Мгу поддержит студентов в период пандемии гриппа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мгу поддержит студентов в период пандемии гриппа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ректор МГУ обратил внимание на несколько пунктов приказа. Так, обучающимся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, назначенным на ноябрь 2020 года на государственную социальную стипендию, будет единовременно выплачено по 10 тыс. рублей.

Кроме того, до 30 ноября стипендиальные комиссии факультетов с участием студсоветов предоставят в ректорат списки на оказание материальной поддержки нуждающимся из числа студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг. «Полагаю, что это позволит компенсировать возможные издержки, связанные с дистанционной формой обучения», — отметил Садовничий.

По словам ректора, студентам, которые на время подъема заболеваемости коронавирусной инфекцией планируют вернуться домой, из внебюджетных средств будет оказана материальная помощь на покрытие расходов на проезд к месту жительства. «Еще раз повторяю: мы никого не обязываем выезжать из общежитий. Но если ребята рассматривают для себя такую возможность, университет поддержит такое решение», — сказал ректор.

Также обучающиеся по договорам об оказании платных образовательных услуг, выехавшие из общежития в период с 16 ноября 2020 года по 6 февраля 2021 года без сдачи занимаемой комнаты или места, будут освобождены от необходимости оплачивать общежитие.

«Получат выплаты по 20 тыс. рублей аспиранты и ординаторы факультета фундаментальной медицины, работающие сейчас в красной зоне. Они настоящие герои», — добавил Садовничий.

В новость были внесены изменения (19:37 мск) — добавлены подробности по тексту.

21811

14575

12232

14500

7519

Фото 6872

Фото Видео 4932

  • Новости
  • Колонки
  • Аналитика
  • Интервью
  • Рецензии
  • Видео

МГУ поддержит студентов на дистанционке после их угроз судом

  • Образовательная политика
  • Экономика
  • Качество образования
  • Интервести
  • Big data

По мнению спикеров, дистанционная форма приема заявлений на зачисление в вуз оказалась удобной для абитуриентов из других стран.

Как рассказал ответственный секретарь приемной комиссии Университета ИТМО Алексей Итин, иностранцы поступают в российские вузы по нескольким программам, кто-то попадает в университеты России через квоты Россотрудничества, кто-то — благодаря научным достижениям. Но есть среди зарубежных абитуриентов и те, кто сдает ЕГЭ и проходит вузовские вступительные экзамены.

Директор центра организации приема Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Устинова Алексей Кузьмин добавил, что в этом году интерес иностранных граждан к обучению в России заметно возрос.

«Интерес у иностранных граждан побольше в этом году. Связываю это с наличием возможности дистанционной подачи документов. Если даже не поступили, то желание изъявили», — рассказал он.

В учебном году 2020–2021 российские вузы планируют вернуться к полноценной очной системе обучения, однако и от «дистанционки» отказываться не планируют. Пандемия COVID-19 все еще вносит коррективы в учебный процесс, рассказали представители вузов.

В «Политехе» планируют выводить студентов в оффлайн поэтапно.

«Основной принцип — поэтапный выход на полное традиционное очное обучение с использованием онлайн курсов. Начали год в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Основная масса студентов учится в дистанционном формате. Снижаем нагрузку на кампус: большие поточные лекции перевели в онлайн формат. Учитывая специфику, лабораторные работы не все можем перевести в дистанционно, — остается очная форма», — рассказала Елена Разинкина.

Университет ИТМО полностью своих студентов в дистанционный формат не переводил, поделился Алексей Итин. В вузе провели опрос, и только около 10% выбрали обучение в онлайн-формате — остальные учащиеся посещают занятия.

Для ребёнка в начальных классах очень важно взаимодействие с учителем. Это позволяет поддерживать высокий уровень мотивации и вовлекать детей в образовательный процесс. Перевести школьное образование в период пандемии в онлайн-формат практически невозможно. Маленькие ученики ещё не способны самостоятельно изучать материал, концентрироваться и долго сидеть на одном месте. Всё это в будущем может привести к тому, что дети так и не смогут вернуться к учёбе.

Влияние коронавируса на профессионально-техническое образование также довольно негативное. Ведь для того, чтобы молодые специалисты могли качественно выполнять свои обязанности, им необходимо проходить стажировки и получать практический опыт. Учащиеся данных специальностей не могут принимать участие в подобных программах, что закрывает им доступ к качественному образованию.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

В сравнении с другими ступенями, сфера высшего образования оказалась самой устойчивой к пандемии. Университеты сразу перевели обучение на дистанционный формат.

Однако не все вузы оказались готовы к такому переходу. Университеты в отсталых и развивающихся странах не смогли обеспечить нужное техническое оснащение и стабильный интернет, что значительно снизило качество учебного процесса.

Тем более, что далеко не все предметы действительно можно преподавать удалённо. Медицинские специализации, инженерное дело и другие прикладные области пока так и не нашли корректного решения, как снизить последствия для высшего образования в период коронавируса.

