Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пробный устный экзамен по русскому 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Продолжительность экзамена — не более 16 минут. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов продолжительность экзамена увеличена до 30 минут. Право на увеличение времени есть только у тех учеников, которые предоставляют справку об инвалидности или письменное заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Время продолжительности экзамена — это только время самого экзамена, в него не входит так называемый подготовительный период. Подготовительный период длится не более 15 минут и обязательно предусматривает следующие процедуры:
- приветствие участника итогового собеседования;
- заполнение документации (ведомости учёта проведения ИС);
- инструктаж участника ИС экзаменатором-собеседником.
Итоговое собеседование ОГЭ 2021 6 новых тренировочных вариантов
Итоговое собеседование проводится в тех образовательных организациях, в которых обучаются выпускники 9 классов. В 2021 году органам местного самоуправления предоставлена возможность проводить экзамен дистанционно. Если эпидемиологическая обстановка в регионе не позволяет провести итоговое собеседование очно, то проведение экзамена организуется в онлайн-режиме.
При очной форме сдачи итогового собеседования в школе организуют три типа аудиторий:
- аудитория ожидания;
- аудитория проведения итогового собеседования;
- аудитория для тех, кто завершил прохождение экзамена.
Из аудитории ожидания участники итогового собеседования вызываются по очереди согласно списку. Специальный организатор провожает каждого участника в аудиторию проведения экзамена. Там его встречает экзаменатор-собеседник. Этот педагог проводит сначала подготовительный период ИС (приветствие, заполнение документации. инструктаж), а затем и сам экзамен, включая диалог со школьником при выполнении задания № 4. Все ответы участников итогового собеседования фиксируются в режиме аудиозаписи.
В аудитории ожидания участники ИС могут пользоваться художественной и научно-популярной литературой, чтобы как-то занять время. Все средства связи, фото-, аудио-, видеоаппаратура, а также справочные материалы, любые средства хранения и передачи информации должны быть оставлены в комнате для личных вещей участников ИС до начала экзамена. Свои собственные толковые и орфографические словари тоже проносить нельзя.
При установлении факта использования участником ИС всех перечисленных запрещённых средств его удаляют с экзамена!
В аудиторию проведения итогового собеседования можно проносить:
- документ, удостоверяющий личность экзаменуемого;
- ручку;
- лекарства (при необходимости);
- продукты питания (при необходимости);
- для участников с ОВЗ разрешено использование специальных технических средств.
Если участник ИС опоздал на экзамен, его должны допустить к участию в тот же день.
Если участник ИС удалён с экзамена за нарушение порядка проведения, то его могут допустить до повторной сдачи устного экзамена только после положительного решения педагогического совета школы.
Если участнику ИС не удалось завершить экзамен по уважительной причине, то ему обязательно предоставят возможность пройти экзамен повторно в дополнительные дни. Организаторы в таком случае должны оперативно пригласить медицинского работника, дежурившего на экзамене, чтобы тот оказал необходимую помощь и зафиксировал ухудшение самочувствия. Организаторы должны обязательно составить акт о досрочном завершении экзамена.
Обычно проверка аудиозаписей ИС занимает не более 5 рабочих дней. Результаты приходят в образовательные организации, где обучаются школьники. В регионах, где есть личные кабинеты участников ОГЭ, результаты ИС также размещаются на соответствующих государственных онлайн-сервисах.
Пересдать ИС школьник может дважды — 10 марта и 17 мая 2021 года. Для того, чтобы участвовать в ИС повторно, надо успеть подать соответствующее заявление не позднее, чем за две недели до даты экзамена.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
Всё собеседование занимает примерно 15 минут. Экзаменатором будет учитель по любому предмету, не преподающий в классе испытуемого школьника.
Экзамен состоит из нескольких частей. Вы приходите, знакомитесь с экзаменатором и приступаете к выполнению заданий. Если структура знакома и изучена заранее, трудностей не возникнет.
Разберёмся, что представляет из себя итоговое устное собеседование для девятиклассников.
Собеседование является составной частью ОГЭ по русскому языку. Чтобы быть допущенным к экзамену в мае-июне, необходимо пройти устное собеседование.
Задача этой части экзамена — проверить умение девятиклассника создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Собеседование по русскому состоит из четырёх частей:
- чтение текста вслух,
- подробный пересказ прочтённого текста с включением приведённого высказывания,
- монологическое высказывание,
- диалог с экзаменатором.
