мероприятия, инициаторами которых выступает ООН.

В рабочий план библиотекари могут включить:

  • занятия, рассказывающие о рациональном потреблении;
  • мероприятия, которые популяризируют научные открытия;
  • уроки по научно-исследовательской литературе;
  • лекции, привлекающие к экологическим проблемам.

Тематические мероприятия можно посвятить:

  • открытиям и изобретениям, которые совершили подростки;
  • выдающимся ученым мира;
  • современным изобретениям;
  • экономии энергоресурсов;
  • грамотному отношению с отходами;
  • жизни в эко-стиле;
  • мечтам и путешествиям;
  • достопримечательностям родного края;
  • сокровищам природы.

Работники библиотек могут познакомить учащихся с первичными финансово-экономическими знаниями, научить составлять личный план.

Самым доступным мероприятием в школе может быть посещение районной или городской библиотеки. Визит может быть обзорным или узкотематическим.

Целевую аудиторию можно привлечь с помощью книжных марафонов. Интерес вызывают и различные литературные программы:

  • Семейный выходной в библиотеке;
  • Найди своего автора;
  • Страна непрочитанной литературы;
  • Истории взлетов и успехов;
  • Произведения созвучны настроению;
  • Блогеры рекомендуют к прочтению;
  • Книжный хит и др.

В 2021 году в России запланированы следующие мероприятия:

  • Библионочь:
  • Неделя детской книги;
  • Живая классика.

На самом деле, библиотекари могут сделать из библиотеки по-настоящему популярное место для молодежи. Например, можно пригласить человека, который вызывает интерес у подростков.

Мероприятия могут быть самые разные. Школьников можно привлечь не только с помощью образовательных или воспитательных мероприятий, но и лекций и занятий познавательного характера. Будут актуальны встречи с известными путешественниками, популярными художниками, другими представителями творческой интеллигенции.

На базе библиотеки можно создать различные кружки. Они будут способствовать расширению воображения у школьников, и помогать развивать различные способности.

В план мероприятий на 2021-2022 годы можно включить встречу учителей, родителей и детей и проведение обзора современной детской литературы.

Можно познакомить взрослых и детей и с творческой литературой. Параллельно можно организовать мастер-классы вязания или декупажа.

Для младшеклассников можно провести конкурс по лепке из глины или пластилина.

Для учеников старших классов будут уместны тематические брейн-ринги по сюжетам школьных произведений.

Вызовет интерес у школьников и конкурс по чтению стихов. Не оставит равнодушными у учащихся и прослушивание песен в современном формате, слова к которым написали поэты из школьной программы.

В помещении библиотеки можно устроить просмотр старых фотографий и обсуждение событий недавней истории.

Заинтересует школьников и рассказ о туристических походах, организованных школой. Также в наступающем учебном году можно обсудить местные достопримечательности.

В школьной местности в библиотеках также можно проводить все перечисленные выше мероприятия. Также целесообразно организовывать встречи родителей и детей на тему формирования самостоятельности личности и посвященные проблеме доверия между детьми и взрослыми. Не помешает провести и беседы со школьниками относительно безопасности поведения.

Надо сказать, что мероприятия, посвященные взрослению детей и проблемам подросткового возраста популярны, как в городе, так и в селе.

При проведении воспитательных бесед необходимо учитывать, что максимальный результат достигается при размещении участников по кругу. В этом случае присутствующие могут не только выслушать всех участников, но и наблюдать за происходящим вблизи.

Перечень федеральных целевых программ, которые реализуются в 2021-2022 годах:

  • «Культура» — 2019-2024;
  • «Информационное общество» – 2019-2024;
  • «Охрана окружающей среды» – 2016-2031.

Национальные проекты:

  • Наука;
  • Экология;
  • Образование;
  • Культура;
  • Демография;
  • Жилье и городская среда.

Международные десятилетия под эгидой ООН:

  1. Сближение культур (2013-2022).
  2. Десятилетие действий по проблемам питания (2016-2025).
  3. Восстановление экосистем (2021-2030).

Библиотекари могут включить в план работ и мероприятия, посвященные «Десятилетию детства в Российской Федерации», Программа была принята в 2017 году и действует до 2027 года. Она направлена на поддержку юношеского и детского чтения.

