Разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута плата

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута плата». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

В свою очередь, порядок и условия размещения объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Налогоплательщиками признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве.

Однако, как и разрешение на использование земельных участков, ни схема размещения объектов, ни договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, в том смысле, что они не порождают вещные права, подлежащие государственной регистрации, разрешая лишь ограниченное пользование и владение земельным участком. В свою очередь, именно наличие у лица разрешения на использование земельных участков (договора на установку рекламных конструкций, схемы размещения торговых объектов) позволяет ему использовать земельный участок без принятия со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления решения о предоставлении земельных участков или заключения с указанными органами каких-либо договоров.

Более того, следует учитывать, что степень юридической защиты права на использование земельного участка в порядке, установленном главой V.6. Земельного кодекса, является значительно более низкой по сравнению с вещными правами, а также арендой и правом безвозмездного пользования, поскольку как отмечалось уже выше действие разрешения на использование земель или земельного участка прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута во всех случаях, предусмотренных статьей 39.33 Земельного кодекса, осуществляется бесплатно.


Земельным кодексом России определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления последних. Речь идет в том числе о размещении нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций.

Схема размещения таких объектов предусмотрена Законом N 381-ФЗ об основах госрегулирования торговой деятельности.

Рекламные конструкции на указанных участках устанавливаются на основании договора в соответствии с Законом N 38-ФЗ «О рекламе».

Порядок и условия размещения объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300, устанавливается НПА субъекта Федерации.

В соответствии с ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Налогоплательщиками признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве. Однако разрешение на использование земельных участков, схема размещения объектов и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок.

По мнению Минэкономразвития России, использование участков без их предоставления и установления сервитута осуществляется бесплатно.

Заявителями на получение государственной услуги являются физические лица, их законные представители, а также представители, действующие на основании доверенности.

  • Заявление (форма 1)
  • Копия документа удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя);
  • Копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае обращения представителя заявителя);
  • Схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории — в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости);
  • Заключение органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, о том, что для размещения объекта не требуется разрешение на строительство (за исключением случаев размещения объектов, предусмотренных пунктами 4, 4(1), 8, 13, 14, 18, 23, 24, 25 (в части размещения велопарковок), 26 — 30 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года N 1300.

В случае обращения через представителя, лицо, подающее заявление, предъявляет документ, подтверждающий полномочия представителя физического лица (нотариальная доверенность).

О каталоге

В каталог государственных сайтов включены официальные информационные интернет-ресурсы, посвященные деятельности государственных ведомств.

Навигация в каталоге организована таким образом, чтобы вы могли быстро найти нужное ведомство и его контактную информацию, ознакомиться с предоставляемыми услугами или перейти на официальный сайт.

В настоящее время каталог содержит:

301

Ведомства

1895

Услуги

Порядок установления сервитута

Тип:

Положительный результат предоставления услуги/исполнения функции

Получаемые документы:

Постановление о разрешении на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

Тип:

Оригинал

Количество копий:

1

Описание:

ЛЕН 0 ОКТ 0 ПЕР 0

  • Высокая —
  • Средняя —
  • Низкая ‒

Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска

1. Краткое описание организации предоставления услуги в МФЦ: в ходе предоставления услуги осуществляется информирование, консультирование граждан о порядке предоставления муниципальной услуги, прием документов и передача в Комитет.

2. Оплата услуги – предоставляется бесплатно.

3. Срок предоставления услуги:

— в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления для объектов:
1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
4. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
5. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
— в течение 20 рабочих дней со дня поступления заявления для всех остальных объектов (см. ниже Перечень видов объектов).

Результат предоставления муниципальной услуги, в течение 5 календарных дней со дня принятия решения выдается заявителю лично или направляется по почте заказным письмом на почтовый адрес, указанный в заявлении.

4. Получатели муниципальной услуги: физические и юридические лица, представители

5. Результат:
• Выдача Разрешения. Обязательным приложением к решению о выдаче разрешения на размещение объекта является схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, выполненная в масштабе, на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории — в случае если планируется использовать земли или часть земельного участка;
• Уведомление об отказе в выдаче Разрешения.