Изменения в сфере образования из-за пандемии могут иметь необратимый характер и привести к ситуации, когда целое поколение окажется вырванным из учебного процесса и больше не вернётся в образовательные учреждения. В будущем такой сценарий может привести к снижению общего уровня образования и падению экономических показателей.

Есть решения, которые позволяют снизить негативные последствия влияния пандемии на систему образования. Среди можно назвать следующие активности:

  • использовать онлайн-формат в образовании;
  • повсеместно переходить на дистанционное обучение;
  • применять альтернативные методы образования;
  • повышать уровень технической подготовки педагогов;
  • применять методы непрерывной оценки уровня образования.

Один из самых популярных видов дистанционного обучения — это онлайн-формат. Занятия в Zoom, Skype и на других образовательных платформах стали спасением для многих университетов и иных образовательных учреждений.

Вузы в развитых странах оказались наиболее готовы к такому переходу. Многие университеты уже давно разработали целые курсы, которые преподавались в таком формате. Школам и средним учебным заведениям также пришлось быстро реагировать на изменения и заниматься организацией дистанционного обучения.

Мировой кризис, вызванный пандемией несколько отодвигает образование на задний план, поскольку правительства стран сегодня больше сосредоточены на мерах в сферах здравоохранения, экономической и социальной политики, направленных на преодоление пандемии и ее последствий.

Однако для образования кризис и меры по его преодолению должны стать предметом пристального внимания, поскольку важны не только для тех, кто сейчас учится, ни и несут с собой важнейшие последствия для будущего системы образования. Сегодня необходимо тщательно документировать соответствующие исследования в этой области, различные решения, внедренные в странах, и их результаты, поскольку многие идеи и их реализации могут затем анализироваться и использоваться на международном уровне.

Основным, практически всеобщим, ответом стран на распространение эпидемии стало закрытие учебных заведений и перевод обучения в онлайн формат. Анализ показал, что страны закрывали школы колледжи и университеты по мере увеличения численности зараженных. При этом важно отметить, что правительства ориентировались не на относительное число заболевших, а на их абсолютную численность.

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, наступил в тот момент, когда большинство систем образования, как показал последний раунд международной программы оценки учащихся ОЭСР (PISA), не готовы к миру возможностей цифрового обучения. Это породило целый спектр разнообразных проблем от неготовности инфраструктуры и учителей, до задачи мотивации к обучению детей группы риска и потенциально грозит значительным ростом дифференциации образования в зависимости от социально-экономического статуса семей.

Но, несмотря на очевидные негативные последствия пандемии, она тем не менее дала ряд возможностей и понимание того, что в современном непредсказуемом мире крайне необходимо преодолеть цифровой разрыв и привить навыки сопротивления различным угрозам от стихийных бедствий до насилия. Преодоление цифрового разрыва сможет обеспечить устойчивость в самом важном секторе человеческого развития – образовании.

В предыдущие годы новаторы в сфере образования экспериментировали с обучением в цифровых классах по всему миру, однако этот процесс был довольно медленным и фрагментарным. Большинство учителей и учеников испытывали значительные сложности с обучением в новом формате. Очевидным образом кризисная ситуация ускорила процесс апробации и адаптации онлайн-обучения в подавляющем большинстве стран.

— Считается, что с помощью вакцинации мы быстро достигнем того самого коллективного иммунитета. Вакцины нас спасут?

— Самое печальное, что при этой инфекции с помощью вакцинации существующими препаратами достигается защита привитых от развития клинически выраженного заболевания. То есть вакцины защищают от тяжелых форм болезни. От инфицирования привитые люди защищаются плохо. Они точно так же заражаются и распространяют инфекцию. В результате даже 100-процентная вакцинация не прерывает распространения инфекции. Вакцины защищают людей от тяжелого течения болезни, этим они и хороши, но они не прерывают цепочку заражений и не могут создать коллективный иммунитет — о нем можно было рассуждать в начале и в середине 2020 года. Но с осени 2020 года появились основания полагать, что вакцинация не вызовет отсутствия заражений. Сейчас мы в этом уверены.

Вакцинация в принципе способна справиться с эпидемией, если вирус бесконечно мутирует? Значит ли это, что каждый раз против появившегося нового штамма нужна новая вакцина?

— Действующие вакцины работают против новых вариантов вируса, это уже установлено. Будут ли вакцины работать для какого-то десятого-двадцатого варианта, мы не знаем. И никто этого не знает.

— Как вы относитесь к идее вакцинировать от ковида детей? Есть ли здесь «подводные течения» и риски?

— Думаю, что риски небольшие. Но вакцинировать детей, на мой взгляд, преждевременно. Это сейчас является предметом обсуждения во всем мире. Большой пользы от вакцин дети получить не могут, так как большинство все-таки переносят болезнь легко. А вакцина приносит пользу в первую очередь тем, что предотвращает тяжелое течение заболевания. Если бы вакцина защищала от заражения, то это имело бы смысл. Пока нет убедительных оснований для того, чтобы вакцинировать от коронавируса детей. Нужно дать ученым еще время для изучения этого явления. И нужно помнить еще то, что подавляющее большинство населения Земли не получило еще ни одной дозы вакцины. Существует международная программа помощи развивающимся странам. Очень жаль, что Россия в ней не участвует.

