Какие изменения в сфере предоставления жилья детям сиротам были в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения в сфере предоставления жилья детям сиротам были в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

Льготы для детей-сирот в России

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.

В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.

Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка;
  • договор социального найма;
  • документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
  • документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)

Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.

Как правило, органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства. Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению. В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.

Наиболее существенными из них являются:

  • Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  • Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  • Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  • Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Подводя итоги отметим следующее:

  1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
  2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
  3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

Как изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот – разъяснения прокуратуры

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Утвердить прилагаемый график выпуска и распределения в 2021 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в отношении категорий граждан, государственные обязательства по обеспечению жильем которых установлены федеральным законодательством.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Какие выплаты положены сиротам в 2021 году

Категории граждан Всего В том числе I квартал
размер социальной выплаты (тыс. рублей) количество сертификатов (штук)* размер социальной выплаты (тыс. рублей) количество сертификатов (штук)*
Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица 1397912,5 476 1397912,5 476
Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, участники ликвидации последствий таких аварий и приравненные к ним лица 2751597 1011 2751597 1011
Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами 4260248,6 1473 4260248,6 1473
Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 4505124 1875 4505124 1875
Граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований 458855,7 206 458855,7 206
Граждане, подлежащие переселению с территории комплекса «Байконур» 1358640 522 1358640 522
Всего 14732377,8 5563 14732377,8 5563
Федеральный орган исполнительной власти Размер социальной выплаты (тыс. рублей) Количество сертификатов (штук)*
Минобороны России 212179,5 72
МВД России 220602,4 75
ФСБ России 2934,5 1
МЧС России 193287,9 66
ФСИН России 757167,9 258
ФСО России 2934,5 1
ГУСП 5871,3 2
Росгвардия 2934,5 1
Всего 1397912,5 476
Субъект Российской Федерации Размер социальной выплаты (тыс. рублей) Количество сертификатов (штук)*
Республика Башкортостан 1622,8 1
Республика Бурятия 2375,1 1
Республика Дагестан 35219,4 11
Республика Ингушетия 2639108,4 881
Республика Мордовия 1622,8 1
Республика Северная Осетия — Алания 1363926,8 487
Республика Татарстан 3245,5 2
Краснодарский край 11520,5 4
Красноярский край 1866,2 1
Ставропольский край 15777,4 7
Астраханская область 1622,8 1
Белгородская область 5163,2 2
Брянская область 2655,4 1
Волгоградская область 10660,9 5
Воронежская область 9322,5 6
Калининградская область 6977,7 3
Кемеровская область — Кузбасс 2920,9 1
Костромская область 4868,2 3
Курская область 5900,8 3
Липецкая область 1622,8 1
Московская область 5664,8 2
Новгородская область 1622,8 1
Новосибирская область 6815,4 2
Оренбургская область 4720,7 2
Орловская область 2065,3 1
Ростовская область 2065,3 1
Рязанская область 2655,4 1
Самарская область 18883,5 8
Саратовская область 3245,5 2
Свердловская область 1866,2 1
Ульяновская область 1622,8 1
Город Москва 5310,7 1
Город Санкт-Петербург 70355,1 25
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 5355 3
Всего 4260248,6 1473

Правительство РФ составило график выпуска и распределения в 2021 г. государственных жилищных сертификатов. Они позволяют получить средства из бюджета на покупку жилья. Сумма субсидии может зависеть от величины норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по стране и норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Указаны размеры соцвыплат.

Выплаты сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируют федеральные и региональные акты. Среди федеральных источников:

  • ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  • ст. 34.1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
  • ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  • ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
  • Приказ Минздравсоцразвития «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Региональные нормативные акты, которые регулируют вопросы выплат сиротам, вы сможете найти на сайте вашего регионального правительства или в органах соц.защиты.

Сирота имеет право на социальную пенсию по потере кормильца, если единственный или оба родителя умерли до его совершеннолетия. Пенсия начисляется сироте до 18 лет. После ее продлят до 23 лет, если ребенок поступает на очную форму обучения в Ссуз или ВУЗ.

Размер такой пенсии зависит от трудового стажа родителей ребенка, региональной доплаты, которая назначается, когда размер пенсии ниже прожиточного минимума в регионе. Обычно размер пенсии по потере кормильца равен прожиточному минимуму пенсионера в регионе. По своему усмотрению регион может увеличить эту пенсию. Актуальный размер социальной пенсии для субъекта РФ можно узнать на сайте ПФР.

