Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в экологическом законодательстве с 2021 года для 3 категории». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом.
Посмотрим требования закона:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]
До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.
Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.
Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчетность по отходам. Такую отчетность теперь должны сдавать только объекты III категории.
При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.
Экологическая отчетность 2021
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.
В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.
Инвентаризация выбросов
Согласно статье 32 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 на каждом предприятии должен быть отчет об инвентаризации источников выбросов (как самостоятельный документ). По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении № 4 к Приказу № 352.
- Согласно пункту 11 статьи 15 Федерального закона № 96 от 04 мая 1999 г.»Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчётность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предоставляется в виде содержащего информацию, в том числе, о выбросах загрязняющих веществ, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
- Предприятия, III категории, должны представлять статистическую отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) в соответствии с Федеральным законом № 282 от 27 ноября 2007 г.
- Составлять программу ПЭК и представлять отчёт ПЭК.
- В соответствии с пунктом 8 статьи 16.3 Закона № 7 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчёте об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
- Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 25 от 03 марта 2017. Пункты 11(1) и 11(2) уточняют, что лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ, не превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, используют коэффициент Кнд, равный 1 (формула пункта 17 Правил), а в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, либо при непредставлении отчета, при исчислении платы такие лица используют коэффициент Кср, равный 25 (формула пункта 21 Правил).
- Вещества, для которых рассчитываются нормативы допустимых выбросов (высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности), то исчисление платы по ним подчиняется формулам, указанным в пунктах 17 (в пределах (равных или менее) нормативов) и 21 (при превышении нормативов) Правил, а также в случае получения разрешения на временно разрешенные выбросы, — формуле, указанной в пункте 19 Правил.
В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.
В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:
- приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
- национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
- приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.
Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
Изменения по экологии с 2021 года
Итак, в 2021 году программа ПЭК – это обязательный документ для всех типов организаций, которые согласно действующим методологическим правилам отнесены к предприятиям I, II или III категории по уровню вредоносного действия, оказываемого на окружающую среду. В соответствии с правилами, содержащимися в приказе Минприроды № 74, рассматриваемая программа должна быть составлена с учетом таких параметров компании как особенности применяемых технологических процессов, характера отрицательного воздействия на экологию и присвоенная категория. При этом для всех типов организаций такая программа должна содержать следующие обязательные разделы:
- общие сведения о компании и принципы организации производственного экологического контроля на предприятии;
- информация о выполнении инвентаризации источников вредных выбросов в атмосферу и характере таких выбросов;
- информация о выполнении инвентаризации источников вредных сбросов в окружающую среду и характере таких сбросов;
- данные о выполнении инвентаризации отходов, получаемых в ходе технологического процесса, и порядке их размещения;
- информация об уполномоченных лицах и органах, которые отвечают за осуществление плановых мер в компании;
- сведения об испытательных лабораториях, которые привлекаются к выполнению оценки вредоносного действия предприятия на окружающую среду. такие лаборатории могут входить в состав организации или привлекаться к выполнению требуемых по договору. При этом во всех ситуациях они должны в установленном порядке пройти процедуру аккредитации согласно правилам действующего законодательства;
- сведения о применяемых правилах выполнения оценки экологического воздействия компании, порядке отбора образцов и проб анализируемых веществ и методиках выполнения необходимых измерений.
Для предприятий, отнесенных к I категории опасности, в дополнение к программе ПЭК разрабатывается особая программа, описывающая порядок внедрения и эксплуатации автоматического контроля за осуществлением выбросов и других типов вредоносного действия на экологию.