6. Перечень документов, необходимых для получения услуги:

1. Заявление о предоставлении услуги
2. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя. Копия документа, удостоверяющего личность, должна быть заверена владельцем документа.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя. Копия доверенности, выданная юридическим лицом, должна быть заверена юридическим лицом, выдавшим доверенность. Копия доверенности, выданная нотариусом, должна быть заверена нотариально.
4. Схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, выполненная в масштабе, на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории — в случае если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости). (если в заявлении указывается кадастровый номер — документ не требуется)
5. Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке) либо уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений об объекте недвижимости (при наличии).
6. Выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем (при наличии).
7. Копия проекта организации строительства – в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка для размещения объекта в соответствии с п. 31 Перечня объектов (см. ниже Перечень видов объектов).

7. Основание для отказа в предоставлении услуги:

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
1. Представленные запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Единым требованиям, Регламенту.
2. Представленные документы утратили силу, в случае если срок действия документа указан в самом документе либо определен нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3. Отсутствие полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
4. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование Базового регистра, поданным заявителем документам или сведениям.
5. Наличие недостоверных и/или противоречивых сведений в представленных документах и в интерактивном запросе.
6. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем/представителем в соответствии с Регламентом.
7. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при предоставлении государственной услуги в электронной форме с использованием Портала являются:
1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.
2. Представление заявителем запроса и документов, подписанных с использованием электронной подписи, не принадлежащей лицу, подавшему заявку.

Основания для оказания услуги, основания для отказа

В отдельных случаях, установленных земельным законодательством, допускается использование земель без их предоставления и без составления соглашения об установлении сервитута.

Пользование подобными объектами недвижимости возможно, если они не были предоставлены в пользование физическим или юридическим лицам.

Согласно Земельному кодексу России предоставление участков возможно в нескольких случаях:

  • для проведения изыскательных работ;
  • при необходимости проведения капитального или текущего ремонта линейного оборудования, проходящего под или над участком;
  • для строительства временных или различных вспомогательных сооружений, к которым можно отнести бытовки и навесы, для складирования строительных материалов и проведения реконструкции линейных объектов;
  • для проведения геологического изучения недр;
  • в целях осуществления деятельности, направленной на сохранение и развитие традиционного образа жизни коренных и малочисленных народов. К таким народам относят коренные и малочисленные народы Севера, Дальнего Востока.
  • предоставление участков допускается только в местах традиционного проживания подобного населения, кроме участков, расположенных в границах лесного фонда.
  • для размещения нестационарных объектов торговли и рекламных конструкций;

Использование земель для удовлетворения вышеперечисленных целей допускается только после получения соответствующего разрешения уполномоченного органа.

Пользование участком без его предоставления и оформления права на сервитут допускается только в отдельных случаях, установленных на законодательном уровне. Для этого требуется подтвердить наличие серьезных оснований для использования конкретного объекта недвижимости, получив в уполномоченном органе специальное разрешение.

В заявлении о предоставлении участка должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер участка земли, который будет предоставлен для использования, без передачи и оформления сервитута;
  • координаты точек границ территории, которая будет предоставлена для использования, если уполномоченный орган разрешает воспользоваться только частью участка, а не всем объектом недвижимости;
  • ФИО заявителя и его место жительства, если за получение участка обращается физическое лицо;
  • наименование, местонахождение, вид организационно-правовой деятельности и сведения о прохождении процедуры государственной регистрации, если в качестве заявителя выступает юридическое лицо;
  • почтовый или электронный адрес, а также контактный номер телефона для связи с заявителем;
  • предполагаемые цели использования участка земли, которые должны совпадать с основаниями, установленными в Земельном кодексе РФ;
  • точный срок использования участка.

В свою очередь, готовое решение должно содержать:

  • Обязанности лица, получившего в пользование участок, исполнять обязанности, установленные в Земельном кодексе России. Это касается необходимости устранить нарушение плодородности почв и вернуть участок в прежнее состояние в случае причинения ему вреда.
  • Указание на возможность досрочного прекращения действия разрешения, если участок земли будет предоставлен в собственность или временное пользование юридическому или физическому лицу. В разрешении обязательно должны быть прописаны сроки, в течение которых третье лицо должно быть уведомлено о необходимости освободить используемый участок.

