Новый закон о занятости в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о занятости в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок).

2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Внесены изменения в Закон о занятости

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели); (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ)

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости); (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. (в ред. Федеральных законов от 30.04.99 N 85-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 30.04.2021 N 137-ФЗ)

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

3. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2.1. Требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан: (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице; (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев; (в ред. Федеральных законов от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

4. Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы (службы), исчисляемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данное положение не распространяется на граждан, вышеуказанный средний заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае работа не может считаться подходящей, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

Как встать на биржу труда в 2021 году: пошаговая инструкция

1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.

Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Биржа труда — это неофициальное название Центров занятости населения (ЦЗН). В такое госучреждение по месту жительства может обратиться гражданин, который не трудоустроен или хотел бы сменить место работы, и ему окажут содействие в поиске вакансии. При этом, если человек получит официальный статус безработного, он будет получать пособие, а если начнет осваивать новую профессию в Центре — то стипендию в период обучения.

Для того, чтобы официально стать безработным, получать пособие и предложения о работе, необходимо:

  • —обратиться в ЦЗН лично или через Госуслуги;
  • —написать заявление на получение статуса безработного;
  • —предоставить пакет документов, состав которого варьируется в зависимости от конкретной ситуации.

Изменения в Закон о занятости населения вступили в силу с 1 июля 2021 года

Заявление и документы о регистрации можно подать лично в ЦЗН или через государственные электронные сервисы:

  • —порталы Госуслуг и «Работа в России»;
  • —региональные порталы ЦЗН.

— Во-первых, это безработный старше 16 лет, который не имеет места труда и не получает заработную плату. Во-вторых, человек также старше 16 лет, находящийся в поиске места труда, но трудоустроенный, желающий сменить работодателя. В таком случае центр помогает в подборе вакансии, — рассказал адвокат Алексей Цыганов.

— Да. Если вы встали на биржу труда, никогда до этого не работая официально, пособие по безработице будет составлять установленный минимум — 1500 рублей, — пояснил Алексей Цыганов.— Встать на учет в центр занятости повторно можно будет не ранее, чем через шесть месяцев после снятия с учета. При этом пособие по безработице назначат не ранее, чем через 12 месяцев после первоначальной регистрации в ЦЗН в качестве безработного, — отметила юрист Евгения Квартальнова.

— В центр занятости населения по месту жительства. А в 2020 году из-за коронавируса сделали возможной электронную подачу документов через Госуслуги и портал «Работа в России». К слову, действие «пандемийных» временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными, продлено по 31 марта 2021 года. При этом в правила внесен ряд уточнений. Поправками предусмотрено, что решение о формате работы служб занятости с гражданами (личный прием или дистанционный режим) органы госвласти субъектов РФ будут принимать в зависимости от эпидобстановки в регионе, — пояснил адвокат Вадим Агеев.

Размер такого пособия зависит от:

  • вида и периода трудовой деятельности гражданина до получения им статуса безработного;
  • его среднего дохода на последнем месте работы за последние три месяца до увольнения;
  • региона, в котором проживает безработный;
  • причины потери работы;
  • причины постановки на учет.

Размер пособия не может быть выше максимальной величины пособия по безработице или ниже минимального размера выплат. В 2021 году максимальный размер пособия составляет 12 130 рублей в первые три месяца, далее пять тысяч рублей, а минимальный – полторы тысячи рублей.

В районах Крайнего Севера и территориях, к нему приравненных, пособие увеличивается на размер районного коэффициента.

Федеральный закон от 28.06.2021 г. № 219-ФЗ

Каждая крупная организация обязана соблюдать квоту по приёму на работу сотрудников с инвалидностью. Это необходимо, чтобы инвалиды не были ущемлены в своих трудовых правах.

Квота для приёма в организацию людей с ограниченными возможностями зависит от среднесписочной численности работников (СЧР):

30.06.2021 Обычная важность


С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 28.06.2021 № 291 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Общероссийская база вакансий на портале «Работа в России» с 1 июля трансформирована и расширена на основании Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ (далее — Закон № 219-ФЗ), который внёс изменения в Закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

С 1 июля 2021 года «Работа в России» переименован в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений.