На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти демонстрационные варианты, критерии оценивания и спецификацию итогового собеседования для 9 класса текущего учебного года.
Примерные темы, которые будут на экзамене, можно узнать из демонстрационных версий работ. Например, первая часть демоверсии 2021 года включает в себя текст о Юрии Гагарине.
Подготовка обязательно включает в себя непосредственную отработку формата. Практикуйтесь на доступных в Сети демоверсиях. Следите, чтобы ваши ответы соответствовали критериям оценивания, указанным в официальных материалах.
Если вы хорошо владеете русским языком, грамотно пишете, умеете складно изъясняться и обладаете богатым словарным запасом — устное собеседование в 9 классе не составит проблемы.
Много читайте, чтобы обогатить словарный запас и сделать речь выразительной. Читайте вслух, если переживаете за интонацию или темп речи — ведущие критерии первого задания.
>
Варианты устного собеседования по русскому языку
Итоговое устное собеседование — обязательное условие для допуска к государственному экзамену в конце девятого класса. И чтобы успешно подготовиться к этому этапу и получить заветный допуск, начните с изучения регламента проведения итогового собеседования 9 класса. Так вы будете знать, чего ожидать. Кроме того, нужно практиковаться на демонстрационных вариантах. Их можно найти на официальном сайте ФИПИ и в других открытых источниках. Старайтесь побольше читать и приходите на занятия «Фоксфорда». Наши эксперты разбирают самые сложные задания простым языком.
- Итоговое собеседование
- Русский язык
- Математика
- Иностранный язык
- Обществознание
- Информатика
- Физика
- Химия
- География
- Литература
- История
- Биология
Вам предложат фрагмент объёмом 170-180 слов. Его нужно прочитать выразительно, в среднем темпе. Важно правильно произнести слова, если в них специально отмечено ударение. Читайте не слишком быстро и без долгих пауз, интонация должна соответствовать знакам препинания.
Пересказ
Во втором задании необходимо пересказать только что прочитанный текст. На подготовку дадут 2 минуты и карточку с цитатой, которую нужно к месту употребить при пересказе. Важно упомянуть все микротемы текста — то есть главные идеи каждого абзаца. Во время ответа у вас не будет текста перед глазами, но вы сможете сделать заметки на бумаге и использовать их.
В конце учебного года 9-ти классники будут сдавать ОГЭ по русскому языку, поэтому самое время узнать, каким будет формат экзамена, а также планирует ли ФИПИ очередные изменения в структуре КИМов и формулировке заданий.
В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет состоять из двух частей:
- итоговое собеседование
- письменный экзамен
Вот и наступил этот волнительный день. Выпускники с тревогой на душе и ожиданием лучшего приходят в школу как обычно, к первому уроку. Для них проводится линейка с инструкцией о правилах поведения. Затем все выпускники отправляются в комнату для ожидания.
Материалы для проведения испытания
Материалы становятся доступны незадолго на начал испытания. Ответственный за проведение собеседования (обычно это завуч) скачивает эти задания на компьютер и распечатывает количество комплектов, равное числу выпускников. Кабинет, в котором проходит распечатка, называется штабом. В нем также устанавливается система видеонаблюдения. Ответственный за проведение собеседования распечатывает материалы, а после окончания испытания готовит документы для передачи в районный центр образования.
Сначала скажем о том, как готовят аудиторию для проведения итогового собеседования. Предварительно, за день до экзамена, в кабинете устанавливают аппаратуру. Выступление каждого выпускника записывается на видео. Так как школьные кабинеты не оснащены видеонаблюдением, эту функцию в день зачета выполняют ноутбуки. Они устанавливаются таким образом, чтобы охватить выпускника (должно быть видно его лицо), учителя-собеседника и эксперта.
Кроме указанных трех человек в аудитории во время проведения собеседования никто не должен присутствовать. Имеет право заходить лишь технический специалист, но только в тот момент, когда в аудитории нет выпускников.
Также в аудитории устанавливаются средства аудиозаписи. Эту функцию обычно тоже выполняет ноутбук. Но он уже находится на столе, за которым сидит выпускник. Для более качественной записи используют микрофон. Он должен быть у выпускника, так как каждое сказанное слово должно быть хорошо слышно в записи. Речь собеседника обычно стандартна, да и говорят учителя громче школьников. Так что им микрофон не нужен.
Как только выпускник оказывается в аудитории, он должен занять свое место в аудитории. Многие при ответе пытаются встать, как на школьном уроке. Этого делать не нужно. На зачете важна комфортность и спокойствие. Ведь перед вами собеседник.
