Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Незаконная рубка лесных насаждений — одно из самых распространенных экологических преступлений, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).
Общественная опасность данного вида преступления заключается в не контролируемом уничтожении деревьев и кустарников, что ведет к причинению вреда окружающей среде и экологии в целом.
Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда (лесничества, лесопарки), в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта (защитные полосы вдоль железных путей, автомобильных дорог), населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.
Не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.
Следует иметь в виду, что в зависимости от предмета посягательства, а именно, от того какие деревья и кустарники и в каком месте были незаконно вырублены или повреждены (до степени прекращения роста), какой от этих действий причинен ущерб, наступает уголовная (ст. 260 УК РФ) либо административная ответственность (ст. 8.28 КоАП РФ).
Обязательным признаком для квалификации деяния как преступления может стать один из способов совершения преступления – это повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений, то есть потеря деревом, кустарником или лианой своих естественных функций (регенерации, размножения и пр.) и в дальнейшем их высыхание, либо рубка лесных насаждений.
Незаконной рубка считается в случаях, если осуществляется: без лесорубочного билета, ордера; по лесорубочному билету (ордеру), выданному с нарушением действующих правил рубки; в большем объеме, чем предусмотрено соответствующим документом; в неустановленный в документе срок рубки; в отношении не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, что указаны в лесорубочном билете (ордере), либо запрещенных к порубке деревьев; способом, не указанным в соответствующем документе; на участках, не предназначенных для рубки; после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) наступает с 16 лет. При совершении преступления действия виновного лица квалифицируются по одной из трех частей ст. 260 УК РФ в зависимости от места совершения преступления, суммы причиненного ущерба, совершения преступления группой лиц, организованной группой и т.д. Размер ущерба определяется исходя из стоимости, экологической ценности количества порубленных или поврежденных лесных насаждений, размера вреда, нанесенного иному растительному и животному миру, а также из фактически затрат на компенсацию нанесенного ущерба.
Санкции ст. 260 УК РФ являются альтернативными и в общей сложности предусматривают следующие виды основного наказания: штраф, обязательные, исправительные, принудительные работы, лишение свободы. Также предусмотрены виды дополнительного наказания, такие как штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В нашем регионе незаконная рубка лесных насаждений является самым распространенным преступлением, совершенным в сфере экологии. Ежегодно судами области по ст. 260 УК РФ осуждается более 30 лиц. Преступления совершаются в основном сельскими жителями в целях продажи древесины, заготовки дров, для строительства надворных построек. Зачастую виновные лица не работают и незаконной порубкой деревьев пытаются заработать на свое существование.
Такое положение дел обуславливает существующую судебную практику, которая в основном сводится к применению в отношении подсудимых условной меры наказания с учетом их социального, имущественного и семейного положения. Вместе с тем, как показывает практика, по всем уголовным делам потерпевшей стороной заявляются иски о возмещении причиненного преступлением ущерба, которые суды удовлетворяют в полном объеме. Судами также принципиально решается вопрос относительно орудий преступления (бензопил, топоров, транспорта), которые подлежат уничтожению, конфискации в доход государства и в редких случаях возвращаются их собственникам.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Кемеровской области
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
В рамках реализации правительственного плана мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины власти пытаются сделать отрасль более прозрачной. «Законодательство сегодня жестко регламентирует ответственность за незаконные рубки, такая ответственность существует вплоть до уголовной, — отмечает замглавы Минприроды России — руководитель Рослесхоза Сергей Аноприенко. — Борьба с незаконной заготовкой древесины при этом ведется комплексно, по нескольким направлениям. Чтобы сделать систему оборота древесины полностью прозрачной, видеть, кто, где и когда заготовил, перевез и продал дерево, минприроды и Рослесхоз подготовили законопроект, который предусматривает на базе единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) учет всех электронных сопроводительных документов на древесину, а также всех мест складирования древесины. Принятие этого закона позволит качественно повысить прослеживаемость древесины, вывести из теневого оборота те объемы, которые сейчас с трудом поддаются учету».
На развитие системы учета древесины направлено обеспечение сквозной прослеживаемости движения каждого ее кубометра от лесосеки до мест переработки либо вывоза за пределы России, уточнили «РГ» в минприроды: «В ходе планируемой модернизации системы учета древесины будут обеспечены: введение электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины; прослеживаемость древесины в ЛесЕГАИС на всех этапах ее транспортировки; обязательность регистрации мест складирования древесины; возможность постоянного контроля за оборотом древесины в местах ее складирования».
