Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если вызвали на допрос в налоговую в качестве свидетеля». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Первая реакция — совершенно нормальна – волнение, испуг, тревога. Спокойно. Нужно успокоиться, собраться и разработать план действий по защите своих интересов.
И обязательно убедить себя, что честному бизнесмену скрывать нечего. Такая установка. Психологическая.
Кто может быть вызван на допрос? Кто угодно. Любой сотрудник. И даже уволенные. Чаще вызывают директора и главного бухгалтера. Но налоговая охотно вызывает на беседы и рядовых сотрудников, задает им провокационные вопросы и нередко фабрикует доказательную базу.
На допрос? — Не вопрос! Допрос в налоговой — под контролем
На допрос вызывают повесткой. Повестка выписывается на конкретное лицо. Другому, даже по доверенности, идти бессмысленно. Не примут.
Звонок по телефону, письмо по электронной почте, приход участкового домой к жене или соседям — не по форме. Вы вправе не реагировать. Нет повестки — нет и вызова на допрос.
Совет: Если инспектор звонит вам на работу и лично приглашает прийти, советую быть вежливым, сослаться на занятость и большой объем работы. Вам за это ничего не будет.
Повестку могут прислать по почте заказным письмом. Налоговым законодательством предусмотрено правило: любое почтовое отправление считается полученным на 6-й день независимо от факта его получения. Если вы получили повестку — надо идти.
Допрос в налоговой не имеет ничего общего с допросом в правоохранительных органах.
На налоговый допрос нельзя доставить принудительно. Вы в любой момент можете прекратить допрос, прервать его на перерыв или уйти совсем. Ограничивать ваши права налоговики не вправе.
Перед началом допроса инспектор предупредит вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и внесет запись о предупреждении в протокол. В этом нет ничего страшного, это только метод давления. Нормы уголовного кодекса в налоговом праве не применяются.Ответственность ограничена только штрафом.
Спокойно! Не волнуйтесь. Агрессивный настрой и негативное мнение- если такое и будет — не должны вас вывести из себя. Не поддавайтесь. Держите удар, сохраняйте спокойствие и достоинство. Это всего лишь беседа ( хоть по форме допрос), в ходе которой инспектор пытается собрать нужные ему доказательства. Будьте осмотрительны и осторожны!
Если вы что-то не помните, не можете пояснить, нет уверенности в надежности версий ответов, обсудите с юристом или налоговым консультантом целесообразно ли идти на допрос.
Возможно, стоит пожертвовать 3000 руб. на штраф, чтобы ваши показания не были использованы против вас. И направить усилия на подготовку доказательств к судебному спору.
Можно немного слукавить – прийти на допрос позже назначенного времени, предварительно позвонив инспектору по телефону и, извинившись, сослаться на неотложные дела. Возможно, у инспектора останется меньше времени для беседы с вами.
До начала допроса инспектор обязан разъяснить ваше право воспользоваться ст.51 Конституции РФ «Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и своих близких родственников».
Вызов на допрос налоговая использует и как психологический ход. Для усиления напряжения допрос может проходить в кабинете в присутствии группы налоговиков, осуждающе кивающими головами. Не поддавайтесь давлению! Поинтересуйтесь у инспектора — это посторонние лица или участники допроса, отмеченные в протоколе?
Не показывайте свое волнение и напряжение! Помните, что допрос превратился в обычную процедуру налогового контроля. Вы не первый и не последний ! Вызывают на допрос тысячи свидетелей. И ваша задача быть убежденным и донести инспектору, что никаких нарушений компания не допускает, все сделки заключались в строгом соответствии с законом.
Отвечайте коротко и четко. Ничего лишнего – только ответ на вопрос. Продумывайте цель вопроса и отвечать не торопитесь. Если вопрос непонятен или неудобен — не стесняйтесь переспросить. Используйте для обдумывания этот тайм-аут.
Будьте осторожны с конкретными ответами, не давайте заверений, не надо размышлять вслух. Невнятные ответы можно легко оспорить в суде.
Если вопрос кажется подозрительным – подумайте, и отвечайте неопределенно или обобщенно : «затрудняюсь ответить», « мне необходимо вспомнить, давно это было», «необходимо уточнить, поднять документы», «могу позднее представить информацию, так как сейчас не готов ответить». Это лучше, чем «не знаю» или «отвечать не буду».
Если вы пришли и передумали отвечать на вопросы, инспектор вправе оштрафовать вас за отказ от дачи показаний на 3 000 рублей. Если вы отказываетесь давать показания согласно статье 51 Конституции ( против себя самого, своего супруга и близких родственников) – привлечь вас к ответственности налоговая не вправе.
Но отказ отвечать сразу перед началом допроса нежелателен , так как налоговая и суды могут признать его подтверждением своих предположений об обнаруженных нарушениях. Кроме того, не узнаете чем интересуются и что накопали на вас налоговики.
В случае присутствия юриста вы вправе после каждого вопроса обсуждать с юристом наиболее подходящие формулировки ответа. При этом не допускайте формулировок в протоколе «юрист подсказал нужный ответ на вопрос». Правильно будет «юрист напомнил о ситуации, проговорил несколько вариантов ответа, из которых свидетель самостоятельно выбрал правильный».
Допрос в налоговой: рецепт успешного прохождения из 10 простых шагов
Внимательно читайте протокол. Не торопитесь. Каждую страницу. Читайте вопросы. И ответы. Нет ли в них неоднозначности и двойного смысла.
Если найдете неточности, сомнительные формулировки или интерпретации ваших ответов — требуете внесения корректировок. Не торопитесь, проверяйте внимательно, внесены они или нет. Формулируйте сами ту фразу, которая должна быть внесена в протокол. Не соглашайтесь с чужими словами!
Пустые строки должны быть перечеркнуты.
Если пришли с юристом –протокол пусть проверит юрист.
В случае, если при допросе использовалась аудио- или видеозапись, или кроме инспектора и вас на допросе присутствовал кто-то еще — все это следует отразить в протоколе.
Если у вас есть замечания, уточнения, возражения по записи ваших показаний , вы их указываете в специальном разделе «Замечания к протоколу». В этом разделе мало места, поэтому если возражения будут объемными, излагаете их на отдельном листе. А в разделе к протоколу укажите, что замечания представлены на отдельном листе.
