Письмо в Уфас о включении в реестр недобросовестных поставщиков образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Письмо в Уфас о включении в реестр недобросовестных поставщиков образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков — процедура, с которой каждый заказчик сталкивается на практике.

Два основных случая внесения недобросовестного участника закупки в реестр:

  • уклонение от заключения контракта;
  • нарушение существенных условий контракта, которые повлекли за собой односторонний отказ заказчика от его исполнения или расторжение по решению суда.

Процедура осуществляется в несколько шагов.

Как правильно внести поставщика в РНП: инструкция ФАС

В день и время, указанные в уведомлении, проходит рассмотрение вопроса о включении информации о поставщике в РНП. В рассмотрении вправе участвовать представители обеих сторон при обязательном наличии доверенности, подписанной руководителем.

ВАЖНО! С 30.03.2020 управление ФАС России для предотвращения распространения коронавирусной инфекции объявило исключительно о дистанционном рассмотрении обращений о включении в РНП. Информацию о формате заседания смотрите в уведомлении.

В ФАС процедура добавления в РНП по 44-ФЗ проходит в несколько этапов:

  1. Комиссия предварительно изучает документы, направленные поставщиком, с причинами уклонения или нарушения существенных условий договора.
  2. Предоставляется слово заказчику для краткого объяснения обстоятельств, послуживших основанием для включения поставщика в РНП.
  3. Председатель комиссии передает слово участнику закупки для пояснения причин уклонения или нарушения обязательств по контракту.
  4. После непродолжительной дискуссии комиссия удаляется на короткое совещание.
  5. В случае достоверности указанных заказчиком фактов и признания недобросовестности участника закупки уполномоченный орган принимает решение о включении информации об участнике в реестр. В иных случаях выносится решение об отказе.
  1. ВКЛЮЧЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ УЧАСТНИКАХ ЗАКУПОК В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
  2. ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
  3. КАК ЗАКАЗЧИКУ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАТА
  4. Протокол рассмотрения заявок
  5. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА МОСКОВСКОГО УФАС
  6. ЖАЛОБЫ ПО 44-ФЗ
  7. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА 44-ФЗ
  8. КОНТРАКТНАЯ СЛУЖБА
  9. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПЕРВЫХ ЧАСТЕЙ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ
  10. ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

Заявление о включении в Реестр недобросовестных поставщиков


ФАС дала разъяснения по вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и указала сроки:

— направления заказчиком обращения о включении информации об участниках закупки в реестр;

— рассмотрения это обращения;

— исключения информации об участниках закупки из реестра.

Также рассмотрен вопрос об оформлении ненормативного правового акта контрольного органа в сфере закупок о включении сведений об участнике в реестр.

Приведены особенности направления территориальными органами ФАС в центральный аппарат ведомства информации о включении сведений в реестр и об их исключении из реестра.

В первую очередь, заказчик должен зафиксировать факт какого-либо нарушения. После этого заказчик составляет соответствующую документацию и передает все сведения о факте нарушения требований действующего законодательства, а также условий контракта, в ФАС. Далее ФАС рассматривает полученные документы и присылает уведомление обоим сторонам о назначении комиссии. Поставщику желательно принять участие в рассмотрении дела комиссии для того, чтобы озвучить свою позицию и избежать попадания в РНП. На комиссии ФАС выносит решение о внесении либо невнесении поставщика РНП. После этого информация попадает в реестр и начинает отсчитываться срок нахождения в РНП – 2 года.

Важно обратить внимание на то, что нахождение участника закупки (поставщика/подрядчика/исполнителя) в РНП по истечении 2 лет с момента наступления у антимонопольного органа обязанности по его включению в указанный реестр нарушает его права и законные интересы5.

Согласно судебной практике, внесение сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой административной ответственности, в связи с чем ФАС России в силу положений ст. 65, 200 АПК РФ необходимо доказать совершение подрядчиком виновных, недобросовестных действий, направленных именно на умышленное уклонение от исполнения государственного контракта6.

В РНП вносится определенная информация:

• Номер записи в реестре, название органа, включившего лицо в РНП.

• Реквизиты и данные участника (наименование/ФИО, адрес, ИНН и т. д.).

• Реквизиты и данные учредителей и руководителей юридических лиц-исполнителей. Если в состав какого-либо юридического лица входит несколько учредителей, в реестр попадают данные обо всех учредителях.

• Все значимые даты: внесения сведений в РНП, даты аукциона/конкурса, запроса котировок, заключения контракта, его расторжения, протоколов, разногласий, жалоб и т.д. Вся информация со всеми датами.