Отдельно стоит отметить, что подобное разрешение не дает право лицу, которому оно было выдано, на проведение и реконструкцию на участке объектов капитального строительства.

Проектно-сметная документация на прокладку и ремонт коммуникаций, сетей

На законодательном уровне не предусматривается возможности использования земельного участка без получения каких-либо документов. В рамках земельного законодательства, третье лицо имеет право воспользоваться объектом недвижимости, принадлежащим государству, только если оно:

  • получит соответствующее разрешение;
  • заключит соглашение об установлении сервитута;
  • заключит договор аренды, договор бессрочного пользования, договор безвозмездного пользования земельным участком.

Во всех других случаях использование федерального или муниципального имущества воспринимается в качестве нарушения законодательства.

Исключение составляют только общедоступные участки, которые постоянно подвергаются использованию со стороны неограниченного количества лиц, к примеру, земли на территории города, использованные под строительство площадей, парков.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Основой законодательного регулирования порядка использования земель без предоставления участков и установления сервитута является Земельный кодекс РФ.

Глава V.6 в Земельном кодексе, а конкретно статьи 39.33, 39.34, 39.35, 39.36 регулируют такой способ использования земель.

Данный институт земельного законодательства был введен в действие 1 марта 2015 года законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 171).

Использовать государственные или муниципальные земли, выделенные гражданам или юридическим лицам можно без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих ситуациях:

  • Осуществление инженерных изысканий — комплекса работ для получения информации, необходимой, чтобы выбрать наиболее экономически целесообразное и технически обоснованное место для строительства, других работ, связанных с проектированием сооружений;
  • Проведение капитального или текущего ремонта линейного объекта (линии электропередач, трубопроводы, автодороги, железнодорожные линии, линии связи и пр.);
  • Постройка временных или дополнительных сооружений вспомогательного характера (ограждения, навесы, бытовки), складывание строительных и других материалов, строительной техники, реконструкции федеральных, региональных или местных линейных объектов;
  • Проведение геологического исследования недр;
  • Осуществление деятельности, направленной на сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла небольших коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России там, где они традиционно проживают и проводят свою хозяйственную деятельность. Исключение в данном случае составляют земли лесного фонда;
  • Расположение переносных объектов торговли, конструкций рекламы и других объектов, определяемых Правительством России.

Разрешение на использование земельного участка указывает:

  • на обязанность лиц, которым предоставлено разрешение, приводить земли в пригодное состояние в случае, если в процессе использования земельного участка испортился либо вовсе был уничтожен плодородный слой почвы в границах участка;
  • на возможность досрочного прекращения действия разрешения и на сроки, в которые будет направлено уведомление о предоставлении земли лицам, использовавшим ее.

Документ или его копия, удостоверяющие личность представителя физического лица.

Законодательно установлен ряд случаев, когда допускается использование земельных участков, состоящих в собственности государственных органов или муниципалитета без передачи их в собственность и без установки сервитута. Такая процедура проводится на основании ст. 39.33 ЗК РФ в следующих случаях:

  • при проведении инженерных изысканий;
  • при необходимости проведения ремонта линейного объекта;
  • при возведении временных или вспомогательных построек, складировании стройматериалов, техники для выполнения необходимых работ, при реконструкции линейных объектов различного назначения и принадлежности;
  • для проведения геологических исследований недр;
  • когда выполняются действия, направленные на развитие и сохранность традиций и промыслов коренных малочисленных народов государства по месту их жительства, кроме зон лесного фонда;
  • при размещении торговых точек нестационарного типа, рекламных конструкций, других построек, разновидности которых определяет Правительство РФ.

Эксплуатация территорий, являющихся государственной собственностью или владением муниципалитета, производится согласно целям, обозначенным в разрешении, которое выдается полномочным ведомствам.

Разрешение на использование земельного участка без передачи в собственность представляет собой документ стандартного образца, составленный в письменном виде и подписанный должностным лицом полномочного ведомства.

В разрешении обязательно должны быть указаны такие данные, как:

  • кадастровый номер участка, если рассматривается эксплуатация всего надела или его части;
  • обязанности лиц, получивших разрешение;
  • указание возможности досрочного прекращения действия разрешения.

Документ предоставляет право гражданам на распоряжение территориями без передачи их в эксплуатацию, однако, вынесенный акт не является разрешительным документом для возведения на площади построек или выполнения реконструкции объекта.