Собеседник подсказывает, что нужно сделать, когда говорить. Так приблизительно выглядит само испытание.
- Первоначально нужно зарегистрироваться. Необходимо громко представиться, показать паспорт учителю собеседнику. Он сделает необходимые записи и объявит о начале испытания.
- Начинается отсчет времени. Собеседник предлагает выполнить первое задание, предлагает познакомиться с текстом для чтения и подготовиться к ответу. По истечении 2-х минут выпускник читает текст вслух.
- Собеседник предлагает перейти к заданию 2, рассказывает подробности о подготовке и ответе (2 минуты на подготовку, можно пользоваться черновиком, необходимо включить в пересказ высказывание). После истечения времени на подготовку собеседник забирает текст и предлагает приступить к ответу.
- Собеседник знакомит с темами для монолога и диалога, предлагает выбрать одну из них, назвать ее. После выбора темы учитель дает карточку для подготовки. Дает на подготовку 1 минуту, затем слушает ответ.
- После ответа собеседник предлагает приступить к диалогу. Учитель задает вопросы по теме предыдущего задания. Выслушивает ответы выпускника.
- По окончании ответа выпускнику предлагается прослушать сделанную аудиозапись его ответов и убедиться в ее качестве: голос должен звучать громко, слова должны быть отчетливы, никаких посторонних звуков при ответе быть не должно.
- После выполнения всех заданий собеседник объявляет об окончании испытания. Выпускник покидает аудиторию.
- Во время выполнения заданий 1, 2 и 3 собеседник не имеет права подсказывать и задавать вопросы.
Вот 15 минут собеседования позади, и вы свободны. Вернуться в комнату ожидания вы уже не можете. Ведь контактировать прошедшим испытание и готовящимся к нему запрещено.
Что же делать дальше? А это зависит от администрации школы. Организация режима дня выпускников в этот день определяется директором и завучем.
Есть два пути развития действий.
- Первый
Школьники, побывав в аудитории и пройдя итоговое собеседование, отправляются домой. Как и во время всех экзаменов, уроки в день собеседования отменяются. Выпускники испытывают определенный стресс во время участия в итоговом собеседовании, им нужно отдохнуть.
- Второй
Но может быть и по-другому. На этот день составляется расписание. И выпускники после итогового собеседования идут на уроки. Это весьма неудобно для многих, ведь возможна такая ситуация, когда на уроке присутствует лишь три школьника. Остальные еще находятся в комнате ожидания.
Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания, которая включает всего четыре задания:
- 1 задание — после 2-минутной подготовки необходимо прочесть текст;
- 2 задание — после 2-минутной подготовки ученик должен подробно пересказать текст из задания 1 с использованием дополнительной информации из контрольных измерительных материалов;
- 3 задание — участник собеседования выбирает один из трех предложенных объектов обсуждения и после минутной подготовки произносит 3-минутный монолог на заданную тему;
- 4 задание — экзаменатор задает вопросы по теме задания 3 и участник отвечает на них в режиме диалога.
Устное СОБЕСЕДОВАНИЕ, 9 класс, ОГЭ 2021 — 4 варианта
Основная задача собеседования — проверка уровня владения государственным языком. Именно поэтому в программе этого испытания нет ни ловушек, ни заданий повышенной сложности. Вместе с тем, участники должны быть готовы к выполнению простых видов деятельности. Это особенно важно для ребят, которые сильно нервничают в стрессовых ситуациях и «теряют дар речи». Качественная подготовка устранит эту неуверенность, поможет сделать незнакомое знакомым. В таких условиях будет проще произнести монолог или ответить на вопросы.
При чтении текста вслух следует учесть следующие моменты:
- интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
- темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.
Пересказ оценивается по следующим критериям:
- передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
- отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
- уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
- правильность цитирования;
- степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.
Монолог должен базироваться на следующих моментах:
- в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
- монолог должен содержать не менее 10 фраз;
- в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
- участник должен учесть речевую ситуацию;
- высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.
Зачет за него — это допуск к ОГЭ и условие для получения школьного аттестата. В этом году, как сообщили в Рособрнадзоре, у итогового собеседования есть важная особенность — возможен дистанционный формат. — Итоговое собеседование должно пройти 10 февраля 2021 года и в дополнительные сроки — 10 марта и 17 мая 2021 года.