Так, с 2021 года наравне с очным приемом граждан, ищущих работу, предусмотрена на постоянной основе дистанционная и проактивная (без заявлений) форма оказания такой услуги службами занятости — с использованием рассматриваемой цифровой платформы. И причина этому не только коронавирус, а в целом развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере содействия занятости населения.

До начала пандемии коронавируса центры занятости предоставляли свои услуги только в очном режиме — при личной явке. В апреле 2020 г. был введен временный дистанционный порядок постановки на учет в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ такой формат ввёл на постоянной основе.

При этом в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью нужен единственный документ — заявление. Остальные документы будут запрашиваться из госинформсистем.

Принятие Закона № 219-ФЗ не отменяет очных консультаций и обращений в центры занятости: можно обращаться за помощью в удобном формате.

Считается, что Единая цифровая платформа занятости и трудовых отношений позволит сформировать:

  • единые требования к порядку предоставления госуслуг в части занятости;
  • единую федеральную систему мониторинга и управления качеством деятельности органов службы занятости на основе единых стандартов.

Закон № 219-ФЗ также установил основы особенностей взаимодействия работодателей, граждан и служб занятости в электронной форме.

Он закрепил обязанность центров занятости регистрировать граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) при сайте Госуслуг для подачи заявлений с через Единую цифровую платформы (при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи).

Для расширения банка общедоступных вакансий Закон № 219-ФЗ установил требования к размещению на Единой цифровой платформе занятости и трудовых отношений информации о вакансиях для ряда категорий работодателей (органы госвласти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели с численностью работников выше 25 человек и др.).

Статус и основы функционала Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» установила новая редакция ст. 16.2 Закона о занятости населения в РФ. Теперь это федеральная государственная информационная система.

Единая цифровая платформа состоит из федеральной и региональной части (сегментов), а также подсистем, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Перед платформой занятости и трудовых отношений стоят следующие задачи:

  • содействие занятости населения, в т. ч. путём размещения информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу;
  • обеспечение процесса предоставления госуслуг в области содействия занятости, в т. ч. их оказания в электронном виде;
  • создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, а также с выполнением работ и оказанием услуг по договорам ГПХ, прохождением практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторским договорам с физлицами;
  • формирование аналитической информации о трудоустройстве.

Порядок функционирования Единой цифровой платформы устанавливает Правительство РФ. Он включает:

  • перечень подсистем и порядок их взаимодействия;
  • перечень информации на платформе;
  • перечень участников информационного взаимодействия, их функции и полномочия;
  • порядок представления, обработки информации на платформе, а также её информационного взаимодействия с иными информационными системами;
  • порядок создания, использования и хранения на платформе электронных документов о работе, в т. ч. их передача в иные информационные системы, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (с 16.11.2021);
  • порядок использования платформы органами службы занятости для содействия гражданам в поиске подходящей работы, содействия работодателям в подборе необходимых работников и оказания иных госуслуг в этой области;
  • порядок оформления в электронном виде договоров ГПХ на выполнение работ и оказание услуг, прохождение практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторских договоров с физлицами (с 01.01.2023);
  • иные вопросы.

Предусмотрено, что Единая цифровая платформа обеспечивает:

  • обработку информации, перечень которой утверждает Правительство РФ;
  • идентификацию участников, прошедших авторизацию в ЕСИА;
  • представление информации в электронной форме;
  • мониторинг и анализ информации;
  • представление работодателями в службу занятости информации о наличии или об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
  • размещение работодателями информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ, в т. ч. о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для инвалидов;
  • размещение гражданами информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ;
  • возможность ее развития.

Оператор Единой цифровой платформы занятости и трудовых отношений — это уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. По факту это Роструд.

Информация на платформе

Участники Единой цифровой платформы должны обеспечивать полноту, достоверность и актуальность информации, которую размещают на ней.

