Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы по 44 ФЗ по контракту». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ
30 000 ₽ — должностное лицо
ч.2 ст.7.29
Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2.1 ст.7.29
Проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного или закрытого конкурса, в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ. Нарушен порядок и сроки направления в ФАС документов, которые нужны, чтобы согласовать проведение закрытой закупки или заключение контракта с единственным поставщиком.
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.1 ст.7.29.3
В план-график или план закупок включены:
один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).
20 000 — 50 000 ₽ должностное лицо
Штрафы для заказчиков по 44‑ФЗ
ч.2 ст.7.29.3
Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)
10 000 ₽ — должностное лицо
ч.3 ст.7.29
Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено
30 000 ₽ — должностное лицо
Информация и документы, которые по 44-ФЗ нужно разместить при проведении конкурса и аукциона, размещены в ЕИС с нарушением срока:
ч.1 ст.7.30
не более чем на 2 рабочих дня
5 000 ₽ — должностное лицо 15 000 ₽ — юрлицо
ч.1.1 ст.7.30
более чем на 2 рабочих дня
30 000 ₽ — должностное лицо 100 тыс. рублей — юрлицо
Информация и документы, которые по 44-ФЗ нужно разместить при проведении запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика, размещены в ЕИС с нарушением срока:
ч.1.2 ст.7.30
не более чем на 1 рабочий день
3 000 ₽ — должностное лицо 10 000 ₽ — юрлицо
ч.1.3 ст.7.30
более чем на один рабочий день
15 000 ₽ — должностное лицо 50 000 ₽ — юрлицо
ч.1.4 ст.7.30
Размещение в ЕИС информации с нарушением:
требований 44-ФЗ,
порядка предоставления документации конкурса или аукциона,
порядка разъяснения положений документации,
порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
15 000 ₽ — должностное лицо 50 000 ₽ — юрлицо
ч.3 ст.7.30
В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ
50 000 ₽ — должностное лицо 500 000 ₽ — юрлицо
ч.4 ст.7.30
Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений,
требования к участникам закупки,
требования к размеру обеспечения заявок на участие,
требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
ч.4 ст.7.29.3
План-график и изменения в нем утверждены или размещены в ЕИС с нарушением срока.
30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.5 ст.7.30
Информация о закупке была изменена в плане-графике. Заказчик не выждал один день с момента изменений и разместил в ЕИС извещение.
30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.6 ст.7.30
Информация о закупке не включена в план-график, но заказчик разместил в ЕИС извещение о ее проведении или отправил приглашения участникам.
30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.7 ст.7.30
Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении закупки или направил приглашение участникам, хотя закупка признана необоснованной и вынесено предписание или нарушения в предписании не устранены.
30 000 ₽ — должностное лицо
Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.
По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.
Нарушен установленный документацией порядок:
вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам,
рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
ч.2 ст.7.30
для аукциона и конкурса
должностное лицо — 1% от НМЦК, но не менее 5 000 ₽ и не более 30 000 ₽
ч.6 ст.7.30
для запроса котировок и запроса предложений
должностное лицо — 5% от НМЦК, но не более 30 000 ₽
ч.2.1 ст.7.30
Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями
10 000 ₽ — должностное лицо
ч.7 ст.7.30
Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.8 ст.7.30
Сокращены сроки подачи заявок в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ. Нарушен порядок и сроки отмены закупки.
30 000 ₽ — должностное лицо
Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:
ч.13 ст.7.30
не более чем на 2 рабочих дня
3 000 ₽ — должностное лицо
ч.14 ст.7.30
более чем на два рабочих дня
30 000 ₽ — должностное лицо
Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:
ч.1 ст.7.31.1
не более, чем на 3 рабочих дня,
5 000 ₽ — должностное лицо 30 000 ₽ — юрлицо
ч.2 ст.7.31.1
более, чем на 3 рабочих дня.
15 000 ₽ — должностное лицо 90 000 ₽ — юрлицо
Новые штрафы для поставщиков по 44-ФЗ
ч.1 ст.7.32
При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.
должностное лицо — 1% от НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000 юрлицо — 1% от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000
ч.2 ст.7.32
Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.
должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
ч.3 ст.7.32
Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.4 ст.7.32
Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия.