387 тысяч сделок с древесиной уже отражены в 2020 году в ЛесЕГАИС, ежедневно в нее вносятся более 2000 деклараций
Законопроект был внесен на рассмотрение в правительство еще в апреле председателем Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым. Как он рассказал «РГ», проект закона до сих пор находится на согласовании: «Документ требует бюджетных ассигнований. В этом случае до внесения в Госдуму он должен получить заключение правительства. Обещают, что это скоро произойдет».
Аналитический блок системы уже тестируется в четырех регионах: Республике Коми, Кировской области, Красноярском и Пермском краях. Он автоматически проверяет цепочку поставок. Система использует сведения об электронном сопроводительном документе на транспортировку древесины, о местах ее складирования, о поступлении, переработке, отгрузке древесины, списании и остатках, а также вводимые отчетные формы учета оборота пиломатериалов.
Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
Другая нерешенная проблема — дефицит лесных инспекторов и лесничих, когда огромные лесные территории фактически бесконтрольны. Численность лесничих в России на август 2019 года составляла 23 тысячи человек, для сравнения — в СССР их было 85 тысяч. «В советское время численность людей, задействованных в охране лесов, была в 10 раз больше, чем сейчас. Тем не менее нелегальные рубки и пожары в советское время тоже происходили, хотя и реже, чем сейчас. Сейчас нехватка кадров и финансирования в лесной отрасли очевидна», — отмечает Кобяков. WWF России выступает за увеличение существующего объема государственного финансирования тушения лесных пожаров минимум в два раза и обеспечение контроля за надлежащим использованием целевых средств.
Леса фактически бесконтрольны. Численность лесничих в России в 2019 году составляла 23 тысячи человек, для сравнения — в СССР их было 85 тысяч
Депутаты подготовили поправки в кодекс, которые дают возможность изменить методику распределения субвенций на исполнение лесных отношений, в том числе увеличить нормы численности лесничих.
Защита по незаконной рубке лесных насаждений строиться в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Исходя из всех нюансов строится защитная позиция, проверяется возможность исключения квалифицирующих признаков, возможность переквалификации деяния на административное правонарушение или на более мягкий состав. Также необходимо в полной мере использовать смягчающие обстоятельства, ходатайствовать о приобщении к материалам дела положительно характеризующих подзащитного документов, такие обстоятельства учитываются при рассмотрении дела в суде и влияют на приговор.
Адвокат по незаконной рубке лесных насаждений проведет анализ ситуации с правовой точки зрения и определит перспективы защиты по конкретно вменяемому составу ст. 260 УК РФ. В услуги адвоката входит консультация и формирование позиции защиты, полное сопровождение в период следствия, участие во всех следственных действиях, в суде и в апелляционной инстанции. Если Вам или Вашему родственнику вменяют в вину незаконную рубку лесных насаждений, обратитесь за помощью к адвокату по уголовным делам, позвоните по телефону указанному на сайте.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)
«О защите конкуренции»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)
«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
-
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ
«О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ
«О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ
- Комитет лесного хозяйства Курской области
- Охрана лесов
- Ответственность за нарушение лесного законодательства
Ответственность за нарушение лесного законодательства
«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 года N 200-ФЗ
Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства
1. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Статья 99.1. Изъятие незаконно заготовленной древесины и орудий незаконной заготовки древесины
1. Незаконно заготовленная древесина, транспортные средства и другие орудия незаконной заготовки древесины подлежат безвозмездному изъятию, конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Указанная в части 1 настоящей статьи безвозмездно изъятая, конфискованная древесина подлежит хранению, реализации либо в случае утраты качества или иных потребительских свойств утилизации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 100. Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства
1. Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
2. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Постановление Верховного Суда РФ от 18.01.2019 N 44-АД18-23
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Никитина Михаила Андреевича на вступившие в законную силу решение судьи Красновишерского районного суда Пермского края от 22 мая 2018 г., решение судьи Пермского краевого суда от 29 июня 2018 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 15 августа 2018 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Жоголя Федора Емельяновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 44-АД19-11
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Гиревой Евгении Анатольевны на вступившие в законную силу постановление от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенное начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решение судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, состоявшиеся в отношении Гиревой Евгении Анатольевны (далее — Гирева Е.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2017 N 44-АД17-8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу заместителя начальника управления, начальника отдела анализа и планирования мероприятий по контролю и надзору управления лесного контроля и государственного пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Вахрушева С.Д. на вступившие в законную силу решение судьи Пермского краевого суда от 03.11.2016 N 7-1814-2016 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 20.12.2016 N 44а-1575/2016, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Красный октябрь» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 N 2370-О
Как следует из представленных материалов, вступившим в законную силу постановлением мирового судьи от 12 сентября 2019 года заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в незаконной рубке сухостойных деревьев для личных нужд (часть 2 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации). В.А. Смирнову было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей с конфискацией в федеральную собственность продукции незаконного природопользования, но без конфискации орудия совершения правонарушения. Постановлением суда кассационной инстанции данное постановление было оставлено без изменения, а жалоба В.А. Смирнова — без удовлетворения.