Только после внесения всех ваших замечаний протокол допроса можете подписать. Инспектор обязан вам вручить его копию или сделать отметку об отказе получения.
Обязательно забирайте свой экземпляр протокола. Обратите внимание, чтобы в нем все было пропечатано и хорошо читалось. И ваши возражения тоже.
От поведения и ответов на вопросы по время допроса в налоговой — как руководства так и обычных сотрудников — зависит многое. Поэтому ходом допроса — как любым процессом налогового контроля — надо управлять.
Все действия налогового органа держите под контролем! Важно понимать, что происходит, когда и какие действия налоговая предпринимает, давать оценку их правомерности и просчитывать последствия. Это важно и для минимизации финансовых потерь от налоговой проверки, и для качественного сбора доказательственной базы при возможной защите своего бизнеса в суде.
Следует разъяснить правила поведения на допросе всем своим сотрудникам, которых налоговая инспекция вызовет на допрос. Не спешить с ответами. Не отвечать « не знаю». Если не уверены — отвечать неопределенно или уклончиво. Обязательно проверить и получить протокол допроса.
Присутствие юриста или налогового адвоката в этом случае тоже очень кстати.
Сотрудник, волнуясь на допросе, может что-то домыслить, что-то не так понять, растеряться — а уволенный, из чувства обиды или мести — и наговорить лишнего. Подготовка, анализ последствий, и вообще — оценка целесообразности визита в налоговую — обязательные действия при каждом вызове на допрос.
Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.
Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.
Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации/ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.
2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов
3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.
4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.
5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.
6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.
7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.
8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.
Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] комиссии были фактически отменены.
Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:
- по НДФЛ;
- по страховым взносам.
Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.
Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.
Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected], обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:
- ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
- налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
- налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
- налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
- ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
- физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.
В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:
- страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
- плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
- страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
- плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.
Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.
Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.
Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected]). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.
Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.
К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:
- работа сотрудников на условиях неполной занятости;
- привлечение неквалифицированной рабочей силы;
- временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.
Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.
Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.
Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.
Основанием для вызова является статья 90 НК РФ. Вызывают в структуру того сотрудника, которому предположительно известны факты, связанные с налоговым контролем (пункт 1 статьи 90 НК РФ). На допрос может вызываться даже руководитель фирмы. К примеру, налоговикам стал известен факт уклонения от уплаты налогов. Для подтверждения этого факта назначается допрос.
Вызов должен быть официальным. В обратной ситуации человек может просто не являться в орган. В пункте 1 статьи 90 НК РФ указано, что инспектор имеет право вызывать на допрос ФЛ, которое знает о каких-либо обстоятельствах, значимых в рамках проверки.
В этой статье ничего не сказано, как именно лицо вызывается на допрос. Порядок уведомления регламентируется письмом ФНС №АС-4-2/12837 от 17 июля 2013 года. В этом акте содержатся рекомендации по вызову человека в орган для предоставления показаний.
Если у плательщика возникают опасения, лучше идти к юристу. Последний проанализирует законность действий инспектора, поможет выйти из ситуации с наименьшими потерями. Однако не всегда этот шаг нужен. Если человек точно понимает, что допрос не повлечет никаких серьезных проблем, он может справиться с проблемой самостоятельно.
Допрос состоит из двух основных частей: вопросы и ответы на них. Плательщику рекомендуется подготовить свои ответы. Это поможет взять ситуацию в свои руки и избежать вероятных проблем. Для подготовки можно воспользоваться Приложением №1 к рекомендациям (письмо ФНС №ЕД-4-2/[email protected] от 13 июля 2017 года). В нем есть перечень вопросов, которые могут быть заданы на допросе. Подразделяется он на два вида:
- Для гендиректоров.
- Для обычных работников.
Существует 80 вопросов, которые рекомендованы к использованию при допросах.
ВАЖНО! Если ситуация сложная, можно привлечь к подготовке налогового консультанта или адвоката.
Проверка может быть встречной. В этом случае проверяется и сама компания, и ее партнер. При подобных обстоятельствах показания контрагентов должны совпадать. В частности, нужно согласовать показания по этим ключевым позициям:
- Обстоятельства знакомства с контрагентом.
- Особенности подписания договора.
- Инициатор оформления сделок.
К СВЕДЕНИЮ! Одновременная проверка двух контрагентов – это довольно частая практика. А потому нужно учесть и этот риск.
По окончании допроса составляется протокол. С документом нужно обязательно ознакомиться. Делать это нужно даже в том случае, если время ограничено. Нужно внимательно изучить каждое положение. Требуется проверить, верно ли зафиксированы ответы на вопросы, нет ли в них опасной двойственности.
Если в протоколе будут обнаружены погрешности, нужно попросить налоговика их исправить. Можно попросить изменить формулировку. Бумагу нужно сфотографировать или перенести на носитель иным способом. Если фотографировать запрещено, можно просто переписать документ. Это поможет в анализе результатов протокола и станет подспорьем при дальнейших проверках.
Подписывать протокол следует только после того, как получена его копия. Человеку нужно принимать во внимание, что после подписания документа его заберут. То есть повторно изучить его он не сможет.
Законодательство практически не предусматривает ограничений относительно круга людей, вызываемых на допрос. В качестве свидетеля на беседу могут позвать любого человека, обладающего важной для ведомства информацией. Иногда инспекторы вызывают и тех, кто может иметь какие-либо необходимые сведения, но по факту ничего не знает. Достаточно предположения сотрудников ИФНС.
Чаще инспекторы допрашивают людей, непосредственно связанных с финансовой деятельностью компании:
- учредителей;
- бухгалтеров;
- директоров.
Однако для беседы в налоговую инспекцию могут пригласить рядовых сотрудников организации. Практика вызова инженеров, менеджеров и обычных работников распространена реже, но вероятна. Иногда на допросы вызывают даже уволенных ранее людей.
В качестве свидетеля в налоговую инспекцию могут также пригласить контрагентов компании или конечных потребителей услуг. Последнее распространено при проведении проверок строительных организаций. Инспекторы могут попросить дать показания тех, кто наблюдал за ходом работ и может дать поясняющую информацию.