План работы библиотеки на 2021-2022 учебный год

  1. Сближение культур (2013-2022).
  2. Десятилетие действий по проблемам питания (2016-2025).
  3. Восстановление экосистем (2021-2030).

В план работы библиотеки на 2021 год необходимо включить и программу «Десятилетие детства в Российской Федерации», принятую в 2017 и действующую до 2027 года. Концепция включает поддержку детского и юношеского чтения среди прочих мероприятий.

В рабочий план нужно включить уроки, лекции и другие мероприятия, популяризирующие науку и научно-исследовательскую литературу, привлекающие внимание к экологии, рациональному потреблению и другим актуальным проблемам для современного общества.

В список тематических мероприятий можно включить такие:

  1. Открытия и изобретения, сделанные детьми и подростками.
  2. Выдающиеся ученые мира.
  3. Великие открытия.
  4. Современные изобретения.
  5. Экономия энергоресурсов.
  6. Грамотное обращение с отходами.
  7. Жизнь в эко-стиле.
  8. Мечты и путешествия.
  9. Достопримечательности родного края.
  10. Сокровища природы.

Учебные заведения должны давать учащимся и первичные финансово-экономические знания, понимание и умение составить личный финансовый план. Этому также можно посвятить отдельное мероприятие.

Словари, энциклопедии, журналы – элементы библиотечного фонда. При его неправильном формировании учебным заведением будет тратится большое количество денежных средств на покупку новых книг, быстрое нахождение которых станет невозможным.

Работа с фондом включает в себя мероприятия по формированию и сохранению фонда библиотеки. От ее качества зависит наполняемость книжного зала и частота обновления его содержимого. Поэтому библиотекарь должен: анализировать использование информации, работать с должниками, убирать с полок устаревшую литературу и пополнять фонд периодическими изданиями.

В этом году в 67 регионах России появится 151 модельная библиотека. Уже заключены соглашения между Министерством культуры Российской Федерации и субъектами. Сейчас идет активная работа с документами. Начинается подготовка к ремонту помещений, закупке мебели, оборудования, книг. Осуществляется мониторинг фонда на предмет его актуальности. До 1 февраля будут заключены соглашения между субъектами и муниципалитетами.

Важным изменением этого года является то, что уже сейчас известны библиотеки, которые будут модернизированы в рамках дополнительного набора. Это означает, что у них будет гораздо больше времени на реализацию своей новой концепции.

Больше всего модельных библиотек в этом году откроется в Кировской области и Республике Башкортостан — по пять в каждом регионе. Впервые библиотеки нового поколения появятся в Приморском крае, Дагестане, Карачаево-Черкессии, Калмыкии, Тверской области, Ненецком Автономном округе и в городе федерального значения Севастополе.

К концу 2021 года в России будет уже 457 современных пространств с современным дизайном, хорошей техникой и отличными книгами. В жизни каждой из этих библиотек начнется новая глава. Сегодня мы приоткрываем завесу тайны и делимся двумя из множества интереснейших проектов этого года.

В Пскове откроется Детская экологическая библиотека «Радуга» с невероятным дизайном. Обновленное пространство будет разделено на зоны, посвященные природным достопримечательностям Псковской области: стихии, заповедники и водоемы, животный мир, природные явления. Цветовая гамма, графические решения и даже форма мебели — все будет соответствовать тематике того или иного пространства. После обновления книжного фонда и техники библиотека сможет расширить свою экологическую деятельности, в частности, будет сотрудничать с Российским географическим обществом

— рассказывает куратор региона Елена Григорьева.

Свыше 1000 человек из более чем 50 регионов пройдут обучение в Центре непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Российской государственной библиотеки. Обучение проходит в рамках федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура», и для слушателей оно совершенно бесплатно.

Программы ориентированы на решение практических задач, с которыми сотрудники библиотек сталкиваются в своей работе. В случае успешного прохождения обучения слушатели получат удостоверение о повышении квалификации.

