Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Временное убежище в России для Украинцев права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
При получении положительного ответа уже на следующий день должны выдать свидетельство о предоставлении временного убежища. Для его получения необходимо дополнительно 4 фото получателя и по 2 фото на каждого несовершеннолетнего ребенка. Ребенок вписывается в свидетельство родителя.
Получить свидетельство можно только лично в руки, никаких исключений из правила нет. При выдаче документа старое удостоверение личности изымается на хранение в отделении миграционной службы. После получения нового удостоверения необходимо встать на миграционный учет по месту фактического проживания.
Дети старше 14 лет уже получают собственный документ, также лично на руки. Проходят собеседование дети вместе с родителями.
В последние несколько лет из Украины усилился поток желающих получить политическое убежище в России. За помощью обращаются как те, кто может подвергаться гонению по языковому признаку, так и те, кто не желает принимать участие в военных действиях или стать невинной жертвой конфликта.
Огромное количество желающих получить временное убежище в РФ среди жителей Донбасса и Луганска. Мирное население стремится покинуть опасные территории.
Российское правительство пошло навстречу гражданам соседней страны и сократило срок рассмотрения дела на временное убежище для украинцев до 3 дней. Подданные других государств по-прежнему вынуждены ждать около 3 месяцев.
Законодательство относительно пребывания украинцев в России немного изменилось. Прежде можно было находиться на территории страны 90 дней, затем продлить это время. Постановление правительства от 2014 года гласит о том, что теперь граждане Украины могут провести в России суммарно только 90 дней в году. Так, у них есть только это время на легализацию своего дальнейшего пребывания в нашей стране.
Однако граждане ЛНР и ДНР вправе находиться в РФ в отличие от других выходцев из Украины не 90, а 180 дней в году. Такой порядок начал действовать с 29 марта 2019 года.
Беженцами ошибочно называют тех, кто бежит из страны от войны, на деле это не так. Получить статус беженца можно, есть опасения личного преследования именно того, кто обращается за помощью, в остальных случаях речь идет о предоставлении временного убежища.
Чтобы получить статус беженца и защиту Российского правительства, необходимо обратиться в отделения Управления по вопросам миграции, в любое ближайшее отделение. Для рассмотрения нужен следующий перечень документов:
- Прошение о признании беженцем. К нему следует приложить документы, подтверждающие возможную угрозу жизни в родной стране.
- Фотография для документов.
- Гражданский паспорт своей страны.
- Анкета.
- Опросный лист. Он заполняется сотрудником, потом зачитывается для проверки.
- Отпечатки пальцев, можно сделать на месте.
Если ходатайство одобрено, иностранец получает удостоверение беженца. Срок его действия 3 года с момента выдачи. Беженец может получить единовременную материальную помощь и социальные гарантии от правительства РФ.
Беженцу не требуется дополнительное разрешение на работу. Он может оформить полис медицинского страхования и получать все положенные услуги. Дети имеют право посещать школу и детский сад.
Беженцы в России не содержатся за счет государства в полной мере. В местах временного размещения им не предоставляются выплаты. Каждый может рассчитывать только на ночлег и питание. Особо нуждающиеся в дальнейшем могут получить единоразовые выплаты. К ним относятся:
- Матери-одиночки с детьми младше 3 лет.
- Инвалиды, находящиеся в России без семьи.
- Одинокие пенсионеры (пенсия в этом случае считается только по возрасту, без учета выслуги лет).
- Многодетные семьи с 3 и более несовершеннолетними детьми.
Заявителями являются иностранные граждане и лица без гражданства:
заявившие о желании быть признанными беженцами на территории Российской Федерации;
имеющие основания для признания беженцем, но ограничившиеся заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Рассмотрение ходатайства о признании беженцем осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в следующие сроки:
Предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем – в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства о признании беженцем в территориальный орган МВД России.
Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу – в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.
Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен территориальным органом МВД России на региональном уровне с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.
Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу, поданного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации заявителем, находящимся вне пределов территории Российской Федерации, осуществляется ГУВМ МВД России в течение 2 месяцев со дня принятия дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу.
Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен ГУВМ МВД России с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.
Рассмотрение заявления о предоставлении временного убежища осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в срок, не превышающий 3 месяцев со дня подачи заявления о предоставлении временного убежища.