Конечный список лиц ничем не ограничен. ИФНС может вызвать любого человека, способного прояснить ситуацию, подтвердить или опровергнуть предположения налоговиков. Поэтому задавать вопросы, имеет ли право инспектор налоговой службы вызывать обычного транспортировщика компании, некорректно. Ведомство может позвать любого.
Некоторые коммерсанты за время ведения деятельности ни разу не сталкивались с процедурой допроса в ИФНС. Другие в налоговую ходят чаще, чем на работу. Обязательного вызова стоит ждать:
- Физическим лицам, отказавшимся от декларирования доходов. В перечень попали индивидуальные предприниматели и рядовые сотрудники организаций.
- Представителям компаний и ИП, выплачивающие низкую заработную плату. При расчете берется средний отраслевой параметр конкретного региона. Ситуация по уровню оплаты труда остается неоднородной, поэтому единого критерия не существует.
- Индивидуальным предпринимателям с низкой нагрузкой по НДФЛ.
- Плательщикам налогов, обладающие задолженностью по НДФЛ.
- Плательщикам налогов, снизившим отчисления по НДФЛ за текущий отчетный период по сравнению с предыдущим на 10% и более.
- Индивидуальным предпринимателям, потребовавшим налоговый вычет более 95% от суммы указанного дохода за отчетный период.
- Плательщикам налогов, долгое время сдающим нулевую отчетность.
- Представителям фирм, в качестве контрагентов которых выступают номинальные конторы.
- Представителям компаний, имеющих низкую налоговую нагрузку.
- Представителям компаний, у которых фактический адрес не совпадает с указанным при регистрации.
- Плательщикам налогов с разрывом по НДС.
Как часто налоговая инспекция будет вызывать на допрос, сказать невозможно. Однако указанные лица находятся в своеобразной группе риска. Беседы с инспектором им не миновать.
Повестку стоит ожидать индивидуальным предпринимателям, часто переходящим со ставок 6% и 15%. Постоянные изменения размера налоговой базы могут вызывать вопросы в инспекции. 6% коммерсант оплачивает с полученного дохода. 15% индивидуальный предприниматель платит с разницы доходов и расходов. То есть налог начисляется на чистую прибыль.
Существуют и ограничения. Налоговые органы не будут опрашивать граждан, которые не способны адекватно воспринимать реальность. В список попали:
- дети до 14 лет;
- пожилые люди, страдающие заметными отклонениями (деменция, болезнь Альцгеймера);
- инвалиды.
Последний пункт лучше пояснить отдельно. Инвалидность бывает разная. На беседу в ИФНС не могут вызывать слепых, глухих и граждан, страдающих явными расстройствами психики. Иных вариантов нет. Остальных граждан с инвалидностью ИФНС может пригласить для дачи показаний.
В статье 90 НК РФ отдельно прописан перечень лиц, способных отказаться от беседы в налоговой. Список раскрыт в пункте №2. В него вошли все люди, чья работа напрямую не связана с деятельностью компаний, но может сделать их носителями значимой для ИФНС информации. Перечень включает:
- адвокатов;
- служащих аудиторских компаний.
Эти люди вправе не раскрывать полученные сведения и сохранить тайну клиентов. Они могут отказаться от дачи свидетельских показаний. Штрафных санкций не предусмотрено. Причина отказа считается уважительной. Однако в ведомство необходимо прийти обязательно
Указанные профессии от необходимости появления на допросе не освобождают. Этих людей инспекторы вызывают на допрос в налоговую в качестве свидетеля довольно часто. Некоторые отказываются хранить тайну клиента и рассказывают интересующие работников ИФНС сведения. Другие же сохраняют репутацию и не проводят беседы с представителями ведомства.
Как проходит допрос в налоговой в качестве свидетеля
Явка на допрос обязательна. При неявке без уважительных причин налоговая служба может выписать штраф в размере 1000 рублей. Штраф в размере 3000 тысяч рублей могут наложить в случаях:
- отказ от дачи показаний (если это не предусмотрено 51 статьей Конституции или спецификой работы свидетеля);
- предоставление ложных сведений.
При неявке возможны и другие проблемы. Причем они будут значительно серьезнее обычного денежного штрафа. Физическое лицо могут заподозрить в намеренном утаивании информации. Уход от сотрудничества – сигнал для инспекторов о необходимости более пристального контроля за деятельностью организации.
Второй негативный фактор – возможность выездной проверки. При неявке директора компании или сотрудников организации инспектор может предположить переезд фирмы. Тогда ИФНС начнет анализировать деятельность структуры детальнее.
Проигнорировать допрос можно только при серьезных обстоятельствах. Ими могут стать болезнь, командировка, гибель родственника. Информацию об этом желательно предварительно сообщить инспектору. Позже можно предоставить подтверждающие документы.
Люди, пришедшие на допрос в первый раз, совершают типичные ошибки. Такие огрехи могут повлечь за собой негативные последствия:
- На все вопросы отвечать «не помню», «забыл», «нужно посмотреть в записях» и т.п. Нужно понимать, что такие ответы налоговики воспринимают как «я еще не придумал что сказать». Подобное поведение допрашиваемого может затянуть время допроса. Вероятны и другие проблемы. Например, блокировка счетов компании, вызов на комиссию по легализации налоговой базы, выездной проверке.
- Отвечать нужно только по факту и существу. Нельзя додумывать и делиться заведомо ложной информацией. В будущем это вызовет дополнительные проблемы. Факт обмана вскроется и повлечет за собой денежные штрафы. При этом уровень доверия к словам свидетеля упадет. Результат – повторные допросы, возможные проверки компании.
- Нельзя передавать образцы подписей. Допрос не подразумевает изъятия документов подобного типа. В налоговой инспекции этот факт знают, но часто любят «игнорировать».
- Если работники ИФНС предлагают поставить подпись под абзацем о последствиях дачи заведомо ложных показаний, то сначала нужно попросить их рассказать о представленных мерах. В противном случае можно написать «не ознакомлен».
- Если вы несогласны с тем, что написал инспектор в протоколе допроса, сообщите ему об этом, в случае отказа исправить, сделайте пометку в протоколе «с моих слов записано неверно, информация искажена».
Учесть все ситуации невозможно. Выше представлены только наиболее типичные ошибки, совершаемые свидетелями во время допроса.