Конечно, при дистанционной форме обучения имеются сложности и непонимания: студенты жалуются на увеличение учебной нагрузки в условиях онлайн обучения и связывают это с большим количеством материалов для самоподготовки, педагоги отмечают, что дистанционное преподавание более трудоемко, поскольку требует крайне детальной организации учебного процесса.

Несмотря на случившиеся перемены, сегодня мы можем с уверенностью говорить, что на изучении материала ситуация с пандемией абсолютно никак не скажется. Во-первых, тот объем, который должны освоить студенты в течение учебного года, не изменится. Он предписан федеральными стандартами, и мы не вправе вносить свои коррективы. Во-вторых, профессорско-преподавательский и управленческий состав делают всё возможное, чтобы и качество образования не страдало.

Сегодня в базе нашего университета более 1700 видеолекций и около 500 записанных на видео практических навыков. Да, студенты не ходят к пациентам, но преподаватели не перестают передавать им свои знания и обучать новым навыкам. Регулярные лекции в онлайн-формате также позволяют поддерживать контакт с преподавателями и задавать вопросы.

Конечно, нельзя сказать, что всё это дается легко. Преподаватели стали тратить значительно больше времени на подготовку занятий, общение со студентами и проверку заданий. При этом деканы усилили контроль и часто подключаются к онлайн-платформам, чтобы лично оценить, как проходят лекции. Всё это дополнительная нагрузка на преподавателей, но и студенты говорят, что им сложно. Сейчас нельзя просто отсидеться в аудитории, нужно лучше готовиться и отвечать на каждый вопрос преподавателя персонально.

При этом обучающиеся стараются, и летняя сессия, как и прошедшие госэкзамены показали, что уровень подготовки не ухудшился. Сейчас мы отслеживаем оценки в электронном журнале и видим, что ситуация с успеваемостью по-прежнему под контролем.

Частично сохранять очный формат обучения нам помогает хорошо отлаженная работа по отслеживанию контактных и заболевших студентов. За этим лично следят деканы и их заместители, которые в силу своего врачебного опыта отлично ориентируются в ситуации. К тому же высока ответственность самих обучающихся, и мы еще в начале года отработали с ними порядок, по которому следует сообщать о вероятности заболевания.

Поэтому наши студенты даже при незначительных симптомах недомогания ставят деканов в известность. Далее уже принимается решение о переводе на дистанционный формат обучения либо одного студента, либо всей группы.

Для обучающихся, имеющих хронические неинфекционные заболевания, прежде всего, органов дыхания, эндокринной системы, с любыми иммунодефицитными состояниями, а также в период беременности представляется возможность безопасных условий обучения образовательным программам в полном объеме с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников на расстоянии, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используя методические материалы по соответствующим дисциплинам учебного плана (лекции, видеонавыки, методические указания), находящимся на сайте КрасГМУ. Кроме того, образовательный процесс организован с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических норм.

Ситуация с коронавирусом ко всему прочему научила нас быть очень мобильными. И если даже группа уходит на «дистант», студенты не теряют времени и продолжают учиться онлайн. Это огромный прорыв!

В этом году мы также начали работать с иностранными студентами. Сегодня в вузе обучается 37 человек, прибывших из дальнего зарубежья, и впервые наши преподаватели ведут для них практические и лекционные занятия на английском языке. Мы ждем еще более 50 иностранных студентов, которые пока обучаются дистанционно. Причем пандемия сыграла нам на руку, потому что неизвестно, сумели бы мы в другом случае так же быстро организовать онлайн-формат. Сегодня же мы идем по графику, и никто из наших обучающихся не отстает.

Для вуза выход на международный уровень — это очень престижно, и у КрасГМУ уже долгое время были планы начать работать со студентами из-за рубежа. Несмотря на пандемию, это осуществилось, причем мы организовали сразу две программы обучения для иностранцев — лечебное дело и стоматология.

Далее мы планируем прохождение международной сертификации менеджмента качества и профессионально-общественной аккредитации, которая также признана на мировой арене. Это не только повысит престиж вуза, даст возможность стать «видимыми» в международных рейтингах, но и позволит признать качество и уровень подготовки выпускников КрасГМУ требованиям рынка труда к специалистам. При этом российское медицинское образование очень ценится за рубежом.

Возвращаясь к теме пандемии, хочется отдельно сказать, как активно наши студенты помогают противостоять распространению новой коронавирусной инфекции. Такой общности учащихся на моей памяти еще не было. И если в первую волну обучающиеся шли в ковидные госпитали, то сейчас огромное количество студентов работают волонтерами, не имея с этого финансовой выгоды.

