Срок исковой давности по налоговым преступлениям увеличился до 10

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок исковой давности по налоговым преступлениям увеличился до 10». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

  1. Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

  2. Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

Совсем недавно, а именно 6 июня текущего года Верховный суд рассмотрел проект постановления «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», который по сути заменит пока действующее Постановление Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64.

В данном документе Пленум ВС РФ дает долгожданные разъяснения по применению самых популярных на практике статей по налоговым преступлениям, посвященных неуплате налогов физическими лицами, организациями, налоговыми агентами, сокрытие имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов (ст. 198,199, 199.1,199.2 УК РФ). Но особое внимание следует уделить предложению ВС РФ считать неуплату налогов длящимся преступлением, именно оно вызвало бурю эмоций в бизнес-сообществе! И на то есть серьезные основания. В проекте указано, что преступления по статьям 198, 199, 199.1 УК РФ являются длящимися, т.е. сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки. Следовательно, если компания недоплатила налоги в бюджет лет эдак 15 назад, руководитель/собственник компании будет жить, как на «пороховой бочке», т.к. его могут осудить за неуплату этих «древних» налогов в любой момент. Можно сказать, что Верховный суд предложил отменить срок давности по налоговым преступлениям.

Сроки давности по налоговым преступлениям пока по общим правилам исчисляются с момента неуплаты налога. Верховный суд РФ пытается изменить эти правила-предлагает считать налоговые преступления длящимися и сроки давности исчислять с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности (например, добровольной уплаты задолженности или взыскания недоимки по налогам).Таким образом, многие налоговые преступления могут стать длящимися до момента погашения задолженности.

Получается, что уголовное дело по налоговому составу можно будет возбуждать по прошествии любого срока в случае наличия недоимки! Вот такой неожиданный «сюрприз» для бизнеса и огромное «непаханое поле» работы для правоохранительных органов может подготовить в самое ближайшее время ВС РФ.

Итоговый вариант документа ожидаем осенью, экспертное сообщество юристов надеется, что положения о сроках давности не будут затронуты судом, поскольку это может повлечь правовые коллизии.

Как показывает практика, налоговики нередко вспоминают про старые долги граждан по сборам и требуют уплаты долга за прошлые года. Насколько правомерны подобные действия, и в течение какого времени инспекция может выдвинуть требование об уплате налога?

Срок исковой давности по налогам – допустимый период, в рамках которого возможно принудительное взимание задолженности. Процедура удержания с нарушителя денежных средств возможна на основании судебного документа и в том случае, если ФНС успела обратиться в суд до истечения срока давности.

Понятие давности срока взыскания налогов с физлиц в российском законодательстве весьма размыто. Порядок разбирательства с должником и сроки предъявления претензий зависят от ряда факторов:

Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.

Временные рамки выдвижения претензий определяются размером долга:

Размер недоплаты

Срок предъявления претензий

От 500 руб.

90 дней.

До 500 руб.

12 месяцев со дня просрочки.

Правом на принудительное взыскание через суд ФНС может воспользоваться в следующие сроки:

Размер недоплаты

Срок предъявления претензий

От 3 тыс.

6 месяцев.

Если за 3 года величина недоплаты достигла суммы более 3 тыс.

6 месяцев с момента истечения 3 лет.

С другой стороны, ВС РФ в проекте постановления пленума напоминает, что уклонение от налогов можно вменять в вину только в случае существования прямого умысла с целью полной или частичной их неуплаты. И дополнительно собирается разъяснить, что признаком налогового преступления является не только осознание преступником того, что он своими действиями нарушает законодательство о налогах и сборах, но и желание тем самым уклониться от их уплаты.

Это подход партнер адвокатского бюро «КИАП» Андрей Зуйков называет «интересным», но считает, что необходимо более детальное толкование, которое более четко разграничило бы правовую ошибку и преступление.

«Большинство налоговых споров сегодня построено на так называемой «налоговой переквалификации», когда налоговый орган вменяет налогоплательщикам вместо заявленных иные хозяйственные операции или их гражданско-правовую оценку для налоговых целей», — отмечает Зуйков. То есть компания или гражданин относили свои сделки под один налоговый режим, а проверяющие посчитали, что на самом деле он другой.

Подобные ситуации нельзя считать преступлением, и это стоило бы истолковать на уровне ВС РФ. «Если в результате такой переквалификации возникает недоимка, то ее, на мой взгляд, нельзя считать умышленным деянием по включению в декларацию заведомо ложных сведений, так как нет элемента заведомости», — говорит Зуйков.

Налоги — это обязательные, так называемые индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые взимают с организаций, физических лиц, а также ИП, чтобы обеспечить деятельность государства и(или) муниципальных образований. Задолженность образуется при несоблюдении сроков их уплаты, которые устанавливаются по каждому платежу в соответствующих главах части 2 НК. Их изменение происходит в порядке, описанном в гл. 9 НК. При нарушении установленных периодов уплачивается пеня (ст. 75 НК).

Когда сумму платежа рассчитывает ИФНС (например, это земельный или транспортный платежи), его оплата обязательна после получения соответствующего уведомления (в течение месяца со дня его получения). Большая длительность предусматривается в самом уведомлении.