В этом году Центр начнет дистанционное обучение по четырем программам. В мае и июле стартует программа повышения квалификации «Актуальные аспекты организации и осуществления деятельности библиотек нового поколения». Он раскрывает такие вопросы, как развитие позитивного имиджа и продвижение, исследование аудитории и взаимодействие с ней, инклюзия, культурное волонтерство, проектная деятельность, персонал и формирование команды, взаимоотношение с партнерами, эффективное управление пространством.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района 629870, с.Самбург, улица Подгорная, дом 21.

Просмотреть все Основные сведения →

Приоритетными в школьных библиотеках считаются несколько направлений:

  1. Работа со школьниками, необходимая для развития интереса к чтению.
  2. Уроки культуры чтения.
  3. Библиографические уроки.
  4. Литературные обзоры.
  5. Игровой и презентационный формат.
  6. Общешкольные мероприятия и акции. Они обычно приурочены к памятным датам, событиям в области литературы и культуры.
  7. Работа с преподавателями и родителями в целях усовершенствования обмена знаниями, предоставления методической и консультационной помощи.
  8. Работа с фондами учебной, научной и художественной литературы.
  9. Другие тематические мероприятия.

Анализ работы показывает, что наибольшую сложность при составлении плана мероприятий в библиотеке вызывает выбор тем – они должны быть интересными, актуальными и полезными для целевой аудитории. Ориентиры на 2021 год – реализуемые федеральные программы, национальные проекты, а также международные десятилетия, проводимые под эгидой ООН.

  1. «Культура», реализуется в 2019-2024.
  2. «Информационное общество» – 2019-2024.
  3. «Охрана окружающей среды» – 2016-2031.

Первое и общедоступное мероприятие – экскурсии в школьную (районную, городскую) библиотеку. Проводят их в течение года – обзорные и узкотематические.

Живой интерес у аудитории вызывают книжные марафоны и литературные программы:

  1. Книжный хит.
  2. Блогеры рекомендуют к прочтению.
  3. Произведения созвучны настроению.
  4. Истории взлетов и успехов.
  5. Страна непрочитанной литературы.
  6. Найди своего автора.
  7. Семейный выходной в библиотеке.
  8. Другие.

План работы библиотеки на 2020/2021 учебный год

В рабочий план нужно включить уроки, лекции и другие мероприятия, популяризирующие науку и научно-исследовательскую литературу, привлекающие внимание к экологии, рациональному потреблению и другим актуальным проблемам для современного общества.

В список тематических мероприятий можно включить такие:

  1. Открытия и изобретения, сделанные детьми и подростками.
  2. Выдающиеся ученые мира.
  3. Великие открытия.
  4. Современные изобретения.
  5. Экономия энергоресурсов.
  6. Грамотное обращение с отходами.
  7. Жизнь в эко-стиле.
  8. Мечты и путешествия.
  9. Достопримечательности родного края.
  10. Сокровища природы.

В план школьной библиотеки на 2020-2021 год обязательно должны быть включены мероприятия, приуроченные к 200-летию Федора Достоевского и 200-летию Николая Некрасова. Оба события пройдут на федеральном и региональном уровнях – соответствующие указы о празднованиях уже подписаны президентом Владимиром Путиным.

Ключевые события, связанные с этими датами, запланированы в Москве и других городах России и включают:

  1. Международные выставки.
  2. Театральные проекты.
  3. Фестивали, конкурсы.
  4. Образовательно-просветительские акции, связанные с жизнью и творчеством писателей.
  5. Разработку экскурсионных маршрутов.
  6. Мультимедийные проекты «Достоевский на каждый день», «Некрасовские дни».

Школьные библиотеки участвуют в мероприятиях на региональном уровне и дополняют график своими культурными акциями.

