5 какой вид пенсии может быть назначен заявителю при полном отсутствии у него страхового стажа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «5 какой вид пенсии может быть назначен заявителю при полном отсутствии у него страхового стажа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пенсионная система в России состоит из 3 уровней: обязательное пенсионное страхование, а также государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ее составляющие части, в свою очередь – это страховая и накопительная пенсии. О них мы поговорим позднее.

Государственное обеспечение. Пенсии формируются за счет денег из федерального бюджета. Они выплачиваются военным, космонавтам, летчикам при выслуге лет или нанесении вреда их здоровью (инвалидности). Также ежемесячная компенсация этого вида может назначаться:

  • людям, пострадавшим в природных катастрофах, и их семьям;
  • социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам, которые не могут получать страховую пенсию по ряду причин.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Это негосударственная пенсия, которая складывается из:

  • самостоятельных взносов вкладчика,
  • взносов работодателя;
  • дохода, который был получен от инвестиций.

Кто начисляет пенсию в случае с НПО? Это делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ), с которым будущий пенсионер добровольно заключил договор. Он же будет выплачивать негосударственную пенсию по достижении возраста, указанного в договоре НПО.

Подробнее читайте в статье «Что такое НПО и как получить три пенсии?»

При отсутствии страхового стажа и пенсионных баллов

В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.

Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.

Мужчины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Пенсионный возраст

1959

2020

61 год

1960

2022

62 года

1961

2024

63 года

1962

2026

64 года

1963

2028

65 лет

Женщины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Пенсионный возраст

1964

2020

56 лет

1965

2022

57 лет

1966

2024

58 лет

1967

2026

59 лет

1968

2028

60 лет

1969

2030

61 год

1970

2032

62 года

1971

2034

63 года

Достаточный страховой стаж. Раньше он еще назывался трудовым стажем. Для получения страховой пенсии в 2019 году достаточно было иметь минимум 10 лет стажа. А вот выходящим на пенсию в 2024 году нужно будет отработать не менее 15 лет, чтобы рассчитывать на страховые выплаты.

Верховный суд прояснил острые вопросы по спорам вокруг пенсий

В связи с внесением изменений в законодательство, регулирующее пенсионные отношения застрахованных лиц, и возникшими у судов вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9 и 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Обратить внимание судов, что в силу пункта 1 части 1 и части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) дела по спорам об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции.

В случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых» пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 173-ФЗ).

2. При разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, следует руководствоваться общими правилами, установленными статьями 23 и 24 ГПК РФ:

а) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии), в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ подсудны мировому судье;

б) дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии, о восстановлении срока на обращение в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица), в силу статьи 24 ГПК РФ подсудны районному суду;

в) в случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и требований имущественного характера, подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного законом возраста (60 лет для мужчин или 55 лет для женщин), и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

3. Иски по делам, связанным с реализацией гражданами права на трудовую пенсию, предъявляются по общему правилу территориальной подсудности — по месту нахождения ответчика (соответствующего органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

4. При проверке судами правильности уплаты государственной пошлины гражданами, обращающимися в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям с исковыми заявлениями, следует учитывать льготы, установленные для определенной категории лиц, перечисленных в статье 336 [36] Налогового кодекса Российской Федерации.

Истцы по делам о защите прав и законных интересов ребенка в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333 [36] части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В силу подпунктов 2 и 5 пункта 2 статьи 333 [36] части второй Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются также истцы, являющиеся инвалидами I и II групп, а по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам — истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

При этом истцы, не являющиеся получателями пенсии (за исключением истцов-инвалидов I и II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по спорам, связанным с реализацией права на пенсию, уплачивают государственную пошлину в размере и порядке, предусмотренных статьями 333 [19] и 333 [20] части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 173-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 19.12.2016 N 437-ФЗ, от 01.07.2017 N 134-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 06.03.2019 N 25-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 24.02.2021 N 18-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

Виды пенсий и условия их назначения

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии — назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии — повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело — комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О накопительной пенсии».