2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014
2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Течение пандемии испанки на территории бывшей Российской империи является малоизученной темой, в том числе в связи с неблагоприятным состоянием медико-санитарной статистики, что закономерно для страны, погрузившейся в гражданскую войну. Ее ведение на территории советской России выглядит более удовлетворительным, чем на территории белых анклавов.
В статье осуществлен обзор ряда дискуссионных вопросов в отношении места и времени появления возбудителя испанки, специфики движения пандемии, симптоматики, уровня заболеваемости и смертности. На основе архивного материала (земской врачебной отчетности тех районов, где она уцелела; данных Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, периодической печати и документов личного происхождения) прослежено движение пандемии в России.
Вирус испанки попал в страну через демаркационную линию с австро-германскими войсками на западной временной границе, определенной Брестским миром, в конце августа 1918 г. В начале сентября он был занесен через северные порты Мурманск и Архангельск интервенциональными войсками союзников по Антанте. В европейской части страны вспышка пандемического гриппа датируется сентябрем–ноябрем 1918 г. Явных признаков появления пандемии в Сибири и на Дальнем Востоке пока не обнаружено. В эпидемии, подорвавшей боеспособность 11-й Красной армии осенью 1918 г., выявлен вирусный фактор. Нет оснований считать пандемию в России сопровождающейся высокой смертностью, кроме отдельных локальных очагов, связанных с военно-политической ситуацией.
Выдвинута версия о том, что нетипичный злокачественный характер сыпного и возвратного тифов, эпидемии которых начались осенью 1918 г., связан с предшествующим воздействием на популяцию вируса гриппа A/H1N1 1918. Возможна связь между распространением малярии и кори в России в предшествующие пандемии годы и восприимчивостью к вирусу.

Фонд «Вольное дело» поддержал МГУ в период пандемии

Наиболее полная медицинская статистика по пандемии существует в странах, не затронутых боевыми действиями, — США, Канаде и Австралии, что и позволило исследователям всесторонне изучить клиническую картину заболевания и параметры пострадавших. Во многих других странах документальное освещение пандемии испанки ограничено. В нашей стране этому мешала Гражданская война. Движение эпидемии по территориям, находившимся под контролем большевиков, частично отражено в материалах Наркомата здравоохранения. В белых анклавах отсутствовала единая система учета. Там, по традиции, сформировавшейся в годы Первой мировой войны, наряду с армейскими военно-санитарными структурами существовали структуры, принадлежавшие Союзам земств и городов, подотчетные командованию лишь формально.

Подавляющее большинство ученых сходятся в том, что Испания ошибочно связывается с появлением нового штамма вируса гриппа. Версий локализации первичного очага инфекции как минимум три, и если иметь в виду предполагаемое место генерации вируса, то это североамериканская, франко-британская и китайская.

Североамериканская версия. Этот тезис развивается исследователями из США. Альфред В. Кросби утверждает, что один из первых зарегистрированных случаев произошел 11.03.1918 г. в форте Райли в Канзасе [9]. По другим данным, «нулевой пациент» — это повар А. Гитчел в лагере Фанстон в Канзасе, который 04.03.1918 г. начал страдать от кашля, лихорадки и головной боли [10]. Попав в Европу вместе с военнослужащими армии США, вирус быстро распространился, с равной силой поразив армии Антанты и Четверного союза.

Франко-британская версия. Признаки зарождения эпидемии среди солдат военной базы Этапль, на побережье Северной Франции, были обнаружены британскими учеными [11, 12].

Китайская версия. Сравнительно новая теория канадских и американских авторов о происхождении вируса предполагает, что он, так или иначе, восходит к китайскому вирусному резервуару [13, 14]. Дальнейшее распространение вируса связано с перевозкой 90 тыс. китайских рабочих в Европу зимой 1917–1918 гг. [10, 12, 15–17]. Исходя из этой версии, Россия имела все возможности получить возбудителя испанки из Китая, но этого не случилось. Не поддерживая этот подход, китайские исследователи утверждают, что испанка была завезенной инфекцией и ранее мая 1918 г. в Китае не регистрировалась [18].

По статистике Наркомата здравоохранения РСФСР, развитие пандемии в России происходило синхронно с общемировыми процессами. В статистической сводке по Москве за 1918 г. определяются две волны: март–июнь и октябрь ноябрь. Случаи крупозной пневмонии, которые почти всегда превосходили по численности диагностированную инфлюэнцу, тоже были увязаны с возбудителем испанки [30]. Как следует из материала [30], в Москве весенняя вспышка инфлюэнцы проявилась одновременно со случаями в фортах Райли и Фанстон. Документы других регионов не показывают первую — весенне-летнюю — волну пандемии. Не исключено, что дело в том, что в России в это время происходили куда более существенные трансформационные процессы, чем пандемия и даже мировая война. Но вторую — осеннюю — волну не увидеть было невозможно.

Первые сообщения на территории бывшей Российской империи относятся к сентябрю 1918 г. (к концу августа по старому стилю). Испанка могла прийти в центральную Россию из Австрии и Германии. Немецкие авторы относят начало второй волны в Германии к сентябрю, а пик — к периоду с середины октября до начала ноября [31]. Опять удивительная синхронность вспышек. В сентябре в оккупированном Киеве горожане уже массово заболевали испанкой и многие умирали1. Всего было зарегистрировано до 700 тыс. заболевших, т.е. почти все население города; смертность составила 1,5% [3].