По общему правилу информация на Единой цифровой платформе — общедоступна, кроме той, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Получение информации с Единой цифровой платформы занятости и трудовых отношений бесплатно. И не только через сайт «Работа в России», но и сайт Госуслуг, аналогичные региональные и муниципальные порталы.

Как действовать работодателям, чтобы не нарушить обновлённый закон о занятости

Таким образом, портал «Работа в России» как единая цифровая платформа в сфере занятости должен стать основным каналом предоставления вакансий от работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше.

Возможность создания и хранения на платформе кадровых документов и договоров отложена на конец 2021 года и на начало 2023 года.

Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ (далее – Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон № 1032-1). В основном изменения касаются постановки на учет гражданина в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ вступил в силу с 01.07.2021, за исключением отдельных положений.

Чтобы встать на учет в качестве безработного, нужно обратиться в центр занятости населения (ЦЗН) по месту своей прописки или в том регионе, где хотите устроиться на работу.

С апреля 2020 г. граждане могут подать заявление через Портал госуслуг, не приезжая в ЦЗН. Упрощенный порядок пока действует до 31 марта 2021 г., но, вероятно, он будет продлен. Кроме того, соискатели могут встать на учет через портал «Работа в России», однако для подачи заявления также потребуется регистрация в ЕСИА. В последних двух случаях документы сканируются и направляются в формате pdf.

Независимо от способа подачи заявления рассматривается оно 11 дней.

Для постановки на учет службе занятости потребуются:

  • паспорт;
  • диплом, сертификат или другой документ, подтверждающий получение образования и квалификацию;
  • трудовая книжка;
  • справка о среднем заработке (если вы уволились меньше года назад);
  • реквизиты банковского счета (почтового отделения) для перечисления пособия.

Важно: в связи с пандемией коронавируса порядок работы органов службы занятости может быть изменен. Так, предоставление государственных услуг в центрах занятости населения Московской области приостановлено, за исключением очного приема граждан по предварительной записи, осуществленной посредством официальных сайтов в Интернете через ресурс «Обратная связь», телефонов и электронной почты (подп. 2.1 п. 2 Распоряжения Минсоцразвития МО от 13 ноября 2020 г. № 21РВ-179).

Закон предусматривает, что безработными не могут быть признаны:

  • граждане младше 16 лет;
  • пенсионеры по старости или выслуге лет;
  • ИП, нотариусы, адвокаты, самозанятые;
  • студенты-очники;
  • учредители коммерческих компаний;
  • граждане, уже работающие по трудовому договору;
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • осужденные, которым назначены исправительные работы;
  • военнослужащие, а также те, кто проходит службу в иных органах (правоохранительные, МЧС и т.д.);
  • граждане, выполняющие иную оплачиваемую работу, в том числе по гражданско-правовым договорам;
  • члены крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей.

Если вы относитесь к одной из перечисленных категорий, в постановке на учет будет отказано. При отказе в признании безработным орган службы занятости обязан уведомить вас письменно (под подпись) или по почте в течение суток со дня принятия такого решения. В решении должно быть указано основание, в связи с которым оно принято. Отказ в признании безработным можно обжаловать.

Правительства Хабаровского края

Конкретных сроков действующее законодательство не устанавливает. ЦЗН в течение 10 дней с момента подачи заявления ищет подходящие вакансии. Если трудоустроить гражданина не получается, его регистрируют как безработного. Предельный период, в течение которого можно состоять на учете, не установлен. Хотя каждый месяц статус безработного «перерегистрируется» (эту процедуру можно пройти онлайн). Однако пособие может выплачиваться только год. То есть можно состоять на учете несколько лет, но деньги служба занятости платить не будет.

Статья 4 Закона № 1032-1 устанавливает, что подходящей является работа, которая «соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места».

Критерий доступности рассчитывается службой занятости конкретного субъекта на основании решения муниципального органа. Так, для Ивановской области это полтора часа в одну сторону, а если прямого маршрута общественного транспорта нет – 5 км. В Тюмени подходящей считается работа, если она в двух часах езды от места жительства. Таким образом, чтобы сказать, является ли работа неподходящей из-за ее удаленности, необходимо анализировать акты, регулирующие этот вопрос в вашем регионе.

