Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электроэнергия норматив потребления на человека 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Дополнительные 40 кВт.ч начисляются на каждого прописанного — и на шестого, и на седьмого, и так далее, без ограничения.
По инициативе областного правительства расширен список льготных категорий граждан. Кроме одиноких пенсионеров в этот список включены: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов или детей-инвалидов, приемные семьи и те, в которых живут дети, оставшиеся без попечения родителей.
Соцнорма для льготных категорий семей рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,5.
Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в абонентский отдел ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по месту жительства, куда необходимо предоставить документы, подтверждающие статус семьи.
С учетом использования кондиционеров в Ростовской области введен коэффициент сезонности. В июне, июле и августе к объему соцнормы применяется повышающий коэффициент 1,1, а в феврале, марте и апреле — понижающий — 0,9 (утверждены постановлением РСТ Ростовской области от 29.05.2014 №23/2).
Как применять коэффициент сезонности? — Величина социальной нормы потребления электрической энергии умножается на соответствующий коэфициент.
Простой пример, 96 кВт/ч * 1,1 = 105,6 кВт/ч — это и будет летняя социальная норма для одиноко проживающего дончанина. Соответственно, в месяцы, когда кондиционирование не нужно, соцнорма скорректируется в сторону уменьшения. При расчетах учитываются все прописанные граждане.
№ п/п |
Месяц |
Величина коэффициента сезонности |
1 |
Январь |
1 |
2 |
Февраль |
0,9 |
3 |
Март |
0,9 |
4 |
Апрель |
0,9 |
5 |
Май |
1 |
6 |
Июнь |
1,1 |
7 |
Июль |
1,1 |
8 |
Август |
1,1 |
9 |
Сентябрь |
1 |
10 |
Октябрь |
1 |
11 |
Ноябрь |
1 |
12 |
Декабрь |
1 |
-
Социальная норма не ограничивает потребление электричества
-
Электроэнергия в пределах соцнормы оплачивается по сниженному тарифу
-
Величина социальной нормы устанавливается с учетом общедомовых нужд
-
При наличии дифференцированного по зонам суток прибора учета применяется пропорционально фактическому потреблению по зонам суток
-
Неиспользованный остаток на следующий период не переходит
-
Применяется при наличии приборов учета (кроме случаев, когда техническая возможность установки прибор учета отсутствует)
-
При выявлении безучетного потребления – не применяется
-
В случае выхода из строя прибора учета – применяется к объему, определенному в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг
Размер социальной нормы потребления электрической энергии, утвержденный постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.03.2014 № 10/1
Нормативы потребления электроэнергии
Нормативы потребления электроэнергии, кВт ч. в месяц на 1 человека
в жилых помещениях многоквартирных домов, оборудованных электроплитами
Количество комнат в жилом помещении | Норматив, кВт·ч в месяц на 1 человека | ||||
Количество человек, проживающих в жилом помещении | |||||
1 чел. | 2 чел. | 3 чел. | 4 чел. | 5 и более чел. | |
Без учета повышающего коэффициента | |||||
1 | 156 | 97 | 75 | 61 | 53 |
2 | 184 | 114 | 88 | 72 | 62 |
3 | 201 | 125 | 96 | 78 | 68 |
4 и более | 213 | 132 | 102 | 83 | 73 |
С учетом повышающего коэффициента (1,5) | |||||
1 | 234 | 146 | 113 | 92 | 80 |
2 | 276 | 171 | 132 | 108 | 93 |
3 | 302 | 188 | 144 | 117 | 102 |
4 и более | 320 | 198 | 153 | 125 | 110 |
1. Настоящее Положение регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
«потребитель» — лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабжению, а также приравненные к населению категории потребителей;
«домохозяйство» — группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;
«тип жилого помещения» — категория жилого помещения, определяемая в зависимости от места нахождения жилого помещения в городских или сельских населенных пунктах, его оснащения в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, и (или) электроотопительными установками, и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
«группа домохозяйства» — категория домохозяйства, определяемая количеством совместно проживающих в жилом помещении и в установленном порядке зарегистрированных по месту жительства лиц, относящихся к одному домохозяйству, или количеством лиц, проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;
«поставщик электрической энергии» — гарантирующий поставщик, энергосбытовая или энергоснабжающая организация, осуществляющие продажу (поставку) электрической энергии (мощности) населению и исполнителям коммунальных услуг по договорам энергоснабжения, а также приравненным к населению категориям потребителей;
«органы регистрационного учета» — территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере миграции. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.02.2014 N 136, от 07.08.2017 N 944)
Понятия «жилое помещение», «специализированный жилой фонд», «нормативы потребления коммунальной услуги» и «исполнитель коммунальных услуг» употребляются в настоящем Положении в значениях, определенных жилищным законодательством Российской Федерации.