Рубрика «Итоговое собеседование»
График публикации результатов ЕГЭ 2021
Экзамен | Дата экзамена | Официальный день объявления результатов (не позднее указанной даты) |
---|---|---|
Русский язык | 04.06 (пт | 23.06 (ср) |
Математика (профильный уровень) | 07.06 (пн) | 23.06 (ср) |
История, физика | 11.06 (пт) | 28.06 (пн) |
Общество-знание | 15.06 (вт) | 30.06 (ср) |
Результаты итогового собеседования должны быть получены до 17 февраля 2020 года. Срок определяет Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
Когда итоговое собеседование 2021 9 класс?
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая. Всё собеседование занимает примерно 15 минут. Экзаменатором будет учитель по любому предмету, не преподающий в классе испытуемого школьника.
Как оценивается устное собеседование 2021?
Официальные критерии оценивания итогового собеседования 2021
Критерии оценивания идут в комплекте с новой демоверсией итогового собеседования. Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20. Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.
В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет как и ранее состоять из двух частей:
- Итоговое собеседование (устная часть ОГЭ по русскому языку), которое состоится в феврале 2022 года и станет для выпускников 9 классов допуском к ГИА.
- Письменная часть (собственно, сам ОГЭ в досрочной или основной части).
Важно! К сдаче ОГЭ 2022 будут допущены только 9-классники, успешно сдавшие собеседование. Выпускникам будет предоставляться 3 попытки – в феврале, апреле и начале мая (точные даты собеседования и других экзаменов ОГЭ 2022 года будут озвучены позже).
На итоговом собеседовании 9-калссникам предстоит выполнить всего 4 задания:
- задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
- задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
- задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
- задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.
Оценивание итогового сочинения на ОГЭ 2022 года будет следующим:
Задание | Тип задания | Макси2мальный бал |
1 | Чтение вслух | 2 |
2 | Пересказ текста | 5 |
3 | Монолог | 3 |
4 | Диалог | 2 |
— | Владение русским зыком | 8 |
Всего | 20 |
В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».
Чтобы сдать первый экзамен без проблем, рекомендуем обратить внимание на такие важные аспекты выполнения заданий КИМа.
№1 – чтение вслух:
- интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
- темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.
№2 – пересказ текста:
- передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
- отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
- уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
- правильность цитирования;
- степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.
№3 – монолог:
- в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
- монолог должен содержать не менее 10 фраз;
- в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
- участник должен учесть речевую ситуацию;
- высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.
Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.
Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.
- На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
- Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
- Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.
Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
- на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Пробный вариант итогового собеседования 2021
На сайте представлены варианты по обновленной демоверсии за 2020 год. Пока 10 штук. Остальное в процессе.
ОГЭ по русскому языку образца 2020 года стал сложнее, чем в 2019, хотя вроде бы заданий стало меньше, но теперь они более трудоёмки. В любом случае, дело привычки, потому что теоретическая база осталась прежней, изменилась лишь форма проверки этой самой теории. А с практикой, как известно, можно получить почти любой навык. Если согласны, то приступайте к решению вариантов уже сейчас.
Ответ на задание 1 (сжатое изложение) части 1 работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7.
За верное выполнение каждого задания части 2 работы выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания части 2 работы, – 7.
Оценка ответа на задание части 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение (альтернативное задание) – 9.
Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут. При выполнении всех частей работы экзаменуемые имеют право пользоваться орфографическим словарём.
Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.
— Используем 1 минуту на подготовку: изобретаем логические основы нашего монологического текста.
А) Изобретаем свойства героя или героев нашего монолога, которые будут в нем уместны.
2 героя = 2 главных действующих лица. В нашем тексте это 2 одноклассника, один из которых (Алеша) плохо ориентируется в лесу, а другой (рассказчик) хочет его этому научить на практике. Друзья учатся в 8 классе, физически развитые, крепкие. Алеша доверчив, а рассказчик захотел немного схитрить [основа конфликта между героями]. Время прогулки – жаркий летний день.
Б) Изобретаем те события, которые вписываются в наши логическую и композиционную схемы, обусловлены свойствами героев и соответствуют задуманному конфликту.
Сначала всё шло хорошо, я (рассказчик) договорился с Алешей о том, что я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно кустом.
Однако потом я (рассказчик) спрятался за другими кустами так, что Алеша потерял меня из виду….
В конце я (рассказчик), видя, что Алеша не справляется с заданием, пришел ему на помощь и понял…
Прогулка запомнилась, так как оба героя поняли….