Использование земельного участка без его предоставления начинается с получения разрешения, о чем было сказано выше. Описание процесса получения такого документа отражено в ст. 39.34 ЗК РФ и предполагает совершение следующих действий:

  1. Заинтересованное лицо обращается в распорядительное ведомство с заявлением о выдаче разрешения на пользование наделом без его предоставления (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о выдаче разрешения на пользование землей]).
  2. Распорядитель участка проверяет поступившую заявку и пакет документов на предмет правильности заполнения и наличие законных оснований для оформления разрешения.
  3. Не позже месяца с момента поступления заявки выносится решение о предоставлении права использования земли или отказ в этом, с указанием причин.
  4. Акт выдается заявителю, а исполнительное ведомство обязано не позже 10 дней с момента выдачи разрешения, передать копию акта в федеральный исполнительный орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Такие функции сейчас выполняет Росреестр.

Разрешение может иметь различный срок действия, который напрямую зависят от вида разрешенного использования:

  1. Для выполнения инженерных изысканий, ремонта линейных объектов — до года.
  2. Под возведение зданий определенного типа, хранение материалов и техники, а также реконструкцию линейных строений — на период выполнения указанных мероприятий.
  3. В целях геологического исследования недр — на период действия лицензионного соглашения.
  4. Для сохранения традиций и промыслов коренных народов — бессрочно.

Действие разрешения заканчивается в тот момент, когда участок будет передан в пользование гражданину или организации.

Чтобы разрешение на пользование территориями, являющимися муниципальной или государственной собственностью было выдано, потребуется следующий пакет документов:

  • реквизиты заявителя;
  • техническая информация об участке, в отношении которого требуется разрешительный акт, включая кадастровый номер и межевую схему;
  • заявление на выдачу разрешения;
  • бумаги, подтверждающие наличие оснований для выдачи документа, в частности: лицензия на недропользование, разрешение на инженерные изыскания, постановление о проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту линейных объектов, документы на нестационарную торговую точку и ряд других, в зависимости от обстоятельств.

Бумаги предоставляются в виде копий и удостоверяются оригинальными экземплярами.

Сервитут на землю ограничивает возможности владельца участка. Поэтому существует несколько условий, выполнение которых выступает обязательным требованием для наложения подобных ограничений. К ним относятся:

  • удовлетворить потребности другим способом не получается;
  • введение судебным порядком в случае невозможности урегулировать противоречия мировым досудебным соглашением;
  • запрет на лишение владельца права пользоваться принадлежащей ему землей;
  • разумный минимум ограничений, накладываемых на собственника;
  • сервитуарий (лицо, получившее временный доступ к участку) обязан поддерживать объект недвижимости в надлежащем состоянии.

В качестве дополнительного требования рассматривается необходимость платить за пользование чужим участком. Она вводится в рамках действующего законодательства о земле.

Для классификации сервитута используется три параметра. Каждый из них следует рассмотреть более детально.

По этому признаку различают публичный и частный сервитут. В первом случае речь идет об общественных интересах или потребностях. Публичный сервитут делится на три разновидности — водный, лесной и городской. Основанием для его введения становится решение местных властей. С его помощью удается добиться решения следующих задач:

  • предоставление площадей для сенокоса, выгула и прогона скота, рыбалки;
  • использование водоемов и, прежде всего, прибрежной части;
  • проведение исследований на земле, например, археологических;
  • прокладка транспортных магистралей, пешеходных дорожек или других элементов благоустройства территории;
  • прокладка систем дренажа и канализации.

Частный сервитут предусматривает предоставление доступа к земле или прокладки различных коммуникаций. Речь идет о телефонных и кабельных линиях, трубопроводах отопления, водо- и электроснабжения.

По этому параметру различают срочные и бессрочные сервитуты. Первые действуют в течение определенного временного периода, согласованного участниками сделки. В некоторых случаях отдельного оговариваются условия пролонгации соглашения.

Бессрочный сервитут действует все время обладания землей. Типичным примером подобного обременения становится строительство и последующая эксплуатации дороги.