Человек всегда вправе остановить беседу и попросить перенести ее на другой день. Для этого можно указать на плохое самочувствие. Иногда инспекторы идут навстречу свидетелю и соглашаются с его просьбой. Бывают и отказы. При таком развитии событий нужно попросить отразить в протоколе представленный факт.
Протокол допроса налоговая может использовать в суде. Однако при необходимости свидетельские показания получится оспорить. Это возможно в случаях отсутствия:
- подписи свидетеля;
- информации о месте проведения беседы;
- подписи в разделе об ознакомлении о даче заведомо ложных показаний;
- информации об инспекторе.
Раньше в судах любую формальную неточность принимали во внимание и аннулировали ценность допроса. Потом от такой практики отказались. Представители Фемиды указывают на необходимость строить защиту по факту, а не искать формальные избавления от документов.
Перед выяснением предмета беседы свидетель (сотрудник компании, директор) может связаться с контрагентом и договориться об ответах на наиболее вероятные вопросы. Периодически налоговые инспекторы вызывают на допросы, выясняя подробности давно минувших событий. Помнить все невозможно. Поэтому можно заранее согласовать ответы с другими людьми.
Для дачи показаний может быть приглашено любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Данную вероятность инспекторы оценивают самостоятельно и не должны доказывать.
Как отметил Приморский краевой суд, само по себе несогласие с вызовом на допрос в качестве свидетеля не говорит о том, что права физлица нарушены.
Кроме того, суды указывают, что зачитывать поставленные перед свидетелем вопросы, а также разъяснять их в обязанности должностного лица, осуществляющего допрос свидетеля, не входит. Физлицо не лишено права задать уточняющие вопросы, если у него есть какие-либо сомнения, или попросить разъяснить суть того или иного вопроса.
Налоговая ответственность в виде штрафа предусмотрена за следующие нарушения:
-
неявку или уклонение от явки без уважительных причин — 1 тыс. руб.;
-
неправомерный отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний — 3 тыс. руб.
ФНС разъяснила, что административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.
НК РФ устанавливает, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя.
ФНС отметила, что физлицо имеет право воспользоваться юридической помощью при допросе, но не заменять себя на иное лицо, в том числе на представителя по доверенности. Допрос представителя (адвоката) вместо свидетеля недопустим, даже если у него будет доверенность с такими полномочиями.
Минфин же дополнительно указал, что ст. 90 «Участие свидетеля» НК РФ не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей.
На практике налоговики привлекают к ответственности, только если у них есть доказательства получения физлицом повестки. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения служит обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности.
Если повестка направлена заказным письмом с уведомлением о вручении, то документом, подтверждающим ее получение, является уведомление о вручении почтового отправления с подписью получившего ее лица.
Однако в судебной практике была ситуация, когда суд признал правомерным наложение штрафа при отсутствии доказательств вручения повестки. Он исходил из следующего: повестка не была получена ввиду того, что физлицо не представило сведения об изменении своего места жительства в орган регистрационного учета. В связи с этим налоговики правомерно направляли корреспонденцию по месту его регистрации. А по НК РФ направленное по почте заказное письмо считается полученным на шестой день.
НК РФ не определяет, какие именно причины являются уважительными.
Московский городской суд указал, что они сформулированы в п. 4 ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.
Суды признают неуважительными следующие причины неявки физлица на допрос:
-
уведомление о вызове не содержит указаний на проводимое мероприятие налогового контроля;
-
лицо, подписавшее уведомление о вызове, не включено в состав группы, осуществляющей меры налогового контроля;
-
физлицо было вызвано на допрос в налоговый орган, где не состоит на учете. В данной инспекции зарегистрирована организация, руководителем которой физлицо было ранее;
-
в повестке не было указания на то, по какому делу вызывалось физлицо, отсутствовал номер дела, не было обозначено лицо, в отношении которого заведено дело;
-
физлицо находилось в командировке;
-
физлицо не может пояснить какие-либо обстоятельства;
-
объяснения в качестве свидетеля уже были даны ранее;
-
в повестке отсутствует конкретное указание на проводимое мероприятие налогового контроля, сама повестка не соответствует установленной форме.
Допрос — это одно из самых строго регламентированных мероприятий налогового контроля. Речь о том, что при проведении допроса налоговые инспекторы должны четко следовать порядку, установленному Налоговым кодексом, нарушение которого впоследствии может привести к признанию недопустимыми доказательствами, показания опрошенных лиц, связанных с компанией (проверяемым налогоплательщиком).
Важно знать, что на допрос в налоговый орган вызывают только конкретных физических лиц и только по повестке. Крайне необходимо знать права свидетеля при допросе в налоговом органе и последствия неявки на допрос или отказа от дачи показаний, чтобы правильно выбрать тактику поведения при общении с налоговым инспектором.
Основной правовой инструментарий налогового инспектора при допросе свидетеля предусмотрен ст. 90 Налогового кодекса. Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 и актуальная арбитражная практика подскажет, правильно ли налоговым инспектором применяются положения.
Выбор идти или не идти на допрос в налоговую или в итоге прийти и отказаться от дачи показаний есть всегда. Здесь важно понимать последствия того или иного решения.
От дачи показаний в налоговом органе освобождены только лица, указанные в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса. Остальным остается выбор, явиться для дачи показаний или отказаться от нее, неся риск наступления негативных последствий в виде привлечения к ответственности по статье 128 Налогового кодекса за неправомерный отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний или за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин.
Уважительную причину неявки на допрос не рассматриваем — она не отменяет допрос, а лишь отодвигает дату его проведения.
В последнее время проверяющие налоговые инспекторы очень часто стали путать и смешивать между собой положения уголовно-процессуального и налогового законодательства и подменять последнее нормами первого.
Мы держим в уме один немаловажный момент, если при допросе в налоговом органе присутствует сотрудник полиции, вы вправе отказаться от дачи объяснений в его присутствии на основании пункта 3 части 1 статьи 13 Закона о полиции либо на основании статьи 51 Конституции.
Важно об этом помнить и дать понять проверяющему налоговому инспектору о том, что вы в курсе, как правильно применяется закон и что возлагать свои полномочия на сотрудников полиции путем дачи им отдельного поручения об осуществлении мер налогового контроля (в рассматриваемом случае — допроса) по Налоговому кодексу РФ является недопустимым.