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Когда и как можно перейти на более выгодную пенсию

Общий трудовой стаж — это понятие, которое использовалось для назначения пенсии гражданам, имеющим периоды работы до 2002 года, то есть до введения понятия страхового стажа. От продолжительности трудового стажа зависел размер пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, после этой даты пенсия зависит только от страхового стажа.

Пенсионные права граждан сейчас определяет Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ. В статье 3 этого закона дается определение страхового стажа, приводятся учитываемые в него периоды, порядок исчисления и правила подсчета.

Итак, страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В календарном порядке. При этом бывают жизненные ситуации, когда два и более периода совпадают по времени: например, вы ухаживаете за новорожденным ребенком и за бабушкой-инвалидом одновременно. В этом случае вы сами выбираете, какой из периодов засчитать в стаж.

Длительность страхового стажа — одна из величин, которая влияет на размер вашей будущей пенсии. Во-первых, для назначения пенсии необходимо за свою жизнь набрать минимальный страховой стаж. В 2019 году он составляет 10 лет, а к 2025 году постепенно поднимется до 15 лет.

Во-вторых, важна не только длительность страхового стажа, но и размер страховых взносов: он влияет на то, сколько пенсионных баллов вы заработаете за один год. При этом сумма баллов за все годы работы напрямую влияет на размер будущей пенсии. Каким образом это происходит, мы подробно рассказывали в статье «Что такое пенсионные баллы» (см. врезку ниже).

Таким образом государство мотивирует работать официально у работодателей, которые исправно уплачивают за своих работников взносы в ПФР.

Трудовая пенсия по старости в России состоит из нескольких частей. Первая и основная ее часть — страховая. Она выплачивается Пенсионным фондом России и рассчитывается с помощью индивидуального пенсионного коэффициента — то есть суммы пенсионных баллов.

Статья про условия назначения страховой пенсии по инвалидности определяет такие аспекты:

  • Права на страховые пособия и порядок их назначения.
  • Основания для назначения материальной помощи в зависимости от ранее зафиксированной деятельности.
  • Установление социального пособия при полном отсутствии стажа.

Статья про условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца регламентирует:

  • Определение понятия иждивенец.
  • Кто признается недееспособным членом семьи.
  • Что такое источник средств к существованию.
  • Возраст детей умершего.
  • Права родителей и супругов.
  • Переход с одного вида пособия на другое.
  • Сохранение выплат при заключении нового брака.
  • Права детей родных и неродных, в том числе и с последующим усыновлением.
  • Назначение выплат безусловно от причин смерти.
  • Назначение социального пособия.

Таким образом, люди с ограниченными возможности в любом случае получат обеспечение. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа ему назначается один из видов пенсии, обеспечивающий качественный уровень жизни.

Ситуации, при которых у граждан нет формального трудового стажа, являются относительно распространенными. Как быть в таких ситуациях? Можно ли рассчитывать на получение пенсии без стажа (трудового или страхового)? Давайте попробуем в этом разобраться.

Существует два вида пенсий по старости:

  • страховая пенсия по старости;
  • социальная пенсия по старости.

Для указанных пенсий существуют различающиеся правила назначения.

Стаж работы для выхода на пенсию

Если у гражданина отсутствует трудовой стаж, то ему может быть назначена либо страховая пенсия по старости, либо социальная пенсия.

Подробности, связанные с условиями назначения указанных пенсий, изложены ниже в следующих двух разделах.

Давайте определимся с понятиями «трудовой стаж» и «страховой стаж».

С 2002 года в пенсионном законодательстве России используется понятие «страховой стаж». Поэтому при назначении пенсии по старости идет привязка страховому стажу. Тот трудовой стаж, который гражданин имел до 2002 года, при выходе на пенсию пересчитывается в страховой стаж. Если гражданин до 2002 года не работал, но работает после указанного года, то у него сразу формируется страховой стаж. Если под трудовым стажем понимать суммарное время, в течение которого гражданин работал, то в сегодняшних терминах правильнее его назвать страховым стажем.