20 000 ₽ — должностное лицо 200 000 ₽ — юрлицо
ч.5 ст.7.32
Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг
должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушенияя
ч.6 ст.7.32
Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта
50 000 ₽ — должностное лицо 200 000 ₽ — юрлицо
ч.7 ст.7.32
Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.
должностное лицо и ИП — 5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 ₽ или дисквалификация до 2 лет юрлицо — от однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 ₽
ч.8 ст.7.32
Не соблюдены требования законодательства в сфере закупок при проведении экспертизы поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта, которую, согласно 44-ФЗ, должны проводить эксперты или экспертные организации.
20 000 ₽ — должностное лицо
ч.9 ст.7.32
Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.
20 000 ₽ — должностное лицо
ч.10 ст.7.32
Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.
20 000-50 000 ₽ — должностное лицо
ч.1 ст.7.32.5
Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса
30 000-50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2 ст.7.32.5
Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП
ч.1 ст.7.31
В РНП включена заведомо недостоверная информация
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2 ст.7.31
Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.
20 000 ₽ — должностное лицо
Вид нарушения
Статья КоАП
Размер штрафа, руб.
1
Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44
Часть 1 статьи 7.29.
30 000
2
Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона
Часть 2 статьи 7.29.
50 000
3
Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44
Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Часть 2.1 статьи 7.29.
50 000
4
Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Часть 3 статьи 7.29
Должностные
лица
Как не платить штраф в госзакупках
• предоставления конкурсной документации или документации об аукционе- разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе,
• приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений
Часть 1.4 статьи 7.30.
Должностные лица -15 000 Юридические лица — 50 000
13
Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки
Часть 1.5 статьи 7.30
Должностные лица 30 000
14
Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график
Часть 1.6 статьи 7.30
Должностные лица 30 000
15
Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено
Часть 1.7 статьи 7.30
Должностные лица 30 000
16
Часть 3 статьи 7.30.
Должностные лица -50 000 Юридические лица — 500 000
19
Установление не предусмотренных ФЗ-44:
• порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,
• требований к участникам закупки,
Часть 4 статьи 7.30.
1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 5 000 и не
• требований к размеру обеспечения заявок на участие,- требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
• требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов
более 30 000
20
Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44
Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой
Часть 4.1 статьи 7.30.
1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 10 000 и не более 50 000
21
Часть 4.2 статьи 7.30.
Должностные лица — 3 000
22
Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допускек участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством
Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям
Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений
Часть 6 статьи 7.30.
5% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000
23
Часть 7 статьи 7.30.
Должностные лица — 50 000
24
Сокращение сроков подачи заявок в случаях не предусмотренных ФЗ-44
Часть 8
Должностные
Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
статьи 7.30.
лица — 30 000
25**
Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного ФЗ-44
Часть 11 статьи 7.30.
Должностные лица — 50 000
26
Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.
У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.
НМЦК, руб.
Менее 3 млн
3-50 млн
50-100 млн
100 млн и выше
Штраф, руб.
1 000
5 000
10 000
100 000
Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.
В таблице меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.
Статья КоАП
Вид нарушения
Сумма штрафа
ч.1 ст.7.29
Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ
30 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.29
Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ
50 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.29.3
Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)
10 000 руб. — на должностное лицо
ч.3 ст.7.29
Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено
30 000 руб. — должностное лицо
ч.1.4 ст.7.30
Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований
15 000 руб. — на должностное лицо; 50 000 руб. — на юрлицо
ч.3 ст.7.30
В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ
50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо
ч.4 ст.7.30
Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений
требования к участникам закупки
требования к размеру обеспечения заявок на участие
требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта
требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ
Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:
Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
штраф от 200 тыс. до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугодадо трёх лет
принудительные работы на срок до пяти лет
лишение свободы сроком до семи лет
Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет
Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:
штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.
\r\n\r\n
При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
\r\n\r\n
\r\n\t
Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
\r\n\t
Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.
\r\n
\r\n\r\n
Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.
\r\n\r\n
Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
\r\n\r\n\r\n\r\n
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.
\r\n\r\n
\r\n\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
НМЦК, руб.
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
До 3 млн
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
От 3 до 50 млн
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
От 50 до 100 млн
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
От 100 млн
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Штраф, руб
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
1 000
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
5 000
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
10 000
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
100 000
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n\r\n\r\n
ВАЖНО
\r\n\r\n\r\n
\r\n
Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.