Для справки: Свидетеля нельзя привлечь к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний в рамках налоговой проверки. Об этом говорится в статьях 307 и 308 Уголовного кодекса РФ. Указанные статьи применяется только в случаях, когда свидетель дает показания в суде или в ходе производства по уголовному делу о налоговом преступлении.
Сама ФНС подтверждает это в своем Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019): «Необходимо учитывать, что административная ответственность (КоАП РФ) и уголовная ответственность (Уголовный кодекс) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены».
Еще одно исключение, которое имеем в виду — недопустимость вызова свидетеля на допрос после завершения налоговой проверки. Так как суд с большей долей вероятности признает протокол такого допроса недопустимым доказательством, привлечение к ответственности за неявку или отказ от дачи показаний можно будет оспорить.
Если вызова на допрос в налоговую избежать не удастся, лучше подготовиться к нему так, чтобы не оставить проверяющему налоговому инспектору простора для возможных злоупотреблений. Ни в коем случае не рекомендуется недооценивать сотрудников налогового органа.
Необходимо заранее быть готовым к возможному противодействию возможным психологическим манипуляциям, давлению и ухищрениям со стороны проверяющих в отношении допрашиваемых лиц. И не так важно, кого вызывают на допрос в налоговый орган, директора и бухгалтера компании или ее обычных работников.
Если не уверены, что справитесь сами, лучше воспользоваться помощью квалифицированного специалиста, имеющего профессиональный опыт общения с сотрудниками налоговых органов. И держим важные выводы из арбитражной практики в уме, чтобы адекватно оценивать возможные негативные последствия выбора соответствующей тактики поведения при общении с проверяющим.
Вызов для дачи пояснений — это разговор «по душам», цель которого — заставить вашу компанию заплатить в бюджет больше, чем она на самом деле должна. Основная причина вызова директора и бухгалтера компании на разговор в налоговую одна — чаще всего контрагент вашей компании не заплатил налог на добавленную стоимость. Иногда бывают вопросы, связанные с размерами официальных зарплат работников либо спрашивают о финансовом результате.
В последнее время вызов для дачи пояснений на практике выглядит самым обычным побуждением компании к добровольной уплате налогов через вызов для дачи пояснений.
Важно знать, что при вызове для дачи пояснений вызывают налогоплательщика — то есть уполномоченного представителя компании, а не конкретных физических лиц, как при допросе свидетеля по статье 90 Налогового кодекса. Это важное отличие вызова для дачи пояснений от допроса. Права и обязанности налогоплательщика при вызове для дачи пояснений отличаются. Право налогового органа на вызов налогоплательщика предусмотрено на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса.
Как правило, под предлогом дачи пояснений компанию будут вежливо просить заплатить в бюджет то, что не заплатил контрагент. Комиссии по легализации (хотя формально ФНС отказалась от использование этого термина в 2020 году) или «вежливое» побуждение на сегодняшний день является действенным инструментом запугивания компаний со стороны налоговых органов.
Рекомендации при общении с налоговым инспектором при вызове для дачи пояснений будут отличаться от тех, которые можно было рекомендовать для использования при вызове свидетеля на допрос. Также и последствия неявки для дачи пояснений будут иные, нежели чем при неявке на допрос или отказ от дачи показаний.
В случае отказа от явки в налоговый орган для дачи пояснений предусмотрена административная ответственность (статьей 19.4 Кодекса об административных правонарушениях). Есть конечно и «параналоговые» риски при отказе от явки для дачи пояснений, связанные с последствиями возможного назначения тематической или выездной проверки.
Но если компания действовала добросовестно, не ставила целью получение необоснованной налоговой выгоды и все названное может подтвердить, общаться с проверяющими или нет — на усмотрение лиц, принимающих решения в компании.
О практике побуждений можно говорить много, но остановимся на общих рекомендациях, которые можно дать директорам и бухгалтерам компаний при вызове в налоговый орган для дачи пояснений.
Налоговые инспекторы при вызове директора и бухгалтера компании для дачи пояснений будут применять различные манипуляции и играть на их страхе привлечения к уголовной или субсидиарной ответственности. Никакой «самодеятельности» — явка в налоговую для дачи пояснений только с юристом или адвокатом.
Адвокат — только особый статус, позволяющий участвовать в уголовном производстве. В обычных налоговых правоотношениях статус значения не имеет. Главное — квалификация лица, оказывающего вам правовую помощь при общении с налоговыми инспекторами.
Важно четко понимать, каков потенциальный размер недоимки, которую вам могут вменить и держать в уме основную мысль, что если размер предполагаемого ущерба составляет 15 миллионов рублей и выше, необходимо учитывать риски привлечения к уголовной ответственности по статье 199 УК.
Директору и бухгалтеру также необходимо понимать основания для возможного последующего привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компании. Обстоятельства, предшествующие возникновению оснований для привлечения директора компании, будут оцениваться судом.
Усмотрит или не усмотрит суд такие основания — вопрос доказывания. Бухгалтеру в отличие от директора немного проще, на этапе допроса или дачи пояснений от лица компании он может прибегнуть к части 3 статьи 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», напомнив проверяющему налоговому инспектору, что на бухгалтера возложено ведение бухгалтерского учета и он не несет «ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни».
Допрос свидетеля в налоговой: что важно и нужно знать
Допрашивать вас будет один или несколько инспекторов. Сначала проверят вашу личность, а затем начнут задавать вопросы о деятельности проверяемой организации. Они могут касаться размера заработной платы, адреса компании, фамилий руководителей, должностных обязанностей и т. д.
Вопросы записывают в протокол, там же перечисляют всех присутствующих на допросе. В конце разговора вас попросят расписаться в протоколе, а вот предоставлять его копию налоговый инспектор не обязан. Поэтому сообщите ему ещё до подписания, что вам необходимо получить свой экземпляр либо сфотографировать документ. Если проверка налоговой закончится судебным разбирательством, протокол допроса свидетеля могут подшить к делу как письменное доказательство. Поэтому к разговору с инспектором стоит отнестись серьёзно.
Чаще всего инспектор не разрешает присутствовать на допросе людям, не имеющим адвокатского статуса: юриста, налогового консультанта и др. Но в законодательстве этот вопрос не урегулирован, и вы всё же можете прийти в их сопровождении. Практика показывает, что присутствие налогового консультанта или юриста значительно дисциплинирует инспекторов, не даёт психологически воздействовать и запугивать допрашиваемого. Консультант в ходе допроса может разъяснить свидетелю правовые последствия того или иного ответа на конкретный вопрос. Важно понимать, что пришедший с вами консультант – не свидетель и он не может отвечать на вопросы за вас.