Порядок составления и утверждения программы ПЭК описан в национальном стандарте ГОСТ Р 56061-2014. Этот нормативный документ указывает, что такая программа обычно составляется на период, равный одному календарному году. Лица или органы, уполномоченные заниматься ее составлением, утверждаются особым приказом руководителя организации. Ответственные разработчики при составлении программы должны принимать во внимание:
- актуальные нормативы в области природоохранного законодательства;
- параметры производственной, хозяйственной и иной деятельности компании;
- типы вредоносного действия, оказываемого компанией на текущее состояние окружающей среды, и масштабы такого влияния;
- список уже выполненных операций, целью которых было обеспечение благоприятного состояния экологии в месте работы компании;
- список запланированных мер, нацеленных на сохранение и поддержание благоприятного состояния экологии;
- действующие разрешенные параметры вредоносного действия организации на окружающую среду;
- итоги выполненных действий, осуществленных в рамках системы производственного экологического контроля в предыдущие годы работы компании;
- полученные организацией предписания, направленные государственными органами, выполняющими контроль и надзор в анализируемой сфере.
При составлении программы ПЭК организация должна выполнить инспекцию всех своих технологических активов и оборудования с точки зрения оценки их реального и потенциального вредоносного действия на экологию. В ходе такой оценки следует принимать во внимание действенность применяемых очистных сооружений, наличие и мощность источников вредных выбросов, характер работы производственных участков, на которых образуются технологические отходы, и другие параметры.
Разработанный документ должен отвечать нормативам ГОСТ Р 56062-2014, который определяет правила выполнения природоохранной деятельности производственными компаниями. Программа ПЭК подлежит утверждению руководством организации либо индивидуальным предпринимателем. Других дополнительных согласований для нее не требуется. Однако отчетность по результатам выполнения параметров программы подлежит передаче в контролирующие государственные органы.
Согласно нормативам ГОСТ Р 56062-2014 меры, запланированные в программе ПЭК, в 2021 году могут осуществляться следующими способами:
- инспекционный контроль, то есть текущая проверка параметров производственной активности компании с точки зрения ее воздействия на окружающую среду. Операции в рамках такого контроля могут выполняться в плановом и внеплановом порядке. Внеплановые проверки организуются в случае получения соответствующих предписаний от контролирующих органов или руководства компании, выявлении сбоев в работе организации или превышении допустимых параметров вредоносного действия на экологию, а также появления неблагоприятных природных или метеорологических условий;
- инструментальный эколого-аналитический контроль на производстве (ПЭАК). Основной целью такой проверки становится контроль уровня вредных выбросов, реализуемых в рамках технологического цикла компании. В большинстве случае она выполняется посредством эксплуатации автоматизированных инструментов, которые используются по утвержденному плану-графику. Однако ПЭАК может входить в состав инспекционного контроля на предприятии;
- экологический мониторинг на производстве (ПЭМ). Основной задачей такого мониторинга становится контроль за состоянием текущих параметров окружающей среды, которые подвергаются вредоносному влиянию в результате производственной активности комании. Правила выполнения этого вида контроля устанавливаются согласно нормативам национального стандарта РФ ГОСТ Р 56059-2014.
Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. В 2021 году действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства.
Ответственное за выполнение предусмотренных мер лицо должно иметь необходимый объем навыков и знаний, а также пройти профильную подготовку. Если ресурсы предприятия не дают возможности выполнить необходимые замеры и исследования своими силами, такое лицо организует реализацию нужных работ с привлечением специализированных организаций. Они должны иметь аккредитацию, соответствующую этому направлению работы.
Основным нормативным документом, который регламентирует правила организации ПЭК на предприятии, становится программа производственного экологического контроля. В дополнение к ней разрабатываются специализированные типы документации:
- положение о ПЭК;
- планы-графики организации и выполнения ПЭАК;
- программа выполнения ПЭМ;
- должностные инструкции для сотрудников, занятых в выполнении мер, утвержденных программой ПЭК.
Как отмечалось ранее, итоги природоохранной работы производственной организации согласно утвержденной программе ПЭК подлежат передаче в контролирующие органы. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель утверждает содержащуюся в нем информацию личной подписью и печатью организации. Отчетная документация направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Отчетная документация оформляется согласно требованиям приказа Минприроды № 261. Место направления отчета устанавливается в зависимости от категории организации:
- все предприятия I категории, а также компании II и III категорий, за которыми предусматривается федеральный экологический надзор, подают отчетную документацию в территориальное подразделение Росприроднадзора по месту работы компании;
- остальные компании II и III категорий подают отчетность в орган исполнительной власти региона, на который согласно законодательству субъекта РФ возложены обязанности по выполнению государственного экологического надзора.
Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью.
Невыполнение действующих правил в отношении обязательного оформления необходимых документов по производственному экологическому контролю расценивается как административное нарушение. Таким нарушением будет считаться также несоблюдение установленного порядка подачи отчетной документации в контролирующие органы. В этой ситуации к нарушителю будут применены меры ответственности, предусмотренные статьей 8.1 действующего КоАП РФ. Такие меры дифференцируются в зависимости от того, кто выступил в роли лица, допустившего рассматриваемое нарушение:
- рядовые работники организаций штрафуются на сумму 1-2 тысячи рублей, однако в отдельных ситуациях штраф может быть заменен предупреждением;
- должностные лица, в обязанности которых входит составление отчетной документации или контроль за организацией этой работы, штрафуются на сумму 2-5 тысяч рублей;
- юридические лица, допустившие нарушение правил составления документации, связанной с вредоносным действием предприятия на окружающую среду, штрафуются на сумму 20-100 тысяч рублей.
При этом искажение информации, предоставленной в каких-то видах экологической документации, рассматривается как отдельное нарушение. Наказание за него регулируется отдельной статьей 8.5 КоАП РФ. Она предписывает применение следующих типов воздействия на нарушителей:
- для рядовых работников организаций – штраф в размере 500-1000 рублей;
- для должностных лиц, уполномоченных следить за достоверностью представляемых сведений, — 3-6 тысяч рублей;
- для организаций – 20-80 тысяч рублей.
Какие законы приняты для защиты экологии
Новые критерии больше учитывают вид хозяйственной деятельности, чем объемы, по сравнению с отмененным Постановлением от 28.09.2015 № 1029. Так, например, объекты по производству пищевых продуктов относятся к I категории, независимо от производительности.
Исключения:
-
выпуск продукции из сахарной свеклы — для него сохранены суточные или квартальные объемы
-
объекты с локальными очистными сооружениями, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства о сбросах сточных вод — отнесены ко II категории
-
упаковка пищевых продуктов — деятельность исключена из критериев.
Учет производительности сохранен по большинству категорий, в т. ч., по деятельности в области обращения с отходами, но изменились количественные критерии. Также законодатель уточнил формулировки в перечислениях, заменив союз «и» на «и (или)». Т. е. для отнесения к определенной категории достаточно выполнения хотя бы одного из указанных критериев, а не их совокупности.
Рассмотрим изменения подробнее.
1. Дополнена объектами:
-
по добыче или подготовке руд титана
-
размещения отходов I и (или) II классов опасности, III класса (500 т и более в год)
-
по обогащению угля.
2. Исключены объекты:
-
производства фармацевтических субстанций (перевод во II категорию)
-
упаковки пищевых продуктов
-
выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения.
3. Уточнены количественные критерии по объектам:
-
производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий
-
обращения с отходами I — III классов опасности
-
производства продукции из сахарной свеклы
-
разведения птицы
-
выращивания свиней.
1. Дополнена объектами:
-
обеспечения электроэнергией, газом и паром с установленной генерирующей мощностью менее 250 МВт и более 3,5 МВт — на твердом или жидком топливе, менее 500 МВт и более 7 МВт — на газообразном топливе
-
по добыче полезных ископаемых, если объект не отнесен к I категории и общераспространенным полезным ископаемым
-
обеспечения тепловой энергией со сжиганием топлива, с проектной тепловой мощностью менее 20 Гкал/час и более 3 Гкал/час; более 3,5 Гкал/час — на твердом и жидком топливе; более 7 Гкал/час — на газообразном топливе
-
по производству фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит
-
по транспортированию с использованием межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, их сливу (наливу) на сливоналивных железнодорожных путях
-
по производству резиновых изделий из резиновых смесей
-
утилизации отходов IV и V классов опасности с применением термических способов (с проектной мощностью менее 3 т/час)
-
утилизации и обезвреживания отходов I — III классов на установках небольшой мощности, в т. ч., мобильных установках
-
обработки отходов I — III классов
-
утилизации отходов IV и V классов (кроме применения термических способов)
-
по производству бетонного раствора и асфальтобетонной смеси
-
выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения
-
по производству фармацевтических субстанций
-
инфраструктуры портов, морских портов, железнодорожного транспорта, которые не соответствуют критериям для IV категории.