На примыкающей советской территории, отделенной от оккупационной зоны демаркационной линией, испанка появилась в конце лета 1918 г. В последние дни августа мобилизационный отдел 1-й Красной армии в Саранске столкнулся со вспышкой неизвестной болезни среди мобилизуемых. Местные врачи диагностировали тиф. Но назначенный на должность врач отдела Агарев обратился за помощью в Общество врачей при Московском и Казанском университетах и выявил испанский грипп [32]. Степень вирулентности этой инфекции неясна. В газетном сообщении, датированном октябрем, говорится о тяжелом течении заболевания и о высокой смертности в Курской и Воронежской губерниях2. Оказались пораженными испанкой, хотя и в разной степени, губернии, непосредственно примыкавшие к линии разграничения (Смоленская — 77,3 тыс. заболевших в 1918–1919 гг., Орловская — 73,4 тыс., Псковская — 66 тыс., Калужская — 40,8 тыс., Курская — 31,6 тыс., Воронежская — 27,6 тыс., Витебская — 20 тыс., Новгородская — 20,5 тыс.) и расположенные на основных транзитных путях: Владимирская — 89,7 тыс. (6% населения), Тамбовская — 76,4 тыс., Нижегородская — 51,2 тыс., Костромская — 39,4 тыс. Эти показатели объяснимы, но, как в случае со многими эпидемиями, испанка дала и несколько «аномалий». «Тупиковая» Вятская губерния оказалась среди лидеров — 82,7 тыс. случаев, или 4% населения. Московская губерния, являвшаяся крупнейшим транспортным перекрестком страны, имела средний уровень заболеваемости (30,6 тыс., или 1,25%). Столичная Петроградская губерния была поражена меньше по сравнению с другими (13,4 тыс., или 0,6%) [33]. Таблица А.Н. Перуанского, из которой взяты эти цифры, не может дать полную картину эпидемии. По-видимому, автор руководствовался отчётными документами, которые с территорий, занятых противником, не поступали. Как следует из таблицы, в Архангельской губернии было всего 104 случая, что противоречит известным фактам.

В начале октября 1918 г. инфлюэнца стала подлинным бедствием на Дону. В приказе атамана Всевеликого войска Донского П.Н. Краснова от 27 октября (9 ноября) 1918 г. говорилось, что начавшаяся эпидемия испанки сопровождается паническими и провокационными слухами: «Вследствие отсутствия газет, плохой работы почты агитаторы всякого рода, “бесы тёмной породы” сеют самые нелепые слухи. …Говорили, что испанская болезнь прислана к нам немцами, которые распространяют ее через сахар»3.

Объехавший в октябре 1918 г. станицы Черкасского округа генерал-майор С.С. Попов докладывал атаману: «Положительно во всех станицах и хуторах наблюдаются повальные заболевания испанкою с большой смертностью. Почти в каждом дворе есть больной, а некоторые семьи повально больны, и все хозяйство, как-то: скот, птица и проч[ее], находятся под призрением сердобольных соседей, у кого такие есть. В станице Бессергеневской мне было заявлено, что были случаи вымирания целых семей, и тела находились в домах больше, чем возможно, и предавались земле соседями или обществом. Многие хутора и даже станицы, отдаленные от центра, крайне ограничены медицинскою помощью, так наприм[ер], некоторые станицы (Хомутовская), не говоря о хуторах, не имеют даже фельдшеров, а где есть, то один, и в редких случаях — два, которые совершенно бессильны при настоящей эпидемии»4. В связи с создавшейся ситуацией атаман отменил объявленную ранее мобилизацию в армию земских, станичных, волостных врачей и фельдшеров и приказал подготовить особые летучие отряды, снабдив медикаментами5.

В Царицынской губернии испанка появилась в октябре 1918 г., преодолев фронт, разделявший Донскую армию и обороняющих «красный Царицын».

Испанка была причастна и к драматической судьбе 11-й Красной армии, воевавшей на Северокавказском фронте. Инфекцию, поразившую её осенью 1918 г., обычно именуют сыпным тифом. Так она проходит и в официальных документах, и в воспоминаниях современников. Но в пространных мемуарах бывшего командира 1-го Черноморского революционного отряда А.В. Мокроусова6 четко различаются испанка и тиф, указываются даты, когда появилась та или иная болезнь, дается описание заболевших, позволяющее хотя бы предположительно верифицировать инфекционное поражение. Отступающие с территории Дона и Кубани части Красной армии встретились с испанкой в октябре 1918 г., когда они находились в районе Минеральные Воды — Георгиевск — Святой Крест. Наряду с ней набирал силы и сыпной тиф, который вскоре «вытеснил» испанку.