\r\n\r\n\r\n\r\n\r\n\r\n
\r\n\r\n
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:
\r\n\r\n
Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки
\r\n\r\n
Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
\r\n\r\n
В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.
\r\n\r\n
\r\n\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Статья КоАП
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Вид нарушения
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Сумма штрафа
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.1 ст.7.29
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
30 000 руб. — на должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.2 ст.7.29
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
50 000 руб. — на должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.2 ст.7.29.3
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
10 000 руб. — на должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.3 ст.7.29
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
30 000 руб. — должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.1.4 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
15 000 руб. — на должностное лицо;
\r\n\r\n\t\t\t
50 000 руб. — на юрлицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.3 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.4 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
\r\n\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t\t
порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
\r\n\t\t\t\t
требования к участникам закупки;
\r\n\t\t\t\t
требования к размеру обеспечения заявок на участие;
\r\n\t\t\t\t
требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
\r\n\t\t\t\t
требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.4.1 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.
При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.
Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.
Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.
НМЦК, руб.
До 3 млн
От 3 до 50 млн
От 50 до 100 млн
От 100 млн
Штраф, руб
1 000
5 000
10 000
100 000
ВАЖНО
Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:
Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки
Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
Штрафы по 44 ФЗ — таблица КоАП с последними изменениями
Среди наиболее распространенных примеров неисполнения условий контракта по 44-ФЗ поставщиком и заказчиком стоит перечислить:
Выполнение работ на момент прекращения контракта.
Выполнение неполного объема работ, указанного в договоре.
Несоблюдение условий, касающихся качества услуг.
Пропуск установленного для оплаты времени.
Согласно ч. 5 ст. 34 закона 44-ФЗ, если покупатель нарушает сроки исполнения обязательств, поставщик может потребовать выплаты пени и штрафов по условиям договора. Отметим, что в п. 6 данной статьи заказчик получает точно такое же право.
Оговоримся, что заказчик не имеет права самостоятельно принимать решение относительно начисления пени, штрафов за нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ. Если его не устраивает то, каким образом были выполнены условия договора, либо исполнитель не соблюдает сроки, начисляется неустойка. Кроме того, в тексте соглашения должен быть прописан порядок такого начисления – об этом говорится в п. 4 ст. 34 закона о госзакупках.
Организатор торгов не может изменить порядок начисления пени и штрафов, зафиксированный на законодательном уровне, даже если стороны придут к соответствующему соглашению.
Закон устанавливает ряд случаев, в которых заказчик не должен требовать выплату пени и штрафов. Именно так (согласно ст. 93 закона 44-ФЗ) поступают во время закупок у единственного поставщика на сумму 300 000 или 600 000 рублей. Данное правило распространяется на ситуации, когда предметом торгов становится поставка медикаментов, посещение зоопарка, театра, других мероприятий развлекательного характера.
Если поставщик подтверждает неисполнение условий контракта по 44-ФЗ, необходимо действовать так:
Заказчик готовит в свободном формате письменную претензию, где фиксирует и описывает факт просрочки. В данной бумаге указываются реквизиты соглашения, номер счета и начисленная сумма неустойки.
Поставщик соглашается на оплату пени, после чего переводит денежные средства на счет, обозначенный покупателем.
Стороны подписывают акт приемки.
Заказчик оплачивает услуги по договору.
Сумма обеспечения выполнения условий контакта передается обратно поставщику.
Возможен и другой вариант уплаты штрафа, при котором заказчик вычитает неустойку из суммы, которая должна быть получена исполнителем. Здесь допустимы три подхода:
Уменьшается сумма, являющаяся оплатой исполнения работ по договору.
Средства вычитаются из обеспечения государственного контракта, которое поставщик должен получить обратно после предоставления ТРУ.
Взыскиваются средства через банк, предоставивший гарантию на исполнение обязательств, – если в данном документе есть пункт о взыскании за просрочку, заказчик может потребовать неустойку.
Пени за просрочку рассчитывают по правилам, которые прописаны в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую не оплатили срок.
Формула расчета выглядит так:
Пени = Цена контракта × 1/300 × Размер ключевой ставки × количество дней просрочки
При расчете пеней заказчик уменьшает цену контракта пропорционально объему выполненных работ. В дни просрочки входят выходные и праздничные дни, но не входят дни приемки товара (Письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).
Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2020 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей.
Для заказчиков и поставщиков пени считают одинаково.
Сумма штрафа для поставщиков зависит от цены контракта или цены за этап, если договор предусматривает поэтапное исполнение:
Цена контракта, рублей
млн
3-50 млн
50-100 млн
100-500 млн
500 млн — 1 млрд
1-2 млрд
2-5 млрд
5-10 млрд
> 10 млрд
Размер штрафа, % от цены контракта
10
5
1
0,5
0,4
0,3
0,25
0,2
0,1
В закупках для СМП и СОНКО штраф равен 1 % от цены контракта, но не меньше 1 тыс. рублей и не больше 5 тыс. рублей.
В закупках на право заключения контракта штрафы считают от суммы контракта, если итоговая цена выше начальной максимальной цены (НМЦК). В других случаях — от НМЦК.
Если поставщик нарушит обязательство, у которого нет стоимости, штраф начисляют по схеме:
1000 рублей — цена контракта меньше 3 млн рублей;
5000 рублей — цена контракта 3 — 50 млн рублей (включительно);
10 000 рублей — цена контракта 50 — 100 млн рублей (включительно);
100 000 рублей — цена контракта больше 100 млн рублей.
Штрафы за ненадлежащее исполнение контракта выше, чем пени за просрочку. Если перед вами встал выбор: выполнить контракт вовремя, но некачественно или исполнить контракт с просрочкой, но качественно, то выгоднее выбрать второй вариант.
Чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ
Ответственность заказчика по 44-фз за нарушение условий государственного контракта может быть не только гражданско-правовой, но и административно-правовой.
Многие руководители заказчиков, желая продемонстрировать свою исключительную важность и власть перед подрядчиком, задерживая оплату, обуславливая ее выполнением дополнительных работ, отказывая в оплате, необоснованного начисляя неустойки, даже не подозревают, что роют себе яму.
При этом иногда, еще на стадии заключения контракт,а заказчиком игнорируются и требования закона о включении в контракт обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товар, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства.
С лета 2017 года за нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по госконтрактам предусмотрен штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 статьи 7.32.5 КРФоАП).
Как и в случае с ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП, оплата штрафа сама по себе не добавит денег на вашем счете, но послужит хорошим стимулом для заказчика в части выполнение условий контракта в части оплаты.
Очевидно, что привлечение руководителя заказчика к административной ответственности не является самоцелью. Подрядчику просто необходимо знать о таком инструменте, как предмете для торга на переговорах.
В случае, если руководитель заказчика не внемлет вашим доводам о недопустимости нарушения условий контракта, отказывается выполнять условия контракта, можно воспользоваться описанном в статье способом.
Возможно для некоторых поставщиков (исполнителей) будет приятно то, что штраф будет взыскан с конкретного исполнителя-руководителя, а не с организации за счет бюджетных денежных средств.
Ну и, пожалуй, самое интересное в этой связи то, что если штраф не подействует на руководителя заказчика, за повторное нарушение условий контракта по оплате,если ранее руководитель уже был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КРФоАП, частью второй статьи 7.32.5 предусмотрена … дисквалификация.
Чего больше всего боится среднестатистический чиновник? Правильно – «потерять место».
Согласитесь, замечательный повод для руководителя заказчика посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Еще раз повторю, что призываю вопросы решать в переговорном порядке и не загонять заказчиков в угол. Если факт нарушения условий контракта по оплате уже имел место, вы всегда успеете подать заявление о привлечении к административной ответственности.
С большой долей вероятности быстрее вы получите причитающиеся вам денежные средства, если сможете донести до руководителю заказчика почему он не прав и что ему за это может быть.
Это понятие имеет широкое применение в профессиональной среде. Термин определен Гражданским кодексом (ст. 330 ГК), согласно которому неустойка — это денежная сумма, которую выплачивает должник.
В законодательных нормативах указано, в каких случаях законодательство предусматривает применение мер ответственности в виде пени, — если штрафные санкции прописаны в договоре, закреплены в правилах определения размера штрафов № 1042 или определены специальными законами. Временные пределы начисления по договору поставки указаны в ст. 521 ГК. Если законом не установлено иное, за недопоставку или просрочку поставки товаров такое наказание поставщику предписано нести до фактического выполнения обязательств.