2. Уточнены количественные критерии по объектам:
-
производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий
-
обращения с отходами
-
производства продукции из сахарной свеклы
-
разведения птицы
-
выращивания свиней
-
складирования и хранения нефти, нефтепродуктов, агрохимикатов
-
производства изделий из бетона.
Обратите внимание, что теперь почти вся деятельность по обращению с отходами отнесена к I или II категории. Исключение: обработка отходов IV и V классов.
Дополнена объектами:
-
размещения отходов, после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с учета
-
обработки отходов IV и V классов
-
работ на участках недр, использования водных объектов, если объекты не отнесены к другим категориям
-
по добыче подземных вод, если объект не соответствует критериям для IV категории
-
строительства капитальных объектов продолжительностью более полугода.
Законодатель ввел новый критерий для отнесения объектов к IV категории при одновременном выполнении с другими условиями: «отсутствие выбросов загрязняющих веществ». Таким образом, он сократил количество безучетных видов хозяйственной деятельности, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Другие дополнения по объектам:
-
производство, в т. ч., для собственных нужд, электроэнергии (с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и горячей воды (с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час), при условии отсутствия сбросов промышленных сточных вод и загрязняющих веществ
-
добыча подземных вод, при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в окружающую среду, либо для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки)
-
строительство капитальных объектов длительностью менее шести месяцев.
Законодатель исключил из 4 раздела формулировку «газообразное топливо». Теперь все котельные, которые соответствуют критериям, относятся к IV категории.
Пообъектное сравнение изменений в критериях НВОС вы можете скачать по ссылке в конце статьи.
Пока ничего не делать и жить с тем, что есть. Логика такого утверждения следующая.
1. Если категория объекта НВОС по новым критериям не изменилась, то и переживать не нужно. Хозяйствующий субъект свои обязательства по предоставлению достоверных данных в Реестр НВОС выполнил.
2. Категория объекта изменилась. Рассмотрим самый страшный случай, когда она выросла до I и попала под действие федерального государственного экологического надзора, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903. Ранее объект был внесен в Реестр НВОС на региональном уровне.
Согласно п. 7.1 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, федеральный экологический надзор распространяется на всю деятельность юридического лица или ИП, если хотя бы один объект соответствует критериям ПП № 903.
2.1. Правила создания и ведения Реестра НВОС в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 не предусматривают актуализацию сведений при изменении критериев категорирования. Все случаи, когда можно поменять данные по уже учтенному объекту, приведены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:
-
замена организации или ИП, которые ведут хозяйственную деятельность на объекте НВОС
-
реорганизация ЮЛ в форме присоединения
-
изменение адреса ЮЛ или Ф.И.О., места жительства, реквизитов документов ИП
-
смена адреса объекта НВОС
-
изменения в характеристиках технологических процессов, источников загрязнения, очистных сооружений, устройств по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.
Данные в Реестре НВОС не меняют, если у предпринимателя не возникло хотя бы одно из перечисленных условий.
2.2. Росприроднадзор, как держатель Реестра НВОС, подтверждает данную позицию. Он указывает, что перечень оснований для внесения изменений в данные учета по ст. 69.2 Закона закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Статья 7.1 этого же Закона в него не входит.
Вы можете ознакомиться с позицией Росприроднадзора на официальном сайте ведомства, в рубрике «Часто задаваемые вопросы», или скачать текст разъяснения по ссылке в конце статьи.
Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.
Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.
Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.
Скачать разъяснения Росприроднадзора
Скачать пообъектное сравнение по новым и старым критериям НВОС
Скачать проект Правил ведения Реестра НВОС
Написать комментарий
Федеральный закон от 02.07.2021 № 356-ФЗ: обновленные требования к транспортированию отходов
Федеральный закон от 02.07.2021 № 356-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 02.07.2021) внес важнейшие изменения, направленные на гармонизацию законодательства в области обращения с отходами, а также нормативно-правовое регулирование грузоперевозок в части транспортирования отходов.
О.Н. Толстокорова
Надо ли разрабатывать проект водозабора?
В какой период после постановки объекта НВОС на учет необходимо разработать НДВ и НООЛР?
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
О регулярных попытках «свыше» привести законодательство и правоприменение в русло реальности, сопровождающихся попытками госоргана отыграть потерянное обратно, мы так же регулярно и пишем. Данная статья посвящена одной из таких «локальных» попыток (в части перечня веществ, подлежащих госрегулированию).
А.Г. Дудникова, А.А. Самохина
Неновая «новая техника» для утилизации отходов — барьер на этапе получения лицензии
Каких только оригинальных вариантов толкования законодательства об экологической экспертизе не встречается на практике! Пожалуй, в большинстве случаев поводы для споров рождаются там, где осуществляются лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами: размещение, обезвреживание, утилизация. Один из таких споров разберем в статье.
В.А. Субботинская
Изменения законодательства в сфере экологии на 05.10.2020
Чем руководствоваться при оценке воздействия ОРО на окружающую среду?
ШПАРГАЛКА ЭКОЛОГА
Как получить разрешение на временные выбросы по новым правилам
С 01.09.2021 вступают в силу Правила выдачи разрешений на временные выбросы, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 828.
«Зеленое» финансирование: перспективы экологической модернизации предприятий с использованием «зеленых» финансовых инструментов
Все чаще финансовые институты отмечают существенные риски невозврата средств или падения стоимости активов компании в случаях нарушений в области охраны окружающей среды. Для учета таких рисков требуется предварительная нефинансовая оценка проектов. Примеры неэффективных проектов, направления для развития в области экологизации, механизмы «зеленого» финансирования — об этом и не только читайте в статье.
Н.Р. Соколова, А.В. Кондратьев, Л.А. Ерошкина
Горная промышленность: стратегия низкоуглеродного развития и регулирование выбросов парниковых газов
В статье оценим последствия и риски сегодняшних изменений, обусловленных климатической повесткой, в контексте экологического проектирования и разработки природоохранной документации для предприятий минерально-сырьевого комплекса.
Е.В. Панин
Побочные вещества и предметы — отходы или продукция?
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как субъекты правоприменения спорят об отнесении тех или иных веществ и предметов к отходам или продукции. Напомним читателям о важных нюансах разделения упомянутых категорий.
О.И. Алыкова, Ю.И. Арнаут
- ВРВ и ВРС (лимиты на выбросы и сбросы): в каком порядке устанавливать для объектов II и III категорий?
- Ограничение выбросов парниковых газов: как повлияет на деятельность предприятий?
- Расчет рассеивания по утвержденной методике: тернии от выбора расчетной сетки до учета расчетного фона
- Экологический надзор с 01.07.2021: виды контрольных (надзорных) мероприятий и действий
Придется ли компаниям в 2021 году дороже платить за экологические грехи
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).
2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по надзору в сфере природопользования на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки в рамках федерального государственного экологического надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
4. Признать утратившими силу:
абзацы третий и четвертый пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2999);
абзац третий пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 13, ст. 1484);
постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 20, ст. 2535);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 36, ст. 5043);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2016 г. № 1103 «О внесении изменений в пункт 6 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 45, ст. 6267);
постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2017 г. № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 32, ст. 5070);
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 14, ст. 1515).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее — государственный экологический контроль).