Результатом предоставления государственной услуги являются:
По рассмотрению ходатайств о признании беженцем – принятие решения:
об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и направление уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
о признании беженцем и выдача удостоверения беженца;
об отказе в признании беженцем и направление уведомления об отказе в признании беженцем.
По рассмотрению заявлений о предоставлении временного убежища – принятие решения:
об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и направление уведомления об отказе в предоставлении временного убежища;
о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и выдача свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
Отсутствие членов семьи, прибывших с заявителем, в день его обращения.
Отсутствие документов, удостоверяющих личность.
Отказ иностранного гражданина от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации или отказ законного представителя иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста или достигшего восемнадцатилетнего возраста и признанного недееспособным либо ограниченного в дееспособности, от прохождения данным иностранным гражданином обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
В случае наличия у иностранного гражданина, подлежащего обязательной государственной дактилоскопической регистрации, на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не принимаются, дата и время их приема согласовываются с заявителем.
Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.
Рассмотрение ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища прекращается, если заявитель обратился в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне с письменным заявлением
о прекращении рассмотрения ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища.
В рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу отказывается, если:
1. В отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации.
2. Заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах» при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась.
3. Заявитель получил обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации.
4. Заявитель имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или право на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
5. Заявитель прибыл из иностранного государства, на территории которого имел возможность быть признанным беженцем.
6. Заявитель покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) в силу не вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) из опасений понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение.
7. Заявитель был вынужден незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем, однако со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации не обратился с таким ходатайством в течение суток или в иной срок, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О беженцах».
8. Заявитель отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации.
Заявителю отказывается в признании беженцем на территории Российской Федерации, если:.
1. Заявитель не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах».
2. В отношении заявителя имеются серьезные основания полагать, что он совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений.
3. Заявитель совершил тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как он был допущен на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем.
Заявитель может обратиться с жалобой на решения и (или) действия (бездействия) должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Срок подачи жалобы не должен превышать:
Один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме.
Три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах».
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 11 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».
Приказ МВД России от 11 сентября 2019 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
Под «беженством» в обиходном смысле этого слова следует понимать стихийное и незапланированное оставление людьми страны своего проживания под воздействием непреодолимых в частном порядке факторов (социальные и природные катаклизмы, эпидемии) либо сильной индивидуальной болезни.
Есть более узкое понимание этого термина, используемое для определения лиц, подвергнувшихся личному преследованию со стороны государственных структур и вынужденных переехать в другую страну.
«Временным убежищем» называется способ регистрации на ограниченный срок своего положения внутри выбранной для переселения страны человеком, претендующим на статус беженца либо находящимся на лечении или карантине.
В связи с резким ухудшением социально-политической ситуации в Украине в 2014 году для жителей этой страны был объявлен льготный режим получения статуса временного проживания в РФ. Суть его состояла в сокращении срока проверки поданных вместе с заявлением документов с 3 месяцев до 3 дней. Однако разгоревшийся межнациональный конфликт привёл к отмене этого режима в январе 2015 года.
Перед подачей заявки на ВУ заявителю следует:
- Снять отпечатки своих пальцев в местном отделении МВД;
- Пройти полную медицинскую комиссию с целью выявления у себя возможных заразных болезней, передающихся воздушно-капельным и половым путями, и тех или иных психопатологий. Если заявитель выехал из Украины вместе с членами своей семьи, последние также проходят медкомиссию.
Соискатель ВУ должен располагать документами, подтверждающими его семейный статус и свидетельствами о рождении несовершеннолетних детей (ежели таковые имеются), а также нотариально заверенными переводами тех и других на русский язык.
Федеральный закон от 19.02.93 N 4528-I
Украинцы, проживающие в России на означенном положении, имеют следующие основные права:
- Трудоустраиваться на легальных основаниях (и рассчитывать на содействие со стороны компаний по трудоустройству);
- Получать образование наравне с гражданами России;
- Пользоваться бесплатной медицинской помощью (при обладании страховым медицинским полисом).
Более специфические возможности, например, услуги бесплатного переводчика или повышенную компенсацию за некачественную транспортировку багажа получает тот, кто сможет доказать свою особую нужду в подобных привилегиях.
