Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение вопросов гражданства РФ управление федеральной собственностью утверждение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ, от 12.11.2012 N 182-ФЗ, от 02.07.2013 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.11.2013 N 299-ФЗ, от 20.04.2014 N 71-ФЗ, от 20.04.2014 N 72-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 23.06.2014 N 157-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 31.12.2014 N 507-ФЗ, от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 29.07.2017 N 243-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 27.12.2018 N 544-ФЗ, от 03.07.2019 N 165-ФЗ, от 18.07.2019 N 188-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.07.2019 N 236-ФЗ, от 18.03.2020 N 58-ФЗ, от 18.03.2020 N 63-ФЗ, от 24.04.2020 N 134-ФЗ, от 13.07.2020 N 209-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
19 апреля 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
15 мая 2002 года
В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;
двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;
ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;
территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;
вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.
Закон «О гражданстве Российской Федерации»
Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)
4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
- Решение Верховного суда: Решение N АКПИ15-779, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 1999 г. № 600 он был помилован путем замены смертной казни на пожизненное лишение свободы. Осуществление помилования в силу пункта «в» статьи 89 Конституции Российской Федерации является прерогативой Президента Российской Федерации…
- Решение Верховного суда: Определение N КАС10-209, Кассационная коллегия, кассация Правом помилования в отношении лиц, осужденных судом к наказанию в виде смертной казни, Президент Российской Федерации наделен п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации. Будучи институтом конституционного права, помилование входит в сферу исключительной компетенции Президента Российской Федерации (ст.ст. 50, 71, 89 Конституции Российской Федерации) и не связано с вопросами привлечения к уголовной ответственности и применения наказания, которые регулируются нормами уголовно-процессуального законодательства и разрешаются судом…
- Решение Верховного суда: Определение N КАС09-84, Кассационная коллегия, кассация Правом помилования в отношении лиц, осужденных судом к наказанию в виде смертной казни, Президент Российской Федерации наделен п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации. Будучи институтом конституционного права, помилование входит в сферу исключительной компетенции Президента Российской Федерации (ст.ст. 50,71,89 Конституции РФ) и не связано с вопросами привлечения к уголовной ответственности и применения наказания, которые регулируются нормами уголовно-процессуального законодательства и разрешаются судом…
Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), а также Указами Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».
Гражданство Российской Федерации приобретается (статья 11 Федерального закона № 62-ФЗ):
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 62-ФЗ или международным договором Российской Федерации.
Прием в гражданство Российской Федерации лиц осуществляется в общем и упрощенном порядке. Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения соответствующих заявлений и компетенцией принятия решения.
Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом, в упрощенном порядке – до трех месяцев (в случаях необходимости уточнения фактов, свидетельствующих о наличии оснований для отклонения заявлений, предусмотренных пунктами «а» – «в», «е» части первой статьи 16 Федерального закона № 62-ФЗ, указанный срок может быть продлен, но не более чем на три месяца).
По заявлениям о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном порядке – руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне.
Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона № 62-ФЗ. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории Российской Федерации по виду на жительство в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания сокращается до одного года или это условие снимается для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.
На основании статьи 37 Федерального закона № 62-ФЗ гражданство Российской Федерации приобретается:
в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 62-ФЗ – со дня рождения ребенка;
в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 Федерального закона № 62-ФЗ – со дня усыновления (удочерения) ребенка;
в остальных случаях – со дня принесения лицом Присяги гражданина Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона № 62-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 62-ФЗ и указами Президента Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.
Статья 89. Президент Российской Федерации: а) решает вопросы гражданства…
Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.
Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) считается недействительным со дня принятия такого решения.
Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина Российской Федерации.
В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.
Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. При этом установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 – 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 — 282.3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277 – 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства предусматривает вступление в подданство путем приобретения резидентства. Это стандартная процедура, которая известна во всем мире. Основания и порядок приобретения гражданства зависят от сроков пребывания, материального положения и биографии желающего стать резидентом РФ. Так, согласно действующим нормам законодательства, гражданин другой страны обладает правом претендовать на подданство РФ лишь после того, как он прожил в пределах РФ более пяти лет со дня выдачи ему ВНЖ.