2. Предметом государственного экологического контроля является:
а) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об экологической экспертизе», Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральным законом «Об охране озера Байкал», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении объектов, указанных в подпунктах «б» — «к» пункта 8 настоящего Положения;
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»:
технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (пункты 2, 4, 8, 10, 11, 15 -23, 70, 92 — 104, 131, 146, 147, 159, 160, 165, 169 — 178.1, 181, 182, 200, 201, 206, 209, подпункт «е» пункта 214, пункты 216.1, 220, 221, 225, подпункт «в» пункта 233, раздел 2 приложения № 1 к техническому регламенту о безопасности объектов морского транспорта);
технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (пункт 3, подпункты «л», «м» пункта 4, пункты 6, 9, 11 — 18, 23, 25, 27, 93, 108, 119, 126, 197, 201, 215, 234, подпункт «в» пункта 236, пункты 257, 274, 340, 351, 352, 375, 378 — 382, 385, 386, 401, 406 — 413, 415, 435, 438, 439, 470, 481, 497, 498, 501, 502, подпункт «в» пункта 503, пункт 8 раздела II приложения № 1 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, приложение № 4 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта);
технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;
технический регламент Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям».
1. Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) к категории значительного риска — объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Критерии);
б) к категории среднего риска — объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с Критериями;
в) к категории умеренного риска — объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с Критериями, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по транспортированию отходов производства и потребления;
г) к категории низкого риска — объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.
2. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего риска соответственно в случаях:
а) если объект размещается:
в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;
в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;
в границах водно-болотного угодья международного значения;
в Арктической зоне Российской Федерации;
в водоохранных зонах следующих водных объектов:
поверхностных водных объектов, расположенных на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;
водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
внутренних морских вод Российской Федерации;
территориального моря Российской Федерации;
особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;
водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;
водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации;
водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год;
б) если объект является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, для которого устанавливаются квоты выбросов в соответствии с Федеральным законом «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
3. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Приложения к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска:
а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.2, 8.2.3, частями 1 и 2 статьи 8.4, частями 3 и 4 статьи 8.7, статьями 8.12 — 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.42, 8.44, 8.45, а также частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;
б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объекта, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246 — 248, 250 — 253, 259 Уголовного кодекса Российской Федерации;
в) решение о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвре��иванию, размещению отходов I — IV классов опасности при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора.
Утверждено новое положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре). Уполномоченным органом по-прежнему является Росприроднадзор.
Контрольный орган в рамках надзора может проводить инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарную и выездную проверки. При осуществлении контроля применяется система оценки и управления рисками. Установлены критерии отнесения объектов контроля к одной из категорий риска. Определены виды профилактических мероприятий. Это обобщение правоприменительной практики, консультирование, объявление предостережения, информирование и др. Закреплен порядок их проведения.
Урегулированы вопросы применения фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований. Установлен порядок досудебного обжалования решений контрольных органов.
Прежнее положение признано утратившим силу.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Кто должен платить экологический сбор в 2021 году
Проект ПДВ — это документ, который нормирует выбросы загрязняющих веществ на предприятии, определяет их количество и перечень. Предусматривает мероприятия по уменьшению негативного воздействия на атмосферу в случае, если они превышают нормативные.
Проще говоря, это сродни курсовой работе, которая описывает негативное влияние предприятия на окружающую среду.
Вот что нужно сделать, чтобы разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:
-
Собрать данные о предприятии
В первую очередь инженер, который занимается проектом ПДВ, собирает все данные о компании: направление деятельности, местоположение стационарных источников выбросов, описывает и характеризует предприятие как источник негативного воздействия и так далее.
Например, наши инженеры в первую очередь отправят вам опросник, чтобы собрать как можно больше информации до выезда на предприятие, а затем приедут на место, чтобы провести инвентаризацию источников выбросов.