Исковая давность, предусмотренная гл. 12 ГК, в налоговой сфере не применяется.

При задолженности физического лица ему (независимо от факта привлечения к ответственности за налоговые нарушения) направляют требование об уплате налога. Оно содержит информацию:

  • о сумме долга;
  • размере пеней (на момент его направления);
  • периоде его исполнения (восемь рабочих дней с даты получения, если не указано иное);
  • взыскательных и обеспечительных мерах, которые будут использованы при игнорировании требования;
  • основаниях взимания платежа и законодательных периодах его уплаты.

Его направляют либо не позже трех месяцев со дня выявления недоимки (это следующий день после наступления даты внесения платежа), либо в пределах года от этого дня (когда сумма неуплаты меньше 500 руб.). Соответствующее требование налогоплательщику по результатам налоговой проверки направляют в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения.

Налоговая проверка бывает:

  • камеральной — сотрудники ИФНС проверяют предоставленные налогоплательщиком декларации, расчеты и др. документы в своих служебных кабинетах;
  • выездной — проверка проходит по адресу проживания налогоплательщика.

Налоги за недвижимость или транспорт, которые платят физлица, исчисляются ИФНС не более чем за три налоговых периода перед календарным годом, когда направлено уведомление об их оплате. Таким образом максимальная сумма долга, которая может прийти по названным платежам в 2020 году, будет состоять из слагаемых за 2016, 2017 и 2018 года.

Срок давности по уплате налогов физическим лицом зависит от суммы долга:

  • если задолженность больше 3000 руб. — шесть месяцев со дня истечения времени удовлетворения налогового требования;
  • когда долг равен 3000 руб., срок давности по неуплате налогов составляет полгода с момента превышения указанной суммы;
  • если сумма не превысит 3000 руб. и прошло три года с момента, когда следовало исполнить налоговое требование, срок взыскания налогов с физических лиц равняется полугоду после указанных трех лет.

В пределах указанных периодов налоговики подают иск о взыскании налоговой задолженности в суд общей юрисдикции (ст. 1 ФЗ от 07.02.2011 № 1).

Пропуск сроков означает, что задолженность признается безнадежной и на этом основании списывается по надлежащему заявлению в ИФНС или суд. Когда ИФНС уже подала в суд, там также нужно заявить о пропуске, подав ходатайство. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен.

Юридическим лицам при недоимке поступает требование об уплате налога (в аналогичном с физлицами порядке и в периоды, которые указаны выше). Его игнорирование чаще всего означает взыскание долга без суда (в бесспорном порядке). Есть случаи, когда возможно только судебное взыскание, они указаны в п. 2 ст. 45 НК. Например, когда с лицевых счетов компаний взыскивают сумму более 5 000 000 руб.

С юрлица недоимка взимается в режиме ст. 46 — 47 НК. Первоначально налоговики посылают в банки, где находятся счета должника, инкассовые поручения о списании с них средств. Это происходит на протяжении двух месяцев после истечения времени исполнения требования. При пропуске указанного времени налоговики уже не смогут бесспорно взыскать деньги со счетов. При этом срок исковой давности по уплате налогов составляет полгода. Причем суд оценит как правомерность начисления, так и правильность расчета платежа.

Нехватка средств на счетах в течение года по прошествии периода требования порождает постановление ИФНС о взыскании долга за счет имущества, которое направляется в подразделение судебных приставов. Если этот период пропущен, налоговики могут получить задолженность через суд (в пределах двух лет).

Указанные правила распространяются и на ИП.

То есть, больше половины материалов, поступающих в СК от налоговиков, составляют основу для возбуждения уголовных дел.

За девять месяцев 2020 года по таким делам был вынесен лишь один оправдательный приговор, уточнила зампредседателя Следственного комитета.

Обратите внимание

Классические схемы ухода от налогообложения — искажение размера налоговой базы, сокрытие объектов налогообложения или создании искусственных условий для использования налоговой льготы. На практике это выражается в имитации совершения тех или иных хозяйственных операций, завышающих расходы или уменьшающих доходы, искусственной реструктуризации бизнеса, отмечает Леоненко.

Пример такого рода — уголовное дело в отношении гендиректора Моршанской табачной фабрики в Тамбовской области. СК удалось вскрыть факты ухода от налогообложения. Были возбуждены уголовные дела на сумму 193 млн рублей. При этом следователями была дополнительно выявлена схема ухода от налогов на 1,3 млрд рублей, заключающаяся в сокрытии табачной продукции. Директор фабрики был приговорен к лишению свободы на семь лет.

Ранее в октябре 2020 года СК возбудил уголовное дело в отношении бизнесмена Анатолия Быкова, находящегося под арестом по подозрению в организации заказного убийства. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере путем непредставления налоговой декларации.

По данным СК, в 2017-2019 годах Быков уклонился от уплаты налогов на сумму более 65 млн рублей и, как индивидуальный предприниматель, не заплатил налогов на сумму более 12 млн рублей.

Раньше единственным инициатором уголовного дела выступала налоговая инспекция, которая по результатам проверки направляла материалы в следственные органы. К моменту их поступления срок давности по преступлениям небольшой тяжести, как правило, уже истекал.

Теперь поводом для уголовного преследования могут служить заявления, сообщения из любых источников, включая СМИ; постановление прокурора, явка с повинной. Вследствие нововведений для налоговых преступлений применяются общие сроки исковой давности, установленные ст. 78 УК. Не ограниченный материалами ФНС следователь может «копать» до 10-летнего периода.

Такое положение дел беспокоит предпринимательское сообщество, поскольку фактически решение о возбуждении дела может быть принято даже на основании данных оперативно-розыскных мероприятий.

При сложившейся ситуации профессиональный бизнес адвокат по экономическим и налоговым преступлениям

— единственное независимое лицо, которое может оказать помощь при возникновении угрозы уголовного преследования.

Предположим, некто Иванов организовал в своем офисе небольшое казино. Без лицензии, не получив разрешения соответствующих государственных органов. В один прекрасный день это заведение прикрыли, организатора арестовали.

Согласно ст.171.2 УК РФ, подобное деяние может наказываться лишением свободы до 2 лет. А значит, относится к преступлениям небольшой тяжести.

Если посмотреть ч.1 ст.78 УК РФ, то срок давности по преступлениям небольшой тяжести составляет 2 года с момента совершения. То есть, если Иванов сумеет растянуть срок следствия свыше 2 лет, то будет впоследствии освобожден от ответственности.

Рассмотрим сроки давности более подробно. Исходя из тяжести нанесенного ущерба, бдительный законодатель в статье 78 Уголовного кодекса РФ разграничил возможности освобождения от уголовного преследования. Получилось 4 разновидности (ч.1 ст. 78 УК РФ):

  1. освобождение от ответственности при небольшой тяжести преступления, если с даты совершения прошло свыше 2 лет;
  2. при совершении преступления средней тяжести — 6 лет;
  3. тяжкие преступления — были совершены более 10 лет назад;
  4. особо тяжкие преступления, произошедшие 15 лет назад.

Преступлениям в области экономики посвящена глава 22 УК РФ. А именно, статьи 169-200.5.

Большинство из них относятся к преступлениям небольшой или средней тяжести. А значит, в большинстве случаев с помощью опытного адвоката существуют возможности избежать уголовной ответственности, применив срок давности, затянув расследование дела.

Какова суть экономических и налоговых преступлений?

Экономические и налоговые преступления наносят ущерб финансам и бюджету страны. Наносимый при этом урон может быть колоссальным, достаточно вспомнить печально известную финансовую пирамиду МММ, вкладчиками которой являлись миллионы людей.

А может быть и совсем маленьким, например, индивидуальный предприниматель недоплатил в бюджет 900 000 рублей.
Соответственно, исходя из суммы понесенного ущерба, рассчитывается и срок давности по экономическим преступлениям.

Значение сроков давности

Смысл существования института срока давности подразумевает:

  1. возможность быть освобожденным от наказания в результате истечения определенного срока, установленного законом;
  2. отсутствие применения такой возможности в случае совершения преступления, наказанием за которое предусмотрены смертная казнь либо пожизненное заключение.
  3. наличие определенных в законе рамок, пересечение которых правонарушителю законное основание требовать освобождения.

Пленум ВС: налоговые преступления по-новому, но со сроком давности

По сути, срок давности — это узаконенная возможность избежать ответственности за совершенные правонарушения. Прообраз этого института современного права был введен еще древними римлянами. Мудрые латиняне справедливо отметили, что если проступок был совершен давно, а плачевные последствия для общества незначительны, то можно простить виновника.

Сегодня законодатель, применяя срок давности по преступлениям, руководствуется теми же принципами. В том числе, налагая кару при совершении экономических, налоговых и финансовых противоправных деяний.

Индивидуальный предприниматель действует в пределах небольшого сегмента рынка. По этой причине наносимый им ущерб обычно незначительный. Меры ответственности к ИП, соответственно, применяются упрощенные.
К примеру, за налоговые упущения ИП могут освободить от ответственности в следующих ситуациях (ст. 59 Налогового кодекса РФ):

  1. объявление банкротом;
  2. смерть должника.

Главным и основным документом, регулирующим порядок освобождения от ответственности по экономическим преступлениям, является Уголовный кодекс Российской Федерации. В ст.78 закона перечислены сроки, истечение которых позволяет виновному лицу заявить об освобождении от ответственности.

О сроках давности привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления

В УК РФ перечислены несколько статей, позволяющие привлечь лицо к уголовной ответственности за налоговые преступления. К ним относятся, в частности:

  1. ст.198 — уклонение от уплаты налогов физическим лицом (преступление небольшой тяжести);
  2. ст.199 — уклонение от уплаты налогов компанией (преступление небольшой тяжести);
  3. ст.199.1 — неисполнение обязанностей налогового агента — субъектом этой статьи являются должностные лица налоговых органов (преступление средней тяжести);
  4. ст.199.2 — сокрытие денег или другой собственности в целях избежания налогообложения (ч.1 — небольшая тяжесть, ч.2 — средняя тяжесть).

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что сроки давности по данным статьям будут следующими:

  1. ст.198 — 2 года;
  2. ст.199 — 2 года и 10 лет.
  3. ст.199.1 — 6 лет;
  4. ст.199.2 — ч.1 — 2 года, ч.2 — 6 лет.