Трудовая пенсия назначается сироте, если его родители имели трудовой стаж. Именно на его основе рассчитывается размер такой пенсии. Если родители не работали, сироте выплачивается социальная пенсия.

Обращаться за пенсией по потере кормильца необходимо в территориальное отделение Пенсионного фонда. Обратиться за ней лучше в первый год после смерти родителя. Тогда вам выплатят средства за весь период с момента смерти родственника.

Сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, должны иметь постоянную регистрацию по месту обращения за выплатами. Супруги-сироты могут претендовать на ежемесячные выплаты, если их брак зарегистрирован официально и они имеют постоянную регистрацию по месту обращения за материальной помощью. Кроме того, они должны быть студентами очной формы обучения.

Заявление на выплату необходимо подать в органы социальной защиты. Заполняют документ сотрудники интерната, если сирота находится там. Если ребенок находится в приемной семье, заявление он подает самостоятельно. Обратиться за выплатой необходимо в течение полугода после совершеннолетия. Пакет документов зависит от региона и от того, кто именно подает заявление – сирота или сотрудник спецучреждения.

Порядок обращения за выплатами следует искать в специальном региональном нормативном акте.

Решение о назначении выплат принимается в течение десяти рабочих дней. в течение пяти дней после заявителя уведомляют о принятом решении.

Пособия выплачиваются на весь период до совершеннолетия ребенка. При поступлении в учебное заведение выплаты положены с 18 до 23 лет или на весь период обучения сироты.

Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 326-ФЗ)

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ)

3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

21 декабря 1996 года.

Выберите шрифт Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой

В 2021 году планируется обеспечить жильём 769 детей-сирот

ОНФ предлагает включить в национальный проект «Жилье и городская среда» целевой показатель по обеспечению жильем всех детей-сирот. Это, как заявила руководитель департамента приоритетных проектов и стратегических инициатив ОНФ, член Общественной палаты Юлия Зимова, должно позволить ускорить исполнение обязательств перед сиротами, а также предусмотреть федеральное софинансирование большего размера.

Также среди предлагаемых мер — предусмотреть льготную ипотеку под 2-6% годовых для детей-сирот, которые воспользуются жилищными сертификатами. В феврале 2020 года соответствующий законопроект внесло в Госдуму правительство России. Сиротам предложили выплачивать 1 млн 487 тыс. руб., на эти средства они смогут самостоятельно приобрести жилье.

В ОНФ предлагают распространить действие таких сертификатов не только на регион проживания гражданина, но и по всей стране.

В пресс-службе вице-премьера Татьяны Голиковой подтвердили, что инициатива ОНФ находится на рассмотрении. Заместитель председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Сергей Пахомов заявил, что льготная ипотека станет актуальной мерой поддержки. В Счетной палате, в свою очередь, сообщили, что палата поддержит все предложения, которые направлены на уменьшение и ликвидацию долга государства перед сиротами.

  • Преференции в области образования
  • Обеспечение жильем
  • Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
  • Трудовые льготы
  • Пенсионные выплаты
  • Господдержка в области медицины
  • Выплаты для детей-сирот
  • Выплаты для опекунов и усыновителей
  • Другие льготы
При устройстве на работу 79 416 Р
При выпуске из сузов и вузов 79 416 Р
После выпуска из спецучреждений для сирот 24 000 Р
Когда завершается патронатное воспитание или попечительство или ребенок уходит из приемной семьи после 18 лет 24 000 Р
При зачислении в суз или вуз 20 639 Р
Обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом они должны состоять в браке с такими же лицами 3000 Р в месяц
Выпускникам образовательных учреждений 89 335 Р
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет самостоятельно 25 266,97 Р — мальчикам,
27 111,52 Р — девочкам
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет в общежитии 19 794,02 Р — мальчикам,
21 638,58 Р — девочкам
За поступление в вуз или суз 8932 Р

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  1. Подготовить перечень документов.
  2. Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  3. Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.

Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:

  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Справка! Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.


Как правило органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства. Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению. В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.


Право на получение квартиры детьми сиротами возникает в том случае, если они соответствуют следующим критериям:

  1. Претенденту исполнилось 14 лет. До 1 января 2019 года своеобразным «порогом» выступало совершеннолетие, то есть получить могли дети, которым исполнилось 18 лет. Сейчас возрастной ценз снижен.
    Такое снижение объясняется тем, что возраст постановки на учет и возраст, в котором лицо получает жилье, разнятся во времени. Ранее жилье предоставляли сразу, когда сироте исполнялось 18 лет, то есть ему не приходилось стоять в очередь. Сейчас же эти очереди растягиваются на много лет вперед, поэтому бывшие детдомовцы в свое совершеннолетие фактически остаются на улице.
  2. Он успел встать на учет до 23 лет. Само жилье может быть выдано и позже указанного возраста – главное до его наступления попасть в очередь.
  3. Отсутствие собственного жилья. Хотя получить могут даже те сироты, которые владеют недвижимостью (либо ею владеют лица, с которыми он проживает), однако она не соответствует нормативам жилплощади или санитарными условиям проживания.

Закон о предоставлении жилья детям сиротам (ФЗ №159) в ч.7 ст.8 устанавливает, что жилье предоставляеися на условиях заключения договора социального найма (то есть в собственность не передается).

Такой договор заключается сроком на 5 лет, а по их истечению может продлеваться еще каждые 5 лет, если детдомовец и дальше будет нуждаться в жилплощади. То есть по сути жилье предоставляется в соцнайм бессрочно.

Однако данное правило действует только с 1 января 2019 года, а до этого – договор мог продлиться однократно еще на 5 лет и не более того.

В качестве жилья, предоставляемого сиротам, могут выступать следующие объекты:

  • жилые дома;
  • квартиры.

Они должны быть благоустроены и соответствовать нормам предоставления жилплощади применительно к конкретному населенному пункту. Комната в коммуналке сиротам не предоставляется, поскольку жилье обязательно должно быть отдельным.

Квартиры детям, оставшимся без попечения родителей, и сиротам не могут превышать 25% в одном многоквартирном доме. То есть нельзя заселить весь дом одними детдомовцами, поскольку это может негативно отразиться на их социальной адаптации.

Это правило не действует только в отношении:

  • населенных пунктов с численностью менее 10 000 человек;
  • многоквартирных домов с количеством квартир менее 10.

Порядок предоставления данной льготы носит заявительный характер, то есть «автоматически» ребенок-сирота не получит жилье при достижении 14 лет. Для этого нужно составить и подать заявление на получение жилья.

В какой именно орган подавать – зависит от региона, поскольку обеспечение жильем сирот относится к полномочиям местных, а не федеральных органов власти. В виду этого названия органов могут отличаться: обычно – это органы опеки и попечительства, но их полномочия могут быть делегированы и другим департаментам.

Как бы не назывался орган, его сотрудники обязаны разъяснить процедуру оформления и предоставить заявителю перечень необходимых документов.

ШАГ 1.. Составление заявления. Если раньше заявление писали сами сироты, равно как и собирали документы, подавали их в соответствующие инстанции, то с 2019 года в связи с уменьшением возрастного порога, эта обязанность возложена на их законных представителей.

Если законный представитель сироты не подаст заявления для постановки на учет в течение 3-х месяцев с момента исполнения ребенку 14 лет, то заявление должны направить органы опеки и попечительства.

Также обратиться с таким заявлением имеют право сами дети-сироты и приравненные к ним лица в следующих случаях.

До 18 лет Если ребенок приобрел полную дееспособность до совершеннолетия
После 18 лет Если не были включены по каким-либо причинам в очередь в период с 14 до 18 лет

Составляется оно в 2-х экземплярах и направляется в органы опеки и попечительства, а также жилищный одел (департамент) местной администрации.

ШАГ 2. Сбор документов. Документы утверждаются на региональном уровне, а их пакет формируется в индивидуальном порядке для каждого заявителя.

Если говорить об обязательных для каждого случая бумагах, то ими выступают:

  • Заявление. Оно не имеет строго установленной формы, однако должно иметь все необходимые реквизиты и данные, которые должно содержать официальное обращение в госорганы. В следующем разделе будет приведен образец такого заявления.
  • Российский паспорт. Причем именно российский, так как отсутствие российского гражданства с 2019 года является основанием для отказа в постановке на учет. При подаче документов с собой должны быть оригинал и копия.
  • Справка о составе семьи. Выдается по форме №9 сотрудниками ЖЭКа. При этом в ней указываются все прописанные лица, а также указывается, с кем из них в родственных отношениях состоит сирота.
  • Документы, подтверждающие сиротство. Чаще всего в таких случаях это решение суда о лишении родительских прав, однако в зависимости от ситуации – это может быть и другая бумага. Если на руках нет судебного решения, скорее всего, оно продолжает хранится в органах опеки и попечительства. Обратитесь туда.
  • Документы, подтверждающие необходимость получения жилья. Если нет никакого жилья – то берется справка в Росреестре об отсутствии в собственности жилого помещения.

В отдельных случаях предоставление жилья детям сиротам осуществляется также при обязательной подаче следующих документов.

Документ Ситуация
Свидетельства о браке/рождении детей Детдомовец успел создать семью, родить ребенка.
Справка с места работы, из ВУЗА или службы занятости Заявитель трудоустроен, обучается на дневной форме или состоит на учете в ЦЗН.
Решение суда о лишении родительских прав Заявитель прописан в жилье, которое принадлежит его родителям, которые лишены родительских прав.
Заключение местных органов власти У заявителя есть жилье, но оно не пригодно для проживания или жилищные условия не соответствуют санитарным нормам.
Справка из больницы с диагнозом и рекомендации по отдельному проживанию ребенка У ребенка есть жилье, однако он вынужден делить его с тяжело больным человеком (свищи, психические заболевания, туберкулез и другие).
Документы, подтверждающие право собственности Площадь жилого помещения, в котором живет ребенок, из расчета на одного человека меньше нормы, установленной в регионе.

ШАГ 3. Подача заявления и документов. Заявление можно отправить в администрацию по месту жительства по почте заказным письмом с уведомлением.

Как вариант – может отнесите его лично в канцелярию администрации. В этом случае заранее сделайте копию заявления и проследите, чтобы на нем поставили отметку о принятии, а также указали дату. Начиная с этой даты Вам должны дать ответ в течение 30 дней.

Также можно направить документы через МФЦ. В этом случае они принимают пакет, а затем направляют его в администрацию. Преимущество данного способа заключаются в том, что не придется стоять в очереди. Несмотря на то, что по сути МФЦ является «лишним звеном», время решения вопроса не затягивается. Ответ также должен прийти не позднее 30 дней с момента подачи документов.

Вручение квартир детям-сиротам, 20 июля 2021 года

В отдельных случаях сироту и приравненных к нему лиц могут снять с учета. Основания для этого перечислены ниже:

  • получение жилплощади по договору соцнайма или найма специализированного жилого помещения;
  • его смерть;
  • утрата «сиротского» статуса или ребенка без родительского попечения;
  • приобретение сиротой недвижимости, площадь которого превышает учетную норму жилплощади в регионе;
  • изменение места жительства (переезд в другой субъект РФ).

Законом четко не определены сроки, в которые жилье должно быть предоставлено. Говорится лишь о том, что:

Сироты или лица, лишенные родительского попечения, должны встать на учет в возрасте от 14 до 23 лет.

Если не сделать этого до 23 лет, лицо лишается права на улучшение жилищных условий.

В то же время непосредственно выдача квартир детдомовцам может осуществляться и через 10, и через 20 лет после того, как они встали на учет, когда подойдет их очередь, то есть после наступления 23 лет.

Как уже говорилось выше, жилье сиротам дает не государство, а муниципалитеты. Регионы выделяют из местных бюджетов средства на приобретение жилья для сирот, которое впоследствии предоставляется им на условиях соцнайма (юридически оно является муниципальной собственностью). Однако из-за дефицита бюджетных средств недвижимость закупается в тех объемах, которых явно недостаточно для улучшения жилищных условий всех нуждающихся. А иногда — и вовсе не закупается.

Поэтому очереди двигаются так медленно, а сроки предоставления помещений становятся такими большими.

Квартиры сиротам по закону выдаются на условиях социального найма по договору, который ограничен сроком действия на 5 лет. Эта мера направлена на исключение возможности продать объект, обменять или сдать в аренду. Она повышает надежность сохранения права пользования помещением именно сиротой. По истечении указанного времени недвижимость можно оформить в бессрочное пользование.

Дают квартиры сиротам по месту прописки.

Справка! Надзорным и контролирующим органом за соблюдением прав сирот представителями исполнительной власти является прокуратура. При возникновении разногласий и невозможности урегулировать их на уровне муниципалитета, следует обращаться с заявлением в прокуратуру или суд.

Форма для предоставления информации по обеспечению жильем детей-сирот

По закону № 159-ФЗ претендовать на жилье могли только те сироты старше 23 лет, которые до этого стояли в очереди, но не успели получить квартиру от государства.

Если же у ребенка-сироты есть право на жилье, но по каким-то причинам он не встал в очередь до 23 лет, ему нужно в суде доказывать, что эти причины были уважительными.

Если суд признавал доказательства, претендента на жилье добавляли в список.

Алексей Головань, правозащитник и директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе», считает такую практику абсурдной: «Если ребенок-сирота до 23 лет не воспользовался своим правом на жилье, значит, он или вообще не знал, что у него такое право есть, или не знал, как это право реализовать. Через меня прошли тысячи ребят, и многие пытались получить жилье, но никто не рассказал им, что нужно подать заявление в двух экземплярах, чтобы на втором поставили отметку о том, что заявление принято”.

Правозащитник добавил, что часто дети обращались за реализацией права на жилье устно, и их обращения нигде не фиксировались. Однако были случаи, когда заявления никуда не шли даже после письменных обращений.

«Опекуны, сотрудники интернатов и органов опеки должны были исполнить свои обязанности и внести детей-сирот в список на получение жилья, но не сделали этого. А ответственность перекладывается на детей, которым приходится доказывать, что была уважительная причина не встать в очередь до 23 лет», — отметил Алексей Головань.

4 апреля 2019 года Правительство РФ выпустило постановление № 397 «О порядке формирования списков детей-сирот», которое требует включать в список на получение жилья всех детей-сирот старше 23 лет, вне зависимости от того, по каким причинам они не встали в очередь на жилье раньше.

После изменений в законодательстве встать в очередь на жилье стало гораздо проще. И все же некоторые суды и судьи иначе трактуют закон и до сих пор требуют доказательств, что ребенок-сирота не встал в очередь до 23 лет по уважительной причине.

Встать в очередь — это только первый шаг, жилья еще нужно дождаться.

Среднее время ожидания по России — семь лет, однако в некоторых регионах приходится ждать больше 20 лет: в Бурятии — 24 года, в Тыве — 29 лет, в Еврейской автономной области — 31 год, в Мордовии — 34 года.

При этом на государственном уровне для детей-сирот нет гарантий на временное жилье или компенсации за съем на время, пока они стоят в очереди. Такая поддержка предусмотрена в некоторых регионах, но по данным Счетной палаты, получают ее только 5% от всех, кто стоит в очереди.

В некоторых регионах детям-сиротам приходится ждать квартиры больше 20 лет

Причины долгих очередей:

  • Недостаточное финансирование

Ежегодно в консолидированных бюджетах бюджетной системы РФ предусматривается около 32 миллиардов рублей на жилье для детей-сирот, но этих денег недостаточно для решения проблемы. Если объем финансирования сохранится на уровне 2019 года, то на погашение задолженности перед всеми детьми-сиротами уйдет шесть-семь лет.

  • Регионы не используют значимую часть денег, выделяемых на решение проблемы

Некоторые регионы практически не осваивают государственные субсидии. За 2018 год объем неисполненных бюджетных назначений федерального и региональных бюджетов составил 3,2 миллиарда рублей. На эти деньги можно было бы обеспечить квартирами около 2300 человек.

  • Сложно купить жилье для детей-сирот у частных собственников

Детей-сирот старше 23 лет не бесконечное количество, многие из них уже встали в очередь на получение жилья, считает Алексей Головань. В ближайшие год-два приток достигнет своего максимума и пойдет на спад. Государство будет иметь дело только с текущими сиротам, новые «взрослые» появляться не будут.

Если руководители регионов, представители министерств и департаментов будут контролировать решение жилищной проблемы детей-сирот, ничто не помешает им разобраться с большим количеством должников и выйти на плановое обеспечение жильем, когда человек, оставшийся без попечения родителей, получает квартиру в год своего восемнадцатилетия.

Кому полагается жильё?

Жильём из специализированного фонда обеспечивают:

детей-сирот, у которых умерли оба или единственный родитель;детей, оставшихся без попечения родителей по разным причинам.

Сюда относятся лишение или ограничение родительских прав; признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, объявление их умершими, лишение их свободы, заключение под стражу, уклонение от воспитания, отказ взять ребёнка из образовательного, социального или медучреждения, а также дети-подкидыши;сирот и оставшихся без попечения родителей, которые не получили жильё до 18 лет. Они могут получить его до 23 лет. Есть ещё одно условие: у претендентов на жильё от государства не должно быть недвижимости в собственности, они также не могут быть нанимателями жилья по соцнайму или членами семьи такого нанимателя (ст. 1 закона РТ №8 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей… » от 12 января 2013 г.). Собственникам и нанимателям жилплощадь от государства полагается, только если они по объективным причинам (установленным законодательством) не могут жить в уже имеющемся у них жилье.

Когда подать заявку и какие документы собрать?

Шаг первый. Когда сироте исполнится 14 лет, у его законного представителя есть 30 дней, чтобы заявить о том, что ребёнок имеет право на жильё. Заявку принимают в минобрнауки РТ, её также можно подать через многофункциональный центр или на портале госуслуг РТ.

Сироту должны включить в список очередников.

Сам несовершеннолетний может подать заявку на включение в список, только если его по суду признали полностью дееспособным (эмансипированным) — такое возможно, если ему исполнилось 16 лет, он официально работает, занимается предпринимательством или же уже создал свою семью (официальный брак).

Список необходимых документов:

копия паспорта ребёнка;копия паспорта законного представителя и документ, подтверждающий его полномочия;документ об объявлении ребёнка полностью дееспособным (эмансипированным);документы, подтверждающие статус ребёнка-сироты или оставшегося без попечения родителей;справка из Росреестра о наличии или отсутствии жилья в собственности в РФ;документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания ребёнка.

Шаг второй. За получением жилья обращаются за год до того, как сироте исполнится 18 лет, или до окончания срока его пребывания в учреждении для детей-сирот. Ходатайство об обеспечении ребёнка жильём готовит законный представитель (ст. 2 закона РТ №8).

Если сирота, которому уже исполнилось 18 лет, оказался не включённым в список очередников, то он вправе сам обратиться с заявкой на включение его в список.

Если сироту не включили в список, а ему уже исполнилось 23 года, то он теряет право на обеспечение жильём, пояснили в пресс-службе минобрнауки РТ.

Сколько «квадратов» положено?

Как уточняет первый замминистра земельных и имущественных отношений РТ Артур Галиев, сироте должны выделить квартиру или дом общей площадью 24 кв.

метра (постановление кабмина РТ №475 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилфонда РТ» от 20 сентября 2007 г.).

Понятно, что подобрать жильё с такими параметрами не всегда удаётся, так что могут выделить и более просторное помещение, но не больше 42 кв. м общей площади. Жильём обеспечивают только один раз.

Можно ли приватизировать жильё?

Да, но не сразу. Сначала благоустроенное жильё сироте предоставляют по найму специализированного жилого помещения (не путайте с соцнаймом! — Прим. ред.) на пять лет, поясняет Артур Галиев. Но при этом плата за квартиру такая же, как и при соцнайме. Сироту могут освободить от платы за наём, если признают малоимущим.

Через пять лет (за три месяца до окончания срока договора найма) сироту ждёт проверка. Специалисты оценят условия жизни, запросят документы о составе семьи, доходах, состоянии здоровья, акты реагирования правоохранительных органов и так далее. Если окажется, что сироте нужна помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, то договор найма специализированного жилого помещения продлят ещё на пять лет.

Если же проверка даст положительный результат, то с сиротой заключат договор соцнайма — это и будет основанием для дальнейшей приватизации жилья (см. статью 8 закона РФ №159 «О дополнительных гарантиях по соцподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г., закон РТ №8).

Может ли сирота выбрать, где жить?

По умолчанию жильём сироту обеспечивают «по месту жительства», а чаще по месту пребывания в образовательных, социальных и медучреждениях для детей-сирот (п. 2 ст. 1 закона РТ №8).

Если в данном населённом пункте нет свободных помещений из специализированного фонда, то с согласия сироты ему могут предоставить жильё в другом населённом пункте Татарстана, отмечают в пресс-службе минобрнауки РТ.

Сколько сирот в очереди за жильём?

В 2018 году минземимущество РТ должно приобрести 297 жилых помещений для обеспечения детей-сирот. Это позволит покрыть в основном все потребности. Каждый год в Татарстане приобретают около 300 квартир: в 2015 году жильём обеспечили 331 человека, в 2016 году — 311, в 2017-м — 305.

По данным минобрнауки РТ, за полгода жильё получили 64 сироты. Его выделили из жилфонда в Камско-Устьинском, Чистопольском, Пестречинском, Спас��ком, Нижнекамском, Тюлячинском, Бавлинском, Мамадышском, Елабужском, Апастовском, Бугульминском и Новошешминском районах.

Что делать, если квартира есть, но жить в ней невозможно?

Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]