В федеральной контрактной системе определяется неустойка по ч. 5 и 7 ст. 34 44-ФЗ. В ч. 4 статьи заложена обоюдная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств и у заказчика, и у поставщика. Отдельно для заказчика существует «профильная» ответственность в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за несоблюдение непременного условия о штрафных санкциях в проекте контракта (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП). Исключение — случаи, описанные в ч. 15 ст. 34 № 44-ФЗ.
В ч. 5-6 ст. 34 № 44-ФЗ установлено, что и заказчик, и поставщик ответственны за нарушения, влекущие применение неустойки и пени в контрактных отношениях. Для обеих сторон взыскание применяется в виде:
штрафов;
пеней.
Денежное возмещение в виде пени преимущественно рассматривается в Налоговом кодексе (НК). Очевидной представляется связь этой выплаты с каждым календарным днем просрочки.
В № 44-ФЗ уточняется, считается ли день поставки товара днем просрочки при расчете неустойки — нет, пени за нарушения со стороны заказчика начисляются со следующего после неисполнения обязанностей дня (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ, письмо Минфина России № 02-02-04/63862 от 11.12.2014). Размер взыскания определяется как 1/300 актуальной ключевой ставки от своевременно не выплаченной суммы.
Размер и порядок начисления неустойки по 44-ФЗ регулируется ст. 34 Федеральной контрактной системы и правилами определения штрафа и пени из ПП № 1042 от 30.08.2017. В них определен размер штрафа для сторон при ненадлежащем исполнении или неисполнении (просрочка — исключение) и размер пени за каждый день (за просрочку).
Вот как определить размер неустойки в рамках контрактной системы в сфере закупок для разных ситуаций:
Основание для определения размера неустойки — это государственный контракт. Стороны приводят в соглашении размеры и формулы расчета взыскания и для заказчика, и для поставщика. Если в контракте не указана информация о порядке расчета штрафных санкций, стороны руководствуются правилами № 1042 или профильным законодательством (ч. 7, 8 ст. 34 44-ФЗ, п. 13 правил № 1042). Каждая сторона несет ответственность за неверный расчет пени в закупке по закону 44: заказчик или поставщик вправе оспорить некорректные начисления.
Сумма для расчета — это не всегда цена госконтракта. В некоторых случаях учитывают цену отдельного этапа, определенного обязательства, НМЦК. Если стороны заключили контракт без возможности определить объем поставки, расчет взыскания производится по максимальному значению цены контракта (письмо Минфина № 24-03-07/82359 от 25.10.2019).
При исчислении неустойки учитываются особенности налогообложения контрагента. Если цена контракта (этапа, максимальное значение ЦК) включает НДС, то взыскание тоже определяется с учетом НДС (постановление президиума ВАС РФ по делу № А50-6981/2008-Г-10 от 22.09.2009 № 5451/09). Если контрагент работает на УСН и не использует НДС, расчет производится без учета налога на добавленную стоимость (постановление Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-20035/14 от 27.03.2015 № Ф05-1474/2015).
Для СМП и СОНКО взыскание рассчитывают по другим правилам: размер штрафа за неисполненные обязательства (кроме просрочки) определяется как 1% от цены контракта или отдельного этапа, но не больше 5000 и не меньше 1000 рублей.
Победители закупки, которые предложили наиболее высокую цену за права на заключение госконтракта, уплачивают взыскание по правилам, определенным в соглашении. Если для них по закону установлен другой порядок, при исчислении взыскания следует руководствоваться действующим законодательством (ПП РФ № 1011 от 02.08.2019).
Общая сумма по штрафам и пеням за неисполнение или ненадлежащее исполнение не превышает сумму по контракту. Она верна и в отношении поставщика, и в отношении заказчика.
Размер пени, взыскиваемой в случае просрочки выполнения обязательств заказчика, Правила не регулируют, поэтому нужно ориентироваться непосредственно на нормы Закона № 44 «О контрактной системе…». Статьей 34 (часть 5) этого Закона размер неустойки определен как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый из дней просрочки от суммы, которая не уплачена в срок (начиная со дня, который следует после того, как истечет срок исполнения договорного обязательства). С 1.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой.
Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии
Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.