Раньше, до исторических нововведений в законодательство в 2014 году, налоговики могли инициировать уголовное дело по налоговым преступлениям лишь по материалам проверки. Поскольку большинство преступлений относились к деяниям небольшой тяжести, обычно к началу их рассмотрения срок давности уже проходил.

Поэтому сейчас уголовное дело могут возбудить по всякому поводу, включая сообщения в СМИ. Основываясь на ст.78 УК РФ, следствие может ориентироваться и на срок до 10 лет, если имеются признаки тяжкого преступления.

Подобная ситуация, конечно же, увеличивает риск привлечения к уголовной ответственности, даже просто на основании любых источников.

ВС разъяснил составы налоговых преступлений и сроки давности по ним

Какие налоги относятся к местным

Как проверить блокировку счета на сайте ИФНС

Коды в расчете по страховым взносам

Правовой статус налогоплательщиков

Снижение налогов для ИТ-компаний

Летом 2019-го года появилась информация, что срок давности по налоговым преступлениям Верховный Суд России отменил. Эта тема стала активно обсуждаться после того, как высший судебный орган опубликовал проект Постановления Пленума ВС РФ от 13.06.2019. Верховный Суд собирался квалифицировать преступления, связанные с намеренной неуплатой налогов, как длящиеся – до момента, когда недоимка будет полностью погашена. Не имело значения, будет ли ликвидирован долг принудительно, или виновное лицо перечислит недостающую сумму в добровольном порядке. Бизнес и общественность подобную инициативу не поддержали.

Итогом общественной дискуссии стала новая редакция нашумевшего Постановления Пленума ВС РФ. Верховный Суд решил не менять правила отсчета срока давности по налоговым преступлениям. Спорный абзац убрали из текста документа. Об этом в начале ноября 2019 года сообщил Борис Титов – Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте России. Такое решение было принято на научно-консультативном совете при ВС РФ.

ФНС рассказала о применении новых норм о запрете налоговых злоупотреблений
Налоги и взносы / 15:22 29 августа 2017

Невозвращаемая переплата по налогу не списывается в пользу бюджета
Налоги и взносы / 14:00 13 мая 2020

При наличии проступков руководства фирме не дадут отсрочку по налогам
Налоги и взносы / 12:50 19 мая 2021

Верховный суд перенес Пленум об отмене сроков давности по налоговым преступлениям
Арбитраж / 10:20 25 июня 2019

При присоединении организации база для начисления взносов не передается в порядке правопреемства
Налоги и взносы / 14:12 14 июня 2017

В РФ днем уплаты подоходного налога физлиц за предыдущий финансовый год является 15 июля. В случае обнаружение налоговой службой неуплаты вами налога в срок, вы будете считаться совершившим налоговое правонарушение.

При этом вас не смогут наказать, если срок давности правонарушения истек. Исчисление же производится со следующего дня после окончания налогового периода — то есть с 16 июля.

ВС объяснил, когда наступают сроки давности по налоговым преступлениям

  • Уменьшить налоговую нагрузку можно, получив налоговый вычет, например, за лечение.
  • Впервые пойманные за неуплату освобождаются от уголовной ответственности, если они полностью уплатили налог и штрафы.
  • Уголовное преследование прекращается, если до назначения судебного заседания причиненный ущерб будет полностью возмещен (ст. 28.1 УПК РФ)
  • Порядок определения крупного и особо крупного размера определен в примечании 1 к ст. 198 УК РФ.
  • Штрафы за неуплату налогов составляют от 20% до 40% от неуплаченной суммы налога.
  • Наличие умысла влияет на размер штрафа за правонарушение, однако по решению Верховного суда РФ все сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

До 2014 года следственные органы могли возбудить уголовное дело за налоговое преступление только по материалам проверки ФНС. Поскольку документы проверялись за последние 3 года, это фактически определяло срок исковой давности по таким делам. Изменения, внесенные в УПК РФ, увеличили его до 10 лет.

Тяжесть наказания за налоговое преступление закон прямо связывает с размером ущерба, нанесенного бюджету Российской Федерации — то есть с размером недоимки по налоговым платежам. Перечень налоговых преступлений определен в статьях 198 — 199.2 Уголовного кодекса.

Раньше единственным инициатором уголовного дела выступала налоговая инспекция, которая по результатам проверки направляла материалы в следственные органы. К моменту их поступления срок давности по преступлениям небольшой тяжести, как правило, уже истекал.

Теперь поводом для уголовного преследования могут служить заявления, сообщения из любых источников, включая СМИ; постановление прокурора, явка с повинной. Вследствие нововведений для налоговых преступлений применяются общие сроки исковой давности, установленные ст. 78 УК. Не ограниченный материалами ФНС следователь может «копать» до 10-летнего периода.

Пленум ВС выделяет несколько способов уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов:

  • включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений;
  • непредоставление декларации или иных необходимых документов.

По ст. 198 УК («Уклонение физического лица от уплаты налогов. ») может быть привлечён не только обычный гражданин, но и индивидуальный предприниматель, а также адвокат, учредивший адвокатский кабинет, нотариус или другие частнопрактикующие лица.

По ст. 199 УК о неуплате налогов с юридического лица можно привлечь руководителя организации либо её уполномоченного представителя. Субъектом этого преступления могут признать «лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя».