Общение с природой дает человеку свободу, но…
В) Представим возможный полный вариант повествования в том виде, в котором оно может быть представлено (исполнено) на экзамене в течение 3-х минут.
2 одноклассника: я и мой друг Алеша — в жаркий летний день решили погулять по лесопарку, но не просто поглазеть по сторонам, а сделать прогулку полезной, запоминающейся [см. коммуникативную задачу].
Алеша как-то сказал мне, что он плохо ориентируется в лесу, и я предложил ему поучиться этому на практике. Я знал, что Алеша доверчив и захотел немного схитрить [основа возможного конфликта].
Сначала всё шло хорошо. Мы в прекрасном настроении шли по лесопарку, любуясь прекрасными соснами, цветами на полянах, мы даже нашли несколько кустиков спелой земляники. А потом вспомнили о главной цели нашей прогулки [закончилась первая треть текста: знакомство с героями и ситуацией + завязка].
Я показал, как без компаса ориентироваться в лесу по сторонам света, и договорился с Алешей о том, что он не надолго закроет глаза, а я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно [1-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].
Алеша доверчиво закрыл глаза, а я решил спрятаться за другими кустами, чтобы Алеша искал меня подольше [2-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].
Я не предполагал, насколько растеряется и испугается мой товарищ. Алеша метался от куста к кусту, в панике забыв все мои советы. Я проклинал мое «хитрое» решение [3-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста. В связи с краткостью текста и ограниченностью времени на выступление 3-е действие дано в сжатом виде].
Я пришел ему на помощь [кульминация] и понял, что учить чему-либо надо не так, как попробовал я [развязка. Конфликт преодолен. Закончилась последняя треть повествования].
Прогулка запомнилась, так как мы оба поняли, что настоящие друзья не должны хитрить друг перед другом, что это нечестно [авторская оценка, оформляющая нравственно-познавательную проблему текста. Предложение соответствует 3-му вопросу в задании].
Общение с природой дает человеку свободу, но не безграничную [общий вывод в соответствии с 4-м вопросом в задании].
Первое полезное пояснение. Вы видите, что текст по объему гораздо длиннее описания. Это неизбежно, поэтому развитие действия (2-ю часть монологического высказывания) надо научить делать в сжатом виде, но не в противоречии с заданными свойствами действующих лиц.
Еще одно полезное пояснение. Самое трудное – это придумать необходимые свойства героев – они должны быть различны и противопоставлены друг другу — и сочинить завязку, которую возможно привести к развязке в коротком тексте.
Третье полезное пояснение. Изобретая возможный конфликт, надо обязательно показать в повествовании, как изначальные негативные намерения или отрицательные эмоции одного из героев повествования преодолеваются в рамках развития действия. Они не оправдались, герой (рассказчик) ведет себя совсем не так, как рассчитывал, и испытывает от этого сильные эмоции, приводящие его к нужным выводам (на них автор строит нравственно-познавательный вывод в повествовании).
Четвертое полезное пояснение. Если не соблюдать наших рекомендаций, повествование «не клеится», более того, оно превращается в описание или рассуждение-объяснение на тему «Почему мне понравилась прогулка», а это не являлось нашей коммуникативной задачей. Ученик может получить 0 баллов по этой причине.
Предложен единый алгоритм действий ученика при ответе на каждый вопрос в диалоге. Этот ответ должен быть рассуждением-объяснением в любом случае: и когда диалог продолжает описательный или повествовательный монолог, и когда он является продолжением монолога-рассуждения.
Представим возможный вариант выполнения задания № 4. Диалог продолжает описательный монолог.
1) Читаем задание. (На тренингах именно так! На экзамене будем слушать и слышать!)
— Какие качества характера необходимы, чтобы победить?
— Что значит уметь проигрывать?
— Каким видом спорта Вы занимаетесь? (Какой вид спорта у Вас любимый и почему?)
2) Работаем по единому алгоритму действий ученика при ответе на каждый вопрос.
Покажем работу с первым вопросом: Какие качества характера необходимы, чтобы победить?
Шаг 1. Внимательно слушаем и слышим.
Прочитали/выслушали и постарались понять, о чём в вопросе идет речь. Нашли тему.
Шаг 2. Быстро выделяем и запоминаем основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения.
Основные тематические слова: «человек» и «победа».
Шаг 3. Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль. Доля этого повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.
Чтобы победить, нужны многие качества характера.
Шаг 4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную ОМ. Откуда их можно взять? Ученик делает короткие толкования каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли.