Актуальный на сегодняшний день порядок оформления сервитута на землю предусматривает последовательную реализацию четырех этапов. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

  1. Претендент на использование земли обращается к собственнику с ходатайством о предоставлении доступа к участку.
  2. Если разногласия между сторонами по срокам и стоимости сервитута отсутствуют, заключается соглашение. Если договориться не удается, претендент обращается в суд — районный или городской. В этом случае от него потребуется доказать, что получение доступа к земле выступает объективной необходимостью.
  3. При положительном решении суда сервитут вводится в принудительном порядке. В подобной ситуации документы по сделке подаются в местный орган власти.
  4. На завершающей стадии обременение регистрируется в Росреестре, так как оно непосредственно касается объекта недвижимого имущества — земельного участка.

На каждом из этапов реализация мероприятия требуется подготовить определенный комплект документации. Оформление сервитута в местных органах власти предусматривает предоставление нескольких документов:

  • заявление о получении доступа к участку;
  • письменное уведомление владельца земли;
  • основание для введения сервитута — решение суда, мировое соглашение (для частного) или постановление местного органа власти (для публичного);
  • соглашение сторон или судебное решение о предоставлении доступа к земельному участку;
  • документы, удостоверяющие личность участников сделки — паспорт (для физлица и ИП) и учредительная документация (для юридического лица);

Чаще всего, основанием для применения сервитутного права становится соглашение сторон. Действующее законодательство предъявляет к документу несколько требований, в числе которых:

  • указание паспортных реквизитов и контактной информации об участниках;
  • цель оформления сервитута;
  • основание для его введения;
  • реквизиты в отношении земельного участка — кадастровый номер, площадь и другие подобные данные;
  • права каждого из участников сделки;
  • их обязанности;
  • срок действия соглашения;
  • стоимость оплаты за получение доступа к участку земли.

Сведения о государственной услуге

Гражданам или организациям предоставляется право на использование государственных или муниципальных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:

  • для производства специализированных работ по поиску самых выгодных по экономическим и техническим показателям мест для проектирования и строительства различных сооружений;
  • для осуществления капитального или планового ремонта инфраструктуры (линий электропередач, трубопроводов, дорожного полотна, железнодорожных путей, газопроводов и прочего);
  • для возведения временных или дополнительных конструкций (забор, навес, склад) по хранению строительных и иных материалов, а также строительной техники, используемой при обновлении федеральной, региональной инфраструктуры;
  • при производстве геологической разведки недр земли;
  • при производстве мероприятий по сохранению традиций и образа жизни малочисленных народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. При этом запрещается предоставлять земли лесного фонда;
  • для установки мобильных объектов торговли, рекламных конструкций и других объектов, определяемых Правительством России.

Пользоваться землей без выделения участков и установления сервитута возможно только при наличии разрешения полномочного органа власти. Размер земли не имеет значения: главное — подробно сформулировать, для чего нужно временно использовать землю.

Режим оформления разрешения определен Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, состоящих на балансе государства или муниципалитета.

Правила установлены решением Правительством России от 27 ноября 2014 года (ниже по тексту — Правила).

По положениям Правил, процесс выдачи разрешения на использование земли производится после оформления соответствующей заявки физическим или юридическим лицом (или полномочными представителями) в исполнительных структурах государственных или муниципальных органов.

Разрешение на использование земли является важным новшеством российского земельного законодательства. Под действие закона подпадают только государственные или муниципальные земли.

Получив разрешение, на земле можно ремонтировать линейный объект, строить временные объекты, складировать материалы и различную технику для строительства, деятельность по совершенствованию сохранения традиций и обычаев малых коренных этносов. Этот способ является условно разрешенным видом использования земельных участков.

Порядок выдачи разрешения урегулирован Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Правила утверждены Правительством России от 27 ноября 2014 года (Далее — Правила).

Согласно Правилам процедура получения разрешения на использование земли начинается с подачи заявления физическим или юридическим лицом (их представителями) в исполнительный орган государственной власти или в муниципалитет.

В заявлении указывается следующее:

  • ФИО, место проживания заявителя и паспортные данные — прописывает физическое лицо;
  • Наименование, месторасположение, организационная форма деятельности и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц — прописывает юридическое лицо;
  • ФИО доверенного представителя заявителя и данные документа, который подтверждает его права — прописывает доверенное лицо заявителя;
    Почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов для связи с заявителем или его представителем;
  • Планируемые цели применения земель;
  • Кадастровый номер земельного участка;
  • Период использования земли.