К непременным обязанностям владельца удостоверения ВУ можно отнести:
- Постановка на учёт в органы ФМС;
- Оповещение в семидневные сроки органов ФМС об изменении собственных имени и/или фамилии, а также семейного статуса;
- Снятие с учёта в местном отделении миграционной службы при перемене места жительства или получении гражданства другой страны.
Прекращение действия описываемого договора наступает в момент вольного или невольного совершения человеком любого из ниже названных поступков:
- Выезд из страны, укрывшей беженца;
- Получение гражданства любого (в том числе и этого) государства;
- Совершение преступления или противоправного проступка.
Исчезновение причин эмиграции (прекращение личных гонений, окончание войны, взятие под государственный контроль эпидемических болезней) также аннулирует договор.
Расторгнутое соглашение может быть впоследствии восстановлено при стандартных условиях.
Помощь российским государством украинцам, попавшим в трудное положение и вынужденным бежать из своей страны, не является бескорыстной. Оформляя беженцев на территории России, ФМС наполняет российский рынок труда дешёвой рабочей силой, а также увеличивают контингент потребления услуг и товаров национального производства.
Денежная помощь, оказываемая органами социальной защиты, смехотворно мала либо, как свидетельствуют некоторые обратившиеся за ней, отсутствует вовсе.
И тем не менее временное убежище в РФ для граждан Украины даёт им стартовые социальные гарантии и во многих случаях препятствует скатыванию этих людей вниз по социальной лестнице.
Причин, которые побуждают украинцев покидать свои дома и выезжать в другую страну, можно назвать много, при этом отсутствие защищенности и стабильности – вероятно, самые главные. Именно это вынуждает граждан Украины покидать свои дома.
Приезжая в РФ, они чаще всего подают заявку на получение статуса беженца или временного убежища.
Понятие «временное убежище» впервые было введено в 1993 году, что говорит о том, что его появление абсолютно никак не связано с событиями, происходящими в Украине в настоящее время.
Временное убежище дает право иностранному гражданину пребывать в РФ на краткосрочной основе, получить его можно в двух случаях:
- если есть основания для подачи ходатайства на беженство, но претендент предпочитает ходатайствовать о временном убежище;
- оснований для получения статуса беженца нет, но есть факторы, которые не позволяют по гуманным причинам депортировать иностранного гражданина за пределы России. К ним можно отнести состояние здоровья (при этом получить помощь в родной стране заявитель не имеет возможности) или наличие угрозы для жизни (голод, военные конфликты, эпидемии).
В отличие от предыдущего статуса, беженство присваивается только тем гражданам, которые подвергаются личному преследованию, в связи с чем они не могут далее оставаться в стране своего гражданства. Многие ошибочно полагают, что беженцами могут стать все те, кто бежит от войны, но на практике называться они ими не могут, поскольку отсутствует фактор личностных гонений.
Что касается украинских граждан, то они обладают возможностью стать беженцами в том случае, если принимали участие в военных действиях и теперь преследуются украинскими властями. Все остальные представители украинского государства, которые продолжают массово выезжать на российскую территорию, могут претендовать только на временное убежище. Получить беженство будет невозможно, поскольку доказать, что осуществляется личностное преследование, будет невозможно.
Получение данного статуса является своего рода легализацией в России. Это означает, что владелец удостоверения наделен правом временного пребывания на российской территории и не может быть выдворен за ее пределы против своего желания. И хотя предоставление временного убежища гражданам Украины в России не имеет никакого отношения к гражданству, все же некоторыми правами оно их наделяет. Так, скажем, в вопросе социальной защиты жизнь прибывших украинцев мало чем будет отличаться от того, чем пользуются россияне.
Как получить временное убежище на территории РФ
На стадии легализации своего положения или в процессе дальнейшего проживания украинцы могут рассчитывать:
- на получение услуг переводчика;
- на оформление медицинского полиса и предоставление предусмотренных полисом медуслуг;
- на получение образования и место в детском саду;
- на получение материальной помощи.
Что касается финансовой поддержки, то ее сумма может варьироваться исходя из региона, в котором будет проживать переселенец.
Не стоит забывать и о помощи, которую получают выходцы из Украины, принимающие участие в программе переселения соотечественников.