Победа – это результат длительных, целенаправленных усилий человека, а также это потребность улучшить достигнутый результат.
Необходимые для победы качества характера: упорство в достижении намеченного результата. Умение так организовать своё время, чтобы все эти усилия были разумными, а не чрезмерными.
Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой поэтому — получается связный ответ объемом 3 фразы.
Работа с другими вопросами идет аналогично. В результате весь объем реплик в диалоге составит примерно десять фраз.
Представлены только общие основания предлагаемых технологий подготовки учеников 9-го класса к Итоговому собеседованию. Целостное впечатление и подробные сведения можно получить, читая предлагаемые на сайте «Могу писать» Методические рекомендации «Готовимся к Итоговому собеседованию по русскому языку за курс основной школы» (авторы-составители: Д.И. Архарова и М.А. Балюнова), а также посещая их вебинары по этой теме в первом полугодии 2018-19 учебного года.
Смотрите также:
Демоверсия итогового собеседования 2021
Экзамен по русскому языку, который сдают все школьники в 9 классе, является обязательным для получения аттестата. Он состоит из двух частей – устной и письменной. Эти два этапа проходят в разные периоды: вначале проверяются навыки говорения, а затем знание орфографии, пунктуации, умение грамотно излагать мысли.
Ниже расскажем подробнее о структуре экзамена в 2021 году и дадим рекомендации, как подготовиться к ОГЭ по русскому языку.
С 2019 года устный экзамен стал обязательным. Он проводится в феврале в формате 15-минутного собеседования и является допуском к основной (письменной) части ОГЭ. Для успешного прохождения нужно уметь:
- Выразительно читать текст.
- Пересказывать, цитировать, составлять косвенную речь.
- Поддерживать диалог с экзаменатором.
На данном этапе не начисляются баллы. Все ученики, прошедшие собеседование, получают зачет. Подготовка к устному ОГЭ проста и понятна:
- Больше читайте вслух, особенно художественную и научную литературу.
- Расширяйте словарный запас, избавляйтесь от слов-паразитов.
- Тренируйтесь вести диалоги на малознакомые темы.
В письменную часть ОГЭ входят 3 блока:
- Изложение. На экзамене школьникам включают аудио с голосом профессионального актера дубляжа. Запись слушают дважды с интервалом в 3-4 минуты. Во время прослушивания можно делать пометки в черновике. Получившийся текст должен быть меньше оригинала – около 3 абзацев общим объемом 70-100 слов (проверяется умение сжимать текст без потери смысла).
- Анализ текста на синтаксис, пунктуацию, орфографию, средства выразительности и лексику. Ученики анализируют отрывок из произведения советского или современного автора. Задание состоит из 13 вопросов, на которые нужно дать краткий ответ (номер, последовательность чисел).
- Сочинение-рассуждение на одну из трех предложенных тем. Работа оценивается по следующим пунктам: грамотность, отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, фактическая точность.
Общее время выполнения всех заданий – 3 часа 55 минут. Разберем подробнее каждый блок из 2 части ОГЭ по русскому языку.
Советы о том, как хорошо подготовиться к ОГЭ по русскому языку:
- Развивайте навыки аудирования. Важно уметь на слух выделять главную мысль текста, микротемы, основные детали. Некоторые школьники пытаются записать текст под диктовку, поэтому тренируют скорость письма – это ошибка. Лучше научитесь делать пометки в черновике, которые помогут вам при составлении структуры текста.
- В 2021 году список жанров, которые могут использоваться в письменной части ОГЭ, расширился. Учитесь писать изложения не только на повествовательные тексты, но и на дневники, очерки, научные статьи, рецензии и пр.
- Изучайте приемы сжатия текста, поскольку у вас должно получиться не более 100 слов. Например, можно исключать вводные слова, использовать обобщение, заменять цитаты косвенной речью и т. д.
Рекомендации по подготовке к тесту на ОГЭ:
- Оцените уровень ваших знаний. В интернете есть пробники экзаменационных заданий, тренировочные тесты. Проверьте, в каких вопросах вы допускаете ошибки, какие темы знаете хуже всего.
- Сначала разберитесь с теорией, затем приступайте к практике. В большинстве заданий нужно выбрать один или несколько вариантов из предложенных. Не стоит отвечать наугад. Сначала вспомните грамматическое правило, а уже затем ищите правильный ответ в списке.