Индивидуальный предприниматель (ИП) или самозанятый вправе отказаться от дачи показаний, сославшись на нормы ст. 51 Конституции РФ. Согласно Налоговому кодексу, понятия «налогоплательщик» и «свидетель» не равнозначны и инспекция не вправе допрашивать налогоплательщика в качестве свидетеля по деятельности самого себя.
Как не привлечь внимание налоговой?
Хорошо выстроенная система внутреннего контроля бизнеса помогает обнаружить и исправить ошибки при исчислении налогов, сборов и страховых взносов. Таким образом минимизируются налоговые риски. Своевременная подготовка бухгалтерской и налоговой отчётности, работа над налоговым планированием также зависят от системы внутреннего контроля. Её отсутствие очень часто приводит компанию к рисковым ситуациям, связанным с финансами и налогами.
Малый бизнес часто экономит на услугах юристов и финансовых консультантов. Начинающие предприниматели сами занимаются маркетингом, рекламой, бухгалтерией и юридической документацией, чтобы контролировать все бизнес-процессы. Опытные считают, что им не нужна помощь, и сами заключают договоры. Результат один — траты на судебные разбирательства и проблемы с налоговой. Решать все вопросы, задействуя только ресурсы компании, зачастую непосильно. В фирмах с грамотным управлением все процессы проходят при участии, а иногда и под руководством опытных внешних консультантов.
Следствие ведут налоговики. Что делать, если инспектор вызвал на допрос
В большинстве компаний малого бизнеса отсутствуют документы, определяющие порядок работы с контрагентами (физические или юридические лица, которые выступают одной из сторон сделки). Например, чек-лист проверки контрагента (досье). Работа с недобросовестным контрагентом может плохо закончиться для компании: повышенное внимание Федеральной налоговой службы и ФАС, блокировка счетов, необходимость доказательства собственной невиновности перед контролирующими органами.
Как отметил заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин, нужно помнить, что согласно статье 51 Конституции РФ, гражданин не обязан свидетельствовать против себя и своих близких родственников. Кроме того, человек в праве не отвечать на вопросы, которые выходят за рамки его профессиональных обязанностей.
Адвокат также отметил, что часто инспекторы запугивают людей статьей 307 (Заведомо ложные показания) и 308 (Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний) УК РФ.
«Помните, что без возбуждения уголовного дела это является превышением должностных полномочий. На это своим сотрудникам указывает и центральный аппарат ФНС», – сказал Инютин.
Налоговые инспекции, как известно, проводят проверки.
Очень часто в ходе проведения проверок инспекторы пользуются своим правом допросить свидетеля.
С одной стороны, это малоприятное событие для любого свидетеля: потеря времени, нервозное состояние, возможные проблемы от результатов допроса.
С другой стороны, игнорирование допроса либо дача невнятных показаний отрицательно сказываются на результатах налоговой проверки, так как инспекторы делают свои выводы не в пользу проверяемого налогоплательщика (примерно так: «не пришел на допрос либо не ответил на интересующие вопросы, значит не было хозяйственной операции»)
Допрос — это достаточно быстрый и легкий способ сбора доказательств, особенно, когда ставка делается на эффект неожиданности (имеется в виду допрос без повестки, прямо при первой и неожиданной встрече инспектора и свидетеля, например, если инспектор пришел домой к свидетелю).
Цели налоговой инспекции и налогоплательщика кардинально противоположны.
Одни ищут нарушения и стараются как можно больше дополнительно начислить налогов, пеней и штрафов. Другие – напротив, тщательно скрывают особенно крупные нестыковки и всеми путями минимизируют возможные финансовые потери.
Допрос и его результаты дают много информации проверяющим, и чем больше её собирают в ходе проверки, тем больше вероятность того, что нарушения (если, конечно, они есть) будут обнаружены.
В Налоговом кодексе РФ допросу посвящена только одна статья – статья 90, в которой информации не много, а вопросы остаются.
Ответы на такие вопросы и ситуации из практики мы попытались собрать в единый материал.
Что такое допрос?
Допрос – это процедура, в ходе которой уполномоченное должностное лицо задает вопросы относительно информации, которая известна опрашиваемому, а последний – дает ответы (сообщает сведения), которые протоколируются в отдельном документе.
Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа.
Проверка, особенно выездная, проводится конкретными сотрудниками, которые назначаются на проверку определенного налогоплательщика отдельным решением.
В составе проверяющих может быть включен сотрудник полиции, о чем налоговой инспекцией принимается соответствующее решение, в связи с чем допрос по налоговой проверке может провести и полицейский.
Кроме того, если свидетель живет одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, — в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения может вызвать местная для свидетеля налоговая. То есть допрашивать будет инспектор, не включенный в состав проверяющих.
Никто иной не может провести допрос (применительно к налоговым отношениям).
Допрашивают того, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Такая формулировка предусмотрена самим Налоговым кодексом РФ в статье 90.
Это означает, что допросить могут кого угодно: от директора до технички, если им известны или могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значения для налоговых отношений.
Например, идет выездная налоговая проверка строительной организации, которая при возведении здания привлекала субподрядчиков для кладки кирпича, установки окон, монтажа вентиляции. При этом, в проверяемой строительной организации имеются свои рабочие, которые непосредственно присутствовали на объекте и выполняли отдельные виды работ. Очевидно, что такие рабочие должны знать о присутствии на объекте других строителей, которые не являются работниками их компании (могли видеть работников в спецодежде с логотипом другой компании, могли с ними взаимодействовать и согласовывать производство строительных работ и т.п.). Либо, напротив, рабочие проверяемой строительной организации скажут, что те виды работ, которые якобы выполняли субподрядчики, фактически осуществлялись самими рабочими.
Таких примеров может быть масса.
Кроме того, налоговики обычно считают административный персонал (директор, главный бухгалтер, начальники отделов, заместители) проверяемого налогоплательщика заинтересованными в исходе дела, поэтому больше верят показаниям простых работников, полагая, что их не посвятили в незаконные схемы и им нечего скрывать.
Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
- Лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
- Лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Налоговый орган не должен ни с кем согласовывать возможность допроса свидетеля, не должен заранее объявлять список интересующих его вопросов.
Свидетель не имеет права не прийти на допрос, мотивируя это тем, что ему ничего не известно об интересующих инспектора фактах. В любом случае, даже если человек ничего не знает по интересующим инспектора вопросам, то он все равно является свидетелем и должен прийти на допрос, ответить на вопросы так, как может (то есть сказать, что не знает ничего, поскольку, например, это не входит в круг его обязанностей, этим занимается другой специалист, либо он был в отпуске).
Этот вопрос в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован. В статье 90 указало лишь то, что показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания (месту жительства, например).
Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти.
На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.
Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его опросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.
Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции.
По своему опыту скажем, психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной.
Возможен допрос на территории проверяемого предприятия. Это допускается.
Даже на улице проведение допроса допускается, о чем в свое время высказался Верховный Суд РФ (определение от 03.02.2015 № А07-4879/2013).
Однако, по телефону допрос не возможен ни с точки зрения Закона, ни с точки зрения логики (перед допросом необходимо установить личность свидетеля, а затем свидетель подписывает протокол допроса, подтверждая, что изложенная в нем информация соответствует его показаниям, чего никак нельзя сделать по телефону).
Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует.
В письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (пункт 5.1) даны рекомендации о вызове свидетеля для дачи показаний повесткой.
В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендовано (то есть не обязательно) включать сведения:
- О мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;
- О времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
- О месте проведения допроса.
На практике, в случае проведения допроса по месту нахождения свидетеля, повестка не оформляется (зачем ее оформлять, если уже допрос идет).
Следует отметить, что вызов по телефону «к делу не пришьешь».
Нередко сами налоговики не сильно разбираются, как правильно вызывать на допрос и оформляют вместо повестки «уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)», форма которого, в отличие от повестки, утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]
Уведомление оформляется о вызове для дачи пояснений, а не допроса, что не одно и то же, о чем мы укажем далее несколько подробнее.
Однако, если из «уведомления» четко следует, что вызывают конкретного физического лица, то явиться это лицо обязано.
Вызвать на допрос могут и по телефону. Хотя данный способ ничем не предусмотрен, его активно используют инспекторы, чтобы сэкономить время либо отыскать нерадивого свидетеля, который не получает повестки по каким-либо причинам.
Правовые последствия вызова по телефону такие же, как отсутствие телефонного звонка. То есть, в таком случае явка будет добровольной, а неявка не повлечет штрафа.
Обязательной является только явка по повестке.
Налоговый кодекс РФ это вопрос не регулирует, указывая лишь на то, что показания свидетеля заносятся в протокол.
Практика показывает, что допрос происходит по следующей схеме:
- Перед началом допроса инспектор должен установить личность свидетеля. Очевидно, что для этого нужен паспорт либо заменяющий его документ;
- Затем заполняется протокол допроса в части сведений о свидетеле. Это ФИО, дата рождения, место регистрации, место работы, телефон, знание русского языка и т.п.;
- В протоколе до начала допроса также должны быть указаны данные о том, кто производит допрос, кто присутствует при допросе (например, адвокат, иное лицо), место проведения допроса, дата, время начала допроса. Кроме этого, указываются сведения о ведении аудио, видео записи, если таковая ведется;
- До момента постановки вопросов свидетелю должны быть разъяснены положения: статьи 51 Конституции РФ о возможности не свидетельствовать против самого себя, своего супруга, своих родственников; статьи 128 Налогового кодекса РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показания либо за отказ от дачи показаний;
- После этого приступают уже непосредственно к допросу, который состоит в том, что инспектор устно задает вопрос, записывает его в протокол, выслушивает ответ свидетеля и фиксирует его в протоколе.
Встречаются ситуации, когда в протоколе уже имеются заранее поставленные вопросы и в момент допроса в протокол вносятся только ответы в отведенные пустые строки.
Редко, но бывает, когда инспектор не пишет вопросы в протоколе допроса, а лишь отражает ответы свидетеля единым текстом:
- Ведет протокол сам инспектор (то есть инспектор заполняет его, а свидетель его читает и подписывает). Но встречаются случаи, когда инспектор передает свидетелю протокол допроса, в котором уже имеют подготовленные вопросы, и свидетель самостоятельно вписывает свои ответы на них;
- После окончания опросной части свидетель самостоятельно должен прочитать протокол допроса и либо подписать его без замечаний, либо указать на такие замечания. Например, если инспектор неправильно отразил ответ свидетеля, написал то, чего свидетель не указывал или, напротив, не написал необходимую информацию.
Протокол не обязательно должен быть заполнен шариковой ручкой. Можно его изготовить машинописным способом (на компьютере).
Инспектор может предложить свидетелю дать образцы своего почерка (подписи). Но, это дело добровольное, обязать никто не может. Хотя за отказ от дачи условных образцов почерка свидетель подписывается отдельно. Чем не образец!, не говоря уже о том, что в протоколе еще несколько подписей отдельно проставляются (на каждой странице под текстом, в местах ознакомления со статьями 51 Конституции РФ и 128 Налогового кодекса РФ, после сведений об идентифицирующих личность данных).
Время, в течение которого возможен допрос ничем не регламентируется. В нашей практике были случаи, что допрос длился более трех дней.
Период времени суток, в рамках которого возможно проведение допроса, также не ограничен во времени.
В этой части считаем возможным применить аналогию права и обратиться к статьям Уголовно-процессуального кодекса РФ, в котором этот вопрос отрегулирован четко: допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, после чего можно смело требовать перерыв для отдыха и принятия пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня не может превышать 8 часов. Допрашивать в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) разрешено только в исключительных случаях (статья 187 УПК РФ).
При этом, у инспектора нет никакого права задержать свидетеля либо принудительно заставить его отвечать на вопросы. Не может инспектор осуществить принудительный привод. Такое право есть только у сотрудников полиции и дано оно им в строго определенных случаях.
Важность допроса трудно переоценить как проверяемому налогоплательщику, так и инспекторам.
От результатов допроса может зависеть очень многое. Здесь масса нюансов.
Во-первых, нельзя игнорировать допрос в налоговой. И речь вовсе не о штрафе за неявку, который составляет 1000 руб.