• Сведения о контракте/договоре. Записи о каждом внесенном поставщике присваивается свой реестровый номер. Все, что было связано с контрактом, начиная от номера извещения и заканчивая внесением в РНП.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.

В рамках Закона № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по Закону № 223-ФЗ, так и в реестре по Закону № 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них.

Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта принятия судом решения о расторжении договора7.

Существует только 2 способа «выхода» из РНП:

• По истечении 2 лет после внесения информации в РНП, все сведения оттуда удаляются.

• Обжалование внесение в РНП в суде и доказывание своей правоты. В случае, если суд примет соответствующее решение, информации о поставщике из РНП удаляется.

Таким образом, для того, чтобы не попасть в РНП, поставщикам следует соблюдать следующие условия:

1. Добросовестно исполнять свои обязательства. Нужно к каждому контракту относиться добросовестно.

2. Внимательно прочитать аукционную документацию.

3. Изучая аукционную документацию, следует обращать внимание на условия по НДС: допустимо ли работать без НДС или нет, какой процент НДС допустим. Сюда же следует относить просчет технического задания и себестоимости.

4. Обжаловать решения заказчика (в случае, если это необходимо). Зачастую сами заказчики подают необоснованные жалобы в ФАС для того, чтобы не заключать контракт с неугодным поставщиком, который выиграл тендер.

5. Обязательно принимать участие в заседаниях комиссий в УФАС. Следует опираться на существующую практику ФАС по подобным делам, подкреплять все сносками на гражданское законодательство, законодательство в области закупок, аукционную документацию. В случае вынесения решения ФАС о включении поставщика в РНП, следует обратиться в суд.

Таким образом, РНП является своеобразным барьером, ограждающим государственных заказчиков от недобросовестных участников государственных закупок, обеспечивая, тем самым, реализацию основных принципов осуществления таких закупок: эффективность, результативность проведения закупочных процедур, равная, справедливая конкуренция.

Недобросовестное поведение хозяйствующих субъектов при их участии в государственных торгах не только не способствует реализации вышеуказанных принципов, но и влечет за собой необоснованное, дополнительное расходование бюджетных средств.

Негативное воздействие недобросовестного лица при проведении закупок проявляется не только в дополнительных расходах, связанных с вынужденным увеличением сроков фактического проведения закупки ввиду необходимости заключения договора/контракта с иным участником, а также и с необходимостью проведения повторной процедуры (как в настоящем случае), также и в фактическом неполучении заказчиком результатов работ/услуг/товаров в определенных объеме и сроки, на которые тот изначально рассчитывал.

Тем самым, недобросовестное поведение участников во время проведения одной закупки создает угрозу столкновения других заказчиков с аналогичными действиями таких лиц при проведении иных закупок.

Именно во избежание подобных негативных действий, в целях их предупреждения существует РНП, ведение и реализация функций которого обеспечивается антимонопольными органами посредством изучения и оценки действий участника закупки на предмет недобросовестности.

  • Здравоохранение и фармацевтика
  • Торговля
  • Транспорт и логистика
  • Банки и финансовые институты
  • Технологии, медиа и телекоммуникации (TMT)
  • Энергетика
  • Строительство

При проведении электронной процедуры закупки контрольный орган направляет через ЕИС решение в срок не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения, в остальных случаях срок аналогичен, но направление осуществляется на бумажном носителе.

Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре.

В случае выявления в реестре технической ошибки орган контроля, включивший информацию об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, не позднее 3 рабочих дней со дня такого выявления вносит с использованием ЕИС изменения, обеспечивающие исправление.

В 5 разделе ПП РФ №1078 установлено автоматизированное исключение информации по истечении 2 лет со дня, следующего за датой, в которую такая информация подлежала размещению в РНП. А также предусмотрено право заказчика, участника закупки или поставщика (подрядчика, исполнителя) направить в орган контроля обращение об исключении информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе).

Не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения об исключении информации, орган контроля должен осуществить рассмотрение и принять решение.

Не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия органом контроля решения, исключает из реестра информацию о таких лицах.

Важными нововведениями ПП РФ №1078 являются:

  • закрепление подведомственности принятия решения по обращениям;
  • максимально четкая автоматизация документооборота;
  • унификация и внедрение типовых форм обращений для заказчиков;
  • детализация порядка исправления технических ошибок.

Все это позволит упростить процесс борьбы с недобросовестными поставщиками и автоматизировать взаимодействие заказчика и контрольного органа.