  • О корпорации
    • О корпорации
    • Общественный центр доступа
    • Новости и анонсы
    • Официальные документы
    • Отчет о деятельности за 2020, 2019, 2018 год
    • Муниципальное задание 2021 год
    • План на 2021 год
    • Публичный отчет за 2020 год
    • План деятельности по совершенствованию условий оказания услуг
  • Деятельность
    • Конкурсы
    • Выставки
    • План мероприятий
  • Проекты
    • Библиотеки Тольятти – детям
  • Читателям
    • Услуги
    • Каталог
    • Наши издания
    • Правила пользования библиотекой
    • Как записаться
    • Продлить книгу online
    • Бронирование книги
    • Проект «Виртуальная полка» МТС
    • Национальный проект «Культура»
    • Методические материалы
    • Рекомендуем к прочтению
    • Часто задаваемые вопросы
    • Подкасты
  • Статья
  • Обсуждение

Основные направления работы библиотек на 2021 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОЩ

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №10

____________ Е. В. Метрик

План работы библиотеки

МБОУ СОШ № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

городского округа Щёлково

на 2021 – 2022 учебный год

Основными направлениями работы библиотеки являются:

План работы школьной библиотеки должен решать задачи:

  1. Активизация читательской деятельности.
  2. Повышение доступности информации.
  3. Создание комфортной библиотекарской атмосферы.
  4. Взаимодействие с коллективом школы.
  5. Формирование интереса к тому, чтобы вести жизнь без плохих привычек.
  6. Создание электронного учета литературы.
  7. Привить учащимся аккуратное отношение к книге.

Чтение книг позволяет утолить информационный голод и интеллектуально развиваться. Посещение подобных заведений – отличный вариант для того, чтобы ребенок отвлекся от смартфона или телевизора.

Любая библиотека может спланировать мероприятия, создав план работы по месяцам. К событиям федерального уровня относят юбилей Достоевского и Некрасова. Путин подписал указ о том, что в учебных заведениях должны провестись мероприятия, основная тема которого будет затрагивать творчество известных писателей.

План работы книжных залов может быть составлен по месяцам с учетом юбилеев авторов

Частое проведение мероприятий позволит подогреть интерес учеников. Оригинальная подача материала и объяснение значимости этих фигур – то, что способно повлиять на учащихся и привить любовь к книгам. Скачать план работы школьной библиотеки на 2021-2022 учебный год по месяцам можно в данной статье.

График составляется индивидуально для каждой библиотеки. В него должны входить уроки, которые научат ребенка ориентироваться в книжном зале и осознавать его ценность. В подобном списке пользователь сможет найти всю информацию о мероприятии: время проведения, руководителей, тематику урока.

Посещение библиотечных уроков необходимо для того, чтобы ребенок смог:

  1. Закреплять полученные знания. Этому способствует тестирование, которое проходит ученик после изучения новой темы.
  2. Научиться ориентироваться в учебной литературе и уметь находить нужную информацию.
  3. Узнать новое о том месте, в котором он живет.
  4. Проявлять творческие способности.
  5. Узнать о том, как ориентироваться в книжном зале.

График представляет из себя часть годового плана работы школьной библиотеки на 2021 2022 учебный год. Его составление – одна из самых важных частей работы библиотекаря. Ведь именно он определяет дальнейшее движение.

Годовой план работы школьной библиотеки на 2021-2022 учебный год должен включать в себя такие события, как 200-летие Некрасова и 200-летие Достоевского. Президентом были подписаны соответствующие указы о проведении мероприятий на федеральном и региональном уровнях.

Мероприятия включают в себя:

  1. Международные выставки.
  2. Конкурсы.
  3. Фестивали.
  4. Театральные проекты.
  5. Образовательно-просветительские акции и др.

Учреждения, участвующие в этом событии, могут обогатить график дополнительными акциями.

Помимо вышеописанного, стоит помнить о:

  1. Дне русского языка.
  2. Юбилее военной песни «Катюша» и др.

В одной статье не поместится список всех значимых дат. Представлен лишь тот минимум, с котором необходимо ознакомить детей.

План работы библиотеки на 2021-2022 учебный год: мероприятия

Словари, энциклопедии, журналы – элементы библиотечного фонда. При его неправильном формировании учебным заведением будет тратится большое количество денежных средств на покупку новых книг, быстрое нахождение которых станет невозможным.

Работа с фондом включает в себя мероприятия по формированию и сохранению фонда библиотеки. От ее качества зависит наполняемость книжного зала и частота обновления его содержимого. Поэтому библиотекарь должен: анализировать использование информации, работать с должниками, убирать с полок устаревшую литературу и пополнять фонд периодическими изданиями.