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Незаконная вырубка леса — уголовная и административная ответственность
Номер дела: 2-45/2018
Дата начала: 30.11.2017
Дата рассмотрения: 04.04.2018
Суд: Богучанский районный суд Красноярского края
:
- Категория
- Имущественные споры / О защите интеллектуальной собственности и средств индивидуализации
- Результат
- Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица) Вид лица Лицо Перечень статей Результат ТРЕТЬЕ ЛИЦО Белякова О.В. ТРЕТЬЕ ЛИЦО КГКУ «Гремучинское лесничество» ТРЕТЬЕ ЛИЦО Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края ОТВЕТЧИК ООО «Лессервис» ИСТЕЦ прокурор ТРЕТЬЕ ЛИЦО Скурихин И.М. ТРЕТЬЕ ЛИЦО Белякова Олег Витальевич ТРЕТЬЕ ЛИЦО Скурихин Иван Михайлович ПОДЛИННИК
Дело № 2-45/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2018 года с. Богучаны Красноярского края
Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Казак А.Н.,
с участием заместителя прокурора Богучанского района Красноярского края Чернецкого Р.Н.,
представителей ответчика ООО «ЛесСервис» Маркатюк С.А., действующей на основании доверенности от 24.07.2017 года, Морданова П.Б., действующего на основании доверенности от 16.01.2018 года,
при секретарях судебного заседания Рукосуевой Е.В., Шестаковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду
УС Т А Н О В И Л :
Прокурор Богучанского района в интересах Российской Федерации обратился в Богучанский районный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» (ООО «ЛесСервис») о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, судебных издержек, мотивируя следующим:
Прокуратурой Богучанского района в ходе проведения проверки по факту незаконной рубки лесных насаждений в квартале № 649 выдел № 2 Бедобинского участкового лесничества КГБУ «Гремучинское лесничество» на территории Богучанского района Красноярского края установлено, что данная рубка деревьев была произведена в границах лесосеки обозначенной, как лесосека в квартале 649 выдел 6 Бедобинского участкового лесничества КГБУ «Гремучинское лесничество», в лесном массиве данная лесосека обозначена лесосечными столбами и визирами, протесанными по периметру отведенной лесосеки. Заготовка древесины на данной лесосеке осуществлена в границах отвода посредством спиливания деревьев ручной бензопилой, рубки деревьев за границами визирных столбов обнаружено не было.
В ходе осмотра установлено, что привязка данной лесосеки к квартальному столбу произведена не верно, в связи с чем лесосека квартал 649 выдел 6 Бедобинского участкового лесничества КГБУ «Гремучинскеое лесничество» была смещена в сторону и фактически рубка деревьев произведена в квартале 649 выдел 2 Бедобинского участкового лесничества КГБУ «Гремучинское лесничество», где рубка не была предусмотрена и разрешительных документов на рубку не имеется.
Согласно сообщению о лесонарушении от 23.05.2016 года, ущерб от незаконной рубки деревьев в квартале 649 выдел 2 Бедообинского участкового лесничества КГБУ «Гремучинское лесничество» составил 1 763 997 рублей 00 копеек.
В ходе проведенной проверки установлено, что данная лесосека в 2014 году находилась в арендной базе ООО «ЛесСервис», а отвод лесосеки производил работник ООО «ЛесСервис» Скурихин И.М.
В результате вырубки лесных насаждений за границами отведенной лесосеки лесному фонду причинен ущерб в размере 1 763 997 рублей 00 копеек.
По данному факту 22.16.2016года ОЭБ и ПК МО МВД Росса Богучанскому району принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 260, ч. 1 ст. 293 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, поскольку в действиях лиц, производивших отвод лесосеки и заготовку отсутствует прямой умысел, направленный на совершение незаконной рубки деревьев.
Вместе с этим, доследственной проверкой, проведенной ОЭБ и ПК МО МВД России по Богучанскому району, установлена причинно-следственная связь между действиями лиц, производивших отвод лесосеки, а также лиц осуществлявших заготовку древесины и наступившими последствиями в виде причинения ущерба лесному фонду.