Моментом окончания преступления по ст. 198 и 199 УК будет считаться момент «фактической неуплаты налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах». Таким образом, Верховный суд не стал менять практику по этому вопросу и убрал из финальной редакции постановления разъяснение о «бесконечном» сроке давности по налоговым преступлениям.

Владимир Давыдов, глава коллегии ВС по уголовным делам, подчеркнул: суды будут рассматривать этот вопрос по уже сложившейся практике, изменений не произойдёт.

Пленум ВС обратил внимание судов на тот факт, что уклонение от уплаты налогов возможно только с прямым умыслом. «В частности, при решении вопроса о наличии такого умысла суду необходимо учитывать обстоятельства, исключающие вину в налоговом правонарушении, а также исходить из принципа, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика», – подчеркнул ВС.

В проекте разъясняется, как определить крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов, который является необходимым признаком преступления. Он определяется за период в пределах трёх финансовых лет. Сумму налогов (в том числе по каждому виду) и сумму сборов, страховых взносов надо складывать, говорится в документе.

Кроме того, в случае возникновения «неустранимых сомнений» в определении периода для исчисления крупного или особо крупного размера задолженности суду необходимо толковать такие сомнения в пользу обвиняемого.

В тех случаях, когда один человек юридически или фактически руководит сразу несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, его действия «при наличии к тому оснований» нужно квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 УК.

Суды, согласно разъяснениям Пленума ВС, должны учитывать вступившие в силу решения арбитражных судов или судов общей юрисдикции, имеющие отношение к делу. Но «фактические обстоятельства, которые там установлены, сами по себе не предопределяют выводы суда о виновности или невиновности в совершении преступления», подчёркивается в постановлении.

Доказательствами в уголовном деле могут быть налоговые декларации, другие документы, необходимые для расчёта налога или взноса, акты налоговых проверок, заключения экспертов и так далее. Для привлечения к ответственности нужно установить не только наличие денежных средств и имущества, но и обстоятельства, которые показывают, что эти средства были намеренно скрыты.

Возместить ущерб от налоговых преступлений может не только сам преступник, но и (по его просьбе или с его согласия) другие лица. Возместить ущерб может и организация, неуплата налогов за которую привела к уголовному делу по ст. 199 УК.

Пленум ВС подчёркивает: обещания, а также различного рода обязательства преступника возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в бюджет в будущем не могут стать основанием для освобождения его от уголовной ответственности.

Поскольку подобные преступления наносят вред государству, они считаются одними из самых опасных. Фактически виновное лицо посягает на финансовую неприкосновенность страны для последующего удовлетворения своих корыстных побуждений.

Усугубляет ситуацию то, что для достижения цели гражданин использует различные финансовые инструменты, собственные полномочия по должности.

Отличительными чертами таких преступлений являются:

  • наличие корыстного умысла у виновного лица;
  • большой размер причиненного ущерба.

Наказание за такие действия тоже очень строгое, но мера зависит от степени тяжести совершенного деяния. Обязательно учитывается род деятельности лица, совершившего преступление.

К злостным правонарушениям относятся и действия, связанные с уклонением от финансовых обязательства, например, от уплаты налогов. Усугубляет ситуацию умысел, который имелся у нарушителя. Фигурантами подобных дел нередко становятся чиновники, должностные лица.

Момент окончания налогового преступления проект постановления Пленума ВС РФ определяет, как и раньше. Так, преступление считается оконченным с момента неуплаты налога в установленный законом срок.

Но есть важное дополнение, которого в старом постановлении не было: срок давности исчисляется с момента добровольного погашения налоговой задолженности. То есть, пока лицо не погасило налоговый долг, срок давности не начинает и не начинает течь.

Налоговый кодекс содержит много пробелов, восполнение которых на практике осуществляется за счет общих принципов регулирования правоотношений. Все частные случаи решаются судьёй в ходе конкретного разбирательства на основе положений законодательства и понятий временных ограничений.

Разберём на примере взыскания земельного налога. Налоговое обременение на землю, находящуюся в собственности, не предусматривает периодов давности.

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ).

Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).

Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

Совсем недавно, а именно 6 июня текущего года Верховный суд рассмотрел проект постановления «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», который по сути заменит пока действующее Постановление Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64.

В данном документе Пленум ВС РФ дает долгожданные разъяснения по применению самых популярных на практике статей по налоговым преступлениям, посвященных неуплате налогов физическими лицами, организациями, налоговыми агентами, сокрытие имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов (ст. 198,199, 199.1,199.2 УК РФ).

Но особое внимание следует уделить предложению ВС РФ считать неуплату налогов длящимся преступлением, именно оно вызвало бурю эмоций в бизнес-сообществе! И на то есть серьезные основания. В проекте указано, что преступления по статьям 198, 199, 199.1 УК РФ являются длящимися, т.е.

сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки. Следовательно, если компания недоплатила налоги в бюджет лет эдак 15 назад, руководитель/собственник компании будет жить, как на «пороховой бочке», т.к.

его могут осудить за неуплату этих «древних» налогов в любой момент. Можно сказать, что Верховный суд предложил отменить срок давности по налоговым преступлениям.