- В задании № 3 проверяется знание пунктуации – вы получите предложение, в котором нужно расставить запятые, тире, двоеточие и т. д. Как можно чаще делайте упражнения на расстановку знаков препинания, обращайте на них внимание при чтении текстов.
Как подготовиться к ОГЭ по русскому? Структура и изменения
Готовиться к ОГЭ можно и самому, но если вы хотите получить высокий балл, а времени остается мало, то самостоятельная подготовка будет неэффективной:
- Нет плана и графика занятий. У многих подростков есть проблемы с самодисциплиной, им сложно заниматься регулярно без контроля взрослых.
- Нет четкого понимания того, каким критериям должны соответствовать изложение и сочинение. Школьникам трудно самим разобраться с формулировками из кодификатора и спецификации.
- Нет правильных учебных материалов. Не все учебники по русскому языку подходят для подготовки – некоторые устарели или содержат информацию, которая не нужна на ОГЭ. Только опытные педагоги знают, по каким пособиям лучше заниматься.
- Сложно объективно оценить качество своих текстов. Проверить работу на орфографию и пунктуацию могут и многие родители, но они не смогут увидеть стилистические или фактические ошибки.
- Нередко ученики начинают повторять весь материал с нуля с 3 по 9 кл. Не стоит тратить время на те разделы русского языка, которые и так понятны.
Если вам кажется, что вы ничего не знаете или не умеете писать сочинения, то лучше пройти дополнительную подготовку. Онлайн-курсы – это самый удобный, быстрый и эффективный способ подготовиться к ОГЭ по русскому языку. Основные преимущества дистанционных курсов:
- Удаленное обучение и индивидуальный график. Вебинары проводят онлайн и записывают. Записи всех занятий хранятся в личном кабинете. Видеоуроки можно смотреть в свободное время на ноутбуке или планшете (включать повторно, перематывать, ставить на паузу). Онлайн-курсы не помешают основной учебе, кружкам, секциям, хобби.
- В онлайн-школах работают опытные преподаватели, которые знают специфику ОГЭ. Учителя подробно, простым языком объясняют правила, показывают примеры, разбирают экзаменационные задания прошлых лет, отвечают на вопросы учеников по ходу урока.
- Теория закрепляется на практике. После каждой лекции есть домашнее задание: проверочные тесты, упражнения, вопросы и пр.
- У вас будет несколько пробных вариантов ОГЭ. Все работы проверяются вручную: вы узнаете, какие ошибки допустили в тесте, как написали изложение и сочинение, с какими темами есть проблемы.
- Многие школы бесплатно предоставляют доступ к первому видеоуроку. Вы посмотрите, как проходит обучение, и решите, нужен ли вам платный курс.
В 2021 учебном году пересдать ЕГЭ могут только школьники, получившие неудовлетворительную оценку по русскому языку. Если выпускник не преодолел минимальный порог по этому предмету, он имеет право попытать свои силы снова.
В случае, если участник ЕГЭ не получает минимального количества баллов по другим предметам или просто хочет улучшить свой результат, пересдача экзамена состоится только через год.
Вариант 24 (Московская, Ленинградская области) |
Вариант 31 |
Вариант 48 (Московская, Ленинградская области) |
Вариант 17 (Омская область) |
Вариант 161 (Омская область) |
Вариант 109 Уральский федеральный округ |
Вариант 62 Уральский федеральный округ |
Вариант 55 (Саратов,Самара, Астраханская, Волгоградская обл.) |
Вариант 215 (Саратов,Самара, Астраханская, Волгоградская обл.) |
Вариант 79 |
Вариант 86 |
Вариант 93 |
Вариант 116 |
Вариант 123 |
Вариант 130 |
Вариант 147 |
Вариант 154 |
Вариант 178 |
Вариант 192 |
Вариант 239 |
Вариант 260 |
Продолжительность экзамена — не более 16 минут. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов продолжительность экзамена увеличена до 30 минут. Право на увеличение времени есть только у тех учеников, которые предоставляют справку об инвалидности или письменное заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Время продолжительности экзамена — это только время самого экзамена, в него не входит так называемый подготовительный период. Подготовительный период длится не более 15 минут и обязательно предусматривает следующие процедуры:
- приветствие участника итогового собеседования;
- заполнение документации (ведомости учёта проведения ИС);
- инструктаж участника ИС экзаменатором-собеседником.
Итоговое собеседование проводится в тех образовательных организациях, в которых обучаются выпускники 9 классов. В 2021 году органам местного самоуправления предоставлена возможность проводить экзамен дистанционно. Если эпидемиологическая обстановка в регионе не позволяет провести итоговое собеседование очно, то проведение экзамена организуется в онлайн-режиме.