Следующий этап — расчет выбросов в атмосферу. Для этого инженеры пользуются специализированным программным обеспечением, которое позволяет с необходимой точностью установить, какое воздействие на окружающую среду оказывает компания.
-
Разработать проект
После расчета специалист записывает информацию о компании, источниках и объемах загрязнения, а также прилагает расчеты к проекту. Расчетные данные сравниваются с нормативными — в случае, если выбросы превышают допустимые значения, инженер разработает план мероприятий по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.
Готовый проект ПДВ оценивает уполномоченный экспертный центр — его специалисты проверяют, что документ составлен правильно, а информация о выбросах соответствует действительности.
-
Согласовать проект в Роспотребнадзоре
Последний шаг — согласование проекта в РПН. Для этого инженер отправляет в Роспотребнадзор проект вместе с заявлением и заключением экспертного центра.
Если Роспотребнадзор убедится в том, что проект разработан верно, а выбросы не превышают предельно допустимых, в течение 30 дней он выдаст санитарно-эпидемическое заключение.
? Почему это не делают штатные инженеры-экологи?Нередко наши клиенты спрашивают, почему проект ПДВ не может разработать штатный инженер-эколог. Дело в том, что для разработки такого проекта инженеру нужно специализированное ПО и большой опыт в этом вопросе — законодательство в сфере охраны природы меняется очень часто, и уследить за всеми нюансами может только человек, который занимается этим постоянно. Поэтому фактически задача штатного инженера-эколога — найти подрядчика, который сделает это быстро и грамотно. |
3 важных изменения для водителей с 1 июля 2021 года
Инспекция проверяет предприятия по плану раз в 3 года, а внепланово — в случае, если поступила информация о возможных нарушениях природоохранного законодательства.
Если ваше предприятие относится к 1, 2 или 3 категории НВОС, и вы не сможете предоставить инспектору проект ПДВ с экспертным и санитарно-эпидемическими заключениями, он применит штрафные санкции.
Для юридических лиц штраф составляет от 180 000 до 250 000 рублей. В качестве крайней мере инспекция вправе даже приостановить деятельность предприятия на срок до 90 дней. Штраф угрожает и ответственным за экологию на предприятии — от 40 000 до 50 000 рублей.
Компания Centrika поможет вам разработать проект ПДВ и согласовать его с Роспотребнадзором максимально быстро и без лишних усилий. Наши инженеры опишут источники выбросов, помогут пронормировать их и обосновать безопасность перед контролирующими органами.
1. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий. 2. Объект является: 1) объектом размещения отходов производства и потребления после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; Новый пункт критериев 2) объектом обработки отходов производства и потребления IV и V классов опасности. Новый пункт критериев 3. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: 1) хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа; Новый пункт критериев 2) хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не указанной в I и II разделах настоящего документа и не соответствующей критериям, установленным в разделе IV настоящего документа; Новый пункт критериев. 3) хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев; Новый пункт критериев. 4) хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящего документа; Новый пункт критериев. 5) хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа.
С 1 января 2016 года вступили в силу новые положения Федеральных законов N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015 г.) и N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015 г.), определившие ряд кардинальных изменений в экологическом законодательстве.
1. С 1 января 2016 года произошло перераспределение функций по утверждению нормативов образования отходов и приему отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, с 1 января данные функции в отношении объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору, осуществляются федеральными органами исполнительной власти (Росприроднадзор), в отношении объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, – органами исполнительной власти субъекта РФ (Министерство экологии и природных ресурсов субъекта РФ).
Перечень объектов, подлежащих федеральному учету, утвержден Приказом Минприроды России N 703 от 24.08.2011 г. «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Нижегородской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (ред. от 21.01.2014 г.).
2. Исчерпывающе определен перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, за которые природопользователи должны вносить плату (статья 16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015 г.):
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов.
Плата за сброс на рельеф местности (ливневка) и за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками не взимается.
3. С 1 января 2016 года, согласно ст. 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015 г.), отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС считается календарный год.