Сроки давности по налоговым преступлениям пока по общим правилам исчисляются с момента неуплаты налога. Верховный суд РФ пытается изменить эти правила-предлагает считать налоговые преступления длящимися и сроки давности исчислять с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности (например, добровольной уплаты задолженности или взыскания недоимки по налогам).Таким образом, многие налоговые преступления могут стать длящимися до момента погашения задолженности.

Получается, что уголовное дело по налоговому составу можно будет возбуждать по прошествии любого срока в случае наличия недоимки! Вот такой неожиданный «сюрприз» для бизнеса и огромное «непаханое поле» работы для правоохранительных органов может подготовить в самое ближайшее время ВС РФ.

Итоговый вариант документа ожидаем осенью, экспертное сообщество юристов надеется, что положения о сроках давности не будут затронуты судом, поскольку это может повлечь правовые коллизии.

ВС РФ предложил назначать налоговым преступлениям растяжимый срок давности

Под исковой давностью подразумевается временной период, предоставляемый лицу, права которого были нарушены. В чем же ее суть? А суть в том, что по истечении этого времени истцу вполне могут отказать в восстановлении прав. Более того, основанием для судебного отказа будет именно пропуск указанных сроков.

На заметку! Есть ли что-либо подобное в налоговых законах? Можно ли, не выплатив налоги, через пять-десять лет освободиться от претензий налоговиков, требующих погашения задолженности?

Начать следует с того, что законом не предусмотрены конкретные общие положения касаемо освобождения от обязательств при пропуске определенных сроков для всех субъектов, которые должны платить налоги.

Касается это исключительно двух типов налогов:

  • налог на собственность физ. лиц;
  • транспортный налог.

Срок давности в первом случае равен трем годам. Если налоговый инспектор обратится с иском по истечении большего периода времени, то суд вправе отказать ему, основываясь на выходе направления уведомления за рамки трехгодичного периода, предшествующего календарному году.

Больше никаких подобных положений, применимых к другим типам налогов, налоговое законодательство не предусматривает. Какое-то общее правило, позволяющее прощать должникам их задолженности перед государством за тот или иной отчетный период, отсутствует.

По этой причине для того чтобы выяснить, как вести себя в такого рода ситуациях, следует обратиться к судебной практике. Иными словами, возвращаемся туда, откуда начали.

Итак, право нарушили, а налоговые органы требуют его восстановления и для этого обращаются в суд. Последний, в свою очередь, руководствуется законодательством и оперирует исковой давностью. Но при этом об исковой давности в законах ничего конкретного не сказано. Какое же решение должны принимать судьи?

На заметку! Существуют определенные отличия между пресекательными сроками и сроками давности по налогам. Так, в первом случае исчисление производится со дня направления требования о налоговой выплате, но не со дня появления обязанности выплатить ее.

Никита Роженцов, старший консультант департамента юридической практики, Alliance Legal CG

Предложенная редакция разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 6 июня 2019 года «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» обоснованно вызвала бурю негодования со стороны бизнес-сообщества. При этом сказанная при обсуждении проекта шутка о том, что налоговое законодательство создало больше преступников, чем любой другой законодательный акт, прозвучала отнюдь неслучайно.

Представленная трактовка уголовного закона о длящемся характере налоговых преступлений на первый взгляд проста и логична: лицо, умышленно уклонившееся от уплаты налогов, непрерывно осуществляет состав преступного деяния до тех пор, пока не погасит возникшую недоимку. Не вызывает сомнений и цель подобной трактовки: по итогам 2018 года бюджет недосчитался значительной суммы налоговых поступлений.

Однако на деле все не столь однозначно, ведь потенциальные последствия отмены сроков давности по налоговым преступлениям могут оказаться катастрофическими:

— Угроза уголовной ответственности будет довлеть над лицом постоянно (сейчас сроки давности составляют от 2 до 10 лет).

— Налоговые преступления фактически уравняются с другими особо тяжкими преступлениями, по которым сроки давности не применяются (например, терроризм).

— Привлекаемое к ответственности лицо не сможет сослаться на документы бухгалтерского и налогового учета, следовательно, доказать свою невиновность (согласно ст.23 НК РФ такие документы налогоплательщик обязан хранить 4 года).

— Отсутствие объективных критериев оценки общественной опасности налоговых преступлений, совершенных много лет назад, что может повлечь нарушение принципа справедливости при назначении уголовного наказания.

В сложившейся ситуации поспешное принятие предложенных нововведений по столь неоднозначному и дискуссионному вопросу не будет способствовать принципам правовой определенности для налогоплательщиков.

Валерий Провоторов, ведущий юрист налоговой практики, Coleman Legal Services

Предложение фактически противоречит нормам УК РФ (ст. 78), согласно которым срок давности начинает течь с момента совершения преступления, и из указанной нормы прямо следует, что день погашения налоговой задолженности никак не может быть признан моментом совершения преступления. Кроме того, такое толкование идет в противоречие с ранее принятой в 2005 году позицией Конституционного Суда, в котором Суд указал, что срок давности по таким преступлениям должен быть пресекательным или, иначе говоря, быть ограниченным.