При очной форме сдачи итогового собеседования в школе организуют три типа аудиторий:
- аудитория ожидания;
- аудитория проведения итогового собеседования;
- аудитория для тех, кто завершил прохождение экзамена.
Из аудитории ожидания участники итогового собеседования вызываются по очереди согласно списку. Специальный организатор провожает каждого участника в аудиторию проведения экзамена. Там его встречает экзаменатор-собеседник. Этот педагог проводит сначала подготовительный период ИС (приветствие, заполнение документации. инструктаж), а затем и сам экзамен, включая диалог со школьником при выполнении задания № 4. Все ответы участников итогового собеседования фиксируются в режиме аудиозаписи.
Перемещаться во время экзамена участники ИС могут только в сопровождении организаторов. При дистанционной форме прохождения ИС все те же этапы выполняются с использованием онлайн-технологий. Задания, время на подготовку и ответы, а также критерии оценивания ИС остаются прежними.
Если участник ИС опоздал на экзамен, его должны допустить к участию в тот же день.
Если участник ИС удалён с экзамена за нарушение порядка проведения, то его могут допустить до повторной сдачи устного экзамена только после положительного решения педагогического совета школы.
Если участнику ИС не удалось завершить экзамен по уважительной причине, то ему обязательно предоставят возможность пройти экзамен повторно в дополнительные дни. Организаторы в таком случае должны оперативно пригласить медицинского работника, дежурившего на экзамене, чтобы тот оказал необходимую помощь и зафиксировал ухудшение самочувствия. Организаторы должны обязательно составить акт о досрочном завершении экзамена.
Обычно проверка аудиозаписей ИС занимает не более 5 рабочих дней. Результаты приходят в образовательные организации, где обучаются школьники. В регионах, где есть личные кабинеты участников ОГЭ, результаты ИС также размещаются на соответствующих государственных онлайн-сервисах.
Пересдать ИС школьник может дважды — 10 марта и 17 мая 2021 года. Для того, чтобы участвовать в ИС повторно, надо успеть подать соответствующее заявление не позднее, чем за две недели до даты экзамена.
Итоговое собеседование для школьников 9-х классов пройдет 10 марта и 17 мая в очном формате, если позволит эпидемиологическая ситуация.
«Если эпидемиологическая ситуация позволит, то итоговое собеседование в 9-м классе пройдет 10 марта и 17 мая в очном формате, но есть и резервный вариант проведения в дистанционном формате», — говорится в сообщении.
Ранее в Рособрнадзоре ТАСС сообщали, что итоговое собеседование по русскому языку для учеников девятых классов российских школ, которое запланировано на февраль 2021 года, может пройти в дистанционном формате из-за пандемии.
Сдавать зачет выпускники будут в стенах родной школы. Это для многих хорошая новость, ведь дома, как говорится, и стены лечат. В кабинете, где знакома каждая мелочь, чувствуешь себя увереннее. Конечно, это не обязательно должен быть классный кабинет. Для проведения устного собеседования выделяют обычно несколько кабинетов. Все дело в том, что одна аудитория рассчитана на 15 учащихся. Если в классе больше обучающихся, то и кабинетов будет ровно столько, чтобы вместить всех школьников. Территориально они должны находиться рядом. Комната ожидания, в которой все дети находятся до входа в аудиторию, одна на всех. А так как школьники, сдавшие экзамен, не должны контактировать с теми, кто еще через это не прошел, то и аудитории должны быть рядом с этой комнатой.
Кстати, на территории, которая определена для проведения зачета, соблюдается особый тихий режим. У других школьников ведь идут занятия. И дети, как правило, на перемене ведут себя шумно. Поэтому вблизи отведенных для собеседования аудиторий нужно создать все необходимые условия, чтобы выпускников не отвлекал лишний шум. В этот день рекомендовано отказаться от звуковых оповещений на уроки и перемены.
На одного выпускника отводится 15 минут. Этого времени вполне достаточно для выполнения всех заданий. Однако указание на время условно. Если выпускник не уложился в 15 минут, ему позволят закончить выступление. Но отклонение возможно на 2-3 минуты. Больше времени выпускнику дать не смогут.
Как показывает практика, времени обычно уходит меньше. Многие выпускники справляются за 12-13 минут. Больше времени обычно требуется тем, кто испытывает труд��ости при выполнении какого-либо задания.