Ликбез по участию в закупках
Тем, кто впервые участвует в госзакупках, нужно знать многое: с чего начинать подготовку, кто является заказчиками, как искать лучшие закупки, как подать заявку, что такое финансовое обеспечение.
Как победить в аукционе по 44-ФЗ «О контрактной системе…»
Мы подготовили инструкцию, которая включает пять шагов. Изучите её, и вы обязательно одержите победу.
Правилами не определено, каким образом устанавливаются штрафные санкции за неисполнение обязательств (здесь имеется в виду только ненадлежащее исполнение контракта либо просрочка его исполнения).
Принимая Закон № 44 (в первоначальной редакции), законодателем не было упомянуто об ответственности, наступающей в случае неисполнения контракта. Поправки в Закон № 44 (части 5, 6 и статья 34 части 8) внесены лишь в конце 2013 г. В итоге эти нормы предусматривают, что штраф, налагаемый за ненадлежащее исполнение либо неисполнение контрактных обязательств, необходимо закрепить в контракте фиксированной суммой, определяемой с учетом Правил. Однако в самих Правилах говорится лишь о просрочке или ненадлежащем исполнении обязательств. Понятно, что при неисполнении контрактных обязательств именно обеспечение исполнения контракта гарантирует интересы заказчика, к примеру, выплатой по гарантии банка (Закон № 44, статья 45), поставщика же занесут в реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44, статья 104).
Вопрос: «Требуется ли вносить изменения в действующий контракт, который был заключен в 2013 г. на 2014 г., касающиеся размера неустойки по причине принятия новых правил?»
Заказчик обязан прописать в проекте заключаемого контракта ответственность в случае его неисполнения в виде зафиксированной суммы штрафных санкций (Закон № 44, статья 34, часть 4). Самое простое, что в такой ситуации можно сделать для того, чтобы предупредить претензии ФАС РФ – это изменить формулировку контракта так, чтобы фиксированная сумма штрафных санкций распространялась на «ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей по контракту».
Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).
Фиксированный размер штрафа должен быть рассчитан уже на стадии разработки конкурсной документации. Отметим, что сделать это затруднительно, так как итоговая цена контракта, на основании которой исчисляется штраф, будет известна лишь после определения победителя конкурса. По этой причине в контракт можно включить пункт, содержащий незаполненные поля, к примеру: «За ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий Контракта Поставщик должен уплатить Заказчику штрафные санкции, размер которых составляет ____ % от контрактной цены, определенной в пункте ____ Контракта, (это составляет ____ рублей)».
На стадии заключения контракта в пустые поля должны быть вписаны соответствующие значения. При уверенности заказчика, что начальная цена по результатам госзакупки не снизится до такого уровня, чтобы попасть в иной диапазон, может быть сразу указан конкретный процент (к примеру, в закупочной документации цена контракта составляет 3,5 млн рублей, а по результатам конкурса победителем признают участника, предложившего 2,9 млн рублей).
Отметим, что по Закону № 44 размер пени должен быть прописан в контракте (статья 34, часть 7). Очевидно, что в таком случае положения Правил можно просто продублировать.
Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:
на сумму, которая не превышает 100 тыс. рублей (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 4);
на заключение договора на посещение театра, зоопарка, концерта, кинотеатра, музея, цирка, спортивного мероприятия или выставки (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 15);
если закупаются лекарственные препараты (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 28).
Теги: пени, штрафы, 44-ФЗ, пример расчёта,
Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.
При просрочке обязательств Заказчиком по оплате по контракту пеню рассчитывают от неуплаченной в срок суммы оплаты по госконтракту (п. 5 ст. 34 Закона 44-ФЗ).
Подрядчик (исполнитель) по госконтракту выполняет работы (оказывает услуги, продает товары), однако, пеню надо рассчитать в денежном выражении. Для этого цену контракта (или отдельного этапа контракта) уменьшают пропорционально тому объему обязательств, который уже фактически выполнен.
Учитывайте, что если подрядчик (исполнитель) нарушает не основное обязательство по контракту, то к нему предъявляют не требования о взыскании пени, а взыскивают штраф в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.
Разъяснения по этому поводу даны Верховным Судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) в Определении от 13.08.2020 г. № 305-ЭС20-10760 (в конкретном случае указано на недопустимость выставления пени за несоблюдение сроков передачи сопроводительных документов).