Чтение книг поспособствует духовному росту ребенка. К основным преимуществам посещения подобного заведения относят:

  1. Социализация.
  2. Экономия на покупке дополнительной литературы.
  3. Большой выбор информации.
  4. Родитель проводит время с ребенком.

Большинство родителей ведут споры о том, с какого возраста можно записывать ребенка в библиотеку. Психологи утверждают, что самый подходящий возраст для посещения книжного зала – 5 лет. Перед входом в учреждение необходимо провести беседу с ребенком и рассказать ему, как нужно себя вести в подобной обстановке.

Выставка: Исторический квартал. Коммунистический университет национальных меньшинств Запада им. Ю.Мархлевского


1 этаж

малая

Коммунистический университет национальных меньшинств Запада имени Ю.Ю. Мархлевского (КУНМЗ) — учебное заведение Коминтерна, работавшее в 1922-1936 гг. КУНМЗ был учреждён декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1921 г. Первым его ректором стал польский революционер, коммунист Юлиан Мархлевский. Университет состоял из различных секторов: еврейского, латышского, польского, немецкого, югославского, болгарского и т. д. Целью обучения в КУНМЗ была подготовка будущих революционеров и политических работников из представителей национальностей Запада СССР и сопредельных государств Восточной Европы.
Университет был закрыт в 1936 г., когда значительная, если не большая часть его руководства и слушателей разделила печальную участь своих кураторов из аппарата Коминтерна.
На выставке будут представлены издания КУНМЗ и современные публикации, посвящённые его истории.

Экспонирование: 1 ноября — 28 декабря

Выставка: Достоевский: новые исследования

Зал «Под Сводами»

К 200-летию со дня рождения великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского приурочена выставка, отражающая современное состояние достоеведения. Благодаря усилиям многих крупных исследователей, генеалогия, биография и различные аспекты творчества Ф.М. Достоевского постоянно пополняются новыми открытиями и деталями, предстают в ином ракурсе, либо получают более подробное освещение. Книжная экспозиция становится своеобразным срезом исследовательской активности филологов и историков. Разноплановые публикации — от крупных справочных трудов до небольших, но ёмких статей — высвечивают изученные, малоизученные и проблемные области в обширном наследии писателя.

Экспонирование: 8 ноября — 28 декабря

Мемориальная экспозиция: Московский адрес Ф.М. Достоевского

Зал «Под Сводами»

Имя Ф.М. Достоевского обычно связывают с Санкт-Петербургом, в топонимике которого, несомненно, есть немало мест, хранящих память о писателе. Главным «московским адресом» Ф.М. Достоевского традиционно считается Музей-квартира писателя, расположенная в здании бывшей Мариинской больницы на Божедомке, где работал его отец и где прошли его детские годы. Другой адрес связан с его роднёй по материнской линии. В здании современной Исторической библиотеки с 1828 по 1868 гг. жила тётка писателя — Александра Фёдоровна Куманина (в девичестве Нечаева), старшая сестра Марии Фёдоровны Достоевской.
Александра Фёдоровна была женой Александра Алексеевича Куманина, происходившего из известной и богатой семьи московских купцов-чаеторговцев. После смерти супругов Достоевских Александра Фёдоровна и Александр Алексеевич Куманины взяли на себя заботу о многочисленных племянниках: в то время как старшие сыновья Михаил и Фёдор Достоевские учились в Санкт-Петербурге, их младшие братья и сёстры воспитывались в семье Куманиных. Фёдор Достоевский неоднократно бывал в гостеприимном куманинском особняке.
Мемориальная экспозиция раскрывает подробности, связанные с этим малоизвестным московским адресом писателя. В экспозиции представлены архивные документы, печатные воспоминания и иллюстрации, отражающие связи писателя с куманинским особняком и его обитателями. В отдельный раздел выделены книги и документы о деятельности Анны Григорьевны Достоевской (второй жены писателя), направленной на увековечение его памяти. А.Г. Достоевская много лет собирала вещи, книги и материалы о своём покойном муже; книжная часть её коллекции в 1938 году перешла в фонды Исторической библиотеки. Символично, что книги из первой в России специальной библиотеки памяти Ф.М. Достоевского оказались в родных для него стенах.
Экспонирование: с 8 ноября
Ежегодный семинар для региональных библиотек России «Инновационная деятельность в библиотечной работе», «Научно-популярные журналы в фондах библиотек»

Лекция: Любимые детские книги. По страницам мемуаров конца XVIII — первой половины XIX вв.