3. Установление величины социальной нормы в соответствии с настоящим Положением осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), в количестве не менее 10000 человек, а также о количестве зарегистрированных в указанных помещениях лиц. В случае если в субъекте Российской Федерации отсутствует централизованное газоснабжение, выборочные данные предоставляются в отношении жилых помещений вне зависимости от их оборудования стационарными электроплитами.
4. Информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме согласно приложению N 1 гарантирующими поставщиками электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2, — не позднее 1 августа 2013 г.;
б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 4 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.
5. Выбор населенных пунктов и адресов жилых помещений, данные в отношении которых принимаются для установления социальной нормы в соответствии с настоящим Положением, осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании предложений гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствующих населенных пунктах. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
6. В случае если поставщик электрической энергии не является исполнителем коммунальных услуг в отобранных в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения жилых помещениях, информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Положению, исполнителем коммунальных услуг по запросу поставщика электрической энергии:
а) в отношении субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 25 июля 2013 г.;
б) в отношении субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 5 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.
7. Информацию, полученную от исполнителей коммунальных услуг, поставщик электрической энергии предоставляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно с информацией в отношении жилых помещений, в которых предоставление коммунальных услуг по электроснабжению осуществляется поставщиком электрической энергии. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для установления социальной нормы вправе запросить копии документов, подтверждающих данные о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях, в том числе непосредственно у исполнителей коммунальных услуг.
8. Информация о количестве зарегистрированных лиц, проживающих в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации, предоставляется органом (органами) местного самоуправления по форме согласно приложению N 3:
а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 1 августа 2013 г.;
б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 3 месяцев до даты перехода населения и приравненных к нему потребителей на расчеты за коммунальную услугу электроснабжения (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.
9. Предоставление информации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, осуществляется органами местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
22. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из полученной от органов местного самоуправления информации о численном составе домохозяйств в жилых помещениях, формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов не позднее 1 июня очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 10 августа 2013 г.
23. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют исполнителям коммунальных услуг и поставщикам электрической энергии в отношении обслуживаемых ими потребителей выписки из единой базы данных, указанной в пункте 22 настоящего Положения, не позднее 1 июля очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 15 августа 2013 г.
Органы социальной защиты населения и органы местного самоуправления в указанные в абзаце первом настоящего пункта сроки представляют сведения о потребителях, в отношении которых начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 14 — 142 настоящего Положения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
Предоставление указанной информации осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
24. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также исполнители коммунальных услуг не менее чем за 2 месяца до начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы в субъекте Российской Федерации информируют население о порядке реализации их прав на применение социальной нормы при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, о необходимости своевременного проведения гражданами сверки с исполнителями коммунальных услуг, касающейся соответствия имеющейся у исполнителей коммунальных услуг информации в отношении численного состава домохозяйств в целях отнесения домохозяйств к соответствующей группе, а также о наличии стационарных электроплит, газовых плит, электроотопительных и электронагревательных установок.
25. Исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее — объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):
а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
б) в отношении части объема сверх социальной нормы — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
26. Установленная для домохозяйства в целях применения в определенном месяце социальная норма не подлежит перерасчету в зависимости от количества дней в этом календарном месяце.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
1. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) рассчитывается в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение) в субъекте Российской Федерации с учетом групп домохозяйств и типов жилых помещений, указанных в Положении, в порядке, предусмотренном настоящей методикой.