Гражданам, имеющим страховой стаж, назначается страховая пенсия по старости. Но её назначение будет возможно только при одновременном выполнении двух условий.

Первое условие – гражданин должен иметь минимальный страховой стаж, установленный законом для текущего года, в котором он выходит на пенсию (в 2020 году этот минимальный стаж составляет 11 лет).

Второе условие – гражданин должен набрать минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента (количество пенсионных баллов), установленную законом для года его выхода на пенсию (в 2020 году минимальная величина пенсионного коэффициента составляет 18.6).

Подробнее об индивидуальном пенсионном коэффициенте можно ознакомиться в другой нашей статье.

Если же у гражданина нет трудового стажа и/или не выполняются указанные выше условия по назначению страховой пенсии, то страховая пенсия ему не назначается. Ему будет назначена социальная пенсия по старости.

Назначение социальной пенсии по старости производится тем гражданам, у которых страховой стаж либо отсутствует, либо величина страхового стажа меньше минимального значения, установленного законом, и величина индивидуального пенсионного коэффициента меньше величины, установленной для года выхода гражданина на пенсию. Напомним, что страховой стаж формируется также из трудового стажа, то есть из стажа, который гражданин заработал до 1 января 2002 года.

Если гражданин не набрал требуемого страхового стажа, то ему назначат социальную пенсию. Однако она устанавливается на 5 лет позднее общеустановленного пенсионного возраста. Социальная пенсия в 2020 году назначается женщинам в 62 года, а мужчинам — в 67 лет.

Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом роста прожиточного минимума пенсионера в РФ за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством РФ.

Размер социальной пенсии, установленный с 1 апреля 2021 года, составляет 5796 рублей 76 копеек. С 1 апреля 2022 года будет установлен новый размер социальной пенсии с учетом инфляции прошедшего года.

Надо отметить, что реальные выплаты пенсионерам не должны быть ниже прожиточного минимума, установленного для того региона, где проживает пенсионер. Указанная выше величина существенно ниже прожиточного минимума. Поэтому и относится к ней надо, как к некоему ориентиру. Это означает, при отсутствии трудового стажа размер пенсии не будет меньше величины прожиточного минимума.

Пенсия по старости в 2021 году

Действующий порядок назначения пенсий по старости регламентируется, в первую очередь, вступившей в силу с января 2015 новой редакцией Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Основные нововведения касаются именно страховой пенсии по старости, одним из условий назначения которой и является достаточный страховой стаж. Всего таких условий три:

  • достижение пенсионного возраста — в 2018 году это по-прежнему 55 лет для женщин и 60 для мужчин, постепенное его повышение пока затронуло только госслужащих;
  • наличие минимального страхового стажа — в 2018 это девять лет, однако этот критерий с каждым годом увеличивается на один год и к 2025 году должен достигнуть 16 лет;
  • наличие накопленных баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже минимального — в 2018 это 13,8 балла, но и этот барьер с каждым годом повышается и к 2025 достигнет 30. ИПК зависит от доходов гражданина, с которых делались отчисления в Пенсионный фонд (ПФР) и привязан к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). За доход на уровне одного МРОТ в месяц в течение одного года (пересчёт ИПК делается каждый год в четвёртом квартале) полагается 1 балл, а далее чем выше был заработок, тем и баллов больше.

Если же претендент на пенсию не удовлетворяет хотя бы одному из этих условий, страховая пенсия ему не светит. Так что даже достаточный стаж ещё не гарантирует назначения страховой пенсии.

Например, если мужчина, которому в 2018 году исполняется 60 лет, имеет ровно девять лет стажа, но все эти годы официально получал зарплату на уровне минимальной (реально ли у него были такие доходы или львиная их доля выплачивалась чёрным налом в конверте, не суть важно), он смог накопить только девять баллов ИПК. А этого мало. Но вот если он на этих условиях отработал 14 лет, страховую пенсию получит.

Главное условие назначения социальной пенсии — принадлежать к одной из категорий, которым она полагается.