Но при этом никаких иных льгот и преимуществ перед другими мигрантами или россиянами лица, получившие убежище, не имеют.
Только после принятия положительного решения выдается специальный документ.
В связи с этим стоит отметить, что дает свидетельство о временном убежище для граждан Украины:
- подтверждает присвоенный статус;
- удостоверяет личность украинского гражданина на российской территории.
Выдается оно в течение одного дня, следующего за датой принятия решения. Для его оформления к пакету бумаг прилагаются фото заявителя и детей, которые должны быть указаны в свидетельстве. Получить документ можно только лично, никаких исключений в данном случае не допускается. При этом миграционная служба изымает у гражданина Украины национальный паспорт.
Временное убежище в РФ предоставляется иностранному гражданину на срок до одного года, законом при этом допускается продление статуса временного убежища, что предполагает подачу заявления в произвольном формате, но с обязательным указанием обстоятельств, которые вынуждают заявителя пролонгировать свой статус. Подать прошение нужно не позже чем за месяц до окончания срока документа, при наличии уважительных причин, отведенный период времени может быть продлен еще на 30 дней.
Государственной службой, которая решает, продлить временное убежище украинцу в России или отказать в этом, является территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД, на учете в котором заявитель состоит. Именно решением отделения миграционной службы данный статус может продлеваться неограниченное количество раз на каждый последующий год.
Пошлина к тому же за проведение данной процедуры не взимается.
Таким образом, не так важно знать, сколько раз можно продлевать временное убежище гражданам Украины, гораздо важнее быть в курсе, по какой причине могут отказать в предоставлении или вовсе лишить статуса.
Нужно быть готовым к тому, что решение комиссии не всегда может быть вынесено в пользу заявителя, в предоставлении убежища могут и отказать.
В качестве причин отказа чаще всего приводят следующее:
- отсутствие паспорта – помните, что получить статус могут и лица без гражданства;
- нет в наличии доказательств законного пребывания в РФ, но даже если вы прибыли нелегально, у вас есть сутки, чтобы обратиться в миграционную службу (во всех остальных случаях основанием может служить миграционная карта);
- в документах имеются какие-то указания на то, что заявитель проживает в другом российском регионе – документы принимаются по месту пребывания, а не регистрации, поэтому перенаправление в другое отделение ГУВМ МВД является неправомерным;
- отсутствие договора аренды жилья (при этом в перечне бумаг такого документа нет);
- нарушение сроков продления свидетельства;
- несоблюдение правил пребывания.
Оформление на работу иностранцев-беженцев почти не отличается от оформления граждан РФ. Если иностранец может предоставить документ, подтверждающий его правовой статус в России (у беженцев — удостоверение, у получивших временное убежище (ВУ) — свидетельство), то с ним просто оформляется обычный трудовой договор.
Для этого требуются следующие документы:
- удостоверение беженца/ свидетельство ВУ;
- трудовая книжка (при наличии);
- ИНН;
- СНИЛС;
- документы об образовании;
- военный билет (при наличии).
Обратите внимание! В течение трех дней после трудоустройства нужно направить в МВД уведомление о найме на работу беженца или иностранца с ВУ.
Кстати, работать беженцы и иностранцы с ВУ могут не везде. Такие мигранты не могут быть приняты на работу, если компания занимается следующей деятельностью:
- Торговля в палатках и на рынках (код ОКВЭД 52.62);
- Прочая розничная торговля вне магазинов (код ОКВЭД 52.63);
- Розничная торговля фармацевтическими товарам (код ОКВЕД 52.31).
Пренебрежение данным правилом может грозить компании штрафом до 1 млн рублей (ст.18.17 КоАП РФ).
Нахождение в РФ по временному убежищу
(в ред. Федеральных законов от 28.06.97 N 95-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.12.2010 N 417-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 12.11.2012 N 186-ФЗ, от 30.12.2012 N 322-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 31.12.2017 N 498-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 31.07.2020 N 280-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
1. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на лицо:
1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1. Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.
2. Признание лица беженцем предусматривает:
1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее ходатайство)
2) предварительное рассмотрение ходатайства;
3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее — свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
5) рассмотрение ходатайства по существу;
6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
3. Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.