Базовая величина социальной нормы в субъекте Российской Федерации определяется как среднемесячный объем потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее — электронагревательные установки), по формуле 1:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
1. Плата за коммунальную услугу по электроснабжению за расчетный период в жилом помещении определяется по формуле 1:
Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:
- Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
- ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
- ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.
Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.
Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:
- Площадь квартиры, количество комнат.
- Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
- Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
- Газификация населенного пункта.
- В многоквартирных домах наличие электроплит.
- Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
- Где расположен дом – в городе или сельской местности.
Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2021 год.
Нормативы утверждены Министерством ЖКХ Московской области распоряжением от 9 декабря 2014 года N 162-РВ, (с изменениями на 3 мая 2017 года). В 2021 году эти нормативы по-прежнему действуют.
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях (в кВтч на 1 чел) | количество комнат | количество проживающих | |
в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами | в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами | (чел.) | |
1 | 2 | 3 | 4 |
94 | 144 | 1 | 1 чел. |
58 | 89 | 1 | 2 чел. |
45 | 69 | 1 | 3 чел. |
37 | 56 | 1 | 4 чел. |
32 | 49 | 1 | 5 чел. |
143 | 190 | 2 | 1 чел. |
88 | 117 | 9 | 2 чел. |
68 | 91 | 2 | 3 чел. |
56 | 74 | 2 | 4 чел. |
49 | 64 | 2 | 5 чел. |
197 | 239 | 3 | 1 чел. |
122 | 148 | 3 | 2 чел. |
95 | 115 | 3 | 3 чел. |
77 | 93 | 3 | 4 чел. |
67 | 81 | 3 | 5 чел. |
252 | 287 | 4 | 1 чел. |
156 | 178 | 4 | 2 чел. |
121 | 138 | 4 | 3 чел. |
98 | 112 | 4 | 4 чел. |
86 | 98 | 4 | 5 чел. |
Приведем таблицу норм электропотребления на одного человека по регионам.
Город | Норма для одного проживающего в однокомнатной квартире при наличии газовой плиты |
Санкт-Петербург | 139 |
Волгоград | 123 |
Ростов-на Дону | 132 |
Вологда | 97 |
Тюмень | 135 |
Казань | 123 |
Ярославль | 81 |
Новосибирск | 108 |
Самара | 103 |
Более подробные нормативы ищите на сайтах поставщиков электроэнергии своего региона или муниципалитета.
По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.
- Электрический прибор учета неисправен.
- Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
- Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
- Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
- Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
- Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.
Нормативы потребления при отсутствии приборов учета
Для примера возьмем среднестатистическую двухкомнатную квартиру, в которой установлен типовой набор оборудования: холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина, телевизор, музыкальный центр, пылесос, утюг. В квартире проживают два человека.
В среднем такая семья в месяц потребляет 130 КВт/час. При норме, например, в Курске 110+62=172 Квт/час. То есть семья из двух человек не превышает утвержденный норматив.
Умножив среднемесячные показания на действующий тариф, который равен 4,03, получаем сумму оплаты за электроэнергии.
130*4,03=523,9 руб.
Расчеты показывают, что среднестатистическая семья не превышает соцнормы.
Но на средний расход влияет множество факторов.
- Если помещение оснащено электроплитой, расход энергопотребления резко увеличивается по сравнению с квартирами, где еду готовят на газовой плите.
- Наличие современного энергосберегающего оборудования способно экономить до 30% электричества.
- Летом расход будет значительно меньше, а зимой, когда свет горит почти постоянно, оплата увеличится на 10-15%.
Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.
Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.
Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.
О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.
Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.
Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.
В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.
Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.
Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.
Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:
Базовый тариф | от 300 кВт*ч |
Повышенный тариф | от 300 до 500 кВт*ч |
Высокий тариф | свыше 500 кВт*ч |
Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.
Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
Для расчета социальной нормы в городе базовая величина является средним уровнем потребления одного проживающего человека в жилом помещении, в котором отсутствуют электронагревательные, электроотопительные приборы и электроплиты. Дальнейший расчет ведется от этой величины. Нормативы берутся из статистических данных Минэнерго.
Например, возьмем расчет нормы для большой семьи, где соц. норма для одного проживающего составляет + 50 кВт*ч. На второго, третьего, четвертого и пятого члена семьи прибавляется по 20 кВт*ч на каждого, с учетом коэффициента типа жилья.
Для многодетных семей планируют применять пониженный тариф на весь объем энергопотребления.
При наличии установленных электронагревательных, электроотопительных приборов и электроплит, к расчетной норме прибавляется норма на потребления на электроплиту, но не более 90 кВт*ч на человека в месяц. Норма потребления на отопление при отсутствии централизованного горячего водоснабжения составляет не более 3000 кВт*ч в месяц на 1 квартиру или дом в отопительный сезон.
Соц. норма потребления энергоресурсов в сельской местности отличается от нормативов для города, так как здесь учитывается специфика потребления электроэнергии.
То есть, расчет идет как для города с учетом типа жилья, наличия или отсутствия электрооборудования и количества зарегистрированных лиц. Затем к полученному числу прибавляется поправочная величина, но не более 100 кВт*ч в месяц на 1 дом.
Итак, перспективы нововведения сводятся к тому, что норму потребления станут рассчитывать относительно квартиры или дома, а не в отношении одного жильца. По самой льготной цене население может потреблять объем электроэнергии до 300 кВт*ч.
Дополнительная группа людей, потребляющих в пределах 300-500 кВт*ч, будет оплачивать счета по более высокой цене, а лиц, потребляющих выше 500 кВт*ч, приблизят к коммерческим потребителям.
Механизм нормативной оплаты за использованную электроэнергию закреплён в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ[1].
Понятие «норматив» включает в себя количество энергии израсходованной одним человеком для обеспечения его жизненных необходимостей. Подсчёт этой цифры выполняется статистическим путём в каждом регионе отдельно и происходит следующим образом:
- Суммируется фактическое количество израсходованных киловатт 10000 человек за год.
- Полученная цифра делится на 12000 (10 тысяч граждан на 12 месяцев в году). В результате математических подсчётов выходит средний показатель потребления на 1 человека.
Из расчётной формулы понятно, почему цифра не одинакова для всех регионов. Ведь суточное расходование в различных местностях зависит от продолжительности светового дня и местных особенностей региона.
К расчёту по регламенту разработана и утверждена таблица подсчитанных издержек на обеспечение электричеством без учётного прибора. В ней сведена норма расхода электричества жителем в месяц, в зависимости от количества комнат в квартире и человек, зарегистрированных на обсчитываемой жилой площади. Не забудьте о том, что отдельный норматив на общедомовые нужды.
Количество электричества на человека без прибора учёта зависит от способа обогрева помещения и газификации помещения. Отсутствие газовой плиты и водонагревателя, и расходы, связанные с электрическим отоплением были просчитаны также статистическим путём в общем порядке.
Это регламентированное количество электроэнергии на одного человека в месяц. В реальности жилец может сжечь больше или меньше энергии, но платит все равно за норматив. Нормы введены для тех квартир, где нет счетчиков или они неисправны.
Правительство разработало законодательные акты, которые регламентируют расход электроэнергии в квартире в месяц. Установить единые для всех регионов нормы потребления электроэнергии невозможно. Поэтому такие нормативы устанавливают местные органы самоуправления.
Они учитывают регион и место проживания (город или село), техническую оснащенность домов (наличие бойлеров, электроплит, лифтов, газификацию многоквартирного дома).
Чтобы рассчитать плату за свет, норму электроэнергии на человека в месяц надо умножить на тариф и (в некоторых случаях) на повышающий коэффициент.
При расчете норматива должен соблюдаться федеральные законы:
- ФЗ №614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
- Федеральный закон №261 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:
- Площадь квартиры, количество комнат.
- Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
- Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
- Газификация населенного пункта.
- В многоквартирных домах наличие электроплит.
- Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
- Где расположен дом – в городе или сельской местности.
Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2021 год.
Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614
Нормативы утверждены Министерством ЖКХ Московской области распоряжением от 9 декабря 2014 года N 162-РВ, (с изменениями на 3 мая 2017 года). В 2021 году эти нормативы по-прежнему действуют.
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях (в кВтч на 1 чел) | количество комнат | количество проживающих | |
в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами | в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами | (чел.) | |
1 | 2 | 3 | 4 |
94 | 144 | 1 | 1 чел. |
58 | 89 | 1 | 2 чел. |
45 | 69 | 1 | 3 чел. |
37 | 56 | 1 | 4 чел. |
32 | 49 | 1 | 5 чел. |
143 | 190 | 2 | 1 чел. |
88 | 117 | 9 | 2 чел. |
68 | 91 | 2 | 3 чел. |
56 | 74 | 2 | 4 чел. |
49 | 64 | 2 | 5 чел. |
197 | 239 | 3 | 1 чел. |
122 | 148 | 3 | 2 чел. |
95 | 115 | 3 | 3 чел. |
77 | 93 | 3 | 4 чел. |
67 | 81 | 3 | 5 чел. |
252 | 287 | 4 | 1 чел. |
156 | 178 | 4 | 2 чел. |
121 | 138 | 4 | 3 чел. |
98 | 112 | 4 | 4 чел. |
86 | 98 | 4 | 5 чел. |
Приведем таблицу норм электропотребления на одного человека по регионам.
Город | Норма для одного проживающего в однокомнатной квартире при наличии газовой плиты |
Санкт-Петербург | 139 |
Волгоград | 123 |
Ростов-на Дону | 132 |
Вологда | 97 |
Тюмень | 135 |
Казань | 123 |
Ярославль | 81 |
Новосибирск | 108 |
Самара | 103 |
Более подробные нормативы ищите на сайтах поставщиков электроэнергии своего региона или муниципалитета.
Нормы потребления электроэнергии нужны, чтобы выполнить расчет оплаты за потребленную электроэнергию в месяц.
Если в квартире нет электросчетчика, платеж рассчитывается на основании постановления Правительства № 614 от 22 июля 2013 года пункт 33.
Расчет выполняется по формуле:
П = Л * Н * Т, где:
П – окончательная сумма оплаты;
Л – количество проживающих людей в квартире или доме;
Н – региональный норматив на одного человека;
Т – стоимость 1 КВт/часа электроэнергии, согласно тарифному плану.
К полученному результату применяется повышающий коэффициент. Его уточняют в энергосбыте или постановлении местной администрации. Как правило, он равен 1,5.
Скачать Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г N 614 можно здесь.
Если жилье аварийное, ветхое или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, повышающий коэффициент не применяется. Тогда жилец должен предъявить акт обследования, где указывается техническая невозможность установки счетчика в данном помещении или квартире.
Если прибор учета выходит из строя, первые три месяца электричество оплачивается по среднему. Для этого берут расход электричества за последние полгода и вычисляют средний расход за месяц. Если через три месяца собственник не заменил прибор, то начиная с четвертого месяца оплата взимается по нормативу.
При этом Энергосбыт три месяца выставляет счета без повышающего коэффициента. Начиная с четвертого месяца, применяется повышающий коэффициент.
Кроме того, собственники многоквартирных домов обязаны оплачивать расходы на общедомовые нужды. Для этого МКД должен быть оборудован общедомовым счетчиком электроэнергии. Расчет производится в зависимости от площади квартиры.
Для примера возьмем среднестатистическую двухкомнатную квартиру, в которой установлен типовой набор оборудования: холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина, телевизор, музыкальный центр, пылесос, утюг. В квартире проживают два человека.
В среднем такая семья в месяц потребляет 130 КВт/час. При норме, например, в Курске 110+62=172 Квт/час. То есть семья из двух человек не превышает утвержденный норматив.
Умножив среднемесячные показания на действующий тариф, который равен 4,03, получаем сумму оплаты за электроэнергии.
130*4,03=523,9 руб.
Расчеты показывают, что среднестатистическая семья не превышает соцнормы.
Но на средний расход влияет множество факторов.
- Если помещение оснащено электроплитой, расход энергопотребления резко увеличивается по сравнению с квартирами, где еду готовят на газовой плите.
- Наличие современного энергосберегающего оборудования способно экономить до 30% электричества.
- Летом расход будет значительно меньше, а зимой, когда свет горит почти постоянно, оплата увеличится на 10-15%.
Нормативы потребления электрической энергии 2021
Нормативы утверждены Министерством ЖКХ Московской области распоряжением от 9 декабря 2014 года N 162-РВ, (с изменениями на 3 мая 2017 года). В 2021 году эти нормативы по-прежнему действуют.
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях (в кВтч на 1 чел) | количество комнат | количество проживающих | |
в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами | в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами | (чел.) | |
1 | 2 | 3 | 4 |
94 | 144 | 1 | 1 чел. |
58 | 89 | 1 | 2 чел. |
45 | 69 | 1 | 3 чел. |
37 | 56 | 1 | 4 чел. |
32 | 49 | 1 | 5 чел. |
143 | 190 | 2 | 1 чел. |
88 | 117 | 9 | 2 чел. |
68 | 91 | 2 | 3 чел. |
56 | 74 | 2 | 4 чел. |
49 | 64 | 2 | 5 чел. |
197 | 239 | 3 | 1 чел. |
122 | 148 | 3 | 2 чел. |
95 | 115 | 3 | 3 чел. |
77 | 93 | 3 | 4 чел. |
67 | 81 | 3 | 5 чел. |
252 | 287 | 4 | 1 чел. |
156 | 178 | 4 | 2 чел. |
121 | 138 | 4 | 3 чел. |
98 | 112 | 4 | 4 чел. |
86 | 98 | 4 | 5 чел. |
Приведем таблицу норм электропотребления на одного человека по регионам.
Город | Норма для одного проживающего в однокомнатной квартире при наличии газовой плиты |
Санкт-Петербург | 139 |
Волгоград | 123 |
Ростов-на Дону | 132 |
Вологда | 97 |
Тюмень | 135 |
Казань | 123 |
Ярославль | 81 |
Новосибирск | 108 |
Самара | 103 |
Более подробные нормативы ищите на сайтах поставщиков электроэнергии своего региона или муниципалитета.
Нормы потребления электроэнергии нужны, чтобы выполнить расчет оплаты за потребленную электроэнергию в месяц.
Если в квартире нет электросчетчика, платеж рассчитывается на основании постановления Правительства № 614 от 22 июля 2013 года пункт 33.
- Расчет выполняется по формуле:
- П = Л * Н * Т, где:
- П – окончательная сумма оплаты;
- Л – количество проживающих людей в квартире или доме;
- Н – региональный норматив на одного человека;
- Т – стоимость 1 КВт/часа электроэнергии, согласно тарифному плану.
К полученному результату применяется повышающий коэффициент. Его уточняют в энергосбыте или постановлении местной администрации. Как правило, он равен 1,5.
Скачать Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г N 614 можно здесь.
По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.
- Электрический прибор учета неисправен.
- Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
- Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
- Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
- Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
- Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.
Для примера возьмем среднестатистическую двухкомнатную квартиру, в которой установлен типовой набор оборудования: холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина, телевизор, музыкальный центр, пылесос, утюг. В квартире проживают два человека.
В среднем такая семья в месяц потребляет 130 КВт/час. При норме, например, в Курске 110+62=172 Квт/час. То есть семья из двух человек не превышает утвержденный норматив.
Умножив среднемесячные показания на действующий тариф, который равен 4,03, получаем сумму оплаты за электроэнергии.
130*4,03=523,9 руб.
Расчеты показывают, что среднестатистическая семья не превышает соцнормы.
Но на средний расход влияет множество факторов.
- Если помещение оснащено электроплитой, расход энергопотребления резко увеличивается по сравнению с квартирами, где еду готовят на газовой плите.
- Наличие современного энергосберегающего оборудования способно экономить до 30% электричества.
- Летом расход будет значительно меньше, а зимой, когда свет горит почти постоянно, оплата увеличится на 10-15%.
Повсеместно мы пользуемся светом, бытовыми приборами и не представляем жизнь без электричества. В современном мире эта жилищно-коммунальная услуга, пожалуй, одна из востребованных.
Правительством установлены нормативы потребления электроэнергии на одного человека, и они постоянно увеличиваются.
Тем самым государство стимулирует граждан устанавливать приборы учета, которые в итоге позволяют экономить расход ресурса.
Но еще достаточно большой процент квартир не оборудованы индивидуальными счетчиками на электричество. Таким собственникам расчет потребления производится из норматива на одного проживающего и стоимости тарифа на 1 киловаттчас.
Норма потребления электрической энергии устанавливается региональными властями.
Дело в том, что в столице не утверждены нормативы, по которым могут рассчитываться жители квартир без счетчиков. Действующее до сих пор постановление Правительства Москвы от 20.12.1994 № 1161 «О переходе ко второму этапу реформы системы оплаты жилищно-коммунальных услуг» устанавливает норматив потребления электроэнергии, но он может использоваться лишь «при расчете субсидий».
До некоторого времени (насколько можно судить, до 2012 года) эти нормы применяли и для расчета потребления электроэнергии в квартирах без счетчиков. Однако затем «Мосэнергосбыт » стал отказываться это делать. Несогласные жильцы обращались в суды, однако те становились на сторону энергетиков.
Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.
Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.
Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.
Безусловно, учет прибора касаемо электроэнергии помогает уменьшить затраты на свет. Минимальные граничные нормы потребления электричества устанавливаются в зависимости от климатических особенностей конкретного региона, физических характеристик жилой территории и собственно состояния жилья.
Что имеют в виду под климатическими особенностями? Это усредненные показатели температурного режима воздуха за холодный сезон года, когда включено центральное отопление, длительность этого периода, продолжительность световых суток. Не последнюю роль в определении количества потребляемых ЖКУ играют этажность дома, величина жилого помещения, материал, из которого изготовлены кровля и стены.
Вот, например, каким образом было мотивировано решение судьи судебного участка № 107 района Зябликово города Москвы (июнь 2015 года), поддержавшего «Мосэнергсобыт », который отказался начислять в квартире без счетчика плату за электроэнергию по нормативу:
… Суд исходит из того, что … законом установлено три способа начисления платы за потребленную электроэнергию: во-первых, в соответствии с показаниями прибора учета, во-вторых, на основании расчета по среднемесячному объему потребления и, в третьих – по нормативу потребления. Следовательно, в случае неисправности прибора учета и отсутствия установленного в субъекте Российской Федерации норматива потребления основой начисления платы за потребленную электроэнергию является расчет по среднемесячному объему потребления…
В целях поддержки социально не защищённых слоёв населения, государством приняты ограничения, устанавливающие разрешённый лимит, в пределах которого энергия оплачивается по льготной цене.
Предельный порог установлен на отметке в 300 кВт-ч. До указанного значения цена на электроэнергию значительно ниже, чем в случае превышения. Кроме льгот на оплату, указанная мера направлена на экономию ресурсов, поскольку потребитель заинтересован в снижении расхода, чтобы уменьшить сумму оплаты.
Дополнительные 40 кВт.ч начисляются на каждого прописанного — и на шестого, и на седьмого, и так далее, без ограничения.
Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.
Наименование населенного пункта | Норма расхода, кВт | |
газовая плита | электроплита | |
Санкт-Петербург | 78 | 111 |
Забайкалье | 65 | 96 |
Новосибирск | 156 | 213 |
Владимирская область | 50 | 90 |
Пермь | 185 | 263 |
Ростовская область | 96 | 156 |
Стоит обратить внимание: установленные параметры меньше социальной нормы. Это делается для того, чтобы россияне имели мотивацию экономить свет.
В Москве закреплены особые нормативы энергопотребления: 50 кВт/час на человека в домовладениях, где имеются газовые печки, и 80 кВт для жилья с электроплитами.
Для Московской области эти значения будут 94 и 144 кВт/час, соответственно.
Важно: жители многоквартирных домов оплачивают не только личное пользование электричеством, но и общедомовые нужды. Эта плата обязательна для всех абонентов и не зависит от того, есть в квартире счетчик или нет. Размер оплаты будет зависеть от занимаемой площади.
Расчет суммы оплаты за энергопотребление выполняется по формуле:
V = Vг/12*Р, где
- Vг — объем фактического годового потребления электрической энергии;
- Р — численность граждан, зарегистрированных в домохозяйствах.
Люди, проживающие в частных домовладениях, оплачивают свет по другому тарифу. Это касается тех строений, где нет приборов учета. Размер оплаты для них будет зависеть от того, сколько человек зарегистрировано в этом помещении. Норма потребления для таких домохозяйств регионами принимается отдельно, она несколько выше.
Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.
Наименование бытового электроприбора | Расход электричества, кВт/час |
Холодильник | 30-40 |
Компьютер | 30 и выше |
Телевизор | от 7,5 |
Стиральная машина | 25 и выше |
Пылесос | 4 |
Утюг | 15 |
Фен | 12,5 |
Электрочайник | 10 |
Освещение комнат | 90 |
Посудомоечная машина | 24 |
Микроволновая печь | 5 |
Для решения проблемы используют формулу:
S = K x N x T
- T – стандартный тариф за 1 кВт/час.
- N – норма потребления для конкретного региона.
- K – количество жильцов, прописанных по данному адресу.
- S – общий размер оплаты.
Другой тариф действует для граждан, проживающих на территории частных домов. Особенно стоит выделить постройки, где не установлены учётные приборы. В этом случае основной фактор – количество человек, оформивших регистрацию.
С соблюдением нормативов не должно возникнуть проблем. Но нужно ограничить использование оборудования с высокими показателями по потреблению.
Норматив потребления электроэнергии и порядок регулирования связанных с оплатой этого ресурса вопросов устанавливается 3 федеральными законами:
- № 614-ФЗ регламентирует социальную норму;
- № 35-ФЗ освещает общие правила, применяемые в сфере электроэнергетики в России;
- № 261-ФЗ устанавливает основы энергосбережения и повышения эффективности использования электричества .
Согласно этим документам оплата электроэнергии по нормативу начисляется в случаях, если:
- домохозяйство не оборудовано прибором индивидуального учета потребления ресурса;
- установленный счетчик неисправен более 3 месяцев;
- жильцы не передают показания более 3 месяцев.
На нормативное значение, которое необходимо использовать для расчета стоимости электроэнергии без учета показаний счетчика, влияют такие факторы, как:
- число комнат помещения, для которого проводится расчет;
- количество прописанных людей;
- частный дом или многоквартирный;
- наличие/отсутствие газификации;
- местоположение.
Начало 2021 года обусловило новые порядки расчета энергопотребления, которые устанавливаются для лиц, проживающих на собственной жилплощади. Среднемесячный объем выплат по социальному тарифу вырос на 10%, сравнительно с 2021 годом.
Повышение фиксированного тарифа электроэнергии для населения производится для того, чтобы граждане чаще устанавливали индивидуальное учетное оборудование на своей жилплощади, что поможет значительно сэкономить средства.
Средняя плата за электроэнергию устанавливается на уровне отдельных регионов и регламентируется муниципальными нормативно-правовыми документами.
Размер социального тарифа на электричество зависит от количества квадратных метров, степени нагрузки электроприборов, а также от количества комнат и проживающих в них жильцов.
Прежде чем изучать законодательные документы, регламентирующие вопрос социальной нормы потребления электроэнергии, рекомендуется ознакомиться с основными терминами, которые приведены в таблице ниже.
Понятие | Характеристика |
Электроэнергия | Показатель электричества, выдаваемого электрогенератором в сеть, которое доступно к использованию конечному потребителю. |
Стандартный тариф | Нормативный показатель оплаты услуг, который устанавливается муниципальными властями за пользование определёнными жилищно-коммунальными услугами. |
Киловатт/час | Норма для расчета использованной электроэнергии, используемая в бытовых условиях. |
Социальный норматив потребления | Определённый законодательством показатель нормы потребления электричества на одного жильца. |