В связи с особенностями географического положения и размерами Россия могла иметь не менее трех входных ворот для завозной инфекции: западные губернии, северные порты и Дальний Восток. Пока можно уверенно говорить о задействовании для распространения испанки двух путей. Действительно моровой характер испанка приобрела там, где имелось плотное взаимодействие с армиями Антанты и Четверного союза — на Русском Севере и на Юге, включая Украину. К сожалению, медицинская статистика этих регионов отсутствует, и мы можем руководствоваться только отдельными данными и свидетельствами современников. В то же время некоторые территории бывшей Российской империи не имели четкого эпидемического поражения испанкой. В Сибири, куда тоже были введены оккупационные войска стран, переживающих в тот момент эпидемию, ее признаки не обнаруживаются даже в крупных городах и на железнодорожных узлах. Точную географию распространения пандемии испанки в России еще предстоит установить.

Дошла ли в Россию первая волна пандемии, точно не известно, а вторая началась и угасла синхронно с общемировой динамикой. Третьей волны в России, по-видимому, не было. В сезон 1919– 1920 гг. инфлюэнца уже не имела свойств пандемии.

Факт того, что в Европе и на Украине, Дону патоген второй — убийственной — волны появился одновременно, требует осмысления с позиции эпидемиологии. «Транспортировка» с помощью коммуникаций военного времени не могла быть быстротечной и массовой.

Об уровне летальности нет надежных статистических данных, поскольку система здравоохранения была разрушена в ходе политических событий. Сведениям отдельных лечебных учреждений трудно придавать глобальный характер. Но вместе с тем можно предположить, что течение инфлюэнцы, особенно в центральных губерниях, вероятно, не было крайне тяжёлым. Вывод доктора Л.А. Тарасевича о том, что «показатели заболеваемости и смертности от различных эпидемических заболеваний намного выше в России, чем в странах Западной Европы», и что страна оказалась в ситуации, подобной великим эпидемиям древности [49], касается тифозных инфекций, холеры, оспы, но не испанки.

Изученный материал подсказывает, что возможна связь между распространением малярии в предшествующие пандемии годы, а также можно предположить влияние испанки на приобретение сыпным и возвратным тифом особенно злокачественного течения в 1919–1920 гг.

Российская картина пандемии испанки 1918 г. может быть связана с пониманием обусловленности её свойств сложным взаимодействием факторов, присущих самому вирусу 1918 г., влиянием коинфекций, иммунным ответом хозяина и социальным контекстом, в котором разразилась пандемия.

1. Государственный архив Ростовской области. Ф. 841. Оп. 1.
Д. 3. Л. 81–81 об.

2. Газета «Курская беднота». 1918. 10 окт.

3. Государственный архив Ростовской области. Ф. 858. Оп. 1.
Д. 22. Л. 258–258 об.

4. Государственный архив Ростовской области. Ф. 46. Оп. 1.
Д. 4205. Л. 92.

5. Государственный архив Ростовской области. Ф. 858. Оп. 1.
Д. 22. Л. 260–260 об.

6. Центр документации новейшей истории Ростовской области. Ф. Р-12. Оп. 2. Д. 264. Л. 54.

7. Центр документации новейшей истории Ростовской области. Ф. Р-12. Оп. 2. Д. 264. Л. 54.

8. Сборник узаконений Верховного управления Северной области. 1918. 10 окт.

9. Государственный архив Архангельской области. Ф. 236.
Оп. 1. Д. 1595. Л. 36, 46, 54–57, 65–72, 81 об., 90–95.

10. Государственный архив Архангельской области. Ф. 780.
Оп. Д. 8. Л. 122; Государственный архив Архангельской области. Отдел документации социально-политической истории. Ф. 8660. Оп. 3. Д. 696. Л. 3 об.

11. Государственный архив Архангельской области. Отдел документов социально-политической истории. Ф. 8660.
Оп. 3. Д. 293; Государственный архив Архангельской области. Отдел документов социально-политической истории. Ф. 8660. Оп. 3. Д. 161.

12. Российский государственный архив социальнополитической истории. Ф. 67. Оп. 1. Д. 25. Л. 13–16.

13. Российский государственный военный архив. Ф. 40033.
Оп. 1. Д. 13. Л. 26.

14. Государственный архив Архангельской области. Ф. 236.
Оп. 1. Д. 1595. Л. 73, 86, 102, 210.

15. Государственный архив Свердловской области. Ф. Р-47.
Оп. 1. Д. 13. Л. 245 об. 247.

16. Государственный архив Архангельской области. Ф. 236.
Оп. 1. Д. 1273. Л. 20–24, 27, 31, 50.

17. Российский государственный военный архив. Ф. 34. Оп. 4.
Д. 8. Л. 180 об., 200, 222.

18. Государственный архив Архангельской области. Ф. 236.
Оп. 1. Д. 28. Л. 75, 108.

19. Российский государственный военный архив. Ф. 34. Оп. 4.
Д. 8. Л. 16–18, 177, 198 об. 199 об., 220.

20. Государственный архив Белгородской области. Ф. Р-696.
Оп. 1. Д. 10. Л. 328–330.

21. Российский государственный военный архив. Ф. 34. Оп. 4.
Д. 9. Л. 200.

22. Российский государственный военный архив. Ф. 34. Оп. 3.
Д. 336. Л. 4.