Лицо, обратившееся с ходатайством на территории Российской Федерации, проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лица, обратившегося с ходатайством вне пределов территории Российской Федерации, проводится по месту выдачи удостоверения беженца. (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 498-ФЗ)
4. Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.
5. Признание беженцем лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
6. В случае, если у лица, признанного беженцем, рождается ребенок, правовое положение ребенка определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
7. Правовое положение лица, прибывшего на территорию Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и признанного недееспособным, определяется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Основаниями для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу являются следующие обстоятельства:
1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
3) если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;
4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
5) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;
6) если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;
7) если лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
8) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;
9-10) подпункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 280-ФЗ)
2. В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем и находящемуся вне пределов территории Российской Федерации, отказано в рассмотрении ходатайства по существу, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение пяти рабочих дней направляет решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в дипломатическое представительство или консульское учреждение. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем, отказано в рассмотрении ходатайства по существу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
1. Рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:
1) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
2) территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории Российской Федерации, в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Срок рассмотрения ходатайства по существу может быть продлен федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом с согласия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, но не более чем на три месяца. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
2. Рассмотрение ходатайства по существу осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона.
3. Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
4. Решение о признании беженцем вручается или направляется лицу федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
5. Решение о признании беженцем лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, с указанием места пребывания данного лица и членов его семьи на территории Российской Федерации направляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех рабочих дней в дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства в целях оформления документов для въезда на территорию Российской Федерации данных лиц. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
6. Решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
7. Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста восемнадцати лет, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом выдается удостоверение установленной формы. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 280-ФЗ)
Как получить временное убежище в России для украинцев в 2021 году
1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;
2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;
3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;
5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;
7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ
8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
1. Лицо утрачивает статус беженца:
1) при приобретении гражданства Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 280-ФЗ)
2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;
3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;
4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;
5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;
7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в данном государстве более не существуют.
2. Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом статуса беженца, если оно: (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона.
3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 417-ФЗ)
3. Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
4. В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение сдается в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел либо в его территориальный орган и признается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел недействительным. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Много вопросов задают о том, какие категории граждан и в каком случае могут получить данное свидетельство на временное убежище. Расскажем обо всем по порядку.
Временное убежище вам дадут в таких случаях:
- Вы имеете веские юридические основания получить статус беженца на территории РФ, но вы не хотите оформляться. Тогда вы можете попросить, чтобы вам предоставили временное убежище.
- Юридически вы не имеете права получить право стать беженцем, но если соответствующие органы Российской Федерации из-за гуманных убеждений решили не отпускать вас на родину, тогда вы можете оформить документы о получении убежища.
Страна может позволить вам оставаться на территории и получить право на временное убежище, например, в том случае, когда вы тяжело больны, а в вашей стране нет возможности вам оказать помощь. Сюда не относится вариант, когда есть средства, но вы не можете оплатить расходы или если на территории вашего государства вам угрожает опасность (например, как сейчас для граждан Украины на территории, где проводятся военные действия).
Перечень документов, которые должен предоставить иностранный гражданин при получении убежища:
- Заявление, которое указывает на то, что вы просите вас укрыть на территории Российской Федерации (на сайте вы можете более подробно узнать точный перечень документов у нашего консультанта). В нем вы должны указать ваши данные, гражданином какой страны вы являетесь, а если вы приехали не сами, то и перечислить всех родственников, которые приехали с вами.
- Паспорт вашей страны.
- Карта с отпечатками пальцев.
- Если вы совершаете переезд с родственниками, у вас должны быть справки, или другая документация, подтверждающая ваши родственные связи.
- 4 фотографии (форму уточняйте у онлайн-консультанта).
Собрав все документы, подать их на рассмотрение нужно в Федеральную миграционную службу Российской Федерации. Данная организация должна выдать вам справку, в которой говорится, что вы имеете право проживать на территории РФ и совершать определенные виды деятельности.
В справке указывается, кто конкретно получает данный статус, а также, в случае если с вами переезжают родственники, им тоже выдается такой временный документ.
После того, как документы поданы, множество граждан должны пройти все медицинские обследования и сдать все анализы. Срок, в который каждый из граждан должен пройти медицинское обследование, не должен быть больше десяти дней.