В связи с внесением изменений в п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года, в случае, если контракт разбит на этапы, то пени считаются исходя из стоимости каждого из этапов, даже если вы не предусмотрите это непосредственно в контракте.
НДС включается в сумму расчета пени, если только сторона не применяет налоговый режим, при котором она не является плательщиком НДС.
Если заказчик не может рассчитать потребность в товарах (объеме работ или услуг), то неустойку, в том числе пеню, можно рассчитать от максимального значения цены контракта.
Для расчета пени сумму неисполненных обязательств по госконтракту (или этапу контракта) умножают на 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на момент расчета пени и на количество дней просрочки.
К неустойкам (в.т.ч. пеням) по госконтрактам применяется общее правило статьи 333 ГК РФ о том, что такая неустойка может быть уменьшена в случае ее несоразмерности основному обязательству. Для этого должник должен заявить об уменьшении до окончания рассмотрения дела по существу и удаления суда 1 инстанции в совещательную комнату.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Профессиональная переподготовка
Специалист в сфере закупок
от 6 843 руб Подробнее
Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг
от 3 281 руб Подробнее
Повышение квалификации по 223-ФЗ
Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ
от 3 656 руб Подробнее
Повышение квалификации
Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
от 4 593 руб Подробнее
Устанавливая ответственность для поставщика, заказчик должен следить за изменениями норм действующего законодательства, в частности за утверждением новых Правил установления штрафов и пеней для участников закупочного процесса.
В УФАС поступили обращения участников закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания. Несмотря на то, что заявители в последующем отозвали жалобы, антимонопольный орган провел внеплановую проверку по доводам инициаторов обращений, которые указали, что ответственность за неисполнение обязательств сторонами установлена заказчиком в проекте контракта не в соответствии с требованиями действующего законодательства. Комиссия УФАС установила, что согласно ст. 34 ФЗ № 44 в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Проект контракта устанавливает ответственность, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, которое утратило силу с 09.09.2017. Таким образом, штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, пеня за каждый день просрочки исполнения подрядчиком, штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств установлены заказчиком в проекте контракта в нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, в том числе не учтены требования, определенные пунктами 4, 5, 6, 11, 12 Правил[2]. В своем решении антимонопольный орган признал в действиях организатора торгов нарушения норм Закона о контрактной системе, а также выдал заказчику предписание об их устранении. (Решение Челябинского УФАС по делу №9-ВП/2018 от 16.01.2018)
При определении размера штрафа контрагенту заказчик должен исходить из НМЦК, в противном случае установленная ответственность не будет соответствовать действующим правилам, определяющим ответственность поставщиков.
В антимонопольный орган обратился участник открытого конкурса на выполнение работ по проведению лесоустройства на территории лесничеств с жалобой на положения конкурсной документации заказчика. В своем обращении заявитель указывает, что в нарушение ФЗ № 44 заказчиком в подпунктах 7.6, 7.7, 7.7 пункта 7 проекта контракта неверно установлены размеры штрафов за неисполнения обязательств по контракту, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042[3]. Рассмотрев материалы дела, антимонопольная служба установила, что в проекте государственного контракта размеры штрафов для заказчика и поставщика в случае ненадлежащего исполнения ими обязательств по контракту установлены в размерах, предусмотренных Правилами[4] при начальной (максимальной) цене контракта, не превышающей 3 000 000 рублей, тогда как начальная (максимальная) цена контракта составляет 39 410 280 рублей 00 копеек. Следовательно, установленная организатором торгов в проекте государственного контракта ответственность сторон за неисполнение обязательств по контракту не соответствует пороговому значению цены контракта, предусмотренному положениями Правил[5], что нарушает ч. 8 ст. 34 ФЗ № 44. В своем решении антимонопольный орган поддержал доводы заявителя, признав действия заказчика неправомерными. (Решение УФАС по Чувашской Республике по делу № 133-к-2018 от 21.05.2018).
Подписывая контракт, контрагент должен помнить, что в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Получите консультацию прямо сейчас!
Взыскание и пени, и штрафа.