23. Российский государственный военный архив. Ф. 34. Оп. 4.
Д. 8. Л. 26.

Есть пациенты, у которых с большей вероятностью развиваются осложнения. Они входят в так называемые группы риска. Это маленькие дети, пожилые, беременные, пациенты с иммунодефицитами (в том числе с ВИЧ), с хроническими заболеваниями (стенокардия, диабет, астма и т. д.).

Вот этим пациентам во время эпидемии лучше быть поосторожнее. Не общаться с больными, может, даже не посещать общественные места. Чаще мыть руки. Проветривать помещения. Если есть необходимость посетить больного человека, то при коротком визите поможет маска.

Но если вы контактируете с членом семьи, больным гриппом, и категорически не хотите заболеть, способ тоже есть. Он довольно дорогостоящий (маска здесь уже не поможет). Для профилактики придется принимать осельтамивир или занамивир один раз в сутки на протяжении нескольких дней или даже недель.

« Сентябрь 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
  • Довузовская подготовка
  • Повышение квалификации
  • Дополнительные общеобразовательные программы
  • Профессиональная переподготовка

1889 год – год постройки Эйфелевой башни и начала первой пандемии гриппа, получившей названия «русский грипп», «азиатский грипп». Она стала причиной смерти 1 миллиона человек по всему миру.

Начало и основные потери пришлись на период с октября 1889 по декабрь 1890, «шлейф» пандемии тянулся в виде вспышек весной 1891 года, с ноября 1891 по июнь 1892, зимой 1893-1894 гг. и весной 1895 года.

1918 год – год окончания Первой мировой войны и начала самой страшной пандемии гриппа за всю историю человечества. Эпидемия продолжалась с 1918 по 1920 гг, и за это время:

  • заразилось гриппом 550 миллионов людей (треть населения планеты);
  • умерло по разным данным от 50 до 100 миллионов человек (до 5% населения Земли);
  • смертность среди зараженных достигала 20%.

Первая пандемия в 20 веке началась во время Первой мировой войны, но очень быстро обошла ее по числу жертв. Распространению вируса способствовали тяготы того времени – скудное питание, скученность беженцев в военных лагерях, плохие санитарные условия. В таких условиях вирус мутировал в более агрессивные формы.

Название «испанка» было связано с военной цензурой – участвующие в сражениях страны старались замалчивать слухи об эпидемии, и только нейтральная на тот момент Испания сделала публичное объявление о новой пандемии в мае 1918 года.

Что же известно об этой болезни? Уже весной 1918 года в самой Испании было заражено около 40% населения. Обычно жертвами инфекционных заболеваний становились дети, беременные женщины, пожилые люди и лица с хроническими заболеваниями. В этот раз многим пациентам было по 20-40 лет, и они изначально не имели проблем со здоровьем.

В тяжелых случаях «испанку» описывали как болезнь, проявляющуюся гипоксией (кислородным голоданием) с цианозом, пневмонией. С течением инфекции кашель начинал сопровождаться кровавой мокротой, затем развивалось внутрилегочное кровотечение, пациенты погибали.

1957 год остался в памяти российского народа как год запуска первого искусственного спутника Земли. И в это же время по миру распространялась очередная эпидемия гриппа типа A, штамм H2N2.

Точкой отсчета новой пандемии стало 17 апреля 1957 года, когда о ней было официально заявлено в газете The Times. Предположительно, азиатский грипп начал свое шествие по планете чуть раньше – в феврале того же года, появившись в Китае или Сингапуре.

Заболевание характеризовалось быстрым течением – от момента первых симптомов до гибели проходило всего несколько дней. Причиной смерти становилось осложнение – пневмония. Точной статистики по заболевшим и умершим от гриппа нет. Предположительно, во всем мире вирус унес жизни от 1 до 4 миллионов людей (эксперты ВОЗ используют усредненную цифру – 2 миллиона).

В 1957 году была создана первая вакцина.

Спустя 10 лет штамм мутировал и вернулся в виде «гонконгского гриппа» в 1968-1969 годах. Новый возбудитель с генотипом H3N2 образовался как результат генетического сдвига. «Материалом» послужили вирусы человеческого и птичьего гриппа. Эпидемия началась в Гонконге и унесла миллион жизней. Основными жертвами вируса стали пожилые люди. Рекомендации по лечению включали в себя полоскание горла перекисью водорода и прием препаратов, содержащих формальдегид.

Как пережили пандемию вузы и колледжи: риски и новые возможности

В конце 1977 года началась очередная пандемия гриппа. Первые сведения о ней поступили от советских врачей, благодаря чему за рубежом штамм тут же назвали «красным», «русским гриппом». Эпидемиологи отметили, что большая часть заболевших – молодежь призывного возраста. Новый грипп, как и коронавирус активно поражал лиц, находящихся в тесных коллективах (например, казармы военных вузов). Существует гипотеза, что на территории СССР нулевым пациентом стал прибывший из командировки в Китай офицер Алексей Никитин.

В начале 1978 года вирус начал распространяться на базе военно-воздушных сил Великобритании, в академии ВВС в США.