Обращаем ваше внимание, что направление обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком с контрольным органом до 01.01.2022 г. осуществляется в старом формате без использования функционала ЕИС.

В ч. 8, 9 ст. 95 закона о контрактной системе указано, что заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случаях, которые предусмотрены в гражданском законодательстве.

ВАЖНО! Такое решение принимается только в связи с существенным нарушением обязательств.

Доказательствами, которые обоснуют причины одностороннего расторжения, могут стать:

  • заключение экспертизы;
  • акты приемки товаров, которые составлены с участием поставщика;
  • товаросопроводительные документы;
  • решение или предписания контрольных органов;
  • претензионная переписка;
  • документы, которые фиксируют факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Если заказчик при расторжении контракта нарушил ч. 8, 9 ст. 95 44-ФЗ, то ФАС усматривает признаки состава административного правонарушения по ч. 6 ст. 7.32 КоАП.

Напомним, санкции по этой статье для должностных лиц — штраф 50 000 рублей. Что касается юрлиц, то они заплатят 200 000 рублей.

Кроме того, в таких случаях материалы дела отправляются в органы государственного контроля для проведения проверки.

Бывает, что поставщик не слишком рассчитывал на победу в торгах и, вообще, не особо ими интересовался. Например, подал заявку с завышенной ценой, а позже и вовсе забыл об этом. Как ни странно, но такое случается. В итоге сюрприз: поставщик узнает, что выиграл тендер, но срок внесения обеспечения и подписания контракта неумолимо проходит или уже истек.

Итак, вы победили, но пока не знаете об этом… Ситуация может развиваться по нескольким направлениям:

  1. О победе в аукционе стало известно, но с большим опозданием. А ведь нужно еще успеть внести обеспечение! В такой ситуации рекомендуется составить протокол разногласий и объяснить заказчику, что вы не уклоняетесь, а просто испытываете потребность в нескольких дополнительных днях.
  2. О победе поставщик узнал от заказчика, который не дождался подписания контракта в срок. Все еще можно исправить! Как именно — об этом ниже.
  3. О победе поставщик узнал, когда сведения о нем передали в РНП. Такое случается, если пустить на самотек ход процедуры. Если не удастся отстоять свою добросовестность в ФАС, можно обратиться в арбитражный суд.

Вернемся к ситуации, в которой поставщик узнает, что не подписал вовремя контракт, но данные о нем в РНП еще не переданы. Помимо забывчивости, к этому могут привести и другие причины: просрочка ключа ЭЦП, тяжелая болезнь сотрудника, отвечающего за эту закупку и так далее. Как исправлять ситуацию? Теперь все зависит от того, пойдет ли заказчик навстречу поставщику.

Алгоритм такой:

  • нужно составить в адрес заказчика письмо, описать ситуацию и сообщить о своем согласии заключить контракт;
  • если заказчик заинтересован в этом, он может воспользоваться своими возможностями:
    • вновь открыть контракт на ЭТП для подписания, указав, что в нем обнаружилась ошибка (например, неточность в адресе);
    • составить протокол разногласий и повторно разместить проект контракта;
  • поставщик должен внести обеспечение и вовремя подписать контракт.

Еще одна причина включения поставщика в РНП — невыполнение или ненадлежащее выполнение им условий контракта. При этом контракт расторгается в одностороннем порядке заказчиком либо по решению суда. В последнем случае ФАС не будет пересматривать решение арбитров — если решено включить поставщика в РНП, он окажется там через 10 дней. Если же суда не было, то принимать решение о включении или невключении поставщика в РНП будет антимонопольный орган.

Поставщику, который не согласен с тем, что нарушение условий контракта произошло по его вине, рекомендуется отстаивать свою правоту во всех инстанциях. Готовится нужно заранее, когда в процессе исполнения обязательств что-то пошло не так — собирать документы, переписку и прочие доказательства отсутствия вины.

Внимание! Иногда заказчик обращается к поставщику с предложением расторгнуть контракт в одностороннем порядке, по его инициативе. Соглашаться на это рискованно. Если обе стороны считают, что контракт следует расторгнуть, целесообразно это делать по обоюдному согласию. Ведь иначе заказчик обязан передать сведения о поставщике в РНП.

ФАС разъяснила, как внести поставщика в РНП

Процесс включения в РНП таков:

  1. Заказчик передает сведения о поставщике.
  2. ФАС рассматривает документы и решает, включать ли поставщика в РПН.
  3. Поставщик (при желании) обжалует решение антимонопольного органа в суде.

Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.