Когда иностранный гражданин выполнил все установленные законодательством требования, он может обращаться в государственные органы с заявлением и комплектом документов.
Иностранцам следует знать, что решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища относится к компетенции Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГУВМ – МВД РФ).
Подача ходатайства и пакета бумаг – первый этап на пути к российскому паспорту. Далее дело передается в соответствующие органы в зависимости от процедуры приобретения гражданского статуса – общей или упрощенной. В первом варианте решение принимает Президент РФ, во втором – территориальные органы ГУВМ МВД.
Описанные в Законе о гражданстве и Положении полномочия Президента РФ в этой сфере реализуются лишь в случае прохождения по общей процедуре, выхода из гражданства или его восстановления. Его подпись нужна также в случаях, когда необходимо отменить принятое решение о предоставлении статуса россиянина.
Глава государства, в силу своих функций, согласовывает деятельность всех иных органов, которые занимаются вопросами предоставления или лишения российского гражданства.
Для обеспечения качественной работы в данном направлении создается специальная Комиссия при Президенте РФ, которая осуществляет предварительное рассмотрение дел и готовит для него соответствующие предложения главе государства.
Главное управление по вопросам миграции МВД – один из уполномоченных органов по вопросам гражданства, который непосредственно занимается вопросами предоставления статуса россиянина. Иностранцы, направляющие ходатайство на территории России, подают пакет документов именно в эти ведомства, причем независимо от конкретных оснований (общих или «льготных»). При общей процедуре дело человека передается в высшие инстанции вплоть до Президента РФ.
При наличии оснований для упрощенной схемы должностное лицо, принимающее решения по вопросам гражданства РФ, находится «на месте». Окончательное заключение выдается в таком случае именно региональными органами ГУВМ.
Итак, в сферу ответственности данного государственного органа входит:
- прием заявлений у лиц, проживающих в РФ (по месту регистрации);
- проверка документов на соответствие требованиям;
- составление заключений на дела по общему процедуре и направление их в вышестоящие инстанции;
- ведение базы данных обо всех иностранцах, которые подавали ходатайство об изменении гражданства (предоставления или лишения), и о принятых по каждому вопросу решениях;
- сотрудничество с ФСБ и другими ответственными органами;
- принятие решений относительно приема в гражданство по упрощенной схеме;
- исполнение решений в отношении изменения гражданского статуса;
- оформление отмены принятых решений при выяснении фактов нарушений.
Гражданам, которые ходатайствуют об изменении гражданского статуса из-за рубежа, все вопросы миграции и гражданства следует решать в дипломатических представительствах Российской Федерации в стране своего проживания: консульствах или соответствующих отделах посольств.
Именно на них, согласно российскому законодательству возложены такие функции:
- прием и проверка заявлений и пакета документов от лиц, которые хотят получить российское гражданство или отказаться от него;
- выдача заключений на ходатайство и отправка в МИД России для дальнейшего рассмотрения;
- исполнение решений в отношении изменения статуса;
- определение и засвидетельствование российского гражданства;
- отмена своих решений, если всплывают дополнительные факты, подтверждающие неправомерность вынесенных вердиктов.
Что касается Министерства иностранных дел РФ, оно выполняет промежуточную функцию между теми, кто занимается вопросами российского гражданства непосредственно: передает дела от диппредставительств в Комиссию при Президенте РФ, а также ведет учет всех обратившихся лиц.
Изменение гражданского статуса – процесс хлопотный и отнимающий немало времени. Поэтому у граждан возникает соблазн обратиться в частные юридические фирмы, которые обещают помочь с решением этого вопроса. Реклама таких организаций, как правило, пестрит словами «быстро», «недорого», «гарантированно».
В таких случаях важно помнить, что дела о гражданстве Российской Федерации уполномочены рассматривать только государственные органы, описанные нами выше в данной статье и только – в оговоренные законом сроки. И никакая частная организация не может повлиять на решение чиновников или на скорость прохождения конкретного пакета документов по всем инстанциям.
Единственный плюс – работники этих фирм берут на себя организационные хлопоты по оформлению документов и посещению государственных ведомств. Таким способом экономится время иностранного гражданина, но не деньги, ведь услуги таких «помощников» стоят очень даже недешево.
Новый текст Конституции РФ с поправками 2020
Детальный анализ законодательной базы позволяет сделать вывод, что к полномочным органам, ведающим делами о гражданстве РФ, относятся:
- Президент Российской Федерации и созданная при нем Комиссия;
- Министерство внутренних дел РФ в лице Главного управления по вопросам миграции (включая все территориальные отделения);
- Министерство иностранных дел РФ, а также дипломатические представительства РФ за рубежом;
- Федеральная служба безопасности.
Что касается последнего ведомства: оно не относится к тем, кто решает вопросы о приеме в гражданство РФ непосредственно. Однако в разъяснительных документах указывается, что ФСБ осуществляет проверку всех поданных документов и дает заключение по каждому иностранцу, который желает стать россиянином на общих основаниях или в упрощенном порядке.
Далее рассмотрим конкретные полномочия каждого государственного института в процессе решения вопросов приобретения статуса.
Гражданам, которые ходатайствуют об изменении гражданского статуса из-за рубежа, все вопросы миграции и гражданства следует решать в дипломатических представительствах Российской Федерации в стране своего проживания: консульствах или соответствующих отделах посольств.
Именно на них, согласно российскому законодательству возложены такие функции:
- прием и проверка заявлений и пакета документов от лиц, которые хотят получить российское гражданство или отказаться от него;
- выдача заключений на ходатайство и отправка в МИД России для дальнейшего рассмотрения;
- исполнение решений в отношении изменения статуса;
- определение и засвидетельствование российского гражданства;
- отмена своих решений, если всплывают дополнительные факты, подтверждающие неправомерность вынесенных вердиктов.
Что касается Министерства иностранных дел РФ, оно выполняет промежуточную функцию между теми, кто занимается вопросами российского гражданства непосредственно: передает дела от диппредставительств в Комиссию при Президенте РФ, а также ведет учет всех обратившихся лиц.
Изменение гражданского статуса – процесс хлопотный и отнимающий немало времени. Поэтому у граждан возникает соблазн обратиться в частные юридические фирмы, которые обещают помочь с решением этого вопроса. Реклама таких организаций, как правило, пестрит словами «быстро», «недорого», «гарантированно».
В таких случаях важно помнить, что дела о гражданстве Российской Федерации уполномочены рассматривать только государственные органы, описанные нами выше в данной статье и только – в оговоренные законом сроки. И никакая частная организация не может повлиять на решение чиновников или на скорость прохождения конкретного пакета документов по всем инстанциям.
Единственный плюс – работники этих фирм берут на себя организационные хлопоты по оформлению документов и посещению государственных ведомств. Таким способом экономится время иностранного гражданина, но не деньги, ведь услуги таких «помощников» стоят очень даже недешево.
Знание описанных нами полномочий государственных органов, принимающих участие в решении вопросов гражданства, поможет иностранцу сориентироваться в основном алгоритме прохождения его заявления.
Заявления и документы соискателей рассматривают Министерство внутренних дел РФ (в лице Главного управления по вопросам миграции) и Министерство иностранных дел РФ (через дипломатические представительства). Решения о приеме в российское гражданство принимают территориальные органы ГУВМ и Президент РФ.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»» Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 188-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 165-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 544-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»» Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве РФ» Федеральный закон о внесении изменения в статью 16 закона гражданстве РФ Изменения закон «О гражданстве РФ» и закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Изменение в статью 14 закона о гражданстве РФ Изменения в закон о гражданстве Российской Федерации Изменение в 14 статье закона «О гражданстве Российской Федерации» Внесение изменений в статью 14 Федерального закона «О гражданстве РФ» Поправки к закону
Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года
Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основания для приобретения гражданства РФ
Российское гражданство предполагает равноправие всех его носителей не зависимо от оснований получения.
На права и свободы подданных РФ не влияет расовая принадлежность, исповедуемая религия и национальность.
Россия не выдает своих граждан другому государству и не лишает гражданства в принудительном порядке. Обладатели паспорта РФ пользуются покровительством и защитой своей страны на территории другого государства.
Человек может отказаться от гражданства РФ и принять другое гражданство.
Лица, проживающие на территории России по временной регистрации, ограничены в правах и возможностях по сравнению с теми, кто решил вопрос получения гражданства РФ.
Преимущества граждан России:
- Получают среднее образование на территории государства, имеет право на бесплатное обучение в вузах России.
- Дети посещают бюджетные ясельные группы, детские сады, специализированные учебные заведения (спортивные, музыкальные, художественные школы).
- Могут получать бесплатную медицинскую и социальную помощь.
- Имеют право на участие в выборах на региональных и федеральных уровнях.
- Не имеют ограничений в трудоустройстве, могут работать в любой российской компании.
- Могут открыть свой собственный бизнес без ограничений, в рамках существующего законодательства.
- Получают все полагающиеся социальные выплаты и льготы.
- Имеют право на приобретение в собственность земель и сельскохозяйственных угодий.
- Проживают на территории России без ограничений по срокам, беспрепятственно возвращаются в страну после выезда за границу.
Получить российское гражданство могут не все.
- Соискатель должен быть дееспособным совершеннолетним лицом.
- Учитывается время, которое человек прожил в России. Общий срок для приема мигранта в подданство России составляет 5 лет, в специальных случаях – 1 год.
Проще всего получить паспорт РФ людям, родившимся в СССР.
Нужно сдать пакет документов и экзамен на знание русского языка.
Также у человека должен быть источник дохода на территории нашей страны. Обязателен отказ от подданства предыдущего государства.
Перечень лиц, которые могут получить гражданство России следующий (ФЗ-62 от 31.05.2002):
- ребенок, родившийся на территории РФ;
- родители детей с российским паспортом;
- состоящие в браке с гражданами РФ и прописанные в стране;
- имеющие нетрудоспособного родителя с гражданством РФ;
- инвесторы, вложившие средства в российский бизнес;
- поступившие служить в российскую армию;
- участники программы добровольного переселения;
- другие специальные категории.
Человек, желающий получить российское гражданство, должен лично подать об этом письменное заявление в соответствующие органы. Представитель учреждения заверяет подпись гражданина. Если претендент на получение статуса неграмотен или имеет физический недостаток, не позволяющий расписаться собственноручно, за него может поставить подпись другое лицо. В этом случае заявление заверяется у нотариуса.
В случае решения вопроса о гражданстве для несовершеннолетних или недееспособных граждан, за них подают заявление их законные представители (родители или опекуны). Если необходимо получить согласие заинтересованного лица (к примеру, второго родителя), оно также оформляется в письменном виде и заверяется у нотариуса.
При подаче заявления на территории Российской Федерации уплачивается государственная пошлина.
Рассмотрение заявлений проводится президентом РФ в течение года. При упрощенной схеме решения принимаются органами внутренних или иностранных дел, дипломатическими и консульскими учреждениями. В этом случае на рассмотрение законом определено 6 месяцев.
Если человек не согласен с принятым решением, он может подать повторное заявление, спустя год. Отказ соответствующего учреждения принять на рассмотрение заявление о получении гражданства можно обжаловать в суде частным образом. Все действия, нарушающие порядок рассмотрения дел, могут быть обжалованы в вышестоящие организации.
Если речь идет о гражданстве для ребенка или недееспособного, все споры и несогласия между родителями или опекунами решаются в суде. При этом во главу угла ставятся интересы ребенка или недееспособного.
Получение гражданства рф гражданам рф
Существует ряд компаний, занимающихся помощью в оказании услуги получения гражданства. Обращение к представителям этих фирм может быть связано с определенными рисками, поэтому при выборе компании следует тщательно проверить ее историю и документы, подтверждающие законность такой деятельности и полномочий.
Посредники предоставляют прайс на свои услуги, куда следует отнести сбор и оформление документации, обращение во все необходимые инстанции от имени заявителя, решение дополнительно возникающих вопросов.
Сроки рассмотрения вопроса не зависят от того, кто обращается с заявлением, и являются едиными для всех регионов РФ:
- участники специальной государственной программы переселения и носители русского языка — 3 месяца;
- оформление по упрощенной схеме — полгода;
- стандартная процедура — от одного года.
Стоимость услуг зависит от региона и цен, заявленных конкретной фирмой-посредником (при обращении к ней).
Бывает, что иностранец или лицо без гражданства подвергаются гонениям со стороны определенного государства. В этой ситуации Россия может предоставить политическое убежище и свое гражданство.
Важный момент – российское правительство не должно иметь с другой страной дипломатические отношения.
Если же между государствами заключен договор, то Россия должна выдать лицо, объявленное в международный розыск.
Так, в соответствии с Венской конвенцией экстрадиция возможна по запросу Швейцарии, Германии, Франции, Литвы, Латвии, Польши и других стран.
Как правило РФ предоставляет вид на жительство.
Человек попадает под юрисдикцию нашей страны. У него появляются права, свободы и обязательства на территории России.
Заявление о политическом убежище рассматривается:
- Федеральной службой безопасности;
- Министерством иностранных дел.
Документы передаются из главного управления по вопросам миграции или российских дипломатических представительств.
Упрощенный порядок получения российского гражданства в разной степени коснулся всех желающих. Общие нормы, прописанные в статье 13 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 2002 года, продолжают действовать. Но с одним нововведением, облегчающим процесс: теперь претендентам уже не нужно официально отказываться от предыдущего гражданства.
«Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке», — говорится в законе. На практике выглядит это так.
Человек, желающий в перспективе стать гражданином нашей страны, должен приехать в Россию, встать на миграционный учет и получить разрешение на временное проживание (РВП).
Через год соискатель вправе обратиться за получением вида на жительства, по которому ему предстоит жить в России пять лет. И лишь после этого он получает право обратиться в территориальный орган МВД РФ с заявлением о приеме в гражданство России.
Есть и другие категории иностранцев, для которых существуют различные формы упрощенного получения российского гражданства. И регулируется это как Законом «О гражданстве Российской Федерации», так и указами главы государства.
Например, Указ Президента страны от 24.04.2019 №183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке». Он устанавливает, что лица, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, в том числе ранее имевшие гражданство России, имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке. При этом претенденты должны постоянно проживать в этих районах и быть там официально зарегистрированы.
Им достаточно обратиться в пункты по приему и выдаче документов, чтобы после вынесения положительного решения и принесения присяги получить российский паспорт. Вся процедура должна занять три месяца.
Присяга при принятии гражданства РФ
«Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь: соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».
(Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», ст. 11.1)
Другой президентский указ — от 29.04.2019 №187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке» касается граждан Украины, ранее проживавших в Крыму и Севастополе, Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, а также их детей, супругов и родителей.
Порядок получения гражданства РФ максимально упрощен (хотя по меньшей мере год им придется прожить по разрешению на временное проживание) для тех, кто:
- родился на территории РСФСР и имел гражданство бывшего СССР;
- состоит не менее трех лет в браке с гражданином России, проживающим на территории РФ;
- имеет дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ;
- имеет ребенка, являющегося гражданином РФ;
- получил после 1 июля 2002 года профессиональное образование в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории;
- индивидуальные предприниматели;
- инвесторы;
- квалифицированные специалисты;
- имеет хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории Российской Федерации;
- является гражданином Белоруссии, Казахстана, Молдавии или Украины.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
Процедура упрощенного получения российского гражданства запущена, отмечает Виктор Водолацкий, причем количество заявлений постоянно увеличивается. Только с начала этого года их уже поступило 223 тысячи.
Но любой закон — гибкий инструмент, адаптированный к той или иной ситуации, и всегда есть возможность внести в него изменения. Так, существует общая законодательная практика — в течение года наблюдать, как документ работает, выявлять проблемы и находить пути их устранения. Поэтому в мае, сообщил депутат, на заседании Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками планируется рассмотреть поступившие в палату обращения, для того чтобы решить: надо ли вносить в действующий Закон «О гражданстве Российской Федерации» какие-то поправки?
Таких обращений между тем немало. Как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Сегодня, когда весь мир погрузился в глобальные проблемы, люди хотят вернуться в Россию и чувствовать себя в безопасности.
Из ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»:
Отклоняются заявления… поданные лицами, которые:
- выступают за насильственное изменение основ конституционного строя России…
- участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах…
- участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности…
- имеют ограничения на въезд в РФ…
- использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
- состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства…
- имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений…
- преследуются в уголовном порядке компетентными органами…
- осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы…
- Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
- Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
- Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
- Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
- Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
- Наследственное право Махмутова М.М.
- Международное публичное право Шевчук Д.А.
- Международное право Глебов И.Н.
- Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
- Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.
Но времена меняются, жизненные ситуации тоже. В последнее десятилетие многие бывшие соотечественники стали возвращаться на родину и хотят восстановить гражданство Российской Федерации. Для этой категории иностранцев гражданство можно восстановить в общем порядке, только прожить в России беспрерывно требуется не 5 лет, а 3 года.
При положительном решении Президент РФ издает соответствующий указ. Получение паспорта регулирует постановление правительства по вопросу получения гражданства РФ. Общегражданский паспортный документ должен иметь каждый россиянин, в том числе и недавно получивший этот статус несовершеннолетний старше 14 лет.
Первым большим шагом на пути по оформлению гражданства РФ, является получение разрешения на временное проживание (за исключением некоторых категорий иностранных граждан которым это не требуется).
После получения разрешения на временное проживание и проживания на его основании на территории России более 1-го года, иностранному гражданину необходимо получить вид на жительство.
Органы, уполномоченные решать вопросы гражданства РФ
Гражданство РФ в 2017 году можно оформить 2-мя способами:
- В общем порядке.
- В упрощённом порядке.
Общий и упрощённый порядки отличаются:
- сроком необходимого проживания на территории России на основании вида на жительство (в общем порядке необходимо прожить 5 лет, в упрощённом 1 год);
- сроком рассмотрения поданных документов для получения гражданства (в общем порядке в течение 1-го года, в упрощённом до 6 месяцев);
- компетенцией принятия решения (в общем порядке решение принимает президент РФ, в упрощённом руководители территориальных органом ГУВМ МВД России (ФМС)).
Помимо вышеперечисленных способов, российское гражданство также можно получить по рождению и в результате восстановления в гражданстве.
- дети и родители, супруги граждан РФ;
- лица, рожденные на территории РСФСР;
- некоторые индивидуальные предприниматели и инвесторы;
- лица, признанные носителями русского языка;
- бывшие граждане СССР;
- ветераны ВОВ;
- так называемые соотечественники и члены их семей, и некоторые другие.
18 декабря 2020 года Госдума приняла новый закон о получении гражданства РФ 2020 года. Принятые правки в некоторой мере упрощают порядок выдачи паспортов лицам, участвующим в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, принятой указом Президента РФ 22.06.2006 (далее – Программа переселения соотечественников). Анализ действующих правил, а также упрощений, предусмотренных законопроектом № 527255-7 , приведен ниже.
Дееспособный иностранный гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право подать заявление о приёме в гражданство РФ в общем порядке, в случае если им были соблюдены следующие условия:
- Проживает на территории России (со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ) непрерывно в течение 5 лет, (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст.13 ФЗ № 62). Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение 1-го года.
- Имеет законный источник денежных средств, достаточный для существования (подтверждается справкой о доходах, выпиской из банка (в случае наличия вклада) и т.д.).
- Владеет русским языком (подтверждается документом об образовании или сертификатом, о прохождении специального тестирования).
- Обратился в полномочный орган иностранного государства, с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства (отказ от гражданства не требуется, если это предусмотрено законодательством РФ).
- Обязуется соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации.
«Сегодня мною подписана новая редакция Концепции государственной миграционной политики. Она направлена, в том числе, на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа. А также на создание четких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства. Многие проблемы, бюрократические барьеры в этой сфере, о которых справедливо говорили соотечественники, сняты. Во всяком случае, я надеюсь, что сделана попытка их снять и разбюрократить эту систему. Надо будет посмотреть, как она работает на практике», — заявил Путин на Всемирном конгрессе соотечественников.
Ранее сообщалось, что депутаты Государственной Думы РФ во время обсуждения заявления о ситуации на Украине приняли законопроект № 527255-7 об упрощенном получении российского гражданства украинцами. Поводом для подготовки документа стало обращение жителей Донбасса к Путину во время прямой линии в июне этого года. В ответ на их жалобу о сложности получения российского паспорта российский лидер пообещал им разработать соответствующий законопроект, который решит данный вопрос.
Воспользоваться правом на упрощенную процедуру оформления российского гражданства могут заявители, которые соответствуют нескольким требованиям:
- Постоянно живут в РФ по ВНЖ;
- Оформлена постоянная регистрация;
- Есть постоянный источник получения доходов;
- Нет гражданства в другом государстве;
- Знание языка.
1 | Сначала надо заполучить РВП и прожить по нему период не менее восьми месяцев. |
2 | Потом запросить ВНЖ. направить прошение допускается в период не позднее нежели за четыре месяца до окончания проживания на временной основе. Находиться по ВНЖ нужно более 5 лет. |
3 | Пройдя вышеуказанные стадии возможно в обычной процедуре подавать на гражданство 2021. |
Обычный принцип принятия в гражданство РФ подразумевает подачу заявки с остальным портфелем документов. Все это направляется на комиссионный анализ. Окончательный вывод по заявлениям на гражданство РФ 2021 делает непосредственно российский Президент.
Формы заявлений для заполнения представлены на вебсайте МВД. Формуляры для взрослого и ребенка отличаются. Для граждан, идущих по «упрощенке» на гражданство 2021 также предусмотрен отдельный формуляр. Они доступны для открытия на компьютере и распечатки.
1 | Сходить на первичный прием к инспектору и затем собрать названный им документальный кейс. |
2 | Написать заявление о приеме в гражданство 2021 в миграционном отделе ГУ ВМ МВД. |
3 | Заплатить полагающуюся пошлину. |
4 | Подать весь собранный кейс на гражданство РФ в госорганы. |
5 | Специалист возьмет документацию, опишет ее, выдаст справку о принятии. |
6 | При одобрительном решении нужно забрать на руки гражданский паспорт РФ. |
Рассмотрение заявлений по тематике гражданство 2021 будет проводиться в пределах года с момента подачи прошения. Распоряжение по назначению гражданства РФ в стандартном порядке входит в компетенцию Главнокомандующего РФ.
Для некоторых граждан делается исключение и гражданство 2021 им выдадут без соблюдения этой схемы. Такие категории будут рассмотрены далее. Получение гражданства 2021 по льготным основаниям открыло двери намного более широкой аудитории, нежели это дозволялось ранее. Они разнятся, исходя из ситуации. Но во всех ситуациях важно соблюдать правила миграционного законодательства, чтобы получить гражданство РФ.
Получение гражданства 2021 по так называемой «упрощенке» осуществляется при реализации ряда положений и оснований. В большинстве ситуаций, чтобы попасть под действие какой-либо программы при получении гражданства РФ, потребуется иметь полученный ранее вид на жительство. В некоторых случаях заявки рассмотрят без него.
Согласно нормам действующего законодательства, есть три основных класса просителей на принятие в гражданство 2021:
— во-первых, обладавшие прежде юрисдикцию СССР и проживавшие на его территории без оформления подданства от распавшихся впоследствии стран;
— во-вторых, иностранные подданные, которые по каким-либо основаниям подпадают под льготы, предоставляемые державой;
— в-третьих, остальные иностранные физлица.
Во второй пункт включается множество разных подкатегорий нерезидентов, претендующих на гражданство 2021.
Одной из самых распространенных программ, которые используются при прохождении пути, это наличие брачных уз. Семья, это ячейка общества, и государство очень бережно относится к ее сохранению.
Схема действий при намерении оформления гражданства 2021 по браку следующая:
— оформить брачные отношения с россиянином;
— обратиться за предоставлением временного проживания;
— получить РВП. Находиться по разрешению не менее восьми месяцев;
— после этого, можно просить ВНЖ;
— провести в брачном союзе трехгодичный срок, не нарушая закона;
— при наличии постоянного места жительства и трехгодичного супружеского стажа возможно обратиться с прошением на получение гражданства 2021;
— получив положительный результат рассмотрения, принимаете присягу и получаете гражданство РФ.
И так, пройдя этот путь претендент получает гражданство 2021 по браку.
При этом, одно из революционных изменений в процедуре получения гражданства 2021 затронуло именно семейную процедуру. Лицам, находящимся в брачных отношениях, при наличии совместного ребенка дали возможность обращаться за паспортом сразу со стадии РВП и не соблюдая никаких сроков. Это поистине забота о воссоединении семей.