После проведения всех медицинских процедур должно быть выдано два сертификата, которые подтверждают состояние вашего здоровья. Один экземпляр оставляют в лечебном заведении, а другой выдается на руки. Срок действия сертификата составляет 1 год.
По полученным результатам медицинского заключения, миграционная служба Российской Федерации принимает решение, предоставить вам временное убежище или нет. После этого иностранцу выдается определенное свидетельство, которое подтверждает личность его владельца на территории РФ.
Данные документы можно предъявлять при устройстве на работу или заключении брака. Свидетельство, выданное миграционной службой, заменяет вам основные документы, которые у вас были на родине.
При получении убежища миграционная служба изымает паспорт человека и оставляет его у себя на хранении. Это один из недостатков, из-за которых иностранцы часто отказываются от временного убежища.
Отсутствие паспорта не позволяет выехать самовольно со страны. А если, например, проситель сам с соседней Украины и все его родственники находятся там, тогда он попросту не сможет их увидеть, так как отсутствие паспорта не позволит ему пересечь границу.
Данное свидетельство дает право вам спокойно искать работу в России, при этом вместо паспорта придется предъявлять выданный документ. Если вы устраиваетесь на должности в сфере образования, вы должны предъявить справку о несудимости.
Мигрант может лишиться временного убежища в общем порядке или принудительно. В первом случае это происходит, если:
- обстановка в его стране нормализовалась;
- он покинул РФ на срок от 1 дня;
- ему предоставили статус беженца и гражданство в другой стране.
Принудительно временного убежища лишают, если:
- мигрант совершил преступление и был осужден за это;
- лицо предоставило заведомо ложные сведения, фальшивые документы.
Отказ от временного убежища по законодательству не предусмотрен. Однако мигрант может подать заявление на аннуляцию свидетельства, если обстановка в его стране нормализовалась.
Понравилась статья? Сделайте репост в социальных сетях: пусть она будет полезной для других тоже! И не забудьте сохранить материал во вкладках!
Согласно российскому законодательству, беженец — это лицо, не являющееся гражданином РФ, опасающееся стать жертвой преследований по этническому, религиозному, расовому или социальному признаку в стране проживания. Правовое положение беженца определяется Федеральным законом №4528-1 от 19.02.1993 «О беженцах», действующим на основе Женевской конвенции ООН от 1951 года.
Беженцем не может быть признано любое лицо, бегущее от военных действий. В преследовании обязательно должен присутствовать личный мотив, оно должно быть персонализировано и направлено на конкретного человека или членов его семьи. Поэтому подобный статус достаточно редко предоставляется любым лицам, в том числе и украинским гражданам, бежавшим от военных действий на Донбассе.
Претендовать на беженство вправе граждане иных государств и лица без гражданства:
- Уже находящиеся на территории РФ;
- Пересекающие государственную границу;
- Находящиеся в иностранном государстве путем обращения в посольство или консульство РФ.
Чтобы оформить статус беженца, лицо должно доказать факт преследования в стране убытия по мотивам национальной, социальной или политической розни, либо по причинам вероисповедания или нетрадиционной сексуальной ориентации.
Подателю должна угрожать персонифицированная опасность, вызванная данными причинами, то есть направленная лично на него или членов семейства.
Опрос, или анкета заполняется работником органа Управления по вопросам миграции МВД со слов лица, претендующего на получение статуса беженца. В опросный лист вносятся сведения о самом заявителе, членах семейства и мотивах для обращения.
Вопросы работника могут быть неожиданными, так как одной из их целью является отсеивание лиц, которые не вправе претендовать на беженство.
В опросный лист вносятся данные о детях до 18 лет. Лица, достигшие возраста 18 лет, проходят анкетирование и претендуют на статус беженца в отдельном порядке.
Дактилоскопия является необходимым этапом в процессе запроса на предоставление статуса беженца. Сдача отпечатков пальцев призвана установить личность заявителя и несовершеннолетних членов его семьи. В случае если выяснится, что заявитель совершал преступления на территории РФ, ему будет отказано в рассмотрении заявления.
Согласно Административному регламенту, лица, подающие заявление на предоставление статуса беженца, проходят медицинское освидетельствование. Госпошлина за прохождение не взимается. При отказе в прохождении податель может быть депортирован.