Заказчик обратился с иском в Арбитражный суд к поставщику о взыскании 2 088 843,3 руб. неустойки за просрочку исполнения муниципального контракта на поставку автобусов для перевозки детей и 266 162,5 руб. штрафа. Согласно решению суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, с поставщика в пользу заказчика взыскано 79 848,75 руб. неустойки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда данное решение изменено, иск удовлетворен частично: с поставщика в пользу организатора закупки взыскано 79 848,75 руб. неустойки и 266 162,50 руб. штрафа за неисполнение контракта. В удовлетворении остальной части иска отказано. Не согласившись с таким решением, контрагент обратился с заявлением в кассационную инстанцию, в котором просит судебные акты нижестоящих судов отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. При рассмотрении данной жалобы, кассационный суд установил, что поставщик обязался поставить автобусы (3 ед.) для перевозки детей в течение 60 рабочих дней с даты подписания контракта, а заказчик обязался принять и оплатить поставленные транспортные средства. Согласно пункту 5.1 контракта его цена составляет 5 323 250 руб. и включает стоимость автобусов, транспортные расходы до места поставки, погрузочно-разгрузочные работы, затраты на страхование, упаковку, маркировку, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей. По причине отсутствия товара поставщик обратился к заказчику с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с переносом заводом-изготовителем сроков поставки автобусов, предусмотренных условиями спорного контракта. Ссылаясь на нарушение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный контрактом срок, заказчик обратился в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования в части, пришел к выводу о доказанности факта нарушения контрагентом срока поставки автобусов, предусмотренного контрактом, и обоснованности взыскания неустойки, начисленной за период действия контракта. При этом, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для взыскания пени за неисполнение обязательств по поставке названных транспортных средств за пределами срока действия договора, а также фиксированного штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом. В дальнейшем седьмой арбитражный апелляционный суд, поддерживая выводы нижестоящего суда относительно правомерности удовлетворения исковых требований о взыскании неустойки в части, тем не менее, не согласился с выводами суда первой инстанции о необоснованности требования о взыскании фиксированного штрафа, в связи с чем изменил оспариваемое решение. По итогам рассмотрения жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что седьмой арбитражный апелляционный суд правильно разрешил имеющийся спор и поддержал его выводы. (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.06.2018 № Ф04-1037/18 по делу А27-7452/2017)
• Мнение Президиума ВС РФ о взыскании неустойки и штрафа по контракту:
В пункте 36 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 разъяснено, что пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.
Взыскание штрафа в полном размере.
Проверить деятельность государственного заказчика могут:
Федеральная антимонопольная служба;
Министерство финансов;
Контрольно-счетная палата;
Органы контроля регионального или муниципального уровней;
Прокуратура.
Плановые проверки проводятся обычно не чаще 1 раза в год, и контрольный орган не менее чем за неделю уведомляет заказчика о том, в какой день начнется проверка, какой период будут проверят и какие документы необходимо подготовить. При этом проверке подлежит конкретный период деятельности заказчика.
Внеплановые проверки обычно проводят по одной из следующих причин:
поступления жалобы участника торгов;
поступления заявления от физ.лица или юр.лица;
обнаружения самой ФАС нарушения;
появления сообщений в СМИ;
после истечения срока выданного ранее предписания контрольного органа.
Жалобу рассматривает специально сформированная для рассмотрения комиссия, а проверке подлежит конкретная закупка, на которую была подана жалоба.
№
Нарушение
Норма
Штраф
Штрафы за нарушение способа и условий определения поставщика
1.
Нарушение требований о выборе способа определения исполнителя
часть 1 статьи 7.29 КоАП
30 тыс. руб. (должностное лицо)
2.
Выбор другого способа закупки в ситуации, когда необходимо проводить конкурс или аукцион
часть 2 статьи 7.29 КоАП
50 тыс. руб. (должностное лицо)
3.
Опытные юристы
За вас работают юристы в области 44-ФЗ и 223-ФЗ с опытом работы от 5 лет
Отточенный процесс
8-ми летний опыт построения эффективной работы с клиентами
Высокая квалификация
Наши юристы всегда в курсе последних изменений законодательства
Личный менеджер
За вами закрепляется личный менеджер, готовый ответить на любые вопросы
Специализированная организация «ИжТендер» на основании ст.40 Федерального закона №44-ФЗ имеет право аналогично уполномоченному органу проводить закупочные процедуры от имени и по поручению заказчика, а также участвовать в торговых процедурах от имени поставщика. Специализированная организация является организатором или участником торгов, а контракты заключают сами заказчики или поставщики.