При этом Верховный суд вносит и противоречие с НК РФ, согласно которому погашение налоговой недоимки признается основанием для освобождения от ответственности, а не моментом совершения налогового правонарушения, тем более, налогового преступления.

При выраженной в проекте постановления пленума позиции Верховного суда есть обоснованные предположения, что его положения будут иметь обратную силу и будут распространены на практике на более ранние периоды.

Таким образом, указанное может повлечь за собой негативные последствия в виде тотального открытия новых уголовных дел по тем периодам, по которым ранее уже было невозможно это сделать, а также последующего взыскания налогов со всех признанных виновными лиц.

Не будет удивительным и тот факт, если контролирующие органы возьмутся за взыскание налогов по преступлениям десяти- и двадцатилетней давности, что может стать серьезным административным ресурсом, позволяющим давить на бизнес и его собственников, которые и при нынешней налоговой нагрузке и административном контроле не чувствуют себя в безопасности.

Алексей Гатин, управляющий партнер, «Закон и Налоги»

Юридическое сообщество очень удивлено этим проектом. Это изменение ударит первым делом по мелким предпринимателям, которые давно закрыли свои ИП в связи с тем, что прогорели и не смогли поддерживать бизнес и конечно заплатить налоги. И в меньшей степени по юридическим лицам, поскольку периодически даже неплательщики ликвидируются или просто исключаются из реестра, а значит, что уже нет и ответственного юридического лица. Хуже обстоят дела с генеральными директорами, у кого были такие юридические лица, и они не успели закрыть данные компании. Еще хуже тем, к кому успела прийти выездная налоговая проверка.

Также думаю, что это изменение коснется и граждан, которые тоже когда-то не заплатили налоги. Обращаю внимание, что это не будет распространяться на мелкие суммы, поскольку ответственность у ИП и физических лиц наступает при неуплате от 900 тыс. рублей, а у юридических лиц от 5 млн рублей.

Надежда Пронина, партнер, UKey

В позиции, изложенной в проекте постановления Пленума Верховного суда РФ, я не вижу ущемления интересов бизнеса. Если вы начинаете заниматься предпринимательской деятельностью, то должны соблюдать и налоговое законодательство. И ответственность за неуплату налогов в бюджет должна быть неотвратимой и не зависеть от временного фактора.

Мое мнение, что придание налоговым преступлениям длящегося характера – логично. Так как обязанность по уплате налога прекращается лишь с его уплатой, то истечение срока с момента юридического окончания преступления не должно являться основанием для освобождения от конституционной обязанности и уклонения от ответственности. Преступление будет считаться таковым, пока в бюджет не будут уплачены все налоги.

Конечно, с принятием этого постановления возникнет необходимость приведения к единому подходу и практики рассмотрения дел об административных правонарушениях. Если налоговое преступление будет считаться длящимся, то и подход к налоговым правонарушениям должен будет измениться. Я думаю, это вопрос времени и противоречия будут исправлены.

Что касается последствий: юридические лица не являются субъектами уголовной ответственности. Другое дело – руководители или учредители, которые своими умышленными действиями или бездействием допустили неуплату налогов и получили от этого выгоду. Для них, как для физических лиц, уголовная ответственность предусмотрена, и разъяснение пленума ВС означает, что такие физические лица, при доказанности их умышленных действий, могут быть привлечены к ответственности до момента уплаты недоимки в бюджет.

Я не думаю, что такое разъяснение спровоцирует возбуждение уголовных дел за прошлый период. Процесс доказывания вины физических лиц за налоговые правонарушения подконтрольных им юридических лиц, совершенные в далеком прошлом – дело непростое. Должны быть материалы налоговых проверок прошлых периодов, дела о взыскании налогов, доказательства виновности лиц, руководивших деятельностью компаний…

Максим Самощенков, «Щекин и партнеры»

Предлагаемое Верховным судом РФ отнесение налоговых преступлений к категории длящихся является абсолютно необоснованным, не соответствует существующей теории и практике уголовного права. Фактически ВС РФ не дает толкование закону, а переписывает его, присваивая себе роль законодателя.

Признавая налоговые преступления длящимися, устанавливая моментом окончания таких преступлений момент уплаты недоимки по налогам, ВС, по сути, отменяет срок давности по таким преступлениям. Подобное толкование позволит сделать возможным ревизию деятельности всех налогоплательщиков, начиная с чуть ли не со вступления в действие УК РФ, в который были включены составы налоговых преступлений, то есть, с 1996 года!

Очевидно, что целью такого революционного подхода к налоговым составам является создание дополнительного, «сверхнормативного» источника налоговых платежей. Даже давно признанные безнадежными ко взысканию в соответствии с налоговым законодательством суммы налогов могут быть «воскрешены» путем отнесения их к ущербу от совершения преступления.

Вместо обеспечения стабильности правого регулирования ВС РФ предлагаемыми разъяснениями создаст исключительную неопределенность, при которой уже давно забытые налоговые прегрешения могут стать новой головной болью для многих предпринимателей и граждан.

Валерия Голянова, бизнес-адвокат, партнер группы «Бизнес Развитие»

Тот случай, когда цель – повысить уровень собираемости налогов, не оправдывает средства. Гораздо более «гуманным» было бы увеличение сроков давности привлечения к ответственности по налоговым преступлениям через внесение изменений в УК. Опасность же проекта постановления пленума ВС – в его ретроспективности. Он не вводит новую ухудшающую положение норму (ведь такие обратной силы не имеют), он «рассказывает», что раньше статья применялась неправильно.