Информация об исследованиях в области военной микробиологии, производстве вакцин в СССР и генетический анализ нового вируса, показавший поразительное сходство с изолированным штаммом образца 1950 года подарила русскому гриппу репутацию нового биологического оружия. Как это можно прокомментировать? С одной стороны, генетическая идентичность со «старым» вариантом вируса объясняла, почему все заболевшие были младше 26 лет – у людей постарше мог быть иммунитет к возбудителю. С другой стороны, вирус оказался чувствителен к повышению температуры до 37,5 градусов, что наводило на мысль о его искусственном происхождении (например, вакцинный штамм).

Заболевание в этот раз протекало относительно легко. Официальных статистических сведений, позволяющих оценить масштаб пандемии, нет.

Следующие эпидемии гриппа происходили в России уже после распада СССР. Их датируют 1995-1996 и последующими годами. Официальных данных о заболеваемости и смертности по каждому эпизоду отдельно нет, Существует информация, что с 1997 по 2001 год этим ОРВИ переболело более 23 миллионов человек.

Эту пандемию перечисляют наряду с другими эпизодами гриппа, однако причиной ее стал совершенно другой агент – бета коронавирус SARS-CoV. Клинические проявления заключались в развитии острого респираторного синдрома (ТОРС).

Эпидемия «стартовала» в ноябре 2002 года на юге Китая и продолжалась около 6 месяцев. Статистика распространения, заболеваемости и летальности такова:

  • охвачено 25 стран;
  • умерло 774 человека;
  • подтверждено 8096 заражений.

Нулевой пациент в этой пандемии так и остался неизвестным. Согласно одной гипотезе, это был китайский фермер, другой – трое поваров, один из которых попал в стационар в Гуанчжоу, где за короткое время заразил 13 сотрудников. Власти страны долгое время скрывали сведения о распространении новой болезни, не делая заявлений в прессу и не информируя ВОЗ. Первый официальный отчет был отправлен только в феврале 2003 года. В нем содержались сведения о 305 заразившихся и 5 погибших от вируса.

В конце февраля 2003 пожилой врач Лю Цзянь Лунь, работавший в госпитале, в котором находился один из пациентов с SARS-CoV, прибыл из Гуанчжоу в Гонконг на свадебное торжество и остановился в гостинице. На тот момент у него уже были симптомы заболевания. В течение суток он заразил 12 постояльцев отеля и вскоре умер в больнице.

С людьми, проживающими в гостинице, их знакомыми вирус покинул страну и привел к заражению более 300 человек. Эксперты ВОЗ утверждают, что около 4000 случаев заболевания во всем мире можно проследить до источника инфекции – врача из Китая.

Так за несколько дней SARS-CoV стала пандемией.

1. https://www.cdc.gov/flu/about/disease/burden.htm.

2. Харченко Е. П. Оптимизация прогнозирования вакцинных штаммов гриппа. //Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2019; 18 (1): 4-17.

3. Харченко Е. П.Три уровня прогнозирования штаммов вируса гриппа. //Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2019; 18 (2): 4-17.

4. Харченко Е. П. Инвариантные паттерны внутренних белков пандемических вирусов гриппа. //Инфекция и иммунитет. 2015;. 5 (4): 323-330.

5. Bedford T, Riley S, Barr IG et al. Global circulation patterns of seasonal influenza viruses vary with antigenic drift. Nature. 2015; 523 (7559):217-20. doi: 10.1038/nature14460.

6. Харченко Е. П. Вирус испанского гриппа: штрихи к портрету спустя100 лет. // Инфекция и иммунитет. 2018; 8 (3): 325-334. doi: 10.15789/2220-7619-2018-3-325-334.

7. Palese P, Wang TT. Why do influenza virus subtypes die out? A hypothesis. MBio. 2011Aug 30; 2 (5). pii: e00150-11. doi: 10.1128/mBio.00150-11.

8. Monto AS, Malosh RE, Petrie JG et al., The Doctrine of Original Antigenic Sin: Separating Good From Evil. J Infect Dis, 2017; 215 (12): 1782-1788.

9. Харченко Е. П. Поиски универсальной противогриппозной вакцины: возможности и ограничения. //Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2019; 18 (5): 4-17.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Садовничий предложил создать центр по изучению работы вузов в пандемию

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации проведена проверка по обращению по вопросу отчисления студентов ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» (РГСУ) в период пандемии.

В апреле 2020 г. из РГСУ за нарушение временных правил проживания в общежитии университета, утвержденных приказом ректора, а именно за попытку выйти в аптеку, были отчислены двое студентов.

Между тем, действия учащихся не нарушали ограничения, установленные указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ (с изменениями от 29.03.2020) «О введении режима повышенной готовности».

В этой связи по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратура Москвы внесла в адрес ректора университета представление об устранении нарушений законодательства об образовании. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования нарушенные права студентов восстановлены, приказ об их отчислении отменен.

Вопросы соблюдения законодательства об образовании находятся под постоянным контролем органов прокуратуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]