Частный сервитут на земельный участок подразумевает установление ограниченного пользования объектом другим лицом. Человек, которому требуется сервитут, называется сервитуарием. Чаще всего обременение сервитутом может устанавливаться на соседний участок.

Сервитут на земельный участок, находящийся в частной собственности, не может быть установлен без согласия владельца. Стороны должны заключить соглашение о сервитуте (образец может подготовить юрист), которое впоследствии необходимо зарегистрировать в Росреестре.

Чаще всего личный сервитут не безвозмездный. В соглашении стороны устанавливают определенную плату за пользование участком.

Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, которое гласит, что сервитуарий не вправе продать, обменять, дарить или использовать иным способом ту часть участка, на которую наложено обременение. Владелец участка в свою очередь вправе совершать любые действия правового характера с предварительным уведомлением о наличии обременения сервитутом.

Частный сервитут может быть установлен на земельном участке в следующих случаях:

· обеспечение проезда или прохода;

· проведение линии электросети, связи или трубопровода;

· использование источника воды;

· для прогона скота;

· прокладывание водного пути;

· обеспечение строительства, ремонта или реконструкции объектов инженерной или транспортной инфраструктуры;

· ремонт общих стен дома блокированной застройки.

Частный сервитут может быть срочным или постоянным. В первом случае срок его действия определяется соглашением, во втором обременение снимается только по решению суда.

Помимо частного существует еще и личный сервитут. Эти два понятия часто путают. Личный сервитут предоставляется конкретному человеку и прекращается с его смертью. Он не передается по наследству, не может быть подарен, продан или отчужден иным способом.

Для начала разберемся, что такое публичный сервитут на земельный участок. В соответствии с нормами законодательства, публичный сервитут на земельный участок или другой объект недвижимости – это ограниченное использование имущества в интересах государства или муниципалитета. Сервитутом может пользоваться неограниченное число лиц.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в следующих случаях:

· обеспечение проезда к участку;

· установка или ремонт транспортных, электрических или инженерных сетей;

· установка геодезических или межевых знаков и обеспечение проезда к ним;

· осуществление водоотвода и установка дренажного оборудования на участке;

· обеспечение водопоя скота;

· обеспечение выпаса скота и заготовки сена;

· организация охоты и рыболовства;

· перевоз объектов через участок;

· проведение геологических раскопок;

· другие основания, не противоречащие законодательным нормам.

Установить публичный сервитут на земельный участок можно только после проведения общественных слушаний с последующим голосованием. Обременение устанавливается, если большинство проголосует положительно. При этом учитывается мнение лиц, которые могут понести ущерб.

Запрещено оформлять публичный сервитут на земельный участок в следующих случаях:

· обременение не позволит собственнику распоряжаться имуществом;

· собственник направил уведомление о требовании отменить сервитут;

· невозможность организовать общественное слушание.

Если собственник испытывает неудобства от того, что публичный сервитут обременяет земельный участок, он может подать в суд и потребовать выкупа участка с предоставлением аналогичного или полной компенсации причиненного ущерба. Суд может удовлетворить иск или отказать.

В случае возникновения спорных ситуаций в отношении сервитута рекомендуется обращаться к юристу. Специалист изучит проблему и поможет добиться желаемого результата.

Если стороны не могут договориться, сервитут на земельный участок в государственной или частной собственности может быть установлен через суд. В первую очередь необходимо определить, в какой орган нужно обращаться.

Когда нужно установить сервитут между юридическими лицами и спор имеет экономический подтекст (например, одна организация не может осуществить выгрузку товара, так как другая фирма не дает подъехать к зоне выгрузки по своей территории), обращаться нужно в арбитражный суд. Если спорная ситуация возникла между физическими лицами, обращаться нужно в районный или городской суд общей юрисдикции.

Решение суда по сервитуту на земельный участок зависит от ряда факторов. Так, например, если требуется обеспечить проход к самовольно возведенному зданию, в установлении будет отказано. А вот требование оформить сервитут для эксплуатации линейных объектов скорее всего суд удовлетворит.