Если вы относитесь субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) на основании N 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (в ред. от 29.12.2015 г.), то вам нужно:
- до 1 марта 2017 г. внести плату за НВОС за весь 2016 г.;
- до 10 марта 2017 г. представить декларацию о плате за НВОС за весь 2016 год.
Если вы не относитесь к СМСП, то вам необходимо:
- до 20 апреля 2016 г. внести квартальный авансовый платеж в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за 2015 г.;
- до 20 июля 2016 г. внести квартальный авансовый платеж;
- до 20 октября 2016 г. внести квартальный авансовый платеж;
- до 1 марта 2017 г. внести оставшуюся сумму платы, чтобы «закрыть» 2016 год;
- до 10 марта 2017 г. представить декларацию о плате за НВОС за весь 2016 год.
4. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (ст. 16.1 N 7-ФЗ).
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
5. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029.
6. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4.2. Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015 г.).
Согласно ст. 8.46 КоАП РФ (в ред. от 30.12.2015 г.), невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от 5000 до 20 000 рублей;
- на юридических лиц – от 30 000 до 100 000 рублей.
Бесплатную консультацию эколога Вы можете получить по телефонам:
Так, Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, за исключением земель населенных пунктов, утвержденный постановлением Правительства ХМАО от 17.02.2003 N 29-п, дополнен нормой, согласно которой размер арендной платы за использование земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, определяется в соответствии с пунктами 1 — 3 указанного Порядка, но не выше размера земельного налога. В случае превышения указанного предельного размера арендная плата устанавливается в размере, равном размеру земельного налога.
Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 341-ФЗ
Без вины виноватые В ушедшем году особое внимание уделялось охране окружающей среды, было поднято множество острых вопросов, некоторые из которых были успешно разрешены, но, к сожалению, не все. Одним из неурегулированных вопросов является постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет. ВОПРОС — ОТВЕТ Можно ли доказать отнесение предприятия к III, а не ко II категории НВОС? Правомерно ли требование о пересчете платы за НВОС в 5-кратном размере? ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ Использование отходов для рекультивации карьерной выемки: нужна ли ГЭЭ? Несмотря на то что вопросы соблюдения требований, связанных с проведением государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), возникают в деятельности предприятий не так часто, споры с государственными органами по данным вопросам широко распространены.
Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях), и упрощение некоторых операций в процессе валютного регулирования.
- Законопроект № 276391-7. Предполагается введение еще одного основания для признания резидента исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки при получении им на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты в рамках сделки, обеспечивающей исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому контракту в установленных законом случаях.
*** Итак, с 14.05.2018 ожидаются изменения в валютном законодательстве, касающиеся обязанностей резидентов и нерезидентов в части информирования уполномоченных банков о сроках исполнения сторонами обязательств в рамках контрактов (внешнеторговой деятельности).
01.01.2018 г. 2 Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 г. N 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» Утверждается перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. 01.01.2018 г. 3 Приказ Минприроды России от 06.06.2017 г.
Инновационный вариант предполагает комплексное сбалансированное эффективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов с возвратом вторичного сырья в хозяйственный оборот, предусматривающее создание условий для инновационного развития отрасли, а также привлечение необходимого и достаточного объема финансирования. Инновационный сценарий является целевым, при этом переход к нему прогнозируется исключительно как поэтапный. Позитивная тенденция снижения количества образующихся и захораниваемых отходов, роста доли утилизируемых и обезвреживаемых отходов в случае реализации инновационного сценария может сложиться не ранее периода 2025 — 2030 годов.
Реализация стратегии предусматривает 2 этапа.
Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ — особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения. Таким образом, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов являются особо охраняемыми территориями.
- Законопроект № 287822-7, воплощенный в законе «О внесении изменений» от 28.12.2017 № 427-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2018.
- ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- ВНЕДРЕНИЕ АСУ ЭКОЮРС
- ВОЗМОЖНОСТИ
- АВТОРСКИЕ ПРАВА
- РЕКОМЕНДАЦИИ
- ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
- ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