ФАС рассматривает дело. На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться. К этому придется подготовиться:

  1. Собрать документы и сведения, подтверждающие неумышленный характер нарушения. Например, скрины обращения в службу поддержки ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу технических неполадок.
  2. Собрать доказательства того, что было предпринято все возможное, чтобы подписать контракт (например, обращение в банк или к брокеру за гарантией) или исполнить обязательства.
  3. Подготовить аргументы для убеждения комиссии ФАС в желании исполнить контракт и своей добросовестности.
  4. Оформить возражение на жалобу и перечислить в нем все указанные выше обстоятельства.

Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.

Важный нюанс! Каждый территориальный орган антимонопольной службы принимает решения самостоятельно. И зачастую в одинаковых ситуациях одни УФАС включают поставщиков в РНП, а другие — нет. Поэтому деление причин на уважительные и неуважительный очень условно. Лучше всего ориентироваться на решения, принятые УФАС по месту нахождения заказчика.

В практике есть примеры таких уважительных причин:

  • письмо с уведомлением о получении контракта попало в папку «Спам»;
  • вышел из строя компьютер, с которого должен быть подписан контракт;
  • на ЭТП произошел сбой.

А вот эти причины не были признаны уважительными:

  • победитель закупки был госпитализирован;
  • у поставщика менялся директор;
  • в офисе не было интернета.

Важно! Поставщик должен быть извещен о том, где и когда будет рассматриваться его дело о включении в РНП. Если он не уведомлен, заседание должно быть перенесено. Явиться ли на рассмотрение или нет — это решает сам поставщик. Если он проигнорирует заседание, дело рассмотрят без него.

В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.

Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик. Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.

При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года. Контракты при этом заключать он не сможет.

Обобщая сказанное выше, можно сделать такие выводы:

  1. Нужно внимательно относиться ко всем процедурам, на которые подавались заявки, отслеживать их этапы и возврат обеспечения, проверять в почте папку для спама.
  2. Сведения о поставщике в РНП направляются заказчиком, поскольку это его обязанность. Вместе с тем в большинстве случаев последний заинтересован в том, чтобы заключить контракт с победителем закупки, а не проводить новую процедуру (если исключить фактор сговора и иных коррупционных проявлений).
  3. Заказчик имеет возможность продлить срок, отведенный на заключение контракта. И если поставщик собирается его заключать и исполнять, нужно договариваться с заказчиком.
  4. Поставщик не попадает в РНП автоматически — для этого должно быть соответствующее решение ФАС или суда. При разбирательствах у юрлица или ИП есть шансы доказать отсутствие с его стороны злого умысла. Тогда включения в Реестр можно избежать.
  5. Если что-то в процессе подготовки к заключению контракта или его исполнения начинает идти не по плану, нужно запасаться документами, которые потом смогут подтвердить добросовестность поставщика и отсутствие его вины.

В реестр недобросовестных поставщиков попадают:

  • участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта, что вынудило заказчика отказаться от сделки.

Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.

Порядок включения в РНП:

  1. Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта. Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
  2. В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 44-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
  3. В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.

Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однозначным поводом для включения считается только одна ситуация — судебное решение о расторжении контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. Участник торгов или поставщик вправе её оспорить, представив свои аргументы.

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта — право заказчика. Но оно ограничено положениями №44-ФЗ, в частности статьёй 82.3.

Заказчик вправе признать победителя процедуры уклонившимся от заключения контракта (составить соответствующий протокол), если он:

  • не направил заказчику в установленный срок проект контракта, подписанный надлежащим лицом, или протокол разногласий;
  • не внёс обеспечение в сроки, указанные в документации о закупке, или внёс в неполном объёме;
  • Не выполнил требования ст. 37 №44-ФЗ об антидемпинговых мерах — не внёс дополнительный размер обеспечения или не представил подтверждение своей добросовестности.

Если поставщик существенно нарушает условия контракта — это основание для одностороннего отказа заказчика от сделки. Такая ситуация служит поводом для внесения поставщика в РНП.

Возможны две процедуры — если контракт был расторгнут в судебном порядке, после чего заказчик обратился в ФАС, или же заказчик сразу обратился в ФАС для включения поставщика в РНП.

В первом случае всё однозначно: поставщика включат в РНП на основании судебного решения. Но если заказчик сразу же обращается в антимонопольный орган, ему нужно будет доказать и существенное нарушение условий контракта, и то, что оно — основание для одностороннего отказа от сделки. Разумеется, поставщик вправе оспорить все доводы заказчика и привести свои аргументы.