Как получить статус беженца в России для украинцев и что он дает переселенцам
Иностранный гражданин, нуждающийся в защите от своего государства или от происходящих на территории этого государства событий и обстоятельств, на зависящих от самого гражданина, может попросить такую защиту у РФ. В этом случае ему предоставляется временное убежище в России, либо политическое убежище, либо статус беженца.
Сегодня именно временное убежище является для целого ряда иностранцев наиболее приемлемым выходом из сложившейся ситуации. Оно позволяет мигранту пребывать в России на протяжении длительного времени без оформления ВНЖ или гражданства.
Заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ (60 Загрузок) Ходатайство о признании беженцем на территории РФ (27 Загрузок) Анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории РФ (Одна Загрузка) Опросный лист лица, подавшего заявление о предоставлении временного убежища в РФ (44 Загрузки) Образец заполнения заявления о предоставлении временного убежища на территории РФ (44 Загрузки) Образец заполнения ходатайства о признании беженцем на территории РФ (20 Загрузок) Образец заполнения анкеты лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории РФ (32 Загрузки) Образец опросного листа лица, подавшего заявление о предоставлении временного убежища в РФ (27 Загрузок)
Российское правительство с пониманием относится к постоянно прибывающим мигрантам, поэтому в 2020 году они могут беспрепятственно оформить статус беженца. На словах все просто, однако не каждому переселенцу известно, что это за процедура и каковы ее условия. А ведь нередко приезжие теряют не только жилище, но и документы, что значительно усложняет положение. Что делать в подобной ситуации? Нужно представлять себе конкретный алгоритм действий и адекватно оценивать возможности.
Необходимо учитывать, что беженство не является статусом, аналогичным другим формам регистрации иностранцев. В стандартных обстоятельствах приезжие получают право временного пребывания в РФ на протяжении 90 дней и могут трудоустраиваться только по разрешению. При наличии РВП уже предоставляются некоторые социальные льготы и право работать в регионе регистрации.
Тогда как беженцы могут вести трудовую деятельность без разрешительных документов и квот и вправе в кратчайшие сроки обустроить свой быт в другом государстве.
Получение статуса беженца доступно не каждому иностранному гражданину, приехавшему в Россию. Иначе сотрудники ФМС просто не смогли бы систематизировать бесконечно прибывающий поток мигрантов в государство. Согласно ФЗ, обращаться за убежищем имеют право:
- иностранцы, планирующие приезд или уже въехавшие на территорию РФ;
- лица, не имеющие подданства, легальные живущие в России;
- люди без гражданства, находящиеся еще за рубежом.
Сотрудники ФМС, скорее всего, откажут:
- преступникам, в том числе военным и лицам, подозреваемым в тяжких преступлениях;
- подданным других государств, у которых есть определенные обязательства перед своей страной (к примеру, призыв в армию);
- мигрантам, которые пересекли границу РФ, но не попросили предоставить им убежище в течение суток.
При незаконном въезде в Россию необходимо незамедлительно оформить статус беженца – в первые 24 часа. Но если у иностранца есть экстренные обстоятельства, этот срок могут продлить.
Мигрант считается беженцем в течение трех лет. Все это время он проживает и работает в РФ.
Внутреннее удостоверение личности другого государства изымается работниками УФМС.
То есть получить назад свой паспорт, имея статус беженца в России в 2020 году, для украинцев не так просто, как кажется. Это не значит, что иностранец превращается в заложника и не может уехать на родину. Просто ему придется затратить определенное время на получение специальных разрешений.
Существует установленный законом порядок оформления статуса беженца. Вначале приезжий должен обратиться в компетентные службы с соответствующим заявлением. Если иностранный гражданин еще пребывает в родном государстве или сначала приехал в другую республику, но далее собирается проживать именно в России, ему потребуется найти адреса консульств и посольств.
Мигрантам, уже находящимся в РФ, достаточно явиться в ФМС. Причем прийти можно в местные органы и в областные.
При въезде через границу переселенцев просят заполнить бумаги, указать цель визита в государство, в анкете есть графа с пометкой «беженец». Если иностранец планирует проживать в таком статусе, он может сообщить на границе об этом работнику ФСБ и написать в документе. Из практики следует, что из-за конфликта на Юго-Востоке Украины пропускные пункты с трудом успевают справляться с потоками приезжих, поэтому регистрировать переселенцев приходится в большей степени инспекторам УФМС.