Просит суд о взыскании с ООО «ЛесСервис» в доход Российской Федерации суммы ущерба, причиненного лесному фонду в размере 1 763 997 руб. 00 коп, а также о взыскании с ООО «ЛесСервис» в доход Российской Федерации судебных издержек в виде государственной пошлины.
В судебном заседании заместитель прокурора Богучанского района Красноярского края Чернецкий Р.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснив, что размер причиненного ущерба определен, а подрядчик вырубавший древесину действовал в интересах ответчика.
1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.
Отношения по поводу использования и охраны лесных и иных насаждений регулируются Законом об охране окружающей среды, ЛК, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также гражданским и земельным законодательством.
2. Предметом преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.
1. Общественная опасность незаконной рубки, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) заключается в неконтролируемом уничтожении древесно-кустарниковой растительности, в подрыве этим экологической безопасности общества.
Часть 1 коммент. статьи определяет основной, ч. 2 — квалифицированный и ч. 3 — особо квалифицированный составы преступления, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (ч. 1 — 2) и средней (ч. 3) тяжести.
2. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности в лесах; экологическое равновесие и жизнеспособность древесно-кустарниковой растительности.
3. Предметом посягательства признается сырорастущая древесно-кустарниковая растительность в своем естественном состоянии (на корню). Пленум ВС РФ в п. 11 Постановления от 05.11.1998 N 14 подчеркивает: «Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий». Не могут являться предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.д., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Следует иметь в виду и то, что предмет посягательства является разграничителем ответственности за незаконную рубку (а равно повреждение) деревьев, кустарников, лиан в уголовно-правовой (ст. 260 УК) и административно-правовой (ст. 8.28 КоАП) сферах.
4. Лес — охраняемый законом природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и травянистой растительности, произрастающей на землях лесного фонда и землях иных категорий, а также населяющих его животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
5. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на: а) защитные; б) эксплуатационные; в) резервные. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: а) обороны и безопасности, на которых расположены леса; б) поселений, на которых расположены городские леса; в) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (см. ст. 10, 23 ЛК).
5.1. К защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Можно выделить следующие категории защитных лесов: а) расположенные на особо охраняемых природных территориях; б) расположенные в водоохранных зонах; в) выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов); г) ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры) (см. ст. 12, 102 ЛК).
5.2. К эксплуатационным относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (см. ст. 12, 108 ЛК).
5.3. В защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов, к которым относятся: а) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; б) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; в) постоянные лесосеменные участки; г) заповедные лесные участки; д) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; ж) другие особо защитные участки лесов (см. ст. 102 ЛК).
5.4. К резервным относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование таких лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам (см. ст. 109 ЛК).
6. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия — незаконной рубке либо незаконном повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.
6.1. Рубка — отделение сырорастущего ствола от земли, например, срубкой, спиливанием, ��орчеванием и тому подобными способами. Как правило, незаконная рубка производится при лесозаготовках, прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и других работах.
1. Предметом преступления являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.
Не являются предметом преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.
2. Объективная сторона выражается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.
3. Под незаконной рубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
4. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний.
5. Обязательным признаком является размер совершенного деяния. Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5 тыс. рублей.
Адвокат по ст. 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор практики рассмотрения судами ходатайств о наложении ареста на имущество по основаниям, предусм
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.03.2019)
-
Обзор практики рассмотрения судами ходатайств о наложении ареста на имущество по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.03.2019)
-
Обзор практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.12.2018)
Все документы >>>
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 16 (ред. от 29.06.2021)
«О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 29.06.2021)
«О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»
Все документы >>>
Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений
-
Федеральный закон от 02.06.2016 N 154-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О Российском Фонде Прямых Инвестиций»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы»
-
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 12.07.2021)
«Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)
-
Указ Президента РФ от 17.05.2021 N 286
«Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге»)
Все документы >>>
КоАП РФ прямо указывает на недопустимость не только вырубки. Кодексом также запрещается повреждать лесные и прочие насаждения, в том числе их выкапывать. Статья 8.28 КоАП предусматривает штраф за незаконную вырубку, устанавливаемый следующим образом:
- для физлиц — порядка 3000–4000;
- для лиц, занимающих государственную либо муниципальную должность — 20000–40000;
- для организаций — от 200 до 300 тысяч рублей.