Формально включение в РНП не влечёт негативных последствий для компаний и предпринимателей. Проблема — сам факт присутствия в «чёрном списке»:

  1. При формировании закупочной документации заказчики вправе устанавливать требование для участников закупки — отсутствие в реестре.
  2. Если предприниматель или компания попали в РНП, не стоит надеяться на победу и в коммерческих тендерах. В них также может быть поставлено условие об отсутствии в РНП.
  3. Ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только самой компании, которая попала в реестр, но и её учредителей, а также руководителя. Например, если в закупке участвует предприниматель, который является учредителем юридического лица, включённого в РНП, заказчик вправе не допустить предпринимателя к закупке. Суды считают такие решения правомерными (Постановление Арбитражный суд Уральского округа от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
  4. РНП — общедоступный источник информации, которым легко могут воспользоваться предприниматели для проверки контрагентов и сделать соответствующие выводы.

Период нахождения в РНП — 2 года. По истечении этого срока компания или ИП исключаются из реестра. Процедура досрочного исключения из РНП законом не предусмотрена. Единственный вариант — обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трёх месяцев с момента принятия обжалуемого решения.

Поводом для отмены решения ФАС могут быть:

  1. Доказанная в суде добросовестность участника или поставщика при заключении или исполнении контракта.
  2. Отсутствие намерений уклоняться от заключения контракта, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
  3. Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, которые не зависели от участника закупка.
  4. Процессуальные нарушения, допущенные ФАС при рассмотрении обращения заказчика и принятии решения.
  5. Нарушение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.
  6. Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника закупки или поставщика.
  7. Вина заказчика в допущенном участником или поставщиком нарушении.
  8. Формальность проведенной ФАС проверки, при которой не были установлены и проверены фактические обстоятельства дела, степень вины каждой из сторон.
  9. Нарушение заказчиком сроков и порядка обращения в ФАС для включения участника в РНП.

Обращение в суд — достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону участников закупки и поставщиков. Но свою правоту придётся доказывать, а судебный процесс зачастую длится не один месяц. Поэтому лучше, конечно, в РНП не попадать. Не нарушайте процедуры и сроки, а если нарушили, постарайтесь договориться с заказчиком до его обращения в ФАС.

До включения контрагента в РНП антимонопольные органы проверяют обоснованность отказа от контракта. Если они выяснят, что отказ не был обоснованным, исполнителя не включат в реестр. Заказчику в таком случае грозит штраф по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ. Кроме того, материалы дела направят в органы финконтроля для проверки действий заказчика. Поэтому до расторжения контракта заказчику желательно оценить:

  • достигнута ли цель контракта;
  • было ли нарушение умышленным;
  • пытался ли контрагент исправить недостатки;
  • не было ли вины самого заказчика.

Например, один УФАС отказал во включении исполнителя в РНП, потому что основная цель контракта была достигнута и все замечания он быстро исправлял. Аргументы заказчика о том, что сопроводительная документация оформлена с ошибками и представлена с нарушением сроков, не посчитали серьезными.

Другой УФАС не внес исполнителя в РНП, поскольку заказчик препятствовал исполнению контракта. Его доводы о том, что передана не вся документация и документы не соответствуют требованиям техзадания, не были приняты.

Контракт считается расторгнутым только по истечении 10 дней с момента, когда исполнителя уведомили о расторжении.

ФАС разъясняла: если 10-й день является нерабочим, по ГК РФ он переносится на ближайший рабочий день. Это и будет датой окончания срока. Решение об отказе вступит в силу на следующий день.

Так, исполнитель был уведомлен о расторжении контракта 22.12.2018. Заказчик посчитал, что контракт расторгнут 02.01.2019. Исполнителя не включили в РНП, поскольку из-за новогодних праздников он имел право устранять недостатки до 09.01.2019 включительно. Если бы он не уложился в этот срок, контракт можно было считать расторгнутым 10.01.2019.

В практике есть дела, когда такие ошибки заказчикам «прощают». Если исполнитель не пытался устранить недостатки, его должны включить в РНП, несмотря на формальное нарушение процедуры.

Отмена решения ФАС о включении в РНП. БКТендер 8 (800) 444-19-54

Днем, с которого следует считать срок для устранения недостатков, является одна из дат, когда заказчик получил:

  • подтверждение о вручении исполнителю уведомления о расторжении;
  • информацию о том, что исполнитель не находится по адресу, указанному в контракте.

Не отсчитывайте срок с даты, когда исполнитель получил уведомление. Это признают неправомерным и отказывают во включении в РНП.