Заявление составляется со слов украинских граждан, желающих получить помощь, работником ФМС от руки или печатается в электронном виде. Бумага оформляется на русском, а не на иностранном языке. Каждый взрослый направляет свое прошение, а несовершеннолетние вписываются в документы родителей.
Обратившимся людям задают вопросы в форме анкетирования, но необходимо подготовиться и к серьезному разговору со специалистом. Вероятность получения положительного ответа зависит от количества и качества заполнения необходимых документов, переведенных на государственный язык.
Здесь можно столкнуться с определенными трудностями, поскольку украинские граждане спешно собираются в РФ, и у них может не оказаться времени для правильной подготовки документации. Ситуация, когда у приезжего отсутствует при себе трудовая книжка и другие важные бумаги, стандартна. И конечно, политический беженец может не иметь денег на восстановление справок и их перевод, заверенный нотариусом. По этой причине получить убежище можно по упрощенной форме, имея только паспорт.
Помимо этого, в украинских документах и сейчас есть страницы, заполненные на русском языке, их не требуется переводить и заверять.
Перед тем как оформить статус беженца, нужно сделать фотографии и сдать отпечатки пальцев.
После всех процедур иностранец получает на руки справку о принятии его ходатайства на рассмотрение. Документ действует 5 суток.
Бумаги не рассматривают мгновенно, особенно в нынешних условиях, когда приток переселенцев с Украины увеличивается. Сотрудникам миграционной службы проблематично проверять все заявления в срок. Так что эта справка еще не является согласием или отказом на предоставление особого статуса. Она свидетельствует лишь о том, что прошение мигранта находится в работе.
При положительном решении беженцу выдается свидетельство о рассмотрении, имеющее юридическую силу три месяца. Отказ допускается обжаловать в суде.
Спустя 2 месяца после подачи заявления, мигрант получает положительное или отрицательное решение о предоставлении ему статуса беженца. В первом случае выдается специальное удостоверение. Если иностранец находится не на территории РФ, ему оформляют бесплатный билет в это государство. Все время действия статуса документы переселенца, в том числе его внутренний паспорт, хранятся в отделе УФМС.
Для пересечения границы беженец оформляет специальный документ, по которому можно ездить автобусом, поездом и другим транспортом. Он является аналогом удостоверения личности.
Для трудоустройства в регионах России беженцам не понадобится специальное разрешение или патент. Квотирование в их отношении не осуществляется. Дети вынужденных переселенцев имеют право на посещение детских садов и школ наравне со сверстниками, имеющими гражданство РФ.
Постоянные денежные выплаты для беженцев не предусмотрены, но они вправе получать пенсию. С этой целью нужно посетить отделение ПФР по месту регистрации и предъявить необходимое свидетельство.
В 2014 году в законодательство РФ внесли изменения, предусматривающие упрощенную форму получения российского паспорта для иностранцев, идеально владеющих государственным языком.
Большинство жителей Юго-Востока Украины – русскоязычные, поэтому они предпочитают направлять документы не на статус беженца, а сразу на гражданство.
Такие люди должны пройти тестирование по русскому языку, после чего о них потребуется отказ от подданства родной страны. Когда у приезжих есть причина этого не делать, миграционная служба обычно идет навстречу. Помимо вступительных испытаний, кандидату нужно будет представить документы о проживании его предков на территории бывшего Советского Союза. Таковыми являются, к примеру, старый штамп о прописке или домовая книга.
Решение по этому вопросу принимается комиссией, которая созывается в течение пяти дней. Претенденту на гражданство необязательно в совершенстве знать лингвистику, главное – понимать разговорный русский и переводить основные речевые обороты с родного языка на государственный.
Если удалось получить статус беженца в России, гражданину Украины не требуется оформления патента или специального разрешения на работу в стране, достаточно удостоверения. В большинстве регионов России множество объявлений с текстом: «возьму на работу беженцев с Украины», поэтому с поиском работы проблем, как правило, не возникает. В вопросах трудоустройства переселенцы, как правило, готовы делать больше работы за меньшие деньги, чем местное население. Это повышает их конкурентную привлекательность для работодателя при поиске работы.