Платформа ZOOM

Цикл лекций «Жемчужины Исторической библиотеки»

Круглый стол «Пятидесятилетие Центра африканских исследований ИВИ РАН»

Зал «Под Сводами»

Совместно с ИВИ РАН.

В 1971 году в Институте всеобщей истории АН СССР под руководством проф. А.Б. Давидсона был создан сектор истории Африки. На всех этапах своего существования коллектив Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН формировался из профессиональных историков-африканистов, занимающихся изучением исторического процесса различных регионов континента, богатых и сложных традиций его многочисленных народов. На круглом столе сотрудники института расскажут об основных направлениях работы за 50 лет. К мероприятию будет подготовлена книжная выставка «Африканистика в России».

Дата проведения: 1 декабря

Выставка «Африканистика в России»

1 этаж

Научная конференция: Чертковские чтения (10-е)

В 2021 году Чертковские чтения будут посвящены 300-летнему юбилею Российской империи.

Дата проведения: 1-3 декабря

Лекция: Детские писатели первой трети XIX в. и их книги: «Городок в табакерке», «Черная курица» и другие сочинения, которые мы любим и сегодня

Платформа ZOOM

Цикл лекций «Жемчужины Исторической библиотеки»

«Откуда есть пошла» русская детская литература? Известно, что в конце XVIII — первой трети XIX вв. в основном издавались переводные сочинения: французские и немецкие. Так, с каких произведений началась национальная детская литература? Кто из писателей пользовался наибольшей популярностью тогда? Какие из их сочинений и поныне любимы детьми? И видел ли кто-нибудь легендарную книгу В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» (1834)? Обо всем этом и не только вы узнаете на нашей лекции в рамках работы лектория «Жемчужины Исторической библиотеки».

Лектор — зав. отделом истории книжной культуры, к.и.н. Людмила Ларионова.

Дата проведения: 11 декабря

Выставка: «»Вот око мое, коим я буду всё видеть»: история российской прокуратуры (1722-2022)»

Мероприятия к празднованию 300-летия прокуратуры России

На выставке будет отражена история отечественной прокураторы в документах и исследованиях.

Экспонирование: 20 декабря – 20 февраля 2021 г.

Круглый стол (научно-просветительская конференция) «Некрасов и общественно-политические движения в России»

ЦСПИ

Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова оказало влияние не только на современников, но и на развитие общественно-политической мысли в России. Участники круглого стола — студенты и преподаватели российских вузов.
Встреча: Комиссия «Старая Москва»

Ежемесячные заседания Комиссии «Старая Москва», посвященные историческому и культурному наследию столицы.

Лектор — председатель Комиссии «Старая Москва» писатель-краевед Буторов Алексей Вячеславович.

Дата проведения: декабрь, формат работы — обсуждается

Виртуальная выставка:

Владимир Степанович Иконников. К 180-летию со дня рождения

Сайт ГПИБ

Серия виртуальных выставок «Портреты историков»

Информационно-методический кабинет для преподавателей истории и обществознания, для школьных библиотекарей. Ведение и пополнение

Сайт ГПИБ

Виртуальная методическая служба.

Виртуальный методический кабинет «Сохранность библиотечных фондов в процессе их использования». Ведение и пополнение

Сайт ГПИБ

Виртуальная методическая служба.
  • Историческая справка «Люди. События. Даты»
  • Юбилейный даты
  • Творчество наших земляков
  • СМИ о истории Кашарского района

Планирование школьной библиотеки на 2021-2022 учебный год

  • Археологические раскопки
  • Заселение Верхнего Приольховья
  • Сыны Тихого Дона
  • Люди земли Кашарской
  • Кашары в годы ВО войны
  • Кашарцы в современной жизни страны
  • Природа родного края


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]