Если хотите ускорить расторжение контракта, отслеживайте информацию о вручении уведомления исполнителю с помощью сайта Почты России. В таком случае можно отсчитывать 10 дней на устранение недостатков с момента, когда на сайте появились данные о доставке письма. Подтвердить дату можно скриншотом страницы сайта. Можно также воспользоваться функцией «распечатать отчет». Лучше сделать это сразу, поскольку в отчете есть дата формирования. Если она будет позже даты вручения письма, у контрольного органа могут возникнуть сомнения.

Информацию и документы контрольному органу для включения сведений в РНП направьте по одному из трех оснований:

Основание 1. Победитель или единственный участник уклонился от заключения контракта.

Основание 2. Контрагент нарушил условия контракта, в связи с чем заказчик расторг контракт по решению суда.

Основание 3. Контрагент нарушил условия контракта, в связи с чем заказчик расторг контракт в одностороннем порядке.

Смотрите образцы, которые пригодятся по каждому основанию, чтобы направить сведения в ФАС:

1. Протокол о признании участника уклонившимся

  • ФАС
  • Арбитраж
  • Недвижимость
  • Юридические услуги
  • Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 № 1388 «О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»
  • Меняются нормы по согласованию и обоснованию цены контрактов в гособоронзаказе
  • Приказ ФАС от 26.05.2021 № 510/21 «Об утверждении формы и порядка выдачи требования о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа»
  • Письмо Минфина России от 22.06.2020 № 24-03-06/53735 «О предложениях по предоставлению преференций организациям оборонно-промышленного комплекса и сертифицированным производителям (поставщикам) при закупках»
  • Письмо Минпромторга РФ от 04.02.2021 № 7673/12 «Об указании наименования страны происхождения товара в заявке на участие в закупке промышленных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, подпадающих под запрет и не включенных в…»

ФАС разъяснила, когда включать участника закупки в РНП

К нарушениям, допущенным заказчиком при признании участника уклонившимся от заключения контракта, можно отнести и отказ заказчика учесть обоснованные и существенные замечания участника к положениям проекта контракта, предоставленные в форме протокола разногласий.

Пример 1.

Решением Мурманского УФАС России от 12.01.2017 по делу N 06-09/РНП-51-03 было установлено следующее. 05.12.2016 заказчик направил в адрес победителя электронного аукциона проект контракта и потребовал представить обеспечение исполнения контракта. В тот же день победитель электронного аукциона направил заказчику протокол разногласий, в котором просил внести изменения в проект муниципального контракта. На следующий день, 06.12.2016, заказчик отклонил протокол разногласий от 05.12.2016 и вновь направил проект контракта победителю электронного аукциона. 09.12.2016 последний направил в адрес заказчика другой протокол разногласий с предложением внести изменения в проект муниципального контракта, однако 13.12.2016 заказчик отклонил указанный протокол разногласий и вновь направил победителю электронного аукциона проект муниципального контракта для подписания. 16.12.2016 победитель электронного аукциона подписал проект муниципального контракта, однако обеспечение исполнения контракта не представил.

На заседании комиссии Мурманского УФАС России заказчик пояснил, что по состоянию на 21.12.2016 в реестре банковских гарантий отсутствовали сведения о банковской гарантии для целей обеспечения настоящего контракта. Это и послужило основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Однако при рассмотрении вопроса о включении сведений о победителе электронного аукциона в РНП антимонопольным органом было установлено, что извещение о закупке и проект контракта содержали указания на разные источники финансирования: согласно извещению источником являются средства фонда обязательного медицинского страхования, а согласно проекту контракта — денежные средства родителей обучающихся.

Достаточно распространенной является ситуация, когда заказчик признает участника электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта до истечения тринадцатидневного срока с момента размещения протокола подведения итогов.

Как отмечает Омское УФАС России в решении от 28.12.2016 по делу N РНП-55-81/2016, учитывая, что протокол подведения итогов электронного аукциона был размещен на официальном сайте ЕИС 21.11.2016, тринадцатидневный срок для направления победителем электронного аукциона подписанного проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, истекал 04.12.2016 в 23:59. Вместе с тем 01.12.2016, т.е. до истечения указанного срока, заказчиком был размещен в ЕИС протокол отказа от заключения контракта с победителем электронного аукциона, что нарушает требования ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Комиссия Омского УФАС России посчитала, что при указанных обстоятельствах сведения о победителе электронного аукциона не подлежат включению в РНП.

Установлен в ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.

