Закон об автономных некоммерческих организациях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об автономных некоммерческих организациях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 31.01.2016 N 7-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2.1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

2.2. Положения настоящего Федерального закона, определяющие порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, применяются к структурным подразделениям международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества. (в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 278-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

4. Действие пункта 6 статьи 2, статей 13 — 19, 21 — 23, 28 — 30, 32 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. (в ред. Федеральных законов от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 28.11.2015 N 341-ФЗ)

4.1. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 — 1.3 статьи 15, статей 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7 и 10 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ)

2.2. Под некоммерческой организацией-исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований: (в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)

1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества; (в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)

2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее — проекты по оказанию общественно полезных услуг). (в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. (в ред. от Федеральных законов от 01.12.2007 N 300-ФЗ, от 03.06.2009 N 107-ФЗ)

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

5. Некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

1. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

2. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

3. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

4. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ

1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Уставом фонда, имеющего статус международного фонда, может быть предусмотрено создание иных органов фонда. Наличие попечительского совета международного фонда не является обязательным. (в ред. Федерального закона от 26.11.2019 N 378-ФЗ)

4. Особенности создания, регистрации, деятельности, структуры органов управления, порядка управления имуществом фондов отдельных видов, особенности управления ими, а также особенности осуществления учредителями своих прав в отношении таких фондов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах. (в ред. Федерального закона от 26.11.2019 N 378-ФЗ)

1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

3. Члены некоммерческого партнерства вправе:

участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.

Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.

Пошагово регистрация НКО выглядит так:

  1. Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
  2. Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
  3. С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.

Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.

  1. Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
  2. Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
  3. Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
  4. Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.

Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.

К иностранным агентам отнесены в том числе некоммерческие организации, которые получают денежные средства или иное имущество от российских юридических лиц, бенефициарами (бенефициарными владельцами) которых являются иностранные граждане. Термин «бенефициарный владелец» раскрывается в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) компанией либо имеет возможность контролировать ее действия.

Изменения коснулись места нахождения иностранных НКО. В частности, устанавливается запрет на использование жилого помещения в качестве места нахождения структурного подразделения иностранной НКО, созданной или создаваемой на территории Российской Федерации. Данный запрет касается исключительно иностранных НКО; для отечественных некоммерческих организаций такого запрета не предусмотрено.

Закон вводит дополнительное основание для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации Министерством юстиции Российской Федерации: поступление информации в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Для иностранных агентов и структурных подразделений иностранных НКО вводится обязанность представлять в Министерство юстиции Российской Федерации программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, а также отчет об их исполнении или их неисполнении. Такие отчеты должны направляться в Министерство юстиции Российской Федерации ежегодно.

Основания для ликвидации иностранного агента и иностранной НКО были уточнены и дополнены.

Теперь иностранный агент, а также иностранная НКО, получившие решение Министерства юстиции Российской Федерации о запрете осуществления программы (ее части), не вправе приступать к осуществлению этой программы (ее части), обязаны прекратить деятельность, связанную с осуществлением этой программы (ее части). Невыполнение указанного решения влечет за собой ликвидацию иностранного агента, ликвидацию иностранной НКО по решению суда по иску Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа либо исключение филиала или представительства иностранной НКО из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению Министерства юстиции Российской Федерации.

В целом указанные выше изменения, внесенные в Закон об НКО, можно охарактеризовать как ужесточение требований к иностранным агентам и иностранным НКО.

Источник: BDO Russia

Пошаговая подробная инструкция “Открытие и регистрация автономной некоммерческой организации (АНО) самостоятельно”

Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать АНО в Минюсте самостоятельно? Порядок создания и регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) можно описать пошагово следующим образом:

Процедура создания автономной некоммерческой организации (АНО) должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущей автономной некоммерческой организации (АНО), предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы автономной некоммерческой организации (АНО) быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При определении состава учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо учитывать следующие положения закона:

Положениями ст. 123.24 ГК РФ предусмотрено, что автономная некоммерческая организация (АНО) может быть создана одним лицом, то есть количественный состав не имеет значения в отличие от некоторых иных видов НКО. Учредителями АНО могут быть физические лица и/или юридические лица, при этом учредитель вправе выйти из состава учредителей в любой момент, также АНО вправе по единогласному решению учредителей принять новых учредителей. Особенностью АНО является тот факт, что она является унитарной, а не корпоративной организацией, то есть в АНО не предусматривается членства, учредители не имеют предусмотренных законом корпоративных прав и обязанностей, в частности оспаривать сделки организации от имени организации и т.д. Также, как и во многих иных НКО, учредители автономной некоммерческой организации (АНО) утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность автономной некоммерческой организации (АНО) в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале. Вместе с тем, ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители по долгам АНО. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

При определении структуры органов управления автономной некоммерческой организации (АНО) нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:

  • Единоличный исполнительный орган (президент, председатель, генеральный директор и т.д.) — осуществляет оперативное управление АНО
  • Постоянно действующий коллегиальный орган (совет, президиум и т.д.) — может создаваться по желанию учредителей и ему передается часть полномочий согласно уставу

Срок полномочий и наименование должности исполнительных органов определяются уставом.