Особенно в последнее время неявка на допрос трактуется не пользу налогоплательщика, тем более, если рассматриваются его связи с фирмами однодневками.
Например, в ходе проверки исследуются отношения налогоплательщика и его сомнительных контрагентов. Руководителей таких контрагентов вызывают на допросы. Неявка на допрос в этом случае трактуется как подтверждение предположений отсутствия фактических отношений (проще говоря, нет подтверждения факта поставки, факта выполнения работ и т.п.).
Конечно, это не единственное доказательство в пользу подобных выводов. Здесь формируется целая группа косвенных доказательств, среди которых отсутствие у контрагента работников, имущества, офиса, отсутствие отчетности, особенности движения денежных средств по счету в банке и т.п.
Другой пример: неявка генерального директора или главного бухгалтера по вопросам возмещения НДС может стать причиной отказа в возврате или зачете налога.
После окончания налоговой проверки в суде крайне сложно допросить того или иного свидетеля. Судьи очень неохотно идут на вызов свидетеля. Здесь нужна сильная мотивировка и обоснование причин, по которым такое доказательство, как протокол допроса свидетеля, невозможно было получить на досудебной стадии.
С другой стороны, многие не без причины полагают, что лучше заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля и сказать лишнего. Здесь нужна предварительная консультация специалиста.
Во-вторых, нельзя на допрос идти не подготовленным. Это ко всем относится, будь то директор или водитель. И не обязательно врать либо придумывать.
Не всегда удается предугадать интересующие инспектора вопросы.
Но, в те моменты, когда свидетель примерно знает (подразумевает), о чем его будут спрашивать, то лучше как следует подготовиться: посмотреть документы, навести справки у иных лиц, проанализировать возможные негативные последствия ответов на предполагаемые вопросы.
Случается, что свидетель, отвечая на вопрос, из-за давности событий путает информацию, либо, не понимая важность вопроса, дает неточные ответы. Не редки случаи, когда свидетель по ошибке считает, что ответ на вопрос повлечет для него лично проблемы (например, отрицает какие-либо факты или говорит, что не помнит).
В этих случаях предварительная консультация налоговых у юристов обережет от неправильных действий и негативных последствий;
В-третьих, поведение во время допроса должно быть выработанным.
Свидетелю не надо показывать свое беспокойство. Это придает дополнительную мотивацию инспектору считать, что свидетель скрывает интересные факты. В результате во время допроса прозвучит гораздо больше уточняющих вопросов, а продолжительность допроса – существенно увеличится.
Также свидетель должен давать ответы на поставленные вопросы четко и коротко. Чем больше свидетель говорит, тем больше инспектор может задать уточнений, попросить пояснить те или иные вещи.
Хорошо, если свидетель знает, о чем говорит, и он действительно является свидетелем тех обстоятельств, о которых свидетельствует. В этом случае инспектор получит дополнительные доказательства действительности тех или иных отношений, а налогоплательщик – подтверждение своей правоты. А если нет?
Нежелательно отвечать на вопросы: «не помню», «не знаю», «забыл».
Правильнее говорить: «необходимо уточнить», «нужно посмотреть документы», «могу позднее предоставить информацию, так как сейчас не готов ответить».
На неудобные вопросы не надо размышлять вслух, это может привести инспектора в состояние необходимости уточнить какие-либо обстоятельства.
В-четвертых, всегда после окончания процедуры допроса свидетелю необходимо прочитать допрос на предмет достоверного в нем отражения сообщенной свидетелем информации.
В нашей практике имел место быть случай, когда инспектор умышленно изменял суть ответов свидетеля и в нужном для себя ключе отражал это в протоколе. Этот же инспектор на замечания свидетеля сделал вид, что вносит изменения в протокол применительно к конкретному ответу, который потребовал изменить свидетель. По всей видимости, инспектор надеялся на невнимательность свидетеля, который не заметит, что изменений нет. Но, бдительный свидетель и здесь заметил подвох и уже более настойчиво просил внести изменения в протокол, после чего инспектор отразил информацию так, как её сообщил свидетель.
Также в практике были случаи, когда в составленный рукописным способом и подписанный свидетелем протокол позднее вносились дополнения в свободные строки. Дело в том, что инспектор не перечеркнул пустые строки (имеется в виду росчерк в виде буквы «Z») и дописал совсем не то, что услышал от свидетеля.
Для исключения возможности подлога необходимо подписывать каждый лист протокола допроса.
В-пятых, права свидетеля и гар��нтию законного проведения процедуры допроса поможет обеспечить юрист.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение <...> по вопросу процедуры допроса налоговым органом свидетеля с участием представителя, сообщает следующее.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Вызов на допрос и требования к свидетелю разъясняет статья 90 Кодекса, там содержится информация о том, кто может быть допрошен, кого допрашивать нельзя и т.д.
Налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке статьи 90 Кодекса.
По вопросу участия лица, сопровождающего гражданина, вызванного на допрос в налоговый орган в качестве свидетеля, разъясняют Письма ФНС России от 31.12.2013 N ЕД-4-2/[email protected] и от 30.10.2012 N АС-3-2/[email protected], где указано, что Кодекс не регламентирует исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе. Таким образом, получается, что круг лиц при проведении допроса свидетеля не ограничен. К тому же при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации право на получение квалифицированной юридической помощи.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон N 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном в Законе N 63-ФЗ, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. При этом Закон N 63-ФЗ не регламентирует участие адвоката от имени доверителя в процессуальных мероприятиях, проводимых в отношении него.
В случае допроса свидетеля в порядке статьи 90 Кодекса, который пользуется квалифицированной юридической помощью, адвокат в порядке пункта 3 статьи 99 Кодекса вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. При этом ответы на вопросы при проведении допроса дает свидетель самостоятельно.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 90 Кодекса при проведении налоговых проверок адвокат не может допрашиваться налоговыми органами в качестве свидетеля, если он получил информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей и, если Подобные сведения относятся к профессиональной тайне адвоката.
Участие налогоплательщика или его представителя при проведении допроса свидетеля статьей 90 Кодекса не предусмотрено (Письмо Минфина России от 22.10.2015 N 03-02-07/1/60796).
Государственный советник РФ 2-го класса | А.В. Егоричев |