Стоит отметить, что если для вырубки/повреждения растительности использовались машины и механизмы, то штрафные санкции накладываются несколько иные:
- для физлиц — от 4 до 5 тысяч;
- для должностных лиц — от 40 до 50 тысяч;
- для организаций — от 300000 до 500000 рублей.
Помимо этого, российское законодательство предусматривает изъятие у правонарушителя техники и оборудования, использующегося для незаконных действий по вырубке леса. Как указывает статья 8.28, нарушением закона является не только самовольная заготовка и порубка насаждений, но и сбыт, хранение или покупка древесины, добытой противоправным путём. С физических лиц тогда будет взыскан штраф суммой в 5000 рублей, должностных лиц — 50000 рублей, а организаций — от 400000 до 700000 рублей.
Статья 260 УК РФ под понятием незаконной вырубки определяет действия, направленные не только на непосредственную заготовку древесины, но и вмешательства, после которых дальнейший рост деревьев (кустарников) невозможен. В зависимости от степени вреда, причинённого насаждениям, устанавливается уголовная ответственность лиц, участвующих в самовольной вырубке. Для физлиц максимальная сумма штрафа может составлять 500000 рублей либо равняться сумме доходов за последние 3 года. Кроме этого, незаконная частная вырубка насаждений наказывается привлечением к обязательным работам продолжительностью до 480 часов, либо отправкой лица на исправительные или принудительные работы максимальным сроком в 2 года, в ряде случаев с установлением штрафа суммой от 100000 до 200000 рублей. По решению суда, штраф может представлять собой сумму заработка за срок от 1 до 1,5 лет. Незаконная вырубка деревьев, произведённая группой лиц либо должностным лицом, а также выполненная в крупных масштабах, ведёт к наложению штрафа величиной от 500 до 1500 тысяч рублей. Фиксированная сумма штрафа может быть заменена взысканием суммы заработка за последние 3–4 года. Помимо этого, к осужденным могут быть применены следующие санкции:
- направление на принудительные работы;
- для должностных лиц — лишение (до 3 лет) права работы на определённых должностях;
- тюремное заключение сроком до 4 лет, взиманием штрафа от 300000 до 500000 рублей и запретом на занимание определённых должностей в течение последующих 3 лет. По усмотрению судьи, штраф может быть заменён взысканием с осужденного суммы заработка за последние 2–3 года.
Если незаконная вырубка леса была осуществлена в крупных объёмах, виновных ждёт тюремное заключение сроком до 7 лет. Также должностным лицам на протяжении 3 (или менее) лет запрещается занимать определённые должности. Опираясь на степень ущерба, тюремное заключение может быть заменено штрафом в размере от 1 до 3 миллионов рублей либо взысканием с осужденного суммы, равной его суммарному доходу в течение последних 5 лет. Кроме перечисленного выше, УК РФ предусматривает привлечение виновных к принудительным работам продолжительностью до 5 лет, с наложением штрафных санкций размером от 30000 до 500000 рублей либо удержания суммарного дохода за последние 2–3 года. Уголовный кодекс Российской Федерации классифицирует правонарушения, исходя из объёмов ущерба, нанесённого лесному хозяйству. При этом учитываются следующие критерии:
- значительный ущерб — более 5 тысяч рублей;
- крупный ущерб — от 50 до 150 тысяч;
- особо крупный — свыше 150 тысяч рублей.
Постановление Верховного Суда РФ от 29.08.2019 N 44-АД19-11
Помимо правоохранительных органов, регулярные рейды по своим территориям обязаны совершать и государственные инспекторы от лесных хозяйств, а также РосПриродНадзор, лесничие, егеря, члены лесного патруля.
Жалобы и сигналы от граждан о том, что совершается, вероятно, незаконная вырубка насаждений, принимает специальная Природоохранная прокуратура. При фиксации нарушения на месте преступления до выяснения обстоятельств к ответственности привлекают всех участвующих – и заказчиков, и исполнителей.
Участники рейда составляют протокол, устанавливают размер ущерба, и если он не превышает 5 тыс. рублей, то в дело вступает КОАП РФ.
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27.06.2018 N 56-АПУ18-6СП
Вместе с тем в отношении супруга М. — М. 19 сентября 2014 года мировым судьей прекращено уголовное дело по ст. 260 ч. 1 УК РФ в связи с примирением с потерпевшим, при этом, как следует из материалов уголовного дела, М. допрашивалась по нему в качестве свидетеля и находилась вместе с супругом в момент совершения им преступления.
Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 09.10.2018 N 5-УД18-122
В кассационной жалобе осужденный Костерев оспаривает законность и обоснованность состоявшихся в отношении него судебных решений и просит о направлении уголовного дела на новое судебное разбирательство, указывая, что приговор основан на предположениях, судом нарушены ст. ст. 302, 307 УПК РФ; судом не доказано, что он, Костерев, переносил боеприпасы, а также отсутствуют, по мнению автора жалобы, доказательства, подтверждающие, что именно он перевозил Афанасьева и других не установленных следствием лиц к месту совершения преступления; не проверена судом и версия о том, что водитель автомобиля добровольно вывез нападавших на потерпевшего лиц с места преступления, а не вынужден был это сделать; не все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела судом исследованы; не доказано судом и наличие у него предварительного сговора с осужденным Афанасьевым на совершение преступления; считает, что дело рассмотрено с обвинительным уклоном, а предварительное и судебное следствие проведены неполно. Помимо этого осужденный ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции ст. 252 УПК РФ, а также на нарушение ст. 260 УК РФ при рассмотрении замечаний на протокол судебного заседания.
Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12.12.2018 N 56-УД18-39
осужден по части 3 статьи 260 УК РФ к 2 годам лишения свободы.
В соответствии со статьей 73 УК РФ назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 2 года.
Взыскано с Мисина В.А. в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в счет возмещения ущерба 206 992 рубля.Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 59-О
СТАТЬИ 260 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2019 N 44-АПУ19-11сп
Кандидат в присяжные заседатели N 3 — А. не сообщил, что его отец А. был судим по приговору мирового судьи судебного участка N … Бардымского района Пермского края от 12 июля 2010 года по ч. 1 ст. 260 УК РФ к наказанию в виде 100 часов обязательных работ.
- Постановление Правительства РФ от 18.08.2021 N 1368 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 N 727 (ред. от 18.08.2021) «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду»
- Указ Президента РФ от 06.08.2021 N 453 «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 01.06.2020 N 350 (ред. от 06.08.2021) «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 27.06.2019 N 301 (ред. от 06.08.2021) «О внесении изменений в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38»
- Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 06.08.2021) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»
- Приказ Минюста России от 05.08.2021 N 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации»
- Приказ Минюста России от 06.06.2005 N 76 (ред. от 05.08.2021) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»
- Решение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N АКПИ21-387 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго подпункта 76.4 пункта 76 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660 и частично недействующим приложения N 4 к нему»
- Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 1378-О «По жалобе гражданина Еременко Геннадия Александровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 401.3 и частью третьей статьи 412.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
При вырубке леса с нарушениями действующего законодательства РФ в области экологии такие действия квалифицируются по ст. 260 УК РФ при условии, что результатом этого стало причинение значительного ущерба. Наказаниями за них становятся штрафы, различные виды работ или даже заключение в тюрьму. Суд избирает конкретную меру исходя из обстоятельств происшествия.
1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в области охраны лесов.
Предмет — деревья, кустарники и лианы, как относящиеся, так и не относящиеся к лесным насаждениям.
2. Объективная сторона данного преступления выражается в одном из двух деяний: во-первых, в незаконной, т.е. без надлежащего разрешительного документа — лицензии, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета, — рубке лесных насаждений или не отнесенных к таковым деревьев, кустарников или лиан; во-вторых, в повреждении указанных предметов до степени прекращения роста.
3. Рубка должна признаваться незаконной и в том случае, когда виновное лицо хотя и обладает разрешительным документом, но проводит заготовку древесины не на отведенном ему участке, не тех пород деревьев, не в том количестве, которые указаны в разрешении. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня. Повреждение может выражаться в самых разнообразных действиях: в обдирании коры, в механическом повреждении ствола дерева, в гибели его лиственного покрова в результате попадания на него ядохимикатов и т.д. Указанные действия противоправны, если они совершены в значительном размере.
4. Незаконная рубка деревьев и кустарников — материальный состав преступления. В качестве общественно опасного последствия деяний закон признает их значительный размер — признак, жестко формализованный в примечании к ст. 260 УК, — исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 5 тыс. рублей. Между деянием и ущербом должна быть установлена причинная связь.
Преступление признается оконченным в момент наступления указанных последствий.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный осознает, что он незаконно совершает рубку или повреждение деревьев, кустарников, предвидит, что совершает указанные действия в значительном размере, и желает причинения такого ущерба лесному хозяйству.
6. Часть 2 ст. 260 УК устанавливает ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев различных лесных насаждений, в том числе деревьев, кустарников и лиан, если эти деяния совершены: а) группой лиц; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в крупном размере.