Отметим, что ФАС России и Минэкономразвития России указывали на то, что лицо может быть признано уклонившимся от заключения контракта только по прошествии тринадцати дней с момента размещения заказчиком протокола подведения итогов электронного аукциона.

Среди заказчиков широко распространено заблуждение, согласно которому отсутствие участников, заявки которых были признаны закупочной комиссией не соответствующими требованиям документации, является залогом отсутствия претензий со стороны контролирующих органов к порядку осуществления закупки. Вместе с тем указанная точка зрения не соответствует действительности. В случае признания победителем закупки лица, заявка которого подлежала отклонению, победитель вправе не заключать контракт, а сведения о таком участнике не подлежат включению в РНП.

Так, комиссией Татарстанского УФАС России по делу РНП N 16-01/2017 от 19.01.2017 было установлено, что заявка победителя электронного аукциона подлежала отклонению. На этом основании сведения о данном участнике закупки не были включены в РНП, поскольку он не мог являться победителем электронного аукциона. Аналогичная точка зрения изложена в решении Татарстанского УФАС России от 19.01.2017 по делу РНП N 16-02/2017 от 19.01.2017.

Предусмотренное Законом N 44-ФЗ право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта и его одностороннее расторжение является действенным инструментом стимулирования добросовестного исполнения заключенного контракта. ФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в РНП в связи с односторонним расторжением контракта заказчиком проводит проверку не только степени обоснованности претензий заказчика к исполнению контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком), но и соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ к порядку расторжения контракта.

Отказ во включении сведений о лице в РНП по причине отсутствия в материалах дела доказательств надлежащего исполнения заказчиком требований к порядку уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) о расторжении контракта является самым распространенным случаем, когда органы ФАС России отказывали во включении сведений об исполнителе в РНП. На долю указанного случая приходится почти четверть всех проанализированных нами решений (23,3%).

Решение Татарстанского УФАС России от 11.01.2017 по делу РНП 16/82/2016, решение Крымского УФАС России от 22.12.2016 по делу 08/3344-16-РНП, решение Смоленского УФАС России от 21.12.2016 по делу РНП N 67-68/16, решение Новгородского УФАС России от 15.12.2016 по делу N РНП-53-35, решение Алтайского республиканского УФАС России от 27.12.2016 по делу N РНП 67-68/16, решения Краснодарского УФАС России от 13.01.2017 по делу N РНП-23-1/2017, от 12.12.2016 по делу N РНП-23-392/2016, от 19.12.2016 по делу N РНП-23-397/2016, решение Хабаровского УФАС России от 21.12.2016 по делу N РНП-27-142, решения Ямало-Ненецкого УФАС России от 18.01.2017 по делу N РНП 89-03/2017, от 18.01.2017 по делу N РНП 89-04/2017, от 13.12.2016 по делу N РНП 89-128/2016, от 22.12.2016 по делу N РНП 89131/2016, от 22.12.2016 по делу N РНП 89-132/2016.

Согласно положениям ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при невозможности получения подтверждения информации об уведомлении заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС. При этом в подавляющем большинстве случаев нарушение выражается в отсутствии доказательств надлежащего уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика). В связи с чем заказчик необоснованно считает, что решение об одностороннем отказе от контракта вступило в силу до истечения тридцатидневного срока, предусмотренного ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Подробнее о надлежащем порядке осуществления заказчиком отказа от исполнения контракта мы писали ранее , и поскольку указанный порядок законодателем не менялся, останавливаться на данном вопросе в рамках настоящей статьи не будем.

Как уже отмечалось выше, Закон N 44-ФЗ обязывает заказчика представить в ФАС России обоснование решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Вместе с тем при рассмотрении дела о внесении сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в РНП антимонопольные органы иногда приходят к выводу об отсутствии в составе представленных заказчиком документов надлежащего обоснования принятого решения .

См., например: решения Адыгейского УФАС России от 12.12.2016 по делу N РНП 111/16, от 15.12.2016 по делу N РНП 112/16, от 15.12.2016 по делу N РНП 113/16.

Как выяснилось, одним из наиболее распространенных случаев является ситуация, при которой заказчик принимает решение о расторжении контракта, срок действия которого к моменту вступления указанного решения в силу уже истек. При этом территориальные органы ФАС России трактуют данное обстоятельство как исключающее применение в отношении поставщика (исполнителя, подрядчика) меры ответственности в виде включения сведений о таком лице в РНП . При этом антимонопольные органы в обоснование принимаемого решения ссылаются на то, что возможность расторжения контракта, срок действия которого истек, нормами гражданского законодательства РФ не предусмотрена.