Истечение сроков давности – частое основание для избежания уголовной ответственности по неуплате налогов. Например, неуплата налогов выявлена в ходе налоговой проверки. С учетом ее «глубины» в три года и умелого затягивания сроков обжалования, «повод» для внимания правоохранительных органов – решение суда, что налог должен был быть уплачен, появляется только через 5-6 лет, после даты фактической неуплаты налога.

Аналогичная ситуация, когда неуплата выявлена при расследовании иных преступлений – «обналичивания», «вывода» денежных средств за рубеж, присвоения или мошенничества. Здесь, в большинстве случаев, нужен приговор по «смежному» преступлению, что тоже занимает существенное время.

Если позиция о длящемся характере налогового преступления войдет в окончательную редакцию Пленума ВС, то резко вырастет количество расследований налоговых преступлений небольшой и средней тяжести. Первыми под прицелом окажутся те, в отношении кого были вынесены постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении в связи с истечением сроков давности. То есть, чья деятельность уже ранее привлекала внимание правоохранителей. Также в зоне риска – лица, ведущие спор с налоговым органом на суммы, которые не смогут оплатить, И лица, отражавшие в учете «бумажные» операции, в отношении деятельности контрагентов которых ведется расследование.

Александра Ершова, юрист, «Инвест-аудит»

Возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности формально остается в УК РФ, однако применить норму станет невозможно. Тем самым составы налоговых преступлений по их общественной опасности фактически приравниваются к особо тяжким преступлениям против мира и безопасности, к которым сроки давности не применяются в силу прямого указания УК РФ, среди них – террористический акт, геноцид и т.п.

Для бизнеса нововведения будут означать постоянное давление со стороны государства: не согласен с недоимкой – плати все равно, не погашаешь – получай бессрочную угрозу уголовного преследования. В такой ситуации право на судебную защиту становится иллюзорным. Последствия подобных действий для экономики плачевны. Бизнес начнет уходить в тень, часть предпринимателей вовсе прекратит деятельность. Проект отражает тенденции последних лет и цель подобных разъяснений очевидна – создание еще одного механизма пополнения бюджета.

Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

У всех субъектов предпринимательской деятельности по результатам отчетных периодов возникают налоговые обязательства перед государством.

Коммерческие организации и ИП должны в установленные законодательством сроки перечислять налоги, сборы и обязательные платежи в местный или Федеральный бюджет. За нарушение платежной дисциплины контролирующими органами будут применены к ним штрафные санкции и пени.

Федеральным законодательством России не предусмотрена исковая давность ко всем видам существующих налогов. Если субъекты предпринимательской деятельности не выполнили перед бюджетом налоговых обязательств, то к ним сразу возникнут претензии со стороны Налоговой службы и внебюджетных фондов.

На территории Российской Федерации налоги обязаны платить как юридические, так и физические лица.

Порядок начисления и уплаты налогов, сборов и обязательных платежей, регламентируется Налоговым Кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Если граждане и субъекты предпринимательской деятельности пропустили срок уплаты или перечислили в бюджет деньги с опозданием, то к ним будут применены штрафные санкции и начислены пени за каждый день просрочки.

Срок исковой давности по налогам, обязательным платежам и сборам напрямую зависит от принадлежности плательщиков к одной из категорий:

  1. Физические лица.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Юридические лица.

Срок давности по уплате налогов физическим лицом – временной промежуток, в течение которого налоговая служба может взыскать задолженность в принудительном порядке.

Плательщик может потребовать от налоговиков возврата или перезачета излишне уплаченных средств, однако нередки случаи, когда чиновники пренебрегают законом и требуют от налогоплательщиков уплаты задолженностей за давно прошедшие периоды.

Если должник не является индивидуальным предпринимателем, то налоговая служба вправе взыскать неуплаченный налог в ходе судебного процесса.

Первым этапом взыскания долга является отправление по адресу физического лица требования об оплате задолженности.

Согласно статье 70 НК РФ срок выставления требования об оплате должен исчисляться со дня установления факта неуплаты налога:

  • для долга больше пятисот рублей он равен трем месяцам;
  • для задолженности меньше пятисот рублей включительно — 12 месяцев.

Согласно п.50 постановления ВАС РФ No57 от 30 июля 2013 года, моментом установления факта неуплаты считается следующий после начала срока внесения платежа день.

В случаях, если декларация с расчетом суммы налогового платежа была подана в инспекцию позже установленных сроков, то моментом выявления долга, будет считаться день, следующий за датой подачи декларации.

В львиной доле случаев, требование содержит информацию о временном промежутке, в течение которого должнику следует погасить задолженность. В случаях, если срок уплаты не указан, то согласно п.4 статьи 69 НК РФ заплатить налоги нужно в течение 8 рабочих дней со дня получения извещения.

Требование об оплате налоговых платежей, утвержденных в ходе налоговой проверки, направляется ФНС в течение 20 рабочих дней после вынесения вердикта ИФНС по итогам проведенного аудита.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]