Что касается требований по зарплате, то согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 заработная плата не может быть меньше среднего вознаграждения, которое получал работник. Однако эта же норма гласит, что данное правило не применяется, если человеку платили больше прожиточного минимума.

Конституционный Суд в 2015 г. признал положения ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 законными. А в 2021 г. МРОТ превысил размер прожиточного минимума – с января МРОТ составляет 12 792 руб. (утвержден Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ). При этом ни один работодатель не вправе выплачивать зарплату ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, ЦЗН вправе предлагать любую вакансию по специальности, независимо от зарплаты на прежнем месте работы.

Если гражданин своевременно является в службу занятости (с 2020 г. отчеты направляются онлайн, без поездок в ЦЗН), снять его с учета не могут. Ему продолжат предлагать работу.

При этом разовая неявка на собеседование к работодателю влечет уменьшение пособия на 25%. А отказ от двух вакансий ведет к приостановлению выплаты пособия на месяц. Но это касается только подходящих вакансий. Если центр занятости предлагает гражданину работу, которая не соответствует его квалификации или расположена слишком далеко от дома, он может отказываться сколько угодно раз без правовых последний. Причем ЦЗН не вправе предлагать одну и ту же вакансию дважды. Если же работа была подходящей, то для сохранения выплаты необходимо, чтобы работодатель предоставил письменный отказ в найме гражданина.

Право на пособие появляется у любого человека, признанного в установленном порядке безработным, при условии, что не истекли предельные сроки выплаты.

Порядок получения пособия:

  • Подается заявление о постановке на учет в качестве безработного.
  • Если за 10 дней с момента обращения человеку не нашли работу, ему будут начислять пособие. Для получения выплат подавать отдельное заявление не нужно, достаточно предоставить реквизиты для перечисления средств. Пособие может быть начислено только на карту «МИР».
  • Чтобы не утратить право на пособие, ежемесячно нужно проходить перерегистрацию, т.е. уведомлять ЦЗН, что вы все еще не трудоустроились.

Пособие выплачивается каждый месяц.

Федеральным законом от 30.04.2021 № 137-ФЗ внесены изменения в Закон «О занятости населения в Российской Федерации», касающиеся выплат увольняемым работникам.

Напомним, что статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации закреплен порядок выплат работникам при ликвидации организации или сокращении штата.

В частности, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства работодатель вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере 2-кратного среднего месячного заработка.

При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) выплата единовременной компенсации должны быть произведены до завершения ликвидации организации.

Кроме того, в случае расторжения трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, восстановлением на работе работника, отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора и других случаях работнику выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка.

Соответствующие уточнения внесены в Закон о занятости населения.

С 11 мая 2021 года при признании граждан безработными в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации.

Кроме того, гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, признанным безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Прокуратура г. Арсеньева

Как получить пособие по безработице в 2021 году?

18072

64323

52080

233782

Фото Видео 5843

4457

Вопросы трудоустройства населения страны регламентирует ФЗ 1032-1 «О занятости населения РФ». В первой редакции законопроект приняли депутаты Госдумы в 1991 г. В документе установили, как должна вестись деятельность по обеспечению трудоустройства жителей страны, что должны предпринимать власти разного уровня для устранения безработицы.

Закон определяет основы государственной политики в содействии занятости населения. Официальный текст законопроекта состоит из 7 глав (одна из них утратила силу) и 37 статей. Они включают следующие положения:

  • в 1 главе перечислены основные определения и положения ФЗ, определены полномочия федеральных органов и государственная политика в сфере трудоустройства;
  • 2 глава содержит сведения о том, какие права есть у жителей страны. В частности, гарантирован свободный выбор места работы и содействие при переезде в другой населенный пункт;
  • в 3 главе перечислены гарантии государства по трудоустройству жителей страны;
  • 4 глава определяет процесс организации занятости населения, устанавливает возможность обучения и переквалификации;
  • 5 глава описывает обязанности работодателей в обеспечении занятости населения;
  • в 6 главе содержится информация о социальных гарантиях и компенсациях для нетрудоустроенных граждан России, перечислены сроки выплаты пособия по безработице и установлена его сумма;
  • 7 глава утратила силу. В ней определялся контроль за исполнением действующего законодательства.