Для пожилых людей, не имеющих достаточного стажа, это значит достигнуть нижней возрастной планки для данного вида пенсии. А планка эта составляет 60 лет для женщин и 65 для мужчин.

Таким образом, претенденту на пенсию, который по достижении 55 лет для женщины или 60 для мужчины не имеет оснований для назначения страховой пенсии, придётся подождать пять лет, а затем обращаться в ПФР за социальной.

С 1 января 2018 года социальная пенсия равна 8742 рубля, а с 1 апреля должна после очередной индексации увеличиться до 9045 рублей в месяц. Однако эти цифры ориентированы на прожиточный минимум пожилого человека в целом по стране и представляют собой «среднюю температуру по больнице». В зависимости от региона реальные суммы, которые выплачиваются на руки получателям социальных пенсий могут быть ниже или выше, так как привязаны к местному прожиточному минимуму, определяемому региональными властями.

Если социальная пенсия ниже регионального прожиточного минимума, разница между ними компенсируется из средств либо регионального, либо федерального бюджета. Впрочем, на практике большинство российских регионов дотационные и собственных средств на такие доплаты не имеют.

Заявление о назначении социальной пенсии можно заполнить на компьютере или от руки — разборчивым почерком, без исправлений и помарок.

В нём нужно отразить такие данные:

  • Точное наименование отделения ПФР, в которое оно адресовано. Узнать их можно на сайте ПФР или уточнить непосредственно в отделении или МФЦ.
  • Ф. И. О. заявителя так, как они записаны в паспорте.
  • Данные паспорта: серия, номер, дата выдачи, наименование выдавшего органа, как оно записано в паспорте, код подразделения.
  • Данные разрешения на временное проживание или вида на жительство, если применимо: серия, номер, кем, когда и на какой срок выдан документ.
  • Адрес регистрации места жительства.
  • Адрес места пребывания или фактического проживания, если применимо.
  • Номер СНИЛС.
  • Контактные данные: почтовый адрес, адрес электронной почты, если есть, номер телефона.
  • Сведения о наличии и количестве иждивенцев или их отсутствии.
  • Сведения об имеющейся официальной трудовой деятельности, если применимо.
  • Персональные данные доверенного лица, если применимо.
  • Перечень прилагаемых документов.

Причиной для отказа в назначении социальной пенсии по старости может быть несоответствие одному или нескольким условиям её назначения:

  • претендент не достиг возраста, в котором назначается социальная пенсия по старости — 60 лет для женщин и 65 для мужчин;
  • имеет официальные источники дохода.

Если претендент неправильно заполнил заявление или приложил неполный комплект документов, ему отводится три месяца на устранение выявленных недочётов.

Социальная пенсия по старости даёт возможность пожилым людям, не накопившим стажа, достаточного для назначения страховой, получать от государства хоть какие-то деньги. Однако получатели страховых пенсий однозначно находятся в более выгодном положении.

  • Тесты с ответами по праву социального обеспечения
  • Вопросы 11 — 20
  • Вопросы 21 — 30
  • Вопросы 31 — 40
  • Все страницы

а) правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение;
б) правоотношения по рассмотрению споров между сторонами;
в) правоотношения по поводу отдельных видов социального обеспечения.
а) беженцы и вынужденные переселенцы;
б) Министерство финансов РФ;
в) Министерство труда и социального развития РФ;
г) органы ЗАГС.

а) суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ;
б) суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая при оценке пенсионных прав;
в) суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности до 01.01.2002 г. и после 01.01.2002 г., учитываемая при определении права на пенсию.

а) учеба в институте;
б) период получения пособия по безработице;
в) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом II группы (II степени);
г) период получения пособия по временной нетрудоспособности.

а) служба в Вооруженных силах бывшего СССР (Советской армии) с 1.11.1976г. по 2.11.1978г.;
б) период проживания за границей жены, муж которой направлялся в загранкомандировку (работал в Посольстве РФ в США с 5.09.85г.по88г.);
в) период индивидуально-трудовой деятельности с 1.01.96г. по 31.12.96г.,за который уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд;
г) период работы медсестрой в городской поликлинике с 1.02.2002г.по 15.10.2002г.?

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ

а) работа в районах Крайнего Севера,
б) работы в годы Великой Отечественной войны,
в) работа в течение полного сезона в организациях сезонных отрас­лей промышленности.
а) трудовой книжки;
б) выписки из индивидуального лицевого счета;
в) справки работодателя.

а) не менее 5;
б) не менее 2;
в) не менее 1;
г) не менее 3.
а) период работы гражданина в качестве инженера на заводе;
б) период работы в качестве частного детектива;
в) период получения пособия по безработице.

Страховые пенсии бывают трёх видов:

  • по старости;

  • по инвалидностям;

  • при потере кормильца.

Пенсия по старости назначается всем лицам, застрахованным в системе пенсионного обеспечения. Такой вид пенсии наступает при одновременном соблюдении трёх условий:

  • возраст: для женщин – 60 лет, для мужчин – 65 лет.

  • страховой стаж: не менее 15 лет.

  • индивидуальные пенсионные накопления: не менее 30 пенсионных баллов.

Исключения предусмотрены для предпенсионеров, которые выходят на пенсию до 2024 года включительно. В связи с переходным периодом для таких людей установлены уменьшающие коэффициенты в отношении пенсионного возраста, величины страхового стажа и индивидуальных накоплений.

Если у человека при наступлении пенсионного возраста не хватает страхового стажа или индивидуальных пенсионных накоплений, то ему не назначается страховая пенсия по старости. Такие люди имеют право на социальную пенсию по старости, которая назначается через 5 лет после наступления пенсионного возраста, то есть в 65 лет для женщин и в 70 лет для мужчин.

Некоторые люди имеют право на досрочный выход на пенсию по старости. Обычно такое право есть у отдельных категорий работников. К ним относятся педагоги, медицинские работники, работники с опасными и вредными условиями труда, военнослужащие и другие.

Например, спасателям МЧС оформляется страховая пенсия по старости в возрасте 40 лет при наличии стажа работы на данной должности от 15 лет. А педагоги имеют право на досрочный выход на пенсию после стажа работы в образовательных учреждения 25 лет и более. Возраст педагога в этом случае не важен.

Решение № 33-6176/2020 от 20 августа 2020 г. по делу № 2-1472/2019~М-1124/2019

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Выход на пенсию по старости сегодня значимое событие для многих пожилых людей. Ведь в течение жизни у них накапливался трудовой стаж и достигнув однажды соответствующего возраста они рассчитывают на получение соответствующей выплаты от государства.

Страховая пенсия по старости — это ежемесячное пособие, которое выплачивается в качестве компенсации утраченному заработку. Этот вид обеспечения представляет собой ежемесячную плату, задача которой — возместить застрахованным лицам зарплату вследствие нетрудоспособности.

Если застрахованный гражданин умирает, то накопленные деньги положены его нетрудоспособным родственникам.

Что значит страховая? С 2015 больше не будет трудовой пенсии, так как на первый план выходят страховые взносы за работника, а не накопленный стаж. Граждане, за которых поступают взносы на индивидуальный лицевой счет в системе ПФР называются застрахованными лицами. Поэтому в настоящее время такую пенсию называют страховой.

Это наиболее распространенный вид выплат в России: её получают большинство сегодняшних пенсионеров. Средний размер на 2019 год составляет 15 430 рублей.

Мы расскажем Вам об основных правилах её начисления и оформления. О том, как рассчитывается размер страховой пенсии по старости по новым и старым формулам. Об этом следует помнить, если Вы хотите рассчитывать на помощь государства в будущем.

Право на страховую пенсию по старости теперь состоит из 3-х основных слагаемых:
1. возраст выхода
2. минимальное количество баллов
3. минимальный страховой стаж

Важно полное выполнение данных условий на дату обращения. При несоблюдении данных условий будет отказано в назначении.

Например, при отсутствии необходимого минимального стажа можно будет доработать его и обратиться вновь за оформлением расчета.

Периоды нашей работы принято называть стажем. Для пенсионного обеспечения учитываются все подтвержденные периоды работы как по новому законодательству, так и по-старому. Есть разные виды стажа, которые имеют свои особенности при подтверждении и расчете.

Трудовой — это общая длительность периодов трудовой или другой общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г.

Страховой — это общая продолжительность периодов работы после 01.01.2002 г., за которые обязательно были уплачены страховые взносы в ПФР.

Иные периоды — это периоды, которые также могут быть зачтены. Например, военная служба, проф. учеба, временная нетрудоспособность и т.д.

Общий накопленный стаж для назначения страховой пенсии по старости тоже имеет свой минимально установленный порог. С 2015 ежегодно к нему увеличиваются требования. К 2024 минимальный стаж для женщин и мужчин составит 15 лет.

Виды пенсий, условия их назначения

На сайте ПФР представлен калькулятор страховой пенсии по старости. Цель его показать из чего складывается величина будущих ежемесячных страховых выплат. В зависимости от белой зарплаты и продолжительности работы и определяются коэффициенты.

Точный расчёт он посчитать не сможет, ведь каждый человек индивидуален и у каждого разный доход за периоды трудовой деятельности.

Пенсионный калькулятор покажет расчёт только по новой формуле с 2015. Это значит, что советское время работы до 01.01.2002 не учитываются. Он подходит только молодому поколению.

Большинство же из нас приступили к трудовой деятельности в 60-70-х годах и имеют за плечами еще советский стаж, когда действовали ещё другие законы. Поэтому правильный расчет будет учитывать весь имеющийся у человека период работы и заработную плату независимо от проведенных реформ.

Тем не менее, пенсионным калькулятором для расчета следует пользоваться с учетом вышеуказанных моментов. С его помощью можно самому рассчитать размер по новому законодательству.

Все представленные формулы имеют свои особенности. Цель данной главы, показать, что на размер при расчете влияет в основном заработок, несмотря на все изменения в формулах. Пример того, как рассчитать начисление пенсии по старости мы приведем в отдельной статье.

Уже можно точно сказать, будет ли пенсия для людей без необходимого стажа. По закону, таким людям положена только социальная госвыплата. Важно отметить, что страховое пособие намного выгоднее, чем социальное.

Здесь речь идет о более крупной сумме платежа и о назначении обеспечения на пять лет раньше. Впрочем, давайте проведем небольшое сравнение между этими двумя формами госвыплат.

Начиная с 2015 года стала использоваться новая формула для расчета пенсионного обеспечения. Все исчисления сводились к получению общего количества баллов и переводу их в итоговую сумму. Дополнительным условием для получения госвыплаты стал расчет трудового стажа.

Только при наличии необходимого количества лет гражданин мог рассчитывать на получение ежемесячной выплаты по достижении установленного законом возрастного уровня.

После вступления в силу закона о необходимом страховом стаже выйти на отдых при достижении пожилого возраста стало сложнее. Можно сказать больше – некоторым гражданам уже было отказано в предоставлении госвыплат на вполне законных основаниях.

На самом деле причин для принятия такого решения может быть несколько:

  • отсутствие достаточного числа накопленных баллов;
  • недостаточная продолжительность трудового стажа;
  • отсутствие страховых взносов;
  • кандидат не смог представить удостоверяющие документы.

Именно отсутствие нужного количества лет стажа со страховыми выплатами является главной причиной вынесения отрицательного решения. Для таких людей предусмотрено два варианта решения проблемы.

Что такое страховой стаж и зачем он нужен

Поскольку становится ясно, что в такое понятие входят не только рабочие будни, многих пенсионеров интересует, какие периоды их жизни будут засчитаны в стаж. В него, помимо трудовой деятельности, входят такие пункты:

  • армия и служба в других государственных системах, включая уголовно-исправительную;
  • время нахождения в декретном отпуске;
  • уход за ребенком в возрасте до полутора лет;
  • нахождение в статусе безработного в Центре занятости;
  • перенаправление государственного служащего на другое место занятости;
  • уход и присмотр за лицом с инвалидностью или гражданином, который достиг возраста 80-ти лет;
  • пребывание в местах заключения.