Решение Алтайского республиканского УФАС России от 12.01.2017 по делу N РНП 0471/16, решение Краснодарского УФАС России от 16.01.2017 по делу N РНП 23-5/17, решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 10.01.2017 по делу N РНП 89-136/2016, решение Амурского УФАС России от 30.06.2015 по делу N РНП 28-30/2015, решение Краснодарского УФАС России от 20.12.2016 по делу N РНП 23-400/2016.

Однако автор не считает возможным согласиться со столь упрощенным вариантом толкования норм гражданского законодательства. Согласно гражданскому законодательству (п. 3 ст. 425 ГК РФ) окончание действия договора влечет прекращение обязательств по такому договору только в том случае, если такое последствие прекращения срока действия договора прямо предусмотрено договором. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Иными словами, обязательства по договору должны исполняться сторонами, несмотря на истечение срока действия договора, если иное прямо не указано в самом договоре. Это относится и к контрактам, заключенным в порядке, определенном законодательством о контрактной системе. При этом в подавляющем большинстве случаев государственные и муниципальные контракты не содержат условия, согласно которому истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон.

Если встать на сторону точки зрения, согласно которой расторжение договора, прекратившего свое действие, невозможно, то заказчик лишается всякой возможности прекратить в одностороннем порядке обязательства по контракту, срок действия которого истек, в порядке, предоставленном ему Законом N 44-ФЗ. Подобный взгляд представляется неверным.

Стоит отметить, что аналогичная проблема возникала еще в пору действия Закона N 94-ФЗ, и тогда же для нее было найдено убедительное правовое решение. Речь идет о Рекомендациях, опубликованных по результатам совместного заседания научно-консультативного совета арбитражных судов Центрального и Московского округов . Поскольку данные Рекомендации основываются прежде всего на нормах гражданского законодательства, их научно-практическая ценность при переходе к контрактной системе нисколько не исчезла, в связи с чем позволим себе привести изложенные в них аргументы.

В настоящей статье на примере конкретного дела из своей адвокатской практики я рассмотрю вопрос, касающийся включения в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вопрос недели: образец заявления в антимонопольную службу

Давайте будем разбираться. Сначала участник признается уклонившимся от заключения договора, основания для этого различные, потом рассматривается вопрос о внесении его в реестр недобросовестных поставщиков, а затем уже состояние в указанном списке.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что является основанием для включения в этот список и как в него не попасть?

Закон о контрактной системе указал, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Если УФАС принял решение о внесении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков, чего ждать? Такая санкция, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, влечет за собой значительные неблагоприятные последствия экономического характера:

  1. ограничение участия в торгах, то есть при объявлении закупки, заказчик вправе установить требование об обязательности отсутствий сведений в указанном грозном списке, что чаще всего и происходит, и поэтому крайне негативным образом влияет на деятельность организации.
  2. сведения из реестра исключаются только по истечении двухгодичного срока.
  3. потеря предоставленного участником закупки обеспечения.
  4. единственным случаем решить вопрос — досрочное исключение из реестра недобросовестных поставщиков, является решение суда, признающее соответствующее решение антимонопольного органа, на основании которого такие сведения были внесены в указанный реестр, не соответствующим закону, то есть самостоятельно (без суда) выйти из реестра невозможно.

Важно помнить, что на любой стадии участник торгов может и должен бороться с грозящими негативными последствиями от принимаемых решений, то есть представлять доказательства о добросовестном поведении участника при проведении торгов, заявлять ходатайства об истребовании доказательств, обжаловать любые решения, влекущие за собой негативные последствия для организации.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Общим для большинства приведенных выше решений является тот факт, что при исследовании вопроса о включении сведений о хозяйствующем субъекте в РНП антимонопольные органы старались установить наличие и степень вины такого субъекта в обстоятельствах, послуживших основанием для обращения заказчика в ФАС России с соответствующим заявлением. Более того, в ряде случаев антимонопольные органы (Хабаровское УФАС России, Ямало-Ненецкое УФАС России, Кировское УФАС России, Мурманское УФАС России) ставят вопрос о внесении сведений о лице в РНП в зависимости от того, имеется ли в деянии такого лица прямой умысел, направленный на уклонение от заключения контракта или его неисполнение.

Услуги Стоимость, руб. *

Подготовка возражений на заявление о включении в РНП

от 10 000

Представление интересов в комиссии УФАС

от 12 000

Представление интересов в суде

от 12 000

подробнее о ценах

* варианты ценообразования могут быть смешанными.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]