7. Деяния, указанные в ч. 2 ст. 260 УК и совершенные в крупном размере, — материальные составы преступления. В соответствии с примечанием к данной статье крупным размером признается исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 50 тыс. рублей.
8. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого или косвенного умысла.
9. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
10. В части 3 ст. 260 УК предусмотрена ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 настоящей статьи, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В соответствии с примечанием к данной статье особо крупным размером признается исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 150 тыс. рублей. О понятии форм соучастия см. комментарий к ст. 35 УК.
Незаконная рубка лесных насаждений
- Обзор изменений законодательства в сфере борьбы с незаконной заготовкой древесины 2016 / Гаевская Екатерина Юрьевна
- Некоторые вопросы противодействия преступности, связанной с лесопользованием и отмыванием преступных доходов 2014 / Васильева Яна Юрьевна, Дицевич Ярослава Борисовна
- Ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины 2015 / Грошев Александр Васильевич, Шульга Андрей Владимирович
- К вопросу о юридической ответственности за Нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов 2012 / Паламарчук Наталья Святославовна
- Объективная сторона незаконной рубки лесных насаждений 2009 / Конфоркин И. А.
-
Наименование нарушения и размер штрафа
Нормативный правовой акт
Требование, установленное законодательством
Не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков
Размер административного штрафа:
от одной тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей
Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»
Пункт 16: при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пункт 17: при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Пункт 19: срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Нарушение срока разработки проекта освоения лесов или использование лесного участка без проекта освоения лесов
Размер административного штрафа:
50 тысяч рублей (для индивидуального предпринимателя) или 150 тысяч рублей (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока
Приказ Минприроды России от 20.12.2017 № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков»
Арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы
Использование лесного участка без подачи лесной декларации
Размер административного штрафа:
20 тысяч рублей (для физического лица или индивидуального предпринимателя) или 70 тысяч рублей (для юридического лица)
Размер административного штрафа:
за рубку лесных насаждений, предусмотренную проектом освоения лесов, без подачи лесной декларации – 25-кратная стоимость заготовленной древесины, определенная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»
Приказ Минприроды России от 20.12.2017 № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков»
Арендатор обязан в порядке, установленном законодательством РФ, подавать лесную декларацию
Не предоставление (несвоевременное предоставление) отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении
Размер административного штрафа:
на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 19.7 КоАП РФ)
Приказ Минприроды России от 20.12.2017 № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков»
Арендатор обязан представлять отчеты, предусмотренные статьями 49, 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса РФ
Несвоевременная передача лесного участка после истечения срока действия договора или несвоевременная передача лесного участка при досрочном прекращении срока действия договора
Размер административного штрафа:
Не выполнение мероприятий по лесовосстановлению
Размер административного штрафа:
на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей
Приказ Минприроды России от 25.03.2019 № 188 «Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений»
Пункт 6: лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления:
а) лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом РФ;
б) органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий;
в) лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов;
г) лицами, осуществляющими строительство зданий, строений, сооружений в границах лесопарковых зеленых поясов либо ходатайствующими об изменении их границ, в том числе в целях перевода земель лесного фонда, включенных в состав лесопарковых зеленых поясов, в земли иных категорий.
Чем грозит незаконная вырубка лесов
Оставление не вывезенной древесины в установленный срок
Размер административного штрафа:
на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей
Приказ Минприроды России от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации»
Подпункт «з» пункта 12: не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Сдвигание порубочных остатков к краю леса
Размер административного штрафа:
на граждан — от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей
Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах»
Пункт 15: при разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса)
Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений
Размер административного штрафа:
на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния
Размер административного штрафа:
на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Часть 1 статьи 8.28: запрещена незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
- Решение Верховного суда: Определение N 51-АПУ16-4, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Ануфриева Д.А отменена, он освобожден из-под стражи в зале суда. Ануфриев Д.А. оправдан по обвинению в совершении преступлений предусмотренных частью 2 статьи 209 УК РФ, частью 3 статьи 260 УК РФ на основании п. 1 части 2 статьи 302 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления…
- Решение Верховного суда: Определение N 44-АПУ16-2, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Данные обстоятельства позволяют считать наказание, назначенное каждому из осужденных справедливым и не подлежащим смягчению. Показания Новикова относительно обстоятельств совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, были даны в условиях когда он был изобличен совокупностью доказательств, поэтому отсутствуют основания для признания его показаний смягчающим наказание обстоятельством, предусмотренным п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела признание исковых требований не является смягчающим наказание обстоятельством…
- Решение Верховного суда: Определение N 56-АПУ14-35СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Суд неправильно указал, что в июле 2008 года созданная Ермаченко В .П группа имела своей целью совершение тяжких преступлений, поскольку в этот период времени преступление, предусмотренное ст. 260 ч. 3 УК РФ, относилось к категории небольшой тяжести. Нарушены требования ст. 338, 339 УПК РФ при формулировании вопросного листа. Вопросный лист и приговор, в том числе в части описания действий иных, кроме осужденных, лиц, не соответствуют обвинительному заключению…
Незаконная вырубка: какие последствия ждут нарушителя?