Депутаты Государственной Думы достаточно часто дополняют законопроект о занятости населения новыми пунктами. Насколько поправок внесли в 2017 году. Парламентарии добавили пункт, касающийся начисления стипендии во время получения образования. Согласно новым положениям, она может выплачиваться гражданам, уволенным с военной призывной службы, но лишь в том случае, если увольнение произошло как минимум за 12 месяцев до начала обучения.

Кроме того, депутаты одобрили появление раздела, который гарантирует получение пособия по безработице для лиц, не получающих в момент обращения в службу занятости дополнительного образования.

Новые обязанности работодателя по уведомлению службы занятости

Сегодня права безработных защищены законом, и налог на безработицу официально не принят. Однако уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы ввести так называемый «налог на тунеядство». Законопроект, регламентирующий его появление, разрабатываются специалисты Министерства труда. За основу взяли опыт Беларуси, в которой налог уже действует.

Чиновники аргументируют необходимость приятия нового типа налогообложения тем, что многие официально безработные жители страны на самом деле работают, просто трудятся неофициально. В результате этого не поступают отчисления в пенсионный фонд, в налоговую службу, но всеми благами инфраструктуры люди продолжают пользоваться.

Есть и более реальные инициативы, уже разработанные законопроекты. Законопроектом №1059864-7 предусмотрены весомые изменения в законе о занятости населения в 2021 году. Последние новости — он внесен в Госдуму РФ и рассматривается.

Этот документ предусматривает гарантии для работников, которые стали «вынужденно безработными» из-за наложенного запрета на деятельность их работодателей. Такой запрет возможен вследствие возникновения чрезвычайной ситуации или установления режима повышенной готовности.

С инициативой выступили представители партии КПФР, они предложили начислять вынужденно безработным пособие установленного законом МРОТ и не менее среднемесячной заработной платы. Авторы законопроекта в пояснительной записке описали ситуацию. В период пандемии работодатели должны были выдавать заработную плату без осуществления деятельности. Заработок выплачивается в случае продолжения трудовых взаимоотношений. Если контракт расторгается, статус вынужденно безработного утрачивается.

Некоторые гарантии уже прописаны в законодательстве. Так, ст.25 закона о занятости населения» обязывает работодателей содействовать государству, взаимодействовать с центрами занятости, сообщать о ликвидации и т.д.

Статья 36 закона о занятости населения определяет формы помощи безработным, которые утратили право на получение пособия.

Закон 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями на 2021 год (какими бы они не были) станет доступен в официальных источниках с момента вступления поправок в силу. Все изменения печатаются на портале нормативных актах, в официальных СМИ.

Государство перестанет гарантировать выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости (в том числе в период временной нетрудоспособности) – соответствующий абзац статьи 28 и статья 29 закона о занятости упраздняются. Также служба занятости не сможет выплачивать обучающимся материальную помощь. Вместо всего этого будет продолжаться выплата пособия по безработице – обучение перестанет быть поводом для приостановки выплаты пособия (изменения в статью 35 закона). Это не очень хорошо – ведь сроки выплаты пособий ограничены, и теперь обучение будет «съедать» их часть.

Базой для расчета размера пособия по безработице сейчас служит средний заработок за последние три месяца. Это заменяется на средний заработок, исчисленный в порядке, установленном кабмином. Как он это сделает – пока непонятно, возможно, заработок будет браться не за три месяца, а за какой-то другой период.

Список тех, кому пособие по безработице положено минимальное, пополнят граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность (то есть, бывшие ИП) или вышедшие из КФХ. По-видимому, сказанное не касается тех, кто был самозанятым и прекратил им быть. Хотя они могут относиться к «иным случаям», и тогда пособие им тоже назначат только минимальное.

Мурманской области

Как уточняется в пояснительной записке к законопроекту, «выплата пособия должна производиться непосредственно работникам за счет средств бюджета за период с даты установленного запрета на деятельность такого работодателя и до момента снятия такого запрета».

«Финансовые власти на фоне событий, спровоцированных пандемией коронавирусной инфекции, вроде бы согласились с тем, что бюджет не обязан быть всегда профицитным, и допустили в меру дефицитный. Поэтому социальные выплаты для «вынужденно безработных» россиян вполне реальны – бюджет в состоянии их обеспечить», — отметил экономист.

Авторы инициативы напомнили, что многие предприниматели в стране на фоне введенных ограничений, призванных затормозить распространение коронавирусной инфекции, вынужденно приостановили работу, что привело к задержкам зарплат гражданам, которые в соответствии с действующим российским законодательством, не могут считаться безработными, если начальник их делом не обеспечил, но и не уволил.

В законе о самозанятом населении с 1 января 2021 года произошли перемены — расширена территория, где россияне смогут воспользоваться особым налоговым режимом. В 2021 году проект действовал только в 4-х территориальных единицах, теперь их стало 23. Хотя официально период эксперимента продлится до 2028 года.

Спецрежимом могут пользоваться ИП, у которых нет сотрудников по трудовому договору, и граждане, которые работают «сами на себя», но не регистрируют ИП. Все эти граждане платят налог на профессиональный доход (НПД). Так, например, может поступить бухгалтер, парикмахер, фрилансер, кондитер, консультант, который не планирует открывать ИП.

Невозможно применять спецрежим для уплаты налогов на доходы, которые:

  • поступают от работодателя в виде заработной платы;
  • появились от продажи квартиры, другого недвижимого имущества или автомобиля;
  • получают госслужащие, кроме сумм которые они получают за сдачу жилплощади в наем;
  • уплачены за услуги по ГПД, если они поступили от заказчика, который в предыдущие два года был работодателем данного физлица;
  • поступили в натуральном выражении;
  • возникли при продаже части уставного капитала, пая в ПИФе, других ценных бумаг и прочих активов.

Для оплаты НПД загрузите приложение для смартфонов «Мой налог» и пройдите авторизацию в системе. Не надо устанавливать онлайн-кассу и подавать налоговую декларацию.

Если ИП захочет платить налоги по спецрежиму, он может написать заявление и перейти на него в любой момент.

Если он исчерпает лимит суммы, или НПД будет невыгодным, ИП может вернуться на прежний или перейти на новый режим. Законодательных ограничений по этому поводу нет.

С самозанятых, которые платят НДП, не удерживают страховые взносы. Государство не начислит им страховой стаж и баллы. Но если, есть желание получить официальную пенсию от государства, то стаж можно купить. Для этого понадобится ежегодно перечислять в ПФР сумму, которая прописана в статье 430 Налогового кодекса РФ.

Если самозанятый не будет это делать, то он не сможет претендовать на страховую пенсионную выплату, а только на социальную, которую выдают на 5 лет позже.

Кроме того что социальная пенсия ниже, она еще и не индексируется государством. Каждый для себя решает сам, платить страховые взносы или нет.

Возможно, грамотное инвестирование суммы 30 тысяч рублей в год принесет большую выгоду, чем перечисление в ПФР.

В 2021 году оплачивать НПД самозанятые могут в 23-х регионах России:

Тип региона Наименование Количество
Область Московская, Калужская, Воронежская, Вологодская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская 14
Край Красноярский, Пермский 2
Округ Ненецкий, Ямало-Ненецкий, ЮГРА 3
Республика Татарстан, Башкортостан 2
Город Москва, Санкт-Петербург 2

Всего в РФ 85 регионов, то есть на 62 из них проект не распространяется. Но у россиян, живущих там, уже есть возможность использовать НПД. Например, так может поступить кемеровчанин, если будет сдавать в аренду квартиру, которая находится в Тюмени. Или если он предоставляет услуги заказчику, который зарегистрирован в Москве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]