Судебная практика по установлению сервитута на земельный участок говорит о том, что положительное решение принимается только в том случае, когда оформление обременения является единственным способом решить проблему. Инициатору установления сервитута потребуется доказать, что иным образом обеспечить выполнение целевого действия невозможно.

В иске обязательно следует прописать:

· личные данные истца и ответчика;

· наименование судебного органа;

· требования истца (прописать, как конкретно нарушаются его права);

· доказательства нарушения прав;

· обоснование для установления сервитута;

· доказательство, что истец предпринимал попытки договориться с ответчиком мирным путем;

· отчет об оценке, если дело требует проведения расчетов.

Грамотно составленное исковое заявление и обоснование его законности – залог принятия положительного решения по оформлению сервитута в арбитражном суде или суде общей юрисдикции. Только профессиональный юрист сможет подготовить правильный иск с точки зрения права и поможет выиграть дело.

Сервитут на земельный участок регулируется Земельным кодексом РФ, а именно в ст. 23 «Право ограниченного пользования чужим земельным участком». В соответствии с этим нормативным документом сервитут устанавливается в рамках правил, утвержденных в Гражданском кодексе РФ.

Публичный сервитут может устанавливаться решением исполнительного органа власти или муниципалитета, если таким образом обеспечиваются нужды региона/района/области или местного населения. В отличии от частного сервитута публичный вид обременения обеспечивает использование земли без ее изъятия у собственника. Публичный сервитут не лишает правообладателя имущественных прав на участок.

Продолжительность действия сервитута определяется соглашением сторон или решением об его установлении. При этом учитываются ограничения, предусмотренные в ст. 39.24 ЗК РФ.

Оформление сервитута на земельный участок не должно отрицательно влиять на распоряжение землей в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования. Кроме того, учитываются требования рационального использования земель и положения Градостроительного кодекса. Любой сервитут подлежит государственной регистрации в органах Росреестра.

Собственник земельного участка, который был обременен сервитутом, имеет право потребовать соразмерную плату от лиц, заинтересованных в установлении обременения. Плата возможна также в том случае, когда сервитут усложнил использование земельного участка. При необходимости собственник может обратиться для защиты прав в суд.

Администрация городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Сервитуты для прохода и проезда приобретают огромную актуальность в связи с увеличением количества земельных участков и уплотнением застройки. Предоставление права ограниченного использования чужой территории предусмотрено в ст. 274 ГК РФ. В рамках этого нормативного документа сервитут может быть установлен для обеспечения прохода или проезда через смежный участок с целью строительства, реконструкции или эксплуатации линейных объектов и других обоснованных целей.

Установление сервитута является крайней мерой и без объективной причины не применяется. Иногда, чтобы доказать наличие оснований для оформления обременения, проводится землеустроительная экспертиза. Для этого вызывают кадастрового инженера, который проводит исследование и составляет заключение о необходимости установления сервитута и его границах.

Кадастровый инженер сможет подготовить несколько вариантов прохода или проезда. Если установление сервитута происходит в судебном порядке, суд примет наименее обременительный для ответчика вариант.

Дело с наибольшей вероятностью закончится для вас положительно, если привлечь профессионального юриста. Специалист подготовит необходимые бумаги и окажет содействие для скорейшего решения спорных вопросов.

Частный сервитут на земельный участок, находящийся в аренде, устанавливается посредством заключения соглашения с собственником земли. Если он не согласен, а это необходимо, то в судебном порядке. Когда участок сдается, арендатор не вправе заключать подобный договор или препятствовать его оформлению. Как-то мешать исполнению сервитута арендатор также не может.

Наличие обременения может послужить ограничением возможности использования участка для арендатора. Иными словами, его права будут нарушены. Перед тем, как оформить договор аренды, собственник обязан предупредить арендатора о наличии ограничений.

Арендатор может расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке, если сервитут делает невозможным или затрудняет использование земельного участка, оформленного во временное пользование. Еще одна причина для расторжения – отсутствие уведомления арендатора о наличии сервитута до заключения договора аренды.

На установление публичного сервитута арендатор также не может влиять никаким образом. Претензии вправе предъявлять только собственник.

Процесс оформления сервитута не отличается от стандартного. Частный сервитут устанавливается посредством оформления соглашения, публичный – через распоряжение государственных или муниципальных органов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]