- Алиев Н.Б. Повторность и рецидив преступлений по советскому уголовному праву: учебное пособие / Н.Б. Алиев. Махачкала, 1978.
- Баскакова С.И., Шарова Г.Н. Проблемы охраны лесов от пожаров / С.И. Баскакова, Г.Н. Шарова // Экологическое право. 2012. N 2.
- Горелик А.С. Конкуренция уголовно-правовых норм / А.С. Горелик. Красноярск: КГУ, 1996.
- Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. М.: «Юрист», 2001.
- Лопашенко Н.А. Преступления против собственности: теоретико-прикладное исследование / Н.А. Лопашенко. М., 2005.
- Малков В.П. Повторность преступлений (понятие и уголовно-правовое значение) / В.П. Малков. Казань, 1970.
- Фалилеев В.А., Гармаев Ю.П. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений: вопросы теории и судебной практики / В.А. Фалилеев, Ю.П. Гармаев // Российский судья. 2013. N 5.
- Энциклопедия уголовного права. Т. 3. Понятие преступления. Издание профессора Малинина. СПб., 2005.
- Яни П. Постановление Пленума Верховного Суда о квалификации мошенничества, присвоения и растраты: объективная сторона преступления / П. Яни // Законность. 2008. N 6.
[Уголовный кодекс] [Особенная часть] [Раздел IX] [Глава 26]
1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.
2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
а) группой лиц;
б) утратил силу;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх до четырёх лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырёх лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от четырёх до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
Примечание. Значительным размером в настоящей статье признаётся ущерб, причинённый лесным насаждениям или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утверждённым Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.
Прежде чем определять, к какому виду ответственности можно привлечь виновное лицо, нужно разобраться в том, что понимается под термином «рубка лесных насаждений». Для этого необходимо обратиться к Лесному кодексу РФ и Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18.10.2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
Так, в соответствии со ст. 16 ЛК РФ под рубкой лесных насаждений (деревья, кустарники, лианы) признается их валка, а также иные технологически связанные с этим процессы. При этом валка подразумевает под собой следующие действия:
- спиливание;
- срубка;
- срезание.
Под иными процессами понимаются:
- трелевка;
- частичная переработка;
- хранение древесины в лесу.
Смотрите также: Опекун — кто это такой? Отличие опеки от попечительства
В свою очередь, осуществление указанных мероприятий также подчиняется определенным правилам (Приказ Минприроды России № 474 от 13.09.2016 г., Постановление Правительства РФ № 607 от 20.05.2017 г., Постановление Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 г., Приказ МПР РФ № 185 от 16.07.2007 г.).
Таким образом, незаконной вырубкой леса считается такая, которая осуществляется:
- без заключения договора аренды на использование лесов;
- без договора купли-продажи лесных насаждений;
- с нарушением указанных выше правовых документов;
- в отношении тех деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (например, при занесении в Красную книгу РФ и регионов).
Данный перечень исчерпывающим не является.
Статья 8.28 КоАП действует лишь тогда, когда стоимость отделенной от земли древесины не превышает 5 тысяч рублей. При этом учитывают такие параметры растения, как:
- порода;
- возраст;
- высота;
- диаметр.
Порода влияет на удельную стоимость созревшей (деловой) древесины, а по возрасту определяют, насколько древесина достигла нужного состояния, поэтому чем растение моложе, тем меньше удельная цена.
Высоту и диаметр ствола используют для определения объема, ведь удельная стоимость исчисляется в рублях за 1 м3.
Удельную стоимость устанавливают ежегодно, однако в случае резких скачков этого параметра на мировых рынках возможен и более частый пересчет. Эти же параметры, включая удельную стоимость, используют и при расчете платежей для получения разрешения на вырубку или спиливание.
Похожие записи: