Федеральные стандарты аудиторской деятельности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральные стандарты аудиторской деятельности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/[email protected], аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-46/4)

  • Покупка бизнеса – как не приобрести «кота в мешке»

    1,8 тыс. 0

    Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которая определяет случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции:

    Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. В качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее — выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).

    Цель данного изменения — привести данный критерий в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства. Последние установлены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    Для целей Федерального закона «Об аудиторской деятельности» показатель дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, определяется:

    а) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В частности, согласно главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;

    б) в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;

    в) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

    В новой редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрено, что в Российской Федерации действует одна саморегулируемая организация аудиторов (ранее — множественность саморегулируемых организаций аудиторов). Тем самым законодательно оформлено завершение консолидации аудиторской профессии.

    Саморегулируемая организация аудиторов — некоммерческая организация, объединяющая аудиторские организации и аудиторов на основе обязательного членства, созданная для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов ее членов, обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах(ранее — некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности).Статус саморегулируемой организации аудиторов присваивается Минфином России (ранее — приобретался в результате внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов). В новой редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определен порядок присвоения статуса саморегулируемой организации аудиторов и прекращения такого статуса (часть 11 статьи 17, статья 21.1).

    Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ отменена обязательная минимальная численность членов саморегулируемой организации аудиторов (ранее — не менее 10000 аудиторов или не менее 2000 аудиторских организаций).

    Функции саморегулируемой организации аудиторов установлены Федеральными законами «О саморегулируемых организациях» и «Об аудиторской деятельности». Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ в число таких функций дополнительно включены:

    осуществление экспертизы применимости международных стандартов аудита на территории Российской Федерации(ранее — эту функцию выполнял Совет по аудиторской деятельности);

    обеспечение перевода международных стандартов аудита и международных стандартов финансовой отчетности на русский язык в целях признания их подлежащими применению на территории Российской Федерации(ранее — такая функция не формулировалась);

    участие в деятельности Международной федерации бухгалтеров по разработке международных стандартов аудита(ранее — такая функция не формулировалась).

    Обязанности саморегулируемой организации аудиторов установлены Федеральными законами «О саморегулируемых организациях» и «Об аудиторской деятельности». Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ в число таких обязанностей дополнительно включены:

    направление информации, определенной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», не только в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, но и в Банк России;

    обеспечение возможности предоставления в Минфин России, Федеральное казначейство и Банк России электронных документов, а также возможность получения электронных документов от этих органов6;

    обеспечение доступа на собрания (заседания) органов управления и специализированных органов, а также на иные мероприятия, проводимые саморегулируемой организацией аудиторов,не только представителей Минфина России, но и Федерального казначейства, Банка России (ранее — Минфина России и Совета по аудиторской деятельности);

    информирование Федерального казначейства и (или) Банка России:

    — о выявленных саморегулируемой организацией аудиторов нарушениях аудиторской организацией обязательных требований, которые могут являться основанием для исключения сведений о такой аудиторской организации соответственно из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестра аудиторских организаций на финансовом рынке;

    — о принятии органом по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов решения в отношении аудиторской организации, сведения о которой внесены соответственно в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, о приостановлении членства такой аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, либо о рекомендации об исключении такой аудиторской организации из членов саморегулируемой организации аудиторов;

    уведомление Федерального казначейства и Банка России о прекращении членства аудиторской организации, сведения о которой внесены соответственно в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее — другие саморегулируемые организации аудиторов);

    предоставление перечня аудиторских организаций, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций, в ФНС России(ранее — предоставлял Минфин России). Сведения предоставляются ежегодно с 1 по 5 июля7.

    В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» к основным обязательным функциям саморегулируемой организации относится рассмотрение жалоб на действия членов этой организации. Новой редакцией Федерального закона «Об аудиторской деятельности» конкретизирован порядок осуществления этой функции (ранее — не устанавливался).

    Саморегулируемая организация аудиторов рассматривает поступившие обращения физических и юридических лиц, в том числе обращения в отношении своих членов, в течение 30 дней, следующих за днем их поступления. В случае необходимости получения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительных документов и информации, потребность в которых возникла при рассмотрении обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением заявителя о продлении этого срока.

    По результатам рассмотрения обращения саморегулируемая организация аудиторов должна принять решение. Это решение направляется заявителю в течение трех рабочих дней.

    Информационное сообщение Минфина РФ от 11.01.2021 N ИС-АУДИТ-37

    Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ предусмотрена обязанность саморегулируемой организации аудиторов согласовывать ряд внутренних документов до утверждения с органами, уполномоченными регулировать аудиторскую деятельность (ранее — такая обязанность отсутствовала):

    Документ саморегулируемой организации аудиторов Орган, с которым согласовывается документ
    Минфин России Банк России
    Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций Х Х (в части положений, относящихся к деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке)
    Кодекс профессиональной этики аудиторов Х Х (в части положений, относящихся к деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке)
    Правила организации и осуществления внешнего контроля деятельности своих членов8 Х Х (в части положений, относящихся к деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке)
    Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов Х (в части положений, относящихся к деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке)
    Требования к деловой (профессиональной) репутации аудиторов, аудиторских организаций, физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать членами саморегулируемой организации аудиторов в качестве соответственно аудиторов и аудиторских организаций Х (в части положений, относящихся к деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке)
    Положение о комитете аудиторских организаций на финансовом рынке Х

    Порядок согласования документов устанавливается соответственно Минфином России и Банком России.

    Вторую новость об аудите на фоне первой мало кто заметил. Правительство РФ своим распоряжением №3709-р в последний день 2020 года утвердило документ, согласно которому аудиторская деятельность в стране будет развиваться вплоть до 2024 года. Концепция имеет благую цель, она призвана формировать и поддерживать доверие делового сообщества к аудиту. Что касается контроля правомерности действий аудиторов и качества услуг, здесь в фокусе международные стандарты.

    В чем подвох? Прежде всего, в необходимости реализации ряда мер, которые поспособствуют достижению цели Концепции. Речь идет о введении понятия общественно значимых организаций (обычных и финансовых), пересмотре сфер обязательного аудита отчетности, дифференциации аудиторских компаний с учетом общественной значимости информации о проверяемых лицах, а также о повышении требований к поставщикам аудиторских услуг.

    Не секрет, что о вовлеченности аудиторов в антиотмывочную систему в правительственных кругах говорят давно. Концепция, похоже, позволит эту вовлеченность повысить, причем существенно. Она предусматривает и возможность вовлечения в аудит главных бухгалтеров через членство в профильных СРО. Для таких специалистов будет установлена ответственность за сокрытие сведений о схемах оптимизации налогообложения в компаниях.

    Также активно обсуждается необходимость усиления ответственности налогоплательщиков за предоставление недостоверных сведений в финансовой, бухгалтерской отчетности, уклонение от обязательных проверок. Можно предположить, что увеличение штрафов не за горами.

    Концепция предусматривает и усиление ответственности аудиторов, от совершенствования института признания заключений ложными до введения административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере профессиональной деятельности.

    Все та же Концепция предусматривает создание единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС. Реализация соответствующих мер (подписание соглашений, устранение барьеров для доступа на национальные рынки) запланирована на 2021-2022 годы.

    Что это значит для аудируемых лиц? Выбор поставщиков услуг заметно уменьшится. И, учитывая ориентацию на международные стандарты, безусловно положительное заключение будет сложнее получить.

    Для самих аудиторов такие перемены тоже будут значимыми. Прежде всего стоит отметить почти неизбежный передел рынка.

    Каким на фоне упомянутых изменений будет обязательный аудит 2021-2024 годов, покажет время. Пока остается лишь наблюдать за реализацией Концепции и развитием сотрудничества поставщиков услуг с государством.

    Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

    • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
    • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

    Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

    Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

    • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
    • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

    ­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

    • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
    • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

    Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

    • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
    • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
    • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

    Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

    Аудит меняется: хорошо это или плохо?

    Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.

    Общие правила проведения аудитов в России:

    • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
    • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
    • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
    • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

    Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

    Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

    • акционерные общества любой формы;
    • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
    • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
    • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
    • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
    • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
    • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

    Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

    Ввиду пандемии коронавируса в 2020 года для НКО были сделаны послабления в части проведения обязательного аудита. До конца 2020 года НКО могли утверждать аудиторскую организацию заочно. Социально ориентированные НКО, в том числе благотворительные фонды, вообще были временно освобождены от аудиторских проверок. Но с января 2021 года все нормы Закона № 307-ФЗ в отношении НКО вновь начнут действовать.

    Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

    Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

    Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

    • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
    • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
    • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
    • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

    Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

    Стандарты и правила аудита

    Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

    Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

    1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
    2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
    3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
    4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

    Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

    Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).

    За нарушение этого требования наступает ответственность:

    • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
    • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
    • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

    Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.


    По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.

    Дополнительные требования к внутреннему контролю утверждены постановлением правительства от 14 июля 2021 г. № 1188. На внутренний аудит возложили обязанности проверять с особым вниманием отдельные сделки, проводимые компанией.

    Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ определил список таких сделок:

    • сделки с недвижимостью;
    • движение денег, ценных бумаг или другого имущества;
    • операции по банковским счетам или счетам ценных бумаг;
    • привлечение денежных средств для создания компаний, обеспечения их деятельности или управления ими;
    • создание компаний и иностранных структур без образования юрлица, обеспечение их деятельности и купля-продажа.

    Все это направлено на предотвращение отмывания доходов, которые получены преступным путем, а также недопущение финансирования терроризма.

    Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

    Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

    В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

    Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

    Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

    Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

    • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
    • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
    • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
    • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
    • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

    К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

    Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

    Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

    1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
      • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
      • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
      • заключение договора на проведение аудита;
      • оформление предварительного плана проверки;
      • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
    2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
      • бухгалтерские отчеты;
      • финансовая документация;
      • управленческая информация.
    3. Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

      ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

    4. Формулировка заключения. Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

    На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

    • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
    • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
    • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

    Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.

    Обозначение: ГОСТ Р ИСО 19011-2021
    Статус: принят
    Тип: ГОСТ Р ИСО
    Название русское: Оценка соответствия. Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента
    Название английское: Conformity assessment. Guidelines for auditing management systems
    Дата актуализации текста: 01.06.2021
    Дата актуализации описания: 01.06.2021
    Дата регистрации: 00.00.0000
    Дата издания: 11.05.2021
    Дата введения в действие: 01.07.2021
    Область и условия применения: В настоящем стандарте представлены руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента, включая принципы проведения аудита, управление программой аудита и проведение аудитов систем менеджмента, а также руководящие указания по оценке компетентности лиц, участвующих в процессе аудита, включая деятельность лица (лиц), осуществляющего управление программой аудита, аудиторов и аудиторских групп. Стандарт применим ко всем организациям, которым необходимо планировать и проводить внутренний или внешний аудит систем менеджмента или управлять программой аудита
    Взамен: ГОСТ Р ИСО 19011-2012
    Расположен в: Общероссийский классификатор стандартов
    → Услуги. Организация фирм, управление и качество. Администрация. Транспорт. Социология.
    → Качество
    → Сертификация продукции и фирм. Оценка соответствия

    Аудиторские стандарты подразделяются на три уровня:

    • международные стандарты, утверждаемые Международной Федерацией Бухгалтеров (МФБ, IFAC);
    • федеральные стандарты, принятые Правительством РФ и Минфином России;
    • внутренние стандарты объединений аудиторов.

    Правительством РФ были приняты 34 федеральных аудиторских правила, Минфином – 8. Все они до недавнего времени регулировали порядок работы аудиторов.

    С 2017 года согласно законодательству об аудиторской деятельности все аудиторские проверки в нашей стране должны проводиться по правилам международных стандартов. Исключение составляют проверки отчетности за 2016 год, договор на осуществление которых был заключен заранее, до 1 января 2017 года.

    Закон определяет, что обязательными для соблюдения являются именно международные стандарты, а не федеральные. Также аудиторы могут следовать стандартам, выработанным их профессиональными объединениями, но лишь в том случае, если эти стандарты не противоречат международным, а дополняют их.

    Российские правила аудита изначально основывались на международных. И некоторые из них практически идентичны первоисточнику. Однако есть часть российских стандартов, в которых не отражены изменения, произошедшие с течением времени в аналогичных стандартах МФБ. Это, безусловно, нарушает положение о том, что никакие правила, применяемые при аудите, не должны противоречить международным.

    Приходится также признать, что при разработке федеральных стандартов аудиторской деятельности не была принята присущая стандартам МФБ четкая структура кодификации правил, позволяющая увидеть их взаимосвязь.

    Также не была принята за основу логика изложения каждого аудиторского правила МФБ, состоящего из нескольких стандартных разделов.

    Такое положение вещей сильно затруднило изучение и понимание российских стандартов, не сформировало целостной системы, которая бы легко обновлялась по аналогии с международными стандартами.

    Еще одним отличием совокупности федеральных стандартов стало то, что российские аудиторские правила, изначально призванные сделать информацию о потенциальном объекте инвестиций одинаково понятной как для российского, так и для иностранного бизнеса, зачастую базируются на положениях российского, а не международного права, используют формы документов, характерные для российских условий.

    Все эти недостатки послужили одной из причин отказа от федеральных стандартов аудиторской деятельности в пользу международных.

    Теперь аудиторские проверки будут регулироваться 48 международными стандартами. Аудиторское заключение будет включать в себя не только сведения о правильности отражения результатов деятельности в финансовой отчетности, но и мнение аудитора об особенностях ведения бизнеса и рисках аудируемого предприятия.

    Для формирования такого отчета аудитору придется изучать, а проверяемому лицу представлять большие объемы документации и информации.

    Результат опубликования такого отчета с раскрытием в нем рисков и особенностей повысит информированность потенциальных инвесторов и повлияет на их желание участвовать в бизнесе. Банки, основываясь на данных такого «расширенного» заключения, смогут проще выявлять рисковых клиентов.

    В декабре 2014 года была изменена ч. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — закон № 307-ФЗ), посвященная стандартам аудиторской деятельности. Согласно действующей редакции ст. 7 закона № 307-ФЗ аудиторская деятельность ведется только в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые признаны в России (порядок признания вводится Правительством РФ).

    МСА обязательны для всех:

    • аудиторов;
    • аудиторских организаций;
    • СРО аудиторов и работников таких СРО.

    Однако на момент внесения указанных изменений в законодательство признанных в России МСА еще не было, не был утвержден и порядок их признания.

    В 2015 году была продолжена работа по переходу от отечественных стандартов к МСА: постановлением Правительства от 11.06.2015 № 576 было утверждено положение о признании МСА подлежащим применению на территории РФ.

    В 2016 году Минфином РФ были изданы:

    • приказ от 09.11.2016 № 207н;
    • приказ от 24.10.2016 № 192н.

    В 2017 году произошел завершающий этап перехода на МСА: постановлением Правительства РФ от 23.10.2017 № 1289 с 2018 года отменено действие отечественных правил — ФПСАД (были введены постановлением Правительства от 23.06.2002 № 696).

    Важно! В 2019 Приказы Минфина № 207н и № 192н были отменены и заменены приказом от 09.01.2019 № 2н, которым введены в действие на территории РФ все МСА (опубликованы на официальном сайте ведомства).

    Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.

    В чем суть МСЗОУ 3000:

    1. Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
    2. Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
    3. Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
    4. В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.

    МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).

    МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.

    Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.

    И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.

    Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.

    МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).

    Согласно МССУ 4410:

    • это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
    • руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.

    В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.

    Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:

    1. Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
    2. Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
    3. Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
    4. Словарь терминов, применяемых в МСА.
    5. Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
    6. Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

    Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:

    1. В начале документа — его полное название.
    2. Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
    3. Порядок применения стандарта.
    4. Дата вступления акта в силу.
    5. Термины с определениями, используемые в данном акте.
    6. Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
    7. Контроль качества руководителем.
    8. Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
    9. Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
    10. Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.

    Практически в каждом стандарте есть ссылки на другие стандарты, т. е. аудитор (или специалист) должен ориентироваться в своей работе на правила нескольких МСА.

    Внутренний аудит осуществляется в различных организациях независимо от целей деятельности, размеров и структурных особенностей. Процедура регламентирована МСА 610 (приложение № 19 к приказу № 192н).

    Международный стандарт внутреннего аудита содержит основополагающие принципы и определяет методологические основы обеспечения качественных и профессиональных проверок службой, создаваемой внутри организации. Правила характеризуются универсальностью, что позволяет применять их при проведении проверок в организациях независимо от отрасли основной деятельности и правового поля страны, в которой организация зарегистрирована.

    При этом внутренний аудит не может осуществляться без внешнего аудитора, который определяет, насколько внутренняя служба компетентна и каков объем ее полномочий при осуществлении будущих проверок. Это связано с тем, что внешний аудитор в силу п. 11 МСА 610 несет личную ответственность за деятельность внутренней службы. Он вправе не использовать результаты ее работы, если придет к выводу о том, что:

    • показатели необъективны;
    • аудиторы недостаточно квалифицированы;
    • служба не применяет систематический и упорядоченный подход, включая контроль качества.

    В силу ст. 7 ФЗ № 307 международные стандарты являются обязательными и подлежат применению на всей территории РФ после прохождения процедуры признания, установленной положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 (далее — Положение). Данный акт закрепляет не только порядок признания МСА, но и содержит перечень документов, принятых Международной федерацией бухгалтеров, на признание которых направлено действие Положения:

    • международные стандарты контроля качества;
    • международные стандарты финансовых сведений;
    • международные отчеты относительно практики проведения аудита;
    • международные стандарты заданий по проведению обзорных и иных проверок;
    • международные стандарты сопутствующих и смежных услуг;
    • иные документы, издаваемые Международной федерацией бухгалтеров.

    Под признанием, согласно п. 3 Положения, следует понимать процедуру введения международного документа в действие на территории России.

    Процесс признания включает следующие этапы:

    1. Получение в официальном порядке документа из Международной федерации бухгалтеров.
    2. Проведение экспертизы и оценку его на применимость в российском правовом поле.
    3. Принятие решения о введении в действие.
    4. Опубликование принятого решения и документа.

    После признания документ подлежит обязательному исполнению субъектами аудиторской деятельности.

    Функции по осуществлению внешнего государственного аудита возложены, в соответствии со ст. 4 закона «О Счетной палате…» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, на Счетную палату РФ. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется как международными стандартами, так и стандартами, разработанными и утвержденными ей самой.

    Стандарт внешнего государственного аудита Счетной палаты РФ (СГА 302), утвержденный протоколом Коллегии Счетной палаты РФ от 21.04.2016 № 17К (1092), регламентирует порядок и вопросы, связанные с проведением аудита в сфере закупок. Проверки осуществляются Счетной палатой в рамках полномочий, предоставленных ч. 12 ст. 14 ФЗ № 41. О проведении аудита в сфере закупок читайте в другой нашей статье.

    Цель разработки и утверждения стандарта заключается в осуществлении счетной палатой экспертно-аналитической, контрольной, информационной деятельности посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

    Контрольная деятельность осуществляется посредством проведения различного рода контрольных мероприятий, в том числе проверок, ревизий, анализа, обследования и мониторинга. Возможно проведение как камеральных проверок (на основании представленных документов), так и выездных.

    Итак, с 2018 года в России введена в действие система международных стандартов аудита. Это позволит осуществлять эффективный аудит и обеспечить надлежащий уровень профессионализма всех субъектов аудиторской деятельности.

    Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .

    К ФСАД, как и к любой регламентирующей документации, существует ряд требований. Данные стандарты должны соответствовать следующим требованиям:

    • Целесообразность. Разработка этой документации должна быть обоснована с точки зрения ее актуальности и необходимости применения в регламентируемой сфере.
    • Полнота и достоверность. Стандарты должны максимально подробно и полно описывать стадии проведения проверки, отражать все особенности ее проведения.
    • Непротиворечивость. Разрабатываемые стандарты должны не противоречить международным стандартам аудита, а также ранее разработанным документам.
    • Единство терминологической базы. Во всех стандартах должен быть применен единый набор используемых терминов.

    Стоит отметить, что любые аудиторские стандарты (внутренние, федеральные) должны подвергаться непрерывной актуализации, т.к. сфера аудита очень быстро, непрерывно развивается, соответственно, каждый день появляются новые требования, возникают новые особенности проведения аудиторских проверок. Чем более детальными, соответствующими данному моменту времени являются стандарты, тем выше качество проводимого аудита.

    1. 123456 Стандарт первой очереди, утверждённый Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02
    2. 12345 Стандарт второй очереди, утверждённый Постановлением Правительства РФ № 405 от 04.07.03
    3. 1234 Редакция — Постановление Правительства РФ № 863 от 19 ноября 2008 года
    4. 12345 Стандарт третьей очереди, утверждённый Постановлением Правительства РФ № 532 от 07.10.04
    5. 1234567 Стандарт четвёртой очереди, утверждённый Постановлением Правительства РФ № 228 от 16.04.05
    6. 12345678 Стандарт пятой очереди, утверждённый Постановлением Правительства РФ № 523 от 25.08.06
    7. 123 Стандарт шестой очереди, утверждённый Постановлением Правительства РФ № 557 от 22.07.08

    Ранее в области аудита действовали:

    • Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
    • Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
    • Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

    Часть из отечественных стандартов была полностью тождественна международным правилам. Например, ФПСАД 29 разработан на основе МСА 610. Другая часть стандартов имела отличия.

    С введением МСА произошла замена всех ФПСАД (см. таблицу 1), и в каждой урегулированной области произошли некоторые коррективы.

    Таблица 1

    Какими МСА были заменены ФПСАД

    Российские стандарты

    Международные стандарты

    ФПСАД 1

    МСА 200

    ФПСАД 2

    МСА 230

    ФПСАД 3

    МСА 300

    ФПСАД 4

    МСА 320

    ФСАД 7/2011

    МСА 500

    ФСАД 1/2010

    МСА 700

    ФПСАД 7

    МСА 220

    ФПСАД 8

    МСА 315

    ФПСАД 9

    МСА 550

    ФПСАД 10

    МСА 560

    ФПСАД 11

    МСА 570

    ФПСАД 12

    МСА 210

    ФПСАД 5/2010

    МСА 240

    ФПСАД 6/2010

    МСА 250

    ФПСАД 16

    МСА 530

    ФПСАД 17

    МСА 501

    ФПСАД 18

    МСА 505

    ФПСАД 19

    МСА 510

    ФПСАД 20

    МСА 520

    ФПСАД 21

    МСА 540

    ФПСАД 22

    МСА 260

    ФПСАД 23

    МСА 580

    ФПСАД 25

    МСА 402

    ФПСАД 26

    МСА 710

    ФПСАД 27

    МСА 720

    ФПСАД 28

    МСА 600

    ФПСАД 29

    МСА 610

    ФПСАД 30

    МССУ 4400

    ФПСАД 31

    МССУ 4410

    ФПСАД 32

    МСА 620

    ФПСАД 33

    МСОП 2400

    ФПСАД 34

    МСКК 1

    В 2020 действуют 2 МСОП:

    • задания по обзорной проверке финотчетности прошлых периодов (МСОП 2400);
    • обзорная проверка промежуточной финансовой информации (МСОП 2410).

    Важно! МСОП 2400 распространяется на специалистов, проводящих обзорную проверку финотчетности, а не ее аудит. Там же указывается, в чем суть деятельности таких специалистов. Они должны:

    • изучить, проанализировать представленную отчетность организации и получить ограниченную уверенность в отсутствии существенных искажений информации;
    • представить письменное заключение.

    МСОП 2400 подробно расписывает, как должен работать специалист, какие выводы он может сделать, как оформляется заключение.

    Обратите внимание! МСОП 2410 содержит схожие правила, но применяются они аудитором. В результате проведения обзорной проверки аудитор может предварительно убедиться в отсутствии искажений финансовой информации. При этом на основе одной такой проверки аудиторские выводы им не делаются. Для составления однозначного аудиторского заключения должна быть проведена иная работа.

    Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.

    МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).

    Согласно МССУ 4410:

    • это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
    • руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.

    В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.

    Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:

    1. Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
    2. Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
    3. Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
    4. Словарь терминов, применяемых в МСА.
    5. Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
    6. Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

    Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:

    1. В начале документа — его полное название.
    2. Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
    3. Порядок применения стандарта.
    4. Дата вступления акта в силу.
    5. Термины с определениями, используемые в данном акте.
    6. Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
    7. Контроль качества руководителем.
    8. Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
    9. Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
    10. Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.

    Обратите внимание! Практически в каждом стандарте есть ссылки на другие стандарты, т. е. аудитор (или специалист) должен ориентироваться в своей работе на правила нескольких МСА.

    В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.

    Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них стала обязательной к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).

    Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:

    1. Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
    2. Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
    3. Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
    4. Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.

    Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.

    ***

    В 2020 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:

    • вводятся профессиональные термины, даются им определения;
    • перечисляются обязанности аудиторов;
    • регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
    • приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.

    Кроме непосредственно аудиторской деятельности, отдельными международными актами регулируются сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки и т. д.).

    На внутренних аудиторов правило об обязательном применении МСА не распространяется, поскольку их деятельность осуществляется в соответствии с локальным актом организации.

    • субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, которые осуществляют виды деятельности или имеют организационно-правовую форму, в отношении которых федеральными законами предусмотрена обязанность аудировать бухгалтерскую отчетность);
    • фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
    • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]