Кроме того, если вы устроились на работу, но совмещаете ее с учебой, и вам дают время на поездки в институт, то это тоже засчитывается в стаж. Сюда входит не только высшее учебное заведение, но и училище, техникум и ПТУ. Главное, чтобы оформление было официальным. Кроме того, примерный расчет трудового стажа можно узнать в бухгалтерии или отделе кадров по месту службы.

В стаж входит только официальная занятость, с правильным оформлением и выплатой налогов. Это означает, в течение трудовой деятельности работодатель делает отчисления из заработной платы человека на счет Пенсионного фонда. Размер и продолжительность таких отчислений напрямую влияют на размер пенсии. Сама работа при этом может быть надомной, сезонной даже временной – это значения не имеет. Также если предприятие направляет вас по контракту на обучение, это время также засчитывается в трудовой стаж. Индивидуальная коммерческая деятельность, если гражданин платит налоги, тоже учитывается.

Единственным источником дохода для тех лиц, которые по тем или иным причинам утратили трудоспособность, является пенсия. Несомненно, большое значение при ее назначении играет стаж.

Однако у лиц, которые никогда не работали или имеют недостаточное количество лет работы, также существует право получить определенные выплаты, называемых социальными пенсиями. Их могут получать только неработающие граждане, не имеющие иных источников дохода.

В отличие от социального, для назначения страхового обеспечения претендент на него должен соответствовать довольно жестким критериям, таким как:

  1. Наличие достаточного страхового стажа. В 2019 году он должен составлять не менее 10 лет. Следует отметить, что сюда входит не только время, в течение которого гражданин занимался трудовой деятельностью непосредственно, но и иные, оговоренные в законе периоды. Например, время ухода за детьми до полутора лет. Минимальный рабочий стаж с каждым годом увеличивается и достигнет максимума в 15 лет в 2024 году.
  1. Наличие достаточного ИПК. Под ИПК следует понимать количество пенсионных баллов, которое зависит как от стажа, так и сумм страховых взносов, на которые, в свою очередь, влияет размер заработной платы. В 2019 году ИПК должен составлять 16,2 балла, а будет минимум 30 в 2024 году.

Итак, чем же отличается социальное обеспечение от страхового?

[3]

Размер социальных выплат фиксирован, однако значительно ниже, чем средняя страховая пенсия. Так, в 2019 году (с 1 апреля) их сумма составляет 5304,57 рубля.

В отличие от социального, для назначения страхового обеспечения претендент на него должен соответствовать довольно жестким критериям, таким как:

  1. Наличие достаточного страхового стажа. В 2019 году он должен составлять не менее 10 лет. Следует отметить, что сюда входит не только время, в течение которого гражданин занимался трудовой деятельностью непосредственно, но и иные, оговоренные в законе периоды. Например, время ухода за детьми до полутора лет. Минимальный рабочий стаж с каждым годом увеличивается и достигнет максимума в 15 лет в 2024 году.
  1. Наличие достаточного ИПК. Под ИПК следует понимать количество пенсионных баллов, которое зависит как от стажа, так и сумм страховых взносов, на которые, в свою очередь, влияет размер заработной платы. В 2019 году ИПК должен составлять 16,2 балла, а будет минимум 30 в 2024 году.

Чтобы наглядно понять, какое обеспечение будет назначено в 2019 году, следует разобрать следующие примеры:

  1. Работник имеет 7 лет стажа. В этом случае он вправе рассчитывать только на социальную пенсию, поскольку для страховой необходимо не менее 10 лет.
  1. Работник имеет 11 лет стажа. Он является достаточным, однако если у гражданина была низкая заработная плата (ниже 11500 тысяч рублей), то ему не хватит ИПК для назначения страхового обеспечения. Вообще, начисление пенсионных баллов зависит еще и от множества иных дополнительных факторов, поэтому каждый подобный случай следует рассматривать индивидуально.
  1. Работник имеет 15 лет стажа. В 2019 году этого достаточно для назначения страховой пенсии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]