При выборе руководителя автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации автономной некоммерческой организации (АНО). Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.

Учредительным документом для АНО является устав, а также учредительный договор, заключенный между ее членами. Устав автономной некоммерческой организации (АНО) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов автономной некоммерческой организации (АНО) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов автономной некоммерческой организации (АНО), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации автономной некоммерческой организации (АНО). Учредителям союза нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.

Для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо принять решение о ее создании. Решение о создании автономной некоммерческой организации (АНО) принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении автономной некоммерческой организации (АНО).

В любом случае протокол общего собрания о создании автономной некоммерческой организации (АНО) должен содержать:

  • дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания
  • список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания
  • сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) органов управления
  • существо принятых решений и результаты голосования по ним
  • сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов
  • определение места нахождения АНО
  • утверждение устава
  • фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] Для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации автономной некоммерческой организации (АНО) может быть отказано.

Как заполнить заявление по форме Р11001 при регистрации АНО?

    1. Титульный лист заявления по форме Р11001

    На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите

    • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.

    • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.

    2. Сведения об учредителях

    Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. Несмотря на нормы Закона о госрегистрации юрлиц, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьи 21 Закона об общественных организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста, при регистрации любой формы НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).

    На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:

  • учредитель является российским юрлицом — лист А
  • учредитель является иностранным юрлицом — лист Б
  • учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) — лист В
  • 3. Сведения о лице, действующем без доверенности от имени НКО

    В отношении сведений о руководителе (лице, действующем от имени общественной организации без доверенности) в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа.

    Если в соответствии с уставом НКО лиц, действующих без доверенности, предусмотрено несколько, то необходимо на каждое лицо заполнить лист заявления.

    4. Сведения о заявителе

    Размер госпошлины за регистрацию автономной некоммерческой организации (АНО) при создании составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

    Полный перечень документов, которые представляются на государственную регистрацию АНО при создании:

    • заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
    • протокол общего собрания о создании АНО (2 экз.)
    • устав (3 экз.)
    • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
    • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
    • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
    • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
    • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
    • разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
    • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации АНО подать заявление о применении УСН

    Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения автономной некоммерческой организации (АНО). Заявителями являются учредители автономной некоммерческой организации (АНО) или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

    Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.

    Регистрирующий орган: куда обращаться для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО)?

    Для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо обращаться в территориальное подразделение Минюста (например, для регистрации АНО в Москве, необходимо обращаться в Управление Минюста по г. Москве).

    Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:

    • непосредственное обращение в регистрирующий орган
    • через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации НКО следует уточнить в конкретном МФЦ
    • почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
    • через Единый портал госуслуг — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
    • через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.
    Номер документа: 7-ФЗ
    Дата принятия: 12/01/1996
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 24/01/1996
    Органы эмитенты: Парламент

    Текущая редакция принята: 02/07/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 351-ФЗ от 02/07/2021
    Вступила в силу с: 02/07/2021


    Редакция от 11/06/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 4 Федерального закона О некоммерческих организациях и статью… № 169-ФЗ от 11/06/2021
    Вступила в силу с: 22/06/2021


    Редакция от 30/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления… № 481-ФЗ от 30/12/2020
    Вступила в силу с: 30/12/2020


    Редакция от 30/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования… № 529-ФЗ от 30/12/2020
    Вступила в силу с: 30/12/2020


    Редакция от 18/03/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона О некоммерческих организациях № 60-ФЗ от 18/03/2020
    Вступила в силу с: 15/09/2020


    Редакция от 08/06/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер… № 166-ФЗ от 08/06/2020
    Вступила в силу с: 08/06/2020


    Редакция от 02/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 394-ФЗ от 02/12/2019
    Вступила в силу с: 13/12/2019


    Редакция от 02/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета… № 407-ФЗ от 02/12/2019
    Вступила в силу с: 13/12/2019


    Редакция от 26/11/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О международных компаниях и отдельные законодательные акты… № 378-ФЗ от 26/11/2019
    Вступила в силу с: 26/11/2019


    Редакция от 29/07/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные… № 217-ФЗ от 29/07/2017
    Вступила в силу с: 01/01/2019


    Редакция от 29/07/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 13.2 и 32 Федерального закона О некоммерческих организациях в части… № 260-ФЗ от 29/07/2018
    Вступила в силу с: 10/08/2018


    Редакция от 27/06/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения… № 164-ФЗ от 27/06/2018
    Вступила в силу с: 08/07/2018


    Редакция от 05/02/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества… № 15-ФЗ от 05/02/2018
    Вступила в силу с: 01/05/2018


    Редакция от 31/12/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О содействии развитию жилищного строительства и отдельные… № 506-ФЗ от 31/12/2017
    Вступила в силу с: 11/01/2018


    Редакция от 07/06/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 32 Федерального закона О некоммерческих организациях и признании… № 113-ФЗ от 07/06/2017
    Вступила